Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе остро ощущается возрождение интереса к сохранению культурных традиций. Культурное наследие выступает как важнейший элемент устойчивого развития.
Тюменский махровый ковер – уникальный самобытный сибирский промысел. В нем, как и в других тюменских промыслах и ремёслах отображается всё многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего региона.
Проблема исследования заключается в том, что встает необходимость сохранения региональной художественной традиции и обеспечения преемственности техник изготовления тюменского ковра, но отмечается нехватка квалифицированных ремесленников и потеря традиционных технологий.
В нашей семье многие женщины занимались ткачеством, в том числе и ковров. Однажды у своей прабабушки на диване я заметила интересное полотно с розами на черном фоне. Оказалась, что это ковер, руку к созданию которого приложили мои прапрабабушка, прабабушка и бабушка. Я заинтересовалась этим ремеслом, решила изучить тюменский махровый ковер и освоить технологию ковроткачества.
Научная новизна исследования заключается в том, что предложена новая классификация тюменских ковров, которая охватывает различные основания; разработана технологическая карта создания коврового изделия; рассмотрено воплощение народного художественного промысла в современные предметы с элементами тюменского ковра.
Цель: исследовать особенности тюменского махрового ковра.
Задачи:
- рассмотреть понятие ковроткачества и особенности тюменского ковра;
- познакомиться с историей возникновения тюменского ковра;
-классифицировать тюменский ковер по различным основаниям;
- изучить традиционные технологии изготовления и подготовить технологическую карту создания махрового изделия;
- проанализировать ковровую продукцию, изготавливаемую по традиционным технологиям;
-изготовить несколько экспонатов своими руками, которые войдут в коллекцию «Махровое вдохновение» и создать виртуальную экскурсию «Тюменский махровый ковер – ткем вместе»;
-обобщить полученные данные, сделать вывод.
Объект исследования: тюменский махровый ковер.
Предмет исследования: традиции и перспективы развития тюменского ковроткачества.
Гипотезы исследования:
Предположим, что технология создания тюменского махрового ковра сохранилась до настоящего времени.
Предположим, что, освоив технологию изготовления тюменского ковра, можно изготовить продукцию в традиционной технике.
В трудах С.А. Давыдовой и Н.Л. Скалозубова заложена историческая информация, на которую опираются все последующие исследователи. Изучением истории тюменского коврового промысла занимались В.А. Субботина, H.H. Федорова, И.А. Мануйлова, Н.И. Сезёва. Возрождением традиций изготовления тюменского ковра занимаются Н.И. Сезёва, Н.Ю. Денисова, О.Л. Козловская.
Характеристика личного вклада в развитие избранной темы в том, что обобщены представления исследователей и мастеров о тюменском махровом ковре. Изучение работ авторов научной литературы в данной области и публикаций ремесленников позволило разработать обширную классификацию тюменских ковров, создать технологическую карту его изготовления, рассмотреть современные изделия, выполненные в традиционной технике тюменского ковроткачества, создать несколько экспонатов на стыке традиционных ремесел нашего края.
Методы исследования:
-анализ литературы, информации сети Интернет по данной теме;
- классификация тюменского ковра;
-конструкторско-технологическое создание коллекции махровых изделий;
- практическое изготовление экспонатов;
- интервьюирование и экспертные методы;
- экскурсионное сопровождение;
-анализ результатов, обобщение.
Этапы работы:
Теоретический: сбор и анализ теоретического материала по представленной теме.
Практико-ориентированный: изучение традиционной технологии создания тюменского махрового ковра, разработка технологической карты создания тканного махрового изделия, создание махровых изделий в традиционной технике, создание виртуальной экскурсии.
Обобщающий: анализ полученных результатов, формулировка выводов.
