ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения орфографических правил актуальна в настоящее время, так как овладение орфографией – одна из важнейших задач изучения русского языка.
Последние исследования показывают, что у школьников наблюдается снижение грамотности, в том числе и орфографической. Главной причиной недостаточного уровня орфографической грамотности является низкий уровень развития орфографической зоркости. Под орфографической зоркостью понимают «способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость также предполагает умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)» [5]. Поэтому, лингвисты ищут эффективные пути формирования орфографической зоркости у школьников. Известно, что знания на занятиях по русскому языку легче усваиваются через увлекательные задания.
Гипотеза: возможно, ребусы можно использовать как дополнительное средство при изучении орфографических правил.
Цель: использование ребусов при изучении орфографии на занятиях по русскому языку.
Задачи:1)изучить литературу по теме исследования; 2) познакомиться с историей возникновения ребусов и их видами; 3) собрать и изучить материалы по решению и составлению ребусов; 4) провести анкетирование; 5) составить тренажер «Занимательные ребусы»; 6) представить тренажер одноклассникам; 7) сделать выводы.
Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в сети Интернет, анкетирование, количественный анализ, практическая работа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ литературы
1.1. Страничка истории. Проанализировав литературу по теме исследования, мы выяснили, что ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков [6].
История возникновения ребусов имеет длинную историю. Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме. Такие ребусы были похожи на иероглифы Египта и раннего Китая [7].
В пятнадцатом веке первыми начали использовать ребусы французы в качестве шуточных загадок.
В середине XVI века во Франции была издана первая печатная книга ребусов. Она состояла из сборника шуточных рассказов с небольшим количеством изображений. Ее автор - поэт Этьенн Табуро.
Постепенно ребусы стали популярными в Италии, Англии, Германии и в других странах. Так, например, в конце XVIII века, английским художником Томасом Бьюиком была издана детская Библия, в которой некоторые слова и даже фразы текста были заменены на интересные картинки.
К середине XIX века ребусы вошли в повседневную жизнь людей во многих странах мира. Характерные рисунки украшали вывески на харчевнях, воротах и дверях домов. Известно, что во Франции был изготовлен набор тарелок, где с одной стороны был рисунок - загадка, а на обратной - его разгадка. В одном из аббатств Лондона крышу часовни украшал какое-то время ребус.
В России ребусы появились в середине XIX века. В 1845 году в российском журнале «Иллюстрация» можно было увидеть занимательные картинки с загадками, а в 1881 году увидел свет еженедельный журнал «Ребус». Он стал очень популярным.
Ребусы популярны и в настоящее время. Они интересны и взрослым и детям [2].
1.2. Виды ребусов
Ребусы можно разделить на несколько групп:
ребусы с картинками;
ребусы с запятыми;
ребусы с буквами. В ребусах производятся различные действия с буквами: зачёркивание, замена, имитация предлогов за счёт определённого расположения;
ребусы с числами;
ребусы с использованием иных символов: химических элементов, нот, стрелок, арифметических знаков и т. д.;
комбинированные ребусы [4].
Правила разгадывания ребусов
Названия предметов в ребусе читаются в именительном падеже, в единственном числе: дом, книга и т. д.
Запятые показывают, что из слова нужно убрать определенные буквы. Если запятые стоят перед словом, то убираются первые буквы. Если после слова, то нужно убрать буквы с конца. Количество букв равно числу запятых.
Перевернутое изображение означает, что слово нужно читать «наоборот», например написан «кот», надо читать «ток».
Знак равенства между буквами означает замену одной буквы на другую.
Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой [3].
Анкетирование
Ход работы. Мы провели анкетирование среди обучающихся. Текст анкеты в Приложении 1.
Цель: выявить уровень интереса школьников к разгадыванию ребусов Анкета заполнялась каждым учеником индивидуально на отдельных бланках. Для оценки результатов мы использовали балльную систему.
Критерии оценивания:0-2 низкий балл; 4-5 средний балл; 6-7 высокий балл.
В анкетировании принимали участие 34 человека в возрасте от 7 до 15 лет. Из них 22 девочки и 12 мальчиков (Рисунок 1).
Рис. 1. Участники анкетирования
Анализ результатов
На первый вопрос: «Знаете ли вы что такое ребусы?», 30 человек дали положительный ответ, а 4 человека – отрицательный (Рисунок 2).
Рис. 2. Знаете ли вы что такое ребусы?
Мы выяснили, что часто решают ребусы 9 школьников, решают иногда - 20 ребят, а 6 человек, вообще, не решают (Рисунок 3).
Рис. 3. Решаете ли вы ребусы?
На вопрос: «Хотите ли вы научиться составлять ребусы?», дали утвердительный ответ 30 человек, а 4 человека ответили: «Нет» (Рисунок 4).
Рис. 4. Хотите ли Вы научиться составлять ребусы?
