Черт в русском языковом сознании

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Черт в русском языковом сознании

Беляева М.К. 1
1МБОУ "Школа № 110"
Бурменкова Ю.А. 1
1МБОУ "Школа № 110"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования понятия «черт» в русском языковом сознании обусловлено двумя причинами.

Во-первых, в современных толковых словарях указывается, что черт существует только в народных поверьях и религиозных представлениях. Остается неясным, верят ли носители современного русского языка в черта как сверхъестественное существо, олицетворяющее зло, или нет.

Во-вторых, данное исследование выполнено в соответствии с антропоцентирическим подходом в лингвистике, признающим приоритетную роль человека как носителя культуры.

Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью в осмыслении понятия «черт» в русском языковом сознании в свете пошатнувшейся системы ценностей российского общества и недостаточной научной разработанностью данной темы.

В научной литературе рассматриваются фразеологизмы, пословицы и поговорки с компонентом «черт» (Н.В. Шведова, Т.Ю. Передриенко), концепт «черт» в художественной литературе (Т.А. Осипова) и драматургии (Ф.Х. Миннуллина), образ черта в произведениях отдельных писателей (Н.Н. Примочкина) и по данным западнославянских источников (Л.Н. Виноградова) и др. Однако комплексных исследований, посвященных понятию «черт» в русском языковом сознании, недостаточно.

Цель исследования – описать образ черта в русском языковом сознании.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть этимологию слова «черт».

  2. Проанализировать лексические значения слова «черт» в толковых словарях.

  3. Выявить новые лексические значения слова «черт» в речи носителей русского языка.

В данном исследовании представлена попытка комплексного анализа слова «черт» в современном русском языке, учитывающего этимологию слова, его лексические значения в толковых словарях, а также позволяющего выявить новые, не зафиксированные в лексикографических источниках, значения слова «черт». По результатам исследования делается вывод о том, как воспринимает черта русский человек.

§ 1. Этимология слова «черт»

Для того чтобы понять, как развивались лексические значения слова «черт» в русском языке, необходимо обратиться к его этимологии. Для установления происхождения слова «черт» использовались следующие словари:

1. Этимологический словарь Н. М. Шанского [9]

2. Этимологический словарь Макса Фасмера [8]

Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская считают, что слово черт – общеславянское, происходит от чьртъ, которое в свою очередь восходит к глаголу, родственному лат. kyreti – «становиться злым».

М. Фасмер считает, что происхождение русского слова «черт» связано со словами «заклинать, клясть», «ненависть, вражда», «ненавидеть», «проклятый», «гнушаться», «надоедать», «назойливый, навязчивый», «сглазить, околдовать». Скорее всего, по мнению этимолога, значение слова «черт» не связано с лат. curtus «короткий, обрубленный». Также глагол «терять», имеющий первоначально, по-видимому, значение «потерянный, заблудший», нельзя объединять со словом «черт».

Фольклорист и историк Ф.Н. Афанасьев считал, что слово «черт» происходит от «черный» – цвета, который в основном ассоциировался со злом [1]. Также слово «черный» является аккуратной, мягкой заменой к слову «черт». При этом «черное слово» означает ругательство с упоминанием черта.

С мнением Ф.Н. Афанасьева можно согласиться: слово «черт» ассоциируется со злом, так же как и черный цвет. Его версия имеет право на существование.

По мнению лингвиста и филолога И.С. Якубовича, праславянское *чьrtъ образовано от глагола *ersti/ьrt «чертить/бороздить». Гипотеза И.С. Якубовича заключается в том, что раньше черт являлся божеством, который отвечал за предначертание человеческой судьбы (ср. классическое армянское слово gro, дословно переводиться как «писатель», которое употребляется в данной функции). То есть черт мог предопределять судьбу человека, был ответственным за ее предначертание [10].

С мнением И.С. Якубовича можно поспорить. Как уже отмечалось ранее, слово «черт» ассоциируется со злом, и, значит, божество, отвечавшее за предначертание человеческой судьбы, может пророчить только плохую судьбу, а божество не может быть только плохим. Поэтому мы считаем, что эта версия не имеет право на существование.

§ 2. Лексические значения слова «черт» (по данным толковых словарей)

Далее обратимся к значениям слова «черт», зафиксированным в толковых словарях.

