Лоскутное одеяло-старинный семейный оберег

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лоскутное одеяло-старинный семейный оберег

Нечипуренко М.М. 1Тимофеева А.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. Л.Б. Ермина с. Засечное
Самарская И.Е. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им.Л.Б. Ермина с.Засечное
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Если мы спросим вас: «Давно ли вы были в музее, где представлены изделия народных ремесел?». Наверняка получим ответ: «Давно». Мы посетили наш Пензенский Музей народного творчества совсем недавно и увидели много интересных и даже незнакомых экспонатов, но больше всего привлек наше внимание зал русского быта. Нам запомнилась детская колыбель, которая не была похожа на современные кроватки и предметы домашнего быта: скатерти, вышитые полотенца и рушники, стеганное лоскутное одеяло. (Приложение 1) Мы решили подробнее исследовать этот вопрос, так как про технику лоскутного шитья мы узнали в 5 классе на уроках технологии и даже сшили прихватку из лоскутков. Нам стало интересно, как без современных швейных машин изготавливались изделия на Руси, почему в домах наших предков было много изделий из лоскутков, какой смысл они вкладывали в свои работы. Мы решили, что изготовим первый экспонат для нашего школьного музея- лоскутное одеяло.

Цель работы: исследовать традиционные технологии изготовления лоскутных одеял.

Задачи:

- узнать историю лоскутного шитья;

- проанализировать, как совершенствовалось лоскутное шитьё до сегодняшнего времени;

-изучить традиции, связанные с изготовлением лоскутных одеял, которые соблюдались в старину;

-изучить техники лоскутного шитья в России;

- создать детское одеяло в одной из лоскутной техник;

-провести информационную работу с учащимися школы, с целью сохранения народных традиций через декоративно-прикладное искусство.

Объект исследования: лоскутное одеяло.

Предмет исследования: традиционные техники лоскутного шитья в быту на Руси.

Методы исследования: анкетирование, теоретические (изучение и сбор информации), аналитические (обработка результатов исследования), информационно-практический (освоение традиционных техник лоскутного шитья)

Гипотеза: с годами лоскутная техника утратила обереговые и обрядовые функции, но оставила утилитарные и декоративные.

Актуальность данной темы состоит в том, что прабабушкино рукоделие
востребовано, интересно в современном мире и доступно для всех.

    1. История лоскутного шитья

Изучив, многие интернет источники и литературу мы познакомились, с историей лоскутного шитья с незапамятных времён.[1-10]

Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.

Одни из первых упоминаний подобной техники встречаются еще в документах древнего Египта, Индии, Китая и Японии. Вообще, сборка цельного продукта из кусков появилась у многих восточных народов, как считается, параллельно и независимо друг от друга. Человек, будучи в те времена стесненным в ресурсах и экономным в своей жизнедеятельности, старался найти применение всему, что его окружало. Он заметил, что после шитья остается много маленьких кусочков ткани и кожи, которые по отдельности уже не применимы для создания одежды или предметов обихода.

Постепенно техника начала свое путешествие по всему миру и одной из первых остановок была Европа. Рыцари привозили с собой в качестве военных трофеев пестрые восточные ткани, ковры, одежду, перенимали особые техники кроя, в том числе и лоскутную мозаику.

После открытия Северной и Южной Америк началось постепенное заселение континентов европейцами. Англичане, голландцы, немцы, испанцы, искавшие счастья в Новом Свете, привозили с собой свою культуру и быт. Таким образом, с XVII века лоскутное шитье переселилось в Америку.

