Создание настольной игры по лингвистике

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание настольной игры по лингвистике

Викторов Т.А. 1Кургузов М.С. 1Чарышкина У.С. 1
1МБУ ДО «ДТДиМ», Балашиха
Кремнева М.И. 1
1МБУ ДО «ДТДиМ», Балашиха
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема написания словарных слов (слов с непроверяемым написанием или непроверяемыми орфограммами) является актуальной в настоящее время. Это связано с тем, что таких слов в русском языке достаточно большое количество. Школьникам, за весь курс обучения с 1 по 11 класс, приходится выучить более 820 слов с непроверяемыми орфограммами. Словарные слова невозможно проверить ни одним правилом русского языка. Следовательно, основной путь для их усвоения – это запоминание написания. Но как запомнить столько слов?

По мнению специалистов, одним из вариантов решения проблемы является использование игровых методик. Психологами доказано, что использование игр в образовательном процессе делает процесс обучения интересным, а знания усваиваются быстрее, лучше и прочнее.

Гипотеза: возможно,настольную игру можно использовать для изучения словарных слов.

Цель: создание настольной игры.

Задачи: 1) изучить литературу по теме исследования; 2) создать настольную игру «Словарные слова в загадках»; 3) провести эксперимент; 4) сделать выводы.

Методы исследования: изучение литературы; поиск информации в сети Интернет; эксперимент; анкетирование; количественный анализ; практическая работа.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Анализ литературы

    1. Что такое лингвистика?

Проанализировав литературу по теме исследования, мы выяснили, что слово лингвистика происходит от латинского lingua (язык). В словаре лингвистических терминов дается такое определение: «Лингвистика (языкознание) – это наука о языке» [2].

В лингвистике выделяются следующие разделы:

  • лексикология;

  • фразеология;

  • фонетика;

  • графика;

  • словообразование;

  • грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис;

  • орфография;

  • пунктуация;

  • стилистика;

  • культура речи [3].

    1. Что такое словарные слова?

Словарные слова в школьном курсе русского языка изучаются в разделе «Орфография».

Существуют различные орфографические правила, которые помогают нам правильно писать слова. Однако, есть и такие слова, которые не подчиняются этим правилам. Их называют словарными словами. Например, никак нельзя проверить гласную «о» в слове «гвоздика». Транскрипция выглядит так: [гвазд’ика]. Чтобы правильно написать это слово, его нужно запомнить или обратиться за помощью к орфографическому словарю.

Словарные слова получили такое название из-за того, что они фиксируются в орфографических словарях, в которых уделяется внимание правописанию слов.

Все словарные слова можно разделить на две категории. Первая – это исконно русские слова, которые пришли в современный русский язык из древнерусского языка. К ним относятся, например, существительные ветер, камень, корова и др. В древнерусском языке их написание объяснялось языковыми особенностями, но в современный литературный язык эти особенности не перешли, оставив после себя «память» в виде слов, правописание которых нынешними нормами не объяснишь [1].

Вторая категория – это заимствованные слова из разных языков, например, огурец, помидор, крыжовник. Часть иностранных слов пришли в русский язык в таком виде, в каком мы их знаем, часть со временем изменилась, но в любом случае эти слова не подчиняются правилам правописания.

    1. Что такое настольная игра?

Настольная игра – это игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих [4].

Настольные игры появились еще в древние времена. Первые игровые компоненты были найдены во время раскопок 5000 - летнего кургана Башур Хаюк на юго-востоке Турции. Это был набор из 49 вырезанных и покрашенных камешков [5].

В древности для игры использовали плоские палочки, одна сторона которых была покрашена. Эти палочки подбрасывались все вместе, количество палочек, упавших покрашенной стороной вверх, определяло результат броска. Также, для игры использовали месопотамские кубики. Они были сделаны из различных материалов, включая кости, дерево, покрашенные камни и черепаший панцирь. Со временем кубики стали делать из самых разных материалов: медь, латунь, стекло, слоновая кость и мрамор. Кубики из Древнего Рима очень похожи на шестигранные кубики, которые мы бросаем по сей день [5].

