Анализ отраслевого рынка

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анализ отраслевого рынка

Кынева И. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Лашина Т.С. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель:

Изучить концепции экономического анализа рынка, понять, в чем заключается его суть, близко ознакомиться с основными критериями сравнения отраслевого рынка, разобрать их основы.

Задачи:

  • Познакомиться с понятием экономики в целом

  • Рассмотреть общетеоретические вопросы, составляющие основы экономики

  • Понять, что такое экономический анализ

  • Разобрать основы составления экономического анализа

  • Сделать вывод о процессе экономического анализа отросли

Проблема:

Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день наука экономики является одной из самых распространенных и необходимых наук. Как и другая любая наука, она подразумевает собой совокупность знаний, накопленных в течение определенного периода. Основной ее задачей является анализ, способный с большой точностью определить

Но также, одним из самых основных, является пункт о взаимных отношениях людей во время какого-либо производства. И именно конкурентная политика заключает в себе концепцию межфирменных взаимоотношений. Данная политика помогает при анализе конкурентоспособности и эффективности предприятий.

Актуальность:

Данный проект поможет ознакомиться с базовым понятием об экономике и о ее составляющей – конкурентной политике. По моему мнению, данная тема является актуальной, так как способность анализировать и использовать знания, полученные в разделе экономики, сегодня очень ценятся на рынке труда. Кроме того, знания такого ориентирования будут полезны при поступлении в ВУЗ на факультет, направленный на изучение экономики.

Методы:

  • Исследование (поиск информации на различных сайтах, изучение различных книг и учебников, описывающих процесс экономического анализа)

  • Поиск необходимых ресурсов и нужной информации на просторах интернета, а также использование научной литературы с экономическим уклоном:

  • Анализ (сравнение полученной информации, отбор нужного и самого важного. Сведение ее до определенного минимума)

В своей работе я использовала:

  • Исследовательскую работу над разными источниками информации.

  • Научную литературу:

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ \Учебник

Авторы: «М.Н. Ермакова» «О.В. Ефимова» «Ч.В. Керимова»

https://azon.market/image/catalog/v_1/product/f16/258/2578441.pdf?ysclid=l8hh4ttylq841139263

  • «Теория экономического анализа» \ Учебник

Автор: Баканов М.И.

https://vse-ychebniki.ru/ekonomicheskij-analiz-uchebnik/bakanov-m-i-teoriya-ekonomicheskogo-analiza/

  • Изучение анализа отраслевого рынка на примере лесной промышленности Российской Федерации:

https://tiec.mgimo.ru/2019/2019-01/russian-forest-industry?ysclid=l8hgl0stt8729957662

Автор: «В.С.Кузнецова»,

студентка 3 курса ФПЭК, МГИМО МИД России

Разработанность:

Проблему рассматривают популярные ВУЗы, пишущие научные статьи и учебники по данной теме (например, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации), с ней работают профессора и авторы научных учебников по экономике, такие как: В.И. Бариленко, Афанасьева О.Н., Дубова С.Е., О.И. Аверина и другие.

Этапы:

  1. Сентябрь 2022 года.

Первый этап – мотивационный.

Результатом этого этапа является формирование темы проекта. (Какие цели преследует проект? Для кого он будет актуален? Какую пользу он будет нести за собой?)

  1. Октябрь-декабрь 2022 года.

Второй этап – теоретическая часть. Основная информация о главной теме проекта. Подробное объяснение всех концептов данной темы, определения, понятия.

  1. Январь-апрель 2022-2023 год

Третий этап - поиск информации необходимой для создания самого продукта. Тщательный ее отбор и редакция. Изучение материала и его доработка. Составление продукта.

Гипотеза

В действительности анализ отраслевого рынка образования помогает лучше разобраться во всех аспектах данной темы, понять для чего он в целом необходим и как может пригодиться в экономической отрасли.

