ШКОЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ШКОЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Панова Е.Е. 1Сафронова Е.А. 2
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 85», МАОУ «СОШ №85»
2Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 85»,
Науменко Т.Г. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 85», МАОУ «СОШ №85»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель проекта:

Получение знаний о малом бизнесе, малых предприятиях.

Задачи проекта:

Изучение информации о базовых основах предпринимательской деятельности;

Организация командной работы;

Оформление проекта

Создание продукта.

Ключевые слова:

Малый бизнес. Предпринимательство. Конкуренция.

Аннотация:

Проект раскрывает современные тенденции развития малого предпринимательства.

Роли в команде проекта:

1. Панова Елизавета Евгеньевна - оформление проекта, поиск информации, редакция, создание продукта, координация работы.

2. Сафронова Елизавета Андреевна - поиск информации, формулировка целей и задач, анализ рисков.

3. Лейб Олег Андреевич - поиск литературы/информации, создание диаграммы Ганта.

4. Ткаченко Егор Олегович - поиск информации, создание презентации.

5. Микаелян Давид Артурович - поиск информации по региону, разработка логотипа в рамках работы над продуктом.

6. Петеримов Иван Максимович - идея для продукта, блокнот.

Методы работы:

Изучение теоретического материала по данному вопросу, анализ, эксперимент (создание продукта).

Основная часть

В условиях рыночной экономики и конкуренции выпускникам школ необходимо иметь навыки творческой самостоятельности и адаптивности к усложняющимся условиям труда, уметь учиться и работать в условиях новых тенденций и рисков, учитывать развитие новых технологий.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность, бизнес) — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от владения имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Самореализация (от русского само- и лат. realis — вещественный, действительный) — реализация потенциала личности, осуществление своего человеческого назначения, призвания. Аристотель писал, что самореализация «достижима через реализацию своих потенциальных возможностей». Можно ли в условиях школьной жизни самореализоваться, занимаясь предпринимательской деятельностью?

Развитие навыков самореализации в нашей школе осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности. С помощью новых учебных предметов учащиеся школы имеют возможность получать необходимые навыки стратегирования, проектирования, прототепирования и ведения бизнеса не только на уроках, но и в «Школе юных стратегов имени В.Квинта», открытой на базе нашей школы. Учащиеся овладевают навыками планирования, постановки задач, разработкой стратегий, командной работы, тайм-менеджмента, публичных выступлений, получают базовые основы предпринимательской деятельности.  Одной из возможных форм участия школьников 10-11 классов в предпринимательской деятельности в дальнейшем может быть создание малого школьного предприятия (компании) для успешной реализации проектов, в том числе предложенных в рамках работы Школы юных стратегов или индивидуальных учебных программ социально-экономических и других направлений.

Значительное место в современной рыночной экономике имеет средний и малый бизнес. В 2020 году была разработана и утверждена «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года», разработанная группой ученых под руководством академика Владимира Квинта [5]. Владимир Квинт отметил: «Реализация Стратегии Кемеровской области — Кузбасса на период до 2035 года и более длительную перспективу обеспечит новый социальный динамизм региона, поддержание и улучшение воспитания молодежи в духе патриотизма, стойкости, толерантности, взаимопомощи, доброжелательности и предприимчивости — замечательных качеств людей сибирского характера».

Одним из направлений развития региона становится развитие малого и среднего бизнеса. Ознакомившись с основными тенденциями развития, государственными мерами и специальными программами поддержки предпринимательства в России мы получили представления о предприятиях малого и среднего бизнеса Кемеровской области.

К субъектам малого предпринимательства относятся:

- индивидуальные предприниматели;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- хозяйственные общества;

- хозяйственные партнерства;

- потребительские кооперативы;

- производственные кооперативы.

Малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес

Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим – предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.

Малый бизнес (малое предпринимательство) на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры предприятия могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.

Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.

Каждая из представленных выше форм имеет свои уникальные черты и особенности. Но некоторые из них объединяют коммерцию в целом:

1. Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.

2. Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.

3. Главная функция любой фирмы – участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего. Если в малом деле большое значение имеет персонал, то среднее предпринимательство на первый план выдвигает качество продукции (услуг), их эффективный сбыт. Здесь появляется регулярный и продуманный менеджмент, который несложно организовать. Такие фирмы отличаются зоной охвата. Обычно они включают в себя целую сеть, которая способна обслуживать большую клиентскую аудиторию, им даже необязательно вести свою работу на территории одного города. Отличительными чертами также можно назвать:

- Медленную адаптацию в меняющихся рыночных условиях.

