Фокусы - это чудо или наука?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фокусы - это чудо или наука?

Райнлиндер М.А. 1
1МАОУ "Лицей №97 г.Челябинска"
Климова Л.В. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, не найдется среди нас того, кто не наблюдал представление фокусников. Фокусников можно встретить в цирке, на улицах или в парках больших городов. А кому-то первый фокус показал папа или дедушка. Я думаю, у каждого видевшего такое волшебство, появлялось желание, узнать, как это получается, что они делают или может это магия…

Нас заинтересовали наборы для научных опытов «Увлекательная наука» и «Эксперименты в коробочке». Появилось огромное желание разгадать тайны волшебства «научных фокусов» и научиться показывать их самим. Мы внимательно изучили инструкции к каждому набору. В них содержатся химические вещества, которые представляют опасность. Мы начали проводить «научные фокусы» (Приложение А).

Мы поставили перед собой цель – изучить некоторые виды фокусов и понять, чудо это или наука.

Для её выполнения были поставлены задачи:

1) Понять, что такое фокусы.

2) Узнать историю возникновения.

3) Узнать с помощью чего они получаются.

Объект исследования: научный фокусы и эксперименты.

Предмет исследования: способы демонстрации некоторых фокусов.

Методы: получение информации из книг, интернета, инструкций, наблюдение.

Актуальность: различные фокусы попадаются нам на протяжении всей жизни, интересно знать их секреты.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I. 1. Что такое фокус?

Иллюзионное искусство — один из видов деятельности человека. Иллюзионное искусство привлекает зрителей своей фантастичностью происходящего на сцене. Зритель, присутствуя во время трюка, сам может убедиться в том, что на сцене происходит невероятное, невозможное действие.

В толковом словаре Дмитрия Ушакова написано, что «фокус — это ловкая проделка, ловкое представление, трюк, основанный на хитрости, проворстве и ловкости» (Приложение Б).

Без чего не может быть фокуса? В первую очередь — без зрителя. Искусство танца, пение может существовать без зрителя. Можно танцевать и петь для себя, получая при этом эстетическое удовольствие. А вот показывать фокусы самому себе нельзя. Фокуснику обязательно нужен зритель.

Фокус — это иллюзионный трюк. Самостоятельное, законченное, сюжетное действие, реально происходящее в присутствии зрителя. Производит на зрителя необычный, фантастический, противоречащий здравому смыслу эффект. Этот эффект достигается применением иллюзионного приёма, в котором используются психофизиологические особенности человека. В результате воздействия приёма реально происходящее действие представляется зрителю иллюзорным, то есть оценивается им как невозможное, необъяснимое.

В фокусе различают:

Эффект. Это внешняя сторона фокуса — то, что видит зритель, впечатление от него.

Метод. Это проведение, исполнение фокуса. Описание действий фокусника. В методе неявно присутствует используемый приём.

Прием. Это способ для достижения иллюзионного эффекта в фокусе. С помощью приёма реальные действия иллюзиониста становятся для зрителя необыкновенными, иллюзорными, превращаются в иллюзионный эффект.

Современный иллюзионизм обширен и многогранен. На чем только не основаны его замысловатые трюки! Согласно используемым средствам они и классифицируются, разделяются на группы:

  • Иллюзионизм – с использованием специальной хитроумной аппаратуры для создания иллюзии (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

  • Манипуляция - за счёт мелкой моторики и ловкости рук

  • Микромагия - работа с небольшими предметами (монетами, шариками, картами и т. п.)

  • Трансформация – трюки с быстрым переодеванием на сцене (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

  • Оптические иллюзии - зрительное восприятие на свойствах преломления

  • Физические - особенности среды и законы физики.

  • Химические - особенности среды и законы химии (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

Таким образом, изучив понятие фокуса, приходим к выводу, что фокусы - это прежде всего научные знания,которые эстетически представлены, мастерски выполнены, дополнены символическим действием (заклинанием), атрибутами (волшебные палочки, костюм мага и т.д.) и создают иллюзию магического действия, так как законы на которых они основаны не известны зрителю.

I.2. Возникновение фокуса

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей. Во время фокусов из-под земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать. Подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы (ПРИЛОЖЕНИЕ Е)

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.

В 18 веке в Германии и Голландии большой популярностью пользовались представления одного самозваного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес и использовавшего псевдоним “Фокус Покус”. Во время «базарного колдовства» он использовал путанное словосочетания “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер юбео» для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов.

