Вся жизнь моя в стихах (биография и творчество Ю. В. Дружинина)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вся жизнь моя в стихах (биография и творчество Ю. В. Дружинина)

Морев А.А. 1
1МАОУ СОШ № 5 г. Сухой Лог
Ермолаева Л.И. 1
1МАОУ СОШ № 5 г.Сухой Лог
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Урал – край талантов. В этих местах родились, провели своё детство и выросли, жили и творили известные писатели и поэты: здесь повествовал о чудесах Уральских гор П. П. Бажов, работал над своими мемуарами С. Т. Аксаков, создавал детские прозаические произведения Д. Н. Мамин-Сибиряк, писали свои стихотворения поэты уральской глубинки К. Некрасова, С. Щипачёв. Они восхищались «ручьями сосновых смол», «шелестом буйных трав» (К. Некрасова), называли Урал «неграмотным гением» (С. Щипачёв).

Одним из таких поэтов малой родины является Ю. В. Дружинин – «слуга Музы дальних странствий», – звучит в его стихотворных строках. Поэт является моим дальним родственником. Подаренные им сборники бережно хранятся в моей семье не только как память, но и как самобытное творческое наследие. Произведения Ю. В. Дружинина используются мной при написании школьных сочинений, при подготовке к урокам литературы. Его поэзия мне кажется настолько душевной и глубокой, что отдельные строки порой хочется перечитывать снова и снова. Места родных просторов, которые он воспевает, знакомы мне и удивительно живыми образами предстают в моём сознании во время чтения.

Осознание мною недостаточной изученности судьбы поэта-родственника, его дарования натолкнуло меня на мысль подробнее исследовать его биографию и творчество.

Цель проекта:

Изучение сведений о жизни и творчестве Ю.В. Дружинина и отражение

основных моментов его жизни в стихотворениях

Задачи:

  • собрать материал о биографии поэта

  • соотнести биографические данные с его произведениями

  • сделать презентацию на данную тему

  • выпустить буклет, посвященный Ю. В. Дружинину

Методы исследования

В ходе работы над проектом были использованы следующие методы:

  • Аналитико-синтетический;

  • Информационно-коммуникативный.

Объектом исследования является биография Ю.В. Дружинина, сборники его стихотворений.

Предмет исследования – отражение жизни Ю. Дружинина в его произведениях.

Актуальность

На мой взгляд, данный проект актуален, потому что, во-первых, рассказывается о поэте, моём земляке; во-вторых, произведения Ю. Дружинина формируют нравственные ценности; в-третьих, воспитывают любовь к России, к малой родине – Сухоложью.

Гипотеза:

Стихотворения Ю. Дружинина основываются на версиях каких-либо событий, процессов, но они обобщенно показывают судьбу человека и имеют художественный вымысел.

Планируемый результат:

  • Создание выставки школьного музея о Ю. Дружинине

  • Использование материала на уроках по внеклассному чтению

  • Выпуск буклета о жизни и творчестве Ю.В. Дружинина

1. Детство и школьные годы

Юрий Вениаминович Дружинин родился 27 июня 1937 года в г. Сухой Лог. Детство поэта прошло на левом берегу реки Пышмы в доме на улице Моревской (сейчас улица Парижской коммуны).

Родители будущего поэта познакомились в 1936 году, когда им было по 18 лет, потом сыграли свадьбу. Через год после рождения сына отца Вениамина Яковлевича забрали в армию. Проводив мужа на службу, Вера Даниловна устроилась работать на асботрубный завод.

Началась война, принёсшая беду в каждую семью, на фронт отправился и Вениамин. Без мужа и отца все эти годы семье Дружининых было непросто. Она, как и другие, жила в бедности, детство Юры было «босоногим». Об этом можно прочитать в его сборниках «Зори золотые», «Под знаком лиры», «Серебряные родники».

Он с горечью вспоминает тот период времени:

Нам трудное детство досталось:

Разлука, война, нищета.

Как выжили, живы остались? –

Людская спасла доброта.

Ютились в бараках дощатых,

От холода мёрзли всю ночь.

Считали мы тех за богатых,

Кто крошки выбрасывал прочь.

<…> Мы помним, как плакали мамы –

Тот плачь никогда не забыть.

