Быт и нравы дворянства XIX века на примере романа А. С. Пушкина «Дубровский»

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Быт и нравы дворянства XIX века на примере романа А. С. Пушкина «Дубровский»

Бурховецкая В.Е. 1
1МАОУ ЛИТ
Волкова Е.С. 1
1МАОУ ЛИТ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Александр Сергеевич Пушкин – величайший автор в истории русской литературы. Созданные им произведения по сей день остаются актуальными, проблемными, отражают особенности русского национального характера. А. С. Пушкин вывел русскую литературу на мировую арену, поставив её наравне с литературой Германии, Франции: он мастерски обобщил культурное и историческое наследие своей страны и вывел на принципиально другой уровень русский литературный язык. Язык Александра Сергеевича прост и ясен, но за этой кажущейся простотой, к которой мы привыкли с детства, стоит невероятная мудрость, познание русской души, русской жизни, в том числе и в провинции.

Тема русского дворянства, несомненно, является одной из главных в произведениях Пушкина: его творческим пером созданы многочисленные образы русских помещиков и дворян – воплощение личных наблюдений автора. Обращаясь в своем творчестве к теме поместного дворянства, он показывает достоинства и недостатки сословия, сохраняющего в своём жизненном укладе исконно русские традиции.

Я считаю, что это тема актуальна для многих моих ровесников, интересующихся русской историей и литературой, а также в целом для учащихся средней школы. Во время прочтения романа А.С. Пушкина «Дубровский» меня заинтересовала проблема, которую поднимает автор: назревающий конфликт внутри российского дворянского сословия 19 века. Центром моего исследования будет тема быта и нравов дворянства XIX века в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

Изучение таких образцов классической литературы, как роман «Дубровский» А. С. Пушкина, позволяет читателям выявить особенности быта и жизненного уклада наших предков, понять происхождение многих вещей в нашей жизни и, главное, получить более полное представление о том, что называется «русский характер».

Для современного читателя полноценное восприятие романа может быть затруднительно из-за большой исторической оторванности описываемых в произведении событий от наших дней. Данная проблема может быть решена с помощью создания видеоматериала, позволяющего наглядно представить ключевые характеристики.

Цель проекта: изучить понятие и характеристику быта и нрава дворянства XIX века, представленного в романе А. С. Пушкина «Дубровский».

Задачи проекта:

  • Изучить быт и уклад жизни русских дворян 19 века, узнать об увлечениях и досуге помещиков в своих поместьях;

  • Изучить понятия «быт» и «нравы», проанализировать эти понятия в пространстве романа «Дубровский»;

  • Сравнить особенности быта помещиков с разным общественным и экономическим положением, изучить отражение этого в характерах и поведении героев;

  • Рассмотреть интернет-источники и литературу по данной теме, научиться извлекать, систематизировать, анализировать информацию и делать выводы;

Гипотеза: я предполагаю, что неполное понимание и представление основных понятий для литературы XIX века таких, как быт и нравы, влекут за собой некорректное восприятие произведений того времени.

Для углубленного изучения выбранной мной темы, я пользовалась трудами Новикова Владимира Ивановича – филолога, критика, прозаика и Сергея Дмитриевича Охлябина.

Во время работы над исследованием я столкнулась с вопросом: могу ли я представить бытие того времени? Не сумев ответить на этот вопрос утвердительно, я поняла, что не совсем обладаю визуальным представлением о жизни дворянства, мной недостаточно изучены материалы, характеризующие XIX век. Особенно остро ощущается нехватка в формате видео, адаптированная для моего возраста. Полагаю, это одна из основных проблем моего поколения. Большинство современных подростков обладают визуальным восприятием, часто запоминают новую информацию с помощью цифровых технологий. Для того, чтобы приблизиться к полному пониманию хронотопа произведения, я создала обобщённый видеоматериал.

Теоретическая часть

Прежде чем анализировать быт и нравы дворянства XIX века, необходимо дать толкование этим понятиям. В «Толковом словаре» С.И. Ожегова дано такое определение: быт - жизненный уклад, повседневная жизнь. А в свободной энциклопедии Википедии даётся следующее значение слов:

  • быт – повседневный привычный уклад жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности;

  • нрав - то же, что характер; совокупность душевных, психических свойств.

Обращаясь к «Этимологическому Словарю Русского Языка», мы можем найти следующую формулировку:нрав – это особенности поведения человека, связанные с чертами характера, а также привычки.

