Введение
В настоящее время украшения, созданные своими руками на пике популярности. Их изготавливают из простых и разнообразных материалов в разных техниках. Древнее ремесло, вобрав в себя опыт многих веков и народов, продолжает активно развиваться, превращаясь в увлекательное искусство.
Разнообразная бижутерия хенд-мейд – оглушительный тренд последних сезонов. Ее популярности поспособствовала мода на бохо, то есть, стиль, тяготеющий к многослойным, ярким украшениям преимущественно из недорогих натуральных материалов. Словом, сейчас самое время научиться делать украшения своими руками.
Мой проект «Искусство создания уникальных украшений» поисково-исследовательского типа, раскрывает практическую значимость занятия рукоделием. Данный проект состоит из теоретической и практической части.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время бижутерия занимает ведущее место в современной моде, а также не утрачивают свою значимость подарки, сделанные своими руками. Богатейшая цветовая гамма бусин, бисера, силиконовых резиночек, неограниченные возможности моделирования изделий могут осуществить любую мечту самой капризной модницы. Колье и серьги, броши и браслеты, заколки и кулоны придают внешнему виду оригинальность и неповторимость. Их выпускают известные дома моды, но стоят они очень дорого, а если изготовить их самой, то можно значительно сэкономить свой бюджет.
Объект исследования: украшения из бусин, бисера, силиконовых резиночек и изделия из эпоксидной смолы.
Предмет исследования: изготовление украшений в различных техниках.
Проблематика: отсутствие практического опыта работы с новыми техниками изготовления украшение.
Гипотеза: Если изучить искусство создания украшений, то можно самой сделать красивые изделия. Это экономичнее, чем купить готовое украшение в магазине, а также данное изделие будет являться уникальным подарком.
Новизна работы: одновременно осваиваются несколько разных техник изготовления украшений по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации.
Цель моей работы: создание ярких оригинальных украшений, сделанных своими руками.
В своей работе я поставила следующие задачи:
1. Познакомиться с историей возникновения украшений.
2. Рассмотреть виды украшений и исследовать техники их изготовления.
3. Изучить литературу, материалы в сети Интернет по данной теме.
4. Научиться организовывать свое рабочее место, с учетом правил техники безопасности.
5. Спроектировать и сделать украшение, чтобы оно соответствовало всем моим задумкам, и было достойно в качестве подарка.
6. Пополнить свою коллекцию украшений.
7. Определить пользу рукоделия для ребенка.
8. Произвести экономический расчет.
Требования к изделию: доступная технология изготовления, небольшой расход материала, простая конструкция, красивая, яркая расцветка, невысокая себестоимость.
1. Украшения, их эволюция, значение, виды и технологии изготовления
1.1 История украшений и их значение
История создания украшений развивалась наравне с историей человечества, об этом свидетельствуют находки археологов (Приложение 1). Украшения древних людей были созданы с помощью простых техник из доступных материалов – это яркие камешки, гладкие раковины, рыбьи кости, кусочки рога, палочки, семена и орехи. Они имели символическое значение, использовались в ритуалах, церемониях и обрядах.
Более датированные и точные сведения об украшениях появились в древнем Египте. Древнеегипетские мастера освоили множество техник изготовления украшений из самых разных материалов. Самым популярным аксессуаром были ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Египтяне любили яркие и насыщенные цвета, поэтому использовали смальту и эмаль. Популярностью пользовались яркие разноцветные пасты, которыми покрывали украшения. Любимые цвета в Древнем Египте были бирюзовый, зеленый, белый и синий.
Вслед за использованием мягких пород камней пришли драгоценные материалы, которые щедро использовались для создания бижутерии в Риме и Греции. Древние греки любили изящные украшения, простые и гармоничные, но при этом излишества не приветствовали. Для создания удивительных тончайших узоров на своих изделиях ювелиры применяли сложнейшую и очень трудоемкую технику – филигрань. Узор выполнялся из тончайшей проволоки, методом пайки закрепляли на металлической поверхности. Эта работа была настолько тонкой, что рассмотреть детали изделий, можно было лишь с использованием увеличительного стекла.
