Возникновение темы: на уроках музыки мы познакомились с героями балета разных народов, а также, во время внеурочного чтения, я читала сказки разных народов мира, и заметила, что во всех сказках есть добрые и злые персонажи. Мне стало интересно, есть ли у них какие-то различия? Я хотела найти ответы на свои вопросы, но доступных исследований не нашла, поэтому решила разобраться сама и провести исследовательскую работу, используя национальную художественную литературу и интернет - ресурсы, также решила опросить местных жителей.
Гипотеза: Все образы зла (в нашей работе – Хозяин леса) в национальных художественных произведениях похожи и не имеют существенных различий.
Цель работы: расширение представления об образе зла в произведениях разных народов: русских, башкир, удмуртов;
доказать или опровергнуть, что выдвинутая гипотеза является правдой.
Задачи исследования:
1. Изучить информацию по данной теме.
2. Составить план работы.
3. Выбрать подходящие методы сравнения.
4. Провести сравнение.
5. Обработать и проанализировать полученные результаты.
6. Оформить результаты работы.
Теоретическая часть
С древнейших времен до наших дней понятия «добро» и «зло» неразрывно связано между собой. Но споры об относительности добра и зла не смолкнут никогда. Эта проблема до сих пор недостаточно разработана. Авторы, в той или иной степени освещавшие данный вопрос, как правило, вместо терминов «добро» и «зло» употребляли понятие «нравственность», «мораль», «справедливость». В данной работе мы продолжим разговор об образах-ценностях трех народов Башкортостана.
У всех народов есть образы зла и добра. В русских сказках это - Леший, Водяной, Баба Яга, Кощей Бессмертный и другие. Воплощением зла являлись герои, отождествленные с природными и зооморфными образами. Какие образы зла мы знаем у башкир и татар? Это Шайтан (черт), Шурале (лесной дух) и другие.
А какие образы зла у удмуртов? Это - «Нюлэсмурт» (лесной дух), «Вумурт» (водяной дух), «Мунчомурт» (банный дух) и другие.
Я заметила, что во многих произведениях есть «хранитель леса», и они очень схожи, хоть и называют их по- разному. Поэтому я решила их сравнить в различных мифологиях.
Нюлэсму́рт (удм. Лесной человек) - леший в удмуртской мифологии.
Нюлэсмурт — хозяин леса, а так как лес практически составлял всё природное окружение удмуртов, то всем этим ведал Нюлэсмурт, он — хозяин зверей. Особо его почитали охотники, считалось, что звери в лесу находятся в его ведении, и при благорасположенности к людям он нагоняет в леса множество дичи. Но, если его прогневить, то он лишает охотника удачи. Летом и зимой Нюлэсмурты играют свадьбы: завалы леса после смерча считались дорогой, где прошел их свадебный поезд. Удмурты верили, что хозяева леса живут семьями. Его прогулкам всегда сопутствует сильный ветер. Так же в его ведении находился скот, который северные удмурты
выпускали на вольный выпас в лесу или же в огороженные поскотины. Поэтому благополучие скота зависело от его воли.
Нюлэсмурт - человекоподобное существо с длинной бородой и волосами, прикрытыми шляпой. Он способен изменять свой облик в зависимости от
обстоятельств: в лесу он вровень с деревьями, на лугу – с травой. По одежде и образу жизни он похож на людей, носит длинную одежду (дукес). От людей его отличает рост и черный цвет кожи. Отличительным качеством является его способность к быстрому передвижению. У него есть необычные быстрые кони. Этих коней он дает на время удмурту за помощь: «только сел удмурт на телегу, как лошади поднялись кверху и поднялись кверху и помчались над деревьями». Нюлэсмурт может защекотать человека до смерти. Значит, можно говорить о том, что нюлэсмурт враждебное по отношению к человеку существо. Хотя бывает и благосклонен, если получает от человека жертву или помощь. Тогда он помогает в охоте, при отыскивании кладов, возвращает затерявшийся скот. (См. приложение 1).
Шурале— это лесной дух (леший), часто упоминающийся в фольклоре Башкирии. Шурале - это в простонародье лесная нечисть. В основном этот персонаж упоминается в башкирских сказках. Хитрый губитель человеческих душ. Этот термин произошел от древнего названия одного бога. По старинным легендам, это одноглазые, однорукие существа, которым приписывались различные сверхъестественные свойства, они имели лишь полдуши, и могли вселяться в людей. С течением времени первоначальное значение слова "шурале" (половинник) было забыто, и стало обозначать
лешего, оборотня. Постепенно ужасный и обладающий сверхъестественными силами лесной дух превратился в незлое и почти безобидное существо,
имеющее странные и неприятные привычки, но глупое и доверчивое, которое нетрудно обмануть. Почти у всех народов считается, что они страшно смешливы, также любят смешить и других, часто щекочут скот и людей до смерти. Половинникам приписывались "смеющиеся" голоса некоторых птиц (отряда совиных).
