Создание модели измерительного устройства по чертежам Леонардо да Винчи

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание модели измерительного устройства по чертежам Леонардо да Винчи

Ширинкин Л.А. 1
1МАОУ "Гимназия №25"
Искорцева А.В. 1
1МАОУ "Гимназия №25"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современный мир диктует свои условия. Человек постоянно должен развиваться, узнавать что-то новое, пробовать себя в разных видах деятельности. Я стараюсь не отставать от требований времени. Защищая свой проект по моделированию парусных судов в прошлом году в Сириусе, я познакомился с удивительным человеком. Встреча произошла в музее, в музее Лео.

Леонардо да Винчи — изобретатель, архитектор, живописец, скульптор, ученый. Все это был один человек, что подарил миру множество новых возможностей и опередил свое время.В Сочи этому человеку и его изобретениям посвящен отдельный музей, что располагается в Олимпийском парке.Найти его легко по заметной вывеске. Два зала музея, посвященные творчеству и научным изысканиям, объединяет дух великого титана Возрождения, которому все было по плечу.

Увлеченный экскурсовод, показывая модели, выполненные по расшифрованным чертежам великого изобретателя, обронил фразу: «Разобрать чертежи было непросто, но сложнее было найти специалиста-столяра, который сумел бы изготовить задуманное по чертежам». Эта мысль крепко засела в моей голове.

Цель: конструирование модели измерительного прибора.

Задачи:

1. познакомиться с работами Леонардо да Винчи.

2. выбрать изобретение для создания модели.

3. научиться работе с различными инструментами для обработки древесины (разметка, пиление, долбление, сверление, шлифовка).

4. создать технологическую карту изготовления прибора.

5. изготовить детали изделия по чертежу с применением специальных инструментов. 

6. собрать модель.

7. провести эксперимент.

Актуальность работы мне видится в том, что нужно пробовать себя в разных видах деятельности, соединять, порой, несоединимое, как делал это великий Леонардо.

Основная часть

Теоретическая часть.

Леонардо – титан Возрождения

Леонардо да Винчи был человеком,

который слишком рано очнулся ото сна в темноте,

пока все остальные еще спали.
Зигмунд Фрейд

1.1. Живописец

Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский живописец. «Мона Лиза» - одна из лучших работ художника и один из лучших портретов в мире.

Мона Лиза была женой флорентийского купца по имени Франческо ди Бартоломео деле Джокондо… Леонардо превзошёл возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы...

Картина невелика, однако производит впечатление монументальной. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Монументальность значительно усиливает и смешанное чувство очарования и холодности, которое вызывает Мона Лиза: веками мужчины смотрели на неё с восхищением, замешательством и ещё чем-то близким к ужасу. [2]

Портрет Моны Лизы - легенда мировой живописи, одно из самых известных произведений искусства. Многие художники обращались к этому образу. В ХХ веке свои произведения ей посвятили: Казимир Малевич, Сальвадор Дали, Энди Уорхолл. «Американские художники-авангардисты не стали ниспровергать «Джоконду» с пьедестала, как когда-то их коллеги европейцы. Наоборот, Энди Уорхолл и другие звёзды поп-арта стали эксплуатировать образ Моны так же, как другие продукты массовой культуры-от банки супа Кэмпбелл до Мерилин Монро. (Козлов Г.)

В XXI веке образ и символ Моны Лизы продолжает привлекать художников. В московском кафе DIDU находится большая пластилиновая Мона Лиза. Ее лепили в течении месяца обычные посетители кафе. Процессом руководил художник Никас Сафронов. Джоконда, которую лепили 1700 москвичей и гостей города, попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она стала самой большой пластилиновой распродукцией Моны Лизы, слепленной людьми (120кг). [1]

Спустя 500 лет Мона Лиза не дает покоя творческим людям, которые придумали для Джоконды современные образы в виде карикатур, шаржей и фотожаб.

1.2. Изобретатель

Леонардо да Винчи — изобретатель, архитектор, живописец, скульптор, ученый. Все это был один человек, что подарил миру множество новых возможностей и опередил свое время. В музее ровно в ряд стоят знаменитые изобретения да Винчи. На выставке представлены изобретения, воссозданные по чертежам да Винчи. Все экспонаты в рабочем состоянии и позволяют убедиться в рабочих идеях Леонардо, что были предложены много веков назад, на тот момент являясь чем-то волшебным. Сегодня современный человек представляет себе обыденными те вещи, в которых так или иначе используются идеи Леонардо да Винчи.Современные ученые все еще задаются вопросом о том, как многие идеи могли прийти в голову ученому и быть реализованы, на века опередив свое время.

Поразительное количество устройств спроектировал Леонардо да Винчи. В его изобретениях всегда чувствуется аналогия между природой и механизмами. Прежде чем изобретать машины, Леонардо глубоко исследовал природу. Каждая машина для него представляла собой набор простейших механизмов, подобно органам у живых существ, в разных комбинациях входящих в состав этих машин. В качестве энергии, приводившей в движение его механизмы, присутствовали сила мышц, ветер, вода, противовесы и даже пар.

Меня привлекли несколько приборов, модели которых я решил воссоздать.

Огненные часы измеряли время по количеству сгоревшего воска на свече для определения времени делались зарубки на дощечке. Расстояние между зарубками было у всех разное: у кого-то оно равнялось 2 минутам, у кого-то 2 часам. Распространенность огненных часов была столь велика, что единицей измерения времени стала свеча. Такие часы были дешевы, но неточны из-за различной скорости выгорания воска у разных свечей.

