Магазин без касс

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Магазин без касс

Канетос А.М. 1
1МАОУ ГИМНАЗИЯ 10
Бирюков С.Н. 1
1МАОУ ГИМНАЗИЯ 10
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

Экономическая ситуация на рынке отечественного ритейла становится сложнее, и в 2023 году эксперты не ожидают ее существенного улучшения. Покупатели все чаще экономят и посещают больше магазинов в поисках выгодных предложений. Политические и экономические обстоятельства заставляют ритейлеров трансформировать ассортимент и искать новые пути к покупателю, в том числе через новые ритейл-форматы. Рост рынка происходит в основном за счет инфляции. Происходит усиление влияния локальных ритейлеров. Все активнее идут процессы слияния и поглощения в офлайн-рознице. Все актуальнее становится трансформация ассортимента ключевых категорий, поиск и оценка потенциала новых ниш через ценности для покупателей и контекст покупок.

Изменение рынка диктует условия изменения стратегий и подходов для ретейлов. Российские эксперты заметили, что количество покупателей в крупных магазинах значительно упало, так как людям лень тратить полдня на поездку в гипермаркет, поиск парковки, товаров и стояние в очередях. Людям даже жалко тратить деньги на бензин. Бродить по огромному складу скучно. Польза от продавцов-консультантов в гипермаркете минимальна, так как сотрудники в крупном магазине априори не могут быть экспертами во всех товарных категориях. Все большее число покупателей уходит в интернет-магазины. Возможность заказать все, что нужно, сидя дома, с доставкой становится все более привлекательной. 

Большое количество покупателей уходят неудовлетворенными из магазина. Ведь по данным исследований: «Около трети россиян (34%) проводят в очередях от 5 до 10 минут. От 10 минут до получаса своего времени тратят в очередях 24% опрошенных, от получаса до 1 часа – 2%, более 2 часов – 1% россиян. Не более 5 минут тратит на очереди 21% наших сограждан: «Когда я вижу очередь более одного человека, я разворачиваюсь и ухожу»- эта цитата одного из покупателей.

Добавьте сюда огромные вложения в аренду, персонал, товарный остаток и поддержание крупного магазина в рабочем состоянии. Все эти факторы приводят к тому, что формат «магазин у дома» становится более жизнеспособным и перспективным. Дефолт таких титанов как Холидей, Алпи и закрытие Гиганта подтверждают изменение тренда на формат у дома

Цель проекта

Цель моего проекта связана с исследованием рынка продуктовых магазинов в Новосибирске, изучением возможности создания магазина без персонала и проработкой последующих вложений.

Задачи исследования

  1. Побеседовать с экономистами и решить, какой размер магазина будет наиболее рентабелен в тандеме с главной концепцией магазина.

  2. Провести опрос, нацеленный изучение актуальности данной идеи в обществе.

  3. Изучить емкость рынка и проекты-аналоги.

  4. Определить бюджет и риски проекта.

  5. Разработать бизнес-план по созданию магазина без персонала.

Методы исследования

  1. Анализ информации по теме проекта.

  2. Социологический опрос.

  3. Обработка и анализ результатов проекта.

  4. Выявление оптимального бюджета для реализации проекта.

  5. Выявление конкурентов в сфере ретейла.

Основные теоретические положения

Ритейл – это, простыми словами, торговля в розницу, такой способ организации продаж, при котором частные предприниматели или фирмы закупают на оптовом складе большую партию товара, далее ее разбивают на более мелкие части, которые развозятся в компании для реализации их с надбавкой. Один из признаков ритейла — большой выбора товаров и услуг, которые можно приобрести на одной платформе. Обычно клиенты приобретают больше товаров в одной торговой точке, чем они планировали, благодаря приемам стимулирования продаж. Для покупателей ритейл привлекателен тем, что в таких магазинах можно найти большой ассортимент товаров, взвесить целесообразность покупки, сравнив с другими предложениями и купить именно то, что хочется.

Пандемия оказала значительное влияние на продуктовый ритейл: стали более востребованы небольшие магазины, в то время как прибыль крупного бизнеса продолжает снижаться. Ситуация становится более напряженной, эксперты отмечают замедление темпов роста. Среди основных тенденций:

  • Расширение сетей. Каждая сесть стремиться освоить все сегменты, стараясь выдавить мелких торговцев.

  • Освоение формата онлайн-торговли. В период локдауна многим компаниям пришлось быстро осваивать непривычный для себя формат и использовать сайты, и эта тенденция продолжит увеличиваться, приводя к росту конкуренции.

  • Ритейл-брендинг. Постоянная коммуникация с продавцом стала для потребителя привычкой, и ему уже не хочется посещать незнакомые торговые точки. Поэтому много сил ритейлеров направлено на принцип развития бренда, узнаваемость, качество обслуживания.

  • Новые услуги. В магазинах появляются новые виды сервиса. Горячая свежая выпечка и напитки навынос стали привычным делом, сейчас есть возможности разогрева блюд, заказа до двери, продажи готовых наборов.

