Как создается книга

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как создается книга

Халтурина А.В. 1
1МАОУ "Лицей № 21" городского округа город Уфа
Лиханова Е.Н. 1
1МАОУ "Лицей № 21" городского округа город Уфа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

- Будь аккуратной, береги учебники и книги! Знаешь, какой это большой труд изготовить книгу, труд многих людей. – сказала мне мама, когда я рассматривала полученные учебники к новому учебному году.

Мне нравиться держать в руках книгу, читать её и рассматривать в ней картинки. Моя любимая книга – это «Волшебник изумрудного города»
Александра Волкова. Мама с моей старшей сестрой тоже любят читать обычные книги, а вот папа читает электронные книги. Многие люди даже считают, что обычная книга, напечатанная на бумаге, может совсем исчезнуть.

Моя мама работает в университетском издательстве. Ходить к ней на работу, это целое приключение. Столько всего интересного, много различных станков, разной бумаги. Она мне разрешает иногда поучаствовать в процессе изготовления книги. А моя бабушка даже написала свою книгу и небольшой сборник стихотворений.

Я, к сожалению, еще не написала так много, чтобы выпустить свою книгу. Но уже написала 1 главу сказки. Однажды на уроке башкирского языка нам прочитали басню Мажита Гафури «Две Мухи». И мне она так понравилась, что я решила сделать книгу с баснями Народного поэта Башкортостана Мажита Гафури.

А еще мне хочется показать своим друзьям и одноклассникам, как интересно и тяжело изготовить книгу. И тогда я уверена, что и они будут бережно относиться к своим учебникам и книгам.

Во время работы я использовала разные методы: искала и читала информацию в Интернете, на уроке технологии мы с одноклассниками попробовали изготовить бумагу, ходила в Центральную городскую детскую библиотеку им. Ш. А. Худайбердина, посетила Мемориальный дом-музей
Мажита Гафури, типографию издательского отдела и библиотеку «Башкирского государственного медицинского университета», Уфимский профессиональный колледж им. Героя Советского Союза Султана Бикеева, фотографировала, проводила опрос среди учеников 2 класса и изготовили с ними книжки для записей.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Теоретический этап

Сначала я определила проблему, над которой надо было работать: насколько сложно изготовить книгу и что для этого требуется?

Цель: изготовить книгу.

Задачи: познакомиться с историей появления книги;изучить структуру книги и этапы её создания; познакомить одноклассников с процессом создании книги; перевести басни поэта Мажита Гафури; издать книгу.

Гипотеза: изготовить книгу очень сложно. Но я думаю, что я с этим справлюсь.

Актуальность работы. Дети очень любознательны, а книга дает знания. Но эти знания нужно еще сохранить. Я думаю, что если я покажу и расскажу ребятам о том, как создается книга, то они будут бережней относиться к свои учебникам и книгам. Ведь как приятно брать в руки не исписанный, не мятый и не порванный учебник или книгу.

1.2. История появления первых книг

В словаре я посмотрела значение слова «КНИГА», оно происходит от церковно–славянского выражения «КЪНИГЫ», что означает буквы или вообще письмо. Основное значение слова «книга» Даль определяет как «сшитые в один переплет листы бумаги или пергамена». [1]

История книги очень интересна. Оказывается люди сначала использовали разный материал для письма: камень, кость, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли. Самый древний материал для письма был камень. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер (Приложение 2).

Потом появились глиняные книги. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. А потом из них складывали книгу. Это была очень тяжелая книга (Приложение 3).

В Египте книги делали из папируса – речного тростника, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка (Приложение 4).

Потом появился новый материал – пергамент (Приложение 5). Его изготавливали из шкур животных. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «ТЕТРАДОС», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать. По внешнему такая тетрадь напоминает современную книгу.

