Как рождается детская книга?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как рождается детская книга?

Панфилова А.Д. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Астраханская лингвистическая гимназия»
Базанова С.Р. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Астраханская лингвистическая гимназия»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В век современных технологий книги стали электронными, снизилась читательская активность, поэтому часто поднимается вопрос о снижении уровня интеллекта и читательских потребностей и способностей современного дошкольника. При наличии виджетов и гаджетов дети поздно осваивают чтение, заинтересовать дошкольника открыть книгу все труднее, так как простое приложение в телефоне может воспроизвести любое произведение в аудио- или видеоформате, не требующего каких-либо действия от самого читателя. Часто книги отходят на задний план в современной жизни ребенка, поэтому проект связан с изучением особенностей создания детской книги, который поможет сделать выводы о том, какие элементы могут помочь сделать книгу более желанной, вызвать интерес к ее прочтению. При отсутствии книги в жизни ребенка страдает его грамотность, интеллект, эмоционально-нравственное воспитание и многие составляющие гармоничного развития.

Ключевая проблема проекта - как создать детскую увлекательную книгу.

Цель проекта – создать интересную книгу для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи:

- изучить требования к детским книгам, принципы создания и написания детских книг,

- выбрать интересный сюжет с поучительной направленностью, придумать визуализацию героя и текста,

- создать текст и иллюстрации разного типа, которые усилят эмоциональный эффект от прочитанного,

- разработать задания согласно возрасту читателя,

- сверстать текст и сделать макет книги,

- подвести итоги,

- представить проект.

Новизна проекта: иллюстрированная книга с добавленными задачками и головоломками усиливает эмоциональный эффект от прочитанного, вводит игровую составляющую в процесс чтения, помогает скрасить совместный досуг ребенка и читающего взрослого (родителя, воспитателя, няни), развить смекалку, сообразительность и память ребенка.

Направления работы:

изучение научной литературы и современных практик по созданию самой книги,

создание и иллюстрирование детской книги «Васильки».

Анализ теоретических подходов позволяет понять, что интересует современных детей младшего возраста, какие необычные идеи и формы используются в детских изданиях, какие принципы заложены в основе создания детской книги. Структура проекта построена в соответствии с задачами и состоит из введения, обзора современных теоретических подходов к созданию детской книги, характеристики материалов и методов исследования, определения проблем, анализа результатов исследования, практических выводов, списка источников.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ

Глава 1. Целевая направленность книги для ребенка

М. Горький писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Чтение – основа мыслительного процесса, начало этого процесса зарождается еще в детстве. Ничто не заменит роль книги в развитии, формировании, воспитании детей разных возрастных групп.

Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, будить мысль и воображение, приучать к усидчивости и выработке навыков самостоятельной работы, заставлять думать, анализировать, предугадывать.

Знакомить ребенка с книгами лучше с самого рождения, начиная с небольших стихов. Конечно, ребенок еще ничего не понимает, но зато он прекрасно улавливает интонацию и звуки1.

Умение читать предполагает целый комплекс навыков, и для овладения каждым из них требуются усилия. Придется тренировать память, чтобы не забывать к концу фразы ее начало, а ко второй странице — содержание первой.

В век современных технологий девайсы вытесняют бумажные книги, чтение перестает быть основным видом досуга. Конкуренцию печатному слову составляют видеоролики в интернете, развлекательные программы, интернет-игры и мультфильмы перетягивают на себя и внимание малышей. Теперь взрослым проще оставлять ребенка "под присмотром" телевизора, чем тратить время на совместное чтение. А с книгой так не расслабишься. Надо прочитать, посмотреть и прокомментировать картинки, попросить ребенка пересказать, ответить на его вопросы.

Одно из достоинств книг — это содержащаяся в них мораль. Книга для ребенка выступает в роли учителя, показывает ему, какие поступки хорошие, а какие — плохие.