Первыми настольными играми в истории являются игры: Сенет, Мехен, Ур, Нарды, Го и др. К сожалению, правила некоторых игр не сохранились до наших дней. Значительно позднее появились игры: Хнефатафл, Чатуранга, Шатрандж, они перешли в позднюю средневековую Европу как шахматы[5].

С древних времен и до наших дней появилось огромное количество настольных игр. Двадцать первый век – это эпоха новых технологий. В такие времена, казалось бы, настольные игры должны уйти в тень. Однако, это далеко не так, интерес к настольным играм не уменьшается, каждый год появляются все новые и новые настольные игры [5].

  1. Создание настольной игры «Словарные слова в загадках»

При создании настольной игры мы использовали методические рекомендации по созданию обучающих настольных игр[6].

    1. Подготовительный этап

Сначала мы выбрали тему игры: словарные слова, обозначающие растения.

Затем, приступили к изучению темы. Проанализировав список словарных слов, рекомендованных к изучению с 1 по 11 класс, отобрали следующие слова: 1) лексической группы «Растения»: акация, береза, гвоздика, шиповник, ежевика, земляника, капуста, лебеда, апельсин, малина, незабудка, осина, ромашка, магнолия, картофель, овес, папоротник, фасоль, эвкалипт, крыжовник, сирень, огурец, помидор, арбуз; 2) слова с непроверяемым написанием, обозначающие ядовитые растения: вороний глаз, ландыш, белладонна.

Определили цель игры: изучение словарных слов, обозначающих растения.

    1. Составление правил игры

Следующий этап – составление правил игры.

Подготовка к игре.В игре участвуют от 2 до 10 человек. Игру проводит ведущий. Участники делятся на две команды. Командам дается название, например, «Пчелка» и «Бабочка». Ведущий раздает детям карточки, на которых изображены растения и написаны их названия (словарные слова).

Ход игры. «Пчелка» и «Бабочка» (фишки) помещаются на игровую ячейку «Старт». Фишками участники будут делать очередной ход. Игроки команд по очереди бросают кубик и делают столько ходов, сколько указано на грани кубика, повернутой вверх. «Бабочка» и «Пчелка» при очередном ходе будут попадать в «гости» к растению. Ведущий загадывает загадку про это растение игроку, сделавшему ход. Отгадкой служит растение, название которого начинается на указанную букву. Участник отгадывает загадку. Всем играющим задается вопрос: «У кого карточка с этим растением»? Дети находят нужную карточку, и она помещается на игровую ячейку с буквой.

Особые указания:

- Делаем один ход назад, если попадаем на картинку с изображением ядовитого растения.

- Делаем три хода вперед, если фишка попала в ячейку с изображением апельсинового дерева.

Окончание игры и победа.Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд первой не доберется до финиша. Она и становится победителем.

    1. Игровые компоненты (Приложение 1).

Оформили игровые компоненты: кубик, игровые карточки, фишки. Основой для игрового кубика стал детский пластмассовый кубик, на грани которого были наклеены кружочки, вырезанные из бумаги от одного до шести.

Был изготовлен комплект из 23 игровых карточек. На каждой карточке помещена фотография и написано словарное слово, обозначающее это растение. Для лучшего запоминания, непроверяемая орфограмма в слове напечатана шрифтом большего размера.

Для фишек взяли детские игрушки: бабочку и пчелку.

    1. Игровое поле.

Модель игрового поля первоначально нарисовали на листе бумаги. Затем склеили между собой 15 листов для черчения (формат А3). Получилось игровое поле размером 210 см х 88 см. В соответствии с моделью, на поле разметили игровые ячейки. В каждой ячейке указали порядковый номер и первую букву, с которой начинается словарное слово, обозначающее определенное растение, например, «А» - акация, «Б» - береза, «Г» - гвоздика и т.д. Для оживления внешнего вида игрового поля использовали цветную бумагу, фотографии, иллюстрации. Стрелками указали направление движения во время игры.

Обозначили четыре точки следования, которые обладают специальными эффектами: при попадании в ячейку с изображением ядовитого растения (белладонны, ландыша, вороньего глаза) необходимо сделать один ход назад, а при попадании в ячейку с изображением апельсинового дерева - 3 хода вперед.

2.5. Загадки к игре. При попадании в ячейку с буквой, игрок, делающий ход, должен отгадать загадку. Мы решили составить загадки про растения самостоятельно. Сначала, используя краткий этимологический словарь русского языка [7], составили «паспорт» растения.

