Введение
«Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением» — Махатма Ганди.
В современном мире проявляется тенденция, которую можно назвать бытовым парадоксом: женщина, мать, жена – хранительница домашнего очага имеет возможность минимизировать временные затраты на домашние дела. Стирка, глажка, готовка, покупка продуктов питания и другое – все это может выполнять бытовая техника, приложение в интернете или специальная компания. А если вспомнить журналы 20-30 годов XX века, то люди фантазировали, что когда за них «бытовые дела будут выполнять роботы» освободившееся время каждая женщина посвятит себе, своему развитию, раскрытию своей индивидуальности. Но в результате реальность нас разочаровала: масс-маркеты стирают нашу неповторимость, агрессивная реклама, сетевой маркетинг превращают нас в среднего потребителя: одинаковые худи, свитшоты, толстовки, лонгсливы, бомберы, спортивные костюмы и т. д. Индивидуальность современного человека теряется и можно конечно обвинить в этом модные дома, крупные компании, однако спрос рождает предложение.
Отрадно, что этот парадокс стал привлекать внимание к себе. О сохранении своей индивидуальности, своей самоидентичности задумывается все больше людей. С одной стороны это легко – быть не такой, как все, отчасти это даже круто особенно в среде подростков, а с другой стороны – масс-маркет: во всех городах сетевые магазины с одинаковыми коллекциями. Поэтому и пришла в голову мысль: «Шить одежду себе самой». Однако покупать материалы дорого, а вот перешивать старые вещи это доступно. Главная идея в
том, чтобы взять что-то, чем вы больше не пользуетесь, и превратить это в нечто более ценное и используемое.
Актуальность работы: cрок службы вещей за последние 15 лет сократился в два-четыре раза. Производство одежды и обуви в период с 2010 по 2021 год в целом удвоилось [1]. Экономисты и экологи бьют тревогу, человечество превращается в вид «потребителей»: «если бы человечество прекратило гнаться за модой и удвоило время ношения предметов одежды, мы бы вдвое уменьшили объем выбрасываемых в атмосферу парниковых газов» [2].
Примерно 20% от всех загрязнений Мирового океана составляет именно текстиль. В одном только Гонконге на свалку ежегодно отправляется 253 тонны текстиля. Переработка одежды позволяет сократить вред, нанесенный окружающей среде. Это сравнимо с удалением 1,3 миллион автомобилей с дорог [3].
Объект исследования: апсайклинг - способ самовыражения.
Предмет исследования: комплект молодежной джинсовой одежды и аксессуар к нему.
В работе использовались следующие методы исследования:
теоретические: анализ источников, обзор литературы и источников;
эмпирические методы: разработка выкройки комплекта, подбор необходимой ткани, изготовление комплекта и аксессуара к нему, математические расчеты.
Новизна работы: заключается в освоении технологии пошива комплекта одежды из старых джинсов (джинсовая куртка и юбка), а также аксессуара к нему.
Гипотеза: если использовать апсайклинг и современное оборудование, то можно сшить авторский комплект одежды с аксессуаром.
Цель проектной работы: создать комплект молодежной джинсовой одежды и аксессуара, используя апсайклинг.
Задачи проекта:
обзор истории появления апсайклинга;
изучение методов и способов пошива комплекта: выбор перспективных моделей и материалов для них;
проведение маркетингового исследования и расчет себестоимости комплекта одежды;
экологическое обоснование проекта.
Сроки реализации проекта – 4 месяца.
Продуктом проекта является комплект молодежной джинсовой одежды, состоящей из куртки, юбки и рюкзака.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 История и современность апсайклинга
О том, что одежда долгое время была дорогим удовольствием, слышали многие. Ее носили годами, перешивали и ремонтировали, давали в приданое. А еще из-за нее вгоняли себя в долги, часто в прямом смысле неоплатные.
До второй половины XIX века индустрии по производству и продаже готовых изделий не было, все шилось поштучно. Даже когда появились магазины по продаже готовой одежды и аксессуаров, эти товары были изготовлены ограниченными партиями. Если речь шла о крестьянах, они шили вещи сами из домотканых тканей, вышивали и украшали их. Порванную вещь зашивали, перелицовывали и старались продлить ее жизнь на столько, насколько это возможно. Докупали обычно то, что не могли сделать сами, например бусины, ленты, пуговицы и т.д.
Скупкой и перепродажей подержанной одежды занимались тряпичники - они входили в число первичных звеньев в системе обработки вторсырья в прошлом (приложение 1, рис. 1, 2).
