Предприниматель - кто он?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Предприниматель - кто он?

Носов Э.В. 1
1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский аграрно-технологический техникум»
Кушнарева Н.Н. 1
1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский аграрно-технологический техникум»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

В данной работе я попытаюсь разобраться в термине «предприниматель», его появлении, значении, а также, что из себя представляет предпринимательство.

В период развития рыночных отношений в России большое количество людей занялось экономической деятельностью, в дальнейшем получившее название «предпринимательство». Но не каждому предпринимателю удалось сохранить и приумножить свой бизнес. В лихие 90-е предпринимателям пришлось пройти через большие трудности и проблемы. В настоящее время предприниматели поддерживаются государством, принято много законов, которые защищают предпринимателей. В результате чего, свобода предпринимательства успешно раскрывает творческие силы производителей, что в свою очередь обеспечивает эффективное развитие экономики страны.

Цель работы – выяснить сущность термина «предприниматель», качества, необходимые для предпринимателя, особенности предпринимательской деятельности, историю развития предпринимательства в России, образ предпринимателя в художественной литературе.

Объект исследования – индивидуальный предприниматель

Предмет исследования – термин «предприниматель», кто является предпринимателем, образ предпринимателя в литературе, истории, жизни, необходимость предпринимательства для экономики страны.

Гипотеза – является ли предприниматель креативной личностью, необходимой для экономики государства, как источник новых идей, создатель рабочих мест.

Актуальность – многие подростки и молодые люди, я в том числе, хотят начать свое дело и стать успешными предпринимателями, но для начала надо выяснить кто такой «предприниматель», какими качествами должен обладать предприниматель, поэтому очевидна актуальность данной темы.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Появление термина «предприниматель».

В начале 18-го века Роберт Катильон был первым, кто употребил термин «предприниматель». По его мнению, «предприниматель – это человек, действующий в условиях риска, имеющий средства производства и продающий готовые товары с прибылью». В 19 и 20 веках этот термин был дополнен понятиями «предпринимательский доход», «предпринимательское дело» и др.

Российский ученый и писатель В.Даль в Толковом словаре живого великорусского языка дает следующее толкование слова «предприниматель»: решаться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершенствованию чего-либо значительного.

Йозеф Шумпетер, австрийско-американский экономист и социолог, дал следующее определение понятию «предприниматель» - это хозяйствующий субъект, для которого новые комбинации являются главным и определяющим в его деятельности. Предпринимательство, по Шумпетеру, представляет собой свойство человеческого характера, не зависящее от классовой и социальной принадлежности. «Предпринимательство не является профессией и в подобном состоянии нельзя находиться длительное время… Предприниматели образуют особый класс только в том смысле, что исследователь может при классификации вычленить их в отдельную группу,- предприниматели являются хозяйственными субъектами особого и не всегда присущего одним и тем же индивидуумам вида, - но отнюдь не в смысле того социального явления, которое имеют ввиду, когда говорят о формировании классов и «классовой борьбы».

Для Шумпетера деятельность предпринимателя лежит в основе всякого развития. Эта деятельность заключается в осуществлении «новых комбинаций», основными признаками которых являются:

  1. Изготовление нового, неизвестного потребителям блага;

  2. Открытие новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующих благ;

  3. Освоение новых рынков сбыта;

  4. Освоение новых источников сырья;

  5. Изменение структуры отрасли, например создание своей или подрыв чужой отраслевой монополии.

Побудительным мотивом предпринимательства является получение максимальной прибыли, но она не является главным и единственным мотивом. Не менее важными следует считать заинтересованный творческий подход, стремление к обладанию прочными позициями на рынке, общественному признанию, возможность самовыражения и свобода творчества.

2.2. Какие черты необходимы предпринимателю?

«Быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие»

(Й. Шумпетер)

1) Важнейшим свойством предпринимателя является «чутье», интуиция, которой возмещается недостаток информации в новом деле.

2) Предприниматель должен обладать сильной волей, так как она необходима, чтобы побороть желание следовать привычке, преодолеть сопротивление среды, завоевать авторитет у других людей и повести их за собой.

3) решительность и вера в правоту своих суждений (Найт), так как предприниматель рискует капиталом.

