Введение
Выражение «Ум ребёнка – на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу В.А.Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке, и на языке. Только после обследования предметов - ощупывании и облизывании, в сознании младенца возникает общее представление о предметах и их свойствах. Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного изучения окружающих предметов, тем быстрее он развивается.
Маленькие дети очень любят яркие, необычные предметы, которые можно потрогать, попробовать на вкус, которые звенят, шуршат, стучат, пищат. Это очень привлекает их внимание.
Когда я была маленькой, мама постоянно делала мне разные сенсорные коробки из натуральных материалов, шила развивающие книжки, вязала тактильные игрушки. Это те игры, которые я любила больше всего и очень часто с ними играла.
Я тоже очень люблю мастерить, часто делаю книжки-игрушки из бумаги, картона, пластилина и других предметов для творчества. Но такие книжки недолговечны, быстро приходят в негодность, рвутся. Поэтому я решила сама сделать развивающую книгу-домик из ткани и фетра. Она долговечна, её сложно помять, порвать, можно стирать, если замарается.
Для этого я самостоятельно придумала и разработала проект этой книжки и воплотила его в реальность.
Актуальность проекта
Актуальность моего проекта в том, что тактильные игрушки играют особую роль для дошкольников и младших школьников; они оказывают влияние на их эмоциональное развитие, формируют воображение, развивают мелкую моторику рук, показывают разнообразие цветов, фактур, знакомят с окружающим миром, способствует обучению в ходе игры. Но таких развивающих книжек в наших магазинах нет.
Цель проекта
Узнать историю возникновения развивающих книжек и изготовить развивающую книжку-домик своими руками из ткани и фетра.
Задачи проекта:
1. Познакомиться с историей возникновения развивающих игрушек, с видами и областями их применения.
2. Изучить технологию изготовления развивающей книжки из ткани и фетра.
3. Подобрать материалы и оборудование для изготовления книжки-домика.
4. Придумать, создать проект страниц развивающей книжки, и воплотить его в реальность.
5. Воспитывать в себе трудолюбие, внимательность.
6. Научиться планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд.
Гипотеза
Полагаю, что создание развивающей книжки из ткани сложный процесс, но думаю, что я справлюсь.
Методы исследования:
1. Изучение теоретического материала об истории возникновения и разновидностях мягких развивающих игрушек.
2. Ознакомление с электронными ресурсами, в которых показываются примеры и мастер-классы по изготовлению подобных книжек.
3. Моделирование содержания и наполнения страниц развивающей книжки
4. Тестирование оборудования для выполнения практической части исследования.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. История возникновения детских развивающих книжек
Первые развивающие книжки были известны ещё в XVIII веке, делались они из подручных и натуральных материалов.
В начале XX века массово стали выпускаться книжки-поделки, книжки-раздвижки и специальные книжки-игрушки для театра теней. Даже в годы Великой Отечественной войны выпускали игровые книжки с клапанами и отверстиями.
