Исследование условий для создания школьного ИБЦ «Океан знаний»

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование условий для создания школьного ИБЦ «Океан знаний»

Минайлова М.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108»
Нагорнова Е.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня особая, уникальная роль в обучении информационной культуре принадлежит школьной библиотеке, работа которой направлена на подготовку подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, создание комфортной информационно-библиотечной среды через сочетание различных форм работы школьной библиотеки с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.

Характеристика отрасли.Школьный ИБЦ является одним из инструментов развития современной информационной образовательной среды в школе, ориентированной на совершенствование учебно-методического, организационного, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. С 2016г. в РФ реализуется Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

Актуальность. В стандартах второго поколения отражается социальный заказ на воспитание и формирование активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных участников информационного общества. Достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть и от направления развития школьного ИБЦ.

В нашей школе многие ребята (80% респондентов) уже попробовали себя в таких видах деятельности в рамках школьного медиа центра. Они изъявили желание расширить рамки своей деятельности, выразив себя в новом качестве – участников школьного ИБЦ, используя новые возможности.

Проблема.Опрос учащихся, родителей и учителей МБОУ «СОШ №108» показал, что около 84% респондентов хотели бы, чтобы на территории нашей школы был организован такой ШИБЦ, где можно было бы проявить и развить свои таланты и технические способности. Ранее проблема решалась в нашей школе, но не получила своего развития. И для ее решения нам необходимо исследовать условия среды для понимания причин, тормозящих решение проблемы. Ведь мы хотим, чтобы именно наша школа стала центром притяжения для новых творческих и талантливых учеников и педагогов.

Суть проекта - изучение условий для создания школьного ИБЦ «Океан знаний» и привлечения необходимых средств для расширения возможностей развития школьников 1-11 классов.

Цель: исследование внешней и внутренней среды создаваемого единого информационного пространства школы для разработки плана открытия ШИБЦ «Океан знаний» в МБОУ «СОШ №108» к 01.09.2024 г.

Для достижения поставленной цели был определен ряд задач: 1) изучить теоретический материал по истории создания ШИБЦ в других территориях страны и города; 2) провести соцопросы среди целевых групп проекта, собрать аналитическую информацию по влиянию внешней и внутренней среды ИБЦ, конкурентов и рисков проекта; 3) разработать проектную идею создания ШИБЦ «Океан знаний» в школе №108 и выбрать оптимальные пути решения поставленных задач в проектной идее; 4) разработать конкретные мероприятия, связанные с реализацией проектной идеи и проверить эффективность ШИБЦ на практике.

Объект исследования. Школьный информационно-библиотечный центр «Океан знаний».

Предмет исследования. Проект открытия ШИБЦ «Океан знаний».

Гипотеза. Предполагаю, что собранная информация по открытию ШИБЦ в школе позволит всем участникам образовательного процесса проявить активную гражданскую позицию по воспитанию функционально грамотного поколения через участие в разработке мероприятий, активизирующих учебно-воспитательный процесс через погружение в информационную среду центра.

Методы исследования: изучение и анализ литературы для получения представления о проблематике и основном содержании источника информации; исследовательский метод для проведения исследования мнений целевой аудитории проекта и проведения стратегического анализа рынка; разработка плана открытия ШИБЦ в МБОУ «СОШ №108» для четкого определения цели и задач проекта, определения рисков, проведения маркетинговых исследований, описания стратегии развития продукта и методы ее достижения.

Источники информации: архив школьной библиотеки, специальная литература и Интернет.

Научная значимость: синтез образования и информационно-коммуникационного компонента; получение необходимых данных для оценки условий создания ШИБЦ; разработка плана открытия в школе инновационного информационно-библиотечного центра.

Миссия ШИБЦ направлена на положительную социальную реализацию ключевых потребностей школьников: потребность в общении; потребность самостоятельной деятельности, признаваемой в социуме и тем самым повышающей статус школьников.

Практическая значимость. Сведения, освещенные в данном исследовании, будут полезны и необходимы в практической работе тем, кто интересуется вопросом трансформации и расширения возможностей школьных библиотек для социализации детей и подростков, а также жителей города, другим заинтересованным лицам.