Украшения в Древнем Риме появились в результате влияния различных культур и цивилизаций. Здесь появились новые техники и стили, включая орнаменты, гравировку и использование цветных камней. Наиболее популярными были ожерелья, браслеты, кольца и серьги, также украшения на одежду и обувь. Женщины носили различные фибулы и булавки на накидках, обувь украшали вышивками и различными бляшками. Для римлян было очень важно и символическое значение украшений. Они выражали собой различные аспекты жизни, такие как социальный статус, религиозные и культурные убеждения.
В эпоху Возрождения главную роль стала играть эстетическая ценность украшений. Благодаря освоению новых торговых путей мастерам стали доступны новые материалы – алмазы, изумруды и рубины. Это стимулировало развитие искусства огранки и технологии гравировки на бриллиантах, используются различные техники - чеканка, штамповка, эмаль и другие. В то время носили разнообразные массивные цепи и изящные цепочки, подвески, медальоны, много колец и перстней. Среди излюбленных типов изделий – нагрудные подвески и украшения к шляпам. Многие ремесленники и умельцы начали активно продавать подделки, выдавая медь и цирконий за алмазы в золотой обработке. Стало развиваться камнерезное искусство и искусство флорентийской мозаики.
В эпоху Романтизма появились своеобразные украшения, имеющие сентиментальный характер. Это медальоны, броши и браслеты, с помещенными в них локонами возлюбленных или детей. Их скрывали под крышками, декорированными эмблемами дружбы, любви или траура. В этот период было принято носить днем недорогие украшения, а на торжественных приемах – более ценные. Для их создания использовались кораллы, гранаты, оникс, сапфиры, рубины, бриллианты. Наряду с изделиями из благородных металлов появились украшения из железа. Отголоски романтизма можно встретить и в современном ювелирном искусстве: медальоны и броши с «секретами» легко вписываются в повседневный образ.
Модерн в ювелирном искусстве – это стиль, который развивался в конце 19 начале 20 веков. Он характеризуется простотой линий, свободой форм и использованием необычных материалов – эмали, стекла, слоновая кость, перламутр, керамика. Самые распространенные украшения того времени: гребни для волос, броши, пояса с пряжками, массивные колье, которые изготавливались в виде изумрудных ящериц, пестрокрылых стрекоз и бабочек, подсолнухов, камышей, ирисов и орхидей. Несмотря на то, что такое направление в ювелирном искусстве просуществовало недолго, подобные аксессуары можно встретить и сегодня.
Ар-деко – стиль-праздник, яркий, роскошный. В нем есть место строгой геометрии и этническим орнаментам, животным и растительным мотивам и достижениям науки. Культовым металлом стала платина, белое золото, серебро, сталь и даже алюминий. Ювелиры использовали экзотические материалы – кожу крокодила, акулы, зебры, редкие породы дерева. Типичными украшениями того времени являлись: коктейльное кольцо, колье-воротник, ожерелье-гирлянда, брошь, кулон, серьги в виде длинных кистей, повязка на голову со стразами. Стиль ар-деко в наши дни продолжает вдохновлять ведущих дизайнеров ювелирных изделий.
В 20 веке общество стало уходить от привычных устоев и менять традиции, благодаря чему бижутерии удалось окончательно занять свою нишу на мировой арене, с подачи великой Коко Шанель. При ней она превратилась из дешевой замены ювелирным изделиям в самостоятельный вид украшений, что послужило причиной открытия нового вида производства – бижутерия массового характера. Для ее производства могут использоваться разнообразные металлы и сплавы, прозрачное и цветное стекло, керамика, дерево и кожа. Главным преимуществом бижутерии является ее символическая цена, также бижутерия всегда подчеркивает женственность. А чтобы бижутерия стала эксклюзивной, мастерицы стали изготавливать ее собственными руками, используя бусы, бисер, перья, мех, кожу, ленты и многое другое. В настоящее время новые технологии рукоделия, богатый набор фурнитуры и техник декорирования позволяют современным мастерам создавать неповторимые шедевры [1, 2].
1.2 Виды украшений и их характеристика
Современные мастера классифицируют украшения по назначению, по материалу изготовления и технологии производства. Предметы личных украшений самая распространенная группа изделий, которая включает в себя предметы украшения головы, шеи, рук и других частей тела, а также одежды, схема видов украшений представлена в Приложении 2.
Рассмотрим подробно каждый вид личных украшений.
1. Кольцо - мультикультурный символ бесконечности, движения и перерождения, считается одним из самых популярных видов украшений. Их носили фараоны и императоры, дарили в знак вечной любви и преданности, использовали в качестве оберегов. Классические и оригинальные, мужские и женские, лаконичные и неординарные – среди многообразия вариантов можно найти решение на любой вкус.
