Деньги-наши помощники

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Деньги-наши помощники

Филиппова П.Ю. 1
1МБОУ "Чалнинская средняя общеобразовательная школа"
Филиппова А.Я. 1
1МБОУ "Чалнинская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Так странно:

мне дали сметаны и сала.
Черного хлеба,

яиц и масла кусок,
За что?

За деньги, за смешные кружочки металла,
За звонкий символ обмена,
Проходящий сквозь мой кошелек.
Саша Черный. «В деревне»

Уже в младшем школьном возрасте появляется потребность в умении ориентироваться в некоторых финансовых ситуациях: представлять назначение и формы денег; осуществлять расчеты своего питания в школьной столовой ; понимать ценность окружающих предметов и др.

В 2023 году мы подавали документы на соискание именной стипендии Главы администрации Пряжинского района, и по результатам конкурсного отбора, я вошла в число стипендиатов и вопрос с деньгами, стал для меня очень актуальным. Стипендия - это первые заработанные мною деньги! Раньше, когда я спрашивала у родителей деньги на разные мелочи и сладости, то я тратила их бездумно. Получив первую стипендию, я не была готова ее быстро потратить, а наоборот у меня появилось желание ее сохранить, а если и потратить, то на что-то необходимое. И когда я начала об этом задумываться, то поняла, что я совершенно не знаю - как же устроен мир денег и как они помогают людям в жизни.

Цель работы: составление общего представления о происхождении денег и их роли в жизни человека.

Задачи:- рассмотреть, что такое деньги и зачем они нужны;

- ознакомиться с историей денег;

- провести анкетный опрос по проблеме исследования;

- создать информационный буклет;

- анализ расходов за 1 календарный месяц.

Объект исследования – деньги.

Предмет исследования – деньги, как наши помощники.

Гипотеза: я предполагаю, что деньги это уникальный предмет, который постоянно изменялся, но при этом не терял своей значимой роли в жизни человека.

Для достижения поставленной цели были использованы методы: информационно-поисковый, описания, анкетирования. Практическая значимость: материалы и результаты могут быть использованы на классных часах и уроках по финансовой грамотности.

Глава 1. Теоретические основы исследования

 

    1. Что такое деньги и зачем они нужны?

Толковый словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение деньгам: «Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений». [5]

Деньги являются разрешенным государством и законом средством обмена. Они принимаются в обмен на товары и услуги, могут быть использованы для накопления для использования в будущем. Тема денег волнует огромное количество людей. Однако далеко не все стремятся разобраться подробно, что это такое и каковы их особенности.

Мы перечисляем деньги при покупке, продаже, получаем в качестве вознаграждения. Деньги — особенный, универсальный товар, который можно обменять на что угодно. Вот главные свойства денег:

1) мера стоимости вещей и услуг - при помощи денег сравниваются между собой разные товары, определяется их стоимость. У товаров появляется цена - стоимость товара, выраженная в деньгах;

2) средство платежа - мы пользуемся деньгами при продаже вещей, оплачиваем счета за коммунальные услуги (свет, вода и т.п.). Деньги — это заработная плата, которую люди получают за работу. Без денег в этой сфере царила бы полная неразбериха;

3) средство накопления - когда люди не тратят деньги, а откладывают в копилку. В этом случае, деньги могут находиться просто дома или их можно положить в банк.

4) средство обращения - после продажи деньги остаются у продавца, он может распоряжаться ими: копить, дарить, покупать новое;

5) мировые деньги - связывают страны друг с другом: между государствами постоянно происходит обмен товарами и услугами. [3]

1.2 История денег

Человеческий разум эволюционировал на протяжении многих веков: люди осваивали новые ремесла, изобретали виды деятельности, которые повышали качество жизни.

Древние люди выяснили, что каждый член общества успешен в отдельной области — приготовление пищи, изготовление оружия, посуды, одежды и т. д. Выгоднее получить нужную вещь у соседа, чем самостоятельно осваивать новую дело.

Люди придумали натуральный обмен (бартер) — (меновая торговля,
от франц. barater - обменивать) - натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме "товар за товар".

Способ быстро проявил недостатки — обмен часто выходил неравноценным. Один из участников все равно вкладывал больше усилий и времени в работу, чем второй.