Социальный эффект. Реализация проекта создаст благоприятные условия для формирования личности, стремящейся к непрерывному образованию в условиях информационного общества, научит критически оценивать и интерпретировать информацию, повысит доступность и качество образования.

Целевая аудитория: учащиеся 1-11 классов МБОУ «СОШ №108», учителя школы, родители.

Социальные партнеры:городские организации: школы города, ЦДТ, Д/с «Алёнка» и «Дельфин», отделы культуры и спорта администрации города, городской Совет ветеранов, городская детская библиотека им. Аксакова, редакции газет «Спектр» и «Метро», ТРК ТВС, администрации г.Трехгорный и ФГУП «ПСЗ им. К.А.Володина» и представителей деловых кругов города.

Расчетный период проекта с 01.10.2022-11.07.2024 г. в соответствии с планом проекта.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.1 Из истории создания ШИБЦ в других территориях страны

Анализ информации, полученной в сети Интернет, показал, что работа по созданию школьных информационно-библиотечных центров ведётся уже давно. Кроме того, с 2016 г. в Российской Федерации реализуется Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров. Ее цель — создание условий для формирования современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.Реализация Концепции развития ШИБЦ осуществляется через Ассоциацию, которая будет работать на «ниве» школьной информатизации в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ №815, Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС.

Во многих школах вполне успешно происходит внедрение новых технологий в развитии ШИБЦ, но прямых рекомендации, которые были бы универсальными и подходили бы для каждой школы, нет. Каждая школа уникальна по-своему.

2.1.2 Описание продукта

Основные виды деятельности ШБИЦ «Океан знаний» - автоматизация библиотечных процессов; расширение информационного пространства информационно-библиотечного центра; использование ИКТ для повышения эффективности деятельности педагогов и библиотекаря на территории МБОУ «СОШ №108» г. Трехгорный.

Единовременно в ШИБЦ сможет заниматься до 30 человек. Максимальная загруженность, рассматриваемая в расчетах — до 350 человек в месяц.

Структура ШИБЦ «Океан знаний». Имеет три зала: читальный зал; абонемент; книгохранилище. Читальный зал (48,5м2): интерактивно-аппаратный комплекс; информационно-библиотечный киоск; разнообразный фонд видео и аудиоматериалов; информационно-библиотечная среда для проведения массовых мероприятий.

Абонемент оборудован: АРМ библиотекаря; музыкальный центр; веб-камера; литературная зона «Читай-ка». Заведующий информационно-библиотечным центром: Равилова Марина Михайловна.

Основные услуги: предоставление художественной, справочной, научно-популярной, технической литературы; консультации при выборе нужной информации; предоставление информации для написания научных работ; индивидуальные и групповые занятия с различными ресурсами; проведение различных мероприятий с сотрудниками школы.

Дополнительные услуги: сканирование; распечатка электронных книг; фотозона; проведение дополнительных мероприятий.

Структура и объекты ШИБЦ представлены в Приложении А.

Информационные ресурсы: электронный каталог учебной литературы; книжный фонд – 7300 учебников и 16041 экземпляров художественной и методической литературы; медиа-ресурсы – 150 ед.

Стейкхолдеры проекта. Интересы стейкхолдеров представлены в Приложении Б.

2.1.3 Стратегический анализ проекта

Для анализа и оценки внешней среды ШИБЦ был проведен PEST-анализ, результаты которого представлены в Приложении В. В результате анализа были выявлены положительные факторы и факторы риска внешней среды, влияющие на развитие системы образования школы.

PEST-анализ позволил определить основные идеи развития МБОУ «СОШ № 108» до 2024 года. Опыт предшествующей деятельности школы свидетельствует о том, что решающим фактором ее развития является инновационная и наставническая деятельность, которая реализуется в концепции развития школы.

Для полного анализа внешней среды ШИБЦ, были изучены факторы микросреды. На основе проведенного анализа были выявлены основные сильные и слабые стороны проекта, а также выявлены угрозы и возможности. Оценка перспектив развития школы в соответствии с изменениями внешнего окружения была сделана на основе SWOT – анализа.

На основе всех проведенных анализов была составлена SWOT-матрица. Результаты представлены в таблице 1.