2. Серьги - востребованный вид украшений, который стал неотъемлемой частью гардероба практически любой женщины. Современные сережки существуют в самых различных вариациях, что позволяет каждому человеку подобрать изделие по вкусу, а также подчеркнуть свой индивидуальный стиль.
3. Браслет - это украшение в виде кольца, которое бывает сомкнутым, разомкнутым или на застежке, узким или широким, жестким или мягким. В переводе с французского, браслет означает «запястье». В древней Руси браслеты назывались «зарукавья» и «обруча». В настоящее время это популярное украшение, которое подчеркивает не только статус, но и красоту рук, а также станет завершающим штрихом в образе.
4. Брошь является одним из самых древних видов украшений. Первые броши представляли собой колючки растений и кости животных, которыми первобытные люди скрепляли края своей одежды. С развитием цивилизации видоизменялись и броши. В России одной из поклонниц этого аксессуара была Екатерина Великая. Ее брошь с колумбийским изумрудом в 70 карат до сих пор не имеет аналогов в мире ни по величине, ни по качеству исполнения. В настоящее время брошь – это стильный и современный аксессуар, который подходит почти под любой образ. Рукодельницы не ограничивают свою фантазию и используют для изготовления брошей самые разные материалы и техники.
5. Медальон и кулон – украшение круглой или овальной формы, которое носят на шее, надеваемое на цепочку или шнурок. С популяризацией медальонов их стали изготавливать не только из драгоценных металлов, но и из простых материалов, например из эпоксидной смолы, дерева и даже ткани. Особенно ценится стильная бижутерия ручной работы – ведь это уникальные изделия, существующие в единственном экземпляре.
6. Брелок – украшение, выполненное в виде подвески на цепочке, браслете, кольце для ключей и другое. Мода на брелоки пришла в Европу в 18 веке, тогда стали изготавливать брелоки из драгоценных металлов, которые подчеркивали статус его владельца. Спустя два века брелоки стали более простыми и доступными для каждого. Они могут быть изготовлены из дерева, пластика, из бусин и бисера.
7. Бусы, подвески и ожерельясамые древние из украшений. В мире большой моды, в качестве аксессуара, бусы начали появляться в 18 веке, а уже к 19 веку были изобретены первые в мире бусы из бисера. В наши дни бусы имеют не только огромную популярность, но и отличаются большим количеством моделей и разновидностей, а мастерицы каждый день создают новые оригинальные бусы и ожерелья.
8. Заколки и диадемы представляют собой украшения для головы и волос - это неотъемлемый элемент стильного образа, изготовленные из самых разных материалов, которые декорируются стразами, камнями, бусами, бисером. Используя красивые аксессуары, прическе всегда можно придать тематической нотки, элегантности. Они подразделяются на разные виды: диадемы, ободки, повязки, гребни, заколки, невидимки [1, 2, 3].
1.3 Техники изготовления украшений своими руками
Самодельные украшения приносят в нашу жизнь не только яркие краски, но и с их помощью можно передать собственное мировоззрение и сегодняшнее настроение. Материалы для создания украшений ручной работы могут быть абсолютно любыми. Это могут быть украшения из бисера и бусин, разноцветных резиночек. С развитием способов работы с различными материалами открылись и более сложные художественные техники – например, изделия из эпоксидной смолы.
Рассмотрим каждую технику изготовления украшений, которые я буду использовать, подробнее, т.к. каждая из них уникальна, и имеет свои особенности и тонкости мастерства.
1. Бусины – один из главных элементов для создания бижутерии. Их ассортимент огромен. Они различаются: по форме, размеру, материалу изготовления, по цвету. Бусины различной формы нашли самое широкое применение в рукоделии. Комбинируя в одном изделии разные бусины можно получить интересные, оригинальные украшения. Нанизывание бусин на рабочую нить – это основная и простейшая самостоятельная техника [8].
2. Бисер – мелкие шарики, цилиндрики, многогранники из стекла, пластмассы или металла со сквозным отверстием. Существует три основных вида бисера: круглый, граненый и рубка. Кроме формы и размера бисер различают по способам окраски – он может быть прозрачным, матовым, зеркальным, с поверхностью имитирующей металл. Бисер используется повсеместно – в вышивке, в создании украшений, в декоре. Бисероплетение - одно из неповторимых явлений мирового декоративно-прикладного творчества. Различают следующие основные техники плетения: плоское параллельное, круговое или дуговое плетение, игольчатое плетение, петельное плетение, объёмное параллельное плетение, ажурное, мозаичное плетение и другие [5].