Но до изобретения денег было еще далеко. Что люди использовали до возникновения монет и купюр?

Итак, меновая торговля (бартер) оказалась несовершенной. Люди решили выбрать общепризнанный ценный товар, который можно использовать при покупке и продаже вещей. Древние люди использовали разные предметы.

Соль. Всегда считалась ценным товаром: китайские императоры платили мешками соли за услуги, а солдат Древнего Рима награждали солью за успехи в бою. В чем секрет? Наши предки использовали соль, чтобы хранить мясо — питательный, ценный для организма продукт. Соль играла важную роль в хозяйстве.

Ножи. Китайцы до нашей эры использовали небольшие ножи в качестве валюты: на них встречаются различные символы, показывающие, что можно приобрести в обмен на нож (например, рыбу).

Зерна. Ячмень в Месопотамии был аналогом современных денег: зернами подсчитывалась цена предмета, услуги.

Домашний скот. Для ведения натурального хозяйства были необходимы домашние животные и скот: от них зависела урожайность, скорость обработки земли, количество мяса. Скотиной платили налоги, отдавали долги, презентовали в качестве подарка. [7]

Мех.Многие народы использовали шкурки ценных пушных зверей в качестве денег. В России беличьи шкурки пользовались спросом, играя роль местной валюты.

Чай. В Азии чай давал возможность купить еду, оружие, скотину. А все благодаря долгому сроку хранения и целебным свойствам: чай заваривали, смешивали с другими продуктами и бережно хранили.

Рис. Ценность риса достигла наивысшей точки в азиатской культуре. Например, японцы оценивали рис как основной продукт, необходимый для выживания. Чем больше риса хранил человек, тем зажиточнее была его семья. Такие взгляды сохранялись вплоть до 19 века.

Ракушки. Были распространены в Африке, Океании. Местные собирали «валюту» на берегу океана, сушили на солнце и обменивали на товары первой необходимости.

Какао. Древние ацтеки расплачивались какао-бобами. В Аргентине они сей день считаются ценным приобретением.

Время подарило человечеству новые средства передвижения, ремесла. Народы стали больше контактировать друг с другом. Бурно развивалась торговля, а вместе с ней и денежная система.

Люди поняли, что деньги должны быть универсальными и пригодными к долгому хранению. Продукты, шкурки, ножики соответствовали первому требованию, но их нельзя было хранить долгое время.

Пришлось придумывать деньги из более долговечного материала. Металлы стали идеальным вариантом: они почти не портятся, долго хранятся. Качество монеты или слитка легче контролировать: например, вес монеты можно проверить , а качество зерна — нет.

Чеканка монет впервые появилась в 6-7 вв. до н. э. на территории современной Турции. Лидийский царь Крез решил установить государственный стандарт: золотые и серебряные монеты должны соответствовать требованиям царя. Сейчас валюта тоже зависит от правил страны, в которой ее выпускают.

Такая модель денег показалась людям удобной и быстро распространилась по Европе. Стали появляться не только дорогие монеты (для крупных сделок), но и помельче — для ежедневной торговли.

Однако путаница в монетах продолжалась до Средних веков: большие монеты «делились» на мелкие в хаотичном порядке. Например: 1 фунт = 240 пенни (Англия), а в других странах количество единиц могло быть иным (не 240, а 50, 100 и т. д.)

Российская империя стала первым государством, где установили десятичную систему счета денег. Об этом позаботился реформатор Петр I. С тех пор мы пользуемся обозначением, где 1 рубль = 100 копеек [1].

Бумажные деньги появились намного позже, потому что зависели от производства бумаги, развития печати.

Они имеют собственную историю: возникли в 9 в. н. э. в Китае, затем появились в европейских странах. Сначала банкнота означала обычный документ о количестве денег у человека. Массовая печать денег впервые появилась в Швеции 17-го века, когда Стокгольмский банк выпустил их для замены многочисленных монет.

Купюры упростили жизнь торговцев: больше не нужно было носить тяжелые монеты с собой во время путешествий.

1.3 Развитие денежной системы в России

Разберемся, как развивалась денежная система в России.

На Руси люди обменивались скотом. Осознав, что скотину тяжело перегонять с места на место, купцы перешли на мех, серебро и золото.