В паспорте были указаны следующие данные: название растения (словарное слово), происхождение слова (оно исконно-русское или заимствовано из другого языка), когда пришло в русский язык, как и на базе чего оно образовано, какой признак был положен в основу названия. Затем, используя полученные сведения, составили 23 загадки.

Например, это слово древне-русское. Растение получило свое название по сходству семян цветка с маленькими гвоздями (гвоздика).

Это слово исконно-русского происхождения, производное от «ежовая ягода» (ежевика) и др. Загадки поместили в Таблицу 1

Таблица 1. Загадки к игре

21. П

Это слово исконно-русское. Растение получило своё название по сходству его листьев с крыльями птиц (папоротник).

20. О

Называют геркулес, Значит сила в каше есть.

А вот из какой крупы,

Это и ответьте вы (овёс).

  1. Старт

22. Ф

Это слово заимствовано из греческого языка.

В огороде хоть растёт, всё ж бобовая поёт.

Знает ноты «фа» и «соль», и зовут её…фасоль

19. К

Это слово заимствовано из латинского языка, дословно обозначает «земляная шишка» (картофель).

2.А

Это слово заимствовано из латинского языка и обозначает «колючее дерево» (акация).

23. Э

Это слово заимствовано из латинского языка. Дерево получило своё название по способности держать лепестки закрытыми даже при цветении (эвкалипт).

18.

Белладонна –

( ядовитое растение -1)

3.Б

Это слово индоевропейского происхождения, обозначает «дерево с белой корой» (берёза).

24. К

Это слово заимствовано в 17 веке из польского языка.

И ягоды ищи, и занозы тащи (крыжовник).

17. М

Это слово заимствовано из латинского языка. Дерево получило своё название от имени французского ботаника Пьера Манголя (магнолия )

4.Г

Это слово древне-русское, растение получило своё название по сходству семян цветка с маленькими гвоздями (гвоздика).

25. С

Это слово заимствовано из немецкого языка.

На листочках там и тут фиолетовый салют.

Это в тёплый майский день распускается ..сирень

16.

Ландыш –

( ядовитое растение -1)

5.Ш

Это слово исконно-русского происхождения. Растение названо по шипам на его ветвях (шиповник).

26. О

Это слово заимствовано из греческого языка и обозначает «несозревший», то есть овощ употребляют в пищу не спелым (огурец).

15. Р

Это слово исконно-русское, суффиксально производное от «роман» (ромашка).

6.Е

Это слово исконно-русского происхождения, производное от «ежовая ягода» (ежевика).

27. П

Это слово пришло из итальянского языка.

На него упал мой взор, это вкусный… помидор

14. О

Это слово пришло к нам из праславянского языка.

Про это дерево говорят: «Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит?» (осина)

7.З

Это слово исконно-русского происхождения, растение получило своё название по ягодам, которые часто лежат на земле (земляника).

28. А

Это слово, заимствовано в 16 веке из латинского языка.

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный

(арбуз).

13. Н

Это слово исконно-русское суффиксально производное от «не забудь» (незабудка).

8.К

Это слово общеславянское, в переводе с латинского языка обозначает «капут» (капуста).

29. Финиш.

12. М

Это слово общеславянское. Ягода названа по иссиня- пурпурному цвету (малина ).

9.

Вороний глаз

( ядовитое растение -1)

Картинка

11.

Апельсин ( + 3 )

10. Л

Это слово общеславянское, образовано от той же основы что и лебедь (лебеда).

3.Эксперимент

Цель эксперимента:выяснить возможность использования игры для изучения словарных слов.

В эксперименте принимали участие 21 человек в возрасте от 8 до 10 лет, из них 12 девочек и 9 мальчиков (Рисунок 1).

Рисунок 1. Участники эксперимента

Ход эксперимента:

Эксперимент состоял из трех отдельных этапов.

На первом этапе было проведено анкетирование (входящий контроль).

Цель анкетирования: выявление уровня знаний учащимися словарных слов по лексической теме «Растения».

Текст анкеты представлен в Приложении 2. Ребятам был предложен список из 23 словарных слов. «Трудные» орфограммы в словах были пропущены. Школьникам необходимо было вставить пропущенные буквы.

