Образ необычного ребенка в повести С. Лавровой "Марго Синие Уши"

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ необычного ребенка в повести С. Лавровой "Марго Синие Уши"

Тебенькова А.Д. 1
1МАОУ СОШ № 5 г.Сухой Лог
Ермолаева Л.И. 1
1МАОУ СОШ № 5 г.Сухой Лог
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Светлана Лаврова - это детская писательница, автор сказок и познавательных книг для детей, врач-нейрофизиолог и кандидат медицинских наук, а также автор истории про одну необычную девочку с синими ушами, Марго. Я выбрала именно эту тему не просто так. Изначально меня заинтриговало название повести. Посмотрев на обложку, я поняла, что сюжет данной книги будет необычным. Произведение мне очень понравилось, было интересно узнать историю Марго, а также меня «зацепила» её особенность. Кроме того, в повести упоминаются города Екатеринбург и Берёзовский, а я живу в 3 часах езды от них, в Сухом Логу. Светлана Лаврова в аннотации даёт размышление для читателей: герои относятся к необычным или обычным детям. Прочитав повесть, я решила, что её герои всё-таки необычные дети.

Данная книга была выпущена в 2016 году в городе Екатеринбург.

1. Цель проекта: показать образ необычного ребёнка в повести Лавровой “Марго Синие Уши”.

2. Задачи:

1. Найти информацию о Светлане Лавровой.

2. Познакомиться с содержанием данной повести.

3. Выяснить, что обозначает понятие «необычный ребёнок».

  1. Доказать необычность образа Марго

Актуальность:

Данная тема актуальна, потому что она связана с жизнью подростков в современном мире. В повести показаны необычные герои в обычных и в то же время необычных ситуациях. Писательница в своём произведении помогает читателям правильно выбрать свой жизненный путь, сформировать толерантные отношения. А это достаточно сложно! Ведь каждый ребенок – личность.

Объект исследования:

Повесть Светланы Лавровой «Марго Синие Уши».

Предмет исследования:

Образ необычного ребёнка.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ произведения

  2. Сравнение, сопоставление и обобщение полученного материала

Гипотеза:

Герои повести – обладающие необычными способностями и в то же время обычные дети. Каждого ребенка можно назвать необычным.

Предполагаемый результат:

  1. Использовать материалы во внеурочной деятельности.

  2. Использование материала проекта на уроках литературы.

  3. Создание презентации.

Глава 1. Марго Синие Уши

Какого ребёнка можно назвать необычным? В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дано такое толкование: «Необычный – не такой как все, не похож на обычное, привычное». [3]. Название самого повести - прозвище главной героини, как в сказках “Финист - ясный сокол” или “Иван – крестьянский сын”. которое ей дали из-за необычного цвета ушей. В данной повести присутствуют элементы фольклора и волшебства, что делает персонажей необычными и интересными. Марго – это девочка, которая только начала учиться в школе, но из-за её особенности (синих ушей) ей пришлось пойти в новую, волшебную школу для необычных детей. По мнению директора, в данном образовательном учреждении необычных детей, кроме Марго, больше не было. Обучаясь в этой школе, Марго заводит много новых друзей и открывает в себе талант придумывать и рассказывать интересные истории.

[3] стр. 408

Глава 2. Характеристика героини

2.1 Определение места героя среди других персонажей

Когда Марго только перешла в новую школу, то поначалу очень переживала о том, как её там примут, ведь по сравнению с другими детьми она ничем среди них особо не выделялась. Как только девочка пришла в класс, все начали её разглядывать. Она решила пойти в наступление и познакомиться с одноклассниками первой. Марго быстро расположила к себе ребят и начала с ними общаться. На переменах они вместе веселились, бегая по коридорам, на уроках частенько переговаривались, и уже к концу дня она стала самой активной ученицей в этом классе. Когда Марго переехала жить в пришкольный корпус, она каждый день удивляла ребят своими увлекательными историями. Так же девочка могла располагать к себе и взрослых, их учительница Ирина Игоревна очень любила Марго и, когда учёные хотели отчислить её из школы, вступилась за неё.

