Интерактивный многоразовый тренажер: "Деньги - что такое, откуда, какие, зачем"

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интерактивный многоразовый тренажер: "Деньги - что такое, откуда, какие, зачем"

Бирина Е.Ю. 1
1МАОУ "Лицей № 4", г. Пермь
Полякова Н.С. 1
1МАОУ "Лицей № 4", г. Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Когда я училась в первом классе мы командой приняли участие в игре по финансовой грамотности «Киндерфин». Нам игра очень понравилась, поэтому мы решили разобраться глубже в основах финансовой грамотности, т.к. это очень нужно современному человеку.

При подготовке к осенней сессии игры по финансовой грамотности «Киндерфин», изучая тему «Деньги», мы столкнулись с проблемой, что информация очень тяжело запоминается. Было принято решение, изученную информацию наглядно представить в игровом формате. В таком виде мы сможем возвращаться к этой теме в любое время, играть и тренироваться с ребятами в классе. Нам это очень актуально, т. к. и далее планируем участвовать в игре.

Для выявления уровня знаний по исследуемой теме нами было проведено анкетирование [Приложение 1] среди одноклассников, друзей и родственников. В результате мы выявили, что большинство опрошенных, а именно 90 %, не разбираются в исследуемой теме. Но в то же время, 95 % опрошенных на вопрос: интересна ли Вам тема: «Деньги», ответили - да. Можно сделать вывод, что большинство опрошенных дали неверные ответы, но хотели бы овладеть этими знаниями и применять их в современной жизни.

Таким образом, учитывая актуальность данной темы и результаты анкетирования нами было принято решение разработать и создать многоразовый интерактивный тренажер на тему: «Деньги - что такое, какие, откуда, зачем».

Цель – создать многоразовый интерактивный тренажер на тему «Деньги» - что такое, какие, откуда, зачем.

Задачи:

  1. Изучить и систематизировать информацию по выбранной теме.

  2. Разработать и выпустить тренажер по теме «Деньги - что такое, откуда, какие, зачем».

Методы – подбор и анализ литературы, обобщение, систематизация, анкетирование, моделирование.

Гипотеза – тренажер способствует увеличению заинтересованности детей по изучаемому вопросу, полученная информация запоминается и усваивается быстрее, повышается интерес к учебе.

Практическая значимость работы – финансовая грамотность, на сегодняшний день, является одной из ведущих проблем в России. Изучать вопросы, связанные с финансовой грамотностью нужно с 1 класса, а лучше еще раньше. Современный человек и дня не может обойтись без денег, они нужны постоянно и в разной форме.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДЕНЕГ

    1. ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И ОТКУДА ОНИ ВЗЯЛИСЬ

Много тысяч лет назад люди обходились без денег. Всё для жизни они получали от природы. Люди сами изготавливали вещи, инструменты, жилища и добывали себе еду (рис. 1).

рис. 1 рис. 2 рис. 3

Но время шло, люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготавливать копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делали что-то одно, а в другом – другое. К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племен и придумали менять свои предметы труда друг с другом. Так появился бартер – это обмен одного товара на другой (рис. 2). Но тут возникла другая проблема, что не всегда твой товар был нужен другому человеку. И чтобы получить нужную тебе вещь, порой приходилось сделать 5-10 обменов. Это было очень неудобно.

Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. И придумали использовать при обмене товары, которые всем нужны, долго хранятся и не портятся, и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и назвали деньгами.

У каждого народа были свои деньги (рис. 3). В Эфиопии в качестве денег выступали небольшие плитки соли, в Индии – морские ракушки, в Мексике какао-бобы, на Руси в ходу были «меховые» деньги – шкуры зверей. Постепенно они уступили место деньгам более удобным. Ими служили ракушки каури. Они просуществовали до ХХ века, т.к. были удобнее шкур или зерна.

