ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Изучение движения воздушных шаров, позволяет углубленно изучить физические законы. Также воздушные шары являются относительно экологичным способом перемещения в атмосфере. Изучение их движения может помочь разработке более эффективным и экологичным технологиям.
Объект и предмет исследования
Воздушные шары и их движение в атмосфере.
Цель
Исследовать движение воздушных шаров и влияние внешних факторов на их грузоподъёмность, понять физические законы, лежащие в основе движения тел в атмосфере.
Задачи
Познакомится с литературой на тему «движение воздушных шаров».
Изучить причины подъёма воздушных шаров.
Проанализировать влияние массы, объёма и газа на его грузоподъёмность.
Более глубоко понять физические законы, лежащие в основе движения тел в атмосфере.
Сделать вывод.
Гипотеза
Воздушные шары, наполненные гелием, будут обладать большей грузоподъемностью при низких температурах окружающей среды.
Методы исследования
Теоретический анализ.
Наблюдение.
Эксперимент.
Анализ данных.
Измерение и сравнение.
ГЛАВА I. Изучение истории и строения воздушных шаров
1.1 Значимые моменты и изобретения в истории аэростатических судов
5 июня 1783 года братья Монгольфье впервые запустили воздушный шар. Он представлял собой льняной мешок, диаметром 35 метров, наполненный горячим дымом. (Приложение № 1. Воздушный шар братьев Монгольфье). Аппарат поднялся в воздух на рыночной площади городка Аннон (Франция) и продержался около 10 минут, пролетев всего два километра.
До этого братьями в режиме строжайшей секретности было проведено множество испытаний с рубашками, мешками, шарами из натуральных тканей, но первый полноценный полёт был зафиксирован только 5 июня 1783 года. Шар наполнили горячим воздухом, сжигая мелко нарезанную влажную солому и шерсть, что, по мнению братьев Монгольфье, давало "электрический дым". За зрелищем наблюдал весь город, пока шар не исчез в воздухе.
В честь братьев построивших этот шар он был назван «Монгольфьером». С тех пор так стали называть все шары, оболочки которых наполнены горячим воздухом.
Самый первый полёт на воздушном шаре с людьми на борту был выполнен 15 октября 1783 года Жаном—Франсуа Пилатром де Розье. В тот же день был выполнен ещё один полёт, но на этот раз на борту находился Пилатр де Розье.
В 1784 году, во время битвы при Флерюсе, французы впервые в мире использовали воздушный шар в военных целях, им стал Монгольфьер «l'Entreprenant».
Однако монгольфьеры обладали не самой эффективной грузоподъёмностью, самым первым до этого догадался профессор Жак Александр Сезар Шарль и 27 августа 1783 года состоялся первый полёт шара, заполненного водородом, а шары заполненные газом стали называться «Шарльеры». (Приложение № 2. Воздушный шар Жака Шарлье).
Первый полёт человека на «Шарльере» произошёл 1 декабря 1783 года. На борту находились Александр Шарль и Робер – Мари - Ноэль.
Первый ‘управляемый воздушный шар’ был создан учёным Анри Жиффаром в 1851 году. Это изобретение стало называться «дирижаблем». (Приложение № 3. Дирижабль Анри Жиффара). Дирижабль был похож на воздушный шар (но не являлся им), только в форме эллипсоида с твёрдой оболочкой и паровым двигателем, которым должны были управлять 80 человек. Первый полёт на нём был совершён Анри Жиффаром 24 сентября 1852 года.
1.2 Закон Архимеда и его роль в подъемной силе шара
Закон Архимеда гласит, что на тело, погружённое в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, численно равная весу объёма жидкости или газа, вытесненного телом.
Формула:
где:
— плотность жидкости или газа, ;
— ускорение свободного падения, ;
— объём части тела, погружённой в жидкость или газ, ;
— сила Архимеда, .
Сила тяжести — сила, с которой Земля притягивает все тела.
Формула:
где:
— масса тела, ;
— ускорение свободного падения, ;
— сила тяжести, .
