Возможности практического применения стоп – моушн анимации в эпоху цифровой культуры

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возможности практического применения стоп – моушн анимации в эпоху цифровой культуры

Резниченко А.В. 1
1МАОУ "Лицей №97 г.Челябинска"
Нестерова И.В. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

У каждого человека есть свои увлечения. Вот и в нашей семье у всех есть свои любимые занятия и все они связаны с творчеством: мама любит заниматься ландшафтным дизайном на нашем участке, а папа умеет смастерить все, что угодно. Мне тоже нравится все, что связано с творческой деятельностью. Однажды я побывал на мастер классе по созданию стоп – моушн анимации. Оказалось, что данная техника основана на покадровой съемке неподвижных объектов с небольшими изменениями в каждом кадре. Отснятые снимки с помощью программного обеспечения монтируют в единый видеоряд и получается фильм любой длительности и сложности. В этот день я попробовал себя в роли настоящего мультипликатора и в ходе проведения обучающего урока создал свой первый анимационный фильм.

Полученный опыт вдохновил меня и я продолжил создание анимационных фильмов уже самостоятельно. В своей работе я решил рассказать о процессе создания стоп – моушн анимации и выявить ее практические возможности через освоение разных техник анимации.

Актуальность темы: StopMotion анимация позволяет применить творческий потенциал.

Практическая значимость: материалы данной работы могут применяться на уроках и при подготовке школьных проектов.

Цель проекта: выявить практические возможности стоп – анимации через использование разных техник анимации.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения стоп – моушн анимации в экранной культуры России.

2. Ознакомиться с технологиями и способами создания мультфильма.

3. Придумать сюжет и cоздать анимации в разных техниках и выявить их практическое применение.

Методы исследования:

  • Изучение литературы, интернет-источников

  • Моделирование, конструирование, рисование

  • Фотосъемка и монтаж фильма в программном приложении Stop Motion Movie

  1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Что такое стоп – моушн анимация и история ее появления в России.

Стоп-моушн (в переводе с англ. – «остановка движения») - это самая старая техника создания мультфильмов, при которой объекты или персонажи фотографируются поэтапно в разных позах, а затем кадры последовательно проигрываются со скоростью 24 кадра в секунду или другими значениями, создавая иллюзию движения. В каждом кадре объект или персонаж изменяются незначительно, поэтому при просмотре происходит плавный переход от одной позы к другой и воспроизводится иллюзия движения.

История стоп – моушн анимации начинается с начала ХХ века и в первую очередь ассоциируется с куклами. Первые отечественные мультфильмы появились еще в царской России. Благодаря хобби балетмейстера Мариинского театра оперы и балета Александра Ширяева в 1906 году на свет появился мультфильм, в котором 12 кукольных балерин прыгали, вращались и проделывали иные танцевальные номера и трюки [1]. Благодаря творчеству Владислава Старевича, который делал героями своих фильмов насекомых, появились первые кукольные мультфильмы. Им был снят первый анимационный фильм «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами», который считается первым в истории объемным кукольным мультфильмом, где он впервые применил технику stopmotion. Фильм вышел на экраны 8 апреля 1912 года. Эту дату кинематографисты считают днем рождения отечественной анимации [2]. Опыт Старевича через несколько лет продолжил советский режиссер Александр Птушко в фильме «Новый Гулливер» (1935 г.), задействовав в нем в общей сложности 1500 кукол [2]. В 1960 – 1980 – е гг. в отечественной мультипликации появились талантливые аниматоры – кукольники: Роман Качанов, создавший популярную серию фильмов о Чебурашке и Крокодиле Гене («Крокодил Гена», 1969 г.; «Чебурашка», 1971 г.; «Шапокляк», 1974 г.), а до этого снявший «Варежку» (1967 г.) [4]. В современной России над выпуском кукольной анимации трудятся студии «Союзмультфильм», «Аэроплан», «Студия компьютерной анимации».

    1. Техники анимации.

Существуют различные виды анимации.

Рисованная мультипликация – это анимация, которая представляет собой последовательность рисунков, созданных вручную на бумаге или другом материале. В рисованных мультфильмах каждый кадр перерисовывается отдельно, чтобы создать впечатление движения при последовательном их воспроизведени [2]. Пример: "Белоснежка и семь гномов", «Ну, погоди», «Кот Леопольд», «Винни – Пух», «Котёнок по имени Гав».

Пластилиновая анимация - это вид анимации, в котором для создания персонажей и объектов используется пластилин или другие материалы, такие как глина или моделирующая паста. В этой технике каждый кадр анимации создается путем постепенной смены позиций и форм объектов из пластилина. Затем каждый кадр снимается камерой и последовательно воспроизводится для создания впечатления движения [2]. Пример: «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег».

