ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека есть свои увлечения. Вот и в нашей семье у всех есть свои любимые занятия и все они связаны с творчеством: мама любит заниматься ландшафтным дизайном на нашем участке, а папа умеет смастерить все, что угодно. Мне тоже нравится все, что связано с творческой деятельностью. Однажды я побывал на мастер классе по созданию стоп – моушн анимации. Оказалось, что данная техника основана на покадровой съемке неподвижных объектов с небольшими изменениями в каждом кадре. Отснятые снимки с помощью программного обеспечения монтируют в единый видеоряд и получается фильм любой длительности и сложности. В этот день я попробовал себя в роли настоящего мультипликатора и в ходе проведения обучающего урока создал свой первый анимационный фильм.
Полученный опыт вдохновил меня и я продолжил создание анимационных фильмов уже самостоятельно. В своей работе я решил рассказать о процессе создания стоп – моушн анимации и выявить ее практические возможности через освоение разных техник анимации.
Актуальность темы: Stop – Motion анимация позволяет применить творческий потенциал.
Практическая значимость: материалы данной работы могут применяться на уроках и при подготовке школьных проектов.
Цель проекта: выявить практические возможности стоп – анимации через использование разных техник анимации.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения стоп – моушн анимации в экранной культуры России.
2. Ознакомиться с технологиями и способами создания мультфильма.
3. Придумать сюжет и cоздать анимации в разных техниках и выявить их практическое применение.
Методы исследования:
Изучение литературы, интернет-источников
Моделирование, конструирование, рисование
Фотосъемка и монтаж фильма в программном приложении Stop Motion Movie
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
Что такое стоп – моушн анимация и история ее появления в России.
Стоп-моушн (в переводе с англ. – «остановка движения») - это самая старая техника создания мультфильмов, при которой объекты или персонажи фотографируются поэтапно в разных позах, а затем кадры последовательно проигрываются со скоростью 24 кадра в секунду или другими значениями, создавая иллюзию движения. В каждом кадре объект или персонаж изменяются незначительно, поэтому при просмотре происходит плавный переход от одной позы к другой и воспроизводится иллюзия движения.
История стоп – моушн анимации начинается с начала ХХ века и в первую очередь ассоциируется с куклами. Первые отечественные мультфильмы появились еще в царской России. Благодаря хобби балетмейстера Мариинского театра оперы и балета Александра Ширяева в 1906 году на свет появился мультфильм, в котором 12 кукольных балерин прыгали, вращались и проделывали иные танцевальные номера и трюки [1]. Благодаря творчеству Владислава Старевича, который делал героями своих фильмов насекомых, появились первые кукольные мультфильмы. Им был снят первый анимационный фильм «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами», который считается первым в истории объемным кукольным мультфильмом, где он впервые применил технику stop – motion. Фильм вышел на экраны 8 апреля 1912 года. Эту дату кинематографисты считают днем рождения отечественной анимации [2]. Опыт Старевича через несколько лет продолжил советский режиссер Александр Птушко в фильме «Новый Гулливер» (1935 г.), задействовав в нем в общей сложности 1500 кукол [2]. В 1960 – 1980 – е гг. в отечественной мультипликации появились талантливые аниматоры – кукольники: Роман Качанов, создавший популярную серию фильмов о Чебурашке и Крокодиле Гене («Крокодил Гена», 1969 г.; «Чебурашка», 1971 г.; «Шапокляк», 1974 г.), а до этого снявший «Варежку» (1967 г.) [4]. В современной России над выпуском кукольной анимации трудятся студии «Союзмультфильм», «Аэроплан», «Студия компьютерной анимации».
Техники анимации.
Существуют различные виды анимации.
Рисованная мультипликация – это анимация, которая представляет собой последовательность рисунков, созданных вручную на бумаге или другом материале. В рисованных мультфильмах каждый кадр перерисовывается отдельно, чтобы создать впечатление движения при последовательном их воспроизведени [2]. Пример: "Белоснежка и семь гномов", «Ну, погоди», «Кот Леопольд», «Винни – Пух», «Котёнок по имени Гав».
Пластилиновая анимация - это вид анимации, в котором для создания персонажей и объектов используется пластилин или другие материалы, такие как глина или моделирующая паста. В этой технике каждый кадр анимации создается путем постепенной смены позиций и форм объектов из пластилина. Затем каждый кадр снимается камерой и последовательно воспроизводится для создания впечатления движения [2]. Пример: «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег».
Кукольная анимация – метод объёмной анимации. При создании используются сцена-макет и куклы-актёры. [6]. Пример: «Чебурашка», «Варежка», «Ёжик в тумане», «38 попугаев».