3. Разноцветные резиночки Рейнбоу Лум - универсальный конструктор, из которого можно сделать все, что угодно. История Рейнбоу Лум началась в 2010 году, данные наборы придумал малайзийский инженер Чун Нг. Плетение из резиночек сейчас один из самых модных и популярных видов рукоделия среди детей. Невероятно увлекательный мир открывается с плетением из резинок, основой которой, служит лишь фантазия. Из них создают браслеты и кольца, ожерелья, серьги, подвески, брелки. Можно разрабатывать собственные схемы и плести игрушки, чехлы для телефонов, сумочки и даже платья [7].
4. Эпоксидная смола – полимерный материал, благодаря которому можно создать сотни удивительных украшений и других аксессуаров, сочетает в себе доступность и высокие декоративные качества. Украшения из эпоксидной смолы стали неотъемлемой частью современной ювелирной индустрии. В 2023 году стал широко распространенным вид рукоделия с применением эпоксидной смолы. Научиться работать с ней довольно несложно, а изделия получаются невероятно красивыми [4].
2. Мое творчество – создание модных украшений из разных материалов
2.1 Как началось мое увлечение
У каждого человека в жизни должно быть занятие, которое приносит ему душевное удовольствие и приятные эмоции. Моим хобби является создание украшений своими руками – увлекательное занятие, которому я уделяю и посвящаю все свое свободное время.
Интерес к различным украшениям: браслеты, бусы, серьги, броши, у меня появился еще в раннем детстве, когда еще маленькая я любила рассматривать украшения в маминой шкатулке.
Чуть позже мне тоже стали покупать и дарить красивые и яркие бусы, заколки, браслеты, которые я с удовольствием демонстрировала.
Тогда я узнала, что все украшения разные по форме, цветовой гамме и материалам изготовления.
Бусы из ракушек |
Цепь крупного плетения |
Когда мне было 5 лет, у меня спонтанно получились украшения из конструктора из магнитных бусин «Неокуб», который мне подарили на новый год. Магнитные украшения – популярная альтернатива традиционным украшениям, благодаря мощному неодимовому магнитному сплаву, шарики крепко сцепляются друг с другом.
Хочу показать мои необычные изделия:
Это неодимовый куб |
Ожерелье |
Комплект: ожерелье и браслеты |
Также из магнитных бусин я создавала серьги и кольца:
Создание более сложных бус:
делаются отдельные элементы |
затем соединяются вместе |
Так у меня появилось современное модное хобби – создание необыкновенных украшений, которые мне приносят радость.
2.2 Украшения из бусин
Бусы особенно популярны среди рукодельниц. Этот аксессуар довольно просто сделать в домашних условиях, разнообразие материалов позволяет воплотить в жизнь любые задумки.
Как и всякой моднице, мне хотелось иметь новое и уникальное изделие, которое было бы только у меня. Однажды мне моя крестная сделала приятный сюрприз и подарила на 8 марта набор для создания детских украшений из ярких, разноцветных бусин. Проявив фантазию, я начала нанизывать понравившиеся бусины на нить и собирать разные бусы и браслеты. Дизайн моих первых бус я придумывала сама:
Теперь я хочу спроектировать и сделать украшение в новой технике плетения. Прежде чем приступить к работе по созданию бус, я просмотрела множество книг, журналов и роликов в интернете по их изготовлению. Рассмотрев несколько вариантов украшений, я выбрала наиболее подходящее для меня (Приложение 3).Определив для себя критерии, которым должны соответствовать мои бусы, я приступила к творческой работе. Подробная технологическая карта изготовления ожерелья представлена в Приложении 4.
Во время работы, я следила за тем, чтобы изделие было внешне красивым и аккуратно изготовленным. Задуманный результат получен, бусы получились такими, какими я их хотела видеть, моя коллекция пополнилась новым украшением.
2.3 Украшения из бисера
Бисер является уникальным материалом, из которого, проявив фантазию, можно сделать практически все украшения и аксессуары.
