Проникновение Городца в синдвейв, их космическое звучание в авторских работах

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проникновение Городца в синдвейв, их космическое звучание в авторских работах

Сафронова Д.Д. 1
1МБОУДО ДЮЦКО «Галактика « г.Калуги, МБОУ «Гимназия 24» г.Калуги
Шепелева С.Н. 1
1МБОУДО ДЮЦКО «Галактика « г.Калуги, МБОУ «Гимназия 24» г.Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире мы наблюдаем расцвет народных промыслов, активное развитие современного искусства, произведения искусства и изделия народных промыслов стали более доступны для изучения и созерцания, всё это создано человеком и является частью культуры. Как мы знаем, культура – это динамический комплекс форм, принципов, способов и результатов творческой деятельности людей, который постоянно обновляется во всех сферах жизни общества и это исторически обусловленный процесс создания, распределения и потребления духовных ценностей.

Городецкий промысел мы относим к доминирующей культуре, которая может быть этнической и национальной, являясь – совокупностью ценностей, традиций, обычаев, верований, которыми руководствуется большинство членов общества.

Ретровейв – это субкультура, как часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущей некой социальной группе, отличается от доминирующей: взглядом на жизнь, манерами поведения, языком, обычаями и не противостоит ей. Более того мы попробуем найти точки соприкосновения и развития этих видов культуры, чтобы не допустить перехода субкультуры в контркультуру, противостояния, конфликта с господствующими ценностями, (доминирующей) культурой.

Городецкий промысел относится к народной форме культуры, которая создаётся анонимными творцами, ретровейв – к массовой, которая создаётся профессионалами и распространяется с помощью СМИ, время проявления – середина двадцатых веков, обладает меньшей художественной ценностью, но широкой аудиторией.

Развитие культуры даёт людям возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и образцах поведения, это одна из её функций. Различные формы культурных явлений, типы связей между этими явлениями, позволяющие организоваться в культурные системы изучает морфология культуры, раздел культурологической науки.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец

Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. 

Ретровейв – это субкультура, возникшая в середине 2000-х годов вместе со стилем электронной музыки, как попытка воспроизвести атмосферу фильмов и видеоигр 1980-х. Это ретрофутуристический мир, который позволяет людям почувствовать себя счастливыми.

Актуальность:

Проникновение народных форм культуры в массовую культуру помогает привлечь интерес к русской национальной культуре и сохранить культурное наследие России.

Цель исследования:  сохранение культурного наследия России и привлечение интереса к русской национальной культуре по средствам проникновения народных форм культуры в массовую культуру.

Задачи:

- определить историю зарождения и развитие Городца и ретровейв;

- выявить возможные виды композиции;                

- изучить технологию;

- выявить возможность сочетания Городца и ретровейва;

- создать авторские работы. 

Предмет исследования: Городецкая роспись, как народная форма культуры, ретровейв как форма массовой культуры.                                                                                 

Объект исследования: эстетический ресурс Городца и ретровейва, возможность их сочетания в авторских работах.

Гипотеза: народные формы культуры, проникая в массовые, становятся известными более широкой аудитории, соответственно привлекают интерес к русской национальной культуре. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из древности.

Новизна: в процессе исследования были изготовлены авторские работы по мотивам городецкой росписи в сочетании с ретровейвом.

Методы исследования:

- теоретический: анализ литературы, сравнительный анализ.

- практический: наблюдение, изучение объектов, сравнение, создание работ с элементами Городца и ретровейва.

Теоретическая значимость работы: материалы исследования транслируются на конференциях различного уровня и в объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги.

Практическая значимость работы: работа размещена в социальных сетях, демонстрируется в объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, на конференциях различного уровня, активно проводятся мастер-классы.

  1. Развитие городецкой росписи и ретровейва

    1. 1.1. Основные различия культур

Существует три вида культуры: доминирующая, субкультура, контркультура.

Доминирующая, или господствующая – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется основная часть данного общества. Формирующая культура может быть этнической и национальной, в зависимости от уровня сложности организации данного общества. Городец относится к доминирующей культуре.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущей большой социальной группе, отличается языком, одеждой, взглядом на жизнь, манерами поведения, обычаями, но не противостоит доминирующей культуре.

Контркультура – субкультура, противостоит и отличается от доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Существует три формы культуры – народная (Городец), элитарная и массовая (ретровейв). Форма культуры – свод правил, норм и моделей поведения, их нельзя считать полностью автономными образованиями, частью целого их тоже не назовёшь. Народная культура создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки., состоит из эпосов, мифов, песен, танцев, народной медицины, народных промыслов, кухни, игр, забав, праздников и обрядов. Исполнение элементов народной культуры могут быть: индивидуальные, групповые, массовые.