В конце XX века в магазинах советские граждане могли приобрести для своих малышей книжки с подвижными дисками в виде часиков, телефончиков, книжки с резными окошечками, со стереокартинками. Также широкое распространение получили книжки с открывающейся дверкой на первой странице, тогда же появляются первые музыкальные книжки. Особой популярностью пользовались книжки-панорамы. При открытии каждой страницы перед читателями появляется объёмное изображение. Чуть позже издаются книги-затеи (музыкальные, математические и прочие), книжки-комиксы, книжки-игрушки. В качестве примера можно привести всем известные книжечки с изображением кукол, которые перед игрой необходимо было выстригать ножницами и подготовить для них целый бумажный гардероб. Платья и иные наряды крепятся к картонной кукле специальными загибами.[5]
А первую развивающую книгу для малышей создал больше сорока лет назад (в 1979 году) один художник по имени Эрик Карл. Он известен как книжный художник-иллюстратор. Как-то в его руках оказался дырокол. И он, неизвестно зачем, стал прокалывать дырочки в листе бумаги, тоже случайно подвернувшемся под руку. Эти дырочки, выстроившись в ряд, вдруг показались художнику следами «жизни» маленького существа. Будто кто-то прогрыз бумагу — сначала в одном месте, потом — в другом. Кто бы это мог быть? Маленький червячок? В результате прожорливый червячок превратился в гусеницу, очень голодную. Дырочки нашли себе место в яблоке, грушах, сливах, апельсинах и совсем невероятных вещах вроде тортов и мороженого. А все вместе стало книжкой из толстого картона с необычно устроенными страницами, на которых каждый — и ребенок, и взрослый — ясно видит следы, оставленные голодной гусеницей. Так появились книги-шнуровки.[9]
1.2. Разновидности развивающих книг
Существует несколько типов развивающих книжек:
1. Мягкие и тактильные книжки. Это скорее игрушки в форме книг, выполненные из разных тканевых материалов, чем полноценное печатное издание. Такие книжки подходят для самых маленьких читателей. Часто в такие книги вшиты различные двигающиеся элементы, разные по текстуре, издающие звуки. Кроме того, к данной категории книжек подходят и специализированные издания для незрячих детей, которые способны передавать информацию тактильными ощущениями. Информация в таких книгах нанесена с помощью рельефного изображения. Такие книги могут содержать элементы из дерева, ткани, картона, пластика, поролона или металла. Благодаря чему даже для таких деток книги могут быть обучающими или игровыми.
2. Книжки-раскраски. Они предназначены не только для чтения, но и имеют картинки для раскрашивания. Существуют такие раскраски, для работы с которыми не требуются даже краски, фломастеры или цветные карандаши. Цвет на картинке проявляется от кисточки, смоченной обычной водой. После высыхания рисунок вновь становится чёрно-белым. Многократность использования – основной плюс таких раскрасок.
3. Книжки-гармошки. Это небольшие книжки, сложенные гармошкой. В процессе чтения их нужно раскладывать и складывать обратно. Такую книжку можно использовать в качестве ширмы для игровых кукольных представлений.
4. Книжки-фигурки. Сами книжки выполнены в виде фигур животных, птиц, домика, машинки и т.п.
5. Книжки-пазлы. Это книжки из толстого картона, некоторые листы которых состоят из небольших пазлов. Помимо интересного рассказа, малыши смогут собрать из множества кусочков красивую картинку с любимым персонажем.
6. Музыкальные книжки-игрушки. Они могут быть оснащены несколькими кнопками для прослушивания мелодий, песен, сказок. Также есть книжки с клавишами, где рядом с текстами песен нарисованы ноты.
7. Книжки с игровыми замыслами. Они могут быть дополнены пищалками, прорезывателями, погремушками, зеркальцем или мягкими игрушками – всем, что вызывает интерес у маленьких первооткрывателей.
8. Книжки-игрушки для ванной. Это особый помощник для родителей. Ведь многие малыши наотрез отказываются мыться с шампунем, и тогда родители идут на хитрость и предлагают интересную книжку с сюрпризом. Пока несговорчивый малыш увлечен разглядыванием ярких картинок и игрой с пищалками или брызгалками, его без труда можно намылить и ополоснуть. [6]
1.3. Для чего нужны развивающие книжки, где применяются
С помощью развивающих книжек можно в игровой форме обучить ребенка новым интересным знаниям:
- рассказать ребенку, как выглядят и "говорят" животные;
- показать геометрические фигуры, цифры и буквы;
- познакомить ребенка с игрушками и другими окружающими нас предметами;
- научить классифицировать предметы,
- изучать свойства предметов,
- составлять небольшие рассказы, строить смысловые цепочки и многое другое.
Небольшой формат позволяет взять интересную книжку с собой в дальнюю дорогу и надолго занять малыша, чтобы ему было нескучно.
Развивающие книжки можно использовать в любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей. Заниматься по ним можно и дома с родителями, и в образовательных учреждениях. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду и рекомендовано к использованию в своей работе учителям, воспитателям, логопедам, психологам и дефектологам. [5]
1.4. Плюсы и минусы использования развивающих книжек
Развивающая книжка имеет много плюсов:
1. С помощью развивающих книжек в первую очередь развивается мелкая моторика ребёнка, а это основа успешного интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.
