Сравнительный анализ посылов мультфильмов: советские, российские, американские, японские

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительный анализ посылов мультфильмов: советские, российские, американские, японские

Виноградова А.М. 1
1школа 1259
Васильева Елизавета Георгиевна 1
1школа 1259
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность (почему нужно исследование?)

Современные дети –многочисленная аудитория (30,3 млн человек)1, потребителей мультипликационного контента, которые готовы тратить на мультфильмы более 2-х часов в день2. Им способствует развитие Интернета, ведь теперь не нужно ждать показа своего любимого мультфильма по ТВ, ведь можно в любое время посмотреть его в сети Интернет, то есть расширились возможности доступа к контенту (к мультфильмам).

Кроме этого, увеличилось производство мультфильмов. Так в год выходит более 400 часов мультфильмов в России и нескольких тысяч в мире3. Если в среднем длительность мультфильма от 45 минут до 1.5 часов, то получается, что в России выходит от 900 до 300 мультфильмов в год, в мире эти цифры значительно больше.

Основная проблема заключается в том, что мультфильмов слишком много, они легко доступны в сети и дети смотрят их без разбора, часто без родительского контроля.

Цель сравнительного анализа – выявление особенностей посылов различных мультфильмов.

Задачи:

  1. Подобрать мультфильмы для сравнения.

  2. Выявить параметры для сравнения.

  3. Провести сравнительный анализ.

  4. Написать прогноз развития посылов в мультфильмах.

Были выбраны мультфильмы, с которыми я знакома. Конечно, я знаю больше мультфильмов, но эти самые любимые. Мультфильмы были разделены по странам производителям. Важно было отметить год выпуска, рейтинг. Рейтинг показывает оценку зрителей, которые посмотрели и оценили мультфильм на платформе онлайн кинотеатра Кинопоиск.

Для сравнительного анализа были выбраны:

СПИСОК И ХАРАКТЕРИСТИКИ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Название мультфильма

Год выпуска

Рейтинг Кинопоиска

Количество оценок

Длительность

 

Советские (СССР)

 

Снежная королева

1957

8,0

59 143

1 час 4 мин

 

Петя и Красная шапочка

1958

7,8

20 770

19 мин

 

Сказка о Царе Салтане

1984

7,9

42 860

53 мин

Российские (Россия)

 

Три богатыря и конь на троне

2021

7,4

364 994

1 час 27 мин

 

Царевны и таинственная гостья

2023

5,7

432

1 час 11 мин

Американские (США)

 

Шрек

2001

8,1

628 069

1 час 30 мин

 

Холодное сердце

2013

7,9

500 647

1 час 42 мин

 

Головоломка

2015

8,1

552 538

1 час 35 мин

Японские (Япония)

 

Ведьмина служба доставки

1989

8,1

93 408

1 час 43 мин

 

Ходячий замок Хаула

2004

8,3

361 671

1 час 59 мин

Содружество стран

 

Приключение пингвиненка Лоло (СССР и Япония)

1986

8,1

41 308

30 мин

 

Песнь моря (Ирландия, Дания)

2014

8,2

99 460

1 час 33 мин

 

Легенда о волках (Ирландия, Люксембург)

2020

8,2

39 994

1 час 43 мин

Принимая во внимание, что дети активно смотрят мультфильмы возникает вопрос о посылах, которые транслируются в них. А именно: смысловое наполнение, ценностные ориентиры, роль главного героя, отношения с родителями и взрослыми, мое эмоциональное восприятие.

Под смысловым наполнением понимается основная мысль, идея, которая транслируется в мультфильме, например в «Холодном сердце» основная мысль заключается во всесильности любви, именно сестринской. Или в мультфильме «Легенда о волках» основная мысль заключается в поддержки друзей и умении сплотится против врага.

Отдельно необходимо отметить развитие основной идеи мультфильмов от одного поколения детей к другому, так «Снежная королева» и «Холодное сердце» в основе имеют идею зимы в сердце, но ценности заложены разные, что меняет посылы. «Снежная королева» – классическая сказка по Кая и Герду, а «Холодное сердце» история о двух сестрах.

Ценностные ориентиры – это те ценности, на которых базируется основная идея мультфильма, то есть ценности — это психологический инструмент для поддержки идеи. Например: ценности семьи, любви и дружбы; или ценности доверия, умения противостоять невзгодам, держать слово и сочувствовать и др. Так в мультфильме «Головоломка» транслируется ценности семьи, любви и доверия. А в «Шреке» транслируется ценности семьи и любви, ведь принцесса Фиона выбрала огра из любви к нему, и сама стала огром.