Были те, кто промышлял на толкучках и те, кто занимался обходами дворов и скупал ненужное у жильцов. В Петербурге по воскресеньям близ Сенного рынка открывалась «Татарская площадка» - большая точка по продаже подержанной одежды и популярное место городской бедноты. Были и профессиональные скупщики краденого, которых называли «мешками», и портные, которые занимались перешиванием вещей подозрительного происхождения, например, превращая за вечер ворованную шубу в манто.
Галантереей, тканями, кружевами, пуговицами, швейными принадлежностями и мелкими аксессуарами горожанок снабжали ходившие по дворам «торговки красным товаром» (приложение 1, рис. 3).
Их товары были востребованы. Чтобы вещи служили дольше, к юбкам часто пришивали кайму, принимающую на себя значительную часть грязи и пыли при ходьбе, а потом меняли ее. Уже ношенные платья переделывались, украшались дополнительной отделкой и обретали новую жизнь. Если на платье появлялось несмываемое пятно, то его перекрашивали в более темный цвет, например, голубое в темно-синее. Шитье и рукоделие были обязательными навыками, которым учили даже в институтах благородных девиц (приложение 1, рис.4).
Более обеспеченные горожане предпочитали шить одежду на заказ у портных. И тут разброс цен был огромен. Связано это было еще и с тем, что пошивом одежды занимались многие женщины, потому что из-за отсутствия профессионального женского образования доступных профессий для них было не так много.
Модели и выкройки можно было увидеть в модных журналах того времени, как иностранных, так и отечественных (приложение 1, рис. 5).
Чтобы стать профессиональным портным, мальчика отдавали учиться, лет с 12. «Портняжки» работали на хозяев часто по 12 часов в день в тесных душных мастерских (приложение 1, рис. 6, 7).
При этом время работы было распределено неравномерно. Обычно «благородия» XIX века обновляли гардероб дважды в год. Пасхальный сезон начинался в марте и заканчивался в июне, зимний - продолжался с сентября по декабрь. В остальное время заказов было меньше, поэтому простой чередовался с изнуряющей работой практически без отдыха.
При этом в больших городах за свое место под солнцем уже взрослым мастерам приходилось бороться с приехавшими в Россию на заработки иностранцами. Жена «солнца русской поэзии» Наталья Пушкина заказывала платья у некой мадам Цихлер на Большой Морской, за что поэт получил счет на 3364 рубля, а например корова стоила 5 рублей. Из отечественных мастеров именитыми кутюрье были Александр Катун и еще более известная и создававшая наряды для императорской семьи Надежда Ламанова. Катун в 1907 году выпустил книгу «Портной», фактически первое в России профессиональное пособие по пошиву женской и мужской одежды [4].
8 марта 1914 года впервые появился в продаже один из самых массовых женских журналов— «Работница» (приложение 2, рис. 8-10).После революции на продолжении его изданий настаивал сам Владимир Ильич Ленин.
Журнал «КРЕСТЬЯНКА», выходил с июня 1922 по 2015 годы (приложение 2, рис. 11-13). Периодически журналы печатали рубрики «Домоводство» или «Мастерская переделок» публиковали советы читателей, которые делились своим опытом по переделке, перелицовки обновлению старых вещей в новые. В «Работнице» даже подчеркивалось, что модели одежды предназначены для перешивания из старых платьев. А с 1960-х годов в средних школах был введен специальный предмет для девочек «Домоводство», обучение навыкам шитья занимало в нем важное место. Одновременно власти пытались обеспечить население швейными машинками, которые в СССР считались большим дефицитом в послевоенном советском обществе [5].
Таким образом, навыки, чаще всего женские, по перешиву и переделке вещей для увеличения срока их использования в российской истории всегда занимали особое место, а в советское время поддерживались на государственном уровне.
В настоящее время появился термин, обозначающий это умение – апсайклинг. Апсайклинг - это повторное использование материалов и вещей с приданием им новой функциональности. Это слово означает и ремесло, и хобби, и способ переработки предметов, которые могли бы стать мусором. Для апсайклинга нет границ. Для изготовления новых вещей используют бывшую в употреблении ткань, кожу, дерево, пластик, стеклянные и металлические предметы[6].
Нынешние дизайнеры обращаются ко вторичному использованию ткани и других материалов не из-за дефицита. На первое место выходит осознанное потребление. Во многих странах экологическое сознание стало модным. Неудивительно, что тренд подхватили модельеры. Дополнительный интерес представляет работа с винтажными тканями.