2. Развивающая книжка несёт в себе познавательную функцию. Можно изучать окружающий мир с помощью такого пособия и получать новые знания.
3. Может долгое время заниматься, не мешать родителям.
4. Книжку можно легко брать с собой в поездки. Она не требует специальных условий хранения.
5. Игрушку можно постирать, почистить. Если ее содержимое уже надоело, можно немного видоизменить ее.
6. Развивающие игрушки из ткани и фетра выполнены из экологически чистых натуральных материалов и не несут вреда здоровью.
Минусы использования развивающих книжек:
- В книжках могут содержаться мелкие элементы, которые можно случайно оторвать и проглотить. Поэтому важно выбирать для детей маленького возраста развивающие книжки без мелких элементов.
Я считаю, что, играя с такими книгами, можно быстрее развивается, лучше усваивать новую информацию об окружающем мире, развивать мелкую моторику, воображение, внимание, мышление. И хоть я сейчас уже подросла, но до сих пор с удовольствием играю со своими книжками. [8]
Глава 2. Практическая часть
2.1. Выбор материалов для изготовления
Для изготовления развивающих книжек используют различные материалы: хлопок, лен, кожу, мех, замшу, фетр и др. Странички книги изготавливают из фетра или хлопка, а для придания им объёма используют синтепон. Для закрепления сюжетных деталей применяют ручные швы или машинные. Часто делают детали на пуговицах, липучках, крючках и кнопках, которые можно снимать и менять местами. Обязательно используются ленточки, веревочки, шнурочки, бусины, пуговицы и прочая фурнитура. Страницы книжки сшивают или делают их съёмными, используя люверсы, кнопки, кольца.
Я в своей работе использовала:
- несколько видов тканей: хлопковое полотно, габардин, трикотаж.
- готовые детали, напечатанные с помощью метода лазерной вырубки на фетре и габардине,
- фетр различных цветов,
- флизелиновую клеевую основу для ткани,
- синтепон,
- различные ленты и шнурки (атласные, репсовые, кручёные),
- липучки на клее,
- пуговицы, бусины, бисер и другую фурнитуру,
- нитки различных цветов.
2.2. Выбор инструментов и оборудования
Для работы мне понадобились:
- швейная машинка,
- портновские ножницы,
- иглы,
- линейка,
- карандаш,
- мел для черчения,
- утюг, гладильная доска.
2.3. Правила безопасной работы
При работе с ножницами:
- ножницы надо хранить в сухом месте, чтобы не допустить образования ржавчины на лезвиях;
- инструменты должны быть качественно отрегулированными и заточенными;
- во время работы с этих предметов не следует отвлекаться, важно соблюдать внимательность;
- при передаче ножниц держать их надо за сомкнутые лезвия;
- класть инструмент надо справа сомкнутыми лезвиями от себя;
- нельзя бегать с ножницами.
При работе с утюгом:
- перед началом работы проверить исправность шнура;
- включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки;
- ставить утюг на подставку;
- следить за правильной установкой указателя терморегулятора (в соответствии с видом ткани);
- после окончания работы утюг выключить и поставить на подставку.
При работе с электрической швейной машинкой:
- волосы спрятать под косынку, застегнуть манжеты рукавов;
- не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
- перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл;
- не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины;
- при включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении браться только за корпус вилки шнура;
- осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.
