Разноцветное чудо

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разноцветное чудо

Корнеева У.И. 1
1ОГБОУ "Лицей №9 г.Белгорода"
Винакова Ж.И. 1
1ОГБОУ "Лицей №9 г.Белгорода"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Моя маленькая сестра очень любит лепить из пластилина. На уроках в школе мы тоже часто используем пластилин. Я не встречала ни одного ребенка, которому не нравилось бы делать из пластилина какие-то фигурки или даже целые картины. Я задумалась: «А что такое пластилин? Это только развлечение, или от него есть какая-то польза?» Я заметила, что моя маленькая сестренка, как и другие маленькие дети, могут взять пластилин в рот. А это безопасно? Из чего он состоит? Кто его придумал? Вопросов много. Я решила разобраться в этом вопросе сама.

Цель: исследовать продукт – пластилин, изучить историю его появления, его состав, способы изготовления, научиться правильно выбирать пластилин в магазине, изготовить пластилин в домашних условиях.

Задачи исследования:

Выяснить, что такое пластилин, и кто его придумал.

Изучить технологию изготовления.

Изучить состав пластилина.

Попробовать сделать пластилин в домашних условиях.

Научиться выбирать правильный пластилин в магазине.

Гипотеза:в домашних условиях можно приготовить пластилин, по своим свойствам не уступающий магазинному.

Предмет исследования: пластилин.

Методы исследования:

Для подтверждения гипотезы использованы следующие методы:

1)  Изучение информации по данному вопросу в справочной литературе, Интернет- ресурсах.

2)  Практические опыты по изготовлению пластилина в домашних условиях.

3) Сравнительный анализ накопленного материала.

Основная часть

  1. История создания пластилина

Пластилин - уникальный и удивительный материал для творчества и развития детского воображения. Пластилин дает возможность перейти из двухмерного пространства для креатива в трехмерное, и для ребенка это настоящее чудо! Цвета пластилина смешиваются не хуже красок, одна поделка движением пальцев превращается в другую - творческая игра с пластилином буквально не знает границ.

Работа с пластилином развивает мелкую моторику, пространственное мышление, знакомит детей с цветами, формами, размерами. Кроме того, это еще и очень экономичный материал. Так как пластилин не высыхает, старые поделки можно просто разбирать и создавать новые.

Из Интернет-ресурсов я узнала, что история создания пластилина непростая и спорная. В 1880 г. Фармацевт из Германии Франц Колб изобрел модельную массу «Plastilin». Но официально авторство признано за британцем Уильямом Харбуттом (учитель рисования). В 1874 году Уильям Харбутт открыл Школу искусств (Paragon School of Arts) и после многолетней работы со студентами захотел создать материал, который не высыхал бы как глина после занятий. Перепробовав множество «рецептов», Харбутт нашел наилучший вариант. Полученная масса была нетоксичной, легко разминалась руками и оставалась пластичной. Такой материал ему понадобился для своих учеников.

Таким образом, изобретение пластилина стало результатом многочисленных экспериментов ученого по созданию простого в использовании материала для моделирования. Этот материал понравился не только художникам, но и шестерым детям ученого. Они заполнили дом игрушками из пластилина. Вначале Харбатт планировал использовать свое изобретение в образовательных целях. Но, увидев, какое удовольствие от пластилина получила его семья, принял решение о коммерческих продажах пластилина, чтобы и другие дети могли ему радоваться.

В самом начале пластилин был серого цвета, а ко времени появления пластилина в свободной продаже цветовая гамма расширилась до 4-х цветов. В 1899 г. он получил патент на несохнущую пластичную глину под названием «Plasticine».

Пластилин Франца Колба также до сих пор продается под названием «Мюнхенский художественный пластилин».

  1. Изучение состава пластилина

С самого начала пластилин производили из порошка глины, которую предварительно очищали и размельчали механическим способом. Затем в глину добавляли сало, животные жиры, воск. Эти компоненты не позволяли глиняной массе засохнуть.

В настоящее время технология изготовления пластилина сегодня претерпела некоторые изменения, хотя в принципе она осталась той же самой: основу изделия составляет пластичная масса.

Сейчас пластилин отличается более совершенным и сложным составом. В его производстве все чаще используют высокомолекулярный полиэтилен и каучук. Такой состав дает возможность повысить качество пластилина, а также позволяет предложить больше цветовых решений. При изготовлении профессионального пластилина, используемого для скульптурных и модельных работ, в состав материала включают особые добавки.

Детский пластилин проходит проверку на безопасность, поэтому часто его изготовляют с использованием растительной основы.

Самую большую часть времени технологии производства пластилина происходит тщательное перемешивание всех компонентов. Для начала все ингридиенты разогревают и добавляют в большой реакторный котел, который, в свою очередь, обогревается паром. Также на этой стадии добавляются цинковые белила, для того чтобы основной пигмент лучше окрасил всю смесь. Все это замешивается и постепенно туда добавляют каолин (глину) и пигментный компонент.

Вся эта горячая смесь будет перемешиваться целых полтора часа, до достижения абсолютно однообразной массы. После чего всю эту смесь сливают в бункер для охлаждения. В этом бункере вращается барабан, который охлаждается изнутри. Он немного погружается в пластилин и наматывает на себя цельную ленту, которая практически моментально застывает.

Далее эта лента попадает в шнек-пресс и выходит из него уже брусками привычного нам пластилина с волнистой верхней поверхностью. Такая процедура происходит параллельно для каждого цвета, после чего они все встречаются на общем конвейере, где и распределяются по упаковкам.

Готовый пластилин также проходит проверку. Проверяют следующим образом: для начала его разминают в течение 3-х минут и делают колбаску диаметром в 1 сантиметр, после чего сгибают в угол 90 градусов, при таких условиях на сгибе не должно образовываться трещин. Также пластилин не должен быть липким, не должен красить воду и рваться.