Удмурты словом "шурали" или называют филина. Жители деревни часто слышали крики птицы и говорили, что кричит «шурали», об этом нам рассказала жительница деревни Майск Гайдуллина Райда (видео).
В преданиях герой сказок выглядит как человекоподобное существо, которое покрыто черной шерстью. Обычно низкорослое, горбатое существо с
длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой, ушами и небольшим рогом на лбу. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве. Некоторые из сказок Башкирии уверяют, что они обзаводятся семьей, поэтому возможно проживание нескольких особей в одном лесу. Шурале характеризуют по-разному. В одних историях — он добрый защитник природы, а в других — жестокий убийца лесных туристов. Существуют легенды, что шурале озлобился после того, как был обижен людьми. У него отобрали дом и заставили прислуживать лесникам. По поверьям, Шурале при входе в лес, загадывал загадки, и если человек мог разгадать ее, то он его отпускал, а если нет, то мог защекотать до смерти. (См.приложение 2)
Ле́ший — дух-хозяин леса славян, его образ сложен и многогранен.
Леший многолик - это одновременно и животное, и растение, и человек, и вихрь, и безликий дух. Может появляться в виде родственников и знакомых. Есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер. У него отсутствует тень, может быть невидимым. Ему приписывается всё разнообразие лесных звуков, но он может разговаривать и по-человечески. Часто передразнивает людей - подобно эху, которое считалось его откликом. Чаще он представлялся одиноким существом, но в ряде рассказов лешие собираются вместе и живут семьями и даже деревнями. Лешего изображают со степенным характером или любителем повеселиться, еще сильным и
страшным, но глуповатым. Как хозяин, он заботится о лесе, охраняет его, является покровителем животных и растений, пасёт зверей, спасает от пожаров. Отношение к нему разное. С одной стороны, его причисляли к опасной нечистой силе, чаще проказничающей. С другой, к справедливому хозяину леса, который помогает людям и может наказать за плохое поведение в лесу.
Леший обеспечивал удачу на охоте и спокойный выпас скота, но необходимо было принести дар и заключить с ним договор. Считалось, что избавиться от него можно при помощи молитвы, матерной брани, оберегов. Чтобы снять чары, нужно переодеть свою одежду наоборот. У него длинные седые, зелёные волосы и длинная седая, иногда зелёная, борода, иногда он лысый. Лицо чаще белое как береста. Глаза у него зелёные или даже белые. В некоторых сказках, у него синяя кровь и синяя кожа. Чаще описывают седым бородатым стариком. Считается, что леший одет как обычный человек. На нём может быть кожаная или меховая одежда, кафтан. Носят широкую шляпу, колпак. Расставаясь на зиму с лесом, поднимают ветры, разгоняют всех зверей по норам. Вновь появляются весной. По другим легендам, лешие остаются в лесу и зимой, вызывая вьюги. (См. приложение 3).
Практическая часть.