Объект

Исследование анализа отраслевого рынка

Предмет

Использование и исследование информации по теме «анализ отраслевого рынка образования»; аналитический метод.

Теоретическая часть

    1. О НАУКЕ В ЦЕЛОМ

Эконо́мика (от др.-греч. «дом, хозяйство; хозяйствование» + «ном, территория под управлением; правило, закон»; — «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность, а также совокупность общественных отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. В результате этой деятельности непрерывно воспроизводятся блага, обеспечивающие жизнедеятельность людей.

Экономика как наука — наука, которая изучает способы удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.

Впервые в слово «экономика» встречается в IV в. до нашей эры. Ксенофонт называет её «естественной наукой». Аристотель делал акцент на пользе от правильного ведения хозяйства (от экономики) и противопоставлял экономике хрематистику — деятельность, направленную исключительно на извлечение выгоды.

Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов и постоянный рост потребностей людей.

Функции экономической теории:

  1. познавательная — обнаруживает новые принципы и методы в процессе развития науки;

  2. практическая — развивает действующие подходы ведения хозяйства, занимается поиском решения важных проблем;

  3. прогностическая — создает различные модели развития экономики государства и мира или отдельного экономического субъекта;

  4. мировоззренческая — в процессе изучения экономики человек узнает новые грани окружающего мира, закономерности процессов;

  5. методологическая — отражает способность науки создавать новые понятия и теории;

  6. теоретическая — наука постоянно развивается для поиска новых направлений.

    1. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТЫ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Экономический анализ сложился в нашей стране и как самостоятельное направление прикладных научных исследований, и как сфера практической управленческой деятельности в экономике, и как учебная дисциплина. В научном плане экономический анализ представляет собой систему специальных знаний о задачах и методах исследования деятельности хозяйствующих субъектов и условий ее осуществления.

Как сфера практической деятельности анализ ориентирован на оценку экономических процессов и явлений с целью обоснования решений по управлению предприятиями. Экономический анализ как учебная дисциплина направлен на приобретение обучающимися специальных профессиональных компетенций, необходимых как для теоретических научных исследований, так и для осуществления практических аналитических функций.

    1. ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Сущность экономического анализа определяет и его задачи. К таким задачам относятся:

  • объективная оценка количественных и качественных показателей, характеризующих уровень и динамику развития предприятия,

  • научное обоснование стратегии развития предприятия, его текущих и перспективных планов, инвестиционных и инновационных проектов, предполагаемых к заключению контрактов и их условий, наиболее рациональных управленческих решений;

  • выявление достижений и недостатков в работе предприятия;

  • оценка эффективности использования предприятием своего производственного потенциала, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

  • оценка финансового состояния предприятия, стоимости бизнеса и его инвестиционной привлекательности;

  • выявление резервов улучшения работы предприятия и повышения ее эффективности.

1.4 ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Экономический анализ тесно связан со всеми функциями управления, так как они взаимно дополняют друг друга и их совместное обеспечивает эффективную хозяйственную деятельность любого предприятия.

Специфика экономического анализа состоит в том, что он не имеет непосредственно регулирующего воздействия на ход хозяйственных процессов. Но он является необходимым этапом управленческой деятельности, исполняя роль функции управления, создающей научную базу принятия решений. Он представляет собой промежуточное звено между получением исходной информации и разработкой наиболее.

Не меньшее значение имеет экономический анализ при самой разработке планов в ходе их выполнения, при подведении их итогов, при совершенствовании самой системы планирования (ведь и сам процесс планирования представляет собой совокупность процедур предварительного анализа).

Экономический анализ также весьма тесно связан с такой функцией, как контроль. Полная реализация функций управления требует от экономического анализа совершенствования его организационной и методической форм. Различия в них выражаются в том, что контроль исследует индивидуальные факты, ход исполнения отдельных решений, определяет причины и виновников только данных явлений, а экономический анализ изучает закономерности в массе фактов, общие причины и их воздействия на поведение объектов управления. Поэтому результаты контроля нуждаются в систематическом анализе и составляют существенную часть его информационной базы.