Дизайнер Рианна Нектария Куну шьет кимоно из винтажных платков (приложение 3, рис. 14-16). А ткани для кимоно грузинской художницы Ирмы Шарикадзе датируются XVIII веком. Старинные ткани – это вопрос больше эстетики и эксклюзива, чем экологии, но это тоже апсайклинг (приложение 3, рис. 17-18).
Марка архитектора Анны Дружининой работает с советскими тканями: саржей, искусственным шелком и хлопком. Друзья несут Анне рулоны материалов, доставшиеся от мам и бабушек, а что-то покупает на «Авито» (приложение 3, рис. 19-21).
Петербурженки Маргарита Резникова и Юлия Кисельер запустили экологичный бренд одежды Rishi. Девушки создали апсайкл-коллекцию из вторичного денима. Работают и со старыми бабушкиными тканями, используя их в своих коллекциях, и делают из них что-то новое [7] (приложение 3, рис. 22-24).
Конечно же, работая на заказ с достаточно большим количеством вещей, они сталкиваются с проблемой, а где взять материалы и вещи для переделки. Вот несколько вариантов, как решается эта проблема:
Проект «Добрые вещи»- принимает ненужные вещи оптом и продаёт по низким ценам. Выручка идёт на реабилитацию детей с ограниченными возможностями. Вещи можно оставить в пункте приёма или заказать вывоз.
Recyclemap.ru - онлайн карта с отметками контейнеров для раздельного сбора. Собрала вокруг себя целое сообщество: люди перепроверяют контейнеры, делятся информацией в комментариях и помогают волонтёрами пополнять данные на карте.
«Дорогами добра с ЯМАЛА» - это не коммерческая организация, помощь производится на безвозмездной основе. Его волонтёры помогают нуждающимся людям, передавая одежду, обувь и другие вещи. В первую очередь идет мамам одиночкам с детьми инвалидами, затем многодетным семьям (приложение 4, рис.25-26, 28).
Для индивидуального апсайклинга нехватка вещей на переделку не является препятствием: свои вещи, вещи мамы, вещи родных и друзей, которые они с удовольствием передают в мое пользование. Теперь есть возможность сшить не одно изделие, а целый комплект.
1.2. Банк идей
Для того чтобы подобрать модели необходимо учитывать: на какой сезон рассчитано изделие, свойства материалов, назначение модели, строение моей фигуры и цветотип внешности.
Проанализировав все вышеперечисленное, были разработаны эскизы моделей. Проект будет включать джинсовую куртку (приложение 5 модель №3), юбку (приложение 5, модель №6) и рюкзак (приложение 5 модель №7).При пошиве будут использоваться различные фактуры тканей (искусственная кожа, ткань в клетку, деним и т. д.) и современное оборудование (лазерно-гравировальный станок с ЧПУ и вышивальную машинку и т. д.). Получившаяся модель комплекта будет всегда актуальна, будет в моде, так как является классикой. Она подчеркнет красоту индивидуального стиля и придаст изюминку образа.
Глава 2. Практическая часть работы
При подборе одежды для апсайклинга необходимо обратить внимание на следующие моменты:
Подойдёт ли вещь для переделки или нет;
Если нужна именно ткань, то подбирать масштабные изделия;
Учитывать качество материала (процент изношенности, состав, толщина, фактура, эластичность, принт и т. д.);
Обращать внимание на повреждение материала.
При работе использовались следующие ткани:
Ткань в клетку - вырабатывается из хлопчатобумажной, шерстяной пряжи с рисунком в крупную клетку [8] (приложение 6).
Джинсовая ткань или «деним» - плотная ткань саржевого переплетения, зачастую изготавливается из хлопка (приложение 6).
Дублирин - это прокладочная ткань с нанесенным на нее клеем с одной стороны. Он используется для создания объема и «усиления» ткани(приложение 6).
Искусственная кожа или кожзам - это полимерный материал, применяемый вместо натуральной кожи для изготовления обуви, одежды, галантерейных и технических изделий [9] (приложение 6).
Подкладочная ткань - имеет гладкую лицевую поверхность, устойчива к истиранию, не электризуется [10] (приложение 6).
Подвяз - это трикотажное полотно, похожее на резинку. Применяется для обработки манжет, пояса, горловины или же декоративных элементов (приложение 6).