4) «специфическое сочетание остроты видения и ограниченности кругозора с умением идти вперед в одиночку, не пугаясь связанных с этим неопределенностей и возможного сопротивления».

Предприниматель стремится к получению прибыли, но для большинства важнее сохранить начатое дело, развить его, вывести на другой, более высокий уровень. Для этого требуется перспективное мышление, отказ от сиюминутной максимизации прибыли. Потому что максимальная прибыль, полученная от сиюминутных преимуществ конкуренции, привлекает к себе внимание других конкурентов и тем самым подрывает будущие шансы на прибыль. А разумно мыслящего предпринимателя интересует максимизация ситуации в целом, где прибыль только один из компонентов.

2.3. Образ успешного предпринимателя в художественной литературе.

В художественной литературе предприниматель часто представлен как активный и целеустремленный человек, который стремится к успеху в бизнесе, прикладывает для этого все свои силы, знания, опыт и ресурсы в развитие своего бизнеса и создание новых рабочих мест. Это человек, который обладает предприимчивостью, умением принимать риски и принимать решения в сложных ситуациях.

Так, в произведении Дмитрия Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» (1883г.) герои нацелены на результат. Они осваивают Урал, строят заводы, где трудятся свободные люди. Деятельность таких предпринимателей привела к освоению новых земель, открытию месторождений, что в свою очередь, дало новый толчок для развития экономики государства.

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (1903г.) образ вырубаемого сада трактуется как прощание со старой дворянской Россией. Вырубка вишневого сада символизирует приход нового – начало предпринимательства.

На мой взгляд, образ повзрослевшей Алисы в фильме «Алиса в стране

чудес» (2010), режиссера Тима Бертона, это яркий образ 19-летней барышни, которая всерьез размышляет о своем будущем и выбирает путь предпринимателя. Ее свободомыслию тесно в викторианском Лондоне, где женщины живут в плену предрассудков. После путешествия в Страну чудес, она понимает, что ее подлинная судьба – это открытие нового и неизведанного, это путь открывателя и предпринимателя. Образ этой Алисы соответствует описанию «предпринимателя» в трудах Й. Шумпетера.

Однако, образ предпринимателя не всегда носит положительный оттенок. В некоторых произведениях он представлен как человек, который не считается с другими людьми и готов на все ради своего успеха, жертвует своими принципами и моральными ценностями.

В романе Э. Золя «Деньги» (1891г.) для биржевого брокера деньги самоцель, он не инвестирует средства в возведение тоннеля под Ла-Маншем, пределом мечтаний становится рост цифр. В произведении нет строго положительного образа финансиста, но точно дана натура тех, кого называют спекулянтами. Махинации с собственностью и ценными бумагами и одновременно – талант покорять окружающих мнимой славой и успехом.

2.4. Образ успешного предпринимателя в истории России.

В России всегда было нелегко вести бизнес, но истории успеха все равно случались. Иногда бывшие крепостные превращались в магнатов, благодаря своему упорству и предпринимательской жилке.

Таким примером может служить родоначальник фамилии Степан Абрикосов, который был крепостным. Его семья поставляла сладости на барский стол – пастилу, варенье из абрикосов (поэтому такая фамилия). В 1804 году 64-летний Степан получил вольную и вскоре открыл артельное семейное производство в Москве. Сладости здесь закупали на званые вечера и свадьбы, вскоре им удалось открыть фруктово-кондитерскую лавку.

В 1820-м, после смерти Степана, производство перешло его сыновьям Ивану и Василию. Но им не удалось сохранить то, что создал их отец и через 20 лет они лишились производства из-за долгов. Внук Степана, Алексей, решил возродить семейный бизнес и организовал домашнее производство: Абрикосовы вновь варили варенье, делали конфеты и пекли пряники. Чтобы удешевить производство Алексей начал закупать фрукты в Крыму, а позже первым наладил круглогодичные поставки фруктов в Москву. Его цель была сделать производство по-настоящему масштабным. В итоге, через 30 лет, у Алексея было 40 кондитерских мастерских, на которых трудились 120 рабочих, выпускалось 512 тонн сладостей в год.

