Рациональное экономическое поведение старшеклассников (на примере исследования в МБОУ «СОШ № 10»)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Рациональное экономическое поведение старшеклассников (на примере исследования в МБОУ «СОШ № 10»)

Горюнова Д.Е. 1
1МБОУ «СОШ № 10» г. Славгорода
Герт Е.Ю. 1
1«Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Славгорода
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире экономика играет одну из важнейших ролей в жизни общества. Экономическая сфера определяет ход всех происходящих в обществе процессов. Экономика отвечает за обеспечение материальными условиями существования, такими как продукты питания, одежда, жилье и другими материальными ценностями, необходимыми человеку для жизни. Знания экономики помогают человеку правильно распоряжаться своими финансами, которые нередко ограничены. Экономическая культура является составной частью культуры общества.

Подростки тоже являются участниками экономики. Уже в подростковом возрасте закладываются начальные знания о финансах, формируется финансовая грамотность. В отличие от взрослых людей ограниченность подростков в финансах на порядок выше, поэтому подросткам следует рациональней подходить к своим тратам и уже сейчас формировать правильное экономическое поведение.

Актуальность

Становление рыночных отношений в нашей стране в конце XX века выявило элементарную экономическую неграмотность населения, в связи с чем проблема овладения экономической культурой стала весьма актуальной. Исследовать возможность развития экономической культуры, экономического мышления и ответственного экономического поведения начали только в последнее время. Важно развивать экономическое мышление учащихся как компонент сознания и мировоззрения, понимания экономической жизни общества и своего места в ней. У подростков возникает потребность в совершенствовании экономического образования, в развитии экономического мышления и предприимчивости, а также финансовой грамотности, основы которой нужно закладывать со школьных лет. Старшеклассники находятся на пороге взрослой, осознанной жизни, поэтому им необходимо понимать экономику, уметь распределять свой бюджет и учиться рациональному экономическому поведению.

Объект исследования: финансовая грамотность обучающихся в возрасте от 14 до 17 лет

Предмет исследования: уровень сформированности рационального экономического поведения школьников

Цель работы: определение уровня сформированности рационального экономического поведения

Задачи:

  1. изучить понятийно-терминологический аппарат финансовой грамотности;

  2. определить критерии для измерения уровня сформированности рационального экономического поведения школьников;

  3. провести анкетирование с целью определения уровня сформированности рационального экономического поведения у обучающихся МБОУ «СОШ №10».

Методы исследования:

  • отбор материала;

  • анкетирование;

  • анализ полученных данных.

Практическая значимость: изучение уровня сформированности рационального экономического поведения школьников и последующая разработка рекомендаций по его формированию могут быть использованы в учебном процессе школ, а также при разработке программ дополнительного образования и профориентации учащихся.

Гипотеза: эффективность формирования рационального экономического поведения школьников зависит от их способности планировать расходы и рационально распределять доходы

Глава 1. Понятие финансовой грамотности и ее взаимосвязь с рациональным экономическим поведением.

1.1 Финансовая грамотность и ее основы

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. Финансовая грамотность является одним из ключевых навыков, необходимых для успешного функционирования в современной экономике. Она включает в себя понимание основных финансовых понятий и инструментов, умение управлять личными финансами, а также способность принимать осознанные финансовые решения.

Основы финансовой грамотности включают в себя знание о том, как составлять и соблюдать бюджет, как правильно использовать кредиты и займы, как инвестировать свои средства и как защитить свои права в качестве потребителя финансовых услуг. Кроме того, финансовая грамотность предполагает знание о различных видах страхования и пенсионных программах, а также о том, как они работают.

Для того чтобы стать финансово грамотным, необходимо постоянно учиться и развиваться в этой области. Важно понимать, что финансовая грамотность – это не просто знание о том, как управлять своими деньгами, но и умение принимать правильные решения в сложных финансовых ситуациях.

1.2 История возникновения финансовой грамотности.