Первое мое знакомство с бисером состоялось в возрасте 7 лет, когда я увидела в интернете увлекательные мастер-классы по плетению из бисера. Я сразу попросила маму, чтоб она мне тоже приобрела набор для бисероплетения. Так как у меня не было опыта, я начала плести простые фенечки – браслеты, путем нанизывания бисера на нитку - основу, которые получились красивыми и необычными.
Мои первые браслеты Бусы из бисера
Технология изготовления изделий из бисера достаточно проста, но требуется большая усидчивость, внимание и аккуратность. Красиво и необычно будет выглядеть брошь из бисера, поэтому я решила ее сделать. Разумеется, одним бисером дело не ограничится, разные материалы делают работу богаче и выразительнее. С хорошим настроением, приступаю к созданию броши, которая пойдет на подарок маме. Подробная технологическая карта по изготовлению броши представлена в Приложении 5.
У меня получилась необыкновенно красивая брошь в сочетании бисера, страз и пайеток.
Сюрприз для мамы получился, подарок своими руками – это вещь в единственном экземпляре, настоящий эксклюзив. Такой подарок вызовет огромное количество положительных эмоций.
2.4 Украшения из разноцветных резинок Рейнбоу Лум
В настоящее время радужные резиночки приобрели широкую популярность и стали настоящим трендом, кроме того они способствуют развитию креативности и творческого мышления, развивают воображение и фантазию, а также мелкую моторику пальцев.
Яркое плетение из резиночек очень заинтересовало меня и стало моим самым любимым занятием, с тех пор как у меня появился новомодный набор для рукоделия. Сначала я освоила самую простую технику плетения из резиночек - это плетение разноцветных фенечек, браслетов и цепочек на рогатке. Всего за пару минут из резиночек можно создать великолепные украшения и аксессуары. А если вплести в резинки бусины и подвески, то можно получить самый настоящий шедевр.
Мои первые работы:
Сегодня в моей шкатулочке насчитывается 56 браслетов, кольца и цепочки.
Теперь я начала плести из резинок браслеты на станке, брелоки и фигурки. Для этого был приобретен новый набор. Данный набор включает в себя большой органайзер, пластиковые крючки клипсы, рогатка и станок для плетения, 7 000 штук силиконовых резинок в ярких оттенках 22 различных цвета, 12 из которых светятся в темноте. Схема плетения браслета на станке представлена в Приложении 6.
Так как в настоящее время расходятся мнения о пользе и вреде материала, из которого изготовлены резинки, я решила провести исследование их физико-химического показателя (Приложение 7). Из проведенного опыта следует, что для плетения изделий необходимо использовать резинки хорошего качества, а также ограничить время контакта с ними.
Творческий подход к новомодному хобби и индивидуальная фантазия человека помогает создавать невероятные вещи (черепашка, Винни Пух, Пикачу, кот, лиса, сова, змейки, ящерица, пчелки, снеговик, елка, звезда, вишни, ананас, груша, тыква и другие) :
Создавая красоту своими руками из радужных резинок, я нашла свое занятие по душе. В моей коллекции большой ассортимент изделий, часть из которых пойдет на подарки моим подружкам.
2.5 Украшения из эпоксидной смолы
Украшения ручной работы из эпоксидной смолы – это настоящая находка для завершения образа. А главная особенность таких украшений состоит в том, что их можно изготовить самостоятельно, руководствуясь исключительно своей фантазией. Смола напоминает собой янтарь, но в отличие от дорогого ископаемого, данный материал вполне доступен.
Эпоксидная смола экологичный и безопасный материал, который расширяет пространство, играет со светом, притягивает взгляды. Обладает несколькими важнейшими преимуществами:
- красота, уникальность, удобство использования;
-отсутствие реакции на удары, воздействие ультрафиолета;
- высокая прочность, стойкость к внешним воздействиям;
- длительный срок службы.
Эпоксидная смола – химическое вещество. Поэтому при работе с ним необходимо быть осторожным и внимательным. Нельзя работать в непроветриваемом помещении. Пары могут вызвать аллергическую реакцию, раздражают дыхательные пути [6].
С эпоксидной смолой я познакомилась в 2023 году, не имея никакого опыта, мы с мамой смешивали смолу, и пришли в восторг от всего спектра возможностей этого материала. Чтобы добиться успеха в деле разработки и изготовления украшений из эпоксидной смолы одного терпения и наличия свободного времени будет явно не достаточно. Для создания оригинальной бижутерии потребуются специальные материалы и инструменты. Мы решили сделать сейчас модных мармеладных мишек, кроме того развели много смолы и залили все имеющиеся у нас формы.