В Древней Руси писали на березовой коре – бересте (Приложение 6). Писали на коре с помощью костяного стержня. [2]

Изобретение бумаги. Во 2 в.н.э. в Китае Цай Лунь изобрел бумагу (Приложение 7). Её изготавливали так: Бамбук измельчали, потом эту массу варили в больших чанах, чтобы она размякла. Затем эту массу наносили на специальные рамки с натянутой сеткой. Эти рамки сохли на солнце. После высыхания снимали лист бумаги (Приложение 8).

Первыми создателями рукописных книг были монахи. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства (Приложение 9).

Книгопечатный станок. В 15 веке немец Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатный станок (Приложение 10). Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных литер составляли слова, строки, страницы. Такие металлические литеры служили долго. Механизированный станок, изобретенный Гуттенбергом, ускорил печатание книг. Первая книга сошла с этого станка в 1456 г. Вскоре появились типографские мастерские.

В России в 1563 г. царь Иван Грозный открывает в Москве первую государственную типографию.

О том как развивалось типографское дело в Башкирии мне рассказали и показали в музее ГБПОУ «Уфимский профессиональный колледж» им. Героя Советского Союза Султана Бикеева (Приложение 11).

Первая типография в Уфе открылась 13 марта 1801 года. Даже сохранился документ, подтверждающий это, но мне его не показали. В типографии было два ручных печатных стана. В ней печатали деловые бумаги. 1 января 1838 года вышел первый номер газеты «Оренбургские губернские ведомости». А вначале 20 века началось книгопечатанье в Уфе. Типографское дело стало развиваться (Приложение 12).

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Процесс создания книги

Посмотрев литературу, интернет-источники, посетив типографию ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России и ГБПОУ «Уфимский профессиональный колледж» им. Героя Советского Союза Султана Бикеева я поняла, как происходит изготовление книги сейчас в наше время.

1. Сначала нужно набрать текст на компьютере и подобрать иллюстрацию к этому тексту. Иногда авторы своих книг сами рисуют, а иногда они обращаются за помощью к художникам-иллюстраторам.

2. После текст отдают на проверку. Где его редактируют и корректируют, исправляют опечатки и орфографические ошибки.

3. Когда макет проверен, то этот файл отдают на следующий этап – разрабатывают ее дизайн. Это совмещение теста с картинками и придумывают как будет выглядеть обложка.

4. Итак дизайнер придумал, как будет выглядеть книга. Материал отдают на вёрстку и техническую корректуру. Размешают по страничкам и выравнивают текст по полям, чтобы все выглядело аккуратно. Вот нас в школе тоже приучают соблюдать поля в тетрадках. Значит и мы немножко обучаемся искусству вёрстки текста.

5. Теперь готовый макет распечатывают и показываю автору. Автор должен согласиться со всеми изменениями и внешним видом. Если же нет, то будущая книга опять идет на дополнения и изменения.

6. Макет отправляют на допечатную подготовку (переводят электронный файл в нужный формат) и отправляют на печать в типографию.

Печать книги и ее преображение в законченный вид очень увлекательный процесс.

1. Печатные блоки могут отпечатывать разными способами и на разном оборудование. Это все зависит от тиража, типа бумаги, цветная или черно-белая печать. Мама мне рассказала об этом оборудование и показала, а еще мы сходили в ГБПОУ «Уфимский профессиональный колледж» им. Героя Советского Союза Султана Бикеева и там нам тоже показали печатное и послепечатное оборудование (Приложение 13, 14).

2. Когда листы (блоки, так их называют в типографии) готовы, их отправляют на переплет. Это как будто на отпечатанные странички одевают рубашку. Есть разный переплет: самый простой – сшивание скобами, получается как тетрадка; термоклеевой – блоки склеивают специальным клеем, а пока клей не застыл приклеивают обложку; переплет в жесткую обложку – это самый сложный, но самый крепкий способ. Листики сначала сшивают нитками в отдельные тетрадки (часто вручную, в маленьких типографиях). Отдельно готовят обложку. Её тоже обклеивают, могут обтянуть картон различным материалом, соединяют с корешком и уже с готовым блоком «тетрадочек» (Приложение 15).