Вплавленная в воск гильза из бумаги с добавлением пороха делала этот механизм прародителем современных будильников.

Идея прожектора возникла из сценических потребностей. Он представлял собой ящик, с одной стороны которого располагалась большая стеклянная линза, а внутри находилась свеча. Так Леонардо создавал «интенсивный и широкий свет».

2. Практическая часть. Часы Лео

2.1. Создание эскиза

Рисунок 1. – Эскиз

2.2. Создание чертежа

2.3. Выбор материалов и инструментов

Основным материалом, используемым при изготовлении изделий, является древесина. Древесина – это ценный и широко используемый конструкционный материал. Для изготовления нашего изделия нам понадобятся заготовки: 300х50х10мм и 100х900х20мм.

Для работы еще понадобится: образец изготавливаемого изделия (фото из музея); ножовка, измерительная линейка, угольник, карандаш, шуруповерт, сверла, сабельная пила, наждачная бумага, фрезер.

Терминологическая база:

Заготовка - кусок материала, предназначенный для дальнейшей обработки.

Пиломатериалы - материалы из древесины, получаемые при распиловке.

Разметка - нанесение на заготовку точек и линий будущего изделия по чертежу или образцу.

Стусло - приспособление для распиловки реек и брусков 900.

Чертеж - изображение предмета на листе бумаги с указанием действительных размеров этого предмета и других сведений, необходимых для его изготовления.

Эскиз - рисунок, выполненный от руки с указанием основных размеров и других сведений об изображенном предмете.

2.4. Технологическая карта

Нанести разметку на пиломатериал измерительной линейкой.

Отрезать заготовки по разметке, зачистить торцы заготовок с использованием электролобзика LUX-TULS, сабельной пилы Violeworks, шлифовальной машинкой Makita.

Проверить размеры заготовки измерительной линейкой и уголком.

Сделать отверстия в деталях при помощи шуруповёрта LUX-TULS, фрезерного станка LUX-TULS.

Шлифовальной машинкой Makita зачистить края.

Произвести сборку модели, используя молоток и шканты, клей ПВА, угольник и наждачную бумагу №100-200.

Провести опыт и нанести разметку карандашом.

Произвести разметку и декоративное оформление выжигательным аппаратом Brauberg.

Покрасить модель «Огнезащитным тонирующим составом BIOtex для дерева».

2.5. Техника безопасности

Типовая инструкция при ручной обработке древесины

Опасности в работе

1. Травмирование рук при работе неисправным инструментом.

2. Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений.

До начала работы

1.  наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками, маску, перчатки, очки);

2.  проверьте наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака (защитные коробки, упор для пиления, запиленные клинья, приспособления для чертежа);

3.  разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в нужном порядке. Удалите с верстака всё лишнее.

Во время работы

1.  надежно закрепите обрабатываемый материал в зажимах верстака;

2.  пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйте инструмент только по его прямому назначению;

3.  технологические операции (пиление, шлифование, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски;

6.  не допускайте захламленности верстака отходами, стружками;

7.  не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приемами работы;

9.  не пользуйтесь в мастерской открытым огнем и электрообогревателями;

10.  применяйте при запиливании направитель для опоры полотна инструмента;

11.  в случае порчи инструмента во время работы немедленно замените его.

После окончания работы

1.  остатки материалов, незаконченные изделия приберите;

2.  проверьте состояние инструментов и положите их в порядке;

3.  уберите свое место, пользуясь щеткой-сметкой. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее рукой.

2.6. Создание объекта

С помощью электролобзика была отпилена деталь №1.

После она была отшлифована.

Деталь №2 была отпилена с помощью сабельной пилы.

Затем в детали номер №1 было просверлено отверстие диаметром 22мм при помощи шуруповёрта.

Детали были вновь отшлифованы.

В детали номер №2 с помощью фрезерного станка был сделан паз для соединения деталей.

Было просверлено два отверстия диаметром 4мм с помощью шуруповерта и сверла.

При помощи ПВА-клея были забиты шканты из бамбуковых палочек.

Объект был вновь обработан шлифовальной машинкой.

Прибор был собран, и проведены опыты со свечой.

После опытов была сделана разметка карандашом.

Затем сделана разметка выжигателем.

Конструкция была окрашена «Огнезащитным тонирующим составом для дерева».

Часы готовы и показали 98% точности при использовании одинаковых свечей.

Заключение

Я удовлетворен результатом, получилось красиво и похоже на модель из музея. Но главное, что я освоил множество инструментов для работы с деревом. Леонардо да Винчи – культовая личность, изучать которую действительно интересно. Он имел невероятно развитый ум, одинаково гениально ориентируясь как в точных науках, так и в творчестве. Этот человек – легенда является для меня примером для подражания.

Список литературы

  1. Биручева Е. С. Учимся писать сочинение. 7 класс. ФГОС / Е.С. Биручева. – Издательство «Экзамен», 2019. 84 – 87 с.

  2. Роберт Уоллэйс «Мир Леонардо». 1452 – 1519 / Пер. с англ. М. Карасевой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 192 с.

  3. «Технология. 7 класс» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П. С. Самородский, Н.В. Синицина, В.Н. Правдюк; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011

  4. http://leonardo-sochi.ru/ [Электронный ресурс]

Приложение

Просмотров работы: 41