Глава 1. Теоретические основы изучения тюменского коврового промысла
1.1. Понятие ковроткачества и особенности тюменского ковра
Обратимся к энциклопедическим источникам для определения слова ковроткачество. В толковом словаре Ефремовой ковроткачество – это тканье ковров как отрасль производства [3, с.946]. В.И. Даль характеризует ковер, как «толстую тканую полсть, полстину; узорчатую, обычно шерстяную постилку» [1, с.309]. С.И. Ожегов определяет ковер как изделие (обычно многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шёлковой пряжи, часто с ворсом, употребляемую для покрытия пола, украшения стен [8, с.184]. Традиционный тюменский ковер – это ворсовое изделие, на черном фоне которого изображены яркие и крупные цветочные орнаментальные мотивы. [5].
Теоретический и практический материал по теме описывают Н.И. Сезёва, В.А. Субботина, H.H. Федорова, Н.Ю. Денисова, О.Л. Козловская. Проанализировав пособия данных авторов можно выделить технологические и художественные особенности тюменского ковра: монументальность и обобщенность форм, своеобразная пышность («народное необарокко»), динамичность, мажорность, яркий колорит, цветочный орнамент на черном фоне, высокий густой ворс [11, с. 34]. Тюменский махровый ковер стилистически оформился ко второй половине XIX в. Фирменный орнамент тюменского ковра – на чёрном фоне сочный букет, чаще всего, состоит из роз, маков и цветов шиповника, дополненных полевыми цветами в обрамление листьев. Ведущие цвета букета – красные и зелёные, остальные лишь обогащали гамму. Чёрный фон ковра – символ плодородной земли и изобилие, которое она дарит людям. Изображение цветущего бутона вмещало понятие радости жизни, благополучия, счастья, любви, процветания [10, с. 211]; цветочные венки - с кругом вечного движения жизни [6, с. 20]. Тюменский махровый ковер имел густой длинный ворс, который скрывал «каркас» и в то же время создавал дополнительный живописный эффект за счет смешения разноцветных концов пряжи. Поэтому рисунок на коврах приобретал общий характер, строился, как правило, на крупных орнаментальных формах [8, с. 50]. Его пластичность объясняется производством на кроснах.
В нашем регионе проходил великий Сибирский тракт, проезжали ямщики. Холодная зима с сибирскими морозами ухудшали условия поездок. Чтобы не замерзнуть в дороге, ямщики утепляли свои сани коврами. Бывало и сами укрывались этими же коврами. Укрывали махровыми коврами и лошадей, холода были тяжелы не только для людей. Животным тоже было холодно, а лошадь потерять никому не хотелось. И только потом уже ковры стали использоваться и в быту. Их начали стелить на пол, вешать на стены, покрывали сундуки и лавки [12]. Еще коврами показывали свой статус, так как сибирский большой ковер могла позволить себе только обеспеченная семья.
1.2. История развития тюменского коврового промысла
Происхождение тюменского коврового промысла опирается на две гипотезы. Русская версия предполагает, что ковровый промысел был занесен в Сибирь русскими переселенцами в XVII в. из Центральной России [6, с. 19]. Как отмечает искусствовед Н.И. Сезёва, наиболее распространена версия, что сибирский ковровый промысел возник в результате восточного влияния в процессе торговых и культурных контактов русских переселенцев с местным населением [9, с. 11]. Тюменский махровый ковер действительно имеет сходство с бухарским ковром-джульхирсом практически по всем показателям, включая материал, оборудование, технику ткачества, размер и функциональное назначение.