3. И последний этап – обрезка. После того как странички одели в рубашку, страничку выглядят не ровными. Они выглядывают из под обложки, лишний клей выступает из-под корешка. Что бы книжка выглядела аккуратной ее подрезают с трех сторон на больших ножах. Эти станки называются гильотины (Приложение 16).

И вот книга готова! (Приложение 17)

В типографиях существует еще много разного оборудования
(Приложение 18). Иногда необходимо, чтобы книга подсохла, отлежалась под прессом. На обложку могут нанести золото, серебро, лак. «Рубашку» книги мастера и переплетчики могут нарядить как в драгоценный кафтан.

2.2. Мастер-класс «Изготовление бумаги»

Я решила попробовать сама изготовить бумага способом, который придумали в Китае. Помочь в этом мне я попросила маму.

Первым делом нам надо было подготовить массу для будущей бумаги. У мамы на работе много бумажных обрезок, которые они сдают макулатуру. И вот мы решили измельчить их на бумагарезательном оборудование. Сырье для будущей массы готово.

Следующий этап. Дома мы насыпали эти обрезки в контейнер и залили горячей водой. Кипятить эту массу, как в Китае, мы не стали. Оставили на час, чтобы бумага разбухла. А потом, чтобы масса стала однородной, мама помогла мне с помощью блендера размолоть ее.

А вот дальше нам потребовалась помощь папы. Мы взяли рамку для фотографии, вынули стекло и на саму рамку папа с помощью мебельного степлера натянул мелкую сетку.

Теперь можно было пробовать. Рамку с натянутой сеткой я опустила в бумажную массу. Пришлось немного постараться, чтобы масса равным слоем легла на сетку, получилось у меня не сразу. Лишнюю жидкость мы удали с помощью полотенчика, а вместо пресса использовали пластиковые дощечки. Пресс нужен, чтобы будущий лист бумаги был ровный, а измельченная бумага плотно прижалась. Осталось отделить этот полуфабрикат от сетки, это для меня оказалось самым трудным, надо было сделать так, чтобы этот мокрый лист не порвался. Осталось листу высохнуть. Ура, получилось! (Приложение 19).

С эти увлекательным и познавательным методом я решила поделиться с одноклассниками. Моя мама и учительница на уроке технологии помогли мне провести мастер-класс для ребят!

Ребята были очень увлечены этим занятием. Многие из них были удивлены, как же сложно оказывается изготовить бумагу (Приложение 20).
И решили для себя, что теперь бережней будут относить к бумаге, книгам и учебникам. А еще, после этого многие ребята в последующие дни стали приносить использованную бумагу в школу, для сдачи ее в макулатуру. Ведь сейчас некоторый вид бумаги на производстве изготавливают именно из макулатуры, перерабатывая ее примерно таким же способом, как и мой мастер-класс. Только все это делается с помощью оборудования.

2.3. Мастер-класс «Создание книги тетрадочным способом»

Бумагу мы изготовили. Осталось изготовить саму книгу. Как это делается я тоже решила показать одноклассникам. Для изготовления основных страниц и обложки мы взяли уже готовую бумагу из магазина.

Всем ребятам я раздала несколько листов чистой бумаги и один плотный лист цветной бумаги.

Основной блок будущей книги мы сложили ровно пополам, так же поступили и с будущей обложкой. Потом соединили все вместе, вложив блок листов в обложку. Но это еще не все, нам же нужно это сшить. Мама принесла с работы специальный степлер. Он намного больше обычного степлера, чтобы можно было поставить скрепки по середине листа.