- Ориентацию на повышение качества товара или обслуживания потребителей услуг.

- Штат сотрудников от 101 до 250 человек, одновременно обслуживающих предприятие.

- Годовой оборот не меньше 801 млн рублей и не более 2-х миллиардов.

Что касается сфер деятельности, то такая форма предпринимательства свойственна сетевым торговым компаниям, строительным фирмам, крупным медицинским центрам. В мировой экономике именно средние организации играют самую большую роль, принося государству примерно треть всех доходов. При этом никаких налоговых послаблений или других поддерживающих мероприятий в отношении их не проводится.

К большим компаниям относятся предприятия, производящие существенную часть всех товаров или услуг в своей отрасли. Их объемы заметны во всем: количестве сотрудников, числу продаж, годовом обороте. Но самое главное, они работают не в рамках одного конкретного территориального рынка, а в нескольких регионах страны или на международном уровне. Признаками таких предприятий можно считать:

  • Большой штат работников (не меньше 251 человека).

  • Годовой доход от 2-х миллиардов рублей.

  • Строгое соблюдение порядка в отношении инвентаризации.

  • Большие торговые площади.

Малый бизнес:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов (отличия микробизнеса и малого бизнеса очень значительны: максимальные доходы различаются почти в 7 раз);

  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников (численность малого предприятия не должна превышать 100 человек);

  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Малый бизнес в перспективе способен стать средним и крупным, а значит обеспечить наличие новых рабочих мест. При этом плавный заход на рынки позволяет молодым коммерсантам чувствовать себя комфортно. Субъекты малого предпринимательства – это компании, которые нацелены строго на определенную аудиторию клиентов и охватывают небольшую территорию деятельности. Поскольку сотрудников на небольших предприятиях не много, они обычно тесно взаимосвязаны.

Почему эта тема актуальна?

Малый бизнес актуален потому, что большая часть подобного рода фирм работает в сфере услуг, продаж и другие.

Тенденции развития:

  • Бурный экономический рост. Достигнутые за последние 10 лет результаты: Рост ВВП за это время составил около 70%, промышленности – 75%, инвестиций – 125%.

  • Россия превратилась в энергетическую сверхдержаву. Значительная часть нефтегазового сектора и доходов от него перешла под контроль государства.

  • Эффективное управление нефтедолларами. Основанный в 2004 году Стабилизационный фонд, формирующийся за счет нефтяных налогов, рассматривался только как неприкосновенный запас. Но через год его средства превысили 500 миллиардов рублей. Благодаря ему в течение нескольких лет удалось рассчитаться по внешним долгам.

  • Рост промышленного производства.

  • Рост доходов населения. За последние годы уровень средней заработной платы увеличился в разы, также, как и прожиточный минимум. Государством взят курс на дальнейшее улучшение финансового благосостояния граждан.

  • Проблемы развития:

  • высокие налоги.

  • недостаток финансовых ресурсов.

  • дефицит подготовленных кадров.

  • концентрация малого бизнеса в крупных городах.

  • административные барьеры.

  • отсутствие венчурных организаций.

  • инфляция.

Одним из главных тормозов развития малого бизнеса являются налоги. Хотя власть сделала шаги навстречу малому бизнесу, несколько снизив налог на дополнительную стоимость и единый социальный налог, тем не менее, единый социальный налог, налог на землю и некоторые другие налоги всё же очень высоки.

Что же представляет собой организация (компания):
совокупность отделов или совокупность процессов?

В определенный исторический момент человеку стало ясно, что выполнение трудоемкой или сложной работы невозможно в одиночку. При этом любая совместная работа требует согласованных действий. У нас есть все основания полагать, что появление такой согласованности, первый тип которой может быть назван предприятием, это историческая неизбежность. Объединение сотрудников, выполняющих родственные
виды работ в отделы, дает определенные преимущества:

- сотрудники получили возможность специализироваться в избранной ими профессии и, таким образом, выработать профессиональные навыки высочайшего уровня;

- вследствие централизации разных функций (например, финансирования, работы с персоналом, работ по техническому обслуживанию оборудования) затраты организации снизились;

- труд стал более безопасным, так как каждый теперь знал свое рабочее место, а также ту работу, которую он должен был выполнять;

- стало легче формировать организационную структуру компании, легче изображать ее на схемах для последующего обсуждения.

- каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на каждом процессе способствует лучшему удовлетворению потребителей;

- определение границ рассматриваемого процесса, а также поставщиков
и потребителей, позволит обеспечить лучшее взаимодействие
и понимание требований, которые следует удовлетворить;

- при управлении целостным процессом, который проходит сквозь множество отделов, а не отдельными отделами, снижается риск субоптимизации;

- при назначении владельцев процессов, ответственных за процесс, удается избежать распределения ответственности по фрагментам, что часто бывает на специализированных предприятиях.

Первичными процессами называются основные и создающие ценности процессы предприятия. Эти процессы пронизывают всю компанию, начиная с потребителя и заканчивая поставщиками. Поддерживающие (вспомогательные) процессы не создают непосредственно добавленную ценность. Они нужны для обеспечения основных процессов. Такими вспомогательными процессами могут быть, например, управление финансами и персоналом. Развивающиеся процессы — это такие процессы, которые позволят создать цепочку ценности в основном и во вспомогательном процессах на новом уровне показателей. Примеры: разработка продукции и развитие поставщика.

Зачем развивать малый бизнес?

Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

Конкуренция

Малый бизнес является важной составной частью рыночной экономической системы, предприятия малого бизнеса действуют практически во всех секторах экономики. При этом конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий, делает малый бизнес наиболее динамичным и открытым для инноваций сектором экономики. Конкуренты — это предприятия и фирмы, ведущие одинаковую деятельность в общей сфере рыночных отношений. В соответствии с установленными правилами «игры», потребители самостоятельно определяются с тем, чей товар или услугу им приобрести. Продвижение товаров и услуг, работа с покупателями — все это называется конкурентной борьбой.

Классификация видов конкуренции

Совершенная конкуренция - определённое состояние на экономическом рынке, некое равновесие между потребителями и производителями. Также соблюдены все условия антимонопольной политики. Данная конкуренция явно имеет положительные стороны и держит рынок в стабильном состоянии.

Чистая конкуренция - разновидность совершенной конкуренции, где на экономическом рынке находится большое количество компаний, которые выпускают аналогичные товары или услуги. При этом никто не осуществляет контроля над ценами.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, при которой соблюдаются определённые условия и ограничения. Это означает, что некоторые компании имеют право устанавливать какие-либо рамки для продажи и производства товара.

Функциональная конкуренция возникает в случае того, когда какую-либо потребность в товаре можно получить различными способами. К примеру, если производитель имеет в своём активе большой ассортимент выпускаемой продукции.

Видовая конкуренция- Производство одинаковых товаров разными компаниями. В другом случае производство товаров одной компанией немного другого формата.

Предметная конкуренция - конкуренция, при которой различные компании выпускают одни и те же товары и борются за количество их продаж. Увеличивая при этом свою конкурентоспособность.

Ценовая конкуренция - простой вид конкуренции, когда за счёт снижения цены какая-либо компания перетягивает на свою сторону потенциальных клиентов. Есть также скрытая ценовая конкуренция, где конкурирующие компании продают свою продукцию более высокого качества по ценам ниже, чем у других компаний.

Монополистическая конкуренция – конкуренция возникает в том случае, когда на экономическом рынке возникает только один производитель, который не имеет достойных конкурентов и ведёт полный контроль над ценами и качеством товара.

Развитие малого бизнеса в регионе

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Кузбасса осуществляется по трем региональным проектам национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

  • региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;

  • региональный проект «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»;

  • региональный проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».

По мнению Владимира Львовича Квинта: «…совсем упущено то, что глобализация привела к тому, что на мировой экономической площадке взаимодействуют не только крупные компании, но и средний и малый бизнес, хочет он этого или нет. [4]

…мировая экономика отличается от глобальной экономики тем, что даже средние и малые компании вышли на глобальную арену. Значит, нужно разрабатывать новые условия игры, понимать причины, по которым финансовый кризис ударяет не только по крупному бизнесу, но и по малым и средним компаниям.» [3]

Факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в регионе

Развитие и поддержка предпринимательской активности, развитие конкуренции и инвестиционной привлекательности зависят от широкого набора факторов, отражающих общее состояние экономической политики государства и положение государственных институтов. И несмотря на активную политику нашего государства направленную на развитие малого бизнеса в России, малое предпринимательство в нашей стране продолжает испытывать серьезные трудности: несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий; отсутствие развитой системы поддержки малого бизнеса на всех уровнях; недостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения кредитов, высокое бремя налогов. Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что общепринятыми факторами, влияющими на развитие малого бизнеса, являются поставщики, потребители, конкуренты, институционально -организационная среда. Установлено, что важным элементом деловой среды является государственная поддержка, имеющая значительное влияние на развитие малого бизнеса.