Элитарная культура создаётся по заказу элиты, или самой привилегированной частью общества, включает классическую музыку, высокоинтеллектуальную литературу, авторское кино, круг потребителей – высокообразованная часть общества (художники, поэты, писатели). Формула этой культуры – искусство для искусства.

Массовая культура – имеет профессионального автора и растпространяется с помощью СМИ, проявилась в середине двадцатых веков, СМИ стали доступны для всех слоёв общества. Массовая культура не имеет большой художественной ценности, но обладает широкой аудиторией – это популярные журналы, электронная музыка, комиксы, боевики, фантастика, детективы, цирк. Ретровейв относится к массовой культуре.

Культура воздействует на общество, имеет свои функции - характер и направление воздействия. Культура обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде.

  1. Развитие культуры способствует накоплению опыта и воплощения его в нормах, правилах, образцах поведения.

  2. Интегративная функция – социальная общность, где складывается своя культура, которая скрепляется этой культурой, единой совокупностью.

  3. Коммуникативная – культура формирует условия и средства общения людей.

  4. Социализирующая – включение индивидов в общественную жизнь, усвоение социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, в соответствии с данным обществом, социальной группой.

  5. Нормативная – следствие необходимости поддержания сбалансированного отношения человека и окружающей среды, обусловлено необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме.

Морфология культуры – раздел культурологи изучающий различные формы культурных явлений, их внутреннюю структуру, типы связей между этими явлениями позволяющие организоваться в культурные системы. Морфология культуры занимается: построением моделей культурных явлений, систем, культурных процессов; исследование циклов в истории культуры и циклических переменных в строении культуры; разработкой проблем зарождения и становления культурных форм; изучает способы обмена информацией между культурами или различными частями одной культуры; изучением взаимодействия систем и институтов культуры со сферами экономическими, политическими.

Культура имеет свой язык – средства, знаки, символы, тексты позволяющие вступать в коммуникативные связи, социализироваться. Виды языка культуры: язык линий и цвета: живопись; от конкретного рисунка через пиктограмму и иероглиф к слову записанному абстрактными буквами (ребусы). Язык объема или пластика. Скульптура. Язык образов или драма (через пантомиму). Язык звуков: речь; поэзия; музыка (универсальный язык не требующий перевода). язык смеха. Искусственные языки.

Городец и ретровейв рассматриваем как язык культуры, язык линии и цвета. Музыкальный аспект ретровейва не затрагиваем.

    1. 1.2. История возникновения Городца и ретровейва

Городецкая роспись

Ретровейв

Недалеко от Нижнего Новгорода на левом берегу реки Волги в городе Городец в конце 18 века зародился Городецкий промысел. Его развитию способствовало наличие Макарьевской (Нижегородской) ярмарки, где мастера сбывали предметы промысла.

Ремесленники использовали дуб, упавший в реку Узола, для изготовления прялок и других предметов, украшая резьбой и инкрустацией. 

С 1870 года мастера переходят к живописному письму, с которым их познакомил иконописец Огуречников. Мастера используют приёмы: наложение красок в несколько слоёв, оживку белилами.

Синтвейв (англ. Synthwave), также известный под названиями Ретровейв (англ. Retrowave), Futuresynth или Outrun (в честь эстетики одноимённой игры и альбома). Синтвейв, как направление современного искусства возник вместе со стилем электронной музыки, в середине 2000-х годов. Музыкальный жанр основан на использовании синтезаторов, подражании музыке 1980-х (в частности, итало-диско) с добавлением новых технологий. Синтвейв достиг расцвета и популярности в 2020-е годы, его стилистику используют в оформлении сцены, в видеоклипах, в монументальных композициях в интерьере и экстерьере, в различных направлениях станкового искусства. С эстетической точки зрения синтвейв погружает слушателя и зрителя в ретрофутуристический мир, воссоздавая дух научной фантастики, боевиков, фильмов ужасов и футуристических гоночных игр 1980-х. Синтвейв выражает ностальгию по культуре 1980-х, пытается уловить атмосферу тех лет и погрузить в неё. Синтвейв называют аутраном, — в честь видеоигры Out Run, — фьючасинтом или ретровейвом. На самом же деле, синтвейв — часть культуры ретровейва [9].

1.3. Первые народные мастера и художники

Первые мастера Городецкой росписи

Первые художники ретровейва

В историю Городецкой росписи вошли имена: Игнатия Андреевича Мазина, Игнатия Клементьевича Лебедева, Федора Семеновича Красноярова. Лебедев был грамотным, учился у иконописцев, его работы отличались спокойной, сдержанной гаммой, тщательной проработкой деталей, знанием пропорций и перспективы. Работы Красноярова наоборот были лишены изобразительной грамотности, но трогали детским восприятием действительности. У Мазина было более 50 тем сюжетных композиций, лаконичных, разнообразных с чувством меры в выборе цветов, изображал кошек – как неискренность чувств; собак – симпатию к персонажу.