Возникновению и становлению тюменского коврового промысла способствовали многие обстоятельства: благоприятные природные условия, позволявшие иметь в достаточном количестве необходимый для развития ремесел материал, выгодное географическое положение, близость водных и сухопутных торговых трактовых путей, широкий спрос и большой рынок сбыта, а главное наличие опытных ремесленников. На рубеже XVII -XVIII вв. в деревнях, расположенных по берегам реки Туры, а также вдоль Ирбитского и Сибирского трактов возникли различные производства, связанные с обслуживанием ямского промысла [9, с. 15]. Ямщики использовали ковры для покрытия сидений. Во многих деревнях и селах Каменской, Успенской и Троицкой волостей широкое развитие получило ковроткачество. Ковры были настолько знамениты, что получили название «тюменских». Подтверждение этому мы находим в архивных материалах и литературных источниках. В начале XIX столетия промысел был столь выгодным, что производством махровых ковров занимались почти во всех притрактовых деревнях Тюменского уезда [9, с.18]. Об этом свидетельствуют документы тех лет. Во второй половине XIX в. сибирский ковровый промысел переживает период своего наивысшего расцвета 10, с. 7]. Он становится местной достопримечательностью и гордостью края. Производством ковров занимались целые деревни Тюменского уезда. В кон. XIX - нач. XX в. тюменский ковровый промысел с триумфальным успехом представлял Тобольскую губернию на всех самых крупных всероссийских и международных кустарно-промышленных выставках [11, с. 30]. В нач. XX в. ковровых центрах были организованы ковроткацкие артели. В 1960 г. в связи с ликвидацией промкооперации ковровые цеха при артелях Тюмени, Тобольска, Ишима были реорганизованы в фабрики [10, с. 46 ].
На современном этапе центрами возрождения тюменского коврового промысла являются ООО «Сибирская ковровая фабрика», организованная в городе Ишиме в 2001 году, ООО «Мастерская тюменского махрового ковра» с 2022 года, которую возглавляет Наталья Денисова, мастер по прядению и ткачеству.
1.3. Виды тюменского ковра
По технологии изготовления тюменские ковры делятся на две группы: безворсовые и махровые [9, с. 37]. Безворсовые ковры считаются наиболее древними , они имеет более простую технику ткачества и распространены в Сибири повсеместно. Ко второй группе относятся махровые ковры (ранее назывались «морховые»), лицевая сторона которых имеет пушистую поверхность, полученную за счет необрезанных кончиков специальных ворсовых узлов, навязанных на каждой паре основных нитей. Чтобы узлы плотно держались на основе, между каждым последующим их горизонтальным рядом прокладывают одну - две уточных нити, которые, переплетаясь с основой, образуют прочный связующий каркас ткани ковра. Махровые ковры, как и гладкие, ткали на горизонтальном станке. Ткань тюменских махровых ковров обладала характерной особенностью: редкая по основе и утку, она имела очень высокий ворс (до 3 - 4 см), что делало ковер пушистым и мягким [11, с. 38].
По назначению производились различные виды ковров: санные, напольные, настенные, налавочники, насундучники, настольники [7]. Наибольшую известность получили санные ковры. В будние дни пол горницы устилали половиками с простым узором спокойных и темных тонов, а сверху – шерстяными паласами-тропинками яркой расцветки. Махровым пушистым ковром чаще всего покрывали сундук, стол, лавку [9, с. 26]. В домах зажиточных крестьян в праздники на стол вместо скатерти стелили ковровый «настольник». Лавки, на которые садились гости, накрывали разноцветными «налавочниками». Не менее нарядно украшали сундуки. Каждый покрывали «насундучником», демонстрируя мастерство исполнительницы, как правило, хозяйки дома. В особо торжественных случаях ковер вешали на стену и расстилали на пол. Во второй половине 19 века появилась мода устилать пол гостиной, детской или рабочего кабинета мягкими, пушистыми коврами ручной работы. Для оформления фотоателье также использовали изделия народных мастериц, поэтому фото из прошлого часто сделаны на фоне ковров.
По размещению традиционного мотива ковры делят на две группы. Для первой характерно размещение в центре крупного букета цветов в обрамлении зелени, листьев. В углах повторялся рисунок центра в уменьшенных размерах или одиночные цветы. Изделие обрамлялось линейной или орнаментальной каймой. Для второй группы была типична широкая цветочная кайма на черном фоне, а центральное поле заполняли яркие мелкие цветы с зелеными листьями и ветками [9, с. 51].
По орнаменту ковры можно разделить на три вида: с геометрическим орнаментом, с цветочным орнаментом и с сюжетными композициями.