Мы провели свой оценочный анализ, чтобы выявить факторы внутренней и внешней среды организации и разделить их на четыре категории: Opportunities, Threats, Strengths, Weaknesses. (см. Приложение №5).

Примеры малого бизнеса в Кемеровской области

1. Кемеровская фармацевтическая фабрика. Основана в 1943 году. Предприятие является приемником государственного учреждения Аптечного управления Кемеровского Облисполкома. Фабрика производит как фармацевтическую продукцию: cпирт этиловый медицинский, йод, зеленка, раствор перекиси водорода, хлоргексидин водный, аммиак, настойки боярышника, валерианы, пиона, пустырника и многую другую, так и не фармацевтическую продукцию: cиропы плодово-ягодных растений, биологически активные добавки, а также экстракты растительные. Продукцию реализует в Сибири, республике Бурятии, Якутском АО, центральных регионах РФ. Сумма доходов: - 390 443 000,00 руб. Среднесписочная численность работников: 01.01.2021 – 64 человека.

2. ООО "ПОДОРОЖНИК-КЕМЕРОВО". Подорожник — сеть общественного питания. Филиалы компании расположены в Алтайском Крае, Кемеровской и Новосибирской областях. Основана в 1995 году семейной парой Владимиром Фоминым и Татьяной Фоминой. Головной офис расположен в Кемерово. Производственный комплекс находится в городе Топки. По итогам 2020 года выручка компании составила 800 млн рублей. Среднесписочная численность работников: 01.01.2020 – 43 человека.

3. Организация ООО "МЕДИА ПЛЮС". Главным направлением деятельности компании является деятельность рекламных агентств, также у компании есть дополнительные сопутствующие направление — это издание газет, издание журналов и периодических изданий, и еще 3 направления деятельности. Доходы компании в 2020 году- 30 830 000руб. Среднесписочная численность работников: 01.01.2020 – 9 человек.

4. ООО "АС КЕМЕРОВО" - Сеть автосалонов, официальной дилер AudiAG. По итогам 2020 года выручка компании составила 570,9 млн руб.

Среднесписочная численность работников: 01.01.2021 –30 человек.

  1. ООО "Калина-Малина" - Магазин натуральных и свежих продуктов фермерского кооператива «Калина-Малина» и крестьянского хозяйства Волкова. По итогам 2020 года выручка компании составила 735,3 млн руб. Среднесписочная численность работников: 01.01.2021 – 93 человека.

  2. ООО "АвтоИмперия" - Квартирные, офисные, дачные переезды. Доставка стройматериалов и вывоз мусора. Услуги грузчиков. По итогам 2020 года выручка компании составила 321,6 млн руб. Среднесписочная численность работников: 01.01.2020- 104 человек.

  3. Отель «Томь RiverPlaza» - отель 5 звёзд, находится на берегу реки Томь в центре города Кемерово. По итогам 2020 года выручка компании составила 306,1 млн руб. Среднесписочная численность работников: 01.01.2021- 38 человек.

Даты реализации проекта (график Ганта)

Выбор темы проекта

4 октября – 5 ноября

Проектирование

6 ноября – 12 ноября

Сбор и обработка информации

12 ноября – 12 декабря

Создание презентации

14 декабря – 15 декабря

Разработка продукта

10 января – 12 апреля

Внесение правок

13 апреля – 25 апреля

Планирование задач и отображение их в виде графика или таблиц - позволяет команде соблюдать дедлайны. Диаграммы помогают руководителям проектов определить критические точки при реализации проекта и гарантируют отсутствие задержек в выполнении ключевых задач.

Заключение

В процессе работы над проектом мы изучили теорию по данной теме. Ознакомились с информацией о месте малого бизнеса в современной рыночной экономике, с основными тенденциями развития, государственными мерами и специальными программами поддержки предпринимательства в России, получили представления о предприятиях малого и среднего бизнеса Кемеровской области.

Предложили (предлагаем) создать в следующем учебном году малое школьное предприятие (компанию), где можно получить базовые основы предпринимательской деятельности и объединить учащихся школы для самореализации в рамках работы над проектами. Предстоит проработать вопрос превращения «продуктов» и идей из стратегических проектов в реально действующие планы предпринимательской деятельности и источников их финансирования.