 

Слабые стороны

1.Преобладание традиционного опыта организации образовательной деятельности сдерживает переход на новые стандарты и направления образования (организацию образовательной деятельности в рамках учебного дня в трех образовательных средах: урочной, внеурочной и внешкольной);

2. «Старение» педагогических кадров сдерживает в школе внедрение инновационных технологий;

3. Недостаточное материально-техническое обеспечение некоторых учебных кабинетов сдерживает распространение ИКТ-технологий в образовательной деятельности;

4. Старение библиотечного фонда.

Сильные стороны

1.Школа обеспечивает доступность образования, широкий спектр вариативных образовательных услуг, непрерывный характер образования;

2. Школа обладает высоким авторитетом в педагогическом сообществе города, высоким уровнем результативности достижений обучающихся;

3. Образовательные услуги школы востребованы в городе (обучается 503 ученика);

4. Наличие внебюджетных средств (оказание платных образовательных услуг) дает возможность совершенствовать материально — техническую базу;

5.Широкое и активное применение новых моделей повышения квалификации педагогов обеспечивает процесс формирования востребованных образовательных услуг.

Таблица 1. - SWOT-матрица

 

Угрозы

1.Меняющиеся условия реализации образовательной деятельности и повышенные требования к организации деятельности ШИБЦ приводят к напряжению в работе учителей;

2. Инновационные ценности разделяются не всеми учителями, это может привести к формализации деятельности ШИБЦ;

3. Невозможность удовлетворения социального запроса в полной мере.

4. Незаинтересованность руководства школы в создании ШИБЦ.

Возможности

1. Разрабатываемый проект ШИБЦ «Океан знаний» учитывает приоритетные основные направления развития системы образования в Российской Федерации;

2. Готовность муниципалитета, родительской общественности, ФГУП «ПСЗ» инвестировать ресурсы в развитие образовательной системы школы в форме оплаты дополнительных образовательных услуг при условии достижения общественно значимых результатов;

3. Наличие опыта инновационной деятельности в рамках реализации предыдущих программ развития школы.

Основные факторы успеха:SWOT - анализ позволил определить приоритетную стратегию развития школы до 2025 года: смещение акцента с процесса накопления образовательных ресурсов на процесс их эффективного использования и управления существующими ресурсами для достижения нового качества образовательной среды школы. Результаты проблемно-ориентированного анализа деятельности свидетельствуют о необходимости создания такой концепции развития школы, которая будет способствовать комплексному и целенаправленному решению выявленных проблем.

В настоящий момент в школе создана современная материально-техническая база и продолжает развиваться. Педагогический коллектив школы имеет высокий уровень квалификации.

2.2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.2.1. Социологический опрос

Чтобы определить, интересуются ли мои сверстники вопросами создания в школе ШИБЦ, мы провели опрос, в котором приняли участие 150 респондентов в возрасте от 15 до 18 лет. Результаты анкетирования показали, что всего 26% опрошенных интересуется вопросами создания в школе ШИБЦ. Лишь 39% хотели бы лучше узнать о вариантах собственного участия в создании ШИБЦ. Проведенный опрос показал, что мое поколение мало интересуется вопросами развития школы и текущими проектами школы, но при этом выяснилось, что большая часть опрошенных, а это 87%, желали бы изменить ситуацию и принять собственное активное участие в создании нового информационного пространства школы.

2.2.2Механизм реализации проекта

Реализация проекта основывается на возможностях, которыми располагает школа: освоение механизмов эффективного взаимодействия с субъектами внешней среды; создание позитивного имиджа ОУ; понимание участниками сущности и значения информатизации школы; внедрение последовательности действий по созданию эффективной рабочей структуры ШИБЦ; приведение в соответствие нормативно-правовой базы; проведение научно-исследовательской деятельности; создание новой образовательной и издательской деятельности.

Начало реализации проекта начинается после регистрации объединения и оформления нормативно-правовой базы документов. Календарный план проекта представлен в Приложении Г.

2.2.3Организационная структура ШИБЦ

 

Библиотекарь-педагог

 

Руководитель ШИБЦ (1 чел.)

Учитель (4 чел.)

 

Рисунок 2 – Организационная структура ШИБЦ «Океан знаний»

2.2.4 Кадровое обеспечение и расчет фонда оплаты труда

Численность персонала ШИБЦ, его заработная плата и страховые выплаты за месяц приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Персонал, численность, заработная плата

Должность

Кол-во сотрудников, чел.