Финансовая грамотность имеет долгую историю, которая начинается еще в древних цивилизациях. В Древнем Египте и Вавилоне уже существовали системы учета и контроля над финансами. С развитием торговли и банковской системы финансовая грамотность становилась все более важной для успешного ведения бизнеса и управления личными финансами.

В средние века финансовая грамотность была тесно связана с развитием банковского дела и торговли. В этот период возникли первые банки и биржи, а также были разработаны первые правила и стандарты для управления финансами.

Современная финансовая грамотность берет свое начало в конце 19 – начале 20 века, когда появились первые законы о защите прав потребителей и инвесторов. В это время были разработаны основы финансовой аналитики, которые используются до сих пор.

Сегодня финансовая грамотность продолжает развиваться и совершенствоваться. Она включает в себя не только знания о том, как управлять своими финансами, но и навыки принятия решений, планирования бюджета и инвестирования.

1.3 Принципы финансово грамотного человека

Финансовая грамотность является важным навыком для каждого человека, поскольку она позволяет управлять своими финансами и принимать осознанные решения. Вот несколько принципов финансово грамотного человека:

1. Планирование бюджета:

Финансово грамотный человек умеет составлять бюджет и придерживаться его. Он понимает, какие расходы являются необходимыми, и старается не тратить деньги на ненужные вещи.

2. Инвестирование:

Финансово грамотный человек понимает важность инвестирования, но подходит к этому процессу с осторожностью. Он выбирает надежные и проверенные инструменты инвестирования и следит за изменениями на рынке.

3. Понимание работы финансовой системы:

Финансово грамотный человек разбирается в работе финансовой системы и понимает, как она функционирует.

4. Сбережения:

Финансово грамотный человек умеет правильно откладывать деньги, оставляя часть доходов.

Следуя этим принципам, финансово грамотный человек сможет управлять своими финансами эффективно и достигать своих целей.

1.4 Рациональное экономическое поведение подростков.

Рациональное экономическое поведение многими учеными определяется как поведение субъектов экономики (потребителя и производителя) в сфере экономических отношений, направленное на максимизацию собственной выгоды при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. Рациональное экономическое поведение подростка – стремление подростка получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Рациональное экономическое поведение подростков включает в себя умение планировать свой бюджет, оценивать свои потребности и возможности, а также принимать обоснованные финансовые решения. Финансовая грамотность играет ключевую роль в формировании рационального экономического поведения подростков, так как помогает им понять основные принципы работы финансовой системы и научиться управлять своими финансами.

Глава 2. Определение критериев для измерения уровня сформированности рационального экономического поведения школьников

С педагогической точки зрения особенности воспитания старшеклассников, в основном, определяется спецификой юношеского возраста. Именно, в юношеском возрасте учащиеся оказываются на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Для юношей и девушек становится характерной нацеленность в будущее. Растет их самосознание, развивается потребность в самоопределении, в выборе будущей профессии, повышается роль самооценки, интенсивно формируется мировоззрение.

Экономическое образование школьников – это процесс, направленный на усвоение необходимого минимума базовых экономических знаний, умений, навыков, развитие способностей к самообразованию, усовершенствование качеств личности, которые выражаются в адаптационной мобильности, адекватной позитивной самооценке, осмыслении своего индивидуального экономического потенциала, формировании осознанного гражданского экономического поведения, что будет способствовать обеспечению позиции экономически активных членов общества, способных сознательно приобщаться к экономической жизни страны.

Многие родители проводят параллель между финансовой грамотностью подростка и строгой экономией. Однако это неверный путь. Наука о деньгах для детей обязательно должна включать в себя не только пункты о способах их заработка, но и о грамотном расходовании средств.

Изучив основы финансовой грамотности, автор определил критерии для измерения рационального экономического поведения подростков в части оптимального распоряжения своими финансами:

1. Планируют свои доходы и расходы

2. Стараются не брать в долг

3. Сберегают деньги, копят на что-либо

4. Умеют сравнивать и выбирать наиболее оптимальный вариант

5. Оценивают риски, не принимают скоропалительных решений

Согласно данным критериям автором была составлена анкета для опроса обучающихся в возрасте 14-17 лет, на основании которой можно определить уровень сформированности рационального экономического поведения подростков (текст анкеты в Приложении 1).