  • Здоровая еда. Популярность натуральных свежих продуктов растет, поэтому многие магазины предлагают потребителям готовые блюда для здорового питания. Эта тенденция продолжит набирать обороты.

Также изменениям ритейла поспособствовал технический прогресс. Наблюдаются следующие тенденции:

  • Мобильный шоппинг. Сейчас сложно представить себе жизнь без смартфона, особенно это касается младшего поколения. Молодые люди не станут ходить на базар, часами выбирая овощи или мясо. Им проще сделать заказ через интернет у проверенного продавца, поэтому востребованность доставки товаров на дом только увеличивается.

  • Развитие доставки. За счет постоянного развития скорости обслуживания покупатель все меньше готов ждать, поэтому продавцы конкурируют между собой в вопросе скорости доставки. Появились сервисы, привозящие продукты «за 15 минут», и их количество возрастает.

  • Политика индивидуального подхода. С помощью цифровых технологий компании могут собирать данные о покупателе, узнавая его предпочтения и особенности поведения. На этом выстраивается система уникальных предложений, и такая тенденция тоже будет развиваться.

Доля магазинов в формате convenience (удобный магазин, магазин у дома) самая денежноемкая на рынке FMCG (товары повседневного спроса). И количество таких магазинов будет расти еще больше. В данный сегмент входят как магазины у дома, так называемые fresh stores (магазины свежих продуктов), так и to go, mini. Это могут быть как чистые форматы, так и их гибриды, объединяющие в себе ценности других ритейл-форматов. В такие магазины покупатели приходят специально за свежим пополнением продуктов / fresh top-up и едой с собой / на месте. В таких магазинах актуально представлять корзину товаров, которые нужны покупателям и потребляются после покупки от 4–36 часов. Параметры формата: частота покупки – через день, радиус действия 350–500 м, компактная торговая площадь, небольшой объем покупки, средняя доходность и продажи.

Проанализировав данные статистики (Приложение № 1), мы может увидеть уменьшение доли гипермаркетов на рынке, и наоборот увеличение этой доли за счет сегментов супермаркетов и магазинов формата «у дома». Это объясняется тем, что, во-первых, для гипермаркетов требуется помещения огромной площади, а в условиях города очень проблематично найти подобное место, и еще с большим отведенным местом для парковки автомобилей посетителей, ведь люди посещают гипермаркеты для совершения огромных покупок. Во-вторых, гипермаркетам сложнее подстроиться под изменчивые потребности потребителя, как в свою очередь супермаркетам и магазинам «у дома» подстроиться легче.

По данным статистики (Приложение № 2) видно, как меняется рынок ретейлеров в России на протяжении 2023 года. В-первую очередь идет переформатирование от гипермаркетов до магазинов формата «у дома». Так как при владении сетью магазинов формата «у дома» у вас есть возможность открыть больше магазинов в разных точках города, в отличии от гипермаркетов, для которых нужны специфические условия. Во-вторых, цифровизация является одним из важнейших аспектов в современных реалиях, ведь это позволяет ускорить большинство процессов в магазине. Так же это способствует уменьшению расходов на заработную плату, так как многие процессы магазина автоматизированы. В-третьих, ориентация на потребителя, а точнее скорость этой ориентации влияет на количества убытков магазина, в меняющихся условиях рынка. И если говорить какой формат магазинов принесет меньшие убытки, это магазины формата «у дома». Потому что подобные магазины имеют меньшую площадь, меньшее количество сотрудников и как раз это поможет перестроиться в кратчайшие сроки (можно закрывать открывать).

Емкость рынка.

X5 Group (MOEX: FIVE) — российский продуктовый ретейлер, который активно развивает магазины у дома «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток», гипермаркеты «Карусель», дискаунтеры «Чижик», онлайн-гипермаркет «Перекресток Впрок», службу доставки 5Post, экспресс-доставку продуктов из магазинов и сервис готовой еды «Много лосося». X5 Group в 1 полугодии 2022 года продемонстрировала сильные результаты: общая выручка увеличилась на 18,8% — до 1,25 трлн рублей — благодаря росту цифровых бизнесов на 59% и уверенным продажам «Пятерочки», а также ввиду роста среднего чека на 9,2% по всей группе на фоне ускорения инфляции в России.

«Магнит» (MOEX: MGNT) — второй по доле рынка российский продуктовый ретейлер, который развивает сеть магазинов у дома, магазины самообслуживания, супермаркеты и аптеки. В середине 2021 года компания приобрела 2612 магазинов сети «Дикси» и почти догнала лидера сектора. В 1 полугодии 2022 года «Магниту» удалось обогнать главного конкурента в лице Х5 Group по темпам роста: общая выручка увеличилась на 39%, до 960 млрд рублей, а без учета магазинов «Дикси» — на 19,8%. Основная причина — рост среднего чека на 14,1% — против 9,2% у Х5 Group. Главное отличие «Магнита» от Х5 Group — трехзначный рост онлайн-сегмента, оборот которого в первом полугодии 2022 года увеличился на 718% против 59% у Х5 Group.