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. Благодаря этому появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, то есть фокусы, которые можно объяснить с научной точки зрения.

В наше время фокусы – это одно из любимых народных зрелищ. «Фокус-покус» – это, пожалуй, одна из самых популярных фраз у фокусников после «ахалай-махалай» и «сим-салабим». Современные известные фокусники и иллюзионисты: Эмиль Кио, Дэвид Копперфильд, Амаяк Акопян, Братья Сафроновы (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж)

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Раскроем секреты научных фокусов.

II. 1. Физический фокус «Магия яйца» (ПРИЛОЖЕНИЕ И).

Понадобится: сырые яйца, высокий стакан, вода, краситель, соль, мерный стакан, палочка для размешивания

Ход эксперимента:

  1. Наливаем в стакан 150 мл воды, затем кладем в него яйцо - оно опустится на дно.

  2. Выливаем из стакана воду. Наливаем 100 мл воды и добавьте 50 г соли, хорошо перемешиваем и снова погрузите в стакан яйцо.

  3. Наливаем 60 мл воды в мерный стаканчик, добавим 3 капли красителя и хорошо перемешиваем.

  4. Медленно, по палочке для перемешивания переливаем окрашенную воду в стакан с солёной водой и смотрим, что получается.

Научный принцип:

Плотность яиц больше чем у воды, поэтому яйца тонут. Однако когда мы добавляем соль в пресную воду, получается более насыщенный раствор. Его плотность больше, чем у яйца, поэтому оно остаётся между чистой водой и солевым раствором.

II. 2.Физический фокус «Создаем вакуум» (ПРИЛОЖЕНИЕ К).

Понадобится: стеклянная банка, воздушный шарик, бумажная салфетка, зажигалка

Ход эксперимента:

  1. Надуваем воздушный шар

  2. Отрезаем полоску салфетки и поджигаем её.

  3. Даём погореть несколько секунд, и положите её в банку.

  4. Сразу после этого накрываем горлышко банки надутым воздушным шариком.

  5. Ждём несколько секунд и поднимаем шарик. Он присосался к банке!

Научный принцип:

Когда салфетка горит, она сжигает кислород. Так как мы закрыли банку шариком из эластичного материала, он плотно закрывает отверстие. После выжигания кислорода в банке образуется область пониженного давления, а в шарике – избыточного. Из-за перепада давлений шарик «втягивается» внутрь банки и таким образом «присасывается» к ней.

II. 3.Химический фокус «Арабская ночь» (ПРИЛОЖЕНИЕ Л).

Понадобится: крахмал, тиосульфат натрия, лимонная кислота, йодистый калий, гидроперит, флакон, стаканчик, перчатки.

Ход эксперимента:

  1. Аккуратно высыпаем во флакон содержимое маленькой пробирки (крахмал) Удобнее это сделать при помощи зубочистки. Добавляем немного холодной воды на самое дно флакона. Закрываем крышкой и встряхиваем 10 секунд.

  2. Открываем флакон и добавляем в него половину (3 см) теплой воды. Снова закрываем крышкой и тщательно встряхиваем (30 сек). Крахмал должен полностью раствориться, а жидкость стать почти прозрачной.

  3. По очереди высыпаем во флакон половину ингредиентов из 3-х больших пробирок: тиосульфат натрия, йодистый калий и лимонная кислота. Закрываем флакон крышкой и снова встряхиваем около 20 секунд. Все реактивы должны раствориться.

  4. Приготовим раствор перекиси водорода. Понадобится стаканчик. Берем таблетку гидроперита и тяжелым предметом аккуратно разбиваем ее прямо в упаковке, до образования порошка. Аккуратно высыпаем порошок в чашечку. С помощью крышечки от флакона добавляем в порошок теплой воды. Необходимо добавить две крышечки воды. Когда порошок полностью растворится, мы получим раствор перекиси водорода.

  5. Следующим этапом аккуратно приливаем полученный раствор перекиси водорода во флакон. И наблюдаем.

  6. Через несколько секунд «день» во флаконе резко сменится на «ночь»

Научный принцип:

После добавления во флакон раствора перекиси водорода, он начинает медленно взаимодействовать с ионами йода в присутствии ионов Н+. В результате образуется молекулярный йод, который в своюочередь взаимодействует с тиосульфатом натрия. Это приводит к образованию триодид иона, который расходуется быстрее, чем образуется. Когда тиосульфат заканчивается, эта реакция останавливается, и полученный триодид-ион образует темно-синий комплекс с крахмалом. Высокая концентрация Н+ ускоряет изменение цвета.