Глава 3. Определение уровня сформированности рационального экономического поведения у обучающихся МБОУ «СОШ №10»

Для определения уровня сформированности рационального экономического поведения обучающихся в 9-11-х классах МБОУ «СОШ №10» было проведено анкетирование. Блоки 2 и 3 непосредственно построены на критериях оценки уровня сформированности РЭП, а блок 1 направлен на выявление отношения к финансовой грамотности в семье.

На основании анкетирования (Приложение 1) группы подростков 9-11-х классов был проведен анализ ответов. Общее количество респондентов составило 134 человека. В 9-11-х классах МБОУ «СОШ №10» обучается 167 человек, поэтому выборка может считаться репрезентативной и релевантной.

По блоку 1 «Участие в финансовых делах семьи» была составлена диаграмма (Приложение 2), из которой видно, что значение труда и финансовой грамотности оценивается довольно высоко, а участию подростков в планировании бюджета семьи отводится важная роль. Тем не менее, доля тех, кто не считает финансовую грамотность важной либо ничего не знает о ней, крайне высока. Данный факт свидетельствует о том, что формированию финансовой грамотности необходимо уделять повышенное внимание.

По блоку 2 «Твоя система покупок» была составлена таблица «Рациональное экономическое поведение» (Приложение 3).

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Абсолютное большинство опрошенных (72 %) самостоятельно совершают покупки в магазинах и знают цены на товары (84 %).

2. Производитель товара не играет большой роли при осуществлении покупки для 41 % опрошенных, что может говорить как о неосведомленности подростков о фирмах, представленных на рынке, так и о неумении сопоставлять параметры цена – качество и находить оптимальный вариант для покупки.

3. Большинство респондентов не совершают спонтанных покупок (71 %), хотя только 59 % составляют план своих расходов заранее. Это может быть связано с тем, что их доходы не являются стабильными.

4. Чуть менее половины школьников (49 %) часто откладывают деньги на что-то необходимое, хотя лишь 12 % опрошенных сразу тратят все имеющиеся у них деньги. Данный факт свидетельствует о том, что уже в этом возрасте подростки задумываются о важности сбережений.

Блок 3 «Личные доходы» ставил целью определить, какие источники доходов имеют подростки 14-17 лет, обучающиеся в школе (Приложение 4). Только 7 % подростков ответили, что вообще не имеют денег в личном распоряжении. Остальные получают деньги из различных источников и тратят их на собственные нужды. Характер данных поступлений нерегулярный, что не позволяет в полной мере оценить способность школьников планировать свой бюджет. Однако на основании того, сколько обучающихся участвуют в планировании бюджета семьи и того, как они планируют собственные расходы, можно сделать вывод о том, что многие подростки имею общее представление о бюджете, соотносят свои доходы с расходами и учатся оптимально распоряжаться своими финансами.

Заключение

Таким образом, в условиях рыночной экономики неизбежной становится проблема изучения денег, их влияния и восприятия различными группами людей и непосредственно подростками. Несмотря на то, что в подростковом возрасте еще не всегда можно говорить о полных проявлениях вовлеченности в экономические отношения, школьники продолжают получать опыт о взаимодействии с экономическим миром взрослых и испытывают на себе его влияние.

Изучив основы финансовой грамотности, автор определил следующие критерии для измерения рационального экономического поведения подростков в части оптимального распоряжения своими финансами и составил анкету для опроса:

1. Планируют свои доходы и расходы

2. Стараются не брать в долг

3. Сберегают деньги, копят на что-либо

4. Умеют сравнивать и выбирать наиболее оптимальный вариант

5. Оценивают риски, не принимают скоропалительных решений

На основании анкетирования группы обучающихся 9-11-х классов был проведен анализ ответов и сделаны выводы касательно уровня сформированности рационального экономического поведения подростков.

1. Необходимо уделять повышенное внимание формированию финансовой грамотности.