Основная причина, почему воздушный шар летает, в том, что подъёмная сила, которая на него действует, больше нуля, т.е.
Подъёмная сила воздушного шара равна разности между архимедовой силой и действующей на шар силой тяжести. (Приложение № 4. Силы действующие на воздушный шар).
Формула:
где:
— сила Архимеда, ;
— сила тяжести, ;
— подъёмная сила, .
⇒
⇒
т.к. и ⇒
Из этого можно сделать вывод, что воздушный шар может подняться в воздух тогда и только тогда, когда средняя плотность газа внутри шара меньше плотности воздуха в атмосфере.
1.3 Газы, которыми заполняют оболочку шара
В прошлой главе мы сделали вывод, что воздушный шар может подняться в воздух тогда и только тогда, когда средняя плотность газа внутри шара меньше плотности воздуха.
Плотность газа — это отношение его массы к его объему.
Формула:
где:
–— молярная масса, ;
— молярный объём, ;
— плотность газа, .
Молярная масса – масса одного моля вещества.
где:
— относительная молекулярная масса;
— молярная масса вещества, .
При нормальных условиях (а это 0 °С и нормальное давление – 1 атм. или 760 мм рт. ст. или 101,3 кПа) молярный объем равен 22,4 л/моль.
Зная, что у всех газов при одинаковых условиях одинаковый молярный объём, при сравнении их плотностей можно умножить обе части неравенства на молярный объём и сравнивать только их молярные массы.
К основным техническим газам, активно используемым человеком, относятся следующие виды: водород — H2, кислород — O2, азот — N2 и гелий — He. Сравним плотности этих газов с плотностью воздуха и выберем те, которыми можно заполнить оболочку воздушного шара.
Воздух состоит преимущественно из двух главных компонентов, кислорода (O2 ≈ 21%) и азота (N2 ≈ 78%), которые составляют примерно 99% его общего объема. Остальная часть воздуха содержит различные газы, включая углекислый газ (CO2 ≈ 0,03%), аргон (Ar ≈ 0,9%), водяной пар и другие газы. (Приложение № 5. Состав воздуха).
Массовая доля химического элемента − величина, равная отношению относительной атомной массы, с учетом числа атомов, к относительной молекулярной массе.
Формула:
где:
— относительная атомная масса химического элемента, безразмерная величина;
— число атомов в молекуле, безразмерная величина;
— относительная молекулярная масса, безразмерная величина;
— массовая доля химического элемента, безразмерная величина.
Mr(N2) = Ar(N) × 2 = 14 × 2 = 28
ω(N2)% = 78% | : 100%
ω(N2) = 0,78
Mr(O2) = Ar(O) × 2 = 16 × 2 = 32
ω(O2)% = 21% | : 100%
ω(O2) = 0,21
Mr(Ar) = Ar(Ar) = 40
ω(Ar)% = 0,9% | : 100%
ω(Ar) = 0,009
Mrвоздуха = 28 × 0,78 + 32 × 0,21 = 21,84 + 6,72 + 40 × 0,009 = 28,92
Mвоздуха = 28,92
M(H2) = Mr(H2)
Mr(H2) = Ar(H) × 2 = 1 × 2 = 2
M(H2) = 2
Водород подходит, т.к. его молярная масса меньше молярной массы воздуха
M(O2) = Mr(O2)
Mr(O2) = Ar(O) × 2 = 16 × 2 = 32
M(O2) = 32
Кислород не подходит, т.к. его молярная масса больше молярной массы воздуха
M(N2) = Mr(N2)
Mr(N2) = Ar(N) × 2 = 14 × 2 = 28
M(N2) = 28
Азот подходит плохо, т.к. его молярная масса приблизительно равна молярной массе воздуха
M(He) = Mr(He)
Mr(He) = Ar(He) = 4
M(He) = 4
Гелий подходит, т.к. его молярная масса меньше молярной массы воздуха
Исходя из выше перечисленных вычислений можно сделать вывод, что для заполнения воздушной оболочки шара нам подходят такие газы как:
водород — H2,легче воздуха в 14,5 раз;
гелий — He, легче воздуха в 7 раз.