Затем появились первые металлические деньги (рис. 4), но и тут они были не похожи на современные. Они были в виде брусков, колец, прутиков, слитков. Преимуществом таких денег было то, что они не портились и не занимали места. Первые металлические деньги изготавливали из серебра и золота, позже из меди, бронзы и чугуна.

П ервые круглые монеты появились очень давно – две с лишним тысячи лет назад – в Лидии (была такая страна на территории современной Турции). А само слово «монета» придумали жители Древнего Рима.

рис. 4 рис. 5 рис. 6

Первые бумажные деньги появились на родине бумаги в Китае, примерно тысячу лет назад. В то время в ходу были чугунные и бронзовые монеты с отверстием. Приходилось носить с собой тяжелые связки. Тогда люди додумались оставлять деньги на хранение у купцов (как сейчас сдают сумки в камеру хранения), а взамен получали специальную расписку - бумагу с подписью и печатью. Так и появились первые бумажные деньги. Бумажные деньги называются банкнотами или купюрами.

В 50-х годах прошлого века американцы придумали кредитные карточки или «пластиковые деньги» (рис. 6). Это пластиковый прямоугольник с различными символами и защитными средствами, который выдает банк. Сейчас ее называют банковская карта. Деньги на ней находятся в безналичной форме, в электронном виде.

    1. КАКИЕ ДЕНЬГИ БЫЛИ РАНЬШЕ В РОСССИИ

Товарными деньгами в Древней Руси служили «меховые деньги» - это шкурки мелкого пушного зверя: соболя, лисы, куницы или белки. Шкурки очень ценились, т.к. добыть на охоте быстрого и ловкого зверька не так-то просто, ведь оружия в ту пору еще не было, а зимы были холодными. Самые популярные шкурки считались – шкурки куницы и назывались «КУНЫ» (рис. 7). Так же в качестве денег на Руси использовали красивые мелкие раковины каури (рис. 8).

рис. 7 рис. 8 рис. 9

Затем на Руси появились первые иностранные серебряные монеты, в основном это были арабские дирхемы (рис. 9). Эти монеты были крупными и очень тонкими. За один дирхем давали одну куну, поэтому со временем название КУНА перешла и на арабский дирхем.

Большую часть монет люди переплавляли и делали из них серебряные украшения (рис. 10). В основном это были обручи, которые надевались на шею. Такие обручи стали называть «ГРИВНА» от слова «грива». Чуть позже гривнами стали называть серебряные палочки (рис. 11). Эти палочки и стали новыми деньгами. Весила такая палочка 200 грамм, а размером была с карандаш, но стоила очень дорого. За нее давали 25 куньих шкурок. Но иногда было неудобно расплачиваться гривной, так как товар стоил пол гривны. И тогда люди придумали рубить гривну на части, так появилось слово «РУБЛЬ» (рис. 12).

рис.10 рис. 11 рис. 12

Монеты оказались удобнее, чем серебряные

палочки и отрубленные от них кусочки. Вскоре вместо гривен на Руси стали изготавливать настоящие монеты из серебра (рис.13). Одна монета называлась «ДЕНГА». рис. 13

От сюда и произошло слово «деньги».

В каждом княжестве был свой правитель и свои серебряные монеты. Они выглядели и стоили по-разному. Это было неудобно для торговли. Поэтому, когда Русь рис. 14

стала единым государством, все монеты запретили и была создана общая для всех серебряная монета КОПЕЙКА (рис. 14). Монетки были очень маленькие (меньше 1 грамма) и имели форму, похожую на арбузные семечки, но имели большую ценность.

Через сто лет после копейки появились новые монеты – ГРОШ (равнялся 2 копейкам) и АЛТЫН (рис. 15) (равнялся 3 копейкам).

рис. 15 рис. 16

При Петре I появилась первая серебряная монета номиналом 5 копеек. В народе ее называли «пятак» или «пятачок». Монеты в 10 копеек (гривенник), 25 копеек (полу полтинник) и 50 копеек (полтинник). Так же при Петре I впервые появилась монета РУБЛЬ (до этого рублем назывались частички от гривны). Первый рубль был серебряный и равнялся 100 копейкам (рис. 16).