Составим сравнительную таблицу
Нюлэсмурт |
Леший |
Шурале |
|
Внешний вид |
Человекоподобный |
многоликий (чаще старик) |
человекоподобный, («половинник»- пол человека, далее его называли лесным духом, лешим) |
рост различный (приспосабливается к окружающей среде) |
рост различный (изменяет в зависимости от желания) |
рост низкий |
|
длинные волосы и борода, чаще седые |
длинные волосы и борода, чаще седые или зеленые |
волосатое тело, борода остроконечная, короткая |
|
кожа черная |
кожа бледная или синяя |
кожа покрыта черными волосами |
|
Особые приметы |
- |
Рог на лбу, может исчезать и становиться невидимым, нет тени |
Рог на лбу, Горбатый, Длинные пальцы, ногти, длинные уши и хвост |
Носит шляпу |
Носит шляпу, колпак |
Не носит головной убор |
|
Носит дукес (удм.Длинная одежда) |
Носит кафтан, шубку, иногда с поясом |
Не носит одежды |
|
Характерные черты |
Хозяин леса, заботится о нем, охраняет всех лесных обитателей, спасает от пожаров, при благоприятном расположении к людям он нагоняет в леса множество дичи, так же в его ведении находился скот, поэтому полагалось приносить различные жертвы, пищу |
Заботится о лесе, охраняет его, является покровителем животных и растений, может обеспечить удачу на охоте, благополучный выпас скота. Для этого необходимо было принести ему дар и заключить договор (хорошо относится к хорошим людям, а к плохим – плохо, пугает, путает, водит кругами). Он то степенный, то проказник |
Дух леса. По характеру хитрый, губитель душ. В одних историях — он добрый защитник природы, а в других — жестокий убийца лесных туристов. Существуют легенды, что шурале озлобился после того, как был обижен людьми. У него отобрали дом и заставили прислуживать лесникам. По поверьям известно, что лесников дух леса защекотал до смерти |
Особенности |
Может защекотать до смерти способность к быстрому передвижению, у него есть необычные быстрые кони |
Может защекотать до смерти Издает различные звуки (свист, хохот, хлопки в ладоши, топот животных) По некоторым поверьям зимой он спит и пробуждается после таяния снега, по другим, остается зимовать. |
Может защекотать до смерти (по некоторым легендам, загадывает загадки, и если человек их не угадает – щекочет, угадает – отпускает из леса) Крадет лошадей и при плохом настроении может загонять их до смерти |
Как спастись |
Нет данных |
Можно напугать громкими криками, ругательствами, надев перевернутую одежду |
Боится воды (от него спасаются, перепрыгнув через речку, ручей) |
Составим диаграммы по нашей таблице. (См. приложение 4).
По этим данным видим общие черты, которые являются главными (40%): все образы зла – это демонические существа; все три демона человекоподобные; все являются хозяевами леса, могут защекотать до смерти, они чаще вредят, но иногда и помогают, видим наличие бороды у всех.
А разница в том, что они представляют разную географию, разные имена, разные облики, но эти различия менее значимы (60%) – наполовину люди, наполовину звери, например: Шурале и Леший имеют рог, а Нюлэсмурт не имеет; у всех разный кожный покров; Нюлэсмурт и Леший носят одежду и шляпу, Шурале не носит ни одежды, ни головной убор.
Заключение
Можем сделать вывод:
Чтобы сделать данную работу пришлось изучить разную литературу, я узнал много нового о данных героях, хоть был знаком с ними еще с детства. Данные образы зла имеют сходства в основных чертах, но также имеют различия в менее существенных. Следовательно, наша гипотеза частично подтвердилась, образы зла в различной мифологии хоть и разные внешне и имеют свои неповторимые особенности, но в целом, выполняют одинаковую роль – хранителя леса.
В мире всегда были добро и зло, они всегда противостояли. Они и ныне, как никогда прежде, заявляют о себе. Одни творят мир, что окружает и радует нас, а другие строят козни и пытаются разрушить сотворенное. Год за годом, век за веком, тысячелетия за тысячелетиями, сохраняется баланс добра и зла, но хочется верить, что добро всегда побеждает зло.
В дальнейшем хочу продолжить работу по этой теме, мне хочется узнать, в каких мировых художественных произведениях искусства присутствуют герои зла (в музыке, в литературных произведениях и изобразительном искусстве).
Литература:
Аминев З. Г. Шурале // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2019; 7ой том.
Емельянов В.В. Мелодия небесной росы = Инву утчан гур. – Ижевск:Удмуртия, 1988; 120 стр.
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии; том 2.
Кралина Н. П. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа:. - Ижевск: Удмуртия, 1995;298 стр.
Кралина Н.П. Удмуртские народные сказки. – Ижевск: Удмуртия, 1976; 324 стр.
Орлов. М. Русская чертовщина //Орлов М., Амфитеатров А. История сношения человека с дьяволом / Сборник. — М.: Изд-во Эксмо, СПб.: TerraFantastica, 2003; 800 стр.
Руденко С. И. Башкирские сказки и поверья // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973; том 5, с 17-31.
Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955. 392 с.
Сулейманова М. Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005.; 146 стр.
http://www.microanswers.ru/article/Bogi-i-mifologicheskie-syschestva.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%B9
https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/leshiy/
Видеоролик- рассказ жителя деревни Майск Гайдуллиной Райды, ныне проживающей в деревне Майск, ул. Байкальская, 27
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4.
Диаграмма №1. Сравнение героев.
Диаграмма №2. Общие и различные черты героев.