Сравним положительные и отрицательные свойства использования этих двух газов для заполнения оболочки воздушных шаров.
Использование гелия для заполнения воздушных шаров имеет следующие положительные стороны:
Безопасность: гелий не поддерживает горение и не взрывоопасен.
Долговечность: гелий не реагирует с другими веществами, поэтому шары, заполненные гелием, имеют длительный срок службы.
Однако, есть и отрицательные стороны использования гелия:
Высокая стоимость: гелий является относительно редким элементом и его производство требует специального оборудования и технологий, поэтому его использование очень затратно.
В отличие от гелия, использование водорода для заполнения воздушных шаров имеет следующие положительные стороны:
Доступность: водород является наиболее распространенным элементом во Вселенной, это делает его более доступным и дешевым по сравнению с гелием.
Лёгкость: водород обладает меньшей плотностью, чем гелий, поэтому воздушные шары, заполненные водородом, имеют большую подъёмную силу.
Однако, использование водорода для заполнения воздушных шаров также имеет серьезные отрицательные стороны:
Воспламеняемость: водород самовоспламеняется при соединении с воздухом или другим окислителем.
Негативное воздействие на окружающую среду: водород может служить источником загрязнения воздуха, когда он выходит из воздушных шаров и попадает в атмосферу.
1.4 Горячий и холодный воздух для заполнения оболочки
Для нахождения плотности газов при ненормальных условиях можно воспользоваться уравнением Менделеева — Клапейрона для идеального газа.
Формула:
где:
— давление, кПа (стандартное атмосферное давление 101,325кПа);
— объём газа, л;
— число молей газа, моль;
— универсальная газовая постоянная, ;
— термодинамическая температура, К.
В монгольфьерах воздух в оболочке в основном нагревается от 50℃ − 130℃.
Плотность воздуха при температуре 50℃ и атмосферном давлении 101,325 кПа равна:
Плотность воздуха при температуре 130℃ и атмосферном давлении 101,325 кПа равна:
Плотность воздуха при температуре 0℃ и атмосферном давлении 101,325 кПа равна:
Исходя из вышеперечисленных вычислений можно сделать вывод, что плотность воздуха при температуре 50℃ меньше чем плотность воздуха при температуре 0℃ в 1,18 раз, а при температуре 130℃ меньше в 1,5 раза.
Найдём положительные и отрицательные стороны использования горячего воздуха для заполнения оболочки воздушного шара.
Положительные стороны:
Безопасность: не смотря на то, что воздух поддерживает горение, в оболочке шара он может загореться только из-за неисправности прибора, который подаёт горячий воздух.
Простота использования: для нагревания воздуха можно использовать горелку или нагревательные элементы, которыми легко управлять и контролировать.
Доступность: горячий воздух достаточно легко получить, путем нагрева обычного воздуха с использованием газовых горелок.
Отрицательные стороны:
Ограниченная грузоподъемность: горячий воздух имеет большую плотность, по сравнению с другими газами, поэтому шары заполненные горячим воздухом имеют меньшую подъёмную силу.
1.5 Строение воздушных шаров
Современные агрегаты производятся из более технологичных материалов, но схема осталась той же, что и братьев Монгольфье. (Приложение № 6. Строение воздушных шаров). Для пошива оболочки больше не используется лен и бумага, их заменил тонкий и прочный полиэфирный материал. Вместо костра в корзину под купол устанавливается регулируемая газовая горелка.
Воздушный шар в основе своей рабочей конструкции имеет следующие составные элементы:
Купол, который наполняется газом для подъема на заданную высоту.
Горелка — самая сложная деталь, посредством которой создается поток горячего воздуха в купол.
Корзина для пассажиров, пилота и багажа.
Купол аэростата — это главная часть воздушного шара, которая сшивается из отдельных кусков материи в колонки, которые затем прочно прикрепляются друг к другу.
Купол надувается за счет поступления нагретого газа: воздуха, водорода или иного, и за счет его поднимается в небо на нужную высоту. Газ подается через технологическое отверстие в нижней части купола.