Оклад, руб.

Размер нагрузки

Итоговая сумма, руб.

1

2

3

4

5

6

1

Библиотекарь-педагог

1

16 667,00

0,20

3 333,4

3

Учитель

4

16 667,00

0,25

16 667,00

4

Руководитель ШМЦ

1

16 667,00

0,10

1 666,7

5

Итого:

7

 

 

21 667,10

6

Страховые взносы (30,2% ФОТ), в месяц руб.

 

 

 

6 543,46

7

ИТОГО:

 

 

 

28 210,56

2.2.5 План маркетинга

2.2.5.1 Маркетинговая расстановка

Сравнительный анализ характеристик ШИБЦ и его основных конкурентов представлен в Приложении Д. Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что ШИБЦ обладает рядом преимуществ по сравнению с основными конкурентами: деятельность дополнительно не лицензируется; МБОУ «СОШ №108» способна самостоятельно выполнять всю работу; не требуется дополнительный штат персонала; школа обладает хорошей материально-технической базой, что повышает конкурентоспособность и вероятность успешного развития дела. Расходы на маркетинг отражены в таблице 3.

Таблица 3 - Расходы на маркетинг

Мероприятие

Описание

Затраты, руб.

Создание и продвижение группы в соц.сетях

Создание и продвижение группы-визитки в соц.сетях в интернете. В группе должны быть отражены контактные данные, перечень оказываемых услуг, и их стоимость, условия работы, форма для онлайн-заявки

0,00

Реклама в СМИ

Размещение объявлений в новостных изданиях

2 000,00

Холодные звонки и рассылки

Распространение информации потенциальным клиентам, рассылка презентационных материалов и коммерческих предложений

5 000,00

Итого:

7 000,00

2.2.6 Оценка эффективности проекта

2.2.6.1. Оценка инвестиционных и эксплуатационных затрат проекта

Стартовые инвестиции: Инвестиционные затраты на открытие ШИБЦ - 428 500,00 руб. Объем инвестиций, источники и цели финансирования представлены на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4 - Объем инвестиций, цели и источники финансирования

Расходы проекта представлены в Приложении Е.

2.2.6.2 Эффект и эффективность проекта

Оценка результативности реализации проекта ШИБЦ «Океан знаний» будет осуществляться с учетом трех основных направлений.

Показатели эффективности проекта:

1) оценка качества созданных условий для реализации идеи проекта;

2) оценка процесса ее реализации;

3) оценка конечных результатов реализации проекта.

2.2.6.3 Оценка емкости рынка

Подробное описание расчетов емкости рынка представлено в Приложении Ж. Потенциальный доход в год может составить 90 540 рублей.

2.2.6.4 Планируемые результаты проекта

Качественные показатели: повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей за счет освоения и внедрения в деятельность новых ИКТ; обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам; улучшение комплектования библиотечных фондов; повышение читательской компетентности детей и подростков; расширение и укрепление материально-технической базы; обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей информационно-библиотечного центра; расширение границ информационно-образовательного пространства школы, его обогащение и глобализация.

Количественные планируемые результаты:

На уровне ОУ: рост числа пользователей ШИБЦ на 20% после начала реализации проекта; увеличение объема и количества проектов и идей, получивших поддержку партнеров проекта на 15%.

На уровне города: рост числа организаций – партнеров проекта на 10%; увеличение количества положительных отзывов о работе ШИБЦ на 35%.

2.2.6.5 Анализ устойчивости проекта

Риски проекта рассмотрены и отражены в Приложении З. В ходе реализации Проекта возможны негативные последствия: недостаточное финансирование на комплектование библиотечных фондов и недостаточное количество хорошей компьютерной техники для реализации Проекта. Для снижения данного риска возникает необходимость в поддержке Совета школы, родительской общественности; некомпетентное использование компьютерной техники, находящейся в свободном доступе. Для снижения данного риска необходимо проводить регулярный инструктаж, обучение работы с ПК для пользователей ШИБЦ; недостаточная поддержка изменений педагогическим коллективом. Данный риск решается выступлением на семинарах, педагогических совещаниях по работе ШИБЦ.