Первая монета Руси называлась серебряником1 и чеканилась во время правления князя Владимира. На серебряных монетах стали печатать портреты правителей и герб династии Рюриковичей.

Золотые монеты назывались златниками2, золотниками. Сохранились пословицы, связанные с этим словом: «Мал золотник, да дорог».

Первые русские монеты отливали из иностранных. К примеру, серебряники мастерили из арабских дирхамов.

Затем начался период монголо-татарского нашествия: торговля замедлилась, люди для удобства переплавили монеты в гривны — крупные слитки серебра. Гривну рубили на 4 части. Каждая часть называлась рублем.

Лишь к концу 14-го века монеты вновь начали отливать во многих княжествах. Слово «рубль» уже не ассоциировалось с куском гривны — теперь так называли монеты. После объединения Руси вокруг Москвы чеканка монет наладилась окончательно: менялись только стандарты производства денег, а от Петра I до революции 1917 года практически не было серьезных перемен .

Бумажные деньги — ассигнации3 — впервые стали печататься в России при Екатерине II, но люди долгое время доверяли монетам намного больше. Ассигнации подделывали во время войн, государство печатало новые бумажные деньги, а старые обесценивались.

В течение XX века, после революций и войн, утвердился советский рубль, а современные люди уже пользуются российскими рублями.

Современные деньги в нашей стране - мы пользуемся монетами и бумажными купюрами, на которых есть цифра — номинал: 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 5000 на бумажных деньгах, 1, 2, 5, 10 (рубли) и 10, 50 (копейки) — на монетах.

Современные деньги бывают двух видов:

- Наличные (монеты и бумажные деньги),

- Безналичные (их нельзя трогать, носить в кошельке).

Люди зарабатывают деньги и кладут их на счет в банке — финансовой организации, которая хранит и выдает деньги, оформляет важные финансовые сделки между людьми, дает средства в долг.

Центральный банк печатает купюры, делая специальную отметку — водяной знак. Она нужна, чтобы жители страны не подделывали деньги, ведь такое преступление наказывают по закону.

Банковский счет, где хранятся сбережения, привязан к банковской карте. С ее помощью мы совершаем покупки в магазинах. Если нужно «превратить» невидимые безналичные деньги в бумажные, следует найти банкомат и снять деньги со счета — автомат выдаст купюры.

С помощью интернета люди свободно распоряжаются личными деньгами: например, их можно перевести на счет другому человеку, отдав долг, или оплатить заказ. Банки часто возвращают часть потраченных в интернете денег обратно, чтобы поддержать желание пользователей тратить средства. Возврат денег называют кэшбэком4.

Мир переходит на безналичные деньги: они удобнее. Не нужно считать сдачу, беспокоиться о наличии нужных купюр. Безналичные деньги гигиеничные, в то время как поверхность купюр населяют микробы. Они не изнашиваются со временем, их невозможно потерять. Наличные деньги легче украсть и мгновенно потратить. [4]

Однако нельзя забывать о безопасности: интернет-мошенники знают множество способов украсть деньги с карты. Надо следить за паролями, сайтами, которые вы посещаете. Лучше с детства научить ребенка основным правилам интернет-безопасности, чтобы избежать негативных последствий в будущем.

Заработанными деньгами надо распоряжаться с умом. Этому учатся постепенно: в детском саду, школе, на уроках финансовой грамотности для детей и взрослых.

Внимательное отношение к деньгам — основа благополучной жизни. Стоит уделить время их изучению.

Глава 2. Практическая часть исследования

2.1. Результаты анкетного опроса

Для того, чтобы выявить уровень знаний по теме исследования, мы провели анкетирование среди учащихся 5 классов, в котором приняли участие 29 человек.

Ребятам было предложено ответить на вопросы, составленной нами анкеты (приложение 2. ).

На вопрос: «Что такое деньги?» 70% учащихся дали правильный ответ, 30% либо ответили неверно, либо вообще не ответили. (приложение 3.)

48% опрошенных уверены, что деньги необходимы исключительно для покупок продуктов, чтобы обеспечить себя считаю -38%, а еще 10% учащихся уверены, что деньги необходимы для того, чтобы их просто тратить. (приложение 3.)

Формы денег правильно перечислили 50 %, остальные ребята дали неправильный ответ или вообще не знают. (приложение 3.)