В нашей стране шитье появилось не так давно, хотя экономия ткани всегда была в почете. До XVIII века покупная ткань на Руси была редкостью и даже роскошью, доступной не каждой семье. В деревнях полотно ткали сами, соответственно и использовать старались каждый кусочек, да не по одному разу. Уже тогда широко использовались лоскутные коврики, одеяла, можно найти и изображения женских юбок, сшитых из нескольких кусков тканей. Упоминания о непосредственно лоскутном шитье начинают появляться с XIX века. Тогда увеличились объемы поставок заграничной ткани и стали расти собственные мануфактуры. При шитье одежды из покупной ткани, ширина которой была больше, чем в домотканых полотнах, оставалось много обрезков. И вскоре им нашли применение. Вещи из лоскутов использовались как в практических, так и в декоративных целях. [12]

1.2 Лоскутное шитье – традиции исовременность

С середины ХХ века лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной, но в 70-е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства. В настоящее лоскутное шитье становится не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства.

Пэчворк в современном мире переживает значительный подъем и расцвет, как вид рукоделия, так и дизайна в широком его понимании. Ведущие дизайнеры интерьера и модельеры одежды используют технику лоскутного шитья для воплощения своих креативных идей и инновационных решений в различных областях.

Разнообразные техники, вариативность оригинальных элементов и узоров, позволяют использовать лоскутное шитье в творчестве и свободе самовыражения. Одним из главных подтверждений актуальности техники лоскутного шитья является использование его в концепции Олимпийских зимних игр Сочи 2014. Олимпийское лоскутное одеяло стало визуальным образом, используемым для оформления спортивных арен, сувениров, автомобилей, самолетов, поездов, спортивной одежды и обуви. Узор Сочи 2014 сочетает в себе орнаменты самых известных национальных промыслов России: Гжель, Хохлома, Кубачинские узоры, Вологодское кружево, Кубанские узоры, Павлово Посадские платки и др. [9]

Интерес к лоскутному шитью будет расти и в 2024 году. Это связано не только с необходимостью получить новые вещи из старых, но и с потребностью в творчестве, как средстве борьбы со стрессом. Сегодня лоскутное шитье – это искусство, способ творческой реализации, но и вид бережливого отношения к жизни тоже. Пэчворк - идеальный инструмент для этнических акцентов в современном интерьере. Например, один из популярных стилей оформления интерьера - сельский стиль, сложно представить без лоскутных одеял.

1.3 Лоскутное одеяло на Руси

Слово «одеяло» использовалось ещё в древнерусском языке и зафиксировано в самых древних словарях. Оно образовано от глагола «одеваться» — ведь оно действительно одевает и укрывает тело, окутывает его своим теплом. Одеяло - один самых древних предметов домашнего обихода.
На Руси лоскутные одеяла появились в X—XI веках. Несмотря на то, что одеяла всегда шились из старой одежды членов семьи, они были в то же время степени роскошью.

Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью, согревало в самые холодные вечера. На Руси была древняя традиция дарить новорожденному лоскутное одеяльце. Такое одеяльце, кроме практического применения, выполняло также роль оберега. Мать шила новорождённому одеяло из собственной одежды, таким образом, защищая его от злых сил.

Шили лоскутные одеяла и к свадьбе невесты – себе в приданное. В приданом невесты всегда присутствовало одеяло, которое она шила сама, — как залог счастливого брака. Для него собирали лоскутки от одежды жениха и невесты, их родных и близких с пожеланиями добра и счастья молодой семье. Такое одеяло становилось оберегом и передавалось по наследству как семейная реликвия. Оно наделялось свойствами приносить счастье молодой семье и оберегать их дом. Такие одеяла, как и обережные куклы, никогда не показывали чужим людям, не выносили из дома, и, уже тем более не укрывали ими гостей, передавая по наследству.

Из поколения в поколение передаются приметы и традиции, касающиеся шитья лоскутного одеяла. Одна из главных - это защитные способности детского покрывала, сшитого руками матери. Такое одеяло должно согревать и оберегать малыша от всех злых сил, которые окружают маленького человека в таком огромном мире.

