Во вселенной немало загадочных и недостаточно изученных объектов. Таких как квазары, нейтронные звезды, темная энергия и темная материя. Черная дыра, возможно, наиболее фантастическая из всех концепций, созданных человеческим разумом. Черные дыры – это и не тела, и не излучение. Изучение природы черных дыр позволяет существенно расширить наше знание о фундаментальных свойствах пространства и времени. Можно сказать, что черные дыры открывают путь в новое, очень широкое поле познания физического мира. Меня заинтересовала данная тема, так как Черная дыра, возможно, наиболее фантастическая из всех концепций, созданных человеческим разумом и мне хочется более подробно объяснить аспекты черных дыр с научной точки зрения.
Цель: создать научную игру для правильного научного представления о чёрных дырах у учащихся.
Методы:
1. Теоретический метод – метод изучения теоретического материала.
2. Метод оценивания – метод оценивания информации на основе его анализа.
3. Практический метод – метод создания интерактивной презентации и ее апробация.
4. Метод социологического опроса – метод изучения общественного мнения.
5. Метод рефлексии – метод погружения в себя и самопознание.
Выводы:
1. В результате работы над проектом сформированы: проектно - исследовательские умения и умение анализировать собственную деятельность.
2. Разобраны все интересующие составляющие о черных дырах: свойства, виды, обнаружение, образование и структура.
3. Создана и апробирована презентация-квест «Тео и Майк – Космические путешественники», с целью расширения у учеников знаний, касающихся затронутой темы о черных дыра
4. В результате социологического опроса получены следующие данные: 86% респондентов хотят узнать, что из себя представляют черные дыры. 46 % (не включая тех, кто выбрал только одну из тем в вариантах ответа) хотели бы узнать абсолютно всё о составляющих фактах черной дыры, начиная от структуры и заканчивая их обнаружением.
ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ – АРКАНУМ КОСМОСА
Базаров Денис Анатольевич
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2», 10Б класс.
План исследования
Проблема: как доступно объяснить реальное представление о чёрных дырах.
Гипотеза: если создать и апробировать научную игру среди учеников, то можно сформировать правильное представление ими, касающееся черных дыр.
Задачи:
1. Изучить информацию в различных научных источниках о свойствах, строении, обнаружении и видах черных дыр.
2. Проанализировать полученную информацию.
3. Провести социологический опрос среди старшеклассников нашей школы, с целью выявления актуальности темы моего проекта и востребованности созданного творческого продукта.
4. Создать и апробировать обучающую презентацию-квест «Тео и Майк – Космические путешественники»
Предмет исследования: физика.
Объект исследования: черные дыры.
Описание методов:
1. Теоретический метод позволил познакомиться с основной информацией насчет черных дыр.
2. Метод оценивания, позволил выявить наиболее важную и значимую для предоставления слушателям информацию.
3. Практический метод – позволил создать и апробировать обучающую презентацию-квест.
4. Метод социологического опроса позволил мне выявить актуальность моей темы, а также позволил мне определить, достигла ли я цели проекта.
5. Метод рефлексии помог проанализировать и своевременно скорректировать собственную деятельность.
Библиография:
1. Рис М., Руффини Р., Уилер Дж. Черные дыры, гравитационные волны и космология. М., Мир, 1977 ( История исследования, строение, эволюция черных дыр).
2. Шапиро С., Тьюколски С. Черные дыры, белые карлики и нейтронные звезды. М., Мир, 1985 ( Виды черных дыр, их образование).
3. Bernard J. Carr and Steven B. Giddings: Quantum Black Holes May. – Scientific American, 2005 ( Объяснение структуры и физики черных дыр).
4. S. Hawking. Black holes and baby universes. – New Y ork: Bantam books, 1994 ( Свойствачерныхдыр, ихобнаружение).
ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ – АРКАНУМ КОСМОСА
Базаров Денис Анатольевич
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2», 10Б класс.
