Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие детей

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие детей

Голендухина П.М. 1
1МАОУ СОШ № 2 г Реж Свердловской области
Козырева Т.Ф. 1
1МАОУ СОШ № 2 г Реж Свердловской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Проблема.

Обучаясь в школе, я обратила внимание, что у некоторых детей моего класса имеются проблемы либо с произношением, либо с концентрацией внимания, либо с усидчивостью. У меня перед школой были проблемы с правильностью и постановкой речи. Со мной занимались специалисты – логопеды, дефектологи, но значимых результатов не было. Мы пробовали с мамой заниматься различными играми, рукоделием в домашних условиях: собирали пазлы, конструктор «Лего», плели браслеты из бусин, собирали и выкладывали алмазную мозаику. Но этого было не достаточно для решения моей проблемы. Посоветовавшись с родителями, я решила посещать занятия в «Центре творческого развития» города Реж Свердловской области , так как занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию речи детей, правильному произношению, развитию логического и математического мышления.

В процессе занятий творчеством формируются такие качества, как усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, умение анализировать, сравнивать, что важно для успешной учебы в школе.

Актуальность проекта.

Актуальность темы данного проекта связана с тем, что в последние годы наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи, памяти, внимания, что приводит к трудностям обучения их в школе.

Объект исследования: способы развития детей.

Предмет исследования: декоративно-прикладное творчество как способ развития детей.

Цель проекта – освоение технологий декоративно-прикладного творчества как метод развития способностей детей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Познакомиться с видами декоративно-прикладного творчества.

2.Провести анкетирование.

3.Освоить технологии изготовления изделий из фоамирана, полимерной глины, ваты, шерсти.

4.Изготовить образцы поделок по разработанной технологии.

Гипотеза проекта:занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию детей.

Глава1. ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

1.1Анкетирование

В сентябре 2023 года мною было проведено анкетирование родителей обучающихся 6 а класса МАОУ СОШ №2. Цель анкетирования - выявить проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся в период обучения в школе.

Вопросы:

  1. С какими проблемами сталкивался Ваш ребенок при обучении в первом классе?

  • Техника чтения

  • Усидчивость

  • Внимание

  • Память

  • Почерк

  • Математический счёт

  1. Какие трудности испытывает Ваш ребенок при обучении в средней школе?

  • Техника чтения

  • Усидчивость

  • Внимание

  • Память

  • Почерк

  • Математический счёт

  1. Посещает ли Ваш ребенок кружки или секции?

Да Нет

  1. Какими видами дополнительного образования занимается Ваш ребенок?

  • Спорт

  • Танцы

  • Декоративно – прикладное творчество

  • Техническое моделирование

  • Робототехника

  • Другое

Результаты анкетирования родителей

В 6а классе МАОУ СОШ №2 г Реж обучается 27 человек. В опросе приняли участие 26 родителей обучающихся. Анкетирование проводилось при помощи Гугл–формы.

При ответе на первый вопрос, больше половины родителей отметили главной проблемой у детей в первом классе формирование почерка. Многие указали на трудности с усидчивостью, вниманием, памятью и техникой чтения.

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

Сравнение результатов ответов родителей показывает ухудшение почерка и снижение уровня внимания у детей через 5 лет обучения в школе. Способности математического счета не изменились. Немного повысился уровень техники чтения и объема памяти, но это связано с возрастом детей.

Диаграмма 3.

Анализ ответов на второй вопрос показал, что 19 детей из 26 обучающихся класса посещают занятия в дополнительном образовании.

Диаграмма 4.


Данные анкетирования показали, что 10 человек занимаются спортом, 7 человек - танцами. Декоративно – прикладным творчеством увлечены только 3 человека.