Во время правления Екатерины II впервые появились бумажные деньги (рис. 17). Эти деньги назывались «АССИГНАЦИЯМИ». Говорят, что первые ассигнации были сделаны не из бумаги, а из старых дворцовых салфеток и скатертей. рис. 17

    1. СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЬГИ РОССИИ И ДРУГИХ СТРАН

Все денежные средства, которые в наше время находятся в обращении делятся на наличные и безналичные. К наличным денежным средствам относятся монеты и банкноты. К безналичным деньгам - банковские карты, т.е. электронные деньги.

В России находятся в обращении монеты номиналом 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей.

Рассмотрим состав монеты (рис. 18). Монета имеет две стороны - аверс и реверс. Аверс – это лицевая сторона монеты. Обычно на аверсе изображается герб или образ короля. В России это герб в виде двуглавого орла, поэтому в народе эту сторону называют «орел».

Оборотная сторона монеты называется РЕВЕРС, в народе ее называют «решка». На ней всегда изображено число, кот орое означает НОМИНАЛ, то есть покупательную силу монеты.

У каждой монеты есть ребро с насечками. Оно похоже на узкий поясок и называется ГУРТОМ. По-немецки слово гурт обозначает «пояс».

 

Рис. 18

Все надписи, которые имеются на монете (год, страна, имя правителя) – называются легендой.

Все монеты выпускаются на монетных дворах (предприятие, где чеканят монеты), подконтрольных Центробанку. На сегодняшний день в России существуют два монетных двора: один из них находится в Москве, второй в Санкт Петербурге. Сейчас монеты делают их железа и меди, покрывая их латунным или никелевым покрытием.

Рассмотрим БАНКНОТЫ или их еще называют по-другому – КУПЮРЫ. Банкноты – это денежный знак, изготовленный из бумаги. Купюра тоже имеет две стороны: лицевая сторона, где изображен двуглавый орел, и оборотная сторона, где напечатан год выпуска банкноты. В отличии от монеты, номинал банкноты обычно обозначен не на одной стороне, а на обеих. На каждой купюре есть свой индивидуальный номер, он не может повторяться.

Сейчас в нашей стране в обращении находятся купюры номиналом: 5 рублей, 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей, 1000 рублей, 2000 рублей и 5000 рублей.

Так же нужно быть внимательным и уметь отличить поддельные деньги от настоящих. Для этого у купюр есть специальные, защитные знаки.

Эмиссию (выпуск) бумажных рублей проводит Банк России посредством заказа их печати у филиалов АО «Гознак». Фабрики по производству бумажных денег находятся в Москве и в Перми.

На свете почти 200 стран и в каждой из них свои деньги - их называют валютой. Самые популярные сейчас это американская валюта - доллар и валюта стран Евросоюза – евро. Для того, чтобы обменять одну валюту на другую, например рубли на доллары, нужно обратиться в банк.

В настоящее время нельзя представить современный мир без электронных (безналичных) денег. Россияне пользуются пластиковыми картами российской платежной системой МИР. У каждого человека своя пластиковая карта, которая привязана к счету в банке. Человек в любой момент может снять наличные деньги в банкомате, либо расплатиться самой картой. Электронные деньги – это очень удобный и современный вид денег, но нужно быть осторожным и остерегаться мошенников.

Люди очень часто коллекционируют и изучают денежные знаки. Особо ценятся те, которые вышли из обращения. Коллекционируют как купюры, так и монеты. Людей, которые коллекционируют бумажные деньги называют бонистами. А людей, которые коллекционируют монеты – нумизматами.

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА

    1. ТРЕНАЖЕР – ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ЕГО ПЛЮСЫ.

Тренажер – это учебно-тренировочное пособие для приобретения учебных навыков. Тренажеры нужны для активной отработки темы, помогают глубоко и осознанно освоить материал, выработать усидчивость и внимательность. А занимательные задания активизируют творческий потенциал детей и вызывают интерес к учебе. Такой тренажер помогает сэкономить не только время, но и деньги, так как он многоразовый.