2.3. Технологическая последовательность изготовления развивающей книжки-домика
1. Подготовка материалов для изготовления книжки |
|
Мы закупили ткань, фетр, синтепон, флизелин, ленты, нитки, липучки, пуговицы и другие необходимые предметы. На сайте «Швейкин принт» заказали печать отрисованных элементов для наполнения содержимого нашей книжки. |
|
2. Изготовление основы страниц |
|
Для изготовления внутренних страниц берём хлопковую ткань, для обложки – габардин и джинсу. На ткани расчерчиваем одинаковые квадраты размером 28 х 28 см. Далее аккуратно по линиям вырезаем эти квадраты. Получилось 10 штук. |
|
Далее расчерчиваем на флизелине 10 квадратов размером 28 х 28 см. С помощью утюга приклеиваем его с изнаночной стороны страниц. Делается это для того, чтобы сделать страницы стали более плотными. |
|
Вырезаем синтепон: - размер 28 см х 28 см – 3 шт. (для страниц), - размер 62 см х 28 см – 1 шт. (для обложки) |
|
3. Подготовка элементов страниц |
|
На готовые элементы, заказанные ранее на сайте, прикрепляем с обратной стороны липучки, чтобы можно было их крепить к страницам. К кукле пришиваем липучку в виде купальника, чтобы можно было крепить на него одежду. |
|
Напечатанные на страницах фетра детали книжки вырезаем. |
|
4. Изготовление страниц книжки |
|
Страница 1 Обложка Готовую обложку (1 страницу) вырезаем до формата 28 на 28 см. Пришиваем к ней ленты. |
|
Страница 2 Спальная комната. (Приложение 1) Шьем постель для куклы: матрасик, одеяло, подушку. Подушку набиваем синтепоном. Кровать пришиваем как карман, чтобы под неё можно было положить какие-то мелкие детали. Пришиваем окно из белого флиса, по периметру проходим строчкой-зигзагом голубого цвета. Шторки пришиваем складками, сверху прикрывая куском фетра, рядом пришиваем тесёмки-прихваты для штор, чтобы можно было их завязать. В окне пришиваем деревянную звезду - пуговицу. Вырезаем и пришиваем флисовый коврик, на него липучку, чтобы можно было поместить питомца или игрушку. |
|
Страница 3 Гардеробная. (Приложение 2) Готовим на бумаге выкройку шкафа гардеробной, переносим её на фетр, вырезаем, пришиваем к странице, внутрь вшиваем липучки, чтобы можно было прикрепить элементы одежды. Далее пришиваем дверцы шкафа, сделанные из двойного фетра. На дверцы пришиваем ручки – пуговки в виде цветков. Пришиваем зеркало и липучки для расположения мелких деталей. Украшаем страницу, пришивая две деревянные пуговицы – бабочки. |
|
Страница 4 Кухня. (Приложение 3) Вырезаем и пришиваем элементы из фетра: шкаф с дверками, тумбу и раковину в виде кармана, кран. Пришиваем напечатанные на фетре элементы – холодильник, на него дверку, микроволновую печь, газовую плиту. На газовой плите с помощью фетра изображаем огонёк. Пришиваем бусины – дверцы шкафа и краны горячей и холодной воды. Пришиваем и прикрепляем на клейкую основу липучки для расположения мелких элементов. |
|
Страница 5 Столовая. (Приложение 4) Вырезаем и пришиваем элементы из фетра: стол, стул, окно, полку, часы, миски для еды домашних питомцев, вазу на окно. Стол пришиваем в форме кармана, чтобы за ним можно было разместить куклу. Пришиваем цветы в вазе – пуговицы. Приклеиваем липучки для съёмных элементов. |
|
Страница 6 Ванная комната. (Приложение 5) Делаем разметку линий воды карандашом на странице, прострачиваем их двойным швом на машинке. Элементы, вырезанные из фетра (ванну, душ, туалет, раковину, полку) пришиваем. Ванну пришиваем в форме кармана, чтобы туда можно было поместить куклу. В шов ванны вставляем тесёмки с игрушками для ванны на конце (бабочки), хорошо прострачиваем это место, чтобы тесьма крепко держалась. Пришиваем бусины, бисер – краны холодной и горячей воды. Пришиваем и приклеиваем липучки для съёмных элементов. |
|
Страница 7 Хозяйственный блок. (Приложение 6) К стиральной машине пришиваем пуговицу-кнопку. Из фетра вырезаем и пришиваем стиральную машину, корзину для белья, гладильную доску, утюг, полотенце. Шнур утюга – тесьму вшиваем в шов утюга и гладильной доски. В верхней части листа пришиваем тесьму – это верёвка для сушки белья. На неё прикрепляем декоративные прищепки. Пришиваем и приклеиваем липучки для съёмных элементов. |