Но, я думаю, проект достаточно устойчив, главное - было бы желание педагогов правильно и интересно организовать работу центра, хорошо продумать план работы, распределить правильно время занятий, ввести методику поощрений за лучшие результаты.

2.2.6.6 Повторный соцопрос

Информация привлекла внимание сверстников, что подтвердил повторный опрос. Проанализировав результаты опроса, я увидела, что 86% опрошенных заинтересовались проектом создания ШИБЦ в школе, тогда, как при первом анкетировании таких было всего лишь 26%. Глубже узнать о структуре ШИБЦ и возможном собственном участии в проекте пожелали 78% опрошенных сверстников, тогда, как в предыдущем опросе таких было всего лишь 20%.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над проектом, я пришла к следующим выводам: проведенный анализ рынка дополнительных образовательных услуг в школе и городе показал, что созданиеШИБЦ «Океан знаний» в МБОУ «СОШ №108» носит перспективный характер; проведенные финансовые расчеты показали, что ШМЦ сможет стать источником дополнительных поступлений в бюджет школы, так как планируемый доход в год составит 90 540 рублей с момента реализации проекта; поскольку услуги данного ШИБЦ будут востребованы (это показал соц. опрос, проведенный среди учащихся, их родителей и учителей школы), я считаю, что процедура его продвижения не будет трудоемкой; проект ШМЦ может стать достаточным основанием для привлечения средств благотворителей, так как в нем представлена информация, необходимая для них.

Новизна проекта. Проект предполагает овладение навыками ИКТ, развивая навыки функциональной грамотности учащихся. Работа проекта ШИБЦ «Океан знаний» регламентируется планом и распределяется по следующим направления: техническая поддержка образовательного процесса; обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам; информационное сопровождение дополнительных занятий, тематических уроков, родительских собраний, педсоветов с использованием медиа ресурсов. Как результат, проект требует определённых материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива, играет важную роль в деятельности школы.

В настоящее время происходит расширение виртуального пространства и свободных интерактивных зон, что активизирует взаимодействие всех участников образовательного процесса по обмену актуальным информационно-образовательным контентом.

Деятельность ШИБЦ будет способствовать организации дистанционной поддержки обучения, поможет в проведении вебинаров, видеоконференций, дистанционных уроков на областном и всероссийском уровнях.

ШИБЦ является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды школы и обеспечивает равноправный и открытый доступ всем участникам образовательного процесса к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям. Постоянно происходит обмен информацией через группу в соц.сетях.

В ходе работы над концепцией проекта создания ШИБЦ «Океан знаний» на территории МБОУ «СОШ №108» она была представлена заказчику, Ученической фракции Совета школы, и получила признание со стороны учеников школы и администрации.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Проект создания ШИБЦ с использованием современных технологий привлекли внимание сверстников к предлагаемому материалу, что показал повторный опрос.

Подводя итоги работы можно сделать вывод о том, что, взяв за основу современные образовательные технологии можно изменить образовательное пространство в школе, используя творчество, фантазию и вдохновение.

В плане развития ШИБЦ «Океан знаний»: совместные проекты учащихся, педагогов и ШБИЦ МБОУ «СОШ № 108»: «Подари книгу ШИБЦ», совместные проекты с ШМЦ «Шаг в будущее», семейный творческий проект «Вместе создаем», литературно-информационный киоск «Путник» (по знаменательным и памятным датам писателей и поэтов, в т.ч. и Южного Урала), совместные проекты со школьной театральной студией «Образ».

Школьная библиотека станет центром общественной жизни, где функционируют досуговые объединения и организуются культурные мероприятия, а также одним из важнейших факторов духовно-нравственного и культурного роста граждан.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Баев Л. А., Литке М. Г. Разработка бизнес-плана проекта: учебное пособие по курсовому проектированию/под ред. Л. А.Баева – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. – 68 с.

  2. Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

  3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816).

  4. Федеральные государственные образовательные стандарты.

  5. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ПРИЛОЖЕНИЕ А

О

Направления:

Обеспечение доступа пользователей к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях;

Оказание информационно-библиографической поддержки деятельности педагогов и учащихся в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Webстраниц и т.п.);

Мониторинг уровня развития личности учащихся;

Диагностика сформированности ценностных ориентаций учащихся;

Маркетинг запросов и потребностей социума в процессе определения предпрофильных и профильных линий образовательной деятельности школы;

Создание компьютерного банка данных периодичности посещения библиотеки;

Изучение читательского интереса школьников.

