Формирование читательской грамотности средствами учебной олимпиады на уроках литературы

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Формирование читательской грамотности средствами учебной олимпиады на уроках литературы

Вершинина М.Е. 1Артамонова Е.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50
Григорович Михаил Александрович 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования.

Современный мир требует не только знаний, но и умений. Помимо hard skills (жестких компетенций или знаний), сегодня важны soft skills (умения приобретать новые навыки и адаптироваться в новой деятельности). Это связано с функциональной грамотностью.

Функциональная грамотность, а именно читательская грамотность, становится базисом для науки и образования с точки зрения понимания текстов. Научные статьи, книги и другие источники информации часто содержат сложную и специализированную лексику, особую грамматику и структуру предложений. Даже выделяется особый научный стиль речи.

Иметь функциональную грамотность означает быть способным понять и анализировать вышеупомянутые тексты, что позволяет применять научные концепции и идеи. Функциональная грамотность является основой для успешного обучения. Правильное использование грамматики, правописания и пунктуации помогает нам писать и читать с пониманием. Она также позволяет нам осваивать новые предметы и учиться новым навыкам. Функциональная грамотность помогает развивать критическое мышление и аналитические способности. Она способствует лучшему самовыражению и самоанализу. Кроме того, она способствует улучшению памяти и когнитивных функций, так как тренирует умение понимать и анализировать информацию. Она позволяет активно участвовать в общественной жизни. Грамотные люди могут голосовать, участвовать в общественных дискуссиях, писать обращения и петиции, понимать законы и правила, и в целом быть активными гражданами. В целом, функциональная грамотность является важным компонентом успешной жизни в современном обществе, влияющим на коммуникацию, образование, профессиональный успех, личное развитие и участие в общественной жизни.

Цель исследования: создание школьной олимпиады как элемента учебного процесса для формирования читательской грамотности у учащихся ступени основного общего образования.

Объект исследования: читательская грамотность как базовый элемент функциональной грамотности.

Предмет исследования: учебная олимпиада как средство обучения.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме,

  2. Изучить виды функциональной грамотности и их различия,

  3. Проанализировать уровень читательской грамотности среди школьников на входном этапе,

  4. Создать школьную олимпиаду для формирования читательской грамотности на уроках литературы;

  5. Провести постдиагностику после применения настольной игры на уроках литературы.

Основная часть

Что же представляет собой функциональная грамотность? В новом ФГОС ООО, в п. 35.2 функциональная грамотность обозначена как «…способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» [2]. Иначе говоря, функциональная грамотность призвана вооружить учащихся практическими навыками для повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. Соответственно, задания по функциональной грамотности не являются заданиями по предмету, а являются метапредметными, включают в себя проблему, требующую решения. Общепринятыми в педагогике стали следующие виды функциональной грамотности: финансовая, естественно-научная, математическая, читательская, глобальные компетенции, креативное мышление.

Читательская грамотность – это компонент функциональной грамотности, под которым подразумевается умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».  

Универсальной из них является читательская компетенция. Работа с текстом является ключевой для выполнения учебных заданий любого учебного предмета. Текст присутствует в учебниках, заданиях всех видов контрольно-оценочных процедур, в художественной литературе, в дополнительной учебной литературе, цифровых образовательных ресурсах и т.д. Отсюда следует, что работа с текстом очень важна для учащихся в учебной и будущей профессиональной деятельности. Приведем пример. В современных условиях начавшегося разрушения глобальных экономических взаимосвязей (невозможность расширения рынков в рамках капиталистической системы), что приведет к экономическому кризису в западных странах, неизбежен возврат к обособлению региональных рынков. В России при развитии региональной, евразийской экономической системы, когда основная часть производственных цепочек будет замкнута не в мировом масштабе, а в рамках кооперации нескольких крупных стран, будет развиваться производственный сектор. Потребуется большое число инженеров. Инженерная работа на производстве связана с большим объемом технической документации, требующей изучения, корректировки или составления новой. Создаются технологические схемы, технологические карты, технологические регламенты, что требует проработки огромных объемов текстовой информации. Это все работа с текстом, поэтому считаем текст ключевой методической единицей обучения. Отметим, что таковым можно считать даже текст на иностранном языке, предназначенный не для перевода, а для изучения (текст в первоисточнике).