Произведения детских писателей направлены на духовно-нравственное воспитание и развитие маленького читателя. Они воспитывают в детях лучшие качества: доброту, сострадание, сочувствие, терпимость, силу характера, мужество, умение дружить, защищать слабых и маленьких2.

Глубокий смысл детских авторских литературных сказок напрямую влияет на воспитание ребенка, рассказывая ему о добре и зле, о хороших и плохих поступках. На примере любимых персонажей ребенок сможет научиться тому, как следует поступать, каких действий нужно избегать. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности.

Еще одно огромное достоинство книг — то, что они пробуждают глубокий интерес в ребенке. Если малышу нравится та или иная книга, он обязательно прочтет ее до конца, развивая и собственное воображение, и свою усидчивость. Психологи давно доказали, что дети, которые много читают, отличаются спокойным характером. Они способны дольше сосредотачивать свое внимание на конкретном объекте изучения, а это, в свою очередь, сильно облегчает процесс обучения. Те дети, которые в детстве много читали и часто проводили время за книгой, в школе будут усидчивее3.

Формирование читательского вкуса, интересов, потребностей происходит через ту книгу, которую дети встретят в раннем возрасте и которая будет их сопровождать до 15 лет. Если интерес к книжной культуре сформируется у детей до 6 лет и закрепиться с возрастом – нам не придется говорить о потерянном поколении. И никакие компьютерные технологии не смогут отвлечь детей от того, что дает книга, журнал4.

Специфика детской литературы обусловлена ее предметом, целевым назначением и читательским адресом:

  1. предмет – специально отобранная и изложенная применительно к особенностям детского восприятия универсальная понятийная и художественно-образная информация,

  2. целевое назначение – развивать, воспитывать, обучать ребенка, формировать его эстетический вкус и доставлять ему удовольствие от чтения,

  3. читательский адрес – детский, подростковый и юношеский читатель5.

Основные особенности психологии ребенка, которые должен учесть автор, - это:

1) большая потребность детей дошкольного и младшего школьного возраста в игровой деятельности, поэтому книга должна предполагать такую возможность;

2) сильная подверженность младших школьников впечатлениям от прочитанного, поэтому эмоции не должны быть негативными;

3) стремление детей к подражательству, поэтому книга должна предоставлять образ героя, достойного подражания;

4) отзывчивость на внешние впечатления, поэтому книга должна быть хорошо оформлена, чтобы совершенствовать эстетический вкус;

5) формирование нравственной позиции под влиянием прочитанного, поэтому автор должен закладывать в своем произведении правильные нравственные нормы. Проживая вместе с героями определенные ситуации, ребенок получает социальный и эстетический опыт6.

Глава 2. Принципы создания и написания детских книг

Принципы создания и написания детских произведений основаны на представлении о детской литературе, ее направленности, видах, жанрах, тематических, возрастных критериях, а также требованиях и рекомендациях к ним: учёт возрастных особенностей, моральный аспект, объём текста, оформление, наличие дополнительного иллюстративного материала с заданиями.

Чтобы написать книгу для детей, нужно обладать фантазией, хорошей речью и красочным воображением. Писателю нужно самому представить себя ребенком и окунуться в поток интересных мыслей и образов. Тогда можно быть уверенным, что книга увлечет и маленького читателя. 

Особые требования предъявляются к содержанию книг для дошкольников. Дети этого возраста любят динамичный сюжет и равнодушны к описаниям. Они стремятся найти в книге ответы на все свои вопросы, поэтому популярностью пользуются произведения, где есть объяснение непонятным явлениям и новые, интересные сведения (откуда берется дождь, куда ночью прячется солнце, какие животные самые большие…). Хорошо, если повествование построено в диалогичной форме или есть обращения к читателю. В тексте допустимы не завуалированные нравоучения: ребенок дошкольного возраста адекватно их воспринимает. Он привык к поучениям, нередко применяет их сам, копируя взрослых. Однако нужно понимать, что у автора есть средства склонить неопытного читателя на свою сторону, но это может привести к перекосам в представлениях ребенка о добре и зле. Детский писатель должен сознавать свою силу и огромную ответственность перед ребенком7. Г.Филдинг писал «Дурные книги могут так же испортить нас, как и дурные товарищи».