Самые ранние ковры имели геометрический орнамент. Создавался узор из различных по ширине полос, иногда полосы заполнялись ромбами, квадратами, их производными, повторяющимися в шахматном порядке. Однообразие геометрических ковров компенсировалось очень яркой расцветкой [4]. С течением времени и ростом мастерства рукодельниц стали преобладать цветочные мотивы. Как пишет Н.И. Сезева, любовью среди местного населения пользовался орнамент, получивший название «подносный» [11, с. 56]. В центре, на черном фоне, располагался букет из двух-трех крупных роз или маков красного, розово-малинового, желтого цвета с небольшим количеством оттенков в окружении листьев, веточек и травинок. По колориту и особенностям орнамента, сочетанию цветов тюменские ковры были близки к нижнетагильским подносам. В фондах Тюменского областного Музейного комплекса имени И.Я. Словцова есть примеры ковров, которые геометричными рисунками напоминают восточные ковры. Есть те изделия, которые успешно сочетают строгие линии и цветочные мотивы. В этот же период в работах мастериц стали появляться сюжетные композиции. Такие ковры пользовались спросом у местного городского населения, особенно у богатого сибирского купечества и чиновничества. Ковер-картина несла в дом радость, красоту, поэтому и сюжеты выбирали соответствующие. Были проведены исследования, согласно которым 1946 году в ходе опроса жителей Тюмени и близлежащих сел, отмечает, что наибольшей любовью пользовались два сюжета: в них воплощали образ «собачки» и образ коня. В тюменских коврах получил распространение и сюжет с изображением голов двух коней, обращенных друг другу и заключенных в яркие, пышные цветочные круги.
Подробная схема по классификации тюменского ковра по различным основаниям приведена в приложении 1.
Вывод: в теоретической части было рассмотрено определения понятия ковроткачество, ковер и тюменский ковер с позиции разных авторов. Анализ литературы позволил выделить отличительные особенности тюменского махрового ковра и технологии его изготовления. Рассмотрены истоки зарождения коврового промысла, его значение в развитии края. Произведена обширная классификация тюменского ковра по различным основаниям: по технологии изготовления, назначению, по размещению традиционного мотива, по орнаменту. Практическим результатом изучения теоретической информации стало создание буклета «Интересные факты о тюменском махровом ковре» с иллюстративным материалом.
Глава 2. Практическая работа по исследованию тюменского ковра
2.1. Традиционная технология создания тюменского махрового ковра
На основании изученной литературы, работы с мастером по изготовлению тюменского ковра, руководителем Тюменского дома ремесел, директором ООО «Тюменский махровый ковер», ткачихой в четвертом поколении Денисовой Н.Ю., интервьюирования Козловской О.Л., доцента кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Тюменского государственного института культуры была описана технология создания тюменского ковра, которая включает следующие этапы: 1. Подборка эскиза ковра. 2. Подготовка пряжи. Процесс создания махрового ковра начинается с того, что нужно постирать овечью шерсть. Потом ее теребят. Далее необходимо соткать нить с помощью веретена за прялкой. Затем нить ссучить, то есть соединить две нити в одну на колесной прялке. Эта пряжа сматывается в пасмы, которые нужно прокипятить и покрасить. 3. Заготовка жичек. Нарезание пряжи на короткие нити для завязывания узлов с помощью специального оборудования, воссозданного по старинным образцам. 4. Снование основы. Наматывание нитей основы на раму станка. В основе использовалась крученая толстая льняная или конопляная нить – корд, или сильно крученая шерстяная. Она полностью закрывалась уточными нитями, скреплявшими ряды цветных махровых узлов [6, с. 21]. 5. Прокладывание уточной нити для закрепления работы. Чтобы узлы не расползались, в начале и конце каждого ковра делают закрепительную паласную полосу. 6. Завязывание жичек петлями вокруг каждой пары нитей основы, соблюдая рисунок. Ворсовая поверхность ковра получается путем навязывания на каждой паре основных нитей двойных ковровых узлов, кончики которых, вытянутые на лицевую сторону, образуют пушистую ровную поверхность [10, с. 86]. 7. Между каждыми «узловыми» рядами прокладываем челноком уточную нить в два ряда. Первый ряд - в одну сторону, второй ряд – переключив подножки. Таким образом получается переплетение уточной нити. Каркас ковра ткался мастерицами утком из этой же шерсти, но несколько более тонкой пряжи, крашеной в черный или коричневый цвет, или использующей натуральный темный цвет волокна. 8. Снятие ковра с рамы. К последней уточине придвигается цепочка воздушных петель от верхнего вала. Ковер срезают, оставив часть основы на кисти.9. Обработка края: нити основы завязываем специальными узелками, пучками или крайнюю заработку подворачиваем и подшиваем. 10. Выравнивание ворса ножницами. Узлы вяжутся из равных отрезков пряжи, ворсовая поверхность имеет определенную высоту и по окончании ковра только немного подравнивается [10, с. 86]. Все этапы создания ковра собраны в технологическую карту в приложении 2.
