Рушниковые швы

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Рушниковые швы

Брага А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 имени Героя Советского Союза Ю.В. Чибисова муниципального образования Абинский район
Ганжа И.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 имени Героя Советского Союза Ю.В. Чибисова муниципального образования Абинский район
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Моя работа представляет собой исследование истории рушниковых швов и их применение. Из литературных источников нам стало известно, что существует более пятидесяти видов рушниковых швов. Рушниковые швы представляют собой двусторонние несложные счетные швы. Для вышивки выбирают узор с крупными формами цветов, листьев и бутонов. Или же выбирают несложный геометрический узор. Обычно рушниковые швы комбинируют с другими швами.

Актуальностью работы является развитие мелкой моторики, усидчивости и внимательности.

Цель: изучить, что такое рушниковые швы и технику их выполнения.

Задачи:

1) найти литературу по теме рушниковых швов ;

2) проанализировать изученные данные;

3) вышить рушник простыми рушниковыми швами.

Гипотеза: в современном мире каждый желающий школьник может научиться, вышивке простыми швами, применяемыми в вышивке рушников и развить в себе усидчивость и внимательность.

Методы исследования, применённые в работе: теоретический (изучение и анализ литературы) и практический (вышивка образцов, рушника).

1. Из истории вышивки

Во второй половине XIX – начале XX века в вышивках юга России были распространены и изобразительные мотивы, но они значительно отличались от северных. Композиции южных вышивок лишены строгого канона традиционных трехчастных композиций вышивок Севера. Здесь вышивальщицы свободно располагали фигуры на плоскости, меняя пропорции и соотношения изображений в соответствии со своим замыслом. Привычные антропоморфные и зооморфные мотивы превращались в фигуры бытовых сцен, что нашло отражение в названиях «куколки», «сады» и другие.

Вышивки юга России многоцветны, отличаются интенсивным колоритом, цветовой насыщенностью. Своеобразие составляют тамбовские и воронежские вышивки, исполненные черными нитями. Они решены в строгой графичной манере. Такими вышивками украшались праздничные женские и мужские рубахи в Воронежской губернии. Вышивку особо праздничных рубах дополняли полосы золотного галуна и кумача.

Вышивка является одним из древнейших украшения тканей. По стародавним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранного крестьянского жилища пламенели пышными узорами. Кружево, ткачество, нашивки из гладких и фактурных тканей, лент, тесьмы и других материалов составляли на этих предметах сложный, а зачастую и многоярусный узор. В декоративном же оформлении праздничного костюма и предметов убранства крестьянской избы в торжественные дни предпочтение отдавалось ручной вышивке. Распространение ручной вышивки в прошлом объясняется следующими обстоятельствами. По идущим из глубины веков заветам все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все своё свободное время. Немаловажное значение имело и то, что для выполнения вышивки требовались несложные приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги. Ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из растений, которые собирали на полях и в лесах. Небольшие траты были только на приобретение игл, недостающих красителей и, частично, ниток для вышивки. Все зависело от умения женщин вышивать и знания местных особенностей красочного оформления праздничных и будничных предметов быта. Искусно вышитый узор превращал любую, даже сжатую немудреную ткань, в подлинное произведение искусства. Русские женщины с давних времён славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты с помощью иглы и различных нитей. С ранних лет они обучались этому сложному, но увлекательному искусству. Жены и дочери обязаны были обеспечивать семью одеждой и всеми необходимыми для домашнего обихода предметами из тканей. Начиналось это с того, что девушка готовила сама себе приданое. В русских деревнях и селах этот обычай сохранился еще и в начале XX века. Крестьянская девушка приносила в дом будущего мужа приданое рис. 1). По общепринятому закону ко дню своего совершеннолетия-одиннадцати-шестнадцати годам – она должна была иметь будничную и праздничную одежду для себя на все случаи жизни, необходимое число сталешников (скатертей), подзоров и полотенец, которые применялись в быту или служили украшением дома в праздничные дни, десятки метров вижта для изготовления одежды мужу и детям в течение нескольких лет. Кроме того, каждая девушка готовила специальные полотенца, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почетных гостей. Таких подарочных полотенец к моменту сватовства в запасе у невесты нередко было около ста штук. Число и качество предметов, входивших в приданое, служило у односельчан мерилом оценки умения работать. По ним определялся уровень владения женским ремеслом и наличие художественного вкуса. Дело в том, что девушка в процессе приготовления приданого сама выращивала лен, обрабатывала его после сбора, пряла нити, ткала холст, шила необходимые предметы и сама их украшала.

Каждая крестьянская девушка, украшая праздничные предметы приданного, не изменяла издавна установленные места расположения узора, которые были обусловлены формой предмета или покроем одежды.

1.1.Материалы и приспособления

1.Канва, ткань «рогожка»

2.Пяльцы

3.Нитки мулине

4.Иголки

5.Ножницы

1.2.Виды рушников

Одно из первых мест в обрядовой и бытовой культуре казачества занимали вышитые и тканые полотенца – рушники. Еще в древности полотенце играло особую культовую роль. Полотенца вещали на священные деревья и иконы. Длина полотенца достигала от 2 до 4 метров, ширина 36 – 40 см, реже всего их делали более узкими 25 – 35 см.

