Введение
Современный мир диктует свои условия. Человек постоянно должен развиваться, узнавать что-то новое, пробовать себя в разных видах деятельности. Я стараюсь не отставать от требований времени. Защищая свой проект по моделированию парусных судов в прошлом году в Сириусе, я познакомился с удивительным человеком. Встреча произошла в музее, в музее Лео.
Леонардо да Винчи — изобретатель, архитектор, живописец, скульптор, ученый. Все это был один человек, что подарил миру множество новых возможностей и опередил свое время.В Сочи этому человеку и его изобретениям посвящен отдельный музей, что располагается в Олимпийском парке.Найти его легко по заметной вывеске. Два зала музея, посвященные творчеству и научным изысканиям, объединяет дух великого титана Возрождения, которому все было по плечу.
Увлеченный экскурсовод, показывая модели, выполненные по расшифрованным чертежам великого изобретателя, обронил фразу: «Разобрать чертежи было непросто, но сложнее было найти специалиста-столяра, который сумел бы изготовить задуманное по чертежам». Эта мысль крепко засела в моей голове.
Цель: конструирование модели измерительного прибора.
Задачи:
1. познакомиться с работами Леонардо да Винчи.
2. выбрать изобретение для создания модели.
3. научиться работе с различными инструментами для обработки древесины (разметка, пиление, долбление, сверление, шлифовка).
4. создать технологическую карту изготовления прибора.
5. изготовить детали изделия по чертежу с применением специальных инструментов.
6. собрать модель.
7. провести эксперимент.
Актуальность работы мне видится в том, что нужно пробовать себя в разных видах деятельности, соединять, порой, несоединимое, как делал это великий Леонардо.
Основная часть
Теоретическая часть.
Леонардо – титан Возрождения
Леонардо да Винчи был человеком,
который слишком рано очнулся ото сна в темноте,
пока все остальные еще спали.
Зигмунд Фрейд
1.1. Живописец
Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский живописец. «Мона Лиза» - одна из лучших работ художника и один из лучших портретов в мире.
Мона Лиза была женой флорентийского купца по имени Франческо ди Бартоломео деле Джокондо… Леонардо превзошёл возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы...
Картина невелика, однако производит впечатление монументальной. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Монументальность значительно усиливает и смешанное чувство очарования и холодности, которое вызывает Мона Лиза: веками мужчины смотрели на неё с восхищением, замешательством и ещё чем-то близким к ужасу. [2]
Портрет Моны Лизы - легенда мировой живописи, одно из самых известных произведений искусства. Многие художники обращались к этому образу. В ХХ веке свои произведения ей посвятили: Казимир Малевич, Сальвадор Дали, Энди Уорхолл. «Американские художники-авангардисты не стали ниспровергать «Джоконду» с пьедестала, как когда-то их коллеги европейцы. Наоборот, Энди Уорхолл и другие звёзды поп-арта стали эксплуатировать образ Моны так же, как другие продукты массовой культуры-от банки супа Кэмпбелл до Мерилин Монро. (Козлов Г.)
В XXI веке образ и символ Моны Лизы продолжает привлекать художников. В московском кафе DIDU находится большая пластилиновая Мона Лиза. Ее лепили в течении месяца обычные посетители кафе. Процессом руководил художник Никас Сафронов. Джоконда, которую лепили 1700 москвичей и гостей города, попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она стала самой большой пластилиновой распродукцией Моны Лизы, слепленной людьми (120кг). [1]
Спустя 500 лет Мона Лиза не дает покоя творческим людям, которые придумали для Джоконды современные образы в виде карикатур, шаржей и фотожаб.
1.2. Изобретатель
Леонардо да Винчи — изобретатель, архитектор, живописец, скульптор, ученый. Все это был один человек, что подарил миру множество новых возможностей и опередил свое время. В музее ровно в ряд стоят знаменитые изобретения да Винчи. На выставке представлены изобретения, воссозданные по чертежам да Винчи. Все экспонаты в рабочем состоянии и позволяют убедиться в рабочих идеях Леонардо, что были предложены много веков назад, на тот момент являясь чем-то волшебным. Сегодня современный человек представляет себе обыденными те вещи, в которых так или иначе используются идеи Леонардо да Винчи.Современные ученые все еще задаются вопросом о том, как многие идеи могли прийти в голову ученому и быть реализованы, на века опередив свое время.
Поразительное количество устройств спроектировал Леонардо да Винчи. В его изобретениях всегда чувствуется аналогия между природой и механизмами. Прежде чем изобретать машины, Леонардо глубоко исследовал природу. Каждая машина для него представляла собой набор простейших механизмов, подобно органам у живых существ, в разных комбинациях входящих в состав этих машин. В качестве энергии, приводившей в движение его механизмы, присутствовали сила мышц, ветер, вода, противовесы и даже пар.
Меня привлекли несколько приборов, модели которых я решил воссоздать.
Огненные часы измеряли время по количеству сгоревшего воска на свече для определения времени делались зарубки на дощечке. Расстояние между зарубками было у всех разное: у кого-то оно равнялось 2 минутам, у кого-то 2 часам. Распространенность огненных часов была столь велика, что единицей измерения времени стала свеча. Такие часы были дешевы, но неточны из-за различной скорости выгорания воска у разных свечей.