Научная статья
Глава 1.Определение «черной дыры», характеристика
Черная дыра – удивительное явление, встречающееся во Вселенной. Оно представляет большой интерес для ученых, однако в процессе его изучения они сталкиваются со многими трудностями. Тем не менее, современные технологии позволяют не только построить теории об устройстве черных дыр, но и проверить их на практике. Более того, в 2019-ом году ученым даже удалось сделать первую в мире фотографию, на которой изображен данный космический объект. Это может показаться странным, но черные дыры являются самыми простыми объектами во Вселенной в плане характеристик. У них есть лишь два параметра: скорость вращения и масса. В астрофизике считается, что они являются финальным этапом эволюции звезд. Когда жизненный цикл светила подходит к концу, оно взрывается, а его центр превращается в черную дыру.
1.1.История исследования, строение, эволюция черных дыр
Впервые концепция существования массивного тела, сила притяжения которого настолько велика, что для преодоления этой силы потребовалась бы скорость, равная или превышающая скорость света, появилась в 1784 году и принадлежала английскому астроному Джону Мичеллу. Именно ему принадлежала идея невидимого тела, из-под влияния которого не сможет выбраться сам свет. Благодаря Мичеллу, опубликовавшего свои догадки в трудах «Exposition du Systeme du Monde» 1796 года гипотеза получила широкую огласку как «Чёрная звезда Мичелла».
На протяжении XIX века идея существования тел с огромной гравитацией не тревожила умы ученых, так как повсеместно действовала Ньютоновская модель Вселенной. Однако, научное сообщество встрепенуло открытие Дж. Максвелла о постоянной скорости электромагнитных волн, неизменной во всех системах инерциального отсчета. В 1905 году А. Эйнштейн создал специальной теории относительности (СТО), в которой скорость света приобрела фундаментальное значение, а черные дыры вновь заинтересовали физиков-теоретиков.
Изначально данные космические объекты назывались коллапсарами. Однако в XX веке журналисты научных изданий начали использовать словосочетание “черная дыра”. Оно так сильно понравилось физику Джону Уиллеру, что он вывел его на уровень официального обозначения. Черные дыры получили такое название, поскольку полностью поглощают свет, из-за чего их нельзя увидеть. Разглядеть объект можно лишь в том случае, если вокруг горизонта событий находится оболочка из определенного вещества, например, газа. Также черная дыра хорошо заметна, если она впитывает вещество и энергию из расположенной рядом звезды. В противном случае обнаружить ее не удасться, поскольку она будет невидима для человеческого глаза и приборов.
1.2.Как образуются черные дыры
Появление черных дыр напрямую зависит от их массы. По этому параметру они разделяются на две категории: околосолнечные – их вес равен нескольким Солнцам, и массивные – у них данный параметр в миллионы раз больше.
Интересный факт: размеры черной дыры пропорциональны ее массе. Чем она больше весит, тем шире горизонт событий. Исследования показывают, что околосолнечные черные дыры имеют большой возраст и скорее всего появились на ранних этапах формирования Вселенной. Они образовались в результате сжатия звезд, размеры которых в 25-70 раз превышают габариты Солнца. Когда светило прекращало уменьшаться, оно взрывалось, а его центр превращался в черную дыру.
Массивные объекты в большинстве случаев образуются из гигантских газовых облаков. Массы последних как раз хватает, чтобы сформировалась черная дыра больших размеров, которая весит в миллионы раз больше Солнца. На территории Млечного Пути существует одна из таких под названием Стрелец А*. Она находится в 26 тысячах световых лет от Солнечной системы. Эта черная дыра появилась примерно в то же время, что и галактика, и располагается в ее центре. Основным материалом для нее послужило газовое облако, которое сжалось до малых размеров. Также есть версия, что черная дыра в Млечном Пути появилась после взрыва звезды гигантских размеров. На протяжении своего существования оба вида объектов притягивают из пространства вещества, которые пересекают их горизонт событий. Из-за этого габариты черной дыры постепенно увеличиваются. Более того, если поглощение происходит лишь с одной стороны, она начинает вращаться в определенную сторону.
1.3.Какой формы черная дыра?