Перекладная анимация - это техника создания мультфильма, при которой анимацию создают посредством передвижения отдельных частей персонажа или элемента (голова, шея, кисть руки…). Чем больше частей, тем сложнее, качественнее анимация. Пример: "Ёжик в тумане", "Сказка сказок", "Лиса и заяц", "Журавль и цапля».
Предметная анимация – это вид покадровой анимации, где главными героями становятся предметы, которые нас окружают.
Пискселяция – это техника, где главным объектом выступает живой человек, актер. Человек медленно выполняет движение под руководством аниматора, который фиксирует это все на камеру кадр за кадром.
Компьютерная анимация – этопроцесс создания движущихся изображений с использованием компьютерной графики. Аниматоры используют программы, такие как Adobe Flash, Toon Boom Harmony, Autodesk Maya и другие, чтобы создавать и анимировать персонажей и фоны. Это позволяет производить анимацию быстрее и эффективнее [2].
В настоящее время работа аниматоров и мультипликаторов неразрывно связана с компьютером, благодаря которым уже не нужно вручную переводить изображение и раскрашивать кисточкой каждый кадр. Действительно, в наши дни редко можно встретить мультфильмы, которые нарисованы вручную на бумаге, потому что эпоха цифровой культуры диктует нам свои правила и практически ни один мультфильм не обходится без компьютерной графики.
Но именно стоп – моушн анимация является доступным техническим приемом для создания анимационных фильмов при неумении рисовать и работать с компьютерными программами по анимации персонажей.
Процесс создания стоп –моушн анимации.
В процессе создания анимации можно выделить несколько основных этапов:
1) сюжет и сценарий;
2) раскадровка
3) подготовка фонов, декораций, персонажей;
4) покадровая съемка сцен;
5) соединение и редактирование кадров в фильм при помощи видеоредактора и озвучивание.
В основе любого анимационного фильма лежит сюжет или идея. Даже из короткой идеи в два – три слова можно создать увлекательную историю. Но этого недостаточно. Далее составляется сценарий фильма – это подробное описание действий по выбранному сюжету. Сценарий имеет завязку (начало), развитие действия (основная часть) и развязку. После того как сценарий готов и разбит на сцены, создается раскадровка.
Раскадровка – это отрисовка основных сцен фильма. Из раскадровки можно понять, как будут выглядеть сцены в мультфильме, их последовательность, продолжительность и расположение основных предметов на фоне, а также персонажей относительно фона.
Вот, подготовительные этапы пройдены, и можно начинать рисовать или лепить, или другим способом изготавливать персонажей и фона.
После того, как все персонажи и фоны для съемки подготовлены, приступаем к съемке. Берем смартфон с фотокамерой и устанавливаем его в фото – штатив и наводим камеру на сцену. Нужно постараться, чтобы в объективе был только фон будущей сцены, а ничего лишнего в кадр не попадало. Шаг за шагом меняем позы персонажей, передвигаем их и объекты рядом с ними и каждый раз фотографируем кадр за кадром.Не забываем убирать из кадра руки, когда фотографируем. После съемки 50 – 60 кадров просматриваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так и будет выглядеть движение в мультфильме.
Следующим этапом создания мультфильма будет монтаж. В видеоредакторе каждой фотографии присваиваем нужное количество кадров на секунду и перемещаем их все на таймлайн, собрав в единый видеоряд. Чередуем кадры по крупности, для более удобного восприятия зрителем. Некоторые кадры просто зацикливаем по кругу в обратном направлении, чтобы сэкономить время на съемке.
Далее накладываем озвучивание на полученное видео, иногда меняя тембр голоса для реплик героев, чередуя его со звуками окружающих предметов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
В процессе изучения литературы и освоения техник анимаций я придумал несколько идей для ее практического применения:
- создание коротких роликов для социальных сетей;
- создание анимированных проектов для школьных занятий;
- создание тематических роликов с поздравлениями;
- создание коротких анимаций о своем хобби;
- создание мультфильма.
Я решил реализовать свои идеи в разных техниках стоп –моушн.
Рисованная анимация в технике перекладки.
Это будет история про рыбок, которых принесли домой из зоомагазина в мешке и заселят в новый аквариум. Для этого нарисуем аквариум, рыбок, камушки и растение на бумаге, раскрасим и вырежем их.Мешок, в котором будут рыбки, рисуем в 2-х вариантах – закрытым и открытым, а аквариум будем зарисовывать, то есть «наполнять» водой, в процессе съемок. Согласно сюжету, передвигаем на плоскости нарисованные детали и каждое, даже небольшое движение снимаем камерой смартфона. В видеоредакторе собираем все кадры в видеоряд и накладываем звуковые эффекты. Получилась занимательная анимация для социальных сетей.