Нашивка - это изображение, вышитое на ткани, используется как декоративный элемент (приложение 6).
Пуговица - применяется в качестве застежки или же, как декоративный элемент (приложение 6).
Репсовая лента - это полоска ткани с характерным поперечным уточным рубчиком [11] (приложение 6).
Кружево - текстильное изделие с орнаментальным оформлением, образующимся за счет переплетения; имеет декоративное значение (приложение 6).
Цепочка-вешалка - используется для хранения одежды в вертикальном положении (приложение 6).
Донышко-каркас для сумки - основа для вязания сумок и поддержания формы (приложение 6).
Трикотажная пряжа (лицевая) - это высококачественный хлопковый трикотаж, нарезанный на тонкие полосы (приложение 6).
Металлические полукольца - часто используемая фурнитура в качестве крепления ручки к сумке (приложение 6).
Пряжка-регулятор металлическая - применяется для регулирования длины лямок в сумках и рюкзаках (приложение 6).
Лента-застежка с металлическими кнопками - используется в качестве потайной застежки в одежде, текстиле (приложение 6).
Застёжка-молния - предназначена для быстрого соединения деталей одежды, состоит из двух лент со звеньями (приложение 6).
Выкройка джинсовой куртки и юбки с запахом
Современный мир дает нам много возможностей: можно воспользоваться разработанными программами по изготовлению выкройки (достаточно указать параметры своей фигуры), можно купить готовую на специализированных сайтах. Для разработки выкройки использовали материалы журнала «Бурда».
Технология изготовления джинсовой куртки.
Сборка деталей куртки;
Работа на вышивальной машинке с ЧПУ (изготовление вышивки с городом Москва);
Изготовление воротника и рукавов;
Работа на компьютере, в программе учебной версии КОМПАС-3D и на лазерно-гравировальном станке (гравировка надписи Kollection);
Соединение всех деталей (приложение 9).
Технология изготовления джинсовой юбки.
Изготовление запаха в лоскутной технике;
Стачивание деталей кроя юбки (приложение 10).
Технология изготовления рюкзака.
Обвязывание жесткого донышка
Изготовление ручки и лямок
Декорирование карманами (приложение 11).
Глава 3.Экономическаячасть
Немаловажен и вопрос экономии. Вместо новых вещей достаточно докупить недостающие элементы, а иногда удается обойтись без денежных расходов. Затратив только личное время и приложив смекалку, можно получить эксклюзивный предмет, не уступающий новому.
В себестоимость молодежного джинсового комплекта также входят:
- стоимость пошива = (норма часы изделия + усложняющие элементы) *тарифную ставку=48 часов * 260=12480руб.;
- коммунальные расходы = электроэнергия (освещение и работа швейной машинки, вышивальная машинка, утюг, станок с ЧПУ) + отопление = 26851 руб.(приложение 12,13).
Пример расчета стоимости расхода электроэнергии утюгом: общий расход (стоимость) = 0.06 кВт * 3 ч (время работы за 1 день) * 86(количество затраченных дней) * 6,5 (тариф) = 100,62 руб.
Таким образом, общая финансовая стоимость составила 50562 руб., но так как большую часть материалов и тканей не приобретали, работу выполняли в кабинете технологии в школе, используя школьные машинки и станки, временные затраты входили во внеурочную деятельность, то реальные финансовые затраты составили 1074 руб.
Маркетинговое исследование
Стоимость на сайте творческих работ:
джинсовой куртки – от 10000 до 100000 руб.;
джинсовой юбки – от 5000 до 50000 руб.;
вязаного рюкзака – от 3000 до 8000 руб.
Стоимость в масс-маркете:
классическая джинсовая куртка стоит примерно 2500-5000 руб.;
классическая джинсовая юбка – от 2000-4000 руб.;
вязаного рюкзака – от 2000 - 3000 руб.
Исходя из указанных выше цифр, однозначно апсайклинг предоставляет огромное финансовое преимущество перед покупкой готовых изделий.
Экологическое обоснование
Экологические преимущества вторичной творческой переработки огромны. Помимо минимизации количества выбрасываемых материалов и отходов, этот метод уменьшает потребность в производстве новых вещей с использованием новых или сырьевых материалов. Это способствует снижению загрязнения воздуха, воды, выбросов парниковых газов и сохранение других ресурсов. Другими словами, апсайклинг — это забота о нашей планете и «новая норма».
Анализ деятельности проделанной работы.