Снаружи конструкции фиксируются ленты нагрузки. К верхней части купола они крепятся с помощью кольца, а внизу присоединяются к подвесным канатам. В итоге образуется надежный каркас, который может иметь различный объем и поднимать груз разной массы.
Горелка
Это технологический элемент аэростата, обеспечивающий подогрев газовой смеси, подъем агрегата в воздух, а также поддержание заданной температуры при полете.
Работает горелка на жидком пропане, который поступает к ней из цилиндров, нагреваясь, становится газообразным и подается непосредственно в шар.
Современные горелки очень мощные, порядка 6000 МВт, производятся из нержавеющей жаропрочной стали. Они не опасны в эксплуатации, поскольку оснащены специальной защитой от ожогов.
Корзина
Предназначена для переноса путешественников и грузов. Необходимо обеспечить ее легкость, и в то же время прочность, поэтому каркас ее выполняется из лозы, а дно — из непромокаемой фанеры. С куполом корзина соединяется стальным тросом. Чтобы воздух не охлаждался, устанавливаются полиуретановые стояки, которые вместе с тросом закрываются специальными оболочками.
В углу корзины размещаются и закрепляются на ремнях цилиндры с газом. Обязательно изготавливаются отсеки для огнетушителя и необходимых в путешествии аксессуаров.
С наружной части на корзину навешивается балласт — мешки с песком. Их сбрасывают в том случае, ели необходимо увеличить высоту полета.
1.6 Основные законы, описывающие движение тел в атмосфере
Основные законы, которые описывают движение тел в атмосфере, включают:
Закон Исаака Ньютона о движении: Каждое тело продолжает находиться в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока на него не действуют внешние силы.
Закон сохранения импульса: Импульс системы тел остается постоянным в отсутствие внешних сил.
Закон сохранения энергии: В общей системе тел сумма кинетической и потенциальной энергии остается постоянной, если нет воздействия внешних сил.
Законы Термодинамики: Законы, описывающие перенос энергии и тепла в атмосфере.
Закон Гука: Закон описывает возвратную силу, действующую на тело, когда оно подвержено деформации.
Эти законы помогают в объяснении и прогнозировании движения тел в атмосфере и воздействии на них различных сил и факторов.
ГЛАВА II. Практическая часть
2.1 Нахождение грузоподъёмности воздушного шара наполненного гелием теоретическим способом
Посчитаем грузоподъёмность воздушного шара с диаметром 36 сантиметров, заполненного гелием, используя формулы подъёмной силы, силы тяжести, силы Архимеда и уравнение Менделеева—Клапейрона, зная массу оболочки шара, объём шара, давление внутри него, а также температуру и атмосферное давление окружающей среды.
Для удобства примем объём шара за объём гелия внутри него (т.к. объём оболочки очень мал).
Также будем считать, что шар сделан из тугой и плотной оболочки и при изменении температуры объём газа внутри оболочки не изменяется.
Посчитаем грузоподъёмность воздушного шара в воздухе при комнатной температуре (27℃) и атмосферным давлением 750мм.рт.ст. (99,991 кПа):
Посчитаем грузоподъёмность воздушного шара в воздухе при температуре 8℃ и атмосферном давлением 761мм.рт.ст (101,458 кПа):
Тем самым получили, что грузоподъёмность шара при температуре 27℃ и атмосферном давлении 750мм.рт.ст. равна 9 грамм, а при температуре 8℃ и атмосферном давлении 761мм.рт.ст. равна 10 грамм.
2.2 Нахождение грузоподъёмности воздушного шара при различных окружающих условиях практическим способом
Найдём грузоподъёмность воздушного шарика практически, используя следующий алгоритм:
Найдём массу грузика;
Привяжем шарик к грузику и найдём массу получившейся конструкции;
Найдём грузоподъёмность шарика, вычтя из массы полученной в пункте 1 массу, полученную в пункте 2.