 

бъекты школьного информационно-библиотечного центра «Океан знаний»

 

Направления:

  • Консультативно-просветительская деятельность для школьников, педагогов и родителей в форме бесед, лекций, семинаров, мастер-классов, подбора литературы, организации стендовых выставок и др.;

  • Профилактическая и развивающая работа с детьми в форме групповых занятий, игр и тренингов с целью создания условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе, формирования психологической комфортности, навыков саморегуляции и самопознания;

  • Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

  • Обеспечение доступа пользователей к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических, аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности.

  • Организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества.

  • Комплектование основного (документного) фонда классическими и современными источниками информации на различных носителях (бумажном, цифровом, магнитном и др.), формирование учебного фонда, соответствующего федеральному перечню учебников.

  • Книгохранилище. 
     

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Стейкхолдеры и их заинтересованность

Стейкхолдеры

Заинтересованность

Разработчик проекта

Собственный рост; опыт в проектном управлении; реализация проекта; запуск ШИБЦ «Океан знаний»; развитие учебного процесса.

Заказчик - Ученическая фракция

Ученическая фракция Совета школы получит дополнительный доход для ОУ, который пойдет на развитие ШИБЦ «Океан знаний».

Учащиеся, их родители

Получат особую зону коммуникации, творчества, развития способностей, организации проектной деятельности, проведения презентаций. Реализация возможности осуществлять раннюю профориентацию через дополнительные профпробы; получение знаний и практических навыков в сфере ИКТ.

Администрация

МБОУ «СОШ № 108»

Повышение конкурентоспособности ОУ, улучшение имиджа школы, как следствие, привлечение детей для обучения в МБОУ «СОШ № 108»; создание условий для расширения количества предоставляемых дополнительных образовательных услуг и увеличения поступления дополнительных денежных средств в бюджет школы.

Администрация

г. Трехгорного

Реализация возможностей осуществления мероприятий по занятости и ранней профориентации школьников, привлечение специалистов в области педагогики.

ФГУП «ПСЗ им. К.А. Володина»

Реализация проекта командой, предпрофильная подготовка школьников, развивающих свою проектную, инженерную, технологическую и функциональную грамотность

Общественные организации и объединения

Получат возможность проведения совместных мероприятий с участниками ШИБЦ «Океан знаний» и учащимися школы.

Спонсоры и меценаты

Дополнительная активная PR–компания, льготы по налогам в результате инвестиционной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

PEST-анализ внешних аспектов, влияющих на развитие школы

 

Наименование фактора

P

Высокий уровень государственной поддержки образования через реализацию Национального проекта «Образование»

Поддержка молодых педагогов со стороны государства через реализацию Федеральной программы «Земский учитель»

Создание оптимальных условий для обеспечения доступного и качественного образования

В связи с провидение СВО увеличилось количество санкций на Россию, в различных областях, в результате которых усилился политический кризис в межгосударственных отношениях, произошёл разрыв в дипломатических взаимоотношениях с некоторыми недружественными странами.

Совершенствование системы школьного образования является одним из принципов государственной политики, что позволяет выполнять государственный заказ

Стимулирование местных инициатив, по социально-экономическому развитию региона и города

Е

Повышение цен на энергоносители и энергоресурсы.

Наблюдается рост в экономике страны

Наличие грантовой поддержки в отрасли

Низкий уровень безработицы в стране

В связи проведения СВО повысилась инфляция в России до12%, но на лицо тенденция к ее снижению и к концу 2023 года планируется снижение до 4%

Тенденция к росту уровня доходов населения

S

2023 год в России объявлен годом «Педагога и наставника», следовательно, развиваются в образовательных учреждениях программы развития.

Повешение уровня образования населения

Повышение престижности профессионального и высшего образования

Сокращение количества выпускников школ из-за падения демографии в «нулевых годах»

Развитие выстроенных связей образовательных учреждений с научными центрами

Высокие требования к качеству дополнительных образовательных услуг и уровню сервиса для потребителей

T

Внедрение новых технологий, способствующих улучшению качества дополнительных образовательных услуг

Переход на новые образовательные стандарты, направленные на развитие IT- и проектных технологий, наставничества

Внедрение онлайн технологий оказания дополнительных образовательных услуг, в области предоставления услуг школьных библиотек в том числе

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Календарный план проекта

Ленточный график

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Сравнительный анализ конкурентов

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Расходы проекта

Наименование статьи расходов

Стоимость, руб.