Быт и нравы дворян на примере героев романа А. С. Пушкина «Дубровский»

А. С. Пушкин в вышеуказанном произведении очень точно изобразил повседневную жизнь провинциального дворянства с его моральными и нравственными устоями, с его радостями и трагедиями. Мы видим в романе противопоставление ценностей внутри дворянства. Автор противопоставил честность – подлости, щедрость – жадности, любовь – ненависти. Пушкин сталкивает на страницах романа двух героев-антиподов: Троекурова и Дубровского, – типичных представителей своего сословия, своей эпохи. Таких разных, при этом таких близких, бывших друзей, ставших непримиримыми врагами.

Чтобы полнее раскрыть характеры своих героев, автор очень подробно обрисовывает повседневный уклад их жизни: где жили Троекуров и Дубровский, как держали дом, к чему стремились. И это понятно. По образу усадьбы можно судить о социальном положении ее хозяина-помещика. Проезжая мимо барской усадьбы, можно было легко определить, каков ее владелец (беден, богат ли), выделить наиболее явные его черты ведения хозяйства, вкусы, моду и т. д.

Поэтому усадьба – это, в первую очередь, характеристика самого помещика. Мир каждого имения представляет собой синтез природного ландшафта, финансовых возможностей владельца, его визуальных предпочтений и вкусов, а так же экономических возможностей. Подтверждение этому мы можем найти и в словах литературных критиков:

- Н. Г. Чернышевский: «..трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен как в начале повести «Дубровский»;

- С. Бураковский: «Интерес романа «Дубровский» заключается, главным образом, в описании быта и нравов современных помещиков, в характеристике старинного судопроизводства. Быт помещичий обрисован в лице Троекурова. "Великий хлебосол" и в то же время великий деспот».

В этом романе отразились многие явления русской жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, разбойничество, положение дел в судебной системе. Но особое место в романе отведено дворянству.

Что же такое дворянство? «Уральская Историческая Энциклопедия» гласит: дворянство – это высшее светское сословие, имевшее наследственные привилегии.

Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. С XIV века дворяне стали получать за службу землю: появился класс землевладельцев — помещиков. Позже им была разрешена покупка земли.

В 1740 году дворянам было позволено выбирать между военной и гражданской службой. С этого времени формируется слой поместного дворянства, который постоянно живет в своих имениях. Освобожденные от обязательной военной службы дворяне получили возможность заниматься обустройством своих поместий, которые становятся не только источником средств к существованию, но постепенно, уже к первой четверти XIX века, превращаются в особое явление русской культуры.

Быт разных типов русского дворянства

Жизнь русского дворянства в усадьбе – это поразительный культурный феномен, не имеющий аналогов в мире. Дворянская усадьба оказалась той уникальной культурной средой, которая сформировала несколько поколений удивительно ярких, талантливых деятелей искусства, мыслителей, ученых и государственных реформаторов. Среди них Пушкин и Толстой, Левитан и Столыпин, Менделеев, Куприн, Бунин…

Роль и место усадьбы в провинциальной жизни во многом зависели от того, насколько она была обжита. Дворяне, имевшие менее 20 душ, обычно не служили, либо после кратковременной службы навсегда поселялись в деревне. Такие усадьбы, как правило, из-за недостатка средств и – часто – невысокого уровня образования владельцев не могли претендовать на какую-либо ведущую роль в жизни провинции, ее культуре.

Очень скоро оставляли службу дворяне, у которых было от 21 до 100 душ. Местом их постоянного пребывания также становилась деревня. Примечательно, что в России именно бедное дворянство составляло большинство – более девяти десятых всего сословия.

Наиболее активной и влиятельной группой было среднее дворянство, имевшее от 100 до 1000 душ крепостных крестьян. Этого обычно хватало, чтобы ни от кого не зависеть и давать своим детям современное образование. Многие из них поступали на несколько лет на военную службу.

Троекуров относился именно к такой категории. Он считался зажиточным помещиком. Его имение Покровское состояло из большого дома, множества хозяйственных построек и огромной псарни, которой особенно гордился хозяин. У Кирилы Петровича было много крестьян и большое количество земли. Дом помещика был каменным, что говорило о хорошем достатке Троекурова. В просторных хоромах и многочисленных комнатах проживал сам Кирила Петрович, его дочь и внебрачный сын. Дом Троекурова всегда был полон гостей. Также на территории поместья находилась церковь (не все могли позволить себе такую роскошь!), пруд и старинная колокольня.

Имение Андрея Дубровского называлось Кистенёвка. Оно не могло соперничать в богатстве с поместьем Троекурова. У Дубровского числилось всего 70 крепостных душ, которые, однако, его любили и уважали. Дом был совсем небольшим. Он не отличался роскошью: был скромных размеров, деревянный, с кровлей красного цвета.