Одеяло нужно было шить из лоскутков одежды матери. Как только ребенок рождался, его помещали на одеяло, или укрывали сверху. Положительная энергетика, которой одеяло заряжалось от теплых материнских рук, должна была уберечь новорожденного от всяческих проблем и болезней. Младенцев на Масленицу обязательно заворачивали в лоскутное одеяло, используя лоскутные свивальники. Когда ребенок вырастал, одеяло передавалось другому малышу, и далее по наследству и чем больше членов одной семьи таким одеялом пользовались, - тем сильнее оно становилось.

Таким образом, мы узнали что, лоскутное одеяло символизировало связь поколений и времен, единство членов семьи. В старину также считалось, что множественность лоскутков влияет на то, чтобы их обладателю было обеспечено изобилие во всем: увеличивалось потомство, преумножалось имущество, сопутствовала удача в делах.

1.4 Как нужно шить лоскутное одеяло, чтобы превратить его в оберег.

Во время работы, для передачи лоскуткам магической силы и чтобы превратить одеяло в оберег мастерицы обычно проговаривали свои пожелания. Иногда на вшиваемые лоскутки наговаривали заговоры или молитвы.

Также большое значение имели используемые при пошиве цвет ткани:

  • желтые кусочки ткани должны принести в жизнь много тепла, солнца,

  • голубые - безоблачную жизнь без всяких потрясений и переживаний,

  • красный цвет обозначает пожелания крепкой и долгой любви,

  • лоскутки зеленого цвета значат пожелания крепкого здоровья, спокойной жизни, терпения и сердечности в отношениях,

  • коричневый цвет - пожелания, чтобы мать-земля сама оберегала, а человек твердо стоял на ней ногами,

  • синий цвет несет в себе пожелания крепкого сна, спокойных ночей.

Немаловажным является и узор, которым сшиваются лоскутки.

  • Узор звезда, способствует появлению в доме положительного настроя и удачи. Поселяет в доме оптимизм и хорошее настроение.

  • Мельница вышивается к благосостоянию, достатку и богатству.

  • Вышитые треугольники и ромбы могут защитить от сглаза и порчи.

  • Очаг в качестве центрального узора приносит материальное благополучие. [13]

    1. Традиционные техники лоскутного шитья на Руси

В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом.

Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

К общим отличительным признакам русского лоскутного шитья можно отнести: преобладание мажорного колорита, богатство и пластичность фактуры, динамичность композиции, максимальное разнообразие цвета при ограниченном количестве приемов и лоскутных мотивов, употребление простых по форме и деталей рисунков. (Приложение 2)

1. Ляпочиха. Очень, своеобразное, озорное, национальное русское изобретение. Цветные необработанные полосы ткани, настроченные на основу, создают объёмное полотно. Лучше, если ткань не будет сильно осыпаться. Эта техника пришла с севера нашей страны, «Ляпок» с немецкого переводится как лоскуток.

2. Полоска. Нарезанную на узкие полоски ткань соединяют между собой в различных вариациях, в результате получаются интересные композиции. Полоска включает в себя множество других техник: Бревенчатая изба, Колодец, Тюльпан, Радуга, Паркет, Ананас, Шеврон, Полоска к полоске и другие Полоски кроят по долевой нити.

3. Треугольник. В качестве шаблона для выкройки деталей используется треугольник. Треугольники удобны в работе: из них можно составить и простые квадраты, и сложные звёзды. Узоры из треугольников носят такие названия, как «Мельница», «Алмаз», «Звезда».

4. Квадрат. Простым способом создания изделия из лоскутков является использование квадратного шаблона при выкройке деталей. Такая техника идеальна для новичков, так как при расчетах допустить ошибку сложно.

5. Свободная техника. В этой технике используют сочетание квадратов, полосок и треугольников в различных комбинациях. К такой технике, например, относится Русский квадрат. Сборка этого узора достаточно сложная. В его основе лежит квадрат, равнобедренные треугольники составляют верхний и нижний ярусы. Следующие ярусы собраны из треугольников и полос. Ярусы могут быть одинаковыми по размеру, могут «расти» от центра к краям. .[14]

2.1 Анкетирование учащихся.