Кукольная анимация метод объёмной анимации. При создании используются сцена-макет и куклы-актёры. [6]. Пример: «Чебурашка», «Варежка», «Ёжик в тумане», «38 попугаев».

Перекладная анимация - это техника создания мультфильма, при которой анимацию создают посредством передвижения отдельных частей персонажа или элемента (голова, шея, кисть руки…). Чем больше частей, тем сложнее, качественнее анимация. Пример: "Ёжик в тумане", "Сказка сказок", "Лиса и заяц", "Журавль и цапля».

Предметная анимация – это вид покадровой анимации, где главными героями становятся предметы, которые нас окружают.

Пискселяция – это техника, где главным объектом выступает живой человек, актер. Человек медленно выполняет движение под руководством аниматора, который фиксирует это все на камеру кадр за кадром.

Компьютерная анимация – этопроцесс создания движущихся изображений с использованием компьютерной графики. Аниматоры используют программы, такие как Adobe Flash, Toon Boom Harmony, Autodesk Maya и другие, чтобы создавать и анимировать персонажей и фоны. Это позволяет производить анимацию быстрее и эффективнее [2].

В настоящее время работа аниматоров и мультипликаторов неразрывно связана с компьютером, благодаря которым уже не нужно вручную переводить изображение и раскрашивать кисточкой каждый кадр. Действительно, в наши дни редко можно встретить мультфильмы, которые нарисованы вручную на бумаге, потому что эпоха цифровой культуры диктует нам свои правила и практически ни один мультфильм не обходится без компьютерной графики.

Но именно стоп – моушн анимация является доступным техническим приемом для создания анимационных фильмов при неумении рисовать и работать с компьютерными программами по анимации персонажей.

    1. Процесс создания стоп –моушн анимации.

В процессе создания анимации можно выделить несколько основных этапов:

1) сюжет и сценарий;

2) раскадровка

3) подготовка фонов, декораций, персонажей;

4) покадровая съемка сцен;

5) соединение и редактирование кадров в фильм при помощи видеоредактора и озвучивание.

В основе любого анимационного фильма лежит сюжет или идея. Даже из короткой идеи в два – три слова можно создать увлекательную историю. Но этого недостаточно. Далее составляется сценарий фильма – это подробное описание действий по выбранному сюжету. Сценарий имеет завязку (начало), развитие действия (основная часть) и развязку. После того как сценарий готов и разбит на сцены, создается раскадровка.

Раскадровка – это отрисовка основных сцен фильма. Из раскадровки можно понять, как будут выглядеть сцены в мультфильме, их последовательность, продолжительность и расположение основных предметов на фоне, а также персонажей относительно фона.

Вот, подготовительные этапы пройдены, и можно начинать рисовать или лепить, или другим способом изготавливать персонажей и фона.

После того, как все персонажи и фоны для съемки подготовлены, приступаем к съемке. Берем смартфон с фотокамерой и устанавливаем его в фото – штатив и наводим камеру на сцену. Нужно постараться, чтобы в объективе был только фон будущей сцены, а ничего лишнего в кадр не попадало. Шаг за шагом меняем позы персонажей, передвигаем их и объекты рядом с ними и каждый раз фотографируем кадр за кадром.Не забываем убирать из кадра руки, когда фотографируем. После съемки 50 – 60 кадров просматриваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так и будет выглядеть движение в мультфильме.

Следующим этапом создания мультфильма будет монтаж. В видеоредакторе каждой фотографии присваиваем нужное количество кадров на секунду и перемещаем их все на таймлайн, собрав в единый видеоряд. Чередуем кадры по крупности, для более удобного восприятия зрителем. Некоторые кадры просто зацикливаем по кругу в обратном направлении, чтобы сэкономить время на съемке. 

Далее накладываем озвучивание на полученное видео, иногда меняя тембр голоса для реплик героев, чередуя его со звуками окружающих предметов.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

В процессе изучения литературы и освоения техник анимаций я придумал несколько идей для ее практического применения:

- создание коротких роликов для социальных сетей;

- создание анимированных проектов для школьных занятий;

- создание тематических роликов с поздравлениями;

- создание коротких анимаций о своем хобби;

- создание мультфильма.

Я решил реализовать свои идеи в разных техниках стоп –моушн.

Рисованная анимация в технике перекладки.

Это будет история про рыбок, которых принесли домой из зоомагазина в мешке и заселят в новый аквариум. Для этого нарисуем аквариум, рыбок, камушки и растение на бумаге, раскрасим и вырежем их.Мешок, в котором будут рыбки, рисуем в 2-х вариантах – закрытым и открытым, а аквариум будем зарисовывать, то есть «наполнять» водой, в процессе съемок. Согласно сюжету, передвигаем на плоскости нарисованные детали и каждое, даже небольшое движение снимаем камерой смартфона. В видеоредакторе собираем все кадры в видеоряд и накладываем звуковые эффекты. Получилась занимательная анимация для социальных сетей.