Чтобы избежать несчастного случая, ведь мы могли случайно пробить себе пальчики, мама помогла нам прошить наши заготовки. И вот наши листы бумаги стали походить на тетрадку. Тут пригодились наши листы самодельной бумаги. Мы с ребятами приклеили из на главную станицу обложки и обложка приобрела уже интересный вид. Книга- тетрадка готова! (Приложение 21)

Да, на ней нет названия и нет текста с картинками внутри. Но я уверена, что ребята обязательно в ней напишут свой рассказ, сказку или стихи, а может будут использовать как блокнот. На обложке появиться название их произведения и имя автора. Удачи, ребята!

2.4. Посещение мемориального дома-музея Мажита Гафури в Уфе

Перед тем как приступить к изготовлению книги стихотворений поэта Мажита Гафури я решила сначала узнать о нем самом.

Мы с мамой посетили мемориальный дом-музей Мажита Гафури.

Музей был открыт в 1948 году. Дом был подарен поэту Башкирским правительством в 1923 году, в связи с присуждением ему почетного звания Народного поэта Башкортостана за выдающиеся заслуги в деле развития башкирской и татарской литературы. Расположен по ул. Гоголя №28 г. Уфы.

Мажит Гафури жил здесь (1923–1934) в период подъема своей творческой деятельности. В трех экспозиционных залах рассказывается о жизни и творчестве поэта, прозаика, драматурга и публициста. [5]

В мемориальных залах музея экспонируются личные вещи Мажита Гафури и его семьи – реликвии семьи поэта. Подлинные вещи воссоздают атмосферу, в которой жил поэт, помогают почувствовать, понять его жизнь и творчество (Приложение 22).

Экскурсовод дома-музея даже разрешил мне потрогать его письменный набор, перо и чернильницу, присесть за его рабочий стол.

2.5. Подбор и перевод произведений

Народного поэта Башкортостана Мажита Гафури

Подобрать материал для книги, тоже не простое дело.

С первого класса мы изучаем башкирский язык. Слушаем стихи, сказки, песни на башкирском языке. Но я еще очень мало знаю, а выбранные произведения нужно перевести на русский язык.

У Мажита Гафури не так много произведений для детей. Узнав о его жизни и творчестве, я поняла, что он жил и писал в очень тяжелое время. Он рано остался без родителей и начал учиться. Подобрать басни мне помогла мама.

Теперь их надо перевести. Одно произведение мы уже нашли с переводом. А остальные переводили с помощью интернет башкирско-русского словаря. Но переводить с помощью словаря оказалось тоже не просто. Ведь словарь переводит просто слова, без рифмы и смысла. Пришлось и тут потрудится.

1.

Ике себен

 

Две мухи

 

Бер үгеҙ көн буйынса һөрөп һабан,
Ауылға ҡайтып килә кискә табан.
Үгеҙҙең мөгөҙөнә ҡунып килгән
Бер себенгә бер танышы осраған.

Танышы шул ваҡытта быны күрҙе -
Килә был һабан һөргән үгеҙ менән.
"Күҙемә күренмәнең көнө буйынса,
Ҡайҙан ҡайтып киләһең һин?" - тип һораған.

Теге себен, эреләнеп, быға ҡарап,
Ҙурланып, тамаҡ ҡырып, бирҙе яуап:
"Көн буйы һабан һөрөп, арып киләм,
Ваҡытһыҙ йөрөмә әле бимазалап!"

Һөйләшһәң, себен төҫлө кеше менән,
Маҡтаныр эшләмәгән эше менән.
Көн күргән кешеләр күп был донъяла,
Себен кеүек, башҡаларҙың көсө менән.[6]

 

Намаявшись весьма за целый день, Усталый Бык шагает по дороге;
С ним вместе Муха движется — она
Расположилась у Быка на роге.

Другая Муха увидала их
И, подлетев, к подружке обратилась:
«Весь день сегодня не видать тебя,
Где пропадаешь ты, скажи на милость?»

И на подругу глядя свысока,
Ей первая сквозь зубы отвечала:
«На пашне мы работали с утра,
И потому я до смерти устала!..»

