Использование ребусов при изучении орфографических правил

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование ребусов при изучении орфографических правил

Дресвянкина С.А. 1Скрибкова А.С. 1Стрельцов А.С. 1
1МБУ ДО «ДТДиМ»
Кремнева М.И. 1
1МБУ ДО «ДТДиМ»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения орфографических правил актуальна в настоящее время, так как овладение орфографией – одна из важнейших задач изучения русского языка.

Последние исследования показывают, что у школьников наблюдается снижение грамотности, в том числе и орфографической. Главной причиной недостаточного уровня орфографической грамотности является низкий уровень развития орфографической зоркости. Под орфографической зоркостью понимают «способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость также предполагает умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)» [5]. Поэтому, лингвисты ищут эффективные пути формирования орфографической зоркости у школьников. Известно, что знания на занятиях по русскому языку легче усваиваются через увлекательные задания.

Гипотеза: возможно, ребусы можно использовать как дополнительное средство при изучении орфографических правил.

Цель: использование ребусов при изучении орфографии на занятиях по русскому языку.

Задачи:1)изучить литературу по теме исследования; 2) познакомиться с историей возникновения ребусов и их видами; 3) собрать и изучить материалы по решению и составлению ребусов; 4) провести анкетирование; 5) составить тренажер «Занимательные ребусы»; 6) представить тренажер одноклассникам; 7) сделать выводы.

Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в сети Интернет, анкетирование, количественный анализ, практическая работа.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Анализ литературы

1.1. Страничка истории. Проанализировав литературу по теме исследования, мы выяснили, что ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков [6].

История возникновения ребусов имеет длинную историю. Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме. Такие ребусы были похожи на иероглифы Египта и раннего Китая [7].

В пятнадцатом веке первыми начали использовать ребусы французы в качестве шуточных загадок.

В середине XVI века во Франции была издана первая печатная книга ребусов. Она состояла из сборника шуточных рассказов с небольшим количеством изображений. Ее автор - поэт Этьенн Табуро.

Постепенно ребусы стали популярными в Италии, Англии, Германии и в других странах. Так, например, в конце XVIII века, английским художником Томасом Бьюиком была издана детская Библия, в которой некоторые слова и даже фразы текста были заменены на интересные картинки.

К середине XIX века ребусы вошли в повседневную жизнь людей во многих странах мира. Характерные рисунки украшали вывески на харчевнях, воротах и дверях домов. Известно, что во Франции был изготовлен набор тарелок, где с одной стороны был рисунок - загадка, а на обратной - его разгадка. В одном из аббатств Лондона крышу часовни украшал какое-то время ребус.

В России ребусы появились в середине XIX века. В 1845 году в российском журнале «Иллюстрация» можно было увидеть занимательные картинки с загадками, а в 1881 году увидел свет еженедельный журнал «Ребус». Он стал очень популярным.

Ребусы популярны и в настоящее время. Они интересны и взрослым и детям [2].

1.2. Виды ребусов

Ребусы можно разделить на несколько групп:

  • ребусы с картинками;

  • ребусы с запятыми;

  • ребусы с буквами. В ребусах производятся различные действия с буквами: зачёркивание, замена, имитация предлогов за счёт определённого расположения;

  • ребусы с числами;

  • ребусы с использованием иных символов: химических элементов, нот, стрелок, арифметических знаков и т. д.;

  • комбинированные ребусы [4].

    1. Правила разгадывания ребусов

  • Названия предметов в ребусе читаются в именительном падеже, в единственном числе: дом, книга и т. д.

  • Запятые показывают, что из слова нужно убрать определенные буквы. Если запятые стоят перед словом, то убираются первые буквы. Если после слова, то нужно убрать буквы с конца. Количество букв равно числу запятых.

  • Перевернутое изображение означает, что слово нужно читать «наоборот», например написан «кот», надо читать «ток».

  • Знак равенства между буквами означает замену одной буквы на другую.

  • Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой [3].

  1. Анкетирование

    1. Ход работы. Мы провели анкетирование среди обучающихся. Текст анкеты в Приложении 1.

Цель: выявить уровень интереса школьников к разгадыванию ребусов Анкета заполнялась каждым учеником индивидуально на отдельных бланках. Для оценки результатов мы использовали балльную систему.

Критерии оценивания:0-2 низкий балл; 4-5 средний балл; 6-7 высокий балл.

В анкетировании принимали участие 34 человека в возрасте от 7 до 15 лет. Из них 22 девочки и 12 мальчиков (Рисунок 1).

Рис. 1. Участники анкетирования

    1. Анализ результатов

На первый вопрос: «Знаете ли вы что такое ребусы?», 30 человек дали положительный ответ, а 4 человека – отрицательный (Рисунок 2).

Рис. 2. Знаете ли вы что такое ребусы?

Мы выяснили, что часто решают ребусы 9 школьников, решают иногда - 20 ребят, а 6 человек, вообще, не решают (Рисунок 3).

Рис. 3. Решаете ли вы ребусы?

На вопрос: «Хотите ли вы научиться составлять ребусы?», дали утвердительный ответ 30 человек, а 4 человека ответили: «Нет» (Рисунок 4).