Все черные дыры вращаются вокруг своей оси. И от скорости напрямую зависит их внешний вид. Если движение происходит медленно, то форма объекта будет сферической. Но когда черная дыра вращается с большой скоростью, ее полюса сплющиваются, из-за чего она становится овальной. Черные дыры бывают круглыми или овальными На данный момент современных технологий хватает на то, чтобы определить форму объекта. Но ученым до сих пор не удается узнать, что находится в центре черной дыры. Известно, что там не действуют физические законы, а кривизна пространства стремится к бесконечности. Пока самым распространенным мнением считается, что внутри черной дыры находится сингулярность.
Следовательно у черной дыры можно выделить две формы – это сферическая и овальная
1.4.Структура и физика черных дыр
Любая черная дыра имеет два основных элемента. Горизонт событий – границу, при пересечении которой объект гарантированно окажется в гравитационном поле, и сингулярность. Последняя наполняет внутреннюю область. Ученые до сих пор не могут определить, что именно находится в ней. Известно, что внутри искажается время и пространство, не действуют законы физики. Когда черная дыра вращается, вокруг горизонта событий появляется эргосфера. Находящиеся в этой области объекты также движутся в этом направлении. Однако притяжение действует недостаточно сильно, чтобы затягивать их в сингулярность. Соответственно, объекты могут покинуть эргосферу.
Интересный факт: чем больше весит черная дыра, тем меньше ее плотность. Это связано с тем, что с увеличением веса ее объем растет большими темпами.
1.5.Виды черных дыр
Изучение Вселенной позволило ученым выявить четыре вида черных дыр, обладающих определенными особенностями.
Черные дыры звездных масс - Этот вид черных дыр появляется после выгорания топлива в звезде. Когда термоядерная реакция внутри светила прекращается, оно начинает остывать и сжиматься из-за сильной гравитации. Если на определенном этапе процесс остановится, то объект превратится в нейтронную звезду. Но если он продолжится, то в конечном итоге из-за гравитационного коллапса светило станет черной дырой.
Сверхмассивные черные дыры - Представители данного класса обладают гигантскими размерами и большой массой. Не так давно американские ученые доказали, что данные объекты обладают гораздо большим весом, чем считалось ранее. Например, по предварительным оценкам, масса черной дыры, расположенной в центре галактики М87, равнялась трем миллиардам солнечных. Но более детальные исследования показали, что этот параметр значительно выше. Для того, чтобы черная дыра способствовала вращению звезд в галактике, она должна весить 6,5 млрд солнечных масс. Интересный факт: в большинстве случаев сверхмассивная черная дыра располагается в центре галактики и выполняет роль ядра. Сверхмассивные черные дыры могут появляться как из звезд, так и из газовых облаков. При этом они поглощают большое количество материала из пространства, продолжая наращивать вес и габариты.
Первичные черные дыры - Существование первичных черных дыр во Вселенной пока не доказано. Считается, что если на ранних этапах формирования космоса в гравитационных полях возникали колебания и появлялись сильные отклонения в их однородности, это могло способствовать образованию подобных объектов. Если первичные черные дыры существуют, то они обладают небольшой массой, которая может быть даже меньше, чем у Солнца.
Квантовые черные дыры - Квантовые черные дыры должны образовываться в результате ядерных реакций, в которых задействовано большое количество энергии, равное 10^26 эВ и более. Однако на данный момент человечество не способно преодолеть данный порог, поэтому этот тип объектов имеет лишь теоретическое существование. Считается, что получить квантовую черную дыру можно в результате столкновения протонов. И если во время процесса выделится много энергии, его результатом станет появление простейшей частицы – максимона. Ее и можно будет считать квантовой черной дырой. Радиус объекта будет примерно 10^-35 м, а масса 10^-5 г, что делает максимон самой тяжелой элементарной частицей.
