Графический конспект

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Графический конспект

Смагина М.И. 1
1МАОУ ЛИТ
Волкова Е.С. 1
1МАОУ ЛИТ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я всегда любила рисовать и однажды наткнулась на книгу «Визуальный дневник» Е.Пивачевой, где учат фиксировать свои впечатления с помощью рисунков. Изучив книгу, я увидела возможность так вести конспект. Оказывается, такой способ на самом деле существует. И называется он графический конспект. Я решила изучить этот метод поглубже и понять, насколько он полезен для меня и моих одноклассников. Еще я нашла книгу Майка Роуди «Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу», в этой книге подробно описано, как создать визуальный конспект.

Объект исследования: визуальная подача информации.

Предмет исследования: графический конспект в образовательном процессе.

Цель исследования: исследовать, как выполнять графический конспект, сделать самой и показать своим одноклассникам.

Задачи исследования:

  1. Изучить теорию

1.1 Что такое, графический конспект? Для чего он нужен?

1.2. Изучить правила составления графического конспекта

1.3. Материалы, необходимые для выполнения

1.4. Найти примеры удачных и неудачных графических конспектов, проанализировать их.

2. Практическая часть

Выполнить свои примеры графического конспекта на учебном материале для 5 класса:

  • На примере литературного произведения;

  • На примере параграфа по физике;

  • На примере раздела из истории;

3. Сформулировать правила выполнения графического конспекта для одноклассников.

4. Провести мастер-класс для одноклассников, обучив их основам графического конспектирования.

5. Проанализировать полученные результаты и обобщить их.

Методы исследования:

  • Анализ

  • Синтез

  • Эксперимент

Гипотеза: Я предполагаю, что графический конспект облегчает запоминание информации и помогает в учебе. И для этого не обязательно уметь рисовать. Достаточно освоить принципы графической обработки полученных знаний.

3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Графический конспект – это конспект, который передаёт информацию в графическом виде: через рисунки, таблицы, графики или схемы. Но они подкрепляются кратким пояснением и выводами. Целью является организация и структурирование знаний. Он позволяет визуализировать сложные концепции, связи между идеями и информацию, что помогает ученикам лучше понять и запомнить материал.

При создании графического конспекта используются различные графические элементы, такие как стрелки, кружки, звездочки, линии и цвета, для показа иерархии, взаимосвязей и группировки информации.

    1. Зачем нужен такой вид конспекта?

  1. Наглядность

Графический конспект позволяет представить информацию более наглядно и понятно благодаря использованию графических элементов и иллюстраций.

  1. Упрощение

Вместо длинных текстовых описаний графический конспект позволяет сократить информацию до самых основных идеи и связей между ними.

  1. Запоминание

Визуальные образы лучше запоминаются, поэтому графический конспект позволяет легче воспроизводить информацию в дальнейшем.

  1. Структурирование

Графический конспект позволяет структурировать информацию и показать иерархию и взаимосвязи между различными элементами.

  1. Креативность

Создание графического конспекта позволяет проявить свою креативность и оригинальность при выборе графических элементов и их комбинировании.

    1. Правила выполнения графического конспекта

  1. Сначала необходимо систематизировать информацию и выбрать главное.

  2. Конспект должен поместиться на одном развороте.

  3. Информация должна располагаться по важности. Самое главное изображается крупно и ярко. Второстепенное - мельче и бледнее.

  4. Текст выполнять нужно печатными буквами.

  5. Использовать знаки, рисунки, символы.

6. Текста должно быть немного, чтобы можно было сразу охватить взглядом.

7. Выполнять ручкой, маркером. Не карандашом.

    1. Материалы, необходимые для работы

- Бумага, лучше плотная (чтобы не просвечивал маркер). Не линованная.

- Чёрные ручки разной толщины для текста и рисунков.

- Более толстый маркер для названия. Удобнее, если он имеет прямоугольный кончик. Если писать им и стараться не переворачивать, то ширина линий будет меняться и получится особый шрифт.

- Цветные маркеры для акцентов: достаточно двух, можно выбрать ваши любимые цвета.

3.5. Анализ ошибок

Я поискала примеры в интернете, проанализировала их и поняла, что бывают удачные и неудачные работы. Моя первая работа тоже получилась не очень удачной:

УДАЧНАЯ

НЕУДАЧНАЯ (моя первая)

Рисунки слишком проработанные, а это не главное, это не иллюстрация. Нет краткого текста, описания.