В рамках исследования по данной проблеме мы провели опрос школьников с целью определения использования лоскутного шитья в современном быту его роли и функциях, задали вопросы:

1. Есть ли лоскутные изделия в вашем доме?

2. Знакомы ли вы с лоскутным шитьем и его техниками?

3. Нравится ли вам изделия лоскутного шитья?

4. Для чего создаются лоскутные изделия?

А) для создания красивых и необычных вещей

Б) утилизация отходов

В) оберегают владельца

5. Хотели бы вы освоить различные техники лоскутного шитья?

6. Какое изделие в лоскутной технике вы хотели бы иметь у себя дома?

А) одеяло Б) подушку В) прихватку Г) другое ( предложите свои варианты)

По результатам опроса мы выяснили, что в настоящее время редко в какой семье есть лоскутное изделие, выполненное своими руками, чаще это покрывало, подушечки, прихватки фабричного изготовления, купленные в магазине. Изделия выполненные в лоскутной технике есть у всех девочек 7 классов- это прихватки выполненные на уроках технологии. Именно они больше всего знают о лоскутном шитье потому, что изучали его в 5 классе на уроках в школе. Многим нравится лоскутное шитьё, но не многие хотели бы им овладеть. Большинство из опрошенных считают, что лоскутные изделия создаются для красоты. Многие из опрошенных хотели бы иметь одеяло, выполненное в лоскутной технике. (Приложение 4). Некоторые предложили в качестве вариантов предметы одежды, игрушки, сумочки.

Мы решили узнать, где можно купить в Пензе лоскутные одеяла ручной работы и выяснили, что в магазинах города таких одеял нет. Но нашли несколько объявлений на Авито. Цены на одеяла в лоскутной технике от 3000 до 5000 рублей. На рукодельном сайте Ярмарка мастеров цена доходит до 13000 рублей. Таким образом, данный вид народного искусства возрождается в России, но не является массовым, а представлен единичными мастерами потому, что это очень трудоемкий и кропотливый труд, требующий знаний основ композиции, дизайна, цвета, специфики ткани.

2.2 Материалы, оборудование, инструменты

Для изготовления лоскутного одеяла нам понадобились следующие материалы и инструменты. Швейная машина. При работе с тканями необходим утюг, так как в лоскутном шитье каждый шов проглаживается сразу после прошивания, иглы, булавки,ножницы для ткани и ножницы для бумаги, картона, прокла­дочных материалов. Измерительные инструменты: линейки, карандаши.

Ткань. Для стеганых одеял и покрывал тради­ционно лучшим материалом является стопроцентный хлопок. Хлопчатобумажные ткани практически не деформируются, хо­рошо гладятся, служат дольше, чем другие ткани при ручной стежке иголка легко проходит сквозь них. Выбор ниток зависит от конкретной операции, которую вы выполняете. Синтепон. За счет значительного объема и в сочетании со стёжкой синтепон дает дополнительный декоративный эффект. Кроме того, внешний вид одеяла с синтепоном в качестве наполнителя будет на подсознательном уровне создавать ощущение тепла, комфорта, заботы.

2.3 Лоскутное шитье: правила кроя и изготовления

Геометрическая точность — то, что необходимо при шитье мозаичных изделий из кусочков, поэтому только идеальный раскрой даст шанс избежать потенциальной несовместимости деталей.

  1. Новую ткань обязательно стирают, сушат и тщательно отпаривают.

  2. Если ткань не новая, а активно использовалась раньше, то вырезанные кусочки сначала пропитывают из пульверизатора раствором крахмала в воде. После такой обработки заготовки утюжат.

  3. Для перенесения выкройки на материал пользуются специальным мелом для шитья.

  4. Ткань раскраивают только по долевой нити, идущей вдоль полотна

  5. При подборе цветов необходимо учитывать сочетание оттенков: светлый – средний – темный. Основные цвета можно дополнить контрастным цветом.

  6. Полоски одеяла раскраиваются с одинаковыми припусками на швы.