1.6.Свойства черной дыры
Сейчас одно из важнейших направлений физики — исследование черных дыр, поскольку вблизи них проявляются скрытые свойства гравитации. Для поведения вещества и излучения в слабых гравитационных полях различные теории тяготения дают почти неразличимые прогнозы; однако в сильных полях, характерных для черных дыр, предсказания различных теорий существенно расходятся, что дает ключ к выявлению лучшей среди них. В рамках наиболее популярной сейчас теории гравитации Эйнштейна свойства черных дыр изучены весьма подробно. Наиболее любопытные особенности черных дыр таковы:
1) Вблизи черной дыры время течет медленнее, чем вдали от нее. Если удаленный наблюдатель бросит в сторону черной дыры зажженный фонарь, то увидит, как фонарь будет падать все быстрее и быстрее, но затем, приближаясь к поверхности Шварцшильда, он начнет замедляться, а его свет будет тускнеть и краснеть (поскольку замедлится темп колебания всех его атомов и молекул). С точки зрения далекого наблюдателя, фонарь практически остановится и станет невидим, так и не сумев пересечь поверхность черной дыры. Но если бы наблюдатель сам прыгнул вместе с фонарем, то он за короткое время пересек бы поверхность Шварцшильда и упал к центру черной дыры, будучи при этом, к сожалению, разорван ее мощными приливными силами.
2) Каким бы сложным не было исходное тело, после его сжатия в черную дыру внешний наблюдатель может определить только три его параметра: массу, момент импульса и электрический заряд. Все остальные особенности тела (форма, распределение плотности, химический состав и пр.) в ходе коллапса «стираются». Например, если сжималось незаряженное и невращающееся тело, то в результате получится шварцшильдовская (сферически симметричная) черная дыра, а все исходные неровности тела излучатся при коллапсе в форме гравитационных волн.
3) Если исходное тело вращалось, то вокруг черной дыры сохраняется «вихревое» гравитационное поле, увлекающее все соседние тела во вращательное движение вокруг нее. Поле тяготения вращающейся черной дыры называют полем Керра (который первым нашел решение соответствующих уравнений).
4) Все вещество внутри черной дыры непременно падает к ее центру и образует сингулярность с бесконечно большой плотностью. Английский физик Стивен Хокинг определяет сингулярность как «место, где разрушается классическая концепция пространства и времени так же, как и все известные законы физики, поскольку все они формулируются на основе классического пространства-времени».
5) Хотя черная дыра «все съедает и ничего не отпускает», тем не менее возможен обмен энергией между ней и внешним пространством, например, пролетающие вблизи нее частицы или кванты могут уносить энергию ее вращения. Кроме этого С. Хокинг открыл возможность очень медленного самопроизвольного квантового «испарения» черных дыр, который, вообще говоря, может приводить к их полному исчезновению.
1.7.Обнаружение черных дыр
Учитывая важнейшие свойства черных дыр — массивность, компактность и невидимость, — астрономы постепенно выработали стратегию их поиска. Проще всего обнаружить черную дыру по ее гравитационному взаимодействию с окружающим веществом, например, с близкими звездами. Попытки обнаружить невидимых массивных спутников в двойных звездах не увенчались успехом. Но после запуска на орбиту рентгеновских телескопов выяснилось, что черные дыры весьма активно проявляют себя в тесных двойных системах, где они отбирают вещество у соседней звезды и поглощают его, нагревая при этом до температуры в миллионы градусов и делая на короткое время источником рентгеновского излучения.