Для оценки результатов использовали балльную систему, за каждый неправильный ответ ставился один балл. Результаты входящего контроля представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2. Входящий контроль

Ребята допустили 110 ошибок в написании словарных слов.

Второй этап работы – проведение игры «Словарные слова в загадках». Игру проводили по плану: 1) сообщение названия игры; 2) знакомство с авторами; 3) постановка цели игры; 4) рассказ об игре, ее особенностях; 5) ознакомление с правилами игры; 6) проведение игры и определение победителя.

Ребята проявили большой интерес к игре, стремились помочь своей команде, с удовольствием отгадывали загадки (Приложение 3),

Третий этап - итоговый контроль.

Цель: выяснение успешности усвоения словарных слов.

Заключительный этап состоял из повторного анкетирования. Участники эксперимента должны были ещё раз вставить в слова пропущенные орфограммы. Результаты итогового контроля представлены на Рисунке 3.

Рисунок 3. Итоговый контроль

Итоговый контроль показал, что ребята допустили 82 ошибки в написании словарных слов.

Затем мы провели сравнительный анализ результатов входящего и итогового контроля (Рисунок 4) и выяснили, что после проведения настольной игры ребята сделали на 28 (110-82) ошибок меньше. А общее количество правильных ответов увеличилось на 10%!

Рисунок 4. Сравнительный анализ

Также, мы провели опрос среди ребят и выяснили, что 90% опрошенных понравилась настольная игра «Словарные слова в загадках» (Рисунок 5).

Рисунок 5. Понравилась ли Вам настольная игра?

Вывод: использование настольной игры «Словарные слова в загадках» способствует запоминанию и усвоению словарных слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты работы. Цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась: настольную игру можно использовать для изучения словарных слов.

В ходе работы мы научились искать нужную информацию, анализировать собранный материал.

Выяснили, что такое лингвистика. Познакомились с историей появления словарных слов.

Узнали много новых сведений о настольных играх.

Создали настольную игру «Словарные слова в загадках».

Провели эксперимент и убедились, что настольная игра может помочь запомнить и усвоить словарные слова.

Данный материал можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе со школьниками. Надеемся, что он будет интересен и для педагогов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Алиева М. Г. Изучение слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка: бакалаврская работа. – Лесосибирск, 2020. - URL: https://lpi.sfu-kras.ru/files/alieva_m.g.pdf?ysclid=l5ainabye8913996632 (дата обращения 12.05.2022).

  2. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/slovari/5.pdf . (дата обращения 12.04.2023)

  3. Литневская Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. - URL: https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/russkij-yazyk-kratkij-teoreticheskij-kurs-dlya-shkolnikov(дата обращения 20.10.2022)

  4. Настольная игра. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Настольная_игра (дата обращения 11.05.2023)

  5. Питер Аттиа. Полная история настольных игр. - URL: https://tesera.ru/article/778208/ (дата обращения 12.10.2023)

  6. Соловьева М. В. Делаем вместе обучающую настольную игру. - URL: https://baltcsi.ru/biblioteka/obuchajushhie-nastolnye-igry/ (дата обращения 11.05.2023)

  7. Шанский Н. М. Этимологический онлайн-словарь русского языка. - URL: https://lexicography.online/etymology/shansky/ (дата обращения 15.04.2023)

Приложение 1

Игровые компоненты

Приложение 2

Анкетирование

1.Укажите ваш пол.

  • девочка

  • мальчик

2.Укажите ваш возраст……

3. Понравилась ли вам настольная игра?

  • да

  • нет

  1. Помогла ли вам игра усвоить написание словарных слов?

  • да

  • нет

  • не знаю

4.Вставьте в слова, пропущенные орфограммы.

П…м…дор

м…лина

гв…здика

пап…р…тник

з…мл…ника

кр..ж..вник

…ж…вика

…гурец

ш…повник

с…рень

л…б…да

……к…липт

к…пуста

м…гнолия

…кац…я

р…машка

б…рёза

…вёс

…сина

к…ртоф..ль

…рбуз

ф…соль

н…з…будка

 

Приложение 3

Презентация игры «Словарные слова в загадках»

   
Просмотров работы: 118