Любая книга начинается с задумки — детская книга в том числе. Для вдохновения необходимо прочитать несколько хороших детских книг и придумать что-нибудь особенное, найти такую историю, которая будет по-настоящему интересна. Как только вам пришла в голову идея написать свою собственную книгу для детей, стоит почитать книги, написанные другими, посетите библиотеку.

Подумайте, для какой возрастной группы вы хотели бы писать. Понятие «детские книги» подразумевает очень широкую категорию литературы — от книжек-раскладушек для самых маленьких до романов и научно-популярных произведений для старшеклассников. Сюжет, содержание и тема вашей книги должны подходить читателям по возрасту и привлекать их (помните, что каждая книга также проходит родительский контроль). Для детей младшего возраста подходят книги с короткими историями и яркими полноцветными картинками. Сюжет должен быть интересный и законченный. По мнению преподавателя BAND (онлайн-школа писательского мастерства) детского писателя Алексея Олейникова «герой либо равен читателю, либо опережает его», «взрослый главный герой не совсем взрослый»8.

Этапы работы.

Решите, чего в вашей книге будет больше — текста, иллюстраций или всего поровну. Для младших читателей стоит включить больше иллюстраций, дополняющих рассказ. Прежде чем начать иллюстрировать, зарисуйте схематично свои идеи картинок для каждой страницы. Это поможет вам перейти к следующему этапу редактирования. Многие детские писатели самостоятельно рисуют иллюстрации для своих книг9.

Определитесь с основными компонентами вашей истории, записывайте свои идеи в блокнот.  Когда целевой аудиторией являются дети следует учитывать, что большинство историй состоит из следующих основных компонентов: главный герой, второстепенные персонажи, интересная обстановка и сюжет, который включает в себя центральный конфликт, назревание проблемы, кульминацию и развязку.

Подумайте о том, какую мысль будет нести ваше художественное произведение. Большинство детских книг несут обращение к читателям, начиная с простых идей типа «не жадничайте» или «нужно помогать маме» и заканчивая сложными уроками жизни, например, как пережить смерть любимого человека, как заботиться об окружающей среде или как уважать другие культуры10.

Напишите свой первый черновик.  Написание черновика — это отображения мыслей и идей на бумаге. Все что придумано, нужно описать так, чтобы все стало понятно, о чем идет речь. Ведь идея существует пока только в голове автора. Все что написано на этом этапе, будет дальше переделываться и переписываться. Но это будет потом. А сейчас только фиксация того, что есть в голове по теме11.

Учитывайте возраст своих читателей.  Лексика, структура предложений и их длина должны соответствовать возрасту вашей целевой аудитории. Используйте слова, которые хотите употребить в книге, и посмотрите, насколько дети их понимают. Пишите краткими предложениями, четко передающими ваши идеи. Это один из основных принципов хорошей литературы для всех возрастов, но особенно важно для детей, которые учатся понимать смысл из текстов с возрастающей сложностью.

Требует серьезного подхода и оформление книг для дошкольников не умеющих еще читать самостоятельно. Ребенок рассматривает текст, ищет в нем уже известные буквы, поэтому в готовой версии книги шрифт должен быть крупным и картинки должны доминировать над текстом.

Сделайте концовку реалистичной. Исход не обязательно должен быть счастливым, так как в реальной жизни не всегда все оканчивается хорошо. Концовка должна соответствовать книге и не быть скомканной или надуманной12.