2.2. Сохранение и развитие традиций и искусства ремесла в «махровом бренде» нашего региона
В Тюменской области ведется работа по сохранению тюменского ковроткачества. В ноябре 2023 года на II заседании регионального экспертного совета по оценке и отбору объектов нематериального этнокультурного достояния Тюменской области технология изготовления традиционного тюменского махрового ковра вошла в региональный реестр нематериального этнокультурного достояния Тюменской области [4]. Сформирована музейная коллекция тюменского народного ковра в Музейном комплексе И.Я. Словцова, на базе Сибирской ковровой фабрики создана уникальная коллекция «Галерея тюменского ковра. От эскиза к ковру», старинные экспонаты хранятся также в частных коллекциях. Организовываются выставки регионального, общероссийского и международного уровня. Тюменский ковер наряду с другими народными промыслами представляет нашу область на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, ежегодно на ярмарке выставке «Ладья. Зимняя сказка». Ежегодным стал Тюменский фестиваль ковра, в котором я приняла участие. Также посещения выставок, на которых экспонируются тюменские ковры, включаются в культурно-просветительские и туристические программы региона. В 2023 году реализовали проект «Тюменские ковры на Упоровской земле» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он осуществлен сотрудниками краеведческого музея для изучения коврового промысла, популяризации бренда «Тюменский ковер», возрождения традиций изготовления махровых сибирских ковров. Проведенная поисково–исследовательская работа позволила пополнить музейный фонд новыми экспонатами. Наряду с традиционными коврами разных размеров, которые изготавливает ООО «Сибирская ковровая фабрика» и ООО «Мастерская тюменского махрового ковра» можно выделить новые направления, в которых получается создавать уникальный современный продукт, сохраняя приверженность традициям, без изменения состава материалов и технологии производства. Мастера изготавливают интерьерную продукцию: небольшие панно, салфетки, диванные подушки. Был создан мерч с принтом, элементом от узнаваемого махрового ковра. Среди одежды изготавливают, футболки, худи, кепки. Очень интересным вариантом является вручную сотканная шапка с цветами в технике ковровой вышивки и аппликации. Отдельной линейкой выпускают аксессуары: сумки, браслеты, броши в технике тюменского ковроткачества [2]. Модельер Ирина Смердова совместно с мастерской «Тюменский махровый ковер» создала коллекцию «Тюменская роза». Классификация ковровой продукции, изготавливаемой в настоящее время, представлена в приложении 3.