Кол-во, шт.

В месяц

В год

Операционные расходы

Постоянные затраты на рекламу

12

2 000,00

24 000,00

Зарплата

12

28 210,56

338 526,72

- т.ч. налоги

12

6 543,46

78 521,52

Непредвиденные расходы

1 кв.

5 000,00

20 000,00

ИТОГО:

 

36 759,02

461 048,24

Инвестиционные расходы

Покупка оборудования (единовременно)

7

271 500,00

 

Ремонт помещения

1

150 000,00

 

Итого:

 

421 500,00

 

Итого по статьям расходов:

 

458 259,02

919 307,26

Расходы на приобретение оборудования

Ноутбук с лицензией 

4

140 000,00

 

Принтер (1 – ч/б, 1 – цв.)

2

44 000,00

 

Видеокамера Full HD

1

87 500,00

 

Итого:

 

271 500,00

 

Основные уплачиваемые налоги

Наименование

База

Период

Ставка

Подоходный налог

Фонд оплаты труда

месяц

13%

Социальные отчисления

Фонд оплаты труда

месяц

30,2%

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Оценка емкости рынка

Согласно статистическим данным в МБОУ «СОШ №108» обучается 503 человек в возрасте от 7 до 18 лет, которые являются потенциальными потребителями ШИБЦ «Океан знаний». Если рассчитать, что, хотя бы 50% из них 1 раз в год воспользуются услугой ч/б и цветной печати в ШИБЦ, тогда объем потенциальной суммы продаж на рынке дополнительных образовательных платных услуг за 1 месяц составит:

Цветная печать: Хо = 503 чел. * 0,5 * 26 руб./ч. * 10 листов*1 услуга /год = 65 390 рублей

Ч/б печать: Хо = 503 чел. * 0.5 * 10 руб./ч. * 10 листов*1 услуга /год = 25 150 рублей

Таким образом, общая сумма потенциального дохода для школы составит 90 540 рублей в год.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Риски проекта

Риск (наименование)

Вероятность риска

(0-1)

Последствия риска

(0-1)

Итоговое влияние

(0-1)

Вариант минимизации риска

1

2

3

4=2*3

5

Низкая заинтересованность учащихся в функционировании нового ШИБЦ порождает риск незаинтересован-ности учащихся школы, желающих заниматься в ШИБЦ «Океан знаний». Вследствие этого школьники не смогут получить навыки в области читательской грамотности.

0,7

0,6

0,42

Реклама деятельности ШИБЦ среди учащихся МБОУ «СОШ №108», использование совре-менных цифровых и интерактивных техно-логий и оборудования

Из-за старого оборудования возникает риск остановки процесса работы по реализации планов ШИБЦ. Это приведет замедлению занятий и задержки образовательного процесса.

0,6

0,6

0,36

Иметь резервное обору-дование или закупить новое оборудование.

В связи с перебоями электроснабжения возникает риск замедления учебного процесса. Вследствие этого происходит приостановка рабочего процесса.

0,3

0,7

0,21

Пользоваться источни-ками бесперебойного питания – powerbank, портативные станции.

Из-за проблемы с качеством работы интернета возникает риск приоста-новки выполнения рабочего плана. Это может привести к отклонению от рабочего графика, что служит поводом к отсутствию контента в назначенное время.

0,7

0,8

0,56

Раздача «своего» моби-льного интернета, пере-вод образовательного процесса на дистанции-онную работу, измене-ние графика работы, усилитель сигнала.

Из-за нехватки денежных средств на реализацию проекта возникает риск недостатка финансирования. Это может привести к прерыванию информативной деятельности.

0,6

0,8

0,48

Привлечение бюджет-ных и внебюджетных средств финансирова-ния, участие в конкур-сах для дополнитель-ного финансирования (например: Конкурс Губернатора, грантовый конкурс благотвори-тельных проектов ФГУП «ПСЗ»).

Просмотров работы: 17