Вывод: В результате проведённого анкетирования, высокий уровень интереса к разгадыванию ребусов, выявлен у 62% человек (25 обучающихся), средний уровень показали 38% школьников (9 обучающихся) , низкий уровень, не выявлен (Рисунок 5).
Рис. 5. Уровень интереса школьников к разгадыванию ребусов
Результаты анкетирования ещё раз убедили нас в правильности выбора темы исследовательской работы.
Составление тренажера «Занимательные ребусы»
Мы решили использовать ребусы для изучения орфографического правила.
На первом этапе мы выбрали орфографическое правило: правописание букв о или ё в корнях слов после шипящих.
Правило: в русском языке после шипящих в корнях слов под ударением вместо о пишется ё (е), если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется е: жёлтый – желтеть, шёлк – шелка, шёл – шедший и т.д.
Буква о пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с е: шов, шорох, чопорный и т.д.
В заимствованных словах буква о после ж и ш бывает и без ударения: жокей, шоколад, шоссе, шофёр и т.д. [1].
На втором этапе - выбрали слова для составления ребусов. Мы решили использовать ребусы для повторения случаев написания буквы о после шипящих. Эта орфограмма является наиболее трудной для усвоения. Некоторые лингвисты предлагают считать эти слова словами-исключениями, которые необходимо запомнить.
Слова для ребусов: крыжовник, шорты, шов, боржоми, обжора, шомпол, трущоба, капюшон, чащоба, харчо, шоу, шок, шорох, джокер, трещотка, изжога.
Третий этап - составление ребусов. Ребусы составляли по плану: 1) выбор слова для ребуса; 2) составление ребуса на черновике; 3) подбор иллюстраций; 4) оформление ребуса в приложении Microsoft Word ; 4) проверка (решение ребуса).
Мы составили 17 ребусов и объединили их в тренажер «Занимательные ребусы» (Таблица 1).
Цель тренажера: усвоение правописания буквы о в корне слова после шипящих.
Таблица 1. Тренажер «Занимательные ребусы»
Ребус 1 Ответ: крыжовник |
Ребус 2 Ответ: шорты |
Ребус 3 Ответ: шов |
Ребус 4 Ответ: боржоми |
Ребус 5 Ответ: обжора |
Ребус 6 Ответ: шомпол |
Ребус 7 Ответ: трущоба |
Ребус 8 Ответ: капюшон |
Ребус 9 Ответ: чащоба |
Ребус 10 Ответ: харчо |
Ребус 11 Ответ: шоу |
Ребус 12 Ответ: шок |
Ребус 13 Ответ: шорох |
Ребус 14 Ответ: изжога |
Ребус 15 Ответ: трещотка |
Ребус 16 Ответ: анчоус |
Ребус 17 Ответ: пижон |
Затем, нами был разработан интерактивный вариант тренажера в программе PowerPoint . Тренажер «Занимательные ребусы» был представлен одноклассникам на занятии. Ребята проявили большой интерес и с увлечением их разгадывали (Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась. Ребусы можно использовать как дополнительное средство при изучении правил орфографии на занятиях по русскому языку.
В ходе работы мы узнали, что такое ребусы, выяснили историю их возникновения.
Познакомились с различными видами ребусов.
Изучили правила разгадывания и составления ребусов.
Провели анкетирования и выявили уровень интереса школьников к разгадыванию ребусов.
Составили тренажер «Занимательные ребусы», который может помочь при изучении орфографического правила (правописание буквы о в корне слова после шипящих).
Поняли, что ребусы развивают мышление, повышают орфографическую зоркость и интерес к русскому языку.
Материалы исследовательской работы можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, во внеклассной работе со школьниками.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Земский А. М. Русский язык. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев; Под ред. В. В. Виноградова.- М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
История ребусов. - URL: https://pikabu.ru/story/istoriya_rebusov_7227205 (дата обращения 17.12.2023)
Как разгадывать ребусы (правила разгадывания). - URL: https://vserebusy.ru/kak-razgadyvat-rebusy-pravila/ (дата обращения 10.01.2024)
Как решать ребусы? - URL:https://umnazia.ru/blog/all-articles/kak-reshat-rebusy (дата обращения 17.12.2023)
Львов М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1990. 160 с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2017. - 320 c.
Ребус. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. URL: https://megabook.ru/article/Ребус (дата обращения 17.12.2023)
Савельева Ю. И. Проблема развития орфографической зоркости школьников в условиях цифровизации общества и образования. – URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018028987 (дата обращения 20.12.2023)
Приложение 1
Анкета
1)Укажите ваш пол
девочка
мальчик
2)Укажите ваш возраст _________
3)Знаете ли вы что такое ребусы?
да
нет
4)Решаете ли вы ребусы?
Решаю часто
Решаю иногда
Не решаю
5)Хотите ли Вы научиться составлять ребусы?
Да
Нет
Приложение 2
Презентация тренажера «Занимательные ребусы»