2.3. Изготовление коллекции «Махровое вдохновение»
Во время написания исследовательской работы я посетила мероприятия, на которых был представлен Тюменский махровый ковер, выставку «Тюменская марка», были изучены экспонаты* в Музейном комплексе И.Я. Словцова (приложение 4), участвовала в фестивале Тюменского ковра. Н.Ю. Денисова провела для меня мастер-классы по освоению техники ручного ковроткачества в «Мастерской тюменского махрового ковра». Цель данного этапа исследования: изготовить и оформить коллекцию изделий с элементами ковроткачества «Махровое вдохновение» и создать виртуальную экскурсию «Тюменский махровый ковер – ткем вместе». Экспонаты коллекции «Махровое вдохновение» включают в себя аксессуары, изготовленные в традиционной технике и народные куклы с элементами ковра. На ручном станке были созданы: браслеты, броши, панно с цветочным мотивом (приложение 5). В нашей семье есть традиция изготовления народных кукол. С помощью традиционных техник, я создала куклу на народной основе «Ковровщица», которая отражает традиции нашего региона. Эта кукла стала одним из экспонатов композиции «В прилежном доме – густо, а в ленивом - пусто», в которой использовались мини-версии тюменского махрового ковра: настенного и насундучника, паласа в безворсовой технике. Также с тюменским ковром я изготовила куклу «Екатерину Санницу» (приложение 6). Коллекция была представлена в библиотеке школы № 65. Экономический расчет создания коллекции представлен в приложении 7. В «Мастерской тюменского махрового ковра» была проведена экскурсия для ребят 4 «К» класса (приложение 8). С экспонатами из коллекции «Махровое вдохновение», изготовленными во время работы над исследованием, я заняла 1 место в международном многожанровом фестивале -конкурсе искусств «Безграничность» и в международной выставке-конкурсе детского и юношеского творчества «Рождественская 2024», 1 место в областном конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос», 2 место в областном конкурсе «Мир. Человек. Мечта». Также на основании изученной информации была создана виртуальная экскурсия «Тюменский махровый ковер – ткем вместе». Видеозапись экскурсии была размещена на официальной странице МАОУ СОШ № 65 города Тюмени в ноябре 2023 года. Статистика поста показывает, что ее посмотрели более 37 00 человек. Представив виртуальную экскурсию на всероссийском конкурсе «Юный экскурсовод России», я заняла 1 место.
Вывод: подтвердилась гипотеза: используя теоретические знания и освоив технологию изготовления тюменского ковра, возможно изготовить продукцию в традиционной технике. Популярность экскурсии, показывает, что данная тема интересна.
Заключение
В ходе исследования были систематизированы знания и информация о тюменском махровом ковре.
В теоретической части было рассмотрено определения понятия ковроткачество, ковер и тюменский ковер с позиции разных авторов. Были выделены отличительные особенности тюменского махрового ковра, изучена технология его изготовления. История развития коврового промысла показывает его значение в развитии нашего региона. Произведена обширная классификация тюменского ковра по различным основаниям. Практическим результатом изучения теоретической информации стало создание буклета «Интересные факты о тюменском махровом ковре».
В практической части была подробно и поэтапно описана технология создания тюменского ковра. Также рассмотрено сохранение и развитие традиций и искусства ремесла в «махровом бренде» нашего региона. Технология изготовления традиционного тюменского махрового ковра вошла в региональный реестр нематериального этнокультурного достояния Тюменской области. Изучен проект «Тюменские ковры на Упоровской земле», осуществляемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Разработана классификация ковровой продукции, изготавливаемой в настоящее время. Наряду с традиционными коврами разных размеров можно выделить новые направления, в которых создают уникальный современный продукт: интерьерная продукция, одежда и аксессуары с элементами в технике тюменского ковроткачества. Я изготовила и оформила коллекцию изделий с элементами ковроткачества «Махровое вдохновение» и создала виртуальную экскурсию «Тюменский махровый ковер – ткем вместе». Экспонаты коллекции «Махровое вдохновение» включают в себя аксессуары и народные куклы с элементами ковра.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотезы подтвердились: технология создания тюменского махрового ковра сохранилась до настоящего времени и, используя теоретические знания и освоив технологию изготовления тюменского ковра, возможно изготовить продукцию в традиционной технике. Цель работы достигнута. Все поставленные в ходе исследования задачи реализованы.
В будущем я планирую продолжить исследование данной темы: углубить знания по истории тюменского коврового промысла, пополнять свою коллекцию новыми экспонатами, организовывать выставки своих работ, провести мастер-классы по ковроткачеству для детей, реализовывать свою продукцию на ярмарках, также планирую посетить музеи, в которых представлены ковры в других техниках. Значимость моей исследовательской работы в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов образовательных учреждений, для проведения мастер-классов, выставок, экскурсий, для обогащения предметно-развивающей среды.