Разработали, как пример, продукт, уже существующий на рынке для работы такой компании. (см. Приложение №2) На базе нашей школы ежегодно проходит сбор макулатуры, которую можно использовать для создания блокнота. Разработали логотип (см. Приложение №3), значок (см. Приложение №4), которые предлагаем, как идею для использования в рамках реализации школьной предпринимательской деятельности. Выполнили эскиз значка в компьютерной программе Blender и распечатали на школьном 3D принтере (см. Приложение №4).

Работа по изучению нормативно-правовой базы, стратегии реализации данного продукта и бизнес-планом продолжается. Школьное предпринимательство дает возможность для реализации учебных и творческих потенциалов учащихся. Изучая основы предпринимательства, школьник получает системный взгляд на то, как работает компания, какие направления деятельности поддерживают ее функционирование: маркетинг, бухгалтерия, управление персоналом, организация продаж, финансовое планирование. Он узнает о взаимосвязях, существующих в компании; получает представление о том, как его собственные решения отражаются на всех внутренних и внешних отношениях фирмы. Он учится тому, что любое решение должно быть взвешенным и обдуманным, и понимать те последствия, к которым оно приведет. Начинает ценить время и не тратит его на бесполезные действия и слова, учится концентрироваться на том, что делает в данный момент, чтобы не допустить ошибок и удержать лидерские позиции. Самореализация – это процесс постоянного развития личности, который предполагает непрерывное повышение уровня мастерства в разных сферах своей деятельности.

Библиографический список:

  1. Бьерн Андерсен, Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. Издательство Стандарты и качество. Серия Практический менеджмент, 2007.

  2. Ивантер В. В., Квинт В. Л., Фелпс Э. и др. Как будет развиваться экономика России? // Инновации. 2013. № 1 (171). С. 3-12.

  3. Квинт В. Л. К анализу формирования стратегии как науки // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 1. С. 3.

  4. Квинт, В. Л. Концепция стратегирования: монография. – Кемерово: КемГУ, 2020 г.

  5. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года. Режим доступа: кузбасс-2035.рф

  6. Рудольф К., Хачатурян А. А. Малый бизнес. Как не ошибиться в выборе пути при открытии собственного дела. Издательство Либроком, Editorial URSS, 2017.

  7. Чернопятов Александр Михайлович, Создание малых инновационных предприятий. Издательство «Директмедиа Паблишинг», 2018.

Электронные ресурсы:

  1. Бизнес. // [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. https://www.wikipedia.org/

  2. Национальный проект: малое и среднее предпринимательство // [Электронный ресурс]: Администрация города Кемерово https://kemerovo.ru/natsionalnye-proekty/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy-initsiativy/

  3. Проблемы и конкуренция в бизнесе // [Электронный ресурс]: Юридический советник https://www.eduklgd.ru/problema/konkurentsiya-v-biznese.html

  4. Стратегия развития малого и среднего бизнеса // [Электронный ресурс]: Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка
    Кемеровской области https://dprpko.ru/utverzhdena-strategiya-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-na-period-do-2030-goda.html

  5. Что такое конкуренция в бизнесе — понятие, суть, виды, правила и уровни конкуренции // [Электронный ресурс]: Как зарабатывать.Ру https://kakzarabativat.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1. Примеры продукта

Приложение №2. Школьная атрибутика с логотипом

Приложение №3. Логотипы, примеры

Приложение №4. Изготовление на школьном 3D принтере значков с символикой #Семья85, Стратеги, ШЮС85

Приложение №5. Факторы внутренней и внешней среды. OTSW-анализ

Возможности

Угрозы

Открытие малого предприятия в условиях школы; Заинтересованность и поддержка администрации школы;

Инструмент для самореализации школьников.

Возможная конкуренция внутри школы;

Изменение экономической ситуации в мире.

Сильные стороны

Слабые стороны

Доступ к большому количеству информации по данной теме;

Наличие необходимых для выполнения поставленных задач

собственных материальных ресурсов (школьные помещения, компьютеры, принтеры и др.)

Отсутствие опыта в данной сфере;

Недостаточная осведомленность по нормативно-правовой базе;

Риск высокой себестоимости изготовления данной продукции.

Первый этап разработки проекта предполагает проведение OTSW анализа с целью определения соотношения сильных и слабых сторон разрабатываемого проекта, использования возможностей внешней среды и анализ угроз. OTSW анализ позволяет учесть все внутренние и внешние факторы функционирования проекта, что позволяет повысить эффективность конечного продукта.