Вывод. Анализ ответов родителей показал, что ребята нашего класса столкнулись с трудностями в постановке почерка и эта проблема не исчезает до сих пор. Так же у многих одноклассников имеются проблемы с памятью, внимания и усидчивостью. 23 человека уже заняты в дополнительном образовании, но только трое занимаются декоративно – прикладным творчеством. Я считаю, что именно этот факт является основной проблемой в развитии мелкой моторики, внимания, памяти и речи.

1.2. Анализ возможных вариантов занятий декоративно-прикладным творчеством.

Вид ДПТ

Характеристика

Что меня привлекает в данном виде ДПТ

Что меня не устраивает в данном виде ДПТ

Вышивание

Вышивание издавна украшает одеяние человека и изделия, что используются в быту. На скатертях, рушниках, салфетках, занавесках появляются красивейшие узоры, созданные преимущественно вручную.

Сегодня вышивка не утратила своего значения: на ярмарках ремесленников огромным спросом пользуются интерьерные игрушки с вышивкой, текстильный декор, сумки, одежда и т.д

Требует зрительного напряжения и высокой внимательности, большое количество времени.

Вязание

Один из старинных видов рукоделия. Изделия используются в быту. Процесс изготовления полотна или изделийиз одной или нескольких

 нитей путём изгибания их в петли и пе­ре­пле­тания петель друг с другом с помощью несложных инструментов — вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка, или просто на пальцах)

Интересно, что это ремесло стало формировать новую культуру: необычайную популярность завоевывают работы с вязаными коврами, пуфами, чехлами и корзинами. Это стало трендом.

Требует зрительного напряжения и высокой внимательности, большое количество времени. Высокая стоимость материалов и фурнитуры.

Шитье

Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобного. Одна из древнейших технологий производства, возникшая ещё в каменном веке.

Сегодня шитье все так же волнует и увлекает: оно представлено и высочайшими технологиями, и настоящим искусством – высокой модой, и обычным рукодельным творчеством, доступном каждому.

Наличие швейной машины и лекал, высокая стоимость тканей и фурнитуры

Валяние

Относится к декоративно-прикладному искусству, считается самой древней техникой изготовления текстиля. Валяют, в основном, в двух техниках – по-сухому и по-мокрому.

Возможность создания оригинальной игрушки из войлока, картины и панно, броши и украшения.

Высокая степень травмоопасности для пальцев и кистей рук.

Плетение

 Способ изготовления различных изделий из гибких материалов растительного и животного происхождения: прутьев, стеблей,ротанга.

Очень красивые изделия из бисера, лозы. Кашпо в технике макраме украсит любой интерьер

Требует зрительного напряжения

Батик

Ручная роспись по ткани. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель

Очень популярен в последнее время. Особенно для отделки готовых изделий, панно и картин

Это больше изобразительное искусство, чем рукоделие

Работа с фоамираном

Фоамиран – это полимер, созданный на основе двух химических соединений: винилацетата и этилена. С виду как толстая бумага, ревелюр или фоам (так его ещё называют), применяется для создания бижутерии, кукол, игрушек, картин, панно, цветов и букетов и многого другого.

Направление в ДПИ появилось всего несколько лет назад, но уже стало достаточно популярным, т.к. легко подвергается обработке.

Требуется большое количество инструмента. Высокая стоимость расходных материалов

1.3.Обоснование выбора видов декоративно-прикладного творчества для выполнения проекта.

Освоив основные приемы изготовления поделок в Центре творчества , для работы на уроках технологии я выбрала варианты изделий из фоамирана, шерсти, ваты, полимерной глины.

Почему именно фоамиран? С его помощью можно создавать разнообразный объемный декор: цветы, гирлянды, различные аксессуары для декора. Работать с ним очень просто. Листы фоамирана легко хранить, готовые изделия можно сжимать и даже намочить. Этот материал не портится при резком перепаде температуры. Изделия из него легко моются обычной водой. Фоамиран не токсичен.

Фелтинг или валяние шерсти. Позволяет создавать различные изделия: объемные игрушки, картины, украшения и т.д. В торговых сетях большой выбор шерсти разных цветов.

