Введение
Тему бисероплетения я выбрала, потому что мне интересно это творческое увлечение, захотелось узнать больше о бисере, его происхождении и применении, а также привлечь внимание к этому занятию.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции поколений.
Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, камешков и раковин, нанизывая их на конский волос или травинку. Со времен их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия - бисер.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время утрачивают свою значимость подарки, сделанные своими руками. Многие не умеют их делать или предпочитают купить готовое изделие. Но финансовые возможности не всегда позволяют это сделать. А изделия из бисера всегда модны и актуальны. В магазинах они стоят очень дорого. Но если изготовитьсамому, то можно сэкономить свой бюджет. Кроме того, предметы, сделанные своими руками, сохраняют частичку тепла и любви того человека, который эти предметы создавал.
Цель:познакомится с искусством бисероплетения.
Задачи:
- узнать историю возникновения бисероплетения и бисера;
- раскрыть актуальность бисероплетения в современном мире;
- познакомиться с техникой плетения;
- привлечь внимание сверстников к данному виду рукоделия.
Гипотеза: бисероплетение как вид рукоделия актуально в настоящее время.
Бисер и бисероплетение
История возникновения бисера и бисероплетения
Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения1.
Бисероплетение – старинный вид рукоделия, при помощи которого можно создавать множество украшений, игрушек, брелоков и прочего, путем нанизывания бусинок со сквозным отверстием на нитку, проволоку или леску. При этом сам бисер может быть различной формы, цветов и оттенков.
История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того, чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.
В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти.
Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы.
Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. Египтяне сочетали бисер с драгоценными, полудрагоценными камнями и драгоценными металлами. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.2
Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция. Она на многие века стала единственным центром бисерного производства, снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный3.
После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI- VII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. В Северной Европе процветала торговля украшениями. Бусины из британского агата, которые экспортировались со времен романского завоевания, впоследствии приобрели большую популярность во времена королевы Виктории. В Центральной Европе (Богемия, Моравия) из кристаллов изготавливались великолепные бусины.
В конце 17 - начале 18 века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), где вместо соды придумали брать золу. После этого бисероплетение стало популярным и в других странах.
Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.
С конца 18века способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.
Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники. Из бисера не только делали украшения – обереги, но и использовали в отделке различных изделий, не обязательно дорогих. Так, Сталин обладал курительной трубкой, на мундштуке которой был выложен яркий орнамент с помощью бисера. А Екатерина II, вообще, приказала украсить стеклярусом одну из комнат своего дворца. Им полностью декорировали стены.
Бисероплетение в современном мире
Работа с бисером или другими подобными материалами является национальным ремеслом во многих культурах, а в настоящее время это искусство завоевало и весь мир своей неповторимой красотой, утонченностью и строгостью исполнения.4
Бисерные украшения и отделки модны не первый год. Сегодня требуется больше изобретательности. Новый сезон предлагает такое разнообразие видов отделок, что трудно остановиться на каком-то одном материале. Поэтому художники советуют соединять в каждом изделии разные материалы, разные техники. Только неожиданное, невиданное прежде сочетание дает шанс выделиться.
Модная бижутерия сегодня примечательна своими крупными размерами и сложными формами. Для нее типично сочетание в одном изделии бусин разной величины и формы, блестящих и матовых, прозрачных и непрозрачных. Актуальны не только украшения, но и отделки тканей для одежды и дополнений, в которых вместе с блёстками, деревянными бусинами, ракушками, вышивкой и аппликациями используется бисер. Мода смешивает всё со всем: яркие цвета с бледными, крупные бусины с мелкими, стекло с деревом. Изделия из бисера могут походить на бахрому, вязание или ветвящиеся растения.