Поскольку в двойной системе черная дыра в паре с нормальной звездой обращается вокруг общего центра массы, астрономам удается, измеряя скорость звезды, определить массу ее невидимого компаньона и доказать, что это действительно черная дыра. Теория эволюции звезд показывает, что если масса сжимающегося ядра звезды превосходит 3M, то ничто не может остановить его коллапс и превращение в черную дыру. Астрономы выявили уже более дюжины двойных систем, где масса невидимого компаньона превосходит 3M, и заметили у них проявления активности вещества, падающего в черную дыру, например, очень быстрые колебания блеска, характерные для горячего газа, стремительно вращающегося вокруг компактного объекта. Особенно перспективной считают рентгеновскую двойную звезду V404 Лебедя, масса невидимого
Глава 2.Уравнение А.Эйнштейна и адаптация его другими учеными
А.Эйнштейн также сделал огромный вклад в современное астрофизическое представление черных дыр. Его ОТО, созданная в 1915 году, является для черных дыр геометрической составляющей, объясняющей искривления пространства-времени и выражается посредством уравнений Эйнштейна
В этом же году Карл Шварцшильд решил уравнение Эйнштейна для неподвижной и незаряженной чёрной дыры, он определил её характерный размер - гравитационным радиус или радиус Шварцшильда. Две важнейшие черты, присущие чёрным дырам в модели Шварцшильда — это наличие горизонта событий и сингулярности, которая отделена этим горизонтом от остальной Вселенной. Горизонт событий находится на радиусе Шварцшильда, он ограничивает пространство внутри черной дыры. Информация о любом событии произошедший за горизонтом событий внутри черной дыры не может пересечь горизонт событий. Все характеристики решения Шварцшильда определяются одним параметром - массой.
Чёрная дыра с массой, равной массе Земли, обладала бы радиусом Шварцшильда в 9 миллиметров (то есть Земля могла бы стать чёрной дырой, если бы кто-либо смог сжать её до такого размера). Для Солнца радиус Шварцшильда составляет примерно 3 километра. Средняя плотность падает с ростом массы чёрной дыры. Так, если чёрная дыра с массой порядка солнечной обладает плотностью, превышающей ядерную плотность, то сверхмассивная чёрная дыра с массой в 109 солнечных масс обладает средней плотностью порядка 20 кг/м³, что существенно меньше плотности воды. Таким образом, чёрную дыру можно получить не только сжатием имеющегося объёма вещества, но и накоплением огромного количества вещества.
2.1.Решение Райсснера — Нордстрёма
Решение Райсснера — Нордстрёма уравнения Эйнштейна для сферически-симметричной чёрной дыры с зарядом но без вращения, определяло её радиус по заряду и определяло максимальную величину заряда. Это решение, при продолжении за горизонт, порождает удивительную геометрию пространства-времени, в которой через чёрные дыры соединяется бесконечное количество «вселенных», в которые можно попадать последовательно через погружения в чёрную дыру.
2.2.Решение Керра
Чёрная дыра Керра обладает рядом замечательных свойств. Вокруг горизонта событий существует область, называемая эргосферой, внутри которой телам невозможно покоиться относительно удалённых наблюдателей. Они могут только вращаться вокруг чёрной дыры по направлению её вращения. Этот эффект наблюдается вокруг любого вращающегося массивного тела, например, вокруг Земли или Солнца, но в гораздо меньшей степени. Однако саму эргосферу ещё можно покинуть, эта область не является захватывающей. Размеры эргосферы зависят от углового момента вращения. Параметры чёрной дыры определяются угловым моментом. Это решение также порождает удивительную геометрию пространства-времени при его продолжении за горизонт.
2.3.Решение Керра — Ньюмена
Решение Керра — Ньюменаопределяет радиус черной дыры по параметрам массы, заряда и углового момента , причем геометрия пространства Керра — Ньюмена соединяет в чёрной дыре бесконечно много «независимых» пространств. Это могут быть как «другие» вселенные, так и удалённые части нашей Вселенной. В таким образом полученных пространствах есть замкнутые времениподобные кривые: путешественник может, в принципе, попасть в своё прошлое, то есть встретиться с самим собой. Вокруг горизонта событий вращающейся заряженной чёрной дыры также существует эргосфера.
Глава 3. Практическая часть
Для подробного изучения аудитории и ее заинтересованности в данном явлении я решил провести опрос среди одноклассников. Я попросил 30 человек ответить на 5 вопросов, и получил следующие данные:
В опросе приняло участие 30 человек: среди них из 10Б класса проголосовало 13 человек, а из 10А класса проголосовало 17. Для них были предоставлены следующие вопросы:
Вопрос №1: Интересует ли вас тема космоса?
А) Да, интересует.
Б) Нет, абсолютно.