Этих правил мы старались придерживаться при изготовлении своего изделия.

Варианта использования блока изба из полос великое множество. (Приложение 4) Мы выбрали самый простой вариант, именно он чаще встречался на одеялах в Музее народного творчества. Мы решили, что этот узор был популярен, так как чаще всего от шитья остается много узких полос.

2.4 Технологическая последовательность изготовления

1. Мы приступили к работе и первое что сделали- обдумали внешний вид изделия, который должен гармонировать с местом его будущего «обитания», и поискали лучшие цветовые сочетания, так как у нас дома было много накопленных обрезков ткани.

2. Выбор узора. Для своего одеяла мы выбрали узор изба. У этой техники много названий: «бревенчатая изба», «колодец», «лабиринт», «сруб» и др. Особенность шитья - сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» - маленького квадратика по традиции красного или желтого цвета, символизирующего очаг в доме. Цвет полосок - «бревнышек» - тоже символичен: светлые - освещенные углы избы, темные - теневые. Традиционный блок делится на светлую и темную половины по диагонали.

3. Затем мы сделали эскиз лицевой стороны. Мы рассчитали размеры больших квадратов, ориентируясь на длину и ширину одеяла. Все сегменты разрисовали, чтобы получить общее представление о том, как будет выглядеть готовое одеяло. Для нас было важно определить цвет последних полосок, остальные решили нашить произвольно.

3. Далее мы перешли к изготовлению лоскутов для лицевой стороны. Постиранные и отглаженные ткани раскладывали на ровной поверхности, затем вырезали полоски между собой. Каждый элемент тщательно утюжили. Соединяли полоски между собой в следующей последовательности.

  1. Заготовки сшили в полоски: это самый простой вариант, сводящий к минимуму число потенциальных ошибок.

5. Затем соединили эти длинные блоки: совместили швы, сделали предварительную наметку, проверили результат и стачали на машине.

Последняя операция этого этапа — тщательная утюжка, во время нее не забывают хорошо разгладить припуски на швы с изнаночной стороны.

  1. 6. Закончив оформления «лица» одеяла, перешли к его «тылу» и наполнителю. Полотно для подкладки расстелили на ровной поверхности изнанкой вверх. На него уложили, а затем разровняли синтепон и лоскутный верх. заготовки скололи булавками, сметали, а затем соединили строчкой. Эту работу всегда начинают с середины. Потом прокладывают строчку по периметру. Излишки наполнителя, подкладки отрезают, чтобы их стороны совпадали с лицевой лоскутной частью.

  1. В самом конце сделали окантовку. Окантовка нужна, чтобы спрятать швы, идущие по периметру одеяла и для придания ему эстетичного вида. Для этого подготовили кант, цвет которого может совпадать с одним из оттенков, участвующих в полотне.

 

Наше одеяло получилось яркое и самобытное. Второго такого не найти. Сейчас лоскутное шитьё переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин любимым занятием. Лоскутные вещи шьют и профессиональные художники по текстилю, и домашние хозяйки. Лоскутными изделиями украшают дом, их дарят в качестве подарка. Впервые мы узнали о нём на уроках технологии в 5 классе и с тех пор, постепенно осваиваем лоскутное шитьё.

Для себя мы поняли, что лоскутки лучше подбирать так, что бы между ними был этот тоновой перепад, а ещё очень хорошо сочетать лоскут текстурный, т. е с рисунком и пустой, без него. С древних времен мамы и бабушки самостоятельно изготавливали одеяла из лоскутов, которые имели невероятно красивый орнамент и расцветку. Это умение сохранилось и по сей день.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования выяснилось, что сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Имея много общего, творения мастериц разных народов обладают своим национальным колоритом и несут в себе традиции, которые складывались веками. Главным изделием в технике лоскутного шитья в России стали одеяла. Красивое лоскутное одеяло было гордостью хозяйки, символом благополучия и достатка в доме.