Когда похоронки вручали,

Мы в голос ревели навзрыд. (6, с. 10)

…Война украла наше детство,

Оставила на сердце след.

Рубцы оставила в наследство

Да память пережитых лет. (3, с. 163)

…В те годы мы взрослели рано –

Отцы сражались на войне.

А мы опорой были мамам.

Считались взрослыми вполне.

Коротким детство наше было –

Судьба распорядилась так. (3, с.120)

На долю матери Ю. Дружинина в годы войны выпали тяготы, страдания и невзгоды. «На трудовой вахте стояли 12 – 14 часов, отдыхали прямо здесь же. <…> нужно было уметь делать всё – серебрить зеркала, делать призмы, точить детали к минам. При серебрении зеркал приходилось стоять по колено в ледяной воде, за это давали усиленный паёк». (7, с. 2)

В стихотворении «Мама» поэт позже вспоминал:

…Ты со мною делилась последним –

Не давала в войну умереть.

Занимала на хлеб у соседей,

И мне крошки старалась сберечь.

В те голодные годы лихие

Поседела твоя голова.

Я запомнил, как слёзы скупые

В день Победы застыли в глазах. (7, с. 2)

Когда Юре исполнилось 7 лет, пришла пора учиться:

…В школу пишут семи лет, -

Сообщил мне друг мой Генка, -

То ли примут, то ли нет.

Босиком по косогору,

В класс без стука ворвались…

Столько было разговоров –

Век живи и век учись…

День тот был таким счастливым,

Улыбалось солнце всем. (4, с. 224)

Первой учительницей для него стала Татьяна Гурьевна Шендрикова:

Я помню школу за рекою,

Наш выпускной четвёртый класс,

Татьяну Гурьевну «крутую»,

Она всему учила нас:

Как правильно сидеть за партой,

Писать, читать, всё успевать.

Противница игры азартной,

Могла и строго наказать.

<…> Все в школе пройдены науки –

Кому-то впрок, кому не впрок…

Я вспоминаю на досуге

Татьяны Гурьевны урок. (3, с. 55)

Позже поэт рассказывал о своей любви к рисованию. В стихотворении «Ученье – свет» читаем:

Я учился с малолетства

Карандаш в руке держать.

Не достигнув совершенства

Пристрастился рисовать.

<…> В ученической тетради

Рисовал, чудак, газель…

Забывал учить уроки,

В школе стал не успевать. (5, с. 33)

Это желание рисовать осталось с ним на всю жизнь – его рисунки в качестве иллюстраций будут помещены на страницах его поэтических сборников. [6]

Окончание Юрой первого класса совпало с долгожданным праздником – Днём Победы в Великой Отечественной войне:

Нам в сорок пятом было восемь,

Окончен в школе первый класс,

Отцов с войны мы ждали очень,

Как самый главный праздник наш. (3, с. 188)

Отец Ю. Дружинина закончил войну осенью 1945 года в Японии, а в декабре того же года вернулся домой. [2] Поэт в стихотворении рассказывает об их встрече:

…Как гром с небес: «Встречай отца!»

С уроков мигом убегаю,

Несусь по улице крутой.

В висках стучит, вдруг не узнаю?

Ведь мы увидимся впервой.

Сомненья прочь. Дверь открываю

И к удивленью моему,

Я крепко батю обнимаю,

Не веря счастью своему. (7, с. 2)

Будучи учеником, он с уважением и благодарностью относился к своим учителям. Это можно увидеть в стихотворениях своим наставникам – «Учительница» и «Учитель», посвящённых И. Н. Елохиной, И. И. Рожкову:

…Это наш учитель,

Человек родной,

Для души обитель

И покой земной. (4, с. 226)

…Его детишки узнают

И пожилые люди.

Ему поклоны отдают

За прежние заслуги.

Наш замечательный поэт –

Заслуженный учитель. (4, с. 227)

О совершеннолетии, окончании 10 классов школы в 1955 году Ю. Дружининым было написано стихотворение «Грустный вальс»:

Грустным вальсом школьные года

С нами попрощались навсегда.

Много лет прошло уже с тех дней,

Снова мы в кругу своих друзей.