По результатам опроса 10Б класса (13 человек) – 11 (86%) ученикам интересна данная тема, 2 (14%) людям не заинтересованы в этой теме. По результатам опроса 10А класса (17 человек) – 16 (94%) ученикам интересна данная тема, 1 (6%) человек не заинтересован в этой теме. (Приложение I)
Вопрос № 2: Знаете ли вы, что из себя представляют черные дыры?
А) Нет, не знаю.
Б) Да, знаю.
По результатам опроса 10Б класса (13 человек) – все 13 (100%) учеников знают, что такое черные дыры. По результатам опроса 10А класса (17 человек) – 15 (88%) учеников знают о черных дырах, 2 (12%) же человека не имеют об этом никакого представления. (Приложение II)
Вопрос № 3: Хотелось бы ли вам больше узнать о черных дырах?
А) Да, довольно интересно.
Б) Нет, не хочу.
По результатам опроса 10Б класса (13 человек) – все 13 (100%) учеников хотят знать больше о черных дырах. По результатам опроса 10А класса (17 человек) – 16 (92%) учеников хотят знать больше о черных дырах, 1 (8%) же человек отказывается от этой инициативы. (Приложение III)
Вопрос № 4: Чтобы вам больше всего хотелось о них узнать?
А) Свойства Г) Виды
Б) Строение Д) Все варианты
В) Обнаружение
По результатам опроса 10Б класса (13 человек) – 2 (15%) учеников хотят знать о свойствах черных дыр, 1 (8%) ученик хочет знать о строении, ещё 3 (23%) человека интересуются обнаружением, остальные 1 (8%) и 7 (54%) хотят знать либо их виды, либо всё из вышеперечисленного соответственно. По результатам опроса 10А класса (17 человек) – 3 (18%) учеников хотят знать о свойствах черных дыр, 2 (12%) ученика хотят знать о строении, ещё 2 (12%) человека интересуются обнаружением, остальные 2 (12%) и 8 (47%) хотят знать либо их виды, либо всё из вышеперечисленного соответственно. (Приложение IV).
Социальный опрос показал, что публика заинтересована в изучении черных дыр в более углублённом плане, поэтому, с этой целью я сделал интерактивную презентацию-квест «Тео и Майк – Космические путешественники», которая направлена на улучшение общих знаний о черных дырах путём интерактивного подхода и красочной оформленности.
В испытании продукта приняли участие мои сверстники, их очень заинтересовала моя презентация. По прохождению квеста им было предложен небольшой тест, содержащий вопросы, следующие из материала, который включает в себя презентация ( Приложение V, VI).
По результатам тестирования выяснилось, что информация предоставленная в презентации хорошо усвоилась учениками и цель моего проекта считается выполенной
Подводя итог, могу с полной уверенностью сказать, что моя исследовательская и научная работа дают возможность убедиться в актуальности данной темы. И главное, что у меня не осталось сомнений о том, что людям, в возрасте от 16 до 18 лет, любопытно узнавать про странные и загадочные объекты в космосе, такие как черные дыры.
Таким образом, мои исследования и моя научная работа дают возможность убедиться ы ее актуальности. А самое важное – это то, что у меня не осталось сомнений в том, что люди заинтересованы этой темой, а в частности подростки 16-17 лет
Заключение
Каждый из нас хоть раз в своей жизни сталкивался с понятием «черная дыра». В фантастических фильмах, книгах, телепередачах встречался с образом черной дыры, как одного из самых страшных и загадочных явлений нашей Вселенной. Однако, создатели кинофильмов и писатели зачастую утрируют и искажают физический смысл явления, заставляя работать образ «поглощающего гиганта» на развитие сюжета. Многие люди настолько верят всему происходящему в фильмах и псевдонаучных телепередачах, что искаженное представление составляет для них ложную картину мира.
Проведя опрос среди своих сверстников, я убедился в том, что эта тема интересует не только меня. 92% моих сверстников хотели бы узнать о строении, свойствах, обнаружении и видах черных дыр. Вследствие чего я и занялся созданием данного проекта.
Работа над проектом была для меня очень интересной. Работая над ним, я научился формулировать цель, обосновывать проблему и определять гипотезу, анализировать текст с научной точки зрения и делать выводы.