Пластилиновая анимация.
Это уникальная техника создания мультфильмов с помощью фигурок, сделанных из пластилина. Работать в этой технике гораздо сложнее, поскольку приходится анимировать объёмные объекты и персонажей в пространстве. Для упрощения работы делаем персонажей и объекты плоскими. В основе сюжета пластилиновой стоп-моушн анимации возьмём путешествие на космической ракете, а именно как она стартует от земли и выходит в открытый космос, путешествуя в открытом космосе ей на пути встречается метеорит, луна, а вслед за ней отправляются инопланетянин. Рисуем объекты на бумаге, а потом лепим их из пластилина. Добавляем декорации, подбираем фон и приступаем к съёмке. Техника съемка такая же, как и в перекладной анимации, только теперь - помимо героев, перемещаем еще и декорации. В результате анимация получается более живой, как настоящий мультфильм.
Предметная анимация – это техника позволяет оживить любые предметы. В основу сюжета предметной анимации возьмем опыты по обнаружению крахмала в продуктах с помощью йода. Героями в анимации будут крахмал, рисовая мука, картофель, банан, груша, яблоко и йод, который, будет по яркости окраски в сине – фиолетового цвета показывать нам содержание крахмала (чем ярче окраска, тем больше крахмала содержится в продукте). Поэтапно передвигаем объекты по сюжету и обязательно фотографируем. Монтируем, накладываем звук. Получилась динамичная и очень доступная в исполнении анимация, которая была сдана как итог домашнего задания во время дистанционного обучения в школе.
Пиксиляция - особая техника анимации, при помощи которой на экране без спецэффектов и компьютерной графики можно создавать невозможное — летать, двигать взглядом предметы и многое другое. В этой технике главным героем становится сам человек. В сюжете пискиляции будет подготовка к новому году – украшение елки, декорирование пространство возле елки, приход Деда Мороза и его друзей, оживление новогоднего костюма. Также, как и предыдущих техниках, поэтапно перемещаем предметы – наряжаем елку, двигаем кукол, новогодний костюм согласно сюжету. Затем в кадре появляется человек, который медленно выполняет движения в кадре. Получилась новогодняя поздравительная анимация с волшебством.
Кукольная анимация – это техника анимации, где героями истории стали два верных товарища – мудрый лось Аристотель и хитрый дятел Тюк - Тюк. В сценарии будущего фильма главные герои, решив порыбачить на БумОзере теплым летним днем, неожиданно попадают в шторм, который уносит друзей на другой берег озера. Очнувшись Ари и Тюк понимают, что они находятся в другом городе. Этим городом оказался БумПетербург. Друзья, познакомившись с новыми героями из Бум Петербурга отправляются в путешествие по одному из самых красивых мест БумРоссии – БумПетербургу (Приложение № 1). Сцена оформляем из большой плотной коробки. Фон делаем из обоев и красим акварелью в голубой цвет. В оформлении домов и декораций используем цветной и черно – белый гофрированный картон, карандаши, акварель (Приложение № 2). Согласно сюжету перемещаем героев, меняем декорации (Приложение № 3). Получился мультфильм, длительностью 2 минуты (Приложение № 4).
Общие выводы по результатам работы в разных техниках приведены в таблице:
Техника анимации |
Возможности техники |
Трудности использования |
Рисованная |
- создание мультфильма на любой сюжет - создание анимаций в разных техниках рисования (с использованием карандаша, фломастера, красок и т.д.) - комбинирование с другими техниками - оригинальность |
- умение красиво рисовать - трудоемкость и кропотливость процесса (нужно перерисовывать каждый кадр) - |
Пластилиновая |
- создание мультфильма на любой сюжет - комбинирование с другими техниками - создание плоской и объемной анимации с настоящими декорациями с эффектом 3Д |
- умение уверенно работать с пластилином - трудоемкость и кропотливость процесса (долгий процесс создания героев и декораций) |
Предметная |
- создание любого вида анимации на любой сюжет (мультфильм, реклама, ролик, фильм) - простота создания героев и декораций (героем истории может стать даже канцелярская кнопка) - комбинирование с другими техниками - доступность в любых условиях |
|
Пиксиляция |
- создание любого вида анимации на любой сюжет (мультфильм, реклама, ролик, фильм) - простота создания героев и декораций (героем истории может стать даже канцелярская кнопка) - комбинирование с другими техниками - доступность в любых условиях |
|
Бумажная |
- создание мультфильма на любой сюжет - комбинирование с другими техниками - создание плоской и объемной анимации с настоящими декорациями с эффектом 3Д |
- трудоемкость подготовительных работ по созданию сцен и персонажей |
ВЫВОДЫ
Стоп – моушн искусство – это способ рассказа о событии, проблеме или явлении посредством покадровой анимации, который является очень доступным и широко применимым в любой деятельности.