Пластилиновая анимация.

Это уникальная техника создания мультфильмов с помощью фигурок, сделанных из пластилина. Работать в этой технике гораздо сложнее, поскольку приходится анимировать объёмные объекты и персонажей в пространстве. Для упрощения работы делаем персонажей и объекты плоскими. В основе сюжета пластилиновой стоп-моушн анимации возьмём путешествие на космической ракете, а именно как она стартует от земли и выходит в открытый космос, путешествуя в открытом космосе ей на пути встречается метеорит, луна, а вслед за ней отправляются инопланетянин. Рисуем объекты на бумаге, а потом лепим их из пластилина. Добавляем декорации, подбираем фон и приступаем к съёмке. Техника съемка такая же, как и в перекладной анимации, только теперь - помимо героев, перемещаем еще и декорации. В результате анимация получается более живой, как настоящий мультфильм.

Предметная анимация – это техника позволяет оживить любые предметы. В основу сюжета предметной анимации возьмем опыты по обнаружению крахмала в продуктах с помощью йода. Героями в анимации будут крахмал, рисовая мука, картофель, банан, груша, яблоко и йод, который, будет по яркости окраски в сине – фиолетового цвета показывать нам содержание крахмала (чем ярче окраска, тем больше крахмала содержится в продукте). Поэтапно передвигаем объекты по сюжету и обязательно фотографируем. Монтируем, накладываем звук. Получилась динамичная и очень доступная в исполнении анимация, которая была сдана как итог домашнего задания во время дистанционного обучения в школе.

Пиксиляция - особая техника анимации, при помощи которой на экране без спецэффектов и компьютерной графики можно создавать невозможное — летать, двигать взглядом предметы и многое другое. В этой технике главным героем становится сам человек. В сюжете пискиляции будет подготовка к новому году – украшение елки, декорирование пространство возле елки, приход Деда Мороза и его друзей, оживление новогоднего костюма. Также, как и предыдущих техниках, поэтапно перемещаем предметы – наряжаем елку, двигаем кукол, новогодний костюм согласно сюжету. Затем в кадре появляется человек, который медленно выполняет движения в кадре. Получилась новогодняя поздравительная анимация с волшебством.

Кукольная анимация – это техника анимации, где героями истории стали два верных товарища – мудрый лось Аристотель и хитрый дятел Тюк - Тюк. В сценарии будущего фильма главные герои, решив порыбачить на БумОзере теплым летним днем, неожиданно попадают в шторм, который уносит друзей на другой берег озера. Очнувшись Ари и Тюк понимают, что они находятся в другом городе. Этим городом оказался БумПетербург. Друзья, познакомившись с новыми героями из Бум Петербурга отправляются в путешествие по одному из самых красивых мест БумРоссии – БумПетербургу (Приложение № 1). Сцена оформляем из большой плотной коробки. Фон делаем из обоев и красим акварелью в голубой цвет. В оформлении домов и декораций используем цветной и черно – белый гофрированный картон, карандаши, акварель (Приложение № 2). Согласно сюжету перемещаем героев, меняем декорации (Приложение № 3). Получился мультфильм, длительностью 2 минуты (Приложение № 4).

Общие выводы по результатам работы в разных техниках приведены в таблице:

Техника анимации

Возможности техники

Трудности использования

Рисованная

- создание мультфильма на любой сюжет

- создание анимаций в разных техниках рисования (с использованием карандаша, фломастера, красок и т.д.)

- комбинирование с другими техниками

- оригинальность

- умение красиво рисовать

- трудоемкость и кропотливость процесса

(нужно перерисовывать каждый кадр)

-

Пластилиновая

- создание мультфильма на любой сюжет

­- комбинирование с другими техниками

- создание плоской и объемной анимации с настоящими декорациями с эффектом 3Д

- умение уверенно работать с пластилином

- трудоемкость и кропотливость процесса

(долгий процесс создания героев и декораций)

Предметная

- создание любого вида анимации на любой сюжет (мультфильм, реклама, ролик, фильм)

- простота создания героев и декораций (героем истории может стать даже канцелярская кнопка)

- комбинирование с другими техниками

- доступность в любых условиях

 

Пиксиляция

- создание любого вида анимации на любой сюжет (мультфильм, реклама, ролик, фильм)

- простота создания героев и декораций (героем истории может стать даже канцелярская кнопка)

- комбинирование с другими техниками

- доступность в любых условиях

 

Бумажная

- создание мультфильма на любой сюжет

­- комбинирование с другими техниками

- создание плоской и объемной анимации с настоящими декорациями с эффектом 3Д

- трудоемкость подготовительных работ по созданию сцен и персонажей

ВЫВОДЫ

Стоп – моушн искусство – это способ рассказа о событии, проблеме или явлении посредством покадровой анимации, который является очень доступным и широко применимым в любой деятельности.

