Гётаку - традиционный японский вид искусства

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гётаку - традиционный японский вид искусства

Мухин А.А. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Арефьева Л.П. 1Романенко Г.А. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования

Гётаку (Gyotaku) - уникальное японское искусство отпечатков рыбы на бумаге. Слово Gyotaku представляет собой комбинацию из двух отдельных слов - Gyo, что означает «рыба», и Taku -«отпечаток».

Выбрал я эту тему неслучайно. С самого детства моим любимым занятием было рисование и рыбалка. Однажды на занятиях внеурочной деятельности мы изучали нетрадиционные виды рисования. Учитель сказал, что можно рисовать даже рыбой. Я был удивлен и решил узнать об этом поподробнее. Нашел информацию в интернете и ещё больше заинтересовался. Купил необходимые краски и бумагу и нужно было наловить свежей рыбы. Эта техника так меня увлекла, что я захотел изучить ее подробнее. Интересовался у взрослых и одноклассников, знают ли они что-нибудь о такой технике.

Цель моей работы: Освоение  уникального японского искусства отпечатков рыбы на бумаге.

Гипотеза:  гётаку — это известная и востребованная техника не только в Японии но и за рубежом и художники выводят технику на совершенно новый уровень, создавая красочные и креативные подводные сцены в едином стиле.

 Задачи:

- узнать историю данной техники;

- рассмотреть современные направления и виды техник гётаку;

- познакомиться с материалами и инструментами для работы;

- освоить технику отпечатков рыбы на бумаге и на ткани;

- бобщение и анализ результатов исследования.

Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.

Предмет исследования: техника отпечатков рыбы на бумаге и ткани.

Методы исследования:

1) изучение литературы;

2) просмотр мастер-классов по интернету;

3) практический - освоение техники отпечатков рыбы на бумаге и ткани.

Глава І.

Теоретическая часть.

Техника Гётаку (Gyotaku) - уникальное японское искусство отпечатков рыбы на бумаге.

1.1.История появления

У Японии захватывающая история искусства. От ранних рисунков корда на глиняных сосудах в период Дзёмо́на (ок. 11000–300 гг. До н.э.) до завитков с картинками, гравюр на дереве укиё-э и удивительного стиля анимации, существующего сегодня. Люди в Японии всегда находили уникальные способы отобразить мир вокруг них. Одна малоизвестная художественная техника 1800-х годов сейчас возвращается. Хотя ее корни прочно укоренились в традиционной истории Японии, этот метод печати дожил до нашего времени. Все, что вам нужно, это бумага, немного краски и красивая рыба.

Это искусство, называемое гётаку (отпечаток рыбы), воплощает в жизнь морепродукты на суше, а дизайн, который вы можете создать, просто потрясающий. Традиционный японский метод печати рыбы появился еще до появления фотографии, когда рыбаки искали способ записать размер и вид улова. В одном из северных районов в то время молодые самураи практиковали ловлю рыбы как способ тренировки в мирное время, и логично, что всем хотелось похвастаться результатом. Рыбу затем отпускали, самураи одним словом.

1.2.Притирание как средство сохранения древних текстов
В соседнем Китае этот метод применялся в начале VII века н.э., возможно, даже раньше. Используя бумагу и чернила, китайцы делали точные копии старых письмен. Самые ранние отпечатки на бумаге найдены в сирийских рукописях XI века. Копия гравированной надписи на стеле Будды (VIII век), Yakushiji-храм, Нара, Япония. Фото: Public Domain. Приложение 1

Этот метод в Китае использовался для изготовления отпечатков надписей и техногенных форм искусства, в том числе резьбы, рельефов, бронзовых сосудов и статуэток.

В Японии этот метод применяли японские рыбаки, чтобы зафиксировать размер и вид пойманных рыб.

Император Японии вёл точный учёт уловов и для этого велел делать отпечатки рыб. Со временем Гётаку использовали не как средство учёта, а как вид искусства.

1.3.Первые мастера

Самыми первыми мастерами гётаку были простые рыбаки. Они изобрели такую «фотопечать» для учёта своих трофейных уловов. Обстановка в стране была спокойной, и рыболовство стало одним из ценнейших способов поддерживать воинов в надлежащей форме. К тому же, считалось, что рыбалка имеет много общего с кодексом бусидо: нужно сначала разработать план действий, затем терпеливо поджидать свою цель и, в конце концов, одержать верх над противником.