Вспомнились аллеи тополей,

Добрые глаза учителей,

Трудные военные года

В памяти остались навсегда. (5, с. 109)

2. Юность

В 1955 году, сразу после окончания школы, Юрий Вениаминович поступил на учёбу в Актюбинскую школу авиамехаников ГВФ. Пошёл в армию и находился на службе в авиации 3 года. Стал отличником ВВС. Воспоминания об этом периоде жизни остались у сестры поэта [7], то же он пишет в стихах «Небу чистому» (2001), «То взлёт, то посадка» (2003), «Встреча с маршалом» (2005) и др. Например, в его поэме «Родная земля» (2005) читаем строки:

…И я выбираю учёбу –

Гражданский Воздушный Флот.

Готовлюсь серьёзно в дорогу –

Нас время торопит, зовёт!..

Актюбинск встречает сурово –

С ветрами ноябрьский мороз.

<…> Три года – срочная служба,

Служу в рядах ВВС.

Солдатская крепкая дружба

Определяла успех. (5, с. 151 – 152)

3. Трудовая деятельность

«После демобилизации окончил Верхне-Салдинский авиаметаллургический техникум (вечернее отделение). Работал фрезеровщиком, мастером, механиком цеха ВСМОЗ [Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод].

В 1965 году был направлен на запуск Лусаванского инструментального завода в Армении, где работал механиком цеха фрез. После возвращения на родину окончил Белгородский технологический институт строительных материалов. Инженер-конструктор». (4, с. 271)

В стихотворении, посвящённом Г. Н. Задираке (директору), «Юбилей завода» (2007) и «Воспоминания» (2007) Ю. Дружинин рассказывает:

Родной завод, с тобою связано немало:

В твоих цехах Победа над врагом ковалась.

Усвоено здесь правило простое –

За дело браться надобно с душою. (3, с. 190)

Я вспоминаю «Цемремонт»

И «оптом», и «поодиночке».

Мы отвечали за ремонт,

Работая в «горячих точках».

Не ради славы лезли в печь,

На футеровку, в ад и в пекло.

Могли на рельсы парни лечь,

Дотошно зная своё дело. (5, с. 138)

4. Любовь, создание семьи. Семейное счастье.

Прекрасное чувство любви не обошло стороной и Юрия Вениаминовича. Друг поэта познакомил его со своей сестрой Валентиной Моревой, синеглазой, доброй девушкой. Эта встреча изменила их дальнейшую жизнь и судьбу.

Берега раскинулись крутые.

Перелески, рощи да лога.

Здесь мы познакомились впервые.

Здесь любовь пришла к нам навсегда. (3, с. 76)

2 ноября 1961 года они сыграли свадьбу, началась семейная жизнь. Множество своих произведений (стихотворение «Радости» (2009), песню «Пора любви» (2003) и др.), Ю. Дружинин посвящает своей возлюбленной, жене:

Мне в глаза твои взглянуть –

не утонуть,

Целовать твои уста –

не обмануть.

И об этом мне хотелось

рассказать –

Так хочу тебя, любимая,

обнять! (4, с. 253)

Ты свет очей моих,

Надежда и опора,

Звезда, кочующая в небесах.

Я всё пройти смогу с тобой –

Моря и горы. (4, с. 52)

В мае 1962 года в семье произошло радостное событие – родилась дочка Валерия, единственная и неповторимая, что также отразилось в творчестве поэта. [3] Ей посвящены стихотворения «Гимн цветам» (2008), «Золото с рубинами…» (2000), в которых ребёнок метафорично сравнивается с маленьким цветком («дети – цветы жизни»):

…И душа волнуется –

Нет и в ней печали.

Золотое времечко

По весне вернётся,

Тоненьким подснежником

К солнышку пробьётся! (4, с. 82)

Появлению внуков Лизы и Кости, правнуков Ромы и Анюты посвящены строки произведений «Наш старый домик-дача…» (2000), «Зорька» (2000), «Цветам – цвести!» (2004), «Правнуку я лиру посвящаю…» (2012), «Колыбельная» (2015) [9]:

Наш старый домик-дача

Стоял на берегу.

Все воспоминания

Я в сердце берегу.

Как утром спозаранку,

Ни свет и ни заря,

Спешила на полянку

Вся дружная семья. (4, с. 78)

5. Участие в работе литературно-музыкального объединения сухоложских поэтов и композиторов «Полёт»

Юрий Вениаминович обращал внимание на развитие творческих способностей детей и принимал активное участие в деятельности объединения «Полёт», организованного на базе Центра дополнительного образования детей под руководством сухоложского поэта Валентина Петровича Печёнкина.

