Мы писали, мы писали, и красиво написали буквы, слоги, предложения – это просто загляденье

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мы писали, мы писали, и красиво написали буквы, слоги, предложения – это просто загляденье

Клюшина А.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №6 г. Муром Владимирской области
Королева А.А. 1
1Устав организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Почерк! Что такое почерк? Что такое красивый почерк? Почему все одноклассники пишут по-разному? Буквы изучаем все вместе на одних уроках, пишем одни и те же прописи, но сами буквы в этих прописях у каждого получаются по-разному. У кого-то ровные, все в ряд, а у кого-то в разнобой, как говорится «как курица лапой».

Эти вопросы я стала задавать себе, когда заглянула в тетрадь у соседа по парте! Почему слова и буквы у него стоят ровненько, а у меня разбегаются, скачут по строчкам? Смогу ли я научится тоже писать красиво или это заложено природой, и исправить свой почерк уже не получится?

Чтобы ответить на все эти вопросы я решила провести маленькое исследование!

Объект исследования: мой почерк.

Цель работы: развитие навыка красивого каллиграфического письма.

Задачи:

  • Изучить значение слова почерк

  • Выяснить от чего зависит красивый почерк

  • Провести опрос среди одноклассников

  • Разобраться, можно ли научиться красиво писать

  • Создать памятку для каллиграфического почерка

1 Основная часть

    1. Краткая история письма

В первые люди научились писать еще пять с половиной тысяч лет назад. Это были Шумеры, они писали заостренными палочками на глиняных табличках, точнее не писали, а рисовали предметы.1

Около четырех тысяч лет назад появились иероглифы, их было около 600 знаков. В каждую эпоху письмо все упрощалось и упрощалось, становилось более читаемым и сейчас в нашем алфавите уже 33 буквы.2

Мы читаем их, пишем, составляем из них различные слова, предложения, рассказы, истории, сочинения. Понимаем друг друга и оставляем различные послания.

Почерк это свойственная кому-либо манера изображения букв при письме, характер начертания букв. Почерк это внешнее проявление индивидуальных черт характера и ума.

    1. Чистописание3

Еще несколько десятков лет назад, в школе преподавали чистописание. Это был отдельный предмет, на котором ученики учились каллиграфии.

Каллиграфия - в переводе с греческого означает «красивое письмо».4

На чистописании ребята писали специальными перьями и чернилами. Очень важно было каждое движение, наклон, нажим.

Сейчас для упрощения процесса обучения и освоения большого количества информации, создали печатные прописи, где все уже заполнено и вписать нужно только одно слово или даже букву. Перья заменили на шариковые ручки, а уроки чистописания отменили вовсе. Ко всему прочему большей популярностью пользуются печатные тексты.

Так как же научится красиво писать? Давайте разбираться!

    1. Ручка

В магазинах такой огромный выбор различных ручек, что аж глаза разбегаются. Какую ручку выбрать? Каким критериям должна отвечать правильная ручка? И есть ли она волшебная ручка?5

У всех учеников начальной школы еще недостаточно развиты мышцы кистей рук и координация пальцев, руки еще не привыкли к длительным нагрузкам, поэтому выбирать тяжелую ручку не нужно.

Пальчики при письме держат ручку еще не очень уверенно, потеют от волнения, скользят, поэтому резиновая вставка очень хорошо помогает сохранить правильное положение руки.

Толщина линии тоже очень важна при письме. Если выбрать слишком тонкий стержень, то видна будет каждая погрешность в написании, а если взять ручку с «жирным следом», то в тетрадях образуется много грязи, и письмо становится не аккуратным.

Очень важна еще мягкость написания, масляные чернила оставляют четкие линии, не требуя серьезных усилий. Цвет пасты тоже важный элемент, слишком светлую или темную брать не стоит. Обязательно нужно проверить перед покупкой не размазываются ли чернила: напишите несколько слов и проведите по ним пальцем, качественные чернила не размажутся, а значит и грязи в тетрадях не будет.

Еще стоит обратить внимание как мы держим ручку. Если держать ручку неправильно в пальцах и кисти возникает избыточное напряжение, пальчики немеют, быстро устают, скорость письма снижается.

Правильное положение ручки в руке: пишущий инструмент должен лежать на верхнем фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должен быть 1,5-2см. 6

Совсем недавно изобрели специальные насадки для правильного держания ручки. Их несколько видов, но самая удобная – это силиконовая бабочка. Она надевается на ручку, в ней два отверстия для указательного и большого пальчиков и выемка для среднего. С такой насадкой легко научится правильно держать ручку.

Современные технологии не стоят на месте, постоянно совершенствуют канцелярские принадлежности и вот специально для удобства письма разработали трехгранные ручки с резиновой вставкой. Это очень удобно и просто. Взять неправильно - просто не получится!

Посетив магазин с огромным ассортиментом ручек, и я выбрала ту самую ручку!