На свете есть немало хвастунов —
Они уж существуют не века ли? —
Которые на все лады твердят.
Подобно этой Мухе: «Мы пахали!»

 

2.

 

Хуш еҫле сәскә

 

Душистый цветок

 

Күп үләннәр уртасында үсте

бер хуш исле гөл,

Ушбу гөл читтән карауга бик матур

һәм бик зур түгел.

Җилләр иссә, селкенә бу гөл,

чәчә хуш исләрен,

Аңкый хушбуй исләре көндезләрен

һәм кичләрен.

Ушбу гөлнең бу эшеннән башка

гөлләр көнләшә,

Бу аларның шул эшен күргән саен

хуш ис чәчә.

Бу үсә, үскән саен, хуш исләре арта гына,

Төрле күбәләк кунып иски аның яфрагына.

Ушбу исле гөл кебектер яхшылык

кыйлган кеше,

Исле гөл төслүк кешеләрнең

була ул изгесе. [7]

 

Среди множества трав

на лугу рос душистый цветок,

Незаметный в траве.

Но подует едва ветерок,

Тонким запахом он,

небольшой, неказистый на вид,

И просторнейший луг,

и прохожих тотчас опьянит.

Люди любят его,

с восхищеньем глядят с вышины,

И к простому цветку

острой завистью травы полны.

Любит бабочка сесть

на листок ароматный его.

Что ни день — он растет,

все полнее его торжество.

И хотя он совсем

небольшой, незаметный у ног,

Люди все говорят:

— До чего же хороший цветок!

Он меж трав и цветов

очень скромен, но всеми любим.

Человек образованный

сходен, по-моему, с ним.

 

2.6. Создание книги типографским способом

В подготовке макета и изготовления книги мне помогала мама.

Сначала мы набрали текст на компьютере. Придумали дизайн обложки и самих страничек книги. Подготовили иллюстрации к басням с помощью специального приложения Нейросеть. Получились очень забавные герои произведений.

Печатали книгу в типографии ФГБОУ ВО БГМУ Минзрава России.

Материал нами собран и обработан. Весь текст и картинки был переведен в электронный вариант. Наш макет книги готов и мы отдали его в печать.

Печаталась книга на современном цифровом оборудование. Обложку и страницы печатали отдельно. Листы выходили уже подобраны и оставалась только отпечатанный блок отправить на сшивку и переплет. Но необходимо подготовить обложку. Её мы решили обтянуть пленкой (заламинировать), что бы она была защищена, это очень похоже, когда мы надеваем защитную обложку на учебник, только эту пленку так просто не снять. Она приклеивается к бумаге с помощью горячих валов.

Странички будущей книги отпечатаны, теперь их нужно пробиговать (согнуть ровно по середине листа). Осталось только соединить странички и обложку вместе и прошить специальным большим степлером, а потом обрезать с трех сторон, чтобы они стали аккуратными и ровными.

Это мы делали на бумагорезательных аппаратах (гильотине). Это оборудование очень опасное, там же очень острый нож. Поэтому я подавала маме наши книги, а она помогла мне их обрезать (Приложение 24).

Какая же красивая получилась у нас книга «Басни Мажита Гафури»!

Я побывала в роли переводчика, поэта, дизайнера, иллюстратора, верстальщика, печатника и переплетчика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования я узнала, что история книгопечатания уходит корнями в далёкое прошлое.

А появление типографского оборудования увеличило интерес к книгам. Просмотрев историю печатного оборудования, я уверена, что печатная книга еще очень долго не исчезнет. Потому, что оно постоянно обновляется, появляются новые машины и аппараты. Которые помогают человеку создавать различного вида книги, с разноцветными картинками, выпуклыми буквами, их покрывают золотой краской, лаком, пленкой (чтобы дольше сохранилась бумага) и еще очень много возможностей у современного оборудования. С такими помощниками можно сотворить не просто книгу, а произведение искусства.