Благодаря большому разнообразию основных технологий данного направления, предоставляется большой выбор для реализации творческих возможностей. Можно создавать совершенно невероятные вещи, преодолевая законы физики и здравого смысла. Конечно же, любая работа начинается с идеи, со сценария. Но, зная то, что можно оживить любой предмет идеи для анимаций оказываются абсолютно неординарными.

Поставленные в моей работе цели и задачи выполнены.

  1. Список используемой литературы.

  1. Белоусов Ю. А. «Я познаю мир. Детская энциклопедия». Издательство Астрель, Олимп, «Издательство АСТ», 2000.

  2. Иванова Ю. Мультфильмы. Секреты анимации. Издательство «Настя и Никита», 2021 г.

  3. Уроки по анимации «Как сделать мультфильм», https://www.youtube.com.

Приложение № 1. Сценарий мультфильма.

Аристотель сидит на стуле и читает книгу, в которой описывают БумПетербургТюк-тюк поливает цветы.

Ари: Знаешь Тюк, что в БумПетербурге есть много рек, протоков и каналов - общей длиной 300 км, самая большая река называется Невой и она впадает в Финский залив Балтийского моря.

Тюк: Ари, если там столько рек, то наверняка там нет бумжителей, ведь где же им жить тогда?  И если это так, то там очень скучно. 

Ари: Тюк, я так не думаю, ведь о неинтересном месте невозможно написать такую большую, толстую, бумажную книгу. Оказывается 300 лет назад царь Петр 1 приказал осушить часть рек и болот в будущем БумПетербурге и построить город. И город получился невероятной красоты.

Начитавшись историй про БумПетербург, друзья решили отправиться на лодочную прогулку на большое бумажное озеро и там продолжить читать книгу о Бум Петербурге.

Аристотель и Тюк-тюк рыбачат на озере.

Тюк: Сегодня чудесный день, рыба так хорошо клюёт. Ари, я не хочу возвращаться домой.

Ари: Тюк, нам пора, ведь может начаться буря. Тюка, может ли он взлететь повыше и сказать, где берег.

Но буря уже началась и кружит лодку.

Тюк с трудом успевает сообщать куда плыть: Прямо! Налево! Назад! То есть, направо! Прямо! Налево!

Ари: Тюк говори помедленнее, я запутался.

Лодку уносят так далеко, что Тюк уже не видит берег.

Все-таки они оказываются на береге, совершенно другом.

Ари очнулся и видит бумпитерского воробья.

Ари: это ты Тюк, с тобой что-то не так. 

Подходит второй бумпитерский воробей.

Ари: Ой, Тюк, наверно проблемы у меня.

Тюк: Ари) всё в порядке, просто мы оказались в другой местности.

Ари: Тюк похоже мы в БумПетербурге.

Кроме бумпетербургских воробьёв, они видят бумапетербургского кота.

Кот: да, друзья, вы действительно в БумПетербурге. А я живу в музейном подвале Эрмитажа и охраняю музейные шедевры от крыс со времен Петра 1. Сейчас в Эрмитаже живут 50 моих друзей – кошек. Раз в год в честь нас в городе устраивают праздник – день Эрмитажного кота. В этот день Эрмитаж открывает свои подвалы и приглашает познакомиться БумПитерцов с нами, они нас очень любят.

В память о наших предках в БумПитере установлено много памятников и даже есть особенная улица – улица Лунных кошек.

Уважаемые Ари и Тюк, мы с радостью готовы показать вам красоту БумПетербурга.

Большая и дружная компания гуляла по набережной, они побывали у Адмиралтейства, у Эрмитажа, у Казанского собора, Заглянули на площадь у Исакиеского собора и побывали у памятника Петру 1. Наступил вечер, но на улице было по – прежнему светло, ведь в БумПетербурге начался сезон белых ночей. Белые ночи – это природное явление, когда солнечный диск почти не опускается за линию горизонта и темное время суток не наступает.

Ари и Тюку пришло время возвращаться домой. Что же делать? Приготовьте ножницы, бумагу и цветные карандаши, мы делаем самолет!

Ари и Тюк попрощались с друзьями и улетают на самолете в бумажную местность, прихватив с собой кусочек 300 летней истории Бум Петербурга.

Приложение № 2.

Фото А.

Фото Б.

Фото В.

Фото Г.

Фото Д.

Фото Е.

Фото Ж.

Фото З.

Приложение № 3.

Фото А.

Фото Б.

Фото В.

Фото Г.

Фото Д.

Фото Е.

Фото Ж.

Фото З.

Приложение № 4.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Просмотров работы: 74