Рушники делились на несколько видов:

Рушник «казаку в дорогу». Обязательной принадлежностью его была мережа, символизировавшая дальнюю счастливую дорогу и две полоски синего и красного цвета, иногда внизу вышивала лошадиную голову или цветочную подкову.

Рушник для жатвы. Изготавливали его очень длинным до 3,5 метров, разделенным по ширине рядом тканных полосок, концы орнаментировались цветочными узорами, васильками и колосками.

Рушники «сватовские». Это самые большие рушники, чтоб его хватило перевязать высоких, видных мужиков, которых выбирали в сваты. Родня жениха вышивала петухов или павлином намеком на красоту, и стать парня, дубовые листья с желудями – это богатство и крепость семьи. Если невеста принимала предложение свата, то перевязывала еще сильнее его своим рушником, где тоже ничего не было случайным, все имело смысл. На одном из них птицы, как правило, голуби, смотрели друг на дружку. Такой рушник девушка вручала парню, если соглашались выйти за него замуж. В случае же отказа, вместе с тыквой неудачнику вручали рушник, на котором птицы смотрели в противоположные стороны.

Свадебные рушники. Приход осени на Кубани знаменовал наступление свадебной поры. Каждая девушка, готовясь к будущему замужеству, с юных лет вышивала свадебные рушники. Уже во время сватанья, которое в некоторых местностях так называлось – «брание рушников». На рушнике подавали хлеб, «молодым», рушником связывали руки.

И вот наступала пара свадьбы. В некоторых станциях, во время свадебного обряда использовалось до 20-ти видов рушников. Рушники использовались не только для обрядового действа, а и для того, чтобы продемонстрировать умение и трудолюбие невесты. Наименьшее количество рушников, которые нужны были для свадьбы:

1) рушник, на который становились молодые;

2) рушники на иконы для жениха;

3) рушники на иконы для невесты;

4) рушник, на котором молодой паре связывали руки;

5) рушник под каравай.

Орнамент каждого из них имел свои особенности.

1.3.Виды орнаментов.

Значение рисунков на рушниках:

Традиционная славянская вышивка отличается характерными элементами орнамента, каждый из которых имеет свое значение. Правильная их компоновка и выполнение работы – достаточно сложная задача для начинающей мастерицы.

Особенности традиционной вышивки:

При выполнении работы по старым традициям соблюдаются такие правила:

1. отсутствие узлов, перекрутов, обрыв нити в рисунке.

2. использование только натуральных тканей и нитей.

3. настрой рукодельницы в процессе шитья должен быть спокойным и благожелательным.

При выполнении вышивки на свадебном рушнике эти правила особенно значимы. Ведь рушник станет оберегом новой семьи, а создавать такой оберег необходимо только с наилучшим настроем и максимальным старанием.
Узоры и их символизм:

Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.

Основными знаками считаются:

1. Солнце – изображалось кругом, кругом с прямым или косым крестом, знаком свастики (сварги, коловрата). Орнамент может состоять из прямых или кривых линий, иметь в основе круг или квадрат, одинарные или своеобразные контуры. Обычно вышивают красным цветом.

2. Земли – прямые горизонтальные линии. В значении «засеянное поле» изображался разделенный на четыре части ромб с точками в каждой части. Этот же символ означал беременную женщину. При сочетании с другими элементами рисунка вышивается четным; реже красным цветом.

3. Воды – волнистые горизонтальные линии. Могут модифицироваться в горизонтально расположенный одинарный, двойной, многократный зигзаг. Вышивается синим или в основных цветах вышивки.

4. Огня – четко различался огонь земной (костер, разведенный человеком) и огонь небесный (молния, знак Перуна).

5. Мирового древа, дерева жизни. Схожие знаки использовались для изображения родословного древа. Отдельные элементы показывали родственные связи, семейное положение членов рода, их возраст и другие характеристики.

6. Знаки богов. На свадебных рушниках чаще всего изображали Ладу – богиню любви и семейного счастья, Макошь – богиню плодородия, подательницу жизни, Рожаниц.

Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:

1. Птицы – повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, раздельную любовь.

2. Цветы, ягоды, листья – знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака. Особенно часто вышиваются ягоды калины и винограда, листья винограда, дуба, розы, лилии.

3. Знаки плодородия и согласия (Макошь, Лада), солнца и добра (коловрат).

4. Семейное древо. По традиции невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное древо, оставляя другой конец пустым. После сговора (помолвки) заполнялся второй конец полотенца – там красовалось родословное древо жениха.

1.4.Рушниковые швы

Вышивание на основе отчета ниток.



Как говорит само название, имеется в виду вышивание простыми и более сложными швами на основе точного отсчета ниток ткани. Чаще всего вышивают, набирая 2 – 4 нитки, в зависимости от толщины и структуры материала, фото 1, 2. Используются следующие простые и украшающие швы и примеры вышивки: «вперед иголку», «козлик», «лягушка».