В словаре древнерусского языка XI-XIV вв. И.И. Срезневского отсутствует слово «черт» [6]. Это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, в то время само понятие черта существовало, но для его номинации использовались другие лексемы – «сатана», «бес». Во-вторых, возможно, что люди из суеверных представлений старались как можно реже упоминать слово «черт», чтобы он к ним не пришел.

Далее обратимся к «Словарю живого великорусского языка» В.И. Даля (XIX в.). В нем представлены следующие значения слова «черт» [2]:

1) Олицетворение зла, враг рода человеческого

2) Бранное слово

Из данных определений мы узнаем, что черт воспринимался как враг человека, поэтому данное слово вошло во множество «ругательных» оборотов с пожеланиями зла.

Гораздо интереснее, что В.И. Даль приводит слова-синонимы, которыми народ именовал черта в живой устной речи. Попробуем понять мотивацию данных синонимов – почему именно этими словами называли черта.

нечистый (черт в прямом смысле может быть грязным или он может быть нечистым душой – в переносном значении);

некошный (т.е. нечистый, поганый);

черная сила (у черта есть сила, которая противоположна Божественной);

сатана, диавол (у нечистой силы была своя иерархия, в которой черт стоит на нижней ступеньке – ниже сатаны и дьявола, но в сознании людей все они – представители злых сил);

лукавый (черт может быть хитрым и использовать свою хитрость во вред людям);

луканька (синоним к слову лукавый);

шайтан (в мусульманской мифологии: злой дух, дьявол, т.е. это то же самое, что и в христианстве черт);

шут (мы считаем, что черта называли шутом, потому что Бог смеется над стараниями черта заставить человека совершить грех);

шиликун (это дух-хулиган, которого часто сравнивали с чертом);

шиш, шишига (это лесной дух в облике женщины; кикимора, а черти, как считалось, живут в болотистых глухих лесах);

отяпа (неотесанный, неуклюжий человек, значит, черт также воспринимался людьми неотесанным, потому что он живет в аду, где грязно и неуютно).

Также в словаре В.И. Даля представлены метафорические названия животных, рыб, растений и др., в наименовании которых присутствует компонент «черт». Рассмотрим некоторые из них.

Черт-рыба – названа так потому, что бьет электрическим ударом, следовательно, как и черт, способна принести неожиданную и сильную боль.

Чертовка – ведьма, колдунья.

Чертова курица – большая болотная курица, камышник. Как и черт, живет на болоте.

Чертогрыз – растение. Относительно происхождения данного слова есть несколько лингвистических версий. Существует легенда, что однажды Бог спорил с чертом. Черт сказал: «Я палец перегрызу у человека», на что Бог ответил: «Я создам такую траву, которая может вылечить эту болезнь». Черт подгрыз корень этой травы, a Бог пустил от нее корешки во все стороны; так эта трава корня настоящего не имеет, a живет маленькими корешками. Также считалось, что растение наделяло дьявола большой силой. Дева Мария отобрала силу у дьявола, и тот в гневе откусил у растения корень.

Чертопарь – плохо подготовленная к будущему году пашня, вспаханная один только раз.

Как мы видим, все слова с компонентом «черт», обладают негативной семантикой.

Наконец, обратимся к лексическим значениям слова «черт», представленным в толковых словарях XX-XXI вв.

В словаре С.И. Ожегова зафиксированы следующие значения слова «черт» [3; 4]:

1. В религии и народных поверьях: злой дух, олицетворяющее зло сверхъестественное существо в человеческом образе, с рогами, копытами и хвостом.

2. Выражение отрицательного отношения, пренебрежения.

Обратим внимание, что в словаре В.И. Даля определение черта как олицетворения зла не сопровождалось такими уточнениями, как у С.И. Ожегова («в религии и народных поверьях»). Это означает, что в XIX веке люди еще верили в черта как представителя нечистой силы, а в ХХ веке он стал восприниматься как некий миф, сказочный, вымышленный персонаж.

В словаре Д.Н. Ушакова зафиксированы следующие значения слова «черт» [7]:

1. Значение выражено не прямо, а через цитаты из художественной литературы, пословицы, поговорки, другие устойчивые выражения: Гоголь. Смутился чертенок, что не навел мужика на грех, и пошел сказаться набольшему чорту. Л. Толстой. Жрать захочет, обругается и чорта помянет.

2. Употр. в бранных выражениях, означающих недобрый посул, дурное пожелание (разг. фам.).