Одним из первых художников изобразивших постер к видео игре Blood dragon– Майкл Уэлан. Создателем обложки американской группы The Velvet Undergraund стал король поп-арт-культуры Энди Уорхол. Отличительной особенностью его работ было изображение машин на фоне урбанистического города и солнца.

1.4. Исторический анализ развития городецкого промысла и ретровейва

Городецкий промысел

Ретровейв

 

Промысел процветал во второй половине 19 века. В конце 20-х годов 20 века расцвет фабричного производства снизил спрос на прялки и игрушки, мастера занимались изготовлением кирпича, затем создали артель по производству тумбочек, детских качалок, игрушек. В 1933 году художник Иван Овешков предложил расписать картины-пано на досках для музея Института художественной промышленности, пригласил Мазина участвовать в выставке народного искусства в Третьяковской галерее. Во время Великой Отечественной войны промысел погибает, его возрождает Аристарх Евстафьевич Коновалов. В 1960 г. была создана фабрика «Городецкая роспись», где трудятся мастерицы, продолжая традиции и развивая промысел новыми темами на разнообразных предметах: мебели, досках, игрушках, шкатулках, панно и др.

Старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них - Лауреаты премии имени Репина. Это - высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В [3].

Популярности синтвейва в 2010-е поспособствовало его использование в саундтреках кино и игр, в особенности в триллере «Драйв» Николаса Виндинга Рефна и игре Hotline Miami. В 2016 году началась очередная волна популярности ретровейва, когда вышел сериал «Очень странные дела». В 2019 году вышел документальный фильм «Эпоха синтвейва», содержащий интервью с множеством известных представителей жанра. Группы, имитирующие саундтреки фильмов ужасов 1980-х, иногда ещё называют «хоррор-синт» или «карпентеркор» (по имени режиссёра и композитора Джона Карпентера, писавшего саундтреки для своих фильмов) [9].

II. Художественные средства выразительности Городца и ретровейва

2.1.Сравнительный анализ морфологических признаков городецкой росписи и ретровейва

Основными средствами выразительности являются: цвет, колорит, свет-тень, рисунок, композиция, перспектива, детали, что создаёт целостное представление о материальных качествах предметов и явлений окружающего мира.

 

цвет

Виды композиции

Технология

Городец

Вся палитра

Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» и сюжетная роспись. В цветочном орнаменте: «Букет» - изображается симметрично, «Гирлянда» - это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). «Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. «Цветочная полоса» - разделяла верхний и нижний ярусы прялок. «Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую. Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» распространена в городецкой росписи. Мотивы «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Сюжетная роспись - свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни.

Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Стол— это символ богатства и достатка [1].

Городецкая роспись изображается на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. 

Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. 

На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (подмалёвка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи - нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняются самой тонкой кистью и придают работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.

Ретровейв

Вся палитра и неоновые, флуоресцентные

Символика композиций состоит из: полосатого солнца, сеточной перспективы гор, или плоскости, автомобилей 1980-х, двумерных пальм, и двумерного мегаполиса в аналогичной триаде розового цвета.

Видеоклипы и обложки альбомов в этом жанре оформляются в стилистике Синтвейв, сочетания пиксель-арта, аниме или старых фантастических фильмов.

Через некоторое время изображение перетикает с обложек альбомов в клипы, в оформление сцен, в интерьеры и экстерьеры, на различные поверхности в декоративно-прикладном искусстве. От выбора поверхности меняется технология. В нашем случае, выбрана фанера, пластиковые трубы.

Фоном в ретровейв-композициях как правило является огромное солнце, традиционно изображенное неоновыми полосками в стиле амбре на фоне космической глубины неба. На дальнем плане, изображается урбанистический, или футуристический пейзаж. Затем демонстрируется огромное пространство, заключённое в сетчатый графически-геометрический узор в центре с водоёмом, или трассой с различными наземными видами транспорта.

2.2. Авторские работы Сафроновой Дианы

Я ежегодно провожу мастер-классы по Городецкой росписи в объединении Исследователь «Карандаш - волшебник». Дети увлекаются практикой, но не любя погружаться в историю развития промыслов, поэтому один раз в месяц рассказываю ребятам о городецкой росписи и о своих исследованиях.

Представляю свои авторские работы: Панно в стиле городецкой росписи. Фанера. Гуашь. «Дом – музей К.Э. Циолковского»; Визуально-игровой объект «Калуга - космическая» выполнен из фанеры и сантехнических труб, расписан в стиле городецкой росписи и ретровейва акрилом.

Ход работы

Описание действий

Фото

1.

Выполнение бордюров на всех деталях с обеих сторон.