Рис. 4. Хотите ли Вы научиться составлять ребусы?

Вывод: В результате проведённого анкетирования, высокий уровень интереса к разгадыванию ребусов, выявлен у 62% человек (25 обучающихся), средний уровень показали 38% школьников (9 обучающихся) , низкий уровень, не выявлен (Рисунок 5).

Рис. 5. Уровень интереса школьников к разгадыванию ребусов

Результаты анкетирования ещё раз убедили нас в правильности выбора темы исследовательской работы.

  1. Составление тренажера «Занимательные ребусы»

Мы решили использовать ребусы для изучения орфографического правила.

На первом этапе мы выбрали орфографическое правило: правописание букв о или ё в корнях слов после шипящих.

Правило: в русском языке после шипящих в корнях слов под ударением вместо о пишется ё (е), если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется е: жёлтый – желтеть, шёлк – шелка, шёл – шедший и т.д.

Буква о пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с е: шов, шорох, чопорный и т.д.

В заимствованных словах буква о после ж и ш бывает и без ударения: жокей, шоколад, шоссе, шофёр и т.д. [1].

На втором этапе - выбрали слова для составления ребусов. Мы решили использовать ребусы для повторения случаев написания буквы о после шипящих. Эта орфограмма является наиболее трудной для усвоения. Некоторые лингвисты предлагают считать эти слова словами-исключениями, которые необходимо запомнить.

Слова для ребусов: крыжовник, шорты, шов, боржоми, обжора, шомпол, трущоба, капюшон, чащоба, харчо, шоу, шок, шорох, джокер, трещотка, изжога.

Третий этап - составление ребусов. Ребусы составляли по плану: 1) выбор слова для ребуса; 2) составление ребуса на черновике; 3) подбор иллюстраций; 4) оформление ребуса в приложении Microsoft Word ; 4) проверка (решение ребуса).

Мы составили 17 ребусов и объединили их в тренажер «Занимательные ребусы» (Таблица 1).

Цель тренажера: усвоение правописания буквы о в корне слова после шипящих.

Таблица 1. Тренажер «Занимательные ребусы»

Ребус 1

Ответ: крыжовник

Ребус 2

Ответ: шорты

Ребус 3

Ответ: шов

Ребус 4

Ответ: боржоми

Ребус 5

Ответ: обжора

Ребус 6

Ответ: шомпол

Ребус 7

Ответ: трущоба

Ребус 8

Ответ: капюшон

Ребус 9

Ответ: чащоба

Ребус 10

Ответ: харчо

Ребус 11

Ответ: шоу

Ребус 12

Ответ: шок

Ребус 13

Ответ: шорох

Ребус 14

Ответ: изжога

Ребус 15

Ответ: трещотка

Ребус 16

Ответ: анчоус

Ребус 17

Ответ: пижон

Затем, нами был разработан интерактивный вариант тренажера в программе PowerPoint . Тренажер «Занимательные ребусы» был представлен одноклассникам на занятии. Ребята проявили большой интерес и с увлечением их разгадывали (Приложение 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась. Ребусы можно использовать как дополнительное средство при изучении правил орфографии на занятиях по русскому языку.

В ходе работы мы узнали, что такое ребусы, выяснили историю их возникновения.

Познакомились с различными видами ребусов.

Изучили правила разгадывания и составления ребусов.

Провели анкетирования и выявили уровень интереса школьников к разгадыванию ребусов.

Составили тренажер «Занимательные ребусы», который может помочь при изучении орфографического правила (правописание буквы о в корне слова после шипящих).

Поняли, что ребусы развивают мышление, повышают орфографическую зоркость и интерес к русскому языку.

Материалы исследовательской работы можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, во внеклассной работе со школьниками.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Земский А. М. Русский язык. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев; Под ред. В. В. Виноградова.- М.: Просвещение, 1986. – 304 с.

  2. История ребусов. - URL: https://pikabu.ru/story/istoriya_rebusov_7227205 (дата обращения 17.12.2023)

  3. Как разгадывать ребусы (правила разгадывания). - URL: https://vserebusy.ru/kak-razgadyvat-rebusy-pravila/ (дата обращения 10.01.2024)

  4. Как решать ребусы? - URL:https://umnazia.ru/blog/all-articles/kak-reshat-rebusy (дата обращения 17.12.2023)

  5. Львов М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1990. 160 с.

  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2017. - 320 c.

  7. Ребус. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. URL: https://megabook.ru/article/Ребус (дата обращения 17.12.2023)

  8. Савельева Ю. И. Проблема развития орфографической зоркости школьников в условиях цифровизации общества и образования. – URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018028987 (дата обращения 20.12.2023)

Приложение 1

Анкета

1)Укажите ваш пол

  • девочка

  • мальчик

2)Укажите ваш возраст _________

3)Знаете ли вы что такое ребусы?

  • да

  • нет

4)Решаете ли вы ребусы?

  • Решаю часто

  • Решаю иногда

  • Не решаю

5)Хотите ли Вы научиться составлять ребусы?

  • Да

  • Нет

Приложение 2

Презентация тренажера «Занимательные ребусы»

Просмотров работы: 39