II. 4. Фокус «Как надуть шарик с помощью химии» (ПРИЛОЖЕНИЕ М).

Понадобится: пищевая сода, лимонная кислота, мерная ложка, воронка, шарик, пробирка, вода.

Ход эксперимента:

  1. Заполняем пробирку водой на ¾ (это около 45 мл) и добавляем 2-4 ложки лимонной кислоты.

  2. При помощи воронки засыпаем 2-4 ложки пищевой соды в воздушный шарик.

  3. Аккуратно надеваем шарик на пробирку, не переворачивая его при этом! Но как только он окажется на пробирке, быстро поднимаем его, чтобы порошок полностью высыпался в пробирку с раствором.

  4. Шарик магическим образом начинает надуваться!

Научный принцип:

Пищевая сода является щелочным веществом, а лимонная кислота вступает в реакцию с щелочью с образованием большого количества газообразного диоксида углерода. В ходе реакции постепенно газа станет очень много, и он заполнит весь объём шарика, надувая его.

II. 5. Физический фокус «Голограмма» (ПРИЛОЖЕНИЕ З).

Понадобится: мобильное устройство с выходом в интернет, пластиковая пирамида, рамка деревянная, резинки 2 штуки

Ход эксперимента:

  1. Сканируем QR-код или заходим по ссылке www.simplescience.ru/blogs/exbox/07 со смартфона и запускаем специальное видео с этой страницы. Увеличиваем яркость дисплея на максимум и делаем видео во весь экран.

  2. При помощи резинок и деревянной рамки установите пластиковую пирамидку на экран мобильного устройства, как указано на схеме

  3. Кладем смартфон экраном вверх. Запускаем видео. Внутри фигуры появляется голограмма.

  4. Наблюдать за «Голограммой» удобнее всего в темной комнате с выключенным светом. Глаза должны находиться на уровне пирамиды, между деревянной рамкой и дисплеем.

Научный принцип:

Прозрачный пластик или стекло выполняют функцию зеркала. Для создания иллюзии объемной картинки прозрачный пластик собран в форме пирамиды, на грани которой с экрана смартфона проецируются изображения разных ракурсов объекта. Можно рассматривать получившуюся голограмму со всех сторон. Свет в комнате лучше выключить и прибавить яркость смартфона на максимум.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель исследования выполнена! Фокусы - это научно объяснимое явление, это занимательный и остроумный ребус, который зрителю предстоит решить в доли секунды. Потому что закон жанра требует быстроты, моментальности. Публика не успевает осмыслить увиденное. Одно волшебство следует за другим, и кажется, что привычный и устоявшийся миропорядок рушится под напором следующих друг за другом невероятных превращений.

В работе мы узнали, что такое фокусы и историю их возникновения. Раскрыли секреты некоторых фокусов. В ходе практической работы, научились разным фокусам, которые появились благодаря науке. Косвенно познакомились с физикой и химией. С задачами справились.

Фокусы несут не только развлекательный характер, но и развивают мышление, внимательность и ловкость рук. Знать секрет даже элементарных фокусов полезно. Ведь ты всегда сможешь удивить компанию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Карташкин А.С. Искусство удивлять - М., Профиздат, 1990

  2. Детская энциклопедия «Фокусы», Москва, ЗАО «Аргументы и факты», № 1, 2006г.

  3. «И никакого волшебства», Амаяк Акопян, Москва, Издательство «Малыш», 1986г.

  4. «Фокус – покус», Амаяк Акопян, Москва, Издательство «Малыш», 1988г.

  5. Л.А.Горев «Занимательные опыты по физике», Москва Просвещение

1985 год

  1. Занимательные эксперименты и опыты, АЙРИС-пресс

  2. https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-eto-chudesa-net-fizika-2558287.html

  3. https://docplayer.ru/37099566-Fizika-i-scenicheskiy-fokus-issledovatelskaya-rabota-po-fizike.html

  4. http://iteach.vspu.ru/07-2016/9806/

  5. https://otvet.mail.ru/question/172012699

ПРИЛОЖЕНИЯ I

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ З

ПРИЛОЖЕНИЕ И

ПРИЛОЖЕНИЕ К

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Просмотров работы: 173