Полимерная глина. Этот материал необходим для оформления таких деталей как голова, лицо, руки.

Изготовление ватной игрушки меня очень заинтересовало, т.к. оно является одним из самых актуальных на сегодняшний день. Ватная игрушка – это замечательный ретро- сувенир, который может быть хорошим подарком к любому празднику. Мы называем их: «игрушка маминого детства».

Глава 2. Практическая часть выполнения проекта.

2.1. Календарное планирование выполнения проекта.

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Временные рамки

I.Подготовительный этап

Составление плана работы, сроков выполнения.

Сентябрь-ноябрь, 2023

Изучение технологии работы с фоамираном, полимерной глиной и шерстью. Технологии изготовления ватной игрушки.

Работа с литературой и видео-материалами.

Принятие решения о разработке проекта.

Проведение анкетирования среди родителей 6а класса.

II. Основной этап

Разработка технологии изготовления панно.

Изготовление настенного панно из фоамирана «Собака – герой ВОВ».

Октябрь, 2023

Разработка технологии изготовления игрушки «Пушистик».

Изготовление игрушки из шерсти и полимерной глины .

Ноябрь, 2023

Разработка технологии изготовления игрушки «Снегурочка». Изготовление ватной игрушки.

Ноябрь, 2023

III.Заключительный этап

Обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Ноябрь, 2023

2.2. Технологическая карта изготовления игрушки из шерсти и полимерной глины «Пушистик».

Этап работы

Описание выполнения этапа работы

Инструменты и оборудование

Подготовка материалов.

Приготовить необходимый материал.

Подготовить оборудование и инструменты.

Кадочес, игла для валяния, клей, краски, губка.

Валяние.

Приступить к валянию – придать изделию форму шара

Игла для валяния, поролоновая губка

Изготовление деталей.

Выполнить заготовку ушей и привалять их к основе изделия.

Игла, поролоновая губка

Подготовка полимерной глины.

Подготовить к работе полимерную глину. Нарезать кусочки нужного размера. Смешать необходимые цвета для получения нужного оттенка.

Глина, канцелярский нож.

Изготовление деталей из глины.

Вылепить из приготовленной полимерной глины мордочку и лапки

Глина, лопаточка для глины, молды для оттисков

Запекание деталей из глины.

Запечь на листе фольги в специальном духовом шкафу выполненные мордочки и лапки при температуре 110 – 130 градусов. Остудить.

Духовой шкаф, фольга для запекания.

Соединение деталей.

Подготовленные детали из глины приклеить к изделию.

Суперклей или клей момент

Отделка изделия.

Распушить обратной иглой все изделие.

Обратная игла для валяния

2.3. Технологическая карта изготовления настенного панно из фоамирана «Собака – герой ВОВ».

Этап работы

Описание выполнения этапа работы

Инструменты и оборудование

Подготовка материалов.

Приготовить необходимый материал

Подготовить оборудование и инструменты

Пенополистирол

Раскрой деталей.

Вырезать основу изделия из пенополистирола.

Создать обьемную форму заготовки морды собаки.

Канцелярский нож, наждачная бумага, молды для оттисков и объема

Изготовление деталей «Шерсть собаки».

Изготовление шерсти из фоамирана.

Нарезать приготовленные листы фоамирана на полоски разной ширины и выполнить разрезы по типу «травка». Нагреть немного утюгом для получения эффекта настоящей шерсти.

Ножницы, линейка, зубочистки, утюг

Соединение деталей.

Приклеить вырезанные заготовки к основе будущего изделия

Обтянуть фоамираном фоновую часть

Клей – пистолет, стержни клея, зубочистки, ножницы

Соединение деталей.

Приступить к наклеиванию шерсти с верхней части к нижней соблюдая цветовую гамму

Клей – пистолет, стержни клея, зубочистки, ножницы

Отделка панно.