Ресурсы проекта: кадровые – Юные стратеги, учащиеся школы МАОУ «СОШ №85», материальные – материально-техническая база школы №85 (оборудование, компьютеры, помещение, 3D принтер), финансовые- ресурсы спонсоров проекта, Управляющий совет МАОУ «СОШ №85» (родители учащихся школы).

Ресурсы на начальном этапе:

Финансовые ресурсы: 700 руб.

Информационные ресурсы: источники информации, архивы, библиотека, СМИ.

Технические ресурсы (оборудование): 3D принтер, компьютер, графический планшет.

Приложение №6. Школьная атрибутика

Вариант логотипа

Приложение №7.

Представление продукта на школьной НПК и конференции «Школа юных стратегов», МАОУ «СОШ№85», г.Кемерово

Приложение №8

Аннотация: Данная работа состоит из введения, основной части и заключения с соответствующим списком используемых источников. В основной части представлены цели и задачи, текст работы, описывающий идею проекта, способы его реализации и OTSW-анализ.

В процессе работы над проектом учащиеся познакомились с основами предпринимательства и основными тенденциями развития, условиями работы компаний малого и среднего бизнеса в Кузбассе, государственными мерами и специальными программами поддержки предпринимательства в России. Предложили создать малое школьное предприятие (компанию), где можно получить базовые основы предпринимательской деятельности и объединить учащихся школы для самореализации в рамках работы над проектами.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, самореализация.

Цель проекта: Получение знаний о малом бизнесе.

Задачи проекта: Изучение информации о базовых основах предпринимательской деятельности; Организация командной работы; Создание продукта.

География реализации проекта:г. Кемерово, жилой район Лесная Поляна, МАОУ «СОШ №85».

Ресурсы проекта: кадровые – Юные стратеги, учащиеся школы МАОУ «СОШ №85», материальные – материально-техническая база школы №85 (оборудование, компьютеры, помещение, 3D принтер), финансовые- ресурсы спонсоров проекта, Управляющий совет МАОУ «СОШ №85» (родители учащихся школы).

Критерии успеха проекта: Школьное предпринимательство - это возможность для реализации учебных и творческих потенциалов учащихся. Элементы символики, изготовленные на базе малого школьного предприятия (компании), где можно получить не только базовые основы предпринимательской деятельности, но и возможности объединить учащихся школы для самореализации в рамках работы над проектами, превратив «продукты» и «идеи» из стратегических проектов в реально действующие планы предпринимательской деятельности и источники их финансирования.

Этап проекта

Сроки реализации

Результат этапа

Ответственный

Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2021 года)

Определение идеи проекта и всех его структурных элементов

Сентябрь 2021 года

Разработка всех элементов проекта на бумаге

Куратор проекта

Распределение обязанностей между участниками команды

Октябрь 2021 года

План работы каждого участника команды

Куратор проекта

Этап разработки проекта (ноябрь 2021 г.– май 2022 г.)

Проведение поисковой и исследовательской работы по уточнению и расширению имеющихся данных по теме проекта

Декабрь 2021 года

Составление тезисов работы каждого участника команды

Специалисты аналитики-участники проекта

Сбор и обработка информации

Январь 2021 года

Текст, работа над изготовлением продукта –элементов дизайна школьной атрибутики

Участники проекта

Разработка стиля оформления продуктов школьной атрибутики

Февраль 2022 года

Разработка продукта: эмблема, блокнот, значок.

Графический дизайнер

Изготовление элементов школьной атрибутики.

Март 2022 года

Графический макет значка в программе Blender и эмблемы в графическом редакторе.

Печать на 3D принтере.

Эмблемы с логотипом для футболок.

Блокнот с эмблемой

Дизайнер

Презентация проекта в рамках «Школы Юных стратегов»

Апрель-май 2022 г.

Презентация созданных продуктов школьной атрибутики на конференции

Участники проекта

Этап реализации проекта (май 2022 г. – ноябрь 2023 г).

Выбор изготовителя, исполнителей, расчет цены

Октябрь 2023 года

Смета расходов

Специалист по финансам

Изготовление продуктов проекта

Ноябрь 2022 года

Значки, разработанные в компьютерной программе Blender с символикой #Семья85,ШЮС85,

Стратеги,блокноты, футболки, карандаши с логотипом.

Участники проекта

Подготовка рекламной информации о продукте, размещение в социальных сетях школьников и жителей жилого района Лесная поляна, г. Кемерово

Декабрь 2023 года

Проспекты рекламной информации

Участники проекта

Просмотров работы: 30