Перечитайте и отредактируйте рукопись. Вы должны будете сделать это неоднократно, пока книга не будет отполирована. Возможно, вы обнаружите, что целые куски вашей истории выбиваются из повествования или что необходимо ввести нового персонажа. Трудно выбрасывать из книги целые страницы, над которыми вы работали долгие часы, пока не убедились, что они не вписываются с ваше произведение. Однако это часть работы писателя. Хорошо писать — это, помимо прочего, уметь вычеркивать ненужное. Чтобы оценить книгу объективным взглядом, отвлекитесь на некоторое время и вернитесь к ней позже. Научитесь проходиться по тексту как минимум дважды. Сначала просто так, а затем с карандашом. Подмечайте ритм, эпизоды и сцены, обращайте внимание на слова, фразы, стилистические приемы13.

Проверьте грамматику и орфографию. Когда ваша история готова, перечитайте ее на предмет орфографических и грамматических ошибок. Помимо распространенных ошибок, опечаток и лишних либо отсутствующих запятых, обращайте внимание на частые повторы слов, неестественные формулировки или слишком длинные предложения. Помните, что длинные или слишком сложные предложения могут запутать юных читателей. Одна из сложностей написания детских книг состоит в умении рассказать довольно сложную историю понятным и лаконичным языком14.

Покажите рукопись другим. Начните с друзей и членов семьи. Не всегда легко получить честный отзыв от близких людей, так как они, возможно, будут щадить ваши чувства, поэтому можете вступить в писательскую группу онлайн и получить там отзыв о своей работе. Не забудьте показать книгу вашей целевой аудитории — детям. Прочитайте рукопись детям и внимательно понаблюдайте, понимают ли они написанное, скучно ли им в какие-то моменты и так далее15.

Опубликуйте книгу. Первый вариант – сделать это самостоятельно. На сегодняшний день это популярный и вполне уважаемый вариант. Поищите онлайн-компании, которые помогут издать вашу книгу на бумаге или в электронном виде. При самостоятельной публикации ваши расходы зависят только от вас, и вы сможете избежать длительного процесса публикации книги с помощью более традиционных средств. Книгоиздательская деятельность для детей регулируется большим количеством ГОСТов и СНИПов. В них прописано, каким размером и начертанием должен быть шрифт, какая должна быть контрастность печати и т.д. – все это будет учитано профессионалами при печати вашей книги16.

ГЛАВА II.        ПРАКТИЧЕСКИЕ ПУСТЬ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННОЙ КНИГИ «ВАСИЛЬКИ»

Изучив теоретический материал, я придумала сюжет, написала текст, решила дополнить свою книгу игровыми элементами: найти пару картинке из нескольких ее силуэтов, обвести по точкам, судоку.

Следующая задача, вставшая передо мной, - представить образ главного героя и изобразить его в различных ситуациях на бумаге. Я хотела, чтобы после прочитанного ребенок не только понял, что делали герои, какие события с ними происходили, но и сделал выводы «что такое хорошо, а что такое плохо».

Сейчас очень популярны живые техники и материалы — акварель, гуашь, цветные карандаши, коллажи. Я рисовала линерами и маркерами для скетчинга в специально выделенном для этого проекта блокноте. Изучив теоретическую составляющую, я применила объединяющий принцип для серии картинок: сюжет разбивается на ключевые сцены, к каждой из которых художником создаются иллюстрации. На рисунках изображаются герои повествования, при этом герои-животные могут быть нарисованы более символично, чем в реальности. Совсем маленькие дети лучше реагируют как раз на более символичное изображение животного, они сразу узнают его. Этот прием даже несколько облегчил мне задачи иллюстрирования.

Бумажные наброски я переносила на ноутбук и при помощи графического планшета дорабатывала рисунки в редакторе «Krita».

Наконец, когда все иллюстрации и рисунки с заданиями были готовы, мне нужно было привести материалы в соответствующий вид. Чтобы сделать из рисунков и текста книгу - макет в моём случае – я использовала онлайн-редактор сайта https://www.netprint.ru.

