Образ зла (Леший) в национальных художественных произведениях удмуртов, башкир, русских

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ зла (Леший) в национальных художественных произведениях удмуртов, башкир, русских

Бадрисламова А.А. 1
1МБОУ СОШ с. Новые Татышлы
Марданова Т.Д. 1
1МБОУ СОШ с. Новые Татышлы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Возникновение темы: на уроках музыки мы познакомились с героями балета разных народов, а также, во время внеурочного чтения, я читала сказки разных народов мира, и заметила, что во всех сказках есть добрые и злые персонажи. Мне стало интересно, есть ли у них какие-то различия? Я хотела найти ответы на свои вопросы, но доступных исследований не нашла, поэтому решила разобраться сама и провести исследовательскую работу, используя национальную художественную литературу и интернет - ресурсы, также решила опросить местных жителей.

Гипотеза: Все образы зла (в нашей работе – Хозяин леса) в национальных художественных произведениях похожи и не имеют существенных различий.

Цель работы: расширение представления об образе зла в произведениях разных народов: русских, башкир, удмуртов;

доказать или опровергнуть, что выдвинутая гипотеза является правдой.

Задачи исследования:

1. Изучить информацию по данной теме.

2. Составить план работы.

3. Выбрать подходящие методы сравнения.

4. Провести сравнение.

5. Обработать и проанализировать полученные результаты.

6. Оформить результаты работы.

Теоретическая часть

С древнейших времен до наших дней понятия «добро» и «зло» неразрывно связано между собой. Но споры об относительности добра и зла не смолкнут никогда. Эта проблема до сих пор недостаточно разработана. Авторы, в той или иной степени освещавшие данный вопрос, как правило, вместо терминов «добро» и «зло» употребляли понятие «нравственность», «мораль», «справедливость». В данной работе мы продолжим разговор об образах-ценностях трех народов Башкортостана.

У всех народов есть образы зла и добра. В русских сказках это - Леший, Водяной, Баба Яга, Кощей Бессмертный и другие. Воплощением зла являлись герои, отождествленные с природными и зооморфными образами. Какие образы зла мы знаем у башкир и татар? Это Шайтан (черт), Шурале (лесной дух) и другие.

А какие образы зла у удмуртов? Это - «Нюлэсмурт» (лесной дух), «Вумурт» (водяной дух), «Мунчомурт» (банный дух) и другие.

Я заметила, что во многих произведениях есть «хранитель леса», и они очень схожи, хоть и называют их по- разному. Поэтому я решила их сравнить в различных мифологиях.

Нюлэсму́рт (удм. Лесной человек) - леший в удмуртской мифологии.

Нюлэсмурт — хозяин леса, а так как лес практически составлял всё природное окружение удмуртов, то всем этим ведал Нюлэсмурт, он — хозяин зверей. Особо его почитали охотники, считалось, что звери в лесу находятся в его ведении, и при благорасположенности к людям он нагоняет в леса множество дичи. Но, если его прогневить, то он лишает охотника удачи. Летом и зимой Нюлэсмурты играют свадьбы: завалы леса после смерча считались дорогой, где прошел их свадебный поезд. Удмурты верили, что хозяева леса живут семьями. Его прогулкам всегда сопутствует сильный ветер. Так же в его ведении находился скот, который северные удмурты

выпускали на вольный выпас в лесу или же в огороженные поскотины. Поэтому благополучие скота зависело от его воли.

Нюлэсмурт - человекоподобное существо с длинной бородой и волосами, прикрытыми шляпой. Он способен изменять свой облик в зависимости от

обстоятельств: в лесу он вровень с деревьями, на лугу – с травой. По одежде и образу жизни он похож на людей, носит длинную одежду (дукес). От людей его отличает рост и черный цвет кожи. Отличительным качеством является его способность к быстрому передвижению. У него есть необычные быстрые кони. Этих коней он дает на время удмурту за помощь: «только сел удмурт на телегу, как лошади поднялись кверху и поднялись кверху и помчались над деревьями». Нюлэсмурт может защекотать человека до смерти. Значит, можно говорить о том, что нюлэсмурт враждебное по отношению к человеку существо. Хотя бывает и благосклонен, если получает от человека жертву или помощь. Тогда он помогает в охоте, при отыскивании кладов, возвращает затерявшийся скот. (См. приложение 1).