Доработать детали (глаза, нос, уши) гуашью и покрыть лаком ПВА

Выжигатель, кисти, клей – пистолет, ножницы

Высушивание панно.

Высушить готовую работу

Хорошо проветриваемое помещение

2.4.Технологическая карта изготовления ватной игрушки «Снегурочка».

Этап работы

Описание выполнения этапа работы

Инструменты и оборудование

Изготовление каркаса изделия.

Подготовка и нарезка проволоки. Скручивание из проволоки каркаса поделки (скелет человека)

Проволока, бокорезы, плоскогубцы

Изготовление туловища.

Оборачивание заготовки сначала толстой фольгой, последние слои более тонкой фольгой. Придание формы туловища.

Проволока, фольга разной толщины, нитки швейные

Обмотка изделия ватой.

Обмотка заготовки туловища по спирали ватой, смоченной в клейстере или клее ПВА. Просушить заготовку в течение суток в хорошо проветриваемом помещении.

Вата, клейстер или клей ПВА,

кисти

Оформление костюма.

Выполнить на заготовке шубу и валеночки из уже окрашенной ваты. Пропитать изделие клейстером или клеем ПВА. Дать хорошо высохнуть.

Вата, клейстер или клей ПВА,

кисти

Отделка костюма.

Обклеить шубку сервировочными салфетками с применением техники папье-маше . Просушить.

Салфетки, клейстер или клей ПВА,

кисти

Подготовка полимерной глины.

Подготовить и размять необходимое количество для изготовления лица полимерной глины.

Полимерная глина, канцелярский нож

Изготовление лица поделки.

Вылепить лицо из полимерной глины. Запечь на листе фольги в духовом шкафу при температуре 110-130 градусов

Полимерная глина, молды, зубочистки, фольга

Изготовление детали «Снегирь».

Вылепить из окрашенной ваты снегиря. Просушить

Вата, клейстер или клей ПВА,

кисти

Соединение деталей.

Приклеить лицо к голове. Снегиря приклеить к левой ладони.

Суперклей

Отделка изделия.

Доработать детали шапки и волос, подкрасить гуашевыми красками, сухой пастелью. Просушить.

Гуашь, сухая пастель, кисти

Глава 3. Экологическая безопасность материалов

Фоамиран имеет одно важное свойство – его чистота и экологическая безопасность. Материал не выделяет в атмосферу вредных испарений, поэтому его можно использовать при занятии творчеством с детьми.

Вата (обычная медицинская) . Обычная 100% натуральная хлопковая вата используется в медицине и имеет сертификат экологической безопасности, а значит, что она абсолютно безопасна для человека и окружающей среды.

В качестве сырья для сухого валяния (фелтинга) используется именно натуральная шерсть.

Таким образом, все выполненные мною изделия абсолютно безопасны как для людей, так и для окружающей среды.

Глава 4 . Экономический расчет затрат

Панно из фоамирана. Итог: 660 рублей

Название

Цена за 1 шт.

Итог

Фоамиран бежевого и черного цвета

220 руб.

440 руб. (за 2 листа)

Пенополистирол (р. А4)

18 руб.

36 руб.

Клеевые стержни 2 шт

44 руб.

88 руб.

Клей ПВА

21 руб.

21 руб.

Лак ПВА

62 руб.

62 руб.

Гуашевые краски

130 руб.

130 руб.

Игрушка «Пушистик» (фелтинг с полимерной глиной). Итог: 326 рублей

Название

Цена за 1 шт.

Итог

Иглы для сухого валяния

48 руб.

96 руб.

Шерсть для валяния (50 гр.)

80 руб.

80 руб.

Суперклей

36 руб.

36 руб.

Полимерная глина

114 руб.

114 руб.

Ватная игрушка «Снегурочка». Итог: 419 рублей

Название

Цена за 1 шт.