Поэт входил в состав общественной редколлегии при выпуске двух альманахов к 60-летию Сухого Лога «Крылышки пробуют воздух» в 2003 и в 2004 году, в которых были напечатаны прозаические и лирические произведения юных дарований Сухого Лога. [4, 5]

Ю. Дружинин был среди организаторов впервые проведённого в нашем городе в 2004 году творческого литературного семинара.

В одном из своих произведений в 2000 году Юрий Вениаминович написал:

Стихи – гимнастика ума.

Они чарующи, как розы!

Когда волнуется весна,

Поверьте, право, не до прозы.

Пусть будет легкою рука –

Из-под пера родятся рифмы.

Сомнение мучает слегка –

Вдруг розы превратятся в рифы. (4, с. 213)

В другом стихотворении (2006) звучит наказ поэта:

Для поэта – дело чести – слово,

Ни бравада и ни мишура.

Если слово сказано толково –

Да здравствует поэт!

Кричим – «ура»! (4, с. 42)

6. Темы творчества Ю. Дружинина

6.1. Малая родина

Темы произведений Юрия Вениаминовича разнообразны, однако, большую их часть поэт посвящает Сухоложью, своей малой родине. В его сборнике стихов «Под знаком лиры» ей посвящён раздел «Край, что я зову своей судьбой», а в сборнике «Зори золотые» – раздел «На родине моей». В них приведены такие стихотворения, как: «Отчий край» (2015), ,«За околицей» (2012), «Город родной» (2009), «Люблю просторы Сухоложья…» (2000), «О, как давно я здесь живу…» (2007) и многие др. Вот строки некоторых из них:

…Край родной, во всём ты мне опора,

Бесконечно в тебя я влюблён.

Нет милей голубого простора,

Словно птицею в небе рождён. (3, с. 61)

О, как давно я здесь живу –

В глубинке на Урале!

И краше места не найду –

Хочу, чтоб это знали.

Огнями улицы горят,

И светятся окошки.

Недаром люди говорят:

– Живём по-сухоложски! (4, с. 25)

В своих лирических стихах поэт восхищается природой родного Сухоложья, её картины ему до́роги:

…Скворцов заливистые трели

Я в своём сердце берегу. (3, с. 47)

Хоть мы с тобой давно на «ты»,

Ромашковое поле.

Такой не видел красоты –

Воистину приволье!

Порхают низко мотыльки

Да ласточки летают.

И так им любы васильки –

И я души не чаю! (4, с. 93)

6.2. Морская тематика

«В море автор влюблён с детства. В капризах океанов и морей он слышит музыку морской стихии и увлечённо её рисует». (4, с. 271)

Целый ряд стихотворений поэта относится к теме моря, океанских глубин, путешествий: «Славное море» (2003), «У пирса – шквальные ветра… (2007)», «Экстрим» (2012), «К морю» (2014) и другие:

Мечтает о море морская душа,

Ей хочется с морем поспорить.

<…> О, как стосковалась по морю душа, –

Заморские грезятся мили. (5, с.27)

6.3. Философские раздумья о смысле жизни

Как и множество других поэтов, Ю. Дружинин в своём творчестве задаётся вопросом о смысле жизни, предназначении человека, судьбе. Философским раздумьям посвящены строки его стихотворений: «Оптимист, к тому ж ещё философ…» (2000), «Наша юность рано поседела…» (2009), «Жаль, что время пришло умирать…» (2003) и других:

Семейные реликвии хранят –

Они души покой оберегают.

<…> Священная реликвия – Земля,

Моря и океаны – колыбели.

Грешно родную Землю обижать –

Она для нас воистину святая.

Мы не должны об этом забывать,

Потомкам все богатства завещая. (4, с. 77)

6.4. Патриотизм

Тема любви к России, её гражданам, природе, звучит во многих произведениях Ю. Дружинина: «Россия молодая» (1998), «Я солдат твой, Отчизна» (2000), «Поэтам России» (2000), «В первый класс!» (2007), «Русь» (2015) и др., одним из которых является стихотворение «Серебро России» (2000) – «гимн» свободной Родине, любимой поэтом:

Налейте мне хрустальный рог полнее

Хорошего лучистого вина.