Порядок работы: налить в стаканчик нужное количество смолы (компонент А), добавить отвердитель (компонент В) в указанном соотношении 1:10, сразу тщательно перемешивая массу; размешивать средство надо в течение 3 минут, но не слишком интенсивно – это вызовет появление воздушных пузырьков. Пузыри – основная трудность, с которой сталкиваются новички. Для сохранения прозрачности глазури нужно дать выстояться перемешанной смоле в течение 10 минут. Далее эпоксидную смолу вливают в форму, добавляют декор. Смола затвердевает за 8 часов, но для полного отвердевания может понадобиться 1–3 суток. Наглядная схема работы с эпоксидной смолой представлена в Приложении 8.
Вот, что у нас получилось:
Эпоксидная смола дает большой простор для творчества, очень увлекает, изделия из нее необыкновенно красивые, но ребенку с ней трудно работать, в основном приходилось - под контролем мамы. Я планирую в будущем, когда повзрослею, детально освоить эту технику изготовления украшений.
3. Расчет себестоимости изделий, польза рукоделия для ребенка
3.1 Экономическое и экологическое обоснование
Определим себестоимость моих изготовленных украшений, для этого проведем экономический расчет.
Ожерелье из бусин:
№ |
Название материала |
Расход |
Цена (руб.) |
Сумма (руб.) |
1. |
Бусины сиреневые |
1/2 |
60 руб. |
30,00 руб. |
2. |
Бусины розовые |
1/3 |
60 руб. |
20,00 руб. |
3. |
Застежки для изделия |
1 шт. |
90 руб./20 шт. |
4,50 руб. |
4. |
Леска для плетения |
2 метра |
150 руб./100 м. |
3,00 руб. |
Итого: |
57,50 руб. |
Подобные украшения «Образца 1» стоят 500 рублей, «Образца 2» – 750 рублей.
Брошь из бисера:
№ |
Название материала |
Расход |
Цена (руб.) |
Сумма |
1. |
Бисер красного цвета |
1/2 |
25 руб. |
12,50 руб. |
2. |
Бисер зеленого цвета |
1/2 |
25 руб. |
12,50 руб. |
3. |
Фетр для основы |
лист А7 |
50 руб./лист А4 |
6,25 руб. |
4. |
Нить для плетения |
4 метра |
15 руб./135 м. |
0,44 руб. |
5. |
Игла для бисера |
1 шт. |
50 руб./50 шт. |
1,00 руб. |
6. |
Кожзам для отделки |
лист А7 |
50 руб./лист А4 |
6,25 руб. |
7. |
Пайетки, стразы, бусины |
50 шт. |
290 руб./1000 шт. |
14,5 руб. |
8. |
Булавка для броши |
1 шт. |
250 руб./50 шт. |
5,00 руб. |
Итого: |
57,44 руб. |
Цена подобной броши в интернет - магазинах варьируется от 500 до 950 рублей.
3. Цепочка с мармеладными мишками из эпоксидной смолы:
№ |
Название материала |
Расход |
Цена |
Сумма |
1. |
Смола (компонент А) |
20 гр. |
200 руб./200 гр. |
20 руб. |
2. |
Отвердитель (компонент В) |
10 гр. |
120 руб./100 гр. |
12 руб. |
3. |
Силиконовая форма |
1 шт. |
35 руб. |
35 руб. |
4. |
Красители |
5 шт. /5гр. |
320 руб./ 75гр. |
21 руб. |
5. |
Цепочка с колечками |
1 шт. |
50 руб. |
50 руб. |
Итого: |
138 руб. |
Подобные украшения в магазине стоят 350-450 руб.
По расчётам себестоимости изделий я сделала вывод, что украшения, выполненные своими руками в несколько раз дешевле сделать самой, чем купить в магазине, да и к тому же для меня они будут дороже и ценнее.
Экологическое обоснование моей работы заключается в том, что при изготовлении украшений использовались материалы, которые не наносят вреда окружающей среде. В процессе работы можно применять материалы уже бывшие в употреблении, что совсем не влияет на качество готового изделия.