«Лента» (MOEX: LENT) — продуктовая сеть, которая управляет гипермаркетами, супермаркетами и магазинами у дома под брендом «Мини-лента», а также развивает онлайн-продажи. В начале 2022 года компания приобрела онлайн-ретейлера «Утконос».

Лента в 1 полугодии 2022 года продемонстрировала неоднозначные показатели: с одной стороны, выручка увеличилась на 20,3% — до 262 млрд рублей — за счет слияний, покупок других мелких компаний и развития малых форматов, с другой стороны, EBITDA и чистая прибыль уменьшились на 12 и 37% соответственно из-за роста операционных расходов.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что сейчас более рентабельны магазины форматы “у дома”, ведь им легче организовать онлайн продажи товаров, чем гипермаркетам.

Описание собственного исследования

Название моего проекта (NoStaff-то есть нет персонала), а в сокращении звучит как, NS Я попытался вложить в название главную концепцию магазина и в тоже время краткость и легкость в произношении.

Расскажу о преимуществах моего магазина от магазинов конкурентов. Во-первых, доступность. Низкие цены обусловлены минимум персонала. Ассортимент товаров ежедневного потребления. Во-вторых, повышение спроса. Цифровизация способствует снижению очередей (внедрение новых идей бесконтактной оплаты). В-третьих, безопасность. Система видеонаблюдения снижает риски противоправных действий третьих лиц. Доступ в магазин по банковским картам поможет идентифицировать и узнать клиента. В-четвертых, режим работы. Круглосуточный формат при внедрении новых технологий сможет повысить покупательский спрос.

С целью выявления потребительских предпочтений был проведен опрос. Проанализировав данные опроса (Приложение № 3), можно сказать, что большинство тратят на совершение покупок более 10 минут. Также почти 74% опрошенных ответили, что хотели бы тратить на совершение покупок на 10% меньше. Более 92% ответили, что хотели бы покупать продукты дешевле. 76% из опрошенных ответили, что им был бы интересен быть посещения магазина без касс. Из этих данных можно сделать вывод, что в широких массах общества подобный продукт был бы интересен из-за своей актуальности и преимуществ перед другими магазинами.

Вы могли подумать, что под идеей магазина без персонала я имею ввиду кассы самообслуживания. Но нет, концепцией моего магазина является почти о полное отсутствие персонала и даже любого рода касс в магазине. Посетителю при входе нужно прислонить банковскую карту и зайти в магазин. После того, как вы взяли нужный вам товар, проходите через турникет, прикладывая еще раз банковскую карту и выходите из магазина. Деньги будут автоматически списаны с вашего банковского счета. Если у вас возник вопрос, а как узнать, что взял покупатель, я вам отвечу, что по периметру магазина будут расположены камеры, которые будут следить что вы взяли с прилавка и положили обратно, а что положили в корзину.

Формой собственностью моего проекта является общество с ограниченной ответственностью (ООО) - так как сравнивая с ИП есть одна отличие в том, что индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам личным имуществом, а ООО несет ответственность по обязательствам своим имуществом. Участники общества не несут ответственности по его обязательствам. Их риск ограничивается размерами вкладов в ООО. А если рассматривать АО (акционерное общество) или ПАО (публичное акционерное общество), то в них требуется огромный уставной капитал, как для начинающего бизнеса от 1 000 000 рублей до 10 000 000 рублей.

Капитал моего проекта складывается из найма it-персонала, для разработки ПО (программного обеспечения) для камер, на которых и строиться основная концепция моего проекта (примерно: от 40 000 рублей); аренда помещения примерно 450 000 рублей; капитал на покупку камер трудно измерить, так как это инновационный продукт, инфраструктура магазина (полки, стеллажи и т.п.).

Базовыми затратами являются, затраты на электроэнергию, на зарплаты для персонала. Также затратами моего магазина являются затраты на покупку товаров.

Заключение

Таким образом изучение статистики и общение с экономистами показало, что основной тенденцией в сегодняшнем ретейле является уменьшение размеров магазина. Наиболее перспективный формат сегодняшнего дня – магазин «у дома». Проведенный опрос показал интерес потребителей к сокращению затрат времени на совершение покупок, готовность к покупкам в магазине без персонала, при условии более низких цен. Изучены лидеры ретейлеров работающих в формате магазина «у дома». Ситуация на рынке показывает, что проект «Магазин без кассы» будет востребован на рынке современного ретейла и может оказаться вполне успешным и конкурентоспособным.

Библиографический список

  1. https://www.retail.ru/news/romir-v-2022-godu-gipermarkety-prodolzhayut-teryat-auditoriyu-a-khard-diskaunter-8-aprelya-2022-215546/

  2. https://www.retail.ru/articles/sovremennye-roznichnye-food-formaty-perspektivnye-puti-razvitiya/

Приложение № 1

Приложение № 2

Рынок ритейлеров России 2023

Переформат от гипермаркетов

до магазинов «У дома»

Цифровизация

Ориентация на потребителя

Приложение № 3

На данном слайде вы можете увидеть расчеты на закупку необходимых вещей для моего магазина.

Приложение № 4

Просмотров работы: 20