    1. Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики необходимо для формирования важнейших функций - мышления, памяти, внимания. Удивительно, но движениям наших пальцев управляют сразу несколько систем организма: нервная, костная, мышечная и даже зрительная – ведь мы следим глазами за тем, что делаем руками. Мелкая моторика – это множество разнообразных движений, от жестов всей кистью до мельчайших манипуляций. Чем лучше развита мелкая моторика тем быстрее мы учимся говорить, писать, заучивать наизусть и грамотно излагать свои мысли.7

Существует множество различных эффективных занятий для развития мелкой моторики, таких как пальчиковая гимнастика, лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, аппликация, оригами, собирание пазлов, конструкторов и много-много других.

Один из способов массажа для пальчиков – это мячик Су-Джок.

С помощью шаров «ежиков» с колечками можно массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук.8

    1. Опрос

Я решила провести опрос среди одноклассников и выяснить связано ли развитие мелкой моторики с красивым почерком.

Ребятам я раздала небольшие анкеты с вопросами:

- какие у них любимые занятия?

- в какие секции они ходят?

И попросила написать короткий текст, для того чтобы определить имеется ли связь между увлечениями и красивым почерком.

И вот что я выяснила, оказывается любители тихих игр пишут аккуратней и правильнее, чем любители активного образа жизни.

Из 27 опрошенных детей - 8 предпочитают активный образ жизни, и почерк их более размашистый, наклон не соблюдается, буквы прыгают по строчкам, как и их «хозяева» в целом почерк трудно читаемый (см. рис.1).

Рис.1 Рис.2

Остальные 19 из опрошенных детей любители спокойных «сидячих» игр и почерк их правильный, с соблюдением наклона, буквы стоят по строчкам как солдатики (см. рис 2).

  1. Практическая часть

2.1. Эксперимент.

Так что же получается?

Если я любитель спортивного образа жизни:

- хожу в секцию «Танцы» два раза в неделю,

- в бассейн секция «По обучению плаванию» два раза в неделю,

- Стрейчинг каждую пятницу,

да еще и люблю кататься на лыжах, коньках, велосипеде, самокате, прыгать на батуте и бегать везде где только есть возможность - никогда не смогу красиво писать?!

Проведу эксперимент над собой!

Буду каждый день заниматься по 30 минут развитием мелкой моторики и посмотрю, как за это время изменится мой почерк.

Эксперимент начался:

1 день – делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и выбираю ручку!

Идем с мамой в магазин канцтоваров и покупаем различные ручки толстые и тонкие, круглые и трехгранные, с резинкой и без, а вот тестировать будем дома!

2 день – делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и записалась на курсы «Грамотное письмо и каллиграфия»9.

На первом пробном уроке выяснилось, что я неправильно держу ручку! Купили в канцтоварах тренажер бабочку, начала пользоваться, пока неудобно, но должна привыкнуть.

3 день - делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и сходила в городскую библиотеку, взяла книгу «Учимся писать красиво» и стала разбираться, из чего состоят буквы и как их правильно писать.

В книге 10подробно написано из каких элементов состоят буквы и как их правильно писать.

4 день - делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и раскрасила большой сложный рисунок.

Для развитие мелкой моторике нужно много раскрашивать и не просто раскрашивать рисунок, а тщательно прокрашивать каждую часть рисунка, стараясь не выходить за линии, только тогда получится красивый рисунок. Для этих целей мне купили большую раскраску с мелкими деталями. Время тратится много, но это очень интересно! Из огромного количества черточек расцветает красивая картина!

5 день - делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и раскрасила Гравюру-раскраску.

Гравюра тоже очень интересная раскраска. Твердый картон с нанесенным черно-серым рисунком, специальным стеком нужно стереть серый слой, не задев черный и на картоне останется красивый блестящий рисунок. На первый взгляд не сложное задание, но очень долгое.

6 день - делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и вышиваю Деда Мороза.

Вышивание крестиком очень увлекательное занятие. Клеточки мелкие, старалась попасть в каждую, права на ошибку нет, но результат того стоит! Дед Мороз получился отличный!

7 день – делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и нарисовала пластилином фразу «Пишу красиво».

Рисование пластилином – увлекательное занятие, сложность в том, чтобы рисунок получился красивым буковки должны быть одинаковыми.

8 день – делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и собрала пазл 160 элементов «Рапунцель».

Собирать пазлы я умею давно, но делаю это очень редко. Маленькие пазлы собирать слишком просто, а большие слишком долго. В это раз у меня пазлы с героями любимого мультика. Пазл собрался, картинка получилась потрясающая, разберу и соберу снова.

9 день – делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и сделала 3Д картину квиллингом «Совушка».

Квиллингом занималась в первые. Задача сложная, из тонких полосок бумаги нужно скрутить шарики разных размеров, склеить их между собой и сделать из них картину. Трудно, но результат потрясающий! Картина красуется теперь на моем столе.

10 день – делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и красивую аппликацию.

Аппликацию-открытку выбрала на тему 23 февраля, чтобы потом подарить папе.

Детали для аппликации нужно нарисовать, вырезать и склеить. Работа не сложная, но требует аккуратности.

11 день – делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и второй день делаю аппликацию, теперь на тему 8 марта, чтобы потом подарить бабушкам и маме.

12 день – делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и делаю картину из алмазной мозаики «Принцесса».