Под ролью главного героя понимается значение главного героя в мультфильме, его поступки, его пол (мальчик или девочка). Так традиционно главными героями мультфильмов были мальчики, а девочкам отводилась пассивная роль. Например: «Петя и Красная Шапочка», где Петя как мужчина защищает Красную Шапочку и Бабушку. Но начиная с 1990-х годов роль принцесс изменилась, они стали активно участвовать в своей судьбе и принимать решения самостоятельно. Так главная героиня «Ходячего замка Хаула» сама приняла решения уйти из деревни, чтобы снять колдовство старости, но потом сама решила продолжать быть пожилой, так как ей так было спокойнее.

Отношения с родителями / взрослыми. Многие мультфильмы прорабатывают различные сценарии поведения при тех или иных ситуациях. Например «Приключения Лоло и Пепе» показывают, что может произойти если не слушаться взрослых. Так же мультфильмы показывают, как можно/нельзя вести себя со взрослыми. Например: в мультфильме «Головоломка» Райли ворует и убегает из дома вместо того, чтобы откровенно поговорить с родителями о своих чувствах от переезда в новый город/дом/школу. В советских мультиках так же показан кризис отношений с родителями и другими членами семьи, так в «Царе Салтане» сын никак не может встретиться с отцом, а близкие родственники препятствуют этой встрече, что учит детей быть настойчивыми в своих стремлениях.

Отдельно необходимо отметить эмоциональные посылы. Ранее мультфильмы были светлыми и ориентировались на позитивный посыл, в современных мультиках появились негативные герои, страхи. Так в «Легенде о волках» показан страх быть пойманной и заточенной в клетку, как было сделано с мамой главной героини Мэб. Эмоции в мультиках крайне важны, так как они сразу передаются зрителям. В мультфильме «Царевны и таинственная гостья» героиня так же вместо разговора с взрослыми начала действовать для достижения своей цели – знания, сама цель хорошая, а методы достижения ее плохие, так Марфуша заколдовала всех взрослых и учениц.

Выводы:

  1. В большинстве выбранных мультфильмах несколько главных героев. В 9 из 13 мультиков главные герои девочки. Герои дети или подростки.

  2. Тематика мультиков - приключения, в основе которых лежит идея спасения членов семьи, друзей и т.д. («Холодное сердце» - сестры, «Песнь моря» - брат сестру, «Легенда о волках» - подруги).

  3. В мультиках показаны ценности семьи, любви, дружбы, доверия, общения, умения противостоять невзгодам, держать слово и сочувствовать и др.

  4. В мультиках показаны примеры правильного / неправильного поведения в жизненных ситуациях («Приключения Лоло и Пепе» - слушать взрослых, «Головоломка» - побег из дома, воровство, «Сказка о Царе Салтане» - быть настойчивым).

  5. Ранее мультфильмы были светлыми и ориентировались на позитивный посыл, в современных мультиках появились негативные герои, страхи («Легенда о волках» – клетка, «Песнь моря» – окаменение, «Холодное сердце» - замерзнуть, «Головоломка» - быть в одиночестве, потерять семью).

Выбирайте мультфильмы с умом!

Приложение: Сравнительная таблица мультфильмов

Список литературы:

  1. Нагель О.П. Социализация детей от 0 до 12 средствами современных мультфильмов// Наука и школа, №6, 2019г.

Сравнительная таблица мультфильмов

Название

Главные герои

Смыслы - Основная идея

Ценности

Отношения с родителями/ взрослыми

Эмоции

 

Снежная королева

Герда и Кай

Спасение Кая Гердой

Дружба

Убежала от бабушки (оставила записку) – плохо;

Доверяла взрослым, а ее обманули (хозяйка волшебного сада) - плохо;

Победила Снежную королеву – хорошо.

Герда, будучи ребенком смогла спасти Кая – она вела себя как взрослая – положительные эмоции.

 

Петя и Красная шапочка

Петя

Помощь Красной шапочке

Защита страшимы детьми младших

Не купил билет – обманул кассира – плохо;

Влез в кино - плохо;

Не слушался диктора - плохо;

Обманул волка – плохо;

Спас бабушку и Красную шапочку – хорошо.

Петя как старший брат Красной шапочки, боролся со злом и победил – решительно – положительные эмоции

 

Сказка о Царе Салтане

Гвидон и Царевна Лебедь

Добиться приезда отца

Семья

Проблемы с отцом, Гвидон рос в неполной семье – плохо;

Царевна Лебедь все делает, Гвидон только просит – плохо;

Разногласия с другими членами семьи – плохо;

Гвидон наказывает теток – хорошо.