Справа от дома располагалась березовая роща. Возле забора также росли березы, барский двор был украшен тремя цветниками, между которыми проложена широкая дорога. Цветник был характерным признаком дворянских усадеб начала 19 века. Отец и сын Дубровские очень любили свое поместье и считали его по-настоящему уютным и домашним.

В небогатой русской усадьбе обитало в основном мелкопоместное дворянство. То были люди скромного достатка и по большей части высокого достоинства и самобытной культуры. Что тотчас же и подкупало путника, впервые переступившего порог такого дома. Уют и добросердечие, покой и целесообразный достаток.

Нравы помещиков на примере глав семейств Дубровских и Троекуровых

Одним из главных героев романа «Дубровский» является Кирила Петрович Троекуров. Изображение нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове Пушкин отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства – «владык мира», сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале XIX века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.

Что касается Кирилы Петровича, то «его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность... Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское».

В усадьбе у Кирилы Петровича воспитывались несколько медведей. Излюбленным увлечением его была травля медвежат с кошками и щенятами. Любил он «отымать у бедного зверя предмет тщетный ярости», отдавая в его распоряжение «порожнюю винную бочку, утыканную гвоздями». Но лучшею шуткою почиталось у барина следующее. Голодного медведя запирали «в пустой комнате, привязав его веревкой за кольцо, ввинченное в стену». Затем приводили новичка, будто нечаянно вталкивали его к медведю и запирали дверь. «Бедный гость, с оборванною полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был некогда три часа стоять, прижавшись к стене, и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина!» - заключает Пушкин.Как мы видим, Троекуров бездушен, своенравен, любит издеваться как над животными, так и над людьми, самолюбив и редко считается с мнением окружающих.

Настоящими дворянами, теми, кто достоин носить это звание, Пушкин считает людей, принадлежащих к древним дворянским родам. В семьях этих людей сохранились высокие представления о чести и достоинстве, а именно это, по мнению писателя, должно определять меру дворянского благородства. Как раз к ним и можно отнести Дубровского-старшего.

Образ Андрея Гавриловича Дубровского — это образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах.

Конфликт Дубровского и Троекурова

Барское поместье Кирилы Петровича Троекурова славилось своим богатым убранством и обширными размерами, с его роскошной псарней, лазаретом для собак, отъезжими полями и пышной охотой. Оно же стало поводом для ссоры между давними друзьями, то есть началом конфликта.

Пока Троекуров с гордостью расхаживал по своим владениям, он заметил недовольный взгляд Дубровского. Для того подобные собачьи условия были кощунством, ведь человеческая жизнь и быт волновали его сильнее. Ответ псаря, обиженного словами помещика, не заставил себя ждать. Слуга ответил, что некоторым дворянам и променять свое жилище на данные хоромы было бы не жалко. Дубровскому стало обидно и неприятно, на что он потребовал извинений у Троекурова. Того это оскорбило, за чем и последовала затянувшаяся ссора.

Но источник конфликта не только в разности черт характера героев (Дубровский – бедный, но гордый, Троекуров – чванливый и властолюбивый богач), но и в неравенстве их общественного положения, их прав перед законом.Троекуров хочет воспользоваться тем, что имение когда-то принадлежало его родителю, иотнять у бывшего друга имение, которое тому по праву принадлежит. Для него не существует законов. Чтобы склонить суд к решению в свою пользу, Троекурову достаточно авторитета. Никакие другие доводы не требуются.

Суд направил запрос ответчику Дубровскому: «доставить немедленно надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою».

Дубровский отнесся к судебному обращению без должного внимания: «Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал в ответ довольно грубое отношение, в коем объявлял он, что сельцо Кистеневка досталось ему по смерти покойного его родителя, что он владеет им по праву наследства, что Троекурову до него дела никакого нет и что всякое постороннее притязание на сию его собственность есть ябеда и мошенничество». И в этом была его серьезнейшая ошибка: ни в коем случае не следует пренебрегать судебным запросом, каким бы нелепым он ни казался.

Дубровский понадеялся на справедливость суда. Будучи человеком глубоко порядочным, он свято верил, что правда на его стороне и никто не сможет ее оспорить. Однако Пушкин показывает читателю, что в жизни закон и справедливость далеко не всегда синонимы.

В конце концов Кистеневка переходит в собственность Троекурова, и судьба усадьбы и её обитателей – это результат несправедливости всей системы социальных отношений. Всё, что происходит с этим имением в дальнейшем, – последствия той ссоры, которая развернулась на глазах у читателей.

Практическая часть

Создание продукта проекта

После прочтения романа у менясложилось поверхностное восприятиекартины произведения. Когда мы продолжили изучение романа на уроке, с помощью обсуждения и анализа дополнительных источников у меня появилось больше понимания того, что хотел сказать автор своим произведением. По прошествии времени я подумала, что было бы полезно анализировать данный роман, усваивая информацию еще и зрительно. Поэтому я пришла к идее создания видеоролика с обобщенной информацией по данной теме. Это не просто презентация, а учебное видео с закадровым текстом и музыкальным сопровождением, предназначенное для учащихся.