В старой школе Марго тоже была в центре внимания, но после её возвращения многие её невзлюбили, так как она была умнее их. Она заработала авторитет одноклассников, когда применила знания кунг-фу против нехорошего Оладушкина и смогла справиться с зелёным интернетом, хотя этого не смогли сделать лучшие программисты школы. Все это подчеркивает необычность героини повести.

2.2 Анализ имени

В повести Светланы Лавровой “Марго Синие Уши” главную героиню называют Марго или Маргоша. Полное имя Марго – Маргарита или Рита. Значение имени Марго глубоко раскрывается в характере и судьбе своего носителя, определяя таланты, ум, материальное благополучие, волю и способность к самореализации. Женское имя Маргарита является довольно распространённым в России, им часто называют новорожденных девочек. Оно образовано от позднелатинского имени Margarita, которое, в свою очередь, произошло от древнегреческого слова «маргаритес» и приобретает значение «жемчужина», «жемчуг». В древнегреческой мифологии принято считать, что «Маргаритос» выступает синонимом имени Афродита - покровительницы мореплавателей, богини красоты и любви. Это опять же является доказательством необычности героини.

2.3 Портрет, внешний облик

Марго - единственный ребёнок в семье. Когда малышка появилась на свет, она очень долго кричала, дольше, чем обычные дети. При рождении у Марго обнаружили цианоз, но он был необычным, а локальным, не вся Марго родилась синей, а только уши. Когда новорожденную вынесли маме, она очень огорчилась из-за этого. Мама очень переживала, что Марго в школе дразнить будут и что отцу это не понравится. Так же она боялась, что у Марго появятся проблемы со слухом, но это было не так. Отец не замечал синих ушей дочери, так как дочка родилась зимой и ей постоянно одевали чепчик, к тому же отец Марго не знал, как выглядят младенцы и не придавал этому большого значения. Когда Марго подросла и начала гулять во дворе, на её уши стали обращать внимание бабушки и советовали маме сдать ребёнка в детдом, на что она сказала, что её дочь красавица, просто она ребёнок – индиго. Индиго – это удивительные дети с невероятными способностями. Маргоша росла, и пришло время идти в садик. Ребятам нравились уши Марго, она, в свою очередь, всем говорила, что уши покрасила. Воспитательница даже пыталась оттереть её уши, но все попытки были тщетны. Потом девочка пошла в школу. С одноклассниками у нее всё было хорошо, за исключением “нехорошего” Оладушкина, который всегда пытался задеть Марго различными шутками про её уши.

2.4 Семья, полученное воспитание

Марго - единственный ребёнок в семье. Родители Марго - любящие и внимательные люди. Большинство родителей отказываются или не принимают “необычных” детей, потому что боятся осуждения со стороны других людей, но родители Марго не такие. Они приняли её особенность и воспитывали как обычного ребёнка, всегда переживали из-за того, что над девочкой будут смеяться, но их опасения были излишними. Мама Марго предстаёт очень доброй и ответственной женщиной, которая за свою дочь готова поставить на место любого недоброжелателя. Отец Марго – весёлый человек, который очень любит особенность своей дочери.

2.5 Черты характера

В новой школе Марго была общительной и довольно быстро поладила со всеми ребятами. Так же Марго - активистка и всегда придумывала что-то интересное, «тянула» ребят на различные приключения. Когда Марго переехала жить в спальный корпус при школе, она каждый вечер рассказывала ребятам интересные истории, которые потом становились реальностью. Марго всегда могла за себя постоять и никогда не давала в обиду своих друзей. Предвидеть будущее в придуманных историях – ещё одна из особенностей этого необычного ребенка.

Марго - довольно умная девочка. Для своего возраста она знает программу достаточно хорошо, особенно по сравнению со своими обычными одноклассниками. Так же Марго очень преданная и храбрая, никогда не бросит своих друзей в беде.