Используя эту программу, я начала верстать книгу. Этот процесс длился неожиданно долго, так как для хорошего результата было необходимо постоянно переделывать макет по мере добавления новых материалов.

В связи с малым количество необходимых экземпляров моей книги, я решила обратиться не в большое издательство, а в небольшую компанию ООО «Молния». Договорившись с компанией, я по истечение уже нескольких дней смогла получить экземпляры.

Заключение.

Делая выводы, отметим, что детская литература – это отдельный кропотливый раздел, имеющий обязательные требования и цели.

Прежде всего нужно отметить важность бумажной книги в жизни ребенка. При изучении теоретического материала я поняла, что «правильная» книга должна не просто описывать какое-то событие героев, а поучать и развивать маленького читателя как духовно, так и мыслительно. В современном мире среди компьютеров, смартфонов и планшетов детская литература имеет образовательное и воспитательное значение. Хорошая и правильно подобранная детская литература влияет на формирования характера ребенка, имеет терапевтический эффект, учит эффективному взаимодействию с миром, даёт ребенку знания о том, чего он не может увидеть в жизни.

Современная проблема заключается в снижении уровня интеллекта и читательских потребностей и способностей современного дошкольника, дети поздно осваивают чтение, книги отходят на задний план.

Пройдя самостоятельный путь создания книги от изучения теории и выбора концепции до книгоиздания помогло мне сделать выводы о том, что может помочь сделать книгу более желанной, вызвать интерес к ее прочтению. В ходе работы был придуман и изложен интересный сюжет с поучительной направленностью, книга дополнена иллюстрациями, заданиями, оформлен электронный макет книги и отправлен в типографию.

Главными чертами детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность форм и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов. Иллюстрированная книга с добавленными задачками и головоломками усиливает эмоциональный эффект от прочитанного, вводит игровую составляющую в процесс чтения, помогает скрасить совместный досуг ребенка и читающего взрослого, развить смекалку, сообразительность и память ребенка.

Полученные мной навыки и опыт, конечно, бесценны. Такой вид работы мне понравился, так что я планирую и дальше развиваться в области создания детской литературы. Возможно даже в будущем я смогу связать свою профессию с данным видом деятельности, так как это оказалось достаточно интересным и увлекательным процессом.

Использованная литература

1. Арзамасцева И. Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /И.Н. Арзамасцева, А.А. Николаева.–3-е изд., перераб. и доп. - М.: издательский центр «Академия», 2005с – 576 с.

2. Зылевич Д.П. Редакторская подготовка изданий для детей: учеб. пособие для студентов специальности «Издательское дело» / Д. П. Зылевич. – Минск: БГТУ, 2012. – 210 с.

3. Камалова Л.А. Детская литература: Учебная хрестоматия для студентов педагогических вузов по направлению 050100.62 "Педагогическое образование" профиля "Начальное образование" (бакалавр), по специальности 050708.65 - "Педагогика и методика начального образования" /Авт.-сост. Л.А.Камалова. - Казань: КФУ,2013. - 370 с.

4. Мжельская Е.Л. Современное книгоиздание для детей: учеб. пособие для студентов по специальности «Издательское дело и редактирование» / Е.Л. Мжельская; Моск.гос.ун-т печати им. Ивана Федорова. – М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. – 122 с.

5. Плотникова И.Ю. Основы современной издательской деятельности : учебник / И.Ю. Плотникова, О.В. Климова ; М-во науки и высшего образования РФ.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021.— 208 с.

6. Бранд Д. Как стать писателем: классическое руководство / Доротея Бранд; пер.санг. М.Сухотиной; автор пред. Д.Рубина – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020 – 144 с.

7. Шеховцова, Л. Д. Роль книги в развитии ребенка / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Е. А. Молчанова, Р. И. Маркова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 3-6.

8. Статья Э.Барякиной «Детские книги: особенности написания» [электронный ресурс] – https://avtoram.com/detskie-knigi/.