Тренажер предназначен для изучения (или повторения) определенной темы и проверки полученных знаний при самостоятельной работе.

Тренажер выполняет две функции:

  1. Наглядно-демонстрационная – включает в себя дидактический материал с теорией по выбранной теме.

  2. Тренировочно-оценивающая – включает в себя выполнение различных заданий и оценку полученных результатов.

Алгоритм работы с тренажером: сначала нужно попытаться ответить на вопросы самостоятельно, затем проверить себя. Для этого в специальных интерактивных кармашках, развертках, можно найти всю необходимую информацию. В тренажере выделены главные моменты, которые должен знать каждый финансово-грамотный человек.

Плюсы тренажера:

  1. Самостоятельное изучение и тренировка

  2. Наглядность новой информации

  3. Закрепление полученных знаний

  4. Многоразовое использование

    1. ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЕНАЖЕРА

Рассмотрим ЭТАПЫ по созданию интерактивного тренажера.

  1. этап. Сбор информации по теме: «Деньги – что такое, откуда, какие, зачем».

Изучение учебной литературы и интернет-источников.

  1. этап. Составление ПЛАНА тренажера. Для этого систематизируем

полученную информацию и прописываем все данные, которые нужно

отразить в тренажере.

  1. этап. Составление МАКЕТА в программе Microsoft word. Проектируем как

будет выглядеть тренажер. Выбираем форму для представления

теоретической и практической части: (липучки, кроссворд, тест,

анаграммы и т.д.) см. таблицу 1.

Таблица 1

№ стр.

НАИМЕНОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1

О бложка

Отражает тему тренажера

2

И стория появления денег

Теоретическая часть:

  1. Перекидной блокнот с историей возникновения денег.

  2. Конверт с интересными фактами о монетах и банкнотах.

Практическая часть:

1. Расположить карточки-липучки
в порядке появления денег.

3

И стория денег в России

Теоретическая часть:

1. Перекидной блокнот с историей

возникновения денег в России.
2. Конверт с интересными фактами

о монетах России.

Практическая часть

1. Расположить карточки-липучки

в порядке появления денег. 2. Анаграммы (отгадай и запиши

названия денег на Руси).

4

С овременные монеты России

Теоретическая часть:

  1. Конверт «это интересно» -

структура монеты.

Практическая часть

1.Определить структуру монеты,

расположив карточки-липучки.

2. Разгадай кроссворд.

5

С овременные банкноты России

Теоретическая часть:

  1. Как проверить подлинность банкнот.

Практическая часть:

  1. Взять из конверта купюру и ответить на вопросы.

6

В алюты разных стран

Практическая часть:

  1. Расположить карточки-липучки (наименование валюты со страной их обращения).

7

Р азгадай ребусы и загадки

Практическая часть:

  1. Разгадать ребусы и загадки, записать ответы фломастером.

8

Ф разеологизмы

Практическая часть:

  1. Соотнести устойчивое выражение о деньгах с его значением с помощью карточек-липучек.

9

Пословицы и поговорки

Практическая часть:

  1. Установить соответствие между частями пословиц. Заполнить таблицу.

10

Разное

Практическая часть:

1.Установить соответствие между выражениями и их значениями.

  1. Решить задачи.

  2. Соединить денежную единицу и персонажа.

  1. э тап. Распечатка макета на цветном принтере (рис. 19-21). Переходим к распечатки макета тренажера. Для этого нам понадобится: ноутбук, принтер, бумага и свободное время.

рис. 19 рис. 20 рис. 21

  1. этап. Вырезание и ламинирование всех деталей. Для этого нам понадобится ламинатор, ламинирующая бумага, ножницы (рис. 22-24).

рис. 22 рис. 23 рис. 24

  1. этап. Сборка тренажера. Для этого этапа нам понадобятся канцтовары: клей, скотч, ножницы, водный фломастер, липучки, кольца.