Шурале— это лесной дух (леший), часто упоминающийся в фольклоре Башкирии. Шурале - это в простонародье лесная нечисть. В основном этот персонаж упоминается в башкирских сказках. Хитрый губитель человеческих душ. Этот термин произошел от древнего названия одного бога. По старинным легендам, это одноглазые, однорукие существа, которым приписывались различные сверхъестественные свойства, они имели лишь полдуши, и могли вселяться в людей. С течением времени первоначальное значение слова "шурале" (половинник) было забыто, и стало обозначать

лешего, оборотня. Постепенно ужасный и обладающий сверхъестественными силами лесной дух превратился в незлое и почти безобидное существо,

имеющее странные и неприятные привычки, но глупое и доверчивое, которое нетрудно обмануть. Почти у всех народов считается, что они страшно смешливы, также любят смешить и других, часто щекочут скот и людей до смерти. Половинникам приписывались "смеющиеся" голоса некоторых птиц (отряда совиных).

Удмурты словом "шурали" или называют филина. Жители деревни часто слышали крики птицы и говорили, что кричит «шурали», об этом нам рассказала жительница деревни Майск Гайдуллина Райда (видео).

В преданиях герой сказок выглядит как человекоподобное существо, которое покрыто черной шерстью. Обычно низкорослое, горбатое существо с

длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой, ушами и небольшим рогом на лбу. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве. Некоторые из сказок Башкирии уверяют, что они обзаводятся семьей, поэтому возможно проживание нескольких особей в одном лесу. Шурале характеризуют по-разному. В одних историях — он добрый защитник природы, а в других — жестокий убийца лесных туристов. Существуют легенды, что шурале озлобился после того, как был обижен людьми. У него отобрали дом и заставили прислуживать лесникам. По поверьям, Шурале при входе в лес, загадывал загадки, и если человек мог разгадать ее, то он его отпускал, а если нет, то мог защекотать до смерти. (См.приложение 2)

Ле́ший — дух-хозяин леса славян, его образ сложен и многогранен.

Леший многолик - это одновременно и животное, и растение, и человек, и вихрь, и безликий дух. Может появляться в виде родственников и знакомых. Есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер. У него отсутствует тень, может быть невидимым. Ему приписывается всё разнообразие лесных звуков, но он может разговаривать и по-человечески. Часто передразнивает людей - подобно эху, которое считалось его откликом. Чаще он представлялся одиноким существом, но в ряде рассказов лешие собираются вместе и живут семьями и даже деревнями. Лешего изображают со степенным характером или любителем повеселиться, еще сильным и

страшным, но глуповатым. Как хозяин, он заботится о лесе, охраняет его, является покровителем животных и растений, пасёт зверей, спасает от пожаров. Отношение к нему разное. С одной стороны, его причисляли к опасной нечистой силе, чаще проказничающей. С другой, к справедливому хозяину леса, который помогает людям и может наказать за плохое поведение в лесу. 

Леший обеспечивал удачу на охоте и спокойный выпас скота, но необходимо было принести дар и заключить с ним договор. Считалось, что избавиться от него можно при помощи молитвы, матерной брани, оберегов. Чтобы снять чары, нужно переодеть свою одежду наоборот. У него длинные седые, зелёные волосы и длинная седая, иногда зелёная, борода, иногда он лысый. Лицо чаще белое как береста. Глаза у него зелёные или даже белые. В некоторых сказках, у него синяя кровь и синяя кожа. Чаще описывают седым бородатым стариком. Считается, что леший одет как обычный человек. На нём может быть кожаная или меховая одежда, кафтан. Носят широкую шляпу, колпак. Расставаясь на зиму с лесом, поднимают ветры, разгоняют всех зверей по норам. Вновь появляются весной. По другим легендам, лешие остаются в лесу и зимой, вызывая вьюги. (См. приложение 3).

Практическая часть.

Составим сравнительную таблицу

 

Нюлэсмурт

Леший

Шурале

Внешний вид

Человекоподобный

многоликий (чаще старик)

человекоподобный, («половинник»- пол человека, далее его называли лесным духом, лешим)

рост различный (приспосабливается к окружающей среде)

рост различный (изменяет в зависимости от желания)

рост низкий

длинные волосы и борода, чаще седые

длинные волосы и борода, чаще седые или зеленые

волосатое тело, борода остроконечная, короткая

кожа черная

кожа бледная или синяя

кожа покрыта черными волосами

Особые приметы

-

Рог на лбу, может исчезать и становиться невидимым, нет тени

Рог на лбу, Горбатый,

Длинные пальцы, ногти, длинные уши и хвост

Носит шляпу

Носит шляпу, колпак

Не носит головной убор

Носит дукес (удм.Длинная одежда)

Носит кафтан, шубку, иногда с поясом

Не носит одежды

Характерные черты

Хозяин леса, заботится о нем, охраняет всех лесных обитателей, спасает от пожаров, при благоприятном расположении к людям он нагоняет в леса множество дичи, так же в его ведении находился скот, поэтому полагалось приносить различные жертвы, пищу

Заботится о лесе, охраняет его, является покровителем животных и растений, может обеспечить удачу на охоте, благополучный выпас скота. Для этого необходимо было принести ему дар и заключить договор (хорошо относится к хорошим людям, а к плохим – плохо, пугает, путает, водит кругами).