Проведя анализ и систематизацию собранного теоретического материала, я приступила к созданию продукта. Составила план учебного фильма, выбрала иллюстрации и видео, связанные с романом «Дубровский». Смонтировала ролик и записала к нему дикторский текст. Также добавила музыкальное оформление к фильму. В своем продукте я использовала фрагменты виртуальной прогулки по Пушкинскому Заповеднику. Ролик записан на фоне музыки Фредерика Шопена. Все это, как мне кажется, помогает слушателю глубже погрузиться в эпоху произведения.

После того, как фильм был смонтирован, нужно было протестировать его эффективность на реальных учениках. Поэтому данный видеоролик был представлен учащимся МАОУ ЛИТ. После того, как ребята ознакомились с материалами фильма, была проведена рефлексия – письменный опрос. Большая часть опрошенных дала положительный отзыв. Как я и предполагала, визуальное представление информации улучшает восприятие материала. Свою работу я оставила в кабинете литературы в качестве дидактического материала для проведения уроков. Думаю, что ученикам, которые начинают знакомиться с романом А. С. Пушкина «Дубровский», мой фильм будет интересен и полезен.

Заключение

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин изображает жизнь провинциальных дворян на примере двух семей: Троекуровых и Дубровских. Он показывает типичную жизнь дворянства того времени, жестокость, самовластие и сытую жизнь дворян, основанную на изнурительном труде крестьян.

Несмотря на то, что роман создан в 19 веке, он интересен для читателей 21 столетия. Знакомство с бытом и нравом дворян помогло нам лучше понять само произведение и поведение главных героев. Мы мысленно смогли перенестись в эпоху деспотичного Троекурова и гордого Дубровского в произведении Александра Сергеевича Пушкина. В каждой главе можно увидеть фрагменты жизни, быта: описание усадьб, садов, рощ, различных прилегающих построек, оформление дома того времени — все это помогает читателю создать в воображении образ эпохи. Мы проанализировали те стороны дворянской жизни, которые сам А. С. Пушкин считал очень важными: обнищание мелкого дворянства и, как результат этого, потеря преимуществ дворянского сословия обедневшими помещиками. Мы видим, что в ситуации судебного разбирательства они так же бесправны, как и люди недворянского происхождения.

После того как был детально изучен текст романа «Дубровский», я ознакомилась с дополнительной литературой по данной теме. Во-первых, я обратилась к словарям, чтобы уточнить используемые в данной работе термины и понятия, такие как «быт», «поместное дворянство» и т. д. Работа над проектом потребовала изучения исторических характеристик периода, рассматриваемого в произведении А. С. Пушкина. В этом вопросе мне очень помогли такие труды, как «Повседневная жизнь русской усадьбы 19 века» С.Д. Охлябинина и «Русская литературная усадьба» В. Новикова, а также обращение к другим ресурсам

В процессе работы над фильмом несколько раз пришлось корректировать его содержание. Это связано в первую очередь с тем, что мне хотелось сделать данный продукт более точным и информативным. Также возникали трудности с записью дикторского текста, но причина этому техническая: специальной звукозаписывающей аппаратуры у меня нет, приходилось записывать звук на простой микрофон. Поэтому иногда возникали шумы и запинки. Однако с этой трудностью я, как могла, справилась.

Работа над данным проектом помогла мне более полно изучить тему и лучше понять роман «Дубровский». Я научилась обращать внимание на детали художественного текста и обращаться к различным источникам для получения более полной информации по вопросам, которые возникали у меня при анализе произведения.

Список литературы

  1. А. С. Пушкин. «Дубровский.»

  2. Википедия. Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/.

  3. Видеоматериалы виртуальной экскурсии по Пушкинскому заповеднику

  4. Виватенко Сергей Валентинович, Сиволап Татьяна Евгеньевна «Дворянские усадьбы как центры экономической и культурной жизни России»

  5. Владимир Новиков. «Русская литературная усадьба.»

  6. Образовательная платформа ПАКК

  7. Онлайн Толковый словарь Ожегова https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=2469

  8. Отзывы современников о романе «Дубровский»

  9. Сергей Охлябинин. Повседневная жизнь русской усадьбы 19 века.

  10. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00084001184864099368/

  11. Сетевое издание «Наша История»

  12. https://histerl.ru/lectures/19_vek/dvorjanstvo.htm

  13. Этимологический Словарь Русского Языка

Просмотров работы: 22