Сущность читательской грамотности стоит в том, чтобы учащиеся умели прочитать текст, смогли его проанализировать, интерпретировать и дать ответы на вопросы по тексту. Формирование читательской грамотности подразумевает освоение учащимися приемов работы с текстом – анализ, синтез, составление плана, ответы на вопросы по тексту, пересказ текста, схематизация, классификация, типология. Сущность каждого приема работы с текстом приведена в таблице 1.

Таблица 1. Сущность приемов работы с текстом

Прием работы с текстом

Описание приема

Анализ

Разделение текста на определенные части (абзацы, параграфы, главы), которые, тем не менее, имеют между собой логическую взаимосвязь. Разные части разных текстов не могут подвергаться анализу.

Синтез

Противоположный анализу процесс. Подразумевает объединение разрозненных частей текста (абзацев, параграфов и глав) в единый текст, части которого взаимосвязаны между собой логически.

Составление плана

Расположение в виде списка названий частей текста, которые логически структурированы, т.е. вытекают по своему содержанию одна из другой.

Ответы на вопросы по тексту

Выбор в тексте соответствующих вопросу утверждений, которые позволяют ответить на вопрос.

Пересказ текста

Осмысление текста и воспроизведение содержания текста в устном или письменном виде, близком к оригиналу.

Схематизация

Изображение в виде графической схемы (в математической статистике это называется способ графов) или описание процесса, предмета, или упрощенное представление запоминаемой информации в виде текста.

Классификация

Распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общего признака или свойства.

Типология

Распределение объектов по группам или типам на основе двух и более признаков.

В результате нашей исследовательской деятельности мы хотим создать учебную олимпиаду, которая поможет повысить уровень читательской грамотности у школьников. Для своего исследования мы выбрали учащихся 5-6 классов. В исследовании приняли участие 27 чел.

Для начала мы проводим входной контроль для того, чтобы проанализировать уровень знаний до проведения олимпиады. Задания для входного контроля мы взяли из ВПР по русскому языку 6 класса [1]. С помощью данного текста учащимся надо было выполнить задания. Для заданий разработаны критерии ответов, определяющие освоение читательской грамотности на трех уровнях сложности – допустимом, достаточном и высоком уровне.

Следующим этапом мы перешли к разработке учебной олимпиады. Олимпиады представляют собой соревновательный формат обучения, где учащиеся соревнуются с другими учениками в решении сложных задач по конкретной предметной области. Олимпиады обычно более технически сложны и требуют от учащихся глубокого понимания и применения знаний, аналитических навыков и творческого мышления. А в конце мы проводим итоговый контроль. Здесь мы сравниваем, достигли ли мы своей цели. Цель состоит в том, чтобы повысить уровень читательской грамотности.

Итак, всем на этом этапе исследования и последующем учащимся учащимся предложены одинаковые задания. Критерии тоже едины, но на основании критериев вопросы нельзя было разделить на уровни освоения читательской грамотности. Поэтому мы приняли решение разделить итоговые результаты по трем уровням сложности или, в авторской интерпретации, диапазонам уровня читательской грамотности – допустимый (соответствует оценке «3»), достаточный (соответствует оценке «4»), высокий (соответствует оценке «5»).

Анализ выполнения заданий на каждом этапе проводился следующим образом. После сбора работ и проверки по критериям, составлялась сводная таблица с персонализированными результатами по каждому ученику с выделением итоговых баллов. Затем составлялась сводная таблица, где результаты группировались по числу набранных учащимися баллов. Затем результаты распределялись по уровню формирования читательской грамотности.

Сначала мы провели входной контроль. Максимальное количество баллов за это задание составляет 14 баллов. Распределение баллов за это задание показано в таблице 1.

Таблица 1. Результаты входного контроля по сумме баллов и количеству выполненных работ

Диапазон уровня читательской грамотности, оценка

Сумма баллов

Количество выполненных работ, шт.

Процентная доля выполненных работ

Допустимый, «3»

1-5

9

33,3

Достаточный, «4»

6-9

9

33,3

Высокий, «5»

10-14

9

33,3

Мы распределили диапазоны уровня знаний с шагом в пять баллов, т.е. с «разбегом» в 30 %.

Числовые данные продублированы графиком.

Рис. 1. Результаты входного контроля.