2. Абсолютное большинство опрошенных самостоятельно совершают покупки в магазинах и знают цены на товары. Однако почти половина из них либо не осведомлены о фирмах, представленных на рынке, либо не умеют сопоставлять параметры цена – качество и находить оптимальный вариант для покупки. Большинство респондентов не совершают спонтанных покупок, хотя только чуть больше половины их них составляют план своих расходов заранее. Подавляющее большинство респондентов не тратят все имеющиеся у них деньги сразу и задумываются о важности сбережений.

3. Более 90 % подростков в возрасте 14-17 лет имеют деньги в личном распоряжении, хотя характер данных поступлений нерегулярный, что не позволяет в полной мере оценить способность школьников планировать свой бюджет. Тем не менее, многие подростки имею общее представление о бюджете, соотносят свои доходы с расходами и учатся оптимально распоряжаться своими финансами.

Гипотеза о том, что эффективность формирования рационального экономического поведения школьников зависит от их способности планировать расходы и рационально распределять доходы, то есть от уровня финансовой грамотности, подтвердилась.

Список использованных источников и литературы:

  1. Зеленцова А., Демидов Д., Блискавка Е. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М.:ЦИПСиР. 2012. 112с.

  2. Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразоват. орг., социально-экономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 384 с.

  3. Ларева, Н. И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов/ Н. И. Ларева. — М. : ИНФРА-М, 2014. — 102 с.

  4. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 352 с.

  5. Орлова Е. Трансформации финансового поведения человеческого фактора в условиях кризиса //Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2010. №. 6.

  6. Паатова М., Даурова М. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // вектор науки тольяттинского государственного университета. 2014. №. 2 (28).

  7. Прутченков А. Личная финансовая безопасность. Как ее можно обеспечить // Народное образование. 2008. № 10. С. 181-185.

  8. Солодкая Н.В., Развитие экономической культуры подростков средствами экономичекой пропедевтики // Образование и наука. № 1, 2008 г.

Интернет-источники:

https://students-library.com/library/read/38985-ekonomiceskoe-myslenie

https://открытыйурок.рф/статьи/314063

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=586495

https://studme.org/1843062410945/ekonomika/ekonomicheskoe_myshlenie_trudnosti_ratsionalnogo_ekonomicheskogo_myshleniya

https://myrouble.ru/relevant

Приложения

Приложение 1

Анкета для определения уровня сформированности рационального экономического поведения

Уважаемый старшеклассник!

Данное исследование проводится для изучения финансовой грамотности подростков. Тебе будут предложены вопросы с несколькими вариантами ответов. Необходимо выбрать и отметить один подходящий ответ на каждый вопрос.

Блок №1. Твое участие в финансовых делах семьи.

    1. Часто ли твои родители говорят о роли труда в жизни человека?

а) Да, мне часто напоминают о важности труда.

б) Бывает, но редко.

в) Чаще всего я сам(а) завожу разговоры на эту тему.

г) Нет, мои родители не говорят о таком.

    1. Что твои родители говорят о роли труда в жизни?

Свой ответ напиши ниже:

    1. Считают ли твои родители, что финансовая грамотность играет важную роль в воспитании ребёнка?

а) Да, считают.

б) Нет, они так не считают.

в) Затрудняюсь ответить.

    1. Участвуешь ли ты в распределении семейного бюджета и планировании крупных покупок?

а) Да, я принимаю участие.

б) Нет, мне это неважно.

    1. Учитывается ли твое мнение при распределении семейного бюджета и планировании крупных покупок?

а) Да, моё мнение всегда учитывается.

б) Принимается, но не учитывается.

в) Нет, не учитывается.

Блок №2. Твоя система покупок

2.1. Часто ли ты самостоятельно покупаешь что-то в магазине?

а) Да, мне часто приходится совершать покупки.

б) Бывает, но редко.

в) Нет, я практически не покупаю ничего сам(а).

2.2. Знаешь ли ты среднюю стоимость товаров в магазине?

а) Да, знаю.

б) Нет, не знаю.

в) Знаю цены только на нужные мне товары.