Также ошибкой было бы писать все текстом подряд, без рисунков. Не выделяя главное. Это мешает акцентному восприятию информации.

  1. Практическая часть

4.1. Самостоятельное работа над конспектом

Для начала я должна была сама научиться этой технике конспектирования. Методами проб и ошибок вскоре у меня стало получаться.

Первый мой конспект был посвящён Му-му из одноименного рассказа И.С. Тургенева. Делала я его еще в начале учебного года. Так как это была моя первая работа, получилось не с первой попытки.

4.2. Конспект о конспекте

Осознав принципы такого вида конспектирования, я поняла, что сделать конспект можно о чем угодно! Тогда я решила выполнить конспект о составлении литературного конспекта. И получилась удобная инструкция для одноклассников!

4.3. Мастер-класс

Тогда мой руководитель предложила на уроке литературы провести мастер-класс для своих одноклассников. Мне нужно было рассказать ребятам, в чем суть графического конспектирования, и научить их тому, что знала сама. Первую работу они делали вместе со мной по инструкции. Конспектировали мы «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Выбрали ее, потому что эту сказку знают все и в ней мало персонажей.

Затем на другом уроке мы делали следующий конспект (биография Николая Гоголя). Я перестала так досконально разъяснять, уже не чертила примеры на доске, только напомнила ребятам о том, что должно быть обязательно в такой работе. В этот раз у одноклассников было где развернуться фантазии:

.

(моя работа)

Последним этапом, когда у моих одноклассников появилось понимание, как визуально законспектировать прочитанный текст, была работа над рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». В процессе создания этих конспектов я вовсе не консультировала одноклассников. (к тому же, так совпало, что я в тот день заболела и меня не было) И они прекрасно справились сами!

(моя работа)

    1. Конспекты по разным предметам.

Мой брат, наблюдая за мной, за тем, как мы с мамой обсуждали эту тему, тоже решил попробовать. Он также стал конспектировать свои лекции по разным учебным предметам (10 класс). У него получилось не только создать очень красивые конспекты, но и запомнить информацию более простым путем.

    1. Как я использую этот метод конспектирования.

Мне больше всего нравится зарисовывать литературу, физику в проектах и историю, это очень удобно, особенно если преподаватель диктует быстро. История - очень подходящий предмет для графического конспекта, там можно многое быстро и легко изобразить.

Проанализировав работы одноклассников (а каждый сделал по 3 работы!), я заметила общую закономерность. Вначале были общие ошибки, но раз от раза конспекты становились всё лучше. Это говорит о результативности метода.

Основные ошибки, допущенные участниками в ходе создания графического конспекта:

  1. Несоблюдение правил композиции. При первой работе у многих не получалось распределить информацию на листе, где-то не хватило места, из-за чего пустого фрагмента не найти, а кто-то, напротив, слишком мельчил и оставалось много пустого места.

  2. Отсутствие акцентов/цвета. Одноклассники еще не поняли, как же легко украсить работу, выделить главное всего лишь цветом. Впрочем, и тут были те, кто использовали более 2-х ярких цветов или раскрашивая всё подряд, из-за чего всё сливалось.

  3. Неуверенность и слишком сильная проработка деталей. Одноклассники долго и упорно прорабатывали каждую мелкую деталь, не обращая внимания на всю работу целиком.

  1. Заключение

Моя гипотеза о том, что графический конспект облегчает запоминание и помогает в учебе, подтвердилась на практике. Так как лучше всего я запоминала параграфы, которые конспектировала. И вспомнить пройденное литературное произведение намного проще спустя время.

Также этот способ конспектирования понравился всем участникам обучающего эксперимента. Например, моему брату такой способ фиксации новых сведений показался очень удобным, и он стал использовать его в учебе. На примере своих одноклассников я поняла, что они освоили способ графического конспектирования, при этом им не мешало то, что некоторые не умеют или не любят рисовать.

  1. Список литературы

Пивачева Е.В. Визуальный дневник. Москва :Эксмо, 2023.-170 с.: ил.

Роуди. М. Визуальные заметки: иллюстрированное руководство по скетчноутингу; пер. с англ. Кирилла Наумова. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 224 с.

Просмотров работы: 46