По другой версии, гётаку придумал дворянин Сакаи. Он был любителем порыбачить и, когда однажды ему посчастливилось поймать огромного красного леща, он захотел увековечить память об этом. Сакаи нанял рыбака, а тот сделал отпечаток. После этого другие рыбаки тоже стали приносить свои оттиски господину -так гётаку и получил распространение.

    1. Техника

Традиционно при создании гётаку использовалась тонкая бумага 和紙 васи, чернила  суми и кисть. Конечная работа обычно включала печати с указанием даты улова, места, имени рыбака, имени свидетеля, вида рыбы и типа использованных рыболовных снастей.

Современные мастера гётаку пользуются не только чернилами, но и цветными красками, добавляя мелкие детали кистью и создавая настоящие произведения искусства. «Путешественники с Таити», работа современного мастера Хаяси Наоки. Приложение 2

Различают 2 основные техники: прямой метод (直接法 тёкусэцу хо:) и косвенный метод (間接法 кансэцу хо:).

В первом случае рыбу сначала подготавливают: очищают и фиксируют на поверхности для удобства, затем покрывают чернилами с помощью кисти. На этом этапе увлажнённую васи или другой материал (шёлк, лён или хлопок) наносят на рыбу, а отпечаток создаётся путём прихлопывающих движений руками или с помощью пресса. Затем васи осторожно удаляется с рыбы. После этого гётаку дают высохнуть, а рыбьи глаза и прочие детали (например, плавники) добавляют кистью. Таким способом пользовались японские рыбаки в Эдо. Приложение 3

При косвенном методе увлажнённую ткань или васи накладывают в первую очередь. Далее мастер использует томпо - ватный тампон с шёлком, им он покрывает ткань или бумагу чернилами для получения отпечатка. Этот метод используется реже, так как требует бóльшого опыта. Бумагу с рыбы нужно снимать крайне осторожно, чтобы не испортить оттиск. Этот способ хорош тем, что рыбу можно в дальнейшем употребить в пищу, что важно для современных мастеров, которые стараются не убивать рыбу лишь для создания отпечатков.

    1. В наши дни

В наше время, когда рыбный трофей достаточно просто сфотографировать, гётаку уже давно не является необходимостью. Однако даже сейчас среди рыбаков есть мнение, что отпечатки гётаку приносят удачу. Теперь в распоряжении художников не только чернила, но и краски разного состава и цвета. Форма изменилась, но мастера стараются сохранить былые традиции.

Один из современных мастеров гётаку - Хаяси Наоки - создаёт неповторимые картины с сюжетом, где в центре внимания не одна крупная рыба, а целые косяки.«Дневной перекус», «За гранью моего выбора» Приложение 4

Чтобы не способствовать чрезмерному вылову рыбы, Хаяси и многие другие современные художники стараются избегать расточительства в своём искусстве. Главное правило следующее: поймать, отпечатать, съесть. «Иногда люди называют свою работу гётаку, не придерживаясь этих трёх основных принципов», - говорит Хаяси, имея в виду отпечатки декоративных рыб, которые явно никогда не употреблялись в пищу. «Это не гётаку. Ценность и смысл, стоящие за ним, испаряются», - утверждает мастер.

Помимо эстетической составляющей, гётаку и сегодня выполняет некоторые практические задачи: так, например, его часто используют в качестве учебного пособия по анатомии морских животных.

Каждый год в Осаке проводится огромная выставка рыбной ловли, где люди могут похвастаться своими оттисками. Гётаку высоко ценится не только в Японии: туристы со всего мира приезжают к известным японским мастерам, чтобы взять пару уроков и немного приобщиться к данному искусству. Приложение 5 Хаяси Наоки и ученики

В Японии гётаку — это, прежде всего, область рыбаков. У них вы найдете отпечатки больших (до нескольких метров) уловов в их домах и на стенах магазинов торговцев рыбой. Художники за рубежом, однако, выводят технику на совершенно новый уровень, создавая красочные и креативные подводные сцены в едином стиле. Приложение 6

Художник Хизер Фортнер занимается созданием гётаку почти 40 лет. Она часто использует многократные отпечатки разных рыб на одном листе бумаги для своих красивых проектов. Фортнер часто создавала импровизированные студии на борту крупных торговых судов, живя на Гавайях, где она могла использовать рыбу, которая была поймана или иным образом найдена на рынках в иностранных портах.