Выдвинутая нами в начале работы гипотеза была доказана. Изменяясь, на протяжении времени, лоскутки и по сей день используются в интерьере и изготовлении предметов быта, но обережные и обрядовые функции лоскутных одеял утрачены, актуальны утилитарные и декоративные.

В процессе работы мы освоили технику лоскутного шитья из полос и создали уникальный экспонат для школьного музея. Мы познакомили учеников 5 и 6 классов с первым музейным экспонатом и традициями обережного рукоделия на Руси. ( Приложение 5) Думаем скоро, в нашем музее появится детская колыбель, ведь одеяльце для нее уже готово.

Данный материал может быть использован на кружках декоративно-прикладного творчества, на уроках технологии, истории, основах духовно- нравственной культуры народов России, так как история лоскутного шитья учит нас сохранять вещи, уважать труд других людей, не забывать старинные традиции.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Банакина, Л. В. Лоскутное шитье из полос : [техника, приемы, изделия: энциклопедия] / Лариса Банакина. – Москва : АСТ-Пресс, 2008. – 120 с.

  2. Волкова, Н. В. Пэчворк : Волшебство лоскутного шитья / Н. В. Волкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 253 с. : ил. – (Рукодельница).

  3. Каминская, Е. Лоскутное шитье для начинающих. Оригинальные идеи и подробные инструкции / Е. Каминская, Ю. Матюхина, Г. Пастухова. ‬М.: Владис, 2009. ‬280 с.

  4. Костикова, И. Ю. Школа лоскутной техники / И. Ю. Костикова. – Москва : Мир книги, 2011. – 192 с. : ил.

  5. Лоскутное шитье в деревенском стиле / И. Ю. Муханова. – Москва : Олма-Пресс, 2004. – 63 с. : ил. – (Золотые страницы рукоделия).

  6. Лоскутное шитье : от идеи до воплощения / Е. А. Фоломьева. – Ростов-на-Дону : Владис ; Москва : Рипол Классик, 2011. – 223 с. : ил. + 8 л. ил.

  7. Мазурик, Т. А. Лоскутное шитье : от ремесла к искусству / Т. А. Мазурик. – Санкт-Петербург : Паритет, 2004. – 223 с., [8] л. цв. ил. : ил.

  8. Максимова, М. В. Лоскутики / Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. – Москва : Эксмо, 2004. – 110 с. : ил. – (Заботы маленькой хозяйки).

  9. Рукавишникова А. С., Соприкина Т. Н. Лоскутное шитье в современном дизайне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13

  10. Фоломьева, Е. А. Техники лоскутного шитья / Singer ; [перевод с английского Н. Г. Гумановой]. – Москва : Ниола-Пресс, 1998. – 127 с. : цв. ил. – (Библиотечка по шитью). – Предметный указатель: с. 126-127.

  11. Чернышева, Л.А. Большая энциклопедия. Лоскутное шитье / Л.А. Чернышева М.: АСТ, 2014. ‬240 с.2. Шьем из лоскутков. Рациональный раскрой. Современное шитье. – Москва : Внешсигма : АСТ, 2000. – 69 с. : цв.ил. – (Женщины, книга для вас).

  12. https://myloskut.ru/articles/istoriya-loskutnogo-shitiya

  13. https://www.sunhome.ru/magic/

15. http://h52041-russkoe-loskutnoe-shityo/

Приложение 1

Фото экпозиции Музея нородного творчества

 
 

Приложение 2

Традиционные техники лоскутного шитья на Руси

 

  1. Ляпочиха

 

  1. Полоска

   

 

3. Треугольник

 

4. Квадрат

   

5. Свободная техника

   

 

 

Приложение 4

Результаты анкетирования учащихся

В опросе прино участие 132 человека

5 классы- 46 человек, 6 классы-102 человека, 7 классы73 человека.

( подсчитывались ответы да на 1,2,3,5 вопросы)

Приложение 4

Приложение 5

Экскурсия в школьном музее

Первый экспонат

Просмотров работы: 124