При опросе также выяснилось, что 44% опрошенных уверены, что деньги в жизни –не главное, 28 % уверены в противоположном, а 28 % затрудняются в ответе. (приложение 3.)

Таким образом, опрос показал, что не все пятиклассники имеют представление о том, что такое деньги и какую роль они играют в современном обществе. У многих ребят неправильное и неполное представление о деньгах. Результаты анкетирования еще раз подтверждают, что рассмотренная тема проекта является актуальной.

2.2. Создание информационного буклета

По результатам проделанной работы был создан информационный буклет на тему «Деньги – наши помощники», который может быть использован на классных часах на тему «Финансовая грамотность». Для ознакомления информации в буклете, необходимо пройти по ссылке https://dashboard.supa.ru/share/1131453/65ac00591416d8df2ff3737a8747170/view

или отсканировать QR-код

2.3 Анализ расходов за 1 календарный месяц

Изучив информацию о деньгах, я могу сказать, что это одно из важных изобретений человека. Современный мир без денег представить просто невозможно и моя семья не является исключением. В нашей семье в роли доходов выступают: заработная плата папы и мамы. Денежные средства расходуются по следующим категориям: продукты питания, оплата коммунальных услуг, обслуживание автомобиля, покупка одежды и обуви, покупка лекарственных средств, развлечения (поход в кинотеатр и т.д), страхование, связь и интернет, бытовая химия, непредвиденные расходы. Я решила выяснить, на что в нашей семье (в течение месяца) из денег тратят, именно на меня, и какое значение (получаемая мной стипендия в размере - 700 рублей) играет в бюджете5 нашей семьи.Были выполнены следующие шаги:

  1. в течение месяца (декабрь 2023 года) вносила суммы денежных расходов в таблицу;

  2. в ходе получения информации были выделены 5 категорий: питание в столовой, покупка лекарственных средств, развлечения (поход в кино), покупка одежды и обуви, оплата сотовой связи; (приложение 4., таблица 1);

  3. получив данные, я сравнила расходы на каждую из категорий с суммой, получаемой мной стипендии в месяц -700 рублей (приложение 4., таблица 2).

После проведенной работы, я могу сделать выводы о том, какие расходы могла бы покрыть самостоятельно, если бы использовала средства стипендии:

  • 1 раз оплатить услуги сотовой связи (мой тариф- 450 р (ост. 250р.));

  • купить 2 билета в кино – 700р;

  • оплатить 1/ 4 часть расходов на одежду (разовая покупка – 349р. (ост. 351р.));

  • оплатить 5-6 раз питание в школьной столовой (в зависимости от выбора блюд);

  • оплатить половину расходов в аптеке ( разовая покупка обошлась бы в 418р).

Выполнив данную работу, я увидела, что есть расходы, которых избежать нельзя: питание в столовой, покупка лекарственных средств. Но можно потрать меньше денег, в случае если вещи приобретены на распродаже, а порой и вовсе можно отказаться от покупки, если в этом нет необходимости. Проанализировав расходы в течение месяца, мне стало более понятно, на что они тратятся. На первый взгляд, размер моей стипендии не такой и большой, но в ходе проделанной работы я поняла, что оказать небольшую помощь в покрытии некоторых расходов семьи, сумма в размере -700 рублей, вполне может. Это еще раз доказывает, что тема денег является актуальной для детей и ее изучение позволяет становиться более грамотным в финансовых вопроса

Заключение

Таким образом, по результатам исследования можно сделать краткие выводы.

Деньги – это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.

Деньги определяют меру стоимости вещей, являются средством платежа и одним из средств накопления.

Цены, выраженные в деньгах, позволяют нам сравнить: насколько одни товары дороже других, сколько мы можем позволить себе на те деньги, которые зарабатываем и накопили.

Деньги могут быть бумажными, металлическими или вовсе виртуальными. В современном мире деньги могут быть не только наличными, но и безналичными.

Сами по себе они стоят мало, но наличие большого количества денег позволяет человеку обменять их на путешествия, драгоценности, еду и множество других необходимых для него благ.

В результате проделанной работы гипотеза подтвердилась. С момента своего появления и до сегодняшнего дня, деньги прошли долгий и сложный путь в своем развитии от крупного рогатого скота до и электронных средств. Развитие торговых отношений сказывалось не только на внешнем виде денег и их функциях, но и в процессе эволюции меняло их суть.