Изучив как создаётся книга я поняла, что изготовить книгу очень сложно, это труд многих людей, но оказалось и очень увлекательно, интересно. Значит моя гипотеза подтвердилась.

В ходе работы я многое узнала и многому научилась, и показала своим одноклассникам. Теперь я уверенна, что мои одноклассники. Познакомившись с моей работой, будут бережней относиться к свои учебникам и книгам.

Мама мне помогала искать информацию о создании книг в литературе и в Интернете. Я общалась с людьми, которые занимаются издательским делом. Посещала музеи, типографии и учебные заведения, где учат будущих печатников, дизайнеров, редакторов и верстальщиков.

Мне с помощью родителей и учителей удалось изготовить книгу типографским способом «Басни Мажита Гафури».

А еще я поняла, чтобы написать хорошую книгу надо много знать и учиться. Много читать, учить русский язык, знакомится с правилами написания литературных произведений, с разными жанрами, расширяет кругозор.

Конечно, история печатной книги не останавливается она продолжается, в наше время появились и электронные книги. А это уже тема для следующей работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Литература:

  1. Толковый словарь живого русского языка В.Даля. – Москва: Изд-во «ОЛМА Медиа Групп», 2008. – 576 с.

  2. Всеобщая история книги: учебное пособие / И.А. Шомракова, И.Е. Баренбаум. – Санкт-Петербург, 2005 – 368 с.

  3. Правила разработки и оформления оригинал-макета: учебно-методическое пособие / В.Н. Козлов [и др.] – Санкт-Петербург: Изд-во Политехн.ун-та, 2009. – 146 с

  4. Практическое руководство по переплетному делу / А.Джонсон. – Москва, 1989. – 105 с.

  5. Мемориальный дом -музей Мажита Гафури в Уфе: буклет. – Уфа, 2005.

  6. Сайланма әсәрләр / Избранное. - Татарстан китап нәшрияты, 2021

  7. Гафури, Мажит (1880-1934). Избранное: повести, рассказы, стихи / Мажит Гафури; [сост. Л. М. Камаев]. – Уфа : Китап, 2008. – 318 с.

Источники:

1. Викепедия – свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_книги

2. Викепедия – свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мажит_Гафури

3. https://mazhit-gafuri.website 4. https://avidreaders.ru/read-book/saylanma-s-rl-r-izbrannoe.html?p=225

4. http://ebook.bashnl.ru/reader/bookView.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1.Посещение Центральной городской детскойбиблиотеки им. Ш. А. Худайбердина г. Уфы.

Приложение № 2. Древние наскальные рисунки

Приложение № 3. Глиняная книга

Приложение № 4. Папирус

Приложение № 5. Пергамент

Приложение № 6. Береста

Приложение № 7. Появление первой бумаги 105 год

Приложение № 8. Метод изготовления бумаги

Приложение № 9. Книга

Приложение № 10. Ручной типографский станок Гутенберга, 1440 год

Приложение № 11. Музей ГБПОУ «Уфимский профессиональный колледж» им. Героя Советского Союза Султана Бикеева

Приложение № 12. Первая типография в Уфе

Приложение № 13. Типографический участок издательского отдела ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России

Приложение № 14. ГБПОУ «Уфимский профессиональный колледж» им. Героя Советского Союза Султана Бикеева

Приложение № 15. Этап переплета

Приложение № 16. Этап обрезки

Приложение № 17. Этап переплета

Приложение № 18. Типографское оборудование

Приложение № 19. Изготовление бумаги в домашних условиях

Приложение № 20. Мастер-класс «Изготовление бумаги» в классе

Приложение № 21. Мастер-класс «Создание книги тетрадочным способом»

П риложение № 22. Мемориальный дом-музей Мажита Гафури в Уфе

Приложение № 23. Памятник «Раскрытая книга» в сквере Гафури в Уфе

Приложение № 24. Создание книги «Басни Мажита Гафури» типографским способом

Просмотров работы: 72