2.3. Обращаешь ли ты внимание на фирму товара?

а) Да, мне это важно.

б) Нет, мне всё равно.

в) Затрудняюсь ответить.

2.4. Долго ли ты обдумываешь покупку чего-либо?

а) Да, это занимает длительное время.

б) Нет, я делаю покупки спонтанно.

2.5. Часто ли бывает такое, что ты отказываешь себе в покупке чего-либо, чтобы отложить деньги на что-то нужное?

а) Да, такое случается часто.

б) Такое бывает редко.

в) Нет, я трачу деньги все и сразу.

2.6. Планируешь ли ты свои расходы заранее?

а) Да, я составляю план своих расходов заранее.

б) Нет, я не думаю об том.

в) Затрудняюсь ответить.

Блок №3: Твои личные доходы.

3.1. Получаешь ли ты карманные деньги от родителей?

а) Да, регулярно.

б) Да, но редко.

в) Нет, не получаю.

3.2. Был ли у вас опыт подработки? (обведите нужный вариант).

а) Да.

б) Нет.

Если да, то напишите ниже с какой целью?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Какие еще источники получения денег для личных расходов ты имеешь? (подарки на день рождения, нерегулярные поступления и пр.). Перечисли:

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Диаграмма «Участие в финансовых делах семьи»

Приложение 3

Рациональное экономическое поведение

(по блоку 2 анкеты «Твоя система покупок»)

2.1. Часто ли ты самостоятельно покупаешь что-то в магазине?

а) Да, мне часто приходится совершать покупки

96

72 %

б) Бывает, но редко

27

20 %

в) Нет, я практически не покупаю ничего сам(а).

11

8 %

2.2. Знаешь ли ты среднюю стоимость товаров в магазине?

а) Да, знаю

87

65 %

б) Нет, не знаю

15

11 %

в) Знаю цены только на нужные мне товары

32

24 %

2.3. Обращаешь ли ты внимание на фирму товара?

а) Да, мне это важно

79

59 %

б) Нет, мне всё равно

35

26 %

в) Затрудняюсь ответить

20

15 %

2.4. Долго ли ты обдумываешь покупку чего-либо?

а) Да, это занимает длительное время

95

71 %

б) Нет, я делаю покупки спонтанно

39

29 %

2.5. Часто ли бывает такое, что ты отказываешь себе в покупке чего-либо, чтобы отложить деньги на что-то нужное?

а) Да, такое случается часто

65

49 %

б) Такое бывает редко

53

39 %

в) Нет, я трачу деньги все и сразу

16

12 %

2.6. Планируешь ли ты свои расходы заранее?

а) Да, я составляю план своих расходов заранее

79

59 %

б) Нет, я не думаю об том

31

23 %

в) Затрудняюсь ответить

24

18 %

Приложение 4

Источники доходов подростков

Названные источники доходов

Количество респондентов

Процент от общего количества

Карманные деньги

39

29 %

Подработка

26

19 %

Подарки на праздники, включая день рождения

70

52 %

Иные доходы (за помощь родителям, за успехи в учебе и пр.)

14

10 %

Нет денег в личном распоряжении

9

7 %

* возможны несколько вариантов ответа

Приложение 5

Глоссарий

Доход – денежные суммы или материальные ценности, которые были получены в течение определенного периода и в результате осуществления какой-либо деятельности.

Рациональное экономическое поведение – поведение субъектов экономики (потребителя и производителя) в сфере экономических отношений, направленное на максимизацию собственной выгоды при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Релевантная выборка — это выборка, которая соответствует задачам исследования. В статистике выборка – это часть совокупности элементов, которую используют в исследовании.

Репрезентативная выборка – это часть данных, полученных, как правило, от большой группы, имеющей общие характеристики. С помощью репрезентативной выборки можно анализировать крупные совокупности людей, поскольку индивидуальные собранные данные отражают характеристики более крупной группы.

Риск – вероятность возможной нежелательной потери чего-либо при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Семейный бюджет – учет и план доходов и расходов семьи на определенный период.

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Просмотров работы: 18