Было проведено анкетирование среди обучающихся, а также учителей для того чтобы выяснить насколько им знакомо понятие «апсайклинг», пользуются ли они этим методом в своей повседневной жизни.
Анализ анкетирования показал, что 60% опрошенных знакомы с апсайклингом и благодаря этому могут привести примеры его благоприятного влияния на экологию. А для 40% анкетируемых, которые не знакомы с этим понятием. Абсолютное большинство респондентов осознанно относятся к приобретению вещей, а также их дальнейшему использованию (приложение 14). Результаты анкетирования показывают, что на современном этапе развития большой процент опрошенных понимает минусы «общества потребления» и стараются использовать рациональный подход к приобретению вещей: покупают в секонд-хенде, перешивают и др.
Для продолжения формирования и распространения правил рационального пользования, развития «умного» потребителя разработан буклет ознакомления с понятием «апсайклинг».
Трудности
Подбор частей ткани, не всегда подходящих по качеству и размеру;
Затруднение при стачивании утолщенных швов в изделии;
Пропуски стежков при работе с кожей и проколы от иглы, которые нельзя устранить;
При работе использовалась не готовая модель, работали на основе готовой выкройки, формировался образ куртки и юбки в процессе. Присутствовала необходимость удерживаться в рамках, чтобы не перегрузить комплект излишними деталями и элементами.
Заключение
В процессе реализации проекта:
- изучили и проанализировали большой объем теоретического материала по теме: история появления и развития апсайклинга;
- на основе полученной информации разработали эскизы;
-раскроили и сшили изделия: джинсовую куртку и юбку, а также связали рюкзак.
Цель, поставленная в проекте: создать комплект молодежной джинсовой одежды, используя апсайклинг, выполнена полностью. Полученный продукт проекта соответствует цели 100%. В процессе реализации проекта выполнены запланированные задачи.
Необходимо отметить, что получившийся комплект джинсовой одежды является уникальным, как по дизайну, так и по технологии выполнения. Использование разных по фактуре тканей и способов работы с ними – при помощи швейной и вышивальной машин и станка ЧПУ, позволило проявить свою индивидуальность, характер (приложение 15).
Список литературы
Штаны долой: зачем молодежь Европы отказывается от покупки одежды [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://iz.ru/958135/vladimir-dobrynin/shtany-doloi-zachem-molodezh-evropy-otkazyvaetsia-ot-pokupki-odezhdy
Не стыдно! Последователи Тунберг планируют отказаться от одежды и обуви [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2020/01/09/ne-stydno-posledovateli-tunberg-planiruyut-otkazatsya-ot-odezhdy-i-obuvi
Новая жизнь старых вещей [Электронный ресурс] / Режим доступа: htps://stranamasterov.ru/node/1217044
Немного о дореволюционном шопинге [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pikabu.ru/story/nemnogo_o_dorevolyutsionnom_shoppinge_7970846
Букет моей бабушки. Женское рукоделие в эпоху десталинизации. Наталия Лебина [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/37_tm_3_2015/article/11589/
Апсайклинг одежды, обуви, интерьера, декора [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://bezotxodov.ru/jekologija/apsajkling
«Пора брать на себя ответственность за то, что мы носим» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mastera.academy/upcycle-it/
Шотландка — ткань, вырабатываемая саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://tkan.club/tipy/shotlandka
Как отличить искусственную кожу от натуральной? [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://tepaso.ru/news/Kak-otlichit-iskusstvennuyu-kozhu-ot-naturalnoj
Подкладочные материалы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Что такое репсовая лента и для чего она нужна в шитье [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://burdastyle.ru/master-klassy/shveynyy-slovar-41/chto-takoe-repsovaya-lenta-i-dlya-chego-ona-nuzhna-v-shite_16801/
Приложение 1
Теоретическая часть
История и современность апсайклинга
Рис. 3. «Торговки красным товаром».
Рис. 1, 2. Фотограф Вильям Каррик «Тряпичник».
Рис. 4. Урок шитья в Смольном институте.
Рис. 5. Журнал, выходивший в городе Санкт-Петербурге с 1862 по 1883 год.
.
Рис. 6, 7. Портняжки, 1860-е.
П риложение 2
Рис. 8-10. Журнал «Работница».
Рис. 11-13. Журнал «Крестьянка».
Приложение 3
Рис. 14-16. Бренд Рианны Нектарии Куну.
Рис. 17-18. Бренд Ирмы. Шарикадзе.