3.2 Польза рукоделия для ребенка
Творчество очень сильно влияет на развитие ребенка. Поэтому детское рукоделие является прекрасным способом для ребенка открыть свой потенциал, выразить индивидуальность, узнать талант. Происходит много позитивных процессов:
1. Развивается моторика рук, благодаря чему формируется хороший почерк и разборчивая речь.
2. Повышается дисциплина – создавая изделия, у ребенка улучшается усидчивость и концентрация внимания.
3. Вырабатывается аккуратность – малыш приучается сам убирать свое рабочее место.
4. Улучшается память – дети учатся считать, запоминать и различать цвета.
5. Ребенок формируется как личность, формируется воображение, мышление, фантазия. Рукоделие помогает ребенку почувствовать себя уникальным и особенным.
Таким образов, рукоделие – современное, интересное творческое направление, дающее возможность для самореализации.
3.3 Техника безопасности во время работы
Правила охраны труда:
- аккуратно обращаться с материалами и инструментами;
- не вкалывать в одежду булавки и иголки (использовать только игольницу), нить, леску обрезать только ножницами (руками и зубами нельзя);
- для защиты пальцев использовать наперсток;
- ножницы передавать только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;
- бусины и бисер из пакетиков высыпать в отдельные крышечки по чуть-чуть, чтобы не просыпать большое количество бисера;
- через каждые полчаса работы нужно 15 минут отдохнуть (для защиты зрения).
- все материалы и инструменты нужно хранить в шкатулке, для хранения иголок, булавок использовать только игольницу.
После окончания работы нужно:
- проверить количество иголок и булавок в игольнице (их должно быть столько же, сколько было в начале работы);
- сломанные иглы, булавки нужно аккуратно завернуть в бумагу и выбросить в мусорное ведро;
- инструменты и материалы убрать в шкатулку (коробку).
Необходимо помнить:
- мастерицам 6-8 лет можно работать не более 40 минут;
- мастерицам 9-11 лет - не более одного часа;
- мастерицам 12-16 лет не более полутора часов.
Заключение
Анализируя выполненную работу, следует, что поставленная цель и задачи выполнены. Это творческий увлекательный процесс, в результате которого получилось создать яркие оригинальные украшения своими руками в различных техниках исполнения. Моя коллекция украшений пополнилась новыми изделиями, эксклюзивные подарки своими руками также готовы, в них заложена частичка души мастера, что, несомненно, делает их бесценными. Изделия получились именно такими, какими я хотела их видеть. Это развивает художественный вкус, совершенствует умение, приучает к аккуратности, обогащает внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие при выполнении работы.
Произведен экономический расчет, определена себестоимость моих изделий и произведен анализ ценовых индикаторов аналогичных изделий разных торговых марок. Таким образом, моя гипотеза о том, что если изучить искусство создания украшений, то можно самой сделать красивые изделия, которые будут дешевле магазинных и будут являться достойным подарком, подтвердилась.
В процессе выполнения проектной работы использовались различные методы: была изучена литература по данной теме, проведены исследования на физико-химический состав материала, анализ выбор идеи для изготовления украшений, разработаны технологические карты по изготовлению украшений, произведен расчет себестоимости изделий и проведен сравнительный экономический анализ с ценовыми показателями рынка.
При выполнении исследовательской работы я узнала много нового и интересного, полученные знания помогут мне в создании новых идей. Я буду продолжать это сложное, но интересное и приносящее радость, искусство.
Список литературы:
1. Ануфриева, М.А. Большая энциклопедия рукоделия / М.А. Ануфриева - Москва: АСТ: Астрель. - 2010. - С. 50.
2. Анциферова, Л.П. Прикладное творчество / Л.П. Анциферова - Санкт-Питерург. – 2004. – С. 15.
3. Белякова, О. В. Большая книга поделок / О.В. Белякова. – Москва : АСТ : Астрель : Полиграфиздат. - 2011. – С. 25
4. Доронина, С. Украшения своими руками / С. Доронина. – Москва. - 2008. – С. 10.
5. Гадаева, Ю. Бисероплетение / Ю. Гадаева – Санкт - Питербург. - 2015. – С. 8.
6. Котова, И.Н. Гармония цветов / И.Н. Котова - Москва. - 2006. – С. 18.
7. Хоппинг, Л. Плетение из радужных резинок. Модные штучки. / Л. Хоппинг – Москва. - 2015. – С. 5.