 

2.

Изображение городецких павлинов и гирлянды.

 

3.

Изображение сюжетной композиции в традиционном стиле Городца.

 

4.

Изображение архитектурного ансамбля «Гостиные ряды».

 

5.

Изображение дома-музея К.Э. Циолковского.

 

6.

Изображение космического фона.

 

7.

Изображение футуристической композиции городского пейзажа Калуги

 

8.

Стилизация композиции под ретровейв

 

9.

Изображение космического персонажа

 

Заключение

В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, сани, дуги, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городец отличается прежде всего содержательностью. жанровых сцен. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это – быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы – пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. В характеристике сюжета разбеленные тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен – от широкого мазка до тончайшей линии виртуозного штриха.

Так как Городец имеет сюжетную линию, мы можем в ней отразить современные тенденции из жизни общества. В сюжетном стиле возможно слияние Городца с ретровейвом, столь популярным у подростков.

Проникновение доминирующей культуры на примере Городца в субкультуру – ретровейв, позволит придать изделию национальный, этнический колорит. Многие очень популярные направления современного искусства приходят к нам с других стран, активно влияют на доминирующую и элитарную культуру, отодвигая на второй план национально-этнический колорит. Достаточно включить телевизор, как мы погружаемся в стилистику направлений современного искусства пришедших с США, на эти тенденции надо реагировать. Я нашла свой способ, создание визуально-игровых объектов в стиле Городца и ретровейва с отражением культурных традиций своего любимого города Калуги.

Список литературы

  1. В. А. Барадулин, Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов, Т.Б. Митлянская, Е.Н. Хохлова, Д.А. Чирков «Основы художественного промысла», издательство «Просвещение», 1979 г.

  2. Большакова, Е. Ваш ребенок – неформал. Родителям о молодёжных субкультурах. «Генезис», М. 2010 год, стр. 93.

  3. Н. Величенко «Роспись: техники, приемы, изделия» (Энциклопедия) «АСТ-ПРЕСС»,1999г.

  4. Гогуева, М. М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка. Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 5.

  5. Дольто, Ф. На стороне подростка / пер. с фр. А. К. Борисовой. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 368 с.

  6. Семечкин, Н. И. Психология социального влияния. СПб.: Речь, 2004. 304 с.68.

  7. М.С. Соколова «Художественная роспись по дереву», Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 г.

  8. Чем увлекается молодежь? Виды субкультур. [Электронный ресурс] Интернет-журнал. Бьюти код. Адрес: /archives/71

  9. Аддиктивное поведение. Национальная психологическая энциклопедия. Адрес: /dictionary/27

Приложение

Приложение I

Мифы о Городце и ретровейве

Мифы о Городецкой росписи

Мифы о ретровейве

Городецкая роспись имеет мифическое начало. Многие композиции украшают «розан», «яблоко» - это знаменитая купавка, название от купавы, по Далю – от Купалы. Языческий праздник на Руси – день Ивана Купалы отмечали самой короткой ночью: считалось, что все живое на Земле, и особенно растения, входят в эту ночь в полную силу. В эту ночь активизируется нечистая сила, чтобы её отпугнуть всюду жгли костры и прыгали через них, рвали полезные травы, искали в лесу цветущий папоротник – символ счастья, ведущий к кладу, поднимающемуся в Иванова ночь из недр земли на просушку. Изображение черной розы в городецкой росписи – единственное в русском народном искусстве. Купавка, олицетворяющая цветок папоротника – символ счастья, по приданию, должна быть в каждом доме. Цветы, листья, кони, птицы, характерные фигуры людей с черточками глаз, носа, бровей, губ — все это создает лицо росписи, делает ее узнаваемой [3].

Диджея Кавински, настоящее имя Венсан Белорже, считают исполнителем оригинального синтвейва. Диджей стал знаменитым после того, как вышел фильм «Драйв» с его саундтреком Nightcall. Ностальгия по 80-м породила культуру ретровейва. Люди хотели возродить эпоху, в которой чувствовали себя счастливыми. В ретровейве обновляют элементы, свойственные былой эпохе, но не копируют их полностью. Это касается музыки и искусства в целом, одежды, фильмов, сериалов, компьютерных игр, художественных произведений.
Ретровейв объединяет в себе всё самое яркое и лучшее, что было в 80-х, чтобы создать похожую атмосферу. Сейчас та эпоха ассоциируется с компьютерными играми и боевиками, пляжными вечеринками и неоновым светом, гамбургерами и электронной музыкой [9].

Приложение II

Авторская работа: «Спутник Калуга - космическая» в сюжетном стиле Городецкой росписи с космическими достопримечательностями Калуги.

Я провела мастер-класс по Городецкой росписи в объединении Исследователь «Карандаш - волшебник».

Просмотров работы: 14