2.6 Речевая характеристика

Марго предстаёт разносторонним человеком, иногда она немногословна, а иногда очень эмоциональная, особенно когда она рассказывает свои удивительные истории. Когда девочка начинала рассказывать свои истории все, кто их слушал, начинали чего-то бояться или переживать, но у Марго все истории были с хорошим и поучительным финалом. Она рассказывала свои истории загадочно, даже пугающе, но с присутствием юмора. Также в своих историях Марго использовала довольно известных персонажей, таких, как Шерлок Холмс, зомби, а иногда даже её одноклассников.

2.7 Поступки и мотивы поведения

В повести С. Лавровой “Марго Синие Уши” главная героиня совершает множество запоминающихся поступков, как например, такой, когда она единственная не показывала свой страх перед чёрной рукой, чтобы не пугать своих одноклассников или когда она спасала свою подругу Лильку от серьёзного человека.

Я считаю, что один из самых запоминающихся и вообще главных поступков Марго был выбор: поехать в Москву или нет. Когда ей предоставили этот выбор, то Марго понимала, что она выбирала то, что для неё является более важным, семья или друзья. Если бы она поехала в Москву, то родители не смогли бы поехать с ней, и она не смогла бы увидеть их долгое время. Так же Марго понимала, что она не является государственной ценностью, а обычных ребят они могли взять и в Москве, и как бы сильно она ни хотела остаться со своими друзьями, семья для Марго была важнее. Поэтому она выбрала семью и вернулась в свою старую школу, где её довольно хорошо приняли.

Также один из важных поступков Марго было прощение Артёма Оладушкина. Мальчик всё время смеялся над ней, начиная с детского садика. Но сам по себе Оладушкин был неплохим, ему просто не хватало внимания. И Марго поступила правильно, дав ему второй шанс и наконец подружилась с ним.

2.8 Сопоставление с другими персонажами

В новой школе Марго сильно выделялась среди других учеников. У неё не было таких способностей, как у её одноклассников. Она не могла видеть сквозь стены, не умела умножать трёхзначные числа в уме, у неё не получалось летать или долго находиться под водой, но у Марго был другой дар: она умела всех развеселить и удивить своими необыкновенными историями.

Когда Марго вернулась в свою обычную школу, она тоже отличалась от своих одноклассников, но не только своими синими ушами. Когда она обучалась в той “волшебной” школе, они проходили программу быстрее и эффективнее, поэтому, когда она вернулась в свой старый 1 «Б», она стала самой умной девочкой в классе. Кроме того, по сравнению с одноклассниками Марго хорошо разговаривала по-немецки, чего не могли сделать даже учителя.

Вообще Марго очень выделяется на фоне других персонажей своей активностью и оптимистичностью.

2.9 Собственное отношение к персонажу

Я думаю, что всё же Марго является необычным ребёнком.

Во - первых, каждый человек – это уникальная личность и каждый человек в какой-то степени является необычным. Но помимо обыденных факторов, Марго отличается от обычных ребят своей необычной болезнью, её синими ушами. Во - вторых, помимо внешних признаков Марго - активный и весёлый ребёнок, который может с лёгкостью расположить к себе людей и придумать такие удивительные истории. Также Марго довольно умная девочка, она опережает по программе своих сверстников, знает три языка, что нечасто встретишь в наше время.

Мне бы хотелось иметь такую подругу, как Марго. С ней мне никогда не будет скучно, она всегда найдёт какое-либо развлечение, так же я с удовольствием послушала бы её истории вживую.

Я очень люблю таких активных и оптимистичных людей, как Марго, они всегда готовы помочь и развеселить, если это потребуется. Марго – необычный ребенок.

Заключение

Цель исследовательской работы достигнута. На примере главной героини раскрыт образ необычного ребенка повести Лавровой «Марго Синие Уши». Задачи, поставленные в работе, выполнены. Мною прочитана повесть, проанализирован образ необычного ребенка.

Список литературы и источников информации:

1. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

2. «Марго Синие Уши» / Светлана Лаврова.- Москва: Издательство АСТ, 2016.- 253, [1] с.: - (Шляпа волшебника).

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений»/ Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. -874 с.

Приложения

Приложение 1

Фотография писательницы С. Лавровой

Приложение 2

Обложка книги «Марго Синие Уши» С. Лавровой

Приложение 3

Рисунок автора проекта.

Просмотров работы: 21