В результате работы над проектом, я создал презентацию-квест «Тео и Майк – Космические путешественники». Данная презентация направленна на улучшение знаний учеников в области черных дыр и опровержение их мифологической. Гипотеза, поставленная в начале проекта, подтвердилась. Через апробированную презентацию-квест я смог завлечь учеников в область выбранной мною темы и расширил их знания путем проведения обучения и закрепляющего теста. Считаю, что цель проекта достигнута. Если говорит о том, что было трудного в проекте, то это создавать такую презентацию, которая будет радовать глаз и привлекать своей насыщенностью и интересом молодую публику.
Подводя итог всей работы, можно сделать вывод о том, что созданный проект и презентация будут способствовать вовлечению и заинтересованности учеников в изучении тайн космоса, путем подачи сформулированной и легко запоминающейся информации.
Список литературы
Рис М., Руффини Р., Уилер Дж. Черные дыры, гравитационные волны и космология. М., Мир, 1977
Новиков И.Д. Черные дыры и Вселенная. М., Молодая гвардия, 1985
Шапиро С., Тьюколски С. Черные дыры, белые карлики и нейтронные звезды. М., Мир, 1985
Чандрасекар С. Математическая теория черных дыр. М., Мир, 1986
Черепащук А.М. Массы черных дыр в двойных системах. – Успехи физических наук, 1996, т. 166, № 8
Киржниц Д.А. Горячие «черные дыры». Новое в понимании природы теплоты. – Соросовский образовательный журнал, 1997, № 6
Bernard J. Carr and Steven B. Giddings: Quantum Black Holes May. – Scientific American, 2005.
S. Hawking. Black holes and baby universes. – New Y ork: Bantam books, 1994.
Наука. Величайшие теории. Ньютон, закон всемирного тяготения. – Москва: Де Агостини, 2015.
Приложение I
Вопрос №1: Интересует ли вас тема космоса?
А) Да, интересует.
Б) Нет, абсолютно.
По результатам опроса 10Б класса (13 человек) – 11 (86%) ученикам интересна данная тема, 2 (14%) людям не заинтересованы в этой теме. По результатам опроса 10А класса (17 человек) – 16 (94%) ученикам интересна данная тема, 1 (6%) человек не заинтересован в этой теме.
Приложение II
Вопрос № 2: Знаете ли вы, что из себя представляют черные дыры?
А) Нет, не знаю.
Б) Да, знаю.
По результатам опроса 10Б класса (13 человек) – все 13 (100%) учеников знают, что такое черные дыры. По результатам опроса 10А класса (17 человек) – 15 (88%) учеников знают о черных дырах, 2 (12%) же человека не имеют об этом никакого представления.
Приложение III
Вопрос № 3: Хотелось бы ли вам больше узнать о черных дырах?
А) Да, довольно интересно.
Б) Нет, не хочу.
По результатам опроса 10Б класса (13 человек) – все 13 (100%) учеников хотят знать больше о черных дырах. По результатам опроса 10А класса (17 человек) – 16 (92%) учеников хотят знать больше о черных дырах, 1 (8%) же человек отказывается от этой инициативы.
Приложение IV
Вопрос № 4: Чтобы вам больше всего хотелось о них узнать?
А) Свойства Г) Виды
Б) Строение Д) Все варианты
В) Обнаружение
По результатам опроса 10Б класса (13 человек) – 2 (15%) учеников хотят знать о свойствах черных дыр, 1 (8%) ученик хочет знать о строении, ещё 3 (23%) человека интересуются обнаружением, остальные 1 (8%) и 7 (54%) хотят знать либо их виды, либо всё из вышеперечисленного соответственно. По результатам опроса 10А класса (17 человек) – 3 (18%) учеников хотят знать о свойствах черных дыр, 2 (12%) ученика хотят знать о строении, ещё 2 (12%) человека интересуются обнаружением, остальные 2 (12%) и 8 (47%) хотят знать либо их виды, либо всё из вышеперечисленного соответственно.
Приложение V
Приложение VI