Он то степенный, то проказник

Дух леса. По характеру хитрый, губитель душ. В одних историях — он добрый защитник природы, а в других — жестокий убийца лесных туристов. Существуют легенды, что шурале озлобился после того, как был обижен людьми. У него отобрали дом и заставили прислуживать лесникам. По поверьям известно, что лесников дух леса защекотал до смерти

Особенности

Может защекотать до смерти

способность к быстрому передвижению,

у него есть необычные быстрые кони

Может защекотать до смерти

Издает различные звуки (свист, хохот, хлопки в ладоши, топот животных)

По некоторым поверьям зимой он спит и пробуждается после таяния снега, по другим, остается зимовать.

Может защекотать до смерти (по некоторым легендам, загадывает загадки, и если человек их не угадает – щекочет, угадает – отпускает из леса)

Крадет лошадей и при плохом настроении может загонять их до смерти

Как спастись

Нет данных

Можно напугать громкими криками, ругательствами, надев перевернутую одежду

Боится воды (от него спасаются, перепрыгнув через речку, ручей)

Составим диаграммы по нашей таблице. (См. приложение 4).

По этим данным видим общие черты, которые являются главными (40%): все образы зла – это демонические существа; все три демона человекоподобные; все являются хозяевами леса, могут защекотать до смерти, они чаще вредят, но иногда и помогают, видим наличие бороды у всех.

А разница в том, что они представляют разную географию, разные имена, разные облики, но эти различия менее значимы (60%) – наполовину люди, наполовину звери, например: Шурале и Леший имеют рог, а Нюлэсмурт не имеет; у всех разный кожный покров; Нюлэсмурт и Леший носят одежду и шляпу, Шурале не носит ни одежды, ни головной убор.

Заключение

Можем сделать вывод:

Чтобы сделать данную работу пришлось изучить разную литературу, я узнал много нового о данных героях, хоть был знаком с ними еще с детства. Данные образы зла имеют сходства в основных чертах, но также имеют различия в менее существенных. Следовательно, наша гипотеза частично подтвердилась, образы зла в различной мифологии хоть и разные внешне и имеют свои неповторимые особенности, но в целом, выполняют одинаковую роль – хранителя леса.

В мире всегда были добро и зло, они всегда противостояли. Они и ныне, как никогда прежде, заявляют о себе. Одни творят мир, что окружает и радует нас, а другие строят козни и пытаются разрушить сотворенное. Год за годом, век за веком, тысячелетия за тысячелетиями, сохраняется баланс добра и зла, но хочется верить, что добро всегда побеждает зло.

В дальнейшем хочу продолжить работу по этой теме, мне хочется узнать, в каких мировых художественных произведениях искусства присутствуют герои зла (в музыке, в литературных произведениях и изобразительном искусстве).

Литература:

  1. Аминев З. Г. Шурале // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2019; 7ой том.

  2. Емельянов В.В. Мелодия небесной росы = Инву утчан гур. – Ижевск:Удмуртия, 1988; 120 стр.

  3. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии; том 2.

  4. Кралина Н. П. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа:. - Ижевск: Удмуртия, 1995;298 стр.

  5. Кралина Н.П. Удмуртские народные сказки. – Ижевск: Удмуртия, 1976; 324 стр.

  6. Орлов. М. Русская чертовщина //Орлов М., Амфитеатров А. История сношения человека с дьяволом / Сборник. — М.: Изд-во Эксмо, СПб.: TerraFantastica, 2003; 800 стр.

  7. Руденко С. И. Башкирские сказки и поверья // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973; том 5, с 17-31.

  8. Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955. 392 с.

  9. Сулейманова М. Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005.; 146 стр.

  10. http://www.microanswers.ru/article/Bogi-i-mifologicheskie-syschestva.html

  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%B9

  12. https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/leshiy/

  13. Видеоролик- рассказ жителя деревни Майск Гайдуллиной Райды, ныне проживающей в деревне Майск, ул. Байкальская, 27

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4.

Диаграмма №1. Сравнение героев.

Диаграмма №2. Общие и различные черты героев.

Просмотров работы: 36