Алмазная мозаика особый вид творчества, требующий очень большого внимания и аккуратности. На нанесенный рисунок специальной палочкой нужно приклеить стразики каждый отдельно по цветам.

13 день - делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и пишу в новых многоразовых прописях.

Эти прописи уникальны тем, что в них сделаны специальные углубленные буквы технологии 3Д для формирования и исправления почерка, к тому же к ним прилагается специальная ручка с насадкой и исчезающими чернилами.

Написала несколько строчек и через 5 минут все написанное исчезает и можно писать заново.

14 день - делаю массаж ладошек мячиком Су-Джок и подвожу итоги.

Сегодня последний день эксперимента. В тетради повторяю надпись первого дня «Выбираю ручку» и сравниваю до и после!

Заключение

За время эксперимента я узнала много нового о письме. О первых людях научившихся писать, и о современном алфавите, о развитии мелкой моторике, о ручках и правилах написания букв.

Почерк всегда останется актуальной темой ведь это не просто буквы в прописях, это искусство написания красивых букв.

За время исследовательской работы я сделала вывод, что все-таки образ жизни влияет на почерк, мое исследование показало, что развитие мелкой моторики просто необходимо для формирования красивого почерка.

Мой почерк изменился: буквы стали ровнее и уже не выходят за строчки, рука привыкла правильно держать ручку и тренажер уже не нужен.

Развитие мелкой моторики влияет на красивый почерк, но чтобы добиться нужного результата нужно чуть больше времени. Занятия по развитию мелкой моторике я продолжу. Уже купила себе новый пазл «Пингвины» на 1000 штук и большую красивую вышивку, а также закончу курсы по каллиграфии. Кто знает может быть у меня даже появится новое хобби.

После своего эксперимента я составила чек-лист «Что нужно, чтобы красиво писать?»

  1. Посмотри как ты держишь ручку!

  2. Выбери правильную ручку (трехгранную, с резинкой)!

  3. Раздели буквы на элементы и пиши их медленно, но правильно! Всего по две-три строчки в день!

  4. Каждый день по 20-30минут занимайся любым видом творчества (лепить, рисовать, раскрашивать, вышивать, вязать, собирать конструктор, собирать пазлы и т.д.)!

  5. Любуйся как написанные тобой буквы становятся ровными и красивыми!

Список использованных источников и литературы

  1. Собе-Панек М.В.Учимся писать красиво.М.: Издательство АСТ,2018.

  2. https://russianclassicalschool.ru/bibl/kalligrafiya-i-chistopisanie/item/1795-istoriya-kalligrafii.html

  3. https://russianclassicalschool.ru/bibl/kalligrafiya-i-chistopisanie/item/1593-h-h-bogolyubov-metodika-chistopisaniya-1955-g.html

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

  5. : https://www.komus.ru/news/podrobnye-obzory-produkta/kakuyu-ruchku-vybrat-dlya-pervoklassnika/n/440144/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F

  6. https://nsportal.ru/user/331585/page/uchim-detey-pravilno-derzhat-ruchku-pri-pisme-8-prostyh-sposobov-i-neskolko

  7. https://med-ogonek.ru/novosti/melkaja-motorika-pochemu-vazhno-razvivat-ee-u-detej/

  8. https://mdou33rodnichok.ucoz.ru/prakticheskij_material_po_ispolzovaniju_massazhnog.pdf

  9. https://iq007.ru/programs/kalligrafiya

1 Культура.РФ.2013-2022:Минкультуры России.URL: https://russianclassicalschool.ru/bibl/kalligrafiya-i-chistopisanie/item/1795-istoriya-kalligrafii.html

2 Собе-Панек М.В.Учимся писать красиво.М.: Издательство АСТ,2018. Стр.47

3 Н.Н.Боголюбов.Методика чистописания.Русская классическая школа URL:https://russianclassicalschool.ru/bibl/kalligrafiya-i-chistopisanie/item/1593-h-h-bogolyubov-metodika-chistopisaniya-1955-g.html

4 Калиграфия-Википедия URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

5Какую ручку выбрать для первоклассника-интернет-магазин Комус URL: https://www.komus.ru/news/podrobnye-obzory-produkta/kakuyu-ruchku-vybrat-dlya-pervoklassnika/n/440144/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F

6 Учим детей правильно держать ручку при письме.Никонорова Л.В. URL https://nsportal.ru/user/331585/page/uchim-detey-pravilno-derzhat-ruchku-pri-pisme-8-prostyh-sposobov-i-neskolko

7 Мелкая моторика: почему важно развивать ее у детей. URL:https://med-ogonek.ru/novosti/melkaja-motorika-pochemu-vazhno-razvivat-ee-u-detej/

8 Т.И.Масько Практический материал по использованию массажного шарика Су-Джок URL: https://mdou33rodnichok.ucoz.ru/prakticheskij_material_po_ispolzovaniju_massazhnog.pdf

9 Грамотное письмо и каллиграфия URL: https://iq007.ru/programs/kalligrafiya

10 Собе-Панек М.В. Учимся писать красиво изд. АСТ 2018, стр.55

Просмотров работы: 12