Благодаря большому разнообразию основных технологий данного направления, предоставляется большой выбор для реализации творческих возможностей. Можно создавать совершенно невероятные вещи, преодолевая законы физики и здравого смысла. Конечно же, любая работа начинается с идеи, со сценария. Но, зная то, что можно оживить любой предмет идеи для анимаций оказываются абсолютно неординарными.
Поставленные в моей работе цели и задачи выполнены.
Список используемой литературы.
Белоусов Ю. А. «Я познаю мир. Детская энциклопедия». Издательство Астрель, Олимп, «Издательство АСТ», 2000.
Иванова Ю. Мультфильмы. Секреты анимации. Издательство «Настя и Никита», 2021 г.
Уроки по анимации «Как сделать мультфильм», https://www.youtube.com.
Приложение № 1. Сценарий мультфильма.
Аристотель сидит на стуле и читает книгу, в которой описывают БумПетербург. Тюк-тюк поливает цветы.
Ари: Знаешь Тюк, что в БумПетербурге есть много рек, протоков и каналов - общей длиной 300 км, самая большая река называется Невой и она впадает в Финский залив Балтийского моря.
Тюк: Ари, если там столько рек, то наверняка там нет бумжителей, ведь где же им жить тогда? И если это так, то там очень скучно.
Ари: Тюк, я так не думаю, ведь о неинтересном месте невозможно написать такую большую, толстую, бумажную книгу. Оказывается 300 лет назад царь Петр 1 приказал осушить часть рек и болот в будущем БумПетербурге и построить город. И город получился невероятной красоты.
Начитавшись историй про БумПетербург, друзья решили отправиться на лодочную прогулку на большое бумажное озеро и там продолжить читать книгу о Бум Петербурге.
Аристотель и Тюк-тюк рыбачат на озере.
Тюк: Сегодня чудесный день, рыба так хорошо клюёт. Ари, я не хочу возвращаться домой.
Ари: Тюк, нам пора, ведь может начаться буря. Тюка, может ли он взлететь повыше и сказать, где берег.
Но буря уже началась и кружит лодку.
Тюк с трудом успевает сообщать куда плыть: Прямо! Налево! Назад! То есть, направо! Прямо! Налево!
Ари: Тюк говори помедленнее, я запутался.
Лодку уносят так далеко, что Тюк уже не видит берег.
Все-таки они оказываются на береге, совершенно другом.
Ари очнулся и видит бумпитерского воробья.
Ари: это ты Тюк, с тобой что-то не так.
Подходит второй бумпитерский воробей.
Ари: Ой, Тюк, наверно проблемы у меня.
Тюк: Ари) всё в порядке, просто мы оказались в другой местности.
Ари: Тюк похоже мы в БумПетербурге.
Кроме бумпетербургских воробьёв, они видят бумапетербургского кота.
Кот: да, друзья, вы действительно в БумПетербурге. А я живу в музейном подвале Эрмитажа и охраняю музейные шедевры от крыс со времен Петра 1. Сейчас в Эрмитаже живут 50 моих друзей – кошек. Раз в год в честь нас в городе устраивают праздник – день Эрмитажного кота. В этот день Эрмитаж открывает свои подвалы и приглашает познакомиться БумПитерцов с нами, они нас очень любят.
В память о наших предках в БумПитере установлено много памятников и даже есть особенная улица – улица Лунных кошек.
Уважаемые Ари и Тюк, мы с радостью готовы показать вам красоту БумПетербурга.
Большая и дружная компания гуляла по набережной, они побывали у Адмиралтейства, у Эрмитажа, у Казанского собора, Заглянули на площадь у Исакиеского собора и побывали у памятника Петру 1. Наступил вечер, но на улице было по – прежнему светло, ведь в БумПетербурге начался сезон белых ночей. Белые ночи – это природное явление, когда солнечный диск почти не опускается за линию горизонта и темное время суток не наступает.
Ари и Тюку пришло время возвращаться домой. Что же делать? Приготовьте ножницы, бумагу и цветные карандаши, мы делаем самолет!
Ари и Тюк попрощались с друзьями и улетают на самолете в бумажную местность, прихватив с собой кусочек 300 летней истории Бум Петербурга.
Приложение № 2.
Фото А. |
Фото Б. |
Фото В. |
Фото Г. |
Фото Д. |
Фото Е. |
Фото Ж. |
Фото З. |
Приложение № 3.
Фото А. |
Фото Б. |
Фото В. |
Фото Г. |
Фото Д. |
Фото Е. |
Фото Ж. |
Фото З. |
Приложение № 4.