Если вдруг исчезнут деньги, то люди будут испытывать проблемы, а все потому, что у денег много функций, которые помогают организовать взаимосвязи в современном обществе.

Для того, чтобы было проще донести результаты нашего исследования до одноклассников был изготовлен информационный буклет на тему «Деньги-наши помощники».

Литература

  1. История денежного обращения России . [Электронный ресурс] - Режим доступа.-URL: https://www.russian-money.ru/history/kratkaya-istoriya-deneg-rossii?ysclid=lrne2iydyj893118024(дата обращения: 09.01.2024);

  2. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране ЭКОНОМИКА / И. В. Липсиц//10-13 лет для школьников младшего и среднего возраста. М.: Норма - М, 2016. – 299 с.

  3. Калашникова Н. Г. Секреты финансовой грамотности. 4 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. Г. Калашникова, Е. М. Белокурова, Е. Н. Жаркова. – М. : Просвещение, 2020. – 112 с.

  4. Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 5 - 7 классов. [Электронный ресурс] - Режим доступа.-URL: https://fmc.hse.ru/5-7forms?ysclid=lrp6ix8yen172691002 (дата обращения: 25.11.2023; 17.12.2023; 15.01.2024)

  5. Ожегов С.И Толковый словарь русского языка // М.:Мир и Образование, 2018-249 с.

  6. Романова М. Ю. Формирование финансовой грамотности учащихся начальной школы: сколько стоят деньги? // Начальное образование. – 2017. – № 5 (82). – С. 20-26. – ИНФРА – М, 2017. – 301 с.

  7. Что такое деньги и откуда они берутся? [Электронный ресурс] - Режим доступа.-URL: https://100urokov.ru/predmety/chto-takoe-dengi-2 (дата обращения: 14.12.2023);

Приложение 1.

   
   

Приложение 2.

Анкета

Уважаемый пятиклассник! Мы проводим исследование, посвященное вопросу на тему «Деньги». Ваше мнение очень важно для нашего исследования. Просим Вас ответить на представленные ниже вопросы. Гарантируем, что полученные данные будут использованы только в рамках данного исследования и не станут доступны другим лицам.

1.Что такое деньги?

2. Для чего нужны деньги?

3. Какие формы денег вы знаете?

4. Деньги в жизни человека – это

- главное

- не главное

-затрудняюсь ответить

Приложение 3.

Результаты анкетирования

Приложение 4.

Таблица 1.

Категория трат (руб.)

Дни декабря 2023 года (*)

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

18

19

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

1.

Питание в столовой

127

112

143

154

127

   

118

132

127

108

 

112

143

132

   

138

151

126

143

     

2.

Поход в кино

                               

700

             

3.

Покупка одежды и обуви

         

349

                   

2345

             

4.

Покупка лекарств

           

1044

                             

418

 

5.

Оплата сотовой связи

                           

450

                 

*- те дни, что в таблице отсутствуют, денежные средства не расходовались.

Таблица 2.

Категория трат (руб.)

Общая сумма (руб.)

Размер стипендии в месяц (руб.)

Разница в расходах по отношению к сумме стипендии

1.

Питание в столовой

(16 раз)

2093

Среднее значение= 2093:16=131 (руб.)-за 1 посещение

700

2093:700=3,8 раза

(приблизительно в 4 раза)

2.

Поход в кино

700

совпадают

3.

Покупка одежды и обуви

2694

2694: 700=3,8 раза (приблизительно в 4 раза)

4.

Покупка лекарств

1462

1462: 700=2,1 раза (приблизительно в 2 раза)

5.

Оплата сотовой связи

450

700-450=250(р)

Сумма стипендии превышает расход на 250р.

Общая сумма

7399

700

6699

1 Первая серебряная монета, чеканившаяся в Киевской Руси в конце X — начале XI века.

2 Первая древнерусская золотая монета, чеканившаяся в Киеве в конце Х — начале XI века

3 Ассигнация - бумажный денежный знак в России с 1769 по 1843 годы. [5]

4 Это слово пришло из английского языка, в нём две составляющие: cash — «наличные», и back — «назад», «возврат».

5 Бюджет семьи- это план доходов и расходов семьи на определенный срок.

Просмотров работы: 50