Ведь для меня нет ближе и роднее,

Чем Родина любимая моя!

<…> И сбудутся желанные надежды –

Уж дышится свободно и легко.

Берёзок милые одежды

Россию наряжают в серебро! (4, с. 143)

7. Последние годы жизни и творческое наследие

После 2015 года, в возрасте около 78 лет, силы поэта начали иссякать. Вскоре он оказался прикован к постели, перестал выходить из дома, видеть картины природы. Юрий Вениаминович Дружинин скончался 26 ноября 2018 года, похоронен на Сухоложском кладбище.

Творческое наследие поэта представлено немногочисленными сборниками его стихотворений: «И всё-таки море…» (2002), «Зори золотые» (2008) [6], «Под знаком лиры» (2015) [8], «Серебряные родники» (2016), осталось упоминание в сборниках «Живые родники» (1998 и 2004). Сохранились рисунки и иллюстрации автора.

Заключение

Ю. В. Дружинин – сухоложский «поэт, народу служащий», «оптимист, к тому ж ещё философ». Его «босоногое» детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, он ждал отца с фронта, мама трудилась на заводе, с Юрой «делилась последним – не давала в войну умереть».

Закончив 10 классов и выучившись в школе авиамехаников, позже – в техникуме и институте, он проявил себя как работник, «за дело бравшийся с душою». Ю. Дружинин встретил свою любовь, как он писал, – «мой человечек дорогой», вырастил дочь. Вся жизнь поэта отражена в его стихах.

Он всецело отдавался поэзии и писал: «Нет, не славы дурман мне приятен, // Упиваюсь я лирой порой». Ю. В. Дружинин как поэт на протяжении всего творческого пути обращался к знакомым и важным для каждого человека темам: малой родины, жизни и судьбы, любви к России.

За околицей нашей раздолье,

Колосятся ржаные поля.

Деревенское чудо-приволье,

Как невеста, родная земля!

Сердце радуют синие дали,

В роще птицы поют за рекой.

И зарницы вдали заиграли,

Растревожив вечерний покой.

Ах ты, матушка наша, Россия!

Сколько гроз пронеслось над тобой.

Пусть отступятся беды лихие,

И наступит вновь век золотой.

Заживёт народ полною силою –

Никогда он так раньше не жил.

И окажутся правдой великою

Те победы, что прежде свершил. (4, с. 20)

Список использованных источников и литературы

  1. «Живые родники» музыкально-поэтический сборник. Первый выпуск / Вступ. Ст. редколлегии; Ил. Дружинина Ю.; Ширыкалова Г.; Шишкина Ф.; Гапонюка И. – Сухой Лог: 1998.

  2. «Живые родники» музыкально-поэтический сборник. Второй выпуск / Вступ. Ст. редколлегии; Ил. Дружинина Ю.; Ширыкалова Г. – Екатеринбург: 2004.

  3. «Зори золотые» литературно-художественное издание/Вступ. Ст. редколлегии; Ил. Дружинина Ю. – Сухой Лог: 2015.

  4. «Под знаком лиры» литературно-художественное издание/Вступ. Ст. редколлегии; Ил. Дружинина Ю. – Сухой Лог: 2015.

  5. «Серебряные родники» литературно-художественное издание/Вступ. Ст. редколлегии; – Сухой Лог: 2016.

  6. «Льдинкою стынет слеза» газета «Знамя Победы» №47; – Сухой Лог: 2020

  7. «Нам есть, что рассказать о них, // О людях сердцу дорогих» газета

«Здравствуйте, друзья!» №18 (419); – Сухой Лог: 2005

Приложение 1.

Семейное фото Дружининых

Семейное фото Дружининых (Юрий – верхний ряд, слева)

Приложение 2.

Фото родителей Ю. В. Дружинина

Приложение 3.

Фото Ю. В. Дружинина с дочерью Валерией

Приложение 4.

Фото общественной редколлегии альманаха

«Крылышки пробуют воздух»

Приложение 5.

Альманах «Крылышки пробуют воздух»

 

Приложение 6.

Обложка сборника «Зори золотые» с рисунком автора

Приложение 7.

Из воспоминаний сестры поэта Дружининой С.В.