И до того, как она стала художницей гьотаку, Фортнер была коммерческим рыбаком, матросом исследовательского судна, а также офицером и капитаном торгового флота США. "Я всегда любила океан и все, что связано с океаном", - говорит она.

Она добавляет: "Gyotaku позволяет вам выразить признательность за мир природы, сотрудничая с лучшим художником в мире: Матерью-природой".

Сегодня базовая форма гьотаку иногда предлагается в качестве простого художественного и образовательного занятия для детей. "Это знакомит их с биологией, искусством и рыбой одновременно", - говорит Фортнер. Хотя ребенок может и не уметь рисовать, он, скорее всего, сможет изобразить рыбу, покрытую чернилами, на листе бумаги.

    1. Как сделать Гётаку

Материалы, необходимые для создания Гётаку: рыба, бумага, тушь или краска, кисти. В прошлом использовали свежевыловленную рыбу, сегодня применяют и резиновые копии.

Для отпечатка применяли нетоксичную суми тушь, состоящую из сажи и животного клея. После того как отпечаток был сделан, рыбу мыли, готовили и съедали.

Применяются два способа Гётаки: косвенный метод (kansetsu-хо) и прямой метод (chokusetsu-хо). В первом случае влажную бумагу накладывали непосредственно на рыбу и покрывали краской выступающие части. После высыхания бумагу осторожно удаляли.

При прямом методе делают несколько отпечатков. Тушь или краску наносят на рыбу. После этого накладывают лист бумаги и мягко нажимают, чтобы отпечатались детали. Затем бумагу аккуратно снимают, на ней получается точный отпечаток рыбы. Приложение 7

Глава II. Практическая часть

2.1. Анкетирование среди одноклассников

Изучив историю возникновения Гётаку, решил выяснить у одноклассников, что они знают по теме моего исследования и провёл анкетирование. Вопросов было 4, опрашиваемых 25 (15 одноклассников и 10 взрослых (родители знакомые и учителя). Результаты опроса я представил в таблице.

№ п/п

Вопросы

Дети

Взрослые

Дети

Взрослые

Да

Нет

 

Знаете вы что такое гётаку?

0

1

15

9

 

Можно нарисовать рыбу с помощью рыбы?

0

1

15

9

 

Если да, то как?

 

Покрасить рыбу и сделать отпечаток на бумагу

   
 

Хотели бы узнать о таком необычном рисовании?

15

10

0

0

 

Всего опрошено25 человек

Анализируя ответы детей и взрослых, я выяснил, что они практически ничего не знают о технике отпечатков рыбы на бумаге, но хотелось бы узнать о таком необычном искусстве. В своей работе я решил рассказать об истории возникновения Гётаку и особенностях техники. Убежден в необходимости изучения приемов техники отпечатков рыбы на бумаге, создания своих рисунков и по возможности увлечь своих одноклассников и друзей к этой интересной и увлекательной работе. Выяснить востребована ли такая техника в настоящее время.

2.2. Практическая работа

2.2.1. Подготовка для выполнения практической работы:

1) познакомился со статьями в интернете и изучил правила создания Гётаку;

2) просматривал в интернете мастер-классы мастеров по созданию Гётаку ;

3) приготовил все необходимые материалы, инструменты и краски для создания Гётаку. Приложение 8

2.2.2.Эксперимент №1 Использование черной гуаши

Применил прямой метод.

Работа с щукой

Приготовил щуку (удалил жабры, помыл рыбу, вытер, положил на большой лист бумаги, покрыл черной гуашью с помощью губки и кисти). Аккуратно наложил лист тонкой офисной бумаги А3 , легкими движениями придавливал бумагу к телу рыбы. Снял лист с отпечатком. Приложение 9

Отпечаток получился не очень удачным: темным и не совсем отпечатались плавники. Сделал еще раз. Получилось лучше, но все равно получается отпечаток темным. Приложение 10

Работа с карпом.

Тоже самое проделала с карпом. Результат мне понравился больше.