Сыновья Алексея продолжили дело. Они создали товарищество и построили завод. После революции предприятия семьи национализировали, а в 1922 году фабрике присвоили имя большевика Петра Бабаева, однако еще несколько лет имя Абрикосовых оставалось на этикетках для привлечения внимания.

Еще можно вспомнить Петра Смирнова, был родом из семьи крепостных, которая по праздниками варила и продавала вино. Получив вольную, отец и дядя Петра решили сделать винный бизнес своим основным делом. Дело Смирнова развивалось быстро. Секрет успеха заключался в безупречной репутации предпринимателя и его хороших связях в торговой сфере. Фирма Смирнова выпускала более 400 наименований. Смирнов сам занимался закупками сырья. В 1898 году он скончался. Сын Петра, Владимир, после революции, уехал за границу и создал бренд Smirnoff.

Эти примеры подтверждают слова Й. Шумпетера, что предпринимательство представляет собой свойство человеческого характера, не зависящее от классовой и социальной принадлежности.

2.5. Образ современного успешного предпринимателя.

Традиции предпринимательства дореволюционной России продолжают современные российские предприниматели.

Ярким представителем класса предпринимателей, на мой взгляд, является Сергей Галицкий, основатель крупнейшей розничной торговой сети «Магнит», президент и владелец российского футбольного клуба «Краснодар», винодельни «Галицкий & Галицкий».

28 сентября 2017 года на территории города Краснодара был открыт парк, который имеет разные названия, но жители Краснодарского края его называют «парк Галицкого». Парк был построен на средства Сергея Галицкого и является жемчужиной города.

Другая гордость, гораздо больше по масштабам и именуемая среди жителей города как «Краснодарский Колизей» или «Гализей» (сочетая фамилию создателя и название римской достопримечательности)- стадион ФК «Краснодар», расположенный прямо на территории парка. При стадионе ФК «Краснодар» есть академия футбола, где особо одаренные дети могут обучаться, жить в пансионе, даже получать стипендию.

Еще одним ярким примером предпринимателя можно назвать Татьяну Бакальчук, преподавателя иностранных языков, которая, совместно с мужем, основала компанию «Wildberries». Компания успешно развивается.

Конечно, в нашей стране было и есть много талантливых, активных, целеустремленных, творческих людей, обо всех не расскажешь. Но задача работы состоит в том, что бы проследить историю развития предпринимательства, убедиться в том, что выводы сделанные Й. Шумпетером верны.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Кто же может быть предпринимателем и заниматься предпринимательской деятельностью?

В наше время предпринимателем может стать каждый человек, кто обладает природными задатками, талантами, смелостью и упорством, квалификацией и управленческими способностями. Большую роль играет наличие капитала. Однако, как мы видели на примере сыновей Абрикосовых, если человек не обладает вышеперечисленными способностями, то, даже имея немалый капитал, можно его быстро растратить впустую и стать банкротом.

Поэтому, начиная свое дело каждый предприниматель должен решиться на новое и реализовать свои замыслы, идеи. А это уже не что иное, как творческая природа человека, реализация потенциала, самореализация индивида или группы лиц, объединяемых общностью цели и единством действий.

Исследователи на Западе большое внимание уделяют таким мотивам, как максимальная прибыль, заинтересованный творческий подход, самореализация и самоутверждение, обладание прочными позициями на рынке, общественное признание, сохранение и процветание начатого дела.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что предприниматель – это класс работающий, организующий экономическую жизнь в интересах всех членов общества, удовлетворяющий их потребности во всевозможных благах и услугах, получающий соответствующее вознаграждение за свой труд. Отсюда и прибыль – не просто отобранное у наемных работников, а вознаграждение за их работу, как и у работников, за работу рискованную, напряженную, за работу, которая не каждому по плечу.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Липсиц И. В. Экономика. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 352с.

2) Обществознание. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/Л. Н. боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова; Рос. Академия наук, Рос. Академия образования, изд-во «Просвещение».- М.:Просвещение, 2014. – 255 с.

3) Сборник тезисов докладов участников Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России».-Минобрнауки РФ, Рособразование, Роскосмос, 2009.-1428 с.

4) Шумпетер Й. Теория экономического развития – М: Прогресс, 1982

Просмотров работы: 20