Рис. 19-21. Бренд Анны Дружининой.
Рис. 22-24. Бренд одежды Rishi.
Приложение 4
Рис. 25-26. Благотворительный фонд «Дорогами добра с ЯМАЛА».
Рис. 28. Благотворительный фонд «Дорогами добра с ЯМАЛА».
Рис. 27. Акция «Из рук в руки».
Приложение 5
Таблица 1.1. Эскизная проработка базового варианта
Приложение 6
Технологическая часть
Таблица 2.1. Материалы
|
|||
Приложение 7
Таблица 2.2. Инструменты, приспособления и оборудование
Приложение 8
Выкройка джинсовой куртки и юбки с запахом
Р ис. 18 Выкройка джинсовой куртки.
Рис. 19. Выкройка джинсовой юбки с запахом.
Приложение 9
Таблица 2.3. Технология изготовления джинсовой куртки
Последовательность выполнения работы |
Фото |
Оборудование |
Изготовление выкройкиРаскрой деталей куртки Сметывание деталей и проведение примерки. Вышивка рисунка на спинке куртки и роспись надписи. Изготовление прорезного кармана с листочкой. Декорирование деталей изделия. Обработка отложного воротника. Соединение изделия с подкладкой. Настрачивание ленты-застежки с металлическими кнопками. Выметывание петель на швейной машинке. Выжигание надписи на лазерном станке. Изготовление кожаной детали для дополнительного удлинения куртки. |
швейная машинка Janome 5522, вышивальная машинка JanomeMemoryCraft 500E, парогенератор Philips GC9315/30, гладильная доска, лазерный гравировальный станок Kimian, компьютер, программа КОМПАС-3D. |
Приложение 10
Таблица 2.4. Технология изготовления джинсовой юбки с запахом
Последовательность выполнения работы |
Фото |
Оборудование. |
Изготовление выкройки. Стачивание среднего шва заднего полотнища. Притачивание застежки-молнии. Настрачивание карманов. Подборка и составление рисунка из лоскутков. Настрачивание на хлопчатобумажную ткань лоскутков, кожи, кружева. Дублированиедеталей пояса. Притачивание пояса. Выметывание петли на ш/м и пришивание пуговицы. Прокладывание декоративной отделочной строчки. Обработка низа юбки. Влажно – тепловая обработка изделия. |
Швейная машинка Janome 5522, парогенератор Philips GC9315/30. |
Приложение 11
Таблица 2.5. Технология изготовления рюкзака
Последовательность выполнения работы |
Фото |
Инструменты, оборудование |
1. Выбор и создание эскиза модели. 2. Изготовление рюкзака. Во время работы использовались видео уроки по вязанию https://youtu.be/NpqAZC0Rcrg. 3. Пришивание джинсового кармана на переднюю часть рюкзака. 4. Соединение лямок с фурнитурой и рюкзаком. 5. Вязание карманов и крышки и соединение их с рюкзаком. |
Книги, журналы мод, карандаш, линейка, бумага, крючок для вязания, маркеры для вязания. |
Приложение 12
Таблица 3.6.Расчет себестоимости джинсовой куртки
Приложение 13
Таблица 3.7. Расчет стоимости юбки
Таблица 3.8. Расчет стоимости рюкзака
Приложение 14
Диаграмма с результатами анкетирования
Приложение 15
Буклет «Апсайклинг»
Приложение 16
1https://iz.ru/958135/vladimir-dobrynin/shtany-doloi-zachem-molodezh-evropy-otkazyvaetsia-ot-pokupki-odezhdy
2https://eadaily.com/ru/news/2020/01/09/ne-stydno-posledovateli-tunberg-planiruyut-otkazatsya-ot-odezhdy-i-obuvi
3https://stranamasterov.ru/node/1217044
4https://pikabu.ru/story/nemnogo_o_dorevolyutsionnom_shoppinge_7970846
5https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/37_tm_3_2015/article/11589/
6https://bezotxodov.ru/jekologija/apsajkling
7https://mastera.academy/upcycle-it/
8https://tkan.club/tipy/shotlandka
9https://tepaso.ru/news/Kak-otlichit-iskusstvennuyu-kozhu-ot-naturalnoj
10https://ru.wikipedia.org/wiki/
11https://burdastyle.ru/master-klassy/shveynyy-slovar-41/chto-takoe-repsovaya-lenta-i-dlya-chego-ona-nuzhna-v-shite_16801/