Итог

Проволока медная

38 руб./ метр

38 руб.

Вата медицинская компрессная

165 руб.

165 руб.

Крахмал картофельный

66 руб.

66 руб.

Полимерная глина

114 руб.

114 руб.

Суперклей

36 руб.

36 руб.

Вывод. Стоимость каждого моего изделия не велика, а, следовательно, экономически дешевле сделать такое изделие своими руками, чем купить подобное в магазине.

Глава 5. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.

Заключение. Самооценка.

При выполнении проекта мною были использованы методы исследования:

  • поисковый (изучение литературы, просмотр видеоматериалов).

  • творческий (разнообразие творческой работы и представление готовых продуктов в ходе разработки проекта).

  • проектный (анализ полученных данных, представление личных достижений обучающимся класса).

Значимость моего проекта заключается во влиянии разнообразных техник декоративно – прикладного творчества на развитие мышления и воображения, память.

За два года работы с этими материалами мною были изготовлены более 20 изделий из фоамирана: ежедневники, новогодние елочные украшения, настенные панно, новогодние интерьерные украшения, шкатулки. Из шерсти сваляно более 10 изделий: объемные игрушки, брелки, настенное панно. Из ваты 5 ватных игрушек на тему «Животные» и «Новый год». Я благодарна за помощь учителю технологии Козыревой Тамаре Федоровне.

Я нашла то ремесло, то направление в декоративно – прикладном творчестве, которое мне «по душе», подходит по финансовым затратам и приносит большое удовлетворение.

Разработанные мною технологические карты изготовления изделий могут быть использованы на уроках технологии и в дополнительном образовании.

У меня появились значительные улучшения в согласованности, координации, пластичности и силы пальцев и кистей рук. В целом улучшилось самочувствие: память, мышление, внимание. Повысилась усидчивость и терпеливость, выносливость. В результате улучшилась успеваемость в школе.

Следовательно, моя гипотеза - занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию детей - подтвердилась. И можно рекомендовать занятия декоративно-прикладным творчеством детям с проблемами памяти, внимания, мышления, речевыми нарушениями и т.д.

Авторские работы Голендухиной Полины, 12лет.

Информационные источники.

  1. Аполлон. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство: Терминологический словарь / под общ. ред. А. М. Кантора. — М., 1997.

  2. Богуславская, И. Л. Русское народное искусство. Краткая энциклопедия / И. Я. Богуславская. - СПб. : Palace Editions, 2009.

  3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 381 с.

  4. Груша, О. С. Занимательные поделки из фоамирана / О.С. Груша. - М.: Феникс, 2015. - 37 c.

  5. Грабарь, И. Э. История русского искусства / И. Э. Грабарь. — М. : ACT, 2010.

  6. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития В. Б. Кошаев /Культура и искусство , - Москва, Владос 2010

  7. Зельке, Карстен Войлочный зоопарк. Валяние пробивной иглой / Карстен Зельке. - М.: Арт-Родник, 2014. - 80 c.

  8. Кононов А. Духовный смысл игрушки // Духовно – нравственное воспитание. – 2002. – №3. – М. – С. 68.

  9. Курчак, Е. Забавные самоделки из шерсти / Е. Курчак, Л. Заец. - М.: Эксмо, 2013. - 64 c.

  10. Шинковская, Ксения Войлок. Все способы валяния / Ксения Шинковская. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. - 176 c

  11. Шэфер, Кристине Волшебные фигурки из шерсти. Сказочные персонажи в технике фелтинг / Кристине Шэфер. - М.: Контэнт, 2013. - 96 c.

Интернет источники

http://stranamasterov.ru/node/383286?tid=1361

https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/chto-takoe-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фоамиран

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/tehnologija-trud/251231-issledovatelskaja-rabota-foamiran-chto-jeto-t.html

https://proshkolu.ru/user/chernenkoirina1970/file/6156905/

Просмотров работы: 49