|
Страница 8 Гостиная. (Приложение 7) Из фетра вырезаем и пришиваем элементы кресла, столик, зеркало, картину. В картине и зеркале пришиваем прозрачную вставку из клеёнки. В зеркало вставляем фольгу для изображения отражения. Картину пришиваем в форме кармана, чтобы можно было менять картинки или фото. Я вставила в неё свою фотографию. В швы подлокотников кресла вставляем тесьму, за которую можно будет крепить куклу. Пришиваем и приклеиваем липучки для съёмных элементов. |
|
Страница 9 Игровая комната. (Приложение 8) Из фетра вырезаем и пришиваем элементы: домик для игрушек, корзину для игрушек. В верхней части страницы делаем гирлянду из бусин, хорошо фиксируем края в швах элементов. Из разноцветных атласных лент делаем шалаш, пришиваем их в ряд, верх прикрываем крышей из фетра, концы лент обрабатываем зажигалкой, чтобы не распускались. Пришиваем игрушки пуговицы – сову, жирафа, утёнка. Пришиваем и приклеиваем липучки для съёмных элементов. |
|
Страница 10 Оборотная сторона обложки. В оборотную сторону обложки вшиваем молнию, и пришиваем карман на весь размер страницы. Это будет отделение для хранения съёмных элементов. Пришиваем завязки. |
|
5. Изготовление обложки |
|
Пришиваем тесьму для связывания страниц на внутренней части корешка обложки. Сшиваем страницы обложки и внутреннюю часть обложки с корешками, разглаживаем швы утюгом. Все движущиеся части обязательно скрепляем иголками, чтобы они не попали в швы. Соединяем две части обложки и синтепон иглами, прочерчиваем карандашом линию шва, прошиваем на машинке. С боковой стороны необходимо оставить отверстие, чтобы вывернуть обложку на лицевую сторону. Выворачиваем, расправляем, отпариваем утюгом. Боковое отверстие закрываем машинным швом. |
|
6. Формирование внутренних листов |
|
Пришиваем петли для связывания страниц. Все движущиеся части обязательно скрепляем иголками, чтобы они не попали в швы. Соединяем две страницы, синтепон иглами, прочерчиваем карандашом линию шва, прошиваем на машинке. С боковой стороны необходимо оставить отверстие, чтобы вывернуть обложку на лицевую сторону. Выворачиваем, расправляем, отпариваем утюгом. Боковое отверстие закрываем машинным швом. |
|
7. Сборка книги |
|
Соединяем все элементы книги, вставляем тесьму в петли и завязываем её. |
|
Заселяем нашу книгу жителями и различными предметами. |
|
Наша книжка – домик готова! |
Заключение
Задуманный мною проект выполнен. Работа над проектом была успешной и доставила мне огромное удовольствие. Я очень старалась и добилась желаемого результата.
Я не только освоила новую технику, но и узнала много нового и интересного: научилась самостоятельно изготавливать развивающую книжку-домик из ткани и фетра; узнала, какое значение имеют книжки-игрушки для развития детей, овладела способами оформления книжки-домика. Самое главное - получила много положительных эмоций сейчас, и буду получать в будущем, играя со своей книжкой.
Список литературы и других источников:
Стрельцова Елена, Мастер-классы, https://vk.ru/ [Электронный ресурс]
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, Издательство «Радянська школа». 1973 г.
Магарамова Фаина. Мастер-класс «Инновационные развивающие книжки для младших школьников своими руками», https://znanio.ru/ [Электронный ресурс]
Швейкин принт, https://shveykin-print.ru/ [Электронный ресурс]
Янушка Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 года. – М.: Издательство Владос, 2019 г.
https://www.i-igrushki.ru/
https://www.livemaster.ru/ [Электронный ресурс]
https://odmdetka.ru/ [Электронный ресурс]
https://www.papmambook.ru/
Приложения
Приложение 1.
Страница 2
Спальная комната.
Приложение 2.
Страница 3
Гардеробная.
Приложение 3.
Страница 4
Кухня.
Приложение 4
Страница 5
Столовая.
Приложение 5.
Страница 6
Ванная комната.
Приложение 6.
Страница 7
Хозяйственный блок.
Приложение 7.
Страница 8
Гостиная.
Приложение 8.
Страница 9
Игровая комната.