Исследование

Что такое образование в целом. Характеристики. Задачи. Цели.

«Анализ отраслевого рынка образования»

Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта.

Образование – это:

- процесс приобретения знаний, навыков, умений;

- воспитание всесторонне развитой личности;

- отражает уровень грамотности, профессионализма;

- формирует социальную среду общества.

Главная цель образования – удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях, в интересах успешного развития способностей, потенциала личности и общественного прогресса.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала», в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Особенности отрасли образования:

  • Занимает особое место в системе общественного разделения труда и удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах

  • Уровень образования – один из главных показателей благосостояния народа страны.

  • Отрасль сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

  • По количеству занятых сфера образования «превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

Образовательная услуга – это система знаний, информаций, умений и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

Образовательные услуги удовлетворяют:

  • личные (конечный потребитель) потребности;

  • групповые (предприятия работодатели) потребности;

  • общественные потребности (государство).

Структура уровней образования:

Управление системой образования

Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию.

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Законодательные основы функционирования системы образования составляют следующие федеральные нормативные акты:

Конституция РФ;

Закон РФ «Об образовании в РФ»;

Гражданский кодекс РФ;

Трудовой кодекс РФ;

другие законодательные и нормативные законы.

Правовое регулирование отношений в сфере образования в российской правовой системе представлено следующими уровнями:

Конституция Российской Федерации;

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

Федеральные законы;

Законы субъектов Российской Федерации;

Подзаконные акты (федеральные, субъектов РФ, муниципальные);

Акты, принимаемые образовательными учреждениями (локальные).

Структура управления общеобразовательных учреждений:

Информационные системы:

Основы финансирования системы образования:

Условия финансирования: целевое использование денежных средств; без-возвратность.

Источники финансирования:

государственный бюджет;

поступления от платных образовательных услуг;

научно-исследовательская деятельность образовательных организаций и коммерческая реализация её результатов;

предпринимательская деятельность образовательных организаций, не связанная с образованием и научно-исследовательской деятельностью.

Затраты федерального бюджета на образование (по Министерству образования и науки РФ), млн. руб.

Инфраструктура образования:

Условия повышения эффективности образовательного комплекса:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

  2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;

  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  4. Различные формы педагогической поддержки;

  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях;

  6. Обобщение собственного педагогического опыта;

  7. Использование ИКТ.

Стратегическая цель государственной политики в области образования –повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

— модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
— формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;
— обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
— создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Заключение

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.

Образование во многом определяет лицо общества. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

В широком смысле образование как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность органов управления, учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Экономический анализ отраслевого рынка образования в действительности помогает лучше разобраться в этом направлении. Таким образом гипотеза, представленная в начале, подтверждена, цели достигнуты.

Список литературы

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2022/06/05/povyshenie-effektivnosti-obrazovatelnogo-protsessa - Повышение эффективности образовательного процесса.

  2. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9e09da309d852702013d258064647142a3ed53d7/?ysclid=lh9gcgd7wr453744407 - Статья 89. Управление системой образования

  3. https://vse-ychebniki.ru/ekonomicheskij-analiz-uchebnik/bakanov-m-i-teoriya-ekonomicheskogo-analiza/ - учебник по основам экономического анализа

  4. http://mon.gov.ru/ - сайт министерства просвещения

  5. http://window.edu.ru - единое окно доступа к образовательным ресурса

  6. www.aspe.spb.ru/ - сайт Ассоциации исследователей экономики общественного сектора

  7. http://www.ed.gov.ru - сайт Федерального агентства по образованию

  8. https://spending.gov.ru/budget/fkr/07/?ysclid=lh9g3t4rw5603265573 – исследование госрасходов

  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 – образование в РФ

  10. https://studfile.net/preview/5373507/page:2/ - Система образования в РФ.

Просмотров работы: 39