9. Статья Л.Зыкина «Написание черновика статьи» [электронный ресурс] – https://divilancer.ru/napisanie-chernovika-stati/#Pisat_cernovik_trudno.

10. Рыжова, Н.С. Роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников / Н.С. Рыжова. - Электрон. текстовые дан. – Новотроицк, Образовательная социальная сеть «nsportal.ru», 2011. – [электронный ресурс] - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/09/07/rol-chitatelskoy-deyatelnosti-v-intellektualnom-razvitii.

11. Статья группы авторов «Как написать детскую книгу: советы молодому писателю» [электронный ресурс] – https://bandband.ru/blog/kak-napisat-detskuiu-knigu.

12. Статья группы авторов «Как написать детскую книгу» [электронный ресурс] – https://ru.wikihow.com /написать-детскую-книгу.

1Шеховцова, Л. Д. Роль книги в развитии ребенка / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Е. А. Молчанова, Р. И. Маркова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 3-6.

2 Камалова Л.А. Детская литература: Учебная хрестоматия для студентов педагогических вузов по направлению 050100.62 "Педагогическое образование" профиля "Начальное образование" (бакалавр), по специальности 050708.65 - "Педагогика и методика начального образования" /Авт.-сост. Л.А.Камалова. - Казань: КФУ,2013. - 370 с.

3 Шеховцова, Л. Д. Роль книги в развитии ребенка / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Е. А. Молчанова, Р. И. Маркова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 3-6.

4 Мжельская Е.Л. Современное книгоиздание для детей: учеб. пособие для студентов по специальности «Издательское дело и редактирование» / Е.Л. Мжельская; Моск.гос.ун-т печати им. Ивана Федорова. – М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. – 122 с.

5Зылевич Д.П. Редакторская подготовка изданий для детей: учеб. пособие для студентов специальности «Издательское дело» / Д. П. Зылевич. – Минск: БГТУ, 2012. – 210 с.

6Зылевич Д.П. Редакторская подготовка изданий для детей: учеб. пособие для студентов специальности «Издательское дело» / Д. П. Зылевич. – Минск: БГТУ, 2012. – 210 с.

7Арзамасцева И. Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, А.А. Николаева. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: издательский центр «Академия», 2005с – 576 с.

8 Статья группы авторов «Как написать детскую книгу: советы молодому писателю» [электронный ресурс] – https://bandband.ru/blog/kak-napisat-detskuiu-knigu.

9Статья группы авторов «Как написать детскую книгу» [электронный ресурс] – https://ru.wikihow.com/написать-детскую-книгу.

1010Статья группы авторов «Как написать детскую книгу» [электронный ресурс] – https://ru.wikihow.com /написать-детскую-книгу.

11Статья Л.Зыкина «Написание черновика статьи» [электронный ресурс] – https://divilancer.ru/napisanie-chernovika-stati/#Pisat_cernovik_trudno.

12Камалова Л.А. Детская литература: Учебная хрестоматия для студентов педагогических вузов по направлению 050100.62 "Педагогическое образование" профиля "Начальное образование" (бакалавр), по специальности 050708.65 - "Педагогика и методика начального образования" /Авт.-сост. Л.А.Камалова. - Казань: КФУ,2013. - 370 с.

13Бранд Д. Как стать писателем: классическое руководство / Доротея Бранд; пер.санг. М.Сухотиной; автор пред. Д.Рубина – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020 – 144 с.

14Зылевич Д.П. Редакторская подготовка изданий для детей: учеб. пособие для студентов специальности «Издательское дело» / Д. П. Зылевич. – Минск: БГТУ, 2012. – 210 с.

15Статья группы авторов «Как написать детскую книгу» [электронный ресурс] – https://ru.wikihow.com/написать-детскую-книгу.

16Плотникова И.Ю. Основы современной издательской деятельности : учебник / И.Ю. Плотникова, О.В. Климова ; М-во науки и высшего образования РФ.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021.— 208 с.

Просмотров работы: 34