Вплавленная в воск гильза из бумаги с добавлением пороха делала этот механизм прародителем современных будильников.
Идея прожектора возникла из сценических потребностей. Он представлял собой ящик, с одной стороны которого располагалась большая стеклянная линза, а внутри находилась свеча. Так Леонардо создавал «интенсивный и широкий свет».
2. Практическая часть. Часы Лео
2.1. Создание эскиза
Рисунок 1. – Эскиз
2.2. Создание чертежа
2.3. Выбор материалов и инструментов
Основным материалом, используемым при изготовлении изделий, является древесина. Древесина – это ценный и широко используемый конструкционный материал. Для изготовления нашего изделия нам понадобятся заготовки: 300х50х10мм и 100х900х20мм.
Для работы еще понадобится: образец изготавливаемого изделия (фото из музея); ножовка, измерительная линейка, угольник, карандаш, шуруповерт, сверла, сабельная пила, наждачная бумага, фрезер.
Терминологическая база:
Заготовка - кусок материала, предназначенный для дальнейшей обработки.
Пиломатериалы - материалы из древесины, получаемые при распиловке.
Разметка - нанесение на заготовку точек и линий будущего изделия по чертежу или образцу.
Стусло - приспособление для распиловки реек и брусков 900.
Чертеж - изображение предмета на листе бумаги с указанием действительных размеров этого предмета и других сведений, необходимых для его изготовления.
Эскиз - рисунок, выполненный от руки с указанием основных размеров и других сведений об изображенном предмете.
2.4. Технологическая карта
Нанести разметку на пиломатериал измерительной линейкой.
Отрезать заготовки по разметке, зачистить торцы заготовок с использованием электролобзика LUX-TULS, сабельной пилы Violeworks, шлифовальной машинкой Makita.
Проверить размеры заготовки измерительной линейкой и уголком.
Сделать отверстия в деталях при помощи шуруповёрта LUX-TULS, фрезерного станка LUX-TULS.
Шлифовальной машинкой Makita зачистить края.
Произвести сборку модели, используя молоток и шканты, клей ПВА, угольник и наждачную бумагу №100-200.
Провести опыт и нанести разметку карандашом.
Произвести разметку и декоративное оформление выжигательным аппаратом Brauberg.
Покрасить модель «Огнезащитным тонирующим составом BIOtex для дерева».
2.5. Техника безопасности
Типовая инструкция при ручной обработке древесины
Опасности в работе
1. Травмирование рук при работе неисправным инструментом.
2. Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений.
До начала работы
1. наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками, маску, перчатки, очки);
2. проверьте наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака (защитные коробки, упор для пиления, запиленные клинья, приспособления для чертежа);
3. разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в нужном порядке. Удалите с верстака всё лишнее.
Во время работы
1. надежно закрепите обрабатываемый материал в зажимах верстака;
2. пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйте инструмент только по его прямому назначению;
3. технологические операции (пиление, шлифование, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски;
6. не допускайте захламленности верстака отходами, стружками;
7. не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приемами работы;
9. не пользуйтесь в мастерской открытым огнем и электрообогревателями;
10. применяйте при запиливании направитель для опоры полотна инструмента;
11. в случае порчи инструмента во время работы немедленно замените его.
После окончания работы
1. остатки материалов, незаконченные изделия приберите;
2. проверьте состояние инструментов и положите их в порядке;
3. уберите свое место, пользуясь щеткой-сметкой. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее рукой.
2.6. Создание объекта
С помощью электролобзика была отпилена деталь №1.
После она была отшлифована.
Деталь №2 была отпилена с помощью сабельной пилы.
Затем в детали номер №1 было просверлено отверстие диаметром 22мм при помощи шуруповёрта.
Детали были вновь отшлифованы.
В детали номер №2 с помощью фрезерного станка был сделан паз для соединения деталей.
Было просверлено два отверстия диаметром 4мм с помощью шуруповерта и сверла.
При помощи ПВА-клея были забиты шканты из бамбуковых палочек.
Объект был вновь обработан шлифовальной машинкой.
Прибор был собран, и проведены опыты со свечой.
После опытов была сделана разметка карандашом.
Затем сделана разметка выжигателем.
Конструкция была окрашена «Огнезащитным тонирующим составом для дерева».
Часы готовы и показали 98% точности при использовании одинаковых свечей.
Заключение
Я удовлетворен результатом, получилось красиво и похоже на модель из музея. Но главное, что я освоил множество инструментов для работы с деревом. Леонардо да Винчи – культовая личность, изучать которую действительно интересно. Он имел невероятно развитый ум, одинаково гениально ориентируясь как в точных науках, так и в творчестве. Этот человек – легенда является для меня примером для подражания.
Список литературы
Биручева Е. С. Учимся писать сочинение. 7 класс. ФГОС / Е.С. Биручева. – Издательство «Экзамен», 2019. 84 – 87 с.
Роберт Уоллэйс «Мир Леонардо». 1452 – 1519 / Пер. с англ. М. Карасевой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 192 с.
«Технология. 7 класс» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П. С. Самородский, Н.В. Синицина, В.Н. Правдюк; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011
http://leonardo-sochi.ru/ [Электронный ресурс]
Приложение