В словаре А.П. Евгеньевой зафиксированы следующие значения слова «черт» [5]:

1.  По религиозным представлениям: сверхъестественное существо, олицетворяющее собой злое начало; дьявол, бес. 

2. Употребляется как бранное слово.

Таким образом, по данным современных толковых словарей можно дать следующее определение черту: это сверхъестественное существо, олицетворяющее зло, в человеческом образе, с рогами, копытами и хвостом, в которого верят религиозные люди и простой народ.

§ 3. Слово «черт» в речи носителей языка

Для выявления актуальности существующих и уточнения новых лексических значений слова «черт» в современном русском языке мы обратились к данным Национального корпуса русского языка и выявили, что слово «черт» носителями русского языка употребляется в следующих значениях:

  1. Нечистая сила:

Потому и спать нельзя в ночь на Ивана Купала: слишком много ведьм, леших, чертей, водяных и прочей нечистой силы. [Тверской Иван Купала // «Народное творчество», 2004]

тянулись они на ближнюю природу, за пруд, и здесь, в загустевших за войну лесочках, по окраинам полей давали звону и шороху, засорив за короткое время так пригородную местность, что ровно не люди тут веселились, а черти или еще какая дикая, нечистая сила правила здесь шабаш. [Виктор Астафьев. Пролетный гусь (2000)]

  1. Человек, поведение которого осуждается:

Если будешь посылать продукты, обязательно положи хотя бы бутылочку растительного масла. Куда эти черти запротырили все, ума не приложу, масла днем с огнем не сыскать, а только в коммерческих за доллары. [Андрей Волос. Недвижимость (2000) // «Новый Мир», 2001]

  1. Сильный, здоровый человек:

Не успеем на самолет, пешком пойдем. – Толкуй с этакими компаньонами! – А чем те худы компаньены? Гля, вон какого черта выволок из вологодского омута – всех твоих сорок восемь штук перетянет! [Виктор Астафьев. Затеси (1999) // «Новый Мир», 2000]

  1. Невозможное, редкое:

Раньше строили, теперь – не к рукам. Забирай под гребло. – А техника? Автокран? – Ныне черта можно за поллитру купить. [Борис Екимов. Пиночет (1999)]

  1. Страшное, некрасивое, ненужное:

Я его еле помню. Атеист он был ярый. Впрочем, может быть, и не атеист, а богоборец – такие тоже тогда бывали. Мать, как только отец умер, этого черта на чердак выбросила, а я уже после революции копал грядку под капусту и откопал его. Вот с тех пор он у меня и стоит, прижился. – Да, – сказал Корнилов, – да! Он вздохнул и поставил бюст на место. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей, часть 3 (1978)]

  1. Человек, затевающий коварство:

Рад видеть вас, чертей, – сказал Мюллер, – снова затеваете какое-нибудь очередное коварство?

  1. Глухое, далекое место, дыра:

Бог ты мой. Чего только не бывает. Как-то раз возил одну тетку. Квартира – под чертями... где-то в глуши на Рязанке. Дом-то сам хороший. Немцы после войны строили. Но в такой дыре – боже сохрани... [Андрей Волос. Недвижимость (2000) // «Новый Мир», 2001]

Из проанализированных контекстов было также установлено, что черт более живучий, чем человек:

Лесков Сергей. Не спасутся даже черти. Создана еще одна теория о конце света. [Сергей Лесков. Не спасутся даже черти. Создана еще одна теория о конце света // «Известия», 2002.06.14]

Черти живут на болоте и любят устраивать проказы:

нячисьцяки – черти, живущие в болоте, охотники до всяких проказ... [Анатолий Рыбаков. Тяжелый песок (1975-1977)]

Черти «питаются» людьми и встречают их после смерти:

Вот он, травник, небось, решает, кому какой травой быть, а кого и червям-чертям скормить... [Олег Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней // «Октябрь», 2001]

Из следующего примера мы узнаем дополнительные сведения о внешности черта:

Тогда Валька, ни минуты не медля, подошла к нему в образе черта: т.е. рога, хвост, рыло, плащ и беретка с пером. [Людмила Петрушевская. Маленькая волшебница // «Октябрь», 1996]

Черт может принимать человеческое обличье:

Мне даже кажется иногда, что и не человек он вовсе, а сам черт. [Золото Ваньки Каина // «Марийская правда» (Йошкар-Ола), 2003.01.20]

Из данных примеров видно, что черт в сознании русских – это получеловек-полуживотное.