Полет авторской фантазии направляют самые популярные в современной моде стили - романтика и фольклор. В изделия включаются цветные камни и хрусталь, металлы, покрытые патиной времени, атласные ленты, стеклярус. Украшения напоминают старинные медальоны, камеи. В их изящных очертаниях легко обнаружить узнаваемые мотивы листьев, цветов, бабочек, бантов. Фольклорная тема опирается на традиции разных народов мира, от славян до викингов, от индейских до африканских племен, не утративших своих старинных ремесел. Натуральные цвета - терракота, коричневый, серый и белый - сочетаются с яркими тонами экзотической растительности. Традиционные народные ремесла - всегда отличный повод использовать в украшениях самые разнообразные материалы: перья и кусочки меха, тисненую кожу и дерево, рог и перламутр, шнуры и цепочки. Подвески, широкие браслеты, гривны, пояса напоминают об амулетах и воинских доспехах, служивших защитой многим поколениям наших предков.5
Важно отметить, что работы из бисера привлекают и поражают своей красотой не только взрослых, но и детей. Ведь сколько милых творений из бисера становятся любимыми игрушками для детей? А уж если эту красоту ребенок сделал сам, то можно только не гордиться талантом ребенка, но и развивать его дальше. Ведь бисероплетение, несет в себе огромную пользу для развития творческих способностей ребенка и может стать прекрасным семейным хобби.
Виды техники бисероплетения
Техники плетения бисером многочисленны, но есть среди них самые востребованные и интересные, позволяющие создавать красивые вещи по грамотным схемам.
Обычно новички начинают изучать бисероплетение с простых видов техники. Для этой цели хорошо подходит плоское параллельное плетение.
Параллельное плетение - это самая популярная техника, при которой нанизки проводятся параллельно друг другу. Чтобы закрепить края изделия, нанизывание проводится с обоих сторон, в каждую бисеринку продевается по две нити навстречу друг другу (Рис. 1).
На рисунке 2 представлена моя работа, где была использована техника плоского параллельного плетения.
Рис. 1 Рис.2
Французское плетение (круговое или дуговое плетение) - это плетение из бисерадугами, когда каждый элемент плетется в виде своеобразной лодочки (от центра к краям), за счет чего получается приятный рисунок и нужный объем. Суть метода заключается в том, что на 2 закрепленных проволоки одевается одинаковое количество бисера. Затем проволоки закрепляются между собой и после этого на них надевается большее количество бисера (Рис. 3).
В этой технике обычно плетут различные лепестки и листики, наиболее часто она используется для изготовления цветов из бисера. Если вы видите сплетенный из бисера букет, который выглядит практически как живой, то скорее всего этофранцузское плетение избисера (Рис.4).
Рис.3 Рис.4
Игольчатое плетение. В данном способе плетения нужно нанизать на отрезок проволоки несколько бисеринок. После того как на один из концов проволоки нанизали последнюю бисеринку, нужно пройти проволокой в обратном направлении через оставшиеся бисеринки (Рис.5). Получится «иголочка». Техника достаточно простая, но дающая возможность создавать красивые цветы, деревья из яркого бисера (Рис.6).
Рис. 5 Рис. 6
Петельное плетение - это такая техника плетения из бисера, в которой на проволоку нанизываются одна или несколько бисерин, бисер собирается в петельку, концы проволоки складываются и перекручиваются непосредственно под набранным бисером (Рис.7).
Готовые элементы в этой технике выглядят в виде петелек. Этой распространённой техникой плетутся цветы, листья деревьев и многое другое (Рис.8).
Рис. 7 Рис.8
Объёмное параллельное плетение - это техника, при которой фигурки получаются объёмными. Принцип плетения схож с плоским параллельным плетением, но ряды бисеринок располагаются не на одной плоскости, а друг над другом (Рис. 5). На рисунке 10 показана объемное параллельное плетение.
Рис. 9 Рис. 10
Сетчатое плетение. Также возможный вариант названия - ажурное плетение. Частый прием здесь — применение бисерин разного цвета или размера в местах стыков ячеек сетки. Размер ячеек может быть различным. Он определяется количеством бисерин на одной стороне каждой ячейки. (Рис. 11). Часто используется для оплетения различных предметов (пасхальных яиц, ёлочных шаров, вазочек и т.д.), а также в качестве элементов украшений (Рис. 12).
Рис. 11 Рис. 12
Кирпичный стежок. Готовое полотно выглядит как кирпичная кладка (Рис.13). Эта техника хорошо подходит для создания фигурных изделий, как плоских, так и объёмных (Рис. 14).