Список литературы
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Русский язык - Медиа, 2003. - 866 c.
Денисова, Н.Ю. Тюменские махровые ковры незаслуженно забыты / Н.Ю. Денисова/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZW1hLG5FyA0HGs9Q
Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. Т.1. А-Л / Т.Ф. Ефремова. - «АСТ», Астрель, 2006. - 1168 c.
Кожемяченко, А.А. Возрождение тюменского ковра: традиции и современность / А.А. Кожемяченко / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/311/Action311-111686.pdf - (Дата обращения: 15.12.2022).
Кожемяченко, А.А. Ковры в розах – образы, рожденные фантазией / А.А. Кожемяченко / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/188/Action188-111687.pdf - (Дата обращения: 15.12.2022).
Козловская, О. Л. Ручное ткачество : учеб. пособие для студентов направления 070800.62 и 072600.62 – «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» профиля подготовки «Художественное ткачество» / О. Л. Козловская.– Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ, 2014. – 174 с.
Кухальская Е. Секреты и триумфы тюменского ковра /Е. Кухальская / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vsluh.ru/long/tyumen_kover/?ysclid=lo8wjq6ozx496888677 - (Дата обращения: 27.11.2022).
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М.: «АСТ», 2018. - 319 c.
Сезева Н.И. Ковры России. Тюменский ковер / Н.И. Сезева. – М.: Интербукбизнес, 2009. – 160 с.
Сезева Н.И. Тюменский ковер. Традиции и современность / Н.И. Сезева. – Тюмень: издательский дом «Титул», 2012. – 224 с.
Сезева Н.И. Тюменский ковер. Цветы Сибири: католог / Н.И. Сезева. – Тюмень: ГАУК ТО «Музейный комплекс им. И.Я. Словцова», 2014. 152 с.
Шафикова, Г.З. Тюменские ковры - визитная карточка Сибири, с глубокой вековой историей, о которой многие не знают / Г.З. Шафикова / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/311/Action311-111686.pdf - (Дата обращения: 15.12.2022).
Приложение 1
Классификация тюменского ковра по различным основаниям
Приложение 2
Технологическая карта изготовления Тюменского махрового ковра
1. Подборка эскиза ковра. |
4. Снование основы. |
||
2. Подготовка пряжи: вычесывание |
5. Прокладывание уточной нити для закрепления работы. |
||
прядение нити, |
6. Завязывание жичек петлями вокруг каждой пары нитей основы, соблюдая рисунок. |
||
ссучивание, окрашивание. |
7. Между каждыми «узловыми» рядами прокладываем челноком уточную нить. |
||
3. Заготовка жичек. Нарезание пряжи на короткие нити для завязывания узлов. |
8. Снятие ковра с рамы. |
Приложение 3
Классификация изделий в технике Тюменского махрового ковра
Приложение 4
Фото с выставок, на которых был представлен тюменский махровый ковер
Приложение 5
Фото аксессуаров коллекции «Махровое вдохновение»
Приложение 6
Фото композиции ««В прилежном доме – густо, а в ленивом - пусто» с куклой «Ковровщицей»
Приложение 7
Экономический расчет создания экспонатов коллекции «Махровое вдохновение»
№ п/п |
Материал/инструмент |
Стоимость |
1 |
Нитки и пряжа |
1500 рублей |
2 |
Ножницы для ткани |
200 рублей |
3 |
Ножницы фактурные |
300 рублей |
4 |
Набор отрезов ткани (3 упаковки) |
900 рублей |
5 |
Деревянные декорации |
1000 рублей |
6 |
Станок |
700 рублей |
Итого: |
4 600 рублей |
Приложение 8
Фото с экскурсии 4 «К» класса МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени
в «Мастерскую тюменского махрового ковра»
Приложение 9
Рабочий процесс создания коллекции