В детской энциклопедии я прочитала, что существует классическая формула изготовления пластилина, в нее входит:

- глиняный порошок, измельченный до состояния пыли;

- пчелиный воск

- церезин

- красители

- вазелин

Церезин напоминает воск, без запаха. Благодаря ему пластилин хорошо мнется.

Все остальные элементы мне знакомы и по отдельности каждый из них является безопасным! Но чрезмерное добавление красителей — это не очень хорошо.

Лучшим вариантом является самостоятельное изготовление пластилина дома.

3. Описание опытов по созданию пластилина

Гипотеза

Я предположила, что в домашних условиях можно приготовить пластилин, который по своим свойствам не уступает магазинному.

3.1. Создание красителей для пластилина

Мой пластилин должен быть не только безопасным, но и красивым, привлекать к себе внимание, чтобы из него хотелось лепить. Поэтому он должен быть ярким и разноцветным. Эту проблему мне помогла решить моя учительница, Жанна Ивановна Винакова. Она объяснила мне, что в природе есть много естественных красителей и многие из них есть у меня на кухне. Сок многих растений может послужить отличным красителем.

Для создания цветов я использовала свеклу, кофе шпинат, куркуму, измельченные цветы орхидеи, а также цветы орхидеи с добавлением лимонного сока. У меня получилось пять красивых и насыщенных цветов.

3.2. Изготовление пластилина

В Интернете много рецептов приготовления пластилина в домашних условиях. Я попробовала несколько вариантов, но больше всего мне понравился рецепт пластилина, приготовленного при нагревании. Для приготовления пластилина нам потребуется:

Мука – 1 стакан

Соль – полстакана

Вода холодная – 1 стакан

Масло растительное – 1ст. ложка

Лимонная кислота (или сок лимона) – 1ст. ложка

Пищевые красители (разных цветов)

В кастрюле смешиваем стакан воды, полстакана мелкой соли, столовую ложку лимонной кислоты и столовую ложку любого растительного масла. Добавляем в смесь пищевой краситель и ставим кастрюлю с полученной массой на огонь. Нагреваем наш будущий пластилин до теплого состояния, снимаем тару с огня и добавляем муку. Тщательно вымешиваем до получения упругой однородной массы. Такой пластилин вполне безвреден для ребенка.

Вывод к гипотезе

Моя гипотеза подтвердилась. Действительно, в домашних условиях можно приготовить отличный пластилин, похожий по свойствам на магазинный.

4. Правила приобретения пластилина в магазине

Время приготовить дома пластилин бывает не всегда, поэтому я расскажу о важных правилах его покупки, которые я сформулировала на основании проведенного исследования:

  1. Внимательно читайте состав! Безопасный пластилин изготовлен из натуральных ингредиентов (воск, жир, вазелин, крахмал и т.д.), а если вы видите в составе слова «растворитель», «загуститель», «искусственный ароматизатор» или какие-то синтетические компоненты, то это повод отказаться от покупки.

2. Понюхайте пластилин! Надо, чтобы у пластилина не было запаха - как приятного, так и неприятного. Неприятный запах может говорить о вредности пластилина, а какой-нибудь клубничный аромат может повлиять на желание малыша его попробовать.

3. Посмотрите, кто производитель. Известное имя производителя может дать больше гарантий, что у него вы приобретете качественный и безопасный пластилин.

Чтобы пластилин сохранял свои функции как можно дольше, стоит помнить о том, как продлить материалу жизнь. Пластилин может засохнуть. Чтобы этого не случилось и пластилин не засох после первого использования, нужно следить за герметичностью упаковки – лучшим вариантом для хранения товара являются баночки и боксы с плотно прилегающей крышкой.

После игры я никогда не складываю пластилин неаккуратно и небрежно в упаковку. Рекомендую разделить пластилиновую массу на шарики одинакового цвета и положить в небольшой контейнер. Нужно следить за тем, чтобы на воздухе не оставались неиспользованные брусочки – так они быстро засохнут и потеряют первоначальные свойства – пластичность и мягкость.

Заключение

В результате проведенного исследования мне удалось выполнить поставленные задачи. Я узнала историю происхождения пластилина, его состав, а также мне удалось получить безвредный пластилин в домашних условиях. Проведенное исследование позволило мне сделать следующие выводы:

  1. Пластилин — это мягкое и гибкое вещество, которое широко используется для создания моделей и скульптур. 

  2. Пластилин придумали давно, и он сразу завоевал детское доверие.

  3. Всегда есть риск купить что-то не совсем качественное, и пластилин не исключение. Несмотря на то, что к детским товарам предъявляются повышенные требования по безопасности, все равно состав пластилина нужно изучать внимательно, чтобы понимать, какие именно красители и пигменты в него добавлены.

  4. Самое интересное и безопасное – сделать пластилин самому. Это очень увлекательное занятие. А из привычных продуктов, которые есть на каждой кухне, легко сделать для него разноцветные красители.

  5. Детям очень полезно лепить из пластилина, а «домашний» пластилин еще и безопасен, если маленькому скульптору вдруг захочется попробовать его на вкус.

Библиографический список:

  1. Фотоматериалы из личного архива.

2. Анистратова А. Поделки из пластилина и соленого теста / А. А, Анистратова, Н.И. Гришина. - М.: Оникс, 2010.

3. Рони Орен, «Секреты пластилина». - М.: Издательство «Махаон», 2010.

4. Энциклопедия для детей / гл. ред. М. Аксенова. - 2-е изд., испр. - Москва : Аванта+ : Мир энциклопедий, 2007 (М.: 1-я Образцовая типография). - Т.3.

5. Материал из Википедии.

Просмотров работы: 42