Фото 1 Фото 2

2. Проведение исследования

Начало нашего исследования началось со знакомства с материалами для вышивки. Потом мы поехали на экскурсию в музей, где удалось рассмотреть разные вышитые рушники, на фото один из рушников (фото 3).

 

Фото 3- полотенце из фонда Северского историко - краеведческого музея

После знакомства с рушниками в музее, пришло время изучения литературы и вышивания образцов. Занятия мы проводили по субботам, когда у нас в школе нет уроков (фото 4).

Вначале мы изучили такие ткани как ситец, бязь, лен, холст и рагожка и их переплетение нитей. Затем научились правильно запяливать ткань в пяльца и закреплять без узелков нить на ткани. И только после этого приступили к выполнению упражнений, состоящих из простых орнаментов.


Фото 4- автор за вышивкой


«Как говорит само название, вышивание на основе отсчета ниток имеется ввиду вышивание на основе точного отсчета ниток ткани. Чаще всего вышивают, набирая 2-4 нитки, в зависимости от толщины и структуры материала» [7]. Первые образцы, вышитые по счету нити были очень не ровными, фото 5.

Фото 5



Хочется отметить, что знакомство с миром вышивки и вышивкой по счету нитей давалось непросто, несколько образцов были безжалостно выброшены, так как вводили в уныние автора своими неровными стежками. Остался лишь один образец, который мы видим на фото 6.

Фото 6 Фото 7 – рисунок узора рушника

После месяца школьных и домашних практических занятий, началось дополнительное изучение литературы и схем вышивки. Для вышивки рушника требовалось выбрать узор, который автор решил сам его нарисовать, что мы видим на фото 7.

Затем наступил этап работы над рушником. Мы взяли отрез ткани «рогожка» примерно 40*60 см. Вручную швом «вперед иголку» подогнули и заметали швы, чтобы они не осыпались. Здесь преследовалось две цели, развить навык шва «вперед иголку» и развить усидчивость, потому что это достаточно трудоемкий процесс непривычному к такому труду школьника. После этого нитками контрастного цвета были намечены полосы узора. Так как решили вышивать «по старинке» и не использовать ни карандашей, ни тем более специальных маркеров для тканей. А как иначе наметить поле для вышивки, если не так?

С
огласно нашему рисунку у нас должно быть вышито три полосы узора. Первая полоса выполнена более «плотными» квадратами, что видно на фотографии 8.

Фото 8

Вторую и третью полосы рушника мы стали вышивать старым русским двусторонним швом «роспись», второе название этого шва «дюссельный шов». Этот шов менее трудоемкий и поэтому «вышивка пошла быстрее» (фото 9). Аналогично мы вышили и второй край рушника, создав неповторимую вещь полностью ручной работы.

 

Фото 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хочется заметить, что процесс вышивки меня увлек, но ввиду её трудоёмкости вышивка движется медленнее, чем мне казалось вначале. В процессе своей исследовательской работы были выполнены такие задачи как:

1) поиск литературы по теме рушниковых швов в библиотеках и интернете ;

2) был проведен анализ изученных данных по теме рушниковых швов ;

3) у нас не получилось полностью вышить рушник простыми рушниковыми швами.

Но мы пришли к выводу, что литературы по данному вопросу не так уж и много, в основном это вышивка крестом. Во вторых процесс вышивки оказался не настолько быстрым, как казалось в начале. И занимает значительное время.

Гипотеза заявленная в начале работы подтвердилась полностью, то есть в современном мире каждый желающий школьник может научиться вышивке простыми швами, применяемыми в вышивке рушников и развить в себе усидчивость и внимательность. Потому что у меня это получилось, в начале исследования не умела вообще никак вышивать, даже более того, боялась браться за этот вид рукоделия, а сейчас спокойно просиживаю за вышивкой долгое время и прокладываю ровные и аккуратные стежки. А моя подруга -одноклассница «влюбилась» в вышивку крестом и теперь мы вдвоем вышиваем и разговариваем, а не зависаем в телефоне как раньше.

Считаю свою исследовательскую работу успешной, продолжаю вышивку и надеюсь вышить еще не один рушник. Планирую его подарить в музей школы, чтобы показать, что и сами школьники могут создавать в нынешнее время своими руками замечательные вещи.

Список использованных источников и литературы

1. Е.Г.Вакуленко Мастера Кубани Вакуленко Е.Г.- Краснодар: Краснодар:Традиция,2009-144 с.

2. Иванов А. Мастера Декоративно - Прикладного творчества Кубани Краснодар:АлВи -дизайн,2009-126 с.

3. Н.А.Гангур.,Н.В. Шаповалова Традиции и мода в костюме Кубанского казачества)Н.А.Гангур,Н.В. Шаповалова.- Краснодар:Традиция,2014-352 с.

4. Н.А.Гангур. Орнамент……Н.А.Гангур,.- Краснодар:Традиция,2001-224 с.

5.Марта Маннова Вышивки.- Праца, 1981 - 300 с.

6 Л.В. Ефремова.Русская вышивка и кружево.- Москва, 1985- 200 с.

7. Ганжа И.И., Мальцева Л.В. Вышивка, учебное пособие.- Краснодар, 2023- 103 с.

Просмотров работы: 9