«…В семье было 3 брата, Юра был самый старший, и я - сестра. Я младше его на 13 лет. Юрий был симпатичный, крепенький, высокий, стройный, очень обходительный, к родителям уважительно очень относился. Мы, младшее поколение, учились у него, все эти манеры принимали. Закончил школу № 7, десять классов. В школе был очень активный, фотографии говорят об этом, помню фото, где он в футбольной форме. Мечтал стать летчиком, уехал учиться в Актюбинск, мы его ждали, закончил летное училище. Отца призвали в армию в 1939 году, а Юра родился в 1937. Потом началась война.

Мама его воспитывала семь лет одна. Отец вернулся с войны, когда Юре уже было 8 лет. Учился в Белгороде заочно в институте на инженера, когда работал на КАЦИ, я помню фото, где он защищает диплом. После окончания летного училища, в юности, у него проявлялись художественные данные, он рисовал. Как-то был в гостях у нас, и сын попросил его нарисовать что-нибудь. Он в альбоме тут же нарисовал карандашом дачу у речки. Стихи позже начал писать. У меня есть подаренные им сборники стихов.

Он был примером для нас, примером во всем. Отношение к матери было очень теплое, он ходил её встречать с работы. Со своих студенческих денег он скапливал, привёз маме красивое сиреневое платье, у меня пуговка осталась до сих пор от этого платья. Три четверти рукав, отложной воротничок, мама была очень рада. Однажды он ей подарил шарф шейный, сам шарф желтый, мама любила желтый цвет, на концах сиреневая полоса с цветочками. Она дорожила очень этим подарком.

Был очень внимательным к нам, привозил нам безделушки всякие. Мне подарил статуэтку-балерину. Дарил вазочку, чешское стекло. Шкатулку для мамы привозил, сейчас я её храню. Некоторые семейные фото Юрий делал сам, увлекался фотографией ещё.

Через Лёню Морева, друга детства, с которым он бегал в улице, он познакомился со своей будущей женой Валентиной, она была родной сестрой Лёни. Свадьба Юры и Вали была в доме родителей Валентины.

Стихотворения его перекликаются с есенинскими, он пишет про любовь к Родине, к природе. Поэт он доморощенный, он нигде не учился этому. Какие-то корни у нас есть видимо художественные, т.к. брат Владислав тоже любил рисовать, например».

Приложение 8.

Из воспоминаний Валентины Александровны Дружининой,

жены Юрия Вениаминовича

«…С Юрой мы прожили вместе долгую жизнь. Он всегда был добрым, заботливым мужем, очень любил свою единственную дочь Леру, обожал внуков Костю и Лизу, боготворил правнуков Рому и Анюту.

Часто бывал в лесу, в поле, на речке. Позднее все эти впечатления отражались в его стихах. Кроме того, Юра очень любил рисовать. До сих одну из стен профилактория огнеупорного завода украшает его панно.

В то же время, как творческий человек, он совершал странные поступки. Порой я не понимала его.

Но главное в своей жизни муж выразил в обращении «К читателю » в сборнике стихов «Под знаком Лиры», который вышел в 2015 году. «Я назвал эту книгу «Под знаком Лиры» потому, что люблю всё прекрасное – землю, солнце, звёзды. Люблю небо Родины моей, её реки, озёра, моря и океаны, леса, горы и равнины, всё живое на земле».

26 ноября 2018 года Юры не стало. Он долго и тяжело болел. Мне так его не хватает…»

Приложение 9.

Из воспоминаний Константина Игоревича Останкова,

внука Юрия Дружинина

«…Я вспоминаю деда с большой теплотой и признательностью. В детстве мы с Лизой, моей старшей сестрой, часто бывали у дедушки с бабушкой в Гляденах. Там находилась их дача.

Помню, что дед постоянно ходил с блокнотом или тетрадкой и что-то там записывал. Однажды я поинтересовался, что он пишет. На вопрос услышал и увидел ответ. Там были наброски рисунков и четверостишия.

Вспоминаю ещё один случай. Дедушка научился играть на баяне. Каждое наше летнее утро начиналось с такой ранней музыкальной побудки. А спать-то как хотелось! Но это продолжалось недолго: бабушка провела с дедом воспитательную беседу.

В моей памяти дедушка остался добрым, внимательным, заботливым человеком. Он любил жизнь…»

Просмотров работы: 52