8. Ткаченко, Т.Б. Сказочный мир бус / Т.Б. Ткаченко – Москва. - 2004. – С. 25.
Приложение 1
Эволюция украшений
№ |
период |
описание |
фото |
1 |
Доисторические украшения |
Остатки украшений из страусиных яиц, сделанных приблизительно 115 000 лет назад, были найдены на юго-востоке Испании. |
|
2 |
Ювелирные изделия Египта |
Первые данные об украшениях, найденных в Египте, датируются примерно 3000 до 5000 лет назад. |
|
3 |
Украшения Древней Греции |
Датируются 1600 годом до нашей эры, для создания использовались методы литья, скручивания проволоки и другие. |
|
4 |
Римские украшения |
Расцвет ювелирного искусства в Риме приходится на эпоху Империи, 27 г. до н.э. – 476г. н.э. |
|
5 |
Изделия эпохи Возрождения |
Ювелирное искусство данной эпохи с 1420 по 1500 гг. Второй период развития с 1500 по 1580 гг. |
|
6 |
Изделия эпохи Романтизма |
В конце 18 века украшения стали делать из разных видов черных металлов, мода на черный цвет |
|
7 |
Украшения в стиле модерн |
1895-1910 гг. характерно добавление цвета в технике эмали. Выделяются орхидеи, лилии, лебеди, павлины, стрекозы. |
|
8 |
Изделия ар-деко |
1920-1950 гг. в это время украшения были упрощены, начали массово разрабатываться аксессуары. |
|
9 |
Современные украшения |
С 1960г. авторские украшения приобретают большую ценность, в последние годы являются популярными. |
Приложение 2
Виды украшений
Приложение 3
Анализ идей и выбор оптимального варианта изготовления бус
№ |
Графическое изображение |
Технология плетения |
Выбор |
1 |
Простая цепочка, создается посредством последовательного нанизывания бус на нитяную основу |
Слишком простой в изготовлении, подобные украшения у меня уже есть. |
|
2 |
Мозаичное - Это плотное плетение, каждая бусинка приплетается вертикально между двумя соседними из предыдущего ряда |
Сложная техника плетения и для меня пока она не подходит. |
|
3 |
Крестообразное плетение – один из основных вариантов плетения. |
Я решила освоить данную технику плетения, к тому же украшение отлично подойдет к моему платью. |
Приложение 4
Технологическая карта по изготовлению ожерелья из бусин
№ п/п |
Ход работы |
Графическое изображение |
Инструменты, оборудование материалы |
1 |
Правильно организовываем рабочее место, соблюдаем технику безопасности. |
Не должно быть лишних предметов, хорошее освещение. |
|
2 |
Подготавливаем необходимые инструменты |
Ножницы, леска. |
|
3 |
Выбираем форму и цвет бусин |
Я выбрала сиреневый и розовый цвет, т.к. решила сделать украшение под летнее платье. |
|
4 |
Выбираем схему и технологию плетения |
Крестообразное плетение - один из основных вариантов плетения. |
|
5 |
Приступаем к работе |
Сиреневые и розовые бусы, леска, застежки для изделия, ножницы. |
|
6 |
Готовый результат |
Приложение 5
Технологическая карта по изготовлению броши из бисера
№ п/п |
Ход работы |
Графическое изображение |
Инструменты, материалы |
1 |
Подготавливаем рабочее место и необходимые инструменты |
Ножницы, игла для бисера, нитки, клей |
|
2 |
На бумаге рисуем эскиз изделия |
Карандаш, бумага |
|
3 |
Переводим рисунок на фетр |
Карандаш, фетр |
|
4 |
Выбираем цвет |
Т.к. у меня брошь в виде вишни, я решила выбрать красный бисер и темно зеленый |
|
5 |
Заполняем рисунок бисером |
Игла, нить, бисер |
|
6 |
Чтобы брошь выглядела более объемной, добавляем пайетки, бусины и стразы |
Паейтки, полубусины стразы, клей |
|
7 |
Аккуратно вырезаем брошь |
ножницы |
|
8 |
Оформляем изнанку броши, прикалываем булавку |
Кожзам, булавка, клей |
|
9 |
Брошь готова |
Приложение 6
Схема плетения браслета на станке
Приложение 7
Физико-химические показатели резинок
Данный тест проводится строго под контролем взрослых.
Приложение 8
Схема работы с эпоксидной смолой
Приложение 9 (справочное)