Графики должны соответствовать нормальному распределению. Мы считаем, что в норме распределение должно соответствовать правилу «20-60-20», т.е. 20 % учащихся имеют допустимый уровень читательской грамотности, 60 % – достаточный и 20 % – высокий. На графике это обозначено красными линиями. Подходы к распределению основаны на кодификаторах и спецификациях к предметам, которые входят в перечень для итоговой государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).

После входного контроля проводится олимпиада.

Для начала мы подобрали текст, который подходит по смыслу и содержанию для данной работы. После начали составлять вопросы, подходящие по уровню сложности для учеников 5-6 классов. Учебная олимпиада -это соревновательное мероприятие. Основная цель учебной олимпиады - выявить самых талантливых и способных учеников в конкретной предметной области. Участники соревнуются в решении сложных задач, тестах или практических испытаниях, которые проверяют их знания, навыки анализа и решения проблем. Результаты учебной олимпиады представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сводные итоги учебной олимпиады.

Диапазон уровня знаний, оценка

Количество выполненных работ, шт.

Процентная доля выполненных по уровню работ

Допустимый, «3»

16

59,3

Достаточный, «4»

11

40,7

Высокий, «5»

0

0

Максимальный балл за работу составляет 14 баллов. Работы составлялись с такой разбалловкой.

Рис. 2. Распределение результатов после проведения олимпиады.

После проведения олимпиады мы проанализировали результаты и увидели, что по сравнению с результатами входного контроля допустимый и достаточный уровень формирования читательской грамотности значительно повысились, а на высоком уровне нет ни одной работы. В заключение мы решили дать ученикам еще одно задание, чтобы проанализировать как изменился уровень сформированности читательской грамотности у учащихся.

Таблица 3. Распределение результатов по заданиям после олимпиады.

Диапазон уровня знаний, оценка

Сумма баллов

Количество выполненных работ, шт.

Процентная доля выполненных по уровню работ

Допустимый, «3»

1-5

1

3,7

Достаточный, «4»

6-9

11

40,7

Высокий, «5»

10-14

15

55,6

«Разбег» баллов сохранен на уровне задания 1.

Рис. 3. Распределение результатов по заданиям после олимпиады.

После проведения олимпиады уровень читательской грамотности у учащихся значительно вырос. Мы считаем, что важно проводить подобные мероприятия ведь это повышает уровень образованности и эрудированности у школьников.

Заключение

Читательская грамотность – это способность читать и понимать письменный текст, а также применять к нему критические и аналитические навыки. Читательские навыки включают в себя умение декодировать буквы и слова, понимать лексико-грамматическую структуру предложений, разбираться в смысле и контексте текста, а также выделять главные идеи и основные детали. Они также включают в себя умение оценивать и интерпретировать содержание текста, анализировать и сопоставлять идеи, формулировать собственные выводы и критически оценивать информацию. Читательская грамотность играет важную роль в образовании и развитии личности, поскольку позволяет получать и обрабатывать информацию, развивать познавательные и рефлексивные навыки, а также обогащать лексикон и понимание мира.

Мы провели исследование и разработали учебную олимпиаду для формирования читательской грамотности у учащихся ступени основного общего образования. В результате выполнения проекта по разработке учебной олимпиады по читательской грамотности, мы успешно создали комплексный и интерактивный инструмент для оценки и развития навыков чтения учащихся.

В ходе работы над проектом мы провели тщательный анализ существующих методик и материалов, выявили основные аспекты читательской грамотности, которые стали основой для создания заданий и тестов.

Наши задачи в проекте были решены успешно, и мы получили положительные обратные связи от участников тестирования. Отчет о результатах тестирования, включая статистические данные и анализ ошибок учащихся, предоставляет хорошую базу для дальнейшей работы над улучшением качества олимпиады. Олимпиада по читательской грамотности может быть использована в качестве дополнительного инструмента для проверки и развития навыков чтения учащихся, а также для подготовки к другим школьным олимпиадам. Мы рекомендуем внедрить эту олимпиаду в образовательный процесс и надеемся, что она поможет повысить эффективность обучения и развития читательской культуры учащихся.

Список использованных источников и литературы

  1. Варианты ВПР 2023 по русскому языку 6 класс с ответами. URL: https://vprklass.ru/6-klass/russkij-jazyk-6-klass/varianty-vpr-2023-po-russkomu-jazyku-6-klass-s-otvetami

  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027/

Просмотров работы: 44