Измерив все нужные величины (Приложение № 7. Нахождение грузоподъёмности воздушного шара), получим:
Тем самым получили, что грузоподъёмность шара при температуре 27℃ и атмосферном давлении 750мм.рт.ст. равна 7 грамм, а при температуре 8℃ и атмосферном давлении 761мм.рт.ст. равна 9 грамм.
2.3 Сравнение полученных результатов
Используя формулы мы получили:
Практически мы получили:
Сравнив полученные результаты можно заметить, что грузоподъёмность полученная практически, отличается от грузоподъёмности, которую мы получили с помощью формул (примерно в 1,2 раза), это могло произойти из-за неточности измерительных приборов, которыми я пользовался, а также потому что в расчётах плотности воздуха я учитывал что воздух сухой, а плотность воздуха в зависимости от его влажности может меняться.
Из моего эксперимента можно сделать вывод, что грузоподъёмность шарльера прямо пропорционально зависит от атмосферного давления окружающей среды и обратно пропорционально от её температуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута цель, которая заключалась в исследовании движения воздушных шаров и влияния внешних факторов на их грузоподъёмность, а также более глубокого понятия физических законов, лежащих в основе движения тел в атмосфере.
Для реализации поставленной цели мною были достигнуты задачи:
При выполнении работы была изучена литературой на тему «движение воздушных шаров».
Изучены причины подъёма воздушных шаров.
Проанализировано влияние массы, объёма и газа на грузоподъёмность воздушного шара.
Перечислены физические законы, лежащие в основе движения тел в атмосфере.
Изучение принципа движения воздушных шаров позволяет узнать, как они поднимаются в воздух и перемещаются. Этот принцип основан на законах аэродинамики и позволяет нам создавать и управлять воздушными шарами. В практической деятельности мы можем использовать знания о принципе движения воздушных шаров, чтобы создавать и управлять моделями воздушных шаров, проводить эксперименты и исследования в области аэродинамики.
Также подтвердилась моя гипотеза, воздушные шары, наполненные гелием, будут обладать большей грузоподъемностью при низких температурах, а поскольку холодный газ имеет большую плотность, то увеличивается разность плотностей окружающей среды и газа внутри шара, тем самым выталкивающая сила, действующая на шар, тоже становится больше. (При условии, что оболочка шара тугая и плотная и при изменении температуры объём шара не меняется).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Свободная энциклопедия Википедия, статья "Hotairballoon" http://en.wikipedia.org/wiki/Hot_air_balloon
Свободная энциклопедия Википедия, статья "Уравнение состояния идеального газа" http://ru.wikipedia.org/wiki/Уравнение_состояния_идеального_газа
Свободная энциклопедия Википедия, статья "Воздух" https://ru.wikipedia.org/wiki/Воздух
Для-Спорта.Ру. , статья “ Воздушный шар. Виды и устройство. Как летать и особенности” https://dlia-sporta.ru/glavnaia/oborudovanie/vozdushnyi-shar/?ysclid=lshv6lpx30499932540
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1. Воздушный шар братьев Монгольфье
Приложение № 2. Воздушный шар Жака Шарлье
Приложение № 3. Дирижабль Анри Жиффара
Приложение № 4. Силы действующие на воздушный шар
Приложение № 5. Состав воздуха
Вещество |
Обозначение |
По объёму, % |
По массе, % |
Азот |
N2 |
78,084 |
75,5 |
Кислород |
O2 |
20,946 |
23,15 |
Аргон |
Ar |
0,934 |
1,292 |
Углекислый газ |
CO2 |
0,03 |
0,046 |
Неон |
Ne |
0,001818 |
0,0014 |
Криптон |
Kr |
0,000114 |
0,0003 |
Метан |
CH4 |
0,0002 |
0,000084 |
Гелий |
He |
0,000524 |
0,000073 |
Водород |
H2 |
0,00005 |
0,00008 |
Ксенон |
Xe |
0,0000087 |
0,00004 |
Другие газы |
0,007323 |
Приложение № 6. Строение воздушных шаров
Приложение № 7. Нахождение грузоподъёмности воздушного шара