В от и все! Мой многоразовый интерактивный тренажер готов к использованию (рис. 25-26)!

рис. 25 рис. 26

    1. Использование тренажера индивидуально и в команде

Использовать тренажер может один человек, изучая и тренируясь дома, в машине, на отдыхе, в школе и т.д. Размер тренажера небольшой, что позволяет его использовать в любом месте. Очень удобно, что вся нужная информация представлена в тренажере очень четко, кратко и наглядно. При этом, не нужно обращаться к другим источникам и искать ответы на вопросы. Все в одном месте.

С тренажером можно работать и в команде. Организовать от одной и более команд, раздать по тренажеру и выполнять задания на скорость, соревнуясь друг с другом. Такая работа интересна и увлекательна, так как есть дух соперничества.

Мы с ребятами в классе апробировали тренажер (рис. 27-29), нам очень понравилось. Планируем продолжить наши тренировки.

рис. 27 рис. 28

рис. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы мы с уверенностью можем сказать, что для детей очень важно, чтобы вся информация была доступно и наглядно представлена, так как это очень интересно и увлекательно.

С этой целью полностью справился созданный нами многоразовый интерактивный тренажер. Ребята разбирались, разглядывая страничку за страничкой. Им было так интересно, что они сами не заметили, как запомнили много нового и познавательного. Некоторые ребята даже просили домой, чтобы потренироваться и поиграть. Так же мы увидели, что нам в классе недостаточно одного такого тренажера. В ближайшее время мы сделаем еще несколько, чтобы играть в классе командами на скорость. Уверена, что знания, полученные из нашего тренажера, пригодятся нам на всю жизнь, их можно использовать в повседневной жизни.

В результате исследования можно сделать вывод, что гипотеза, поставленная вначале исследования подтвердилась, а именно - созданный нами многоразовый интерактивный тренажер увеличивает заинтересованность детей, получаемые знания усваиваются быстрее, повышается интерес к учебе.

В дальнейшем мы планируем развивать тему финансовой грамотности, так как там еще много всего нового и неизведанного.

Искать и изучать новую информацию очень интересно и увлекательно, особенно при составлении практических заданий. Меня это очень увлекло.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемьева Н. Н. «Киндерномика», Эксмо, 2020 г.

  2. Гоппе Е., Корлюгова Ю. «Финансовая грамотность» 2-3 класс. Bako 2023 г.

  3. Максютов Т «Куны, каури, копейки». Антология, 2022 г.

  4. Моторо Н. П., Новожилова Н. В., Шалашова М. М. «Основы финансовой грамотности» для 1-4 классов, Москва 2019 г.

  5. Попова Т. Л. «Что такое деньги. Детская энциклопедия». Манн, Иванов и Фербер, 2022 г.

  6. Федин Сергей «Финансовая грамотность», учебник 2-3 класс. Bako, 2023 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ

  1. https://моифинансы.рф

  2. http://школа.вашифинансы.рф

  3. https//fms.hse.ru

Приложение 1

ОПРОС

  1. Как назывались первые деньги на Руси? Выбери один вариант ответа:

А) рубль

Б) гривна

В) денга

Г) копейка

2. Для чего внутри монеты делали отверстие?

А) для экономии металла

Б) удобно носить, нанизывая на нить (как бусы)

В) отличный знак от других монет

3. От чего произошло слово «копейка»?

А) копить

Б) всадник с копьем

В) закопать

4. Как называют человека, который коллекционирует бумажные деньги?

А) нумизмат

Б) бонист

В) коллекционер

5. В какой стране появились первые бумажные деньги?

А) Россия

Б) США

В) Китай

6. Достопримечательности какого города изображены на современной купюре в 1000 рублей?

А) Москва

Б) Ярославль

В) Хабаровск

7. Интересна ли тебе тема про деньги?

А) да

Б) нет

Просмотров работы: 34