Я решил этот рисунок доработать. Дорисовал плавник и немного голову, изобразил воду. Поместил картину в рамку. Приложение 11

Применил косвенный метод

Приготовил карпа. Наложил влажную белую ткань. Далее ватным тампоном с шёлком покрыл ткань черной тушью. Получился отпечаток довольно хорошего качества. Эксперимент удался. Приложение 12

2.2.3. Эксперимент № 2 Использование черных чернил

Приготовил морскую рыбку и креветки (удалил жабры, помыл рыбу, вытер, положил на бумагу).

1) Покрыл черной тушью с помощью кисти. Аккуратно наложил тонкий лист бумаги для письма А2 , легкими движениями придавливал бумагу к телу рыбы. Снял лист с отпечатком.Приложение 13

2) Повторно покрыл черной тушью с помощью кисти. Аккуратно наложил тонкий лист бумаги для копирования, придавливал бумагу к телу рыбы. Снял лист с отпечатком. Приложение 14

Вывод: Снимок получился, но бумага впитала чернила и рисунок получился не четким.

3.Мастер-класс

В конце своего исследования я провёл мастер-класс (дистанционно) для одноклассников. С помощью презентации и демонстрации готовых работ познакомил с рисованием рыбой. Дети с удовольствием меня слушали и рассматривали мои работы. Задавали вопросы. Мальчики пообещали, если поймают рыбу летом, обязательно попробуют оставить снимок красками, а не с помощью телефона, чтобы поделиться, что у них получилось.

4.Заключение

Гётаку в Японии является одним из самых популярных и древних способов изображения рыб. В настоящее время не потеряла своей актуальности. На основе изучения различной литературы и собственного опыта изображения рыб в технике гётаку были выявлены основные особенности данной техники. Она становится известна и популярна в нашей стране и дает возможность создавать интересные картины. Для работы в этой технике используют тушь, краски, которые подбираются в зависимости от того, на каком материале будет выполняться отпечаток. Техника рисования рыбой  способствует  развитию   воображения, творческих способностей и интерес к творчеству. Хотя ребенок может и не уметь рисовать, он, скорее всего, сможет изобразить рыбу, покрытую чернилами, на листе бумаги.

В практической части моего исследования была создана картина. Гётаку позволяет создавать авторские работы для оформления интерьера, которые смогут стать прекрасным украшением кухни или же великолепным подарком, который приятно будет получить каждому человеку.

5.Практическая значимость: материалы исследования можно использовать для организации выставки, проведения тематических классных часов, на уроках изобразительного искусства. Картины можно подарить родным и друзьям.

6.Вывод

Гипотеза о том, что гётаку сегодня - это известная и востребованная техника не только в Японии но и за рубежом и художники выводят технику на совершенно новый уровень, создавая красочные и креативные подводные сцены в едином стиле. Цель по освоению  уникального японского искусства отпечатков рыбы на бумаге достигнута.

7. Список используемой литературы:

1. https://readmas.ru/arts/gyotaku-ot-xizer fortner.html?ysclid=ls65960k72539796597

2. https://my.mail.ru/community/artmagics/7FA69403D772D260.html

3. https://readmas.ru/arts/gyotaku-ot-xizer-fortner.html?ysclid=ls67z86g9556452786

4.https://ya.ru/search/?text=художница+хизер+фортнер+гётаки+&lr=117694&clid=2413689-24&win=576

5. https://kraski-zhizni-spb.ru/master-classes/gyotaku/

  1. Приложения

Приложение 1 Копия гравированной надписи на стеле Будды (VIII век), Yakushiji-храм, Нара, Япония. Фото: Public Domain.

Приложение 2«Путешественники с Таити», работа современного мастера Хаяси Наоки.

Приложение 3Прямой метод 

Приложение 4 «Дневной перекус», Хаяси Наоки

«За гранью моего выбора», Хаяси Наоки

Приложение 5 Хаяси Наоки и ученики

Приложение 6 Красочные и креативные подводные сцены в едином стиле.

Приложение 7 Прием работы над отпечатком при прямом методе

Приложение 8 Материалы для экспериментов

Приложение 9 Результат эксперимента №1 Использование черной гуаши

Приложение 10 Повторный отпечаток

Приложение 11Отпечаток карпа на бумаге

Приложение 12 Отпечаток карпа на ткани

Приложение 13Результат эксперимента № 2 Использование черных чернил и писчей бумаги

Приложение 14 Результат эксперимента № 2 Использование черных чернил и копировальной бумаги

Просмотров работы: 36