Вся семья собралась, все друг друга простили – положительные эмоции

 

Царевны и таинственная гостья

Марфа

Научится общаться

Дружба

Общение

Марфуша не такая как все -она волшебница, поэтому ее не принимали в обществе – плохо;

Марфуша всех заколдовала, не рассказав о своей проблеме – плохо

Царевны смогли расколдоваться благодаря работе в команде – хорошо.

Все поговорили и нашли решение проблемы - положительные эмоции

 

Три богатыря и конь на троне

Конь Юлий и Князь Киевский

Чтобы понять другого бывает нужно встать на его место

Дружба

Доверие

Конь не стал искать потерявшегося Князя – плохо;

Не зная, как править конь наломал дров (пригласил туристов, а они решили захватить Русь) – плохо;

Конь смог собрать войско и дать отпор - хорошо

Все вернулось как должно было быть -

 

Холодное сердце

Эльза и Анна

Спасти свою сестру

Семья

Сестринская любовь

Общение

Доверие

Эльза не рассказала Анне о своей магии – плохо;

Эльза сорвалась и заморозила – плохо;

Анна пошла поговорить с Эльзой – хорошо;

Принц обманул Анну – плохо;

Эльза спасла Анну – хорошо.

Сочувствие героиням, сильные переживания -

положительные эмоции

 

Головоломка

Райли и ее эмоции

Привыкание Райли к новому месту, школе, одноклассникам

Общение

Потеря друзей

Семья

Эмоциональное взросление (Радость и Печаль)

Потеря общения с родителями – плохо;

Воровство Райли – плохо;

Побег - плохо;

Радость принимает сама решения – плохо;

Печаль смогла помочь – хорошо.

Разные эмоции важны. Нужно разговаривать с родителями. Эмоциональное взросление.

 

Шрек

Шрек и Фиона

Спасение Фионы и выбор Фионы кем ей быть

Семья

Общение

Взаимопонимание

Отказ Фионы быть огром – плохо;

Следование традициям: Фионе нужно было, чтобы ее спас принц, хотя она и сама могла справиться с драконом – хорошо

Принятие себя как огра – хорошо.

Спорные, хочется быть принцессой, а она огр – отрицательные эмоции

 

Ходячий замок Хаула

Хаул и Софи

Расколдовываться

Доверие

Общение

Дружба

Проблема взросления мага, все хотели его подчинить, и только одна Софи принимала какой он есть и пыталась его спасти - хорошо

Радость, что все завершилось хорошо: кончилась война, Хаул спас свое сердце, а Софи расколдовалась – сильные переживания

 

Ведьмина службы доставки

Кики

Найти свое место в мире

Взросление

Самостоятельность

Дружба

Кики смогла найти свое место, найти работу и друзей - хорошо

Яркий пример самостоятельности – положительные эмоции

 

Приключение пингвиненка Лоло (СССР и Япония)

Лоло и Пепе

Побег из гнезда в поисках приключений

Дружба

Семья

Самостоятельность

Побег – плохо;

Смогли справиться и вернутся - хорошо

Переживание и радость встречи с семьей - положительные эмоции

 

Песнь моря

Бен и Сирша

Спасение сестры

Дружба

Семья

Уход мамы из семьи – плохо;

Готовность Бена пожертвовать собой для спасения сестры -хорошо

Радость, что Сирша будет человеком - положительные эмоции

 

Легенда о волках

Мэб и Робин

Спасение друзей

Дружба

Семья

Общение

Неполная семьи у главных героинь – плохо;

Родин скрыла от отца свои новые способности – плохо;

Принятие отцом способностей Робин;

Соединение двух семей в одну – хорошо.

Сочувствие Мэб, радость, что все объединились - положительные эмоции

1Численность детей в России с 2012 года увеличилась на 14,3%

/ от 27.04.21// https://tass.ru/obschestvo/11252493

2 Что и как смотрят дети в России/ от 13.02.2020// https://adindex.ru/news/researches/2020/02/13/279527.phtml?ysclid=lfh56xz76a948771102

3"Союзмультфильм" за полгода показал 400 часов мультиков на телеканалах РФ

/от 25.06.2021// https://rg.ru/2021/06/25/soiuzmultfilm-pokazal-bolee-400-chasov-multfilmov-na-telekanalah-rf.html?ysclid=lfh5lt2odh78757359

Просмотров работы: 41