Рис. 13 Рис. 14
Мозаичное плетение. – техника бисероплетения, при которой бисерины, расположенные в шахматном порядке, образуют плотное полотно (Рис.15).
Готовое мозаичное полотно очень похоже на сплетённое кирпичным стежком (Рис. 16).
Рис. 15 Рис. 16
Ручное ткачество. Также возможные варианты названия - квадратный стежок или гобеленовое плетение. Готовое полотно, сплетённое в этой технике, выглядит очень похожим на полотно, сплетённое на станке для бисероплетения (Приложение 1). Эта техника хорошо подходит для создания изделий с рисунком - как плоских, например, фенечек (Рис.18), так и объёмных (например, для оплетения пасхальных яиц) (Рис.17).
Рис. 17 Рис. 18
Монастырское плетение. Также возможный вариант названия - плетение "в крестик" (Рис.19). Монастырское плетение может применяться как для плоских, так и объёмных изделий; также разновидностью этой техники является четырёхгранный (он же квадратный) жгут (Рис.20).
Рис. 19 Рис. 20
Разумеется, приведённую классификацию ни в коем случае нельзя признать полной. Существует множество иных видов техники бисероплетения, не указанных здесь.
Заключение
Проделывая данную работу, я пришла к такому выводу, даже не имея опыта, но имея желание можно создавать красивые вещи. У меня получилось создать интересные изделия из бисера. При работе над проектом я познакомилась с историей возникновения бисера и освоила технику плетения бисером. Полученные знания пригодятся в жизни: можно по индивидуальным заказам сделать различные украшения, украсить интерьер своей комнаты, изготовить подарки. Улучшается мелкая моторика рук, что благотворно влияет, в свою очередь, на функционирование мозга. Повышаются умственные способности, так как прежде чем сплести что-то, надо, например, разобраться в схеме и способах плетения. Меняется образное мышление; развивается чувство вкуса и стиля; человек начинает лучше понимать и чувствовать сочетания цветов и форм.
Бисероплетение сегодня получило широкое распространение благодаря доступности и современному разнообразию бисера, стекляруса, бусин. Кроме того, бисероплетение открывает поистине неограниченные возможности любителям рукоделия. Особую популярность получили различные украшения из бисера и стекляруса. Никого не оставят равнодушным неповторимые колье, серьги, клипсы, кулоны, браслеты, заколки, выполненные из бисера. Из бисера можно не только делать украшения, а также вышивать, вязать.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Бисероплетение как вид рукоделия не устарело, а изделия из бисера пользуются большой популярностью.
Так же бисероплетение является один из самых доступных способов проявления индивидуальности и самовыражения. Изделия из бисера поражают своим многообразием.
Я думаю, что моя работа заинтересует других детей, и они будут неравнодушны к бисероплетению. У них появится желание творить чудесные изделия из такого великолепного материала – бисер (Приложение 2).
Список литературы
Бенсон Энн «Бисероплетение. Воплощение интересных идей» - Москва «Мартин», 2006год -128с.
Е. Вирко «Бисер» Москва. Просвещение. 2004 год.
Литвинец Э.Н. Забытое искусство (о бисере) / Э.Н. Литвинец. Коси, коса…/ Н.Н. Родионов. – М.: Знание, 1992.
Осадченко В.А.Бисероплетение. Мастер - класс. Волгоград.2012г.-216 с.
Шнуровозова Т.В. Бисероплетение для новичков. М.Просвещение.2008г.
Энциклопедия «Бисер», авторЛукина М.В.
Интернет – ресурсы:
http://bisero-mania.ru
http://www.biser.info/o-bisere
http://ru.wikipedia.org
Приложение 1
Станок для бисереплетения
Приложение 2
Мое творчество
1 Е. Вирко «Бисер» Москва. Просвещение. 2004 год.
2 Литвинец Э.Н. Забытое искусство (о бисере) / Э.Н. Литвинец. Коси, коса…/ Н.Н. Родионов. – М.: Знание, 1992.
3 Энциклопедия «Бисер», автор Лукина М.В.
4 http://bisero-mania.ru
5 http://www.biser.info/o-bisere