Черти издеваются над человеком, мешают ему выполнять свою работу, путают его:

Нам паньски планы неведомы. Монтирует все по новой, черти его крутят. [Г. Я. Бакланов. В месте светлом, в месте злачном, в месте покойном (1995)]

Черт обладает сверхъестественными способностями, он имеет власть над человеком, но и против него находятся средства, лишающие силы:

Будут за тобою бесы гнаться, визжать, грозить, а оглянешься – задушат. Стерегут они цветок, что все клады в земле открывает, человека делает невидимым и дает власть над чертями. [В ночь на Ивана-Купалу // «Трамвай», 1990]

Человек боится не только черта, но даже его имени:

Дома у Азанчевских ругань была строжайше запрещена; вместо «черт» дети, даже наедине, говорили осторожно: «на букву че». «Пусть тебя на букву «че» возьмет». [И. Грекова. Фазан (1984)]

У нечистой силы есть своя иерархия, в которой черт занимает низшую ступень, сильнее его дьявол, а во главе стоит сатана:

Он был полон яда и ехидства. Он торжествовал. Он сатанински торжествовал над кем-то. И был он уже не рыцарем печального образа, а чертом, дьяволом, самим сатаной. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей, часть 3 (1978)]

Таким образом, спектр лексических значений слова «черт» в речи носителей современного русского языка расширяется. Чаще всего компонент «черт» входит в состав бранных выражений.

Заключение

О том, каким представляется черт в русском языковом сознании, мы можем узнать только из языка и речи.

На первом этапе исследования мы обратились к этимологии слова «черт» и выявили, что изначально данное слово имело негативную семантику, но в каком образе мог представать черт и какими способностями он обладает оставалось неизвестным.

На втором этапе исследования мы обратились к толковым словарям за период XI-XXI вв. и установили, что черт – это враг человека, олицетворяющий зло, в виде полуживотного-получеловека.

Черт – это злой дух, сверхъестественное существо. В наше время слово «черт» в основном употребляется как бранное. Но наши предки искренне верили, что существует злой дух, который вредит человеку. Люди представляли черта как человекоподобного существа с рогами, копытами и хвостом, который сильнее человека.

На третьем этапе исследования мы обратились к данным Национального корпуса русского языка, чтобы выявить, какие уже известные лексические значения слова «черт» реализуются в речи, а какие – являются новыми, не зафиксированными словарями.

Было определено, что черт обладает сверхъестественными способностями, он имеет власть над человеком, но и против него находятся средства, лишающие силы. У нечистой силы есть своя иерархия, в которой черт занимает низшую ступень, сильнее его дьявол, а во главе стоит сатана. Черти издеваются над человеком, мешают ему выполнять свою работу, путают его. Черти живут на болоте и любят устраивать проказы. Они более живучие, чем люди.

Список использованных источников и литературы

        1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1865-1869. – Т. 3, глава 22.

        2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1–4. Т. 3: П. – М.: Терра, 1995. – 560 с.

        3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990. – 921 с.

        4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и образование, 2015. 1375 с.

        5. Словарь русского языка: в 4 т. / Акад. наук СССР, Ин-т рус. яз. ; [гл. ред. А.П. Евгеньева]. Изд. 3-е, стер. М.: Русский язык, 1985-1988.
          Т. 4: С Я. Т. 4. 1988. 795 с.

        6. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка: репринтное издание: [в 3 т.] / И.И. Срезневский. М.: Книга, 1989.
          Т. 3, ч. 2: Т Я. Т. 3, ч. 2. 1989. Стб. 911-1684.

        7. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Хит-книга, 2022. – 816 с.

        8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / Макс Фасмер; пер. с нем. О.Н. Трубачева; под ред. и с предисл. проф. Б.А. Ларина. Изд. 2-е, стер. М.: Прогресс, 1986-1987. Т. 4: (Т-Ящур). Т. 4. 1987. 860 с.

        9. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей / под ред. С.Г. Бархударова. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1975. – 543 с.

        10. Якубович И.С. Славянский чертежник: этимология слов *čьrtъ «черт» // Вопросы языкового родства. – 2016. – Т. 14, № 3-4. – С. 279-291.

Просмотров работы: 65