Введение
Питание является одним из важнейших индикаторов здоровья человека, а в итоге и качества жизни. Структура, характер и качество питания, знание и соблюдение правил рационального питания оказывают большое влияние на уровень заболеваемости.
Актуальность проблемы. В настоящее время очень много говорят о здоровом образе жизни и, в частности, о здоровом питании. Зная, что пища нужна человеку для поддержания здоровья и работоспособности, возникает множество вопросов: что полезно, а что нет, как надо правильно питаться, как разобраться во всём этом многообразии продуктов без ущерба своему здоровью. Вопрос о здоровом питании школьников волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих детей. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные вкусности, всем известно, что вредного на прилавках наших магазинов больше, чем полезного. Сегодня мало, кто следит за рационом питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере. И порой очень трудно сделать правильный выбор при выборе продуктов? По статистике заболевания желудочно-кишечного тракта являются самыми распространенными в детском возрасте. Особенно часто им подвержены дети в возрасте 6-12 лет, а ученые утверждают, что вскоре каждый второй школьник будет страдать от лишнего веса. Отсюда встают вопросы:
Как надо питаться, чтобы быть и оставаться здоровым?
Какая пища вкусная и полезная одновременно?
Знают ли об этом наши ученики?
Современные школьники не любят читать, отдают большее предпочтение быстрой информации. Здесь нам на помощь и приходит гайд.
Что такое ГАЙД? Гайд (guide) — это руководство, которое помогает разобраться в определённой теме, решить задачу или проблему. Бывает в формате пошаговой инструкции, списка советов, чек-листа. Гайды могут быть как краткими, так и объемными со множеством таблиц, иллюстраций, графиков и видео. В любом случае они содержат только ту информацию, которая отвечает на вопрос «Как я могу это сделать?».
На основе изученной нами литературы был разработан научный аппарат исследования:
Цель проекта: разработать гайд топового школьника, который поможет ему правильно питаться.
Задачи проекта:
изучить литературу о здоровом питании и основных правилах;
проанализировать зависимость здоровья от питания школьника;
узнать о рационе питания современного школьника;
исследовать пищевое поведение подростков;
разработать и апробировать гайд для повышения здорового и правильного пищевого поведения школьника.
Гипотеза: здоровье и развитие современного школьника напрямую зависит от того чем и как он питается.
Объект исследования: пищевое поведение современного школьника.
Предмет исследования: влияние питания на здоровье школьников.
Методы исследования: наблюдение, сбор информации из разных источников диагностический (анкетирование, тестирование, проведение опросов); аналитические (обработка результатов исследования, их сравнение).
Экспериментальная выборка исследования - учащиеся 6-7 классов ГАОУ «Школы Иннополис» в г.Иннополис в количестве15 человек.
1. Роль питания в формировании здорового образа жизни школьников
1.1. Что такое здоровое питание
В данной главе изложены изученные мнения разных авторов о понятии «здоровое питание». На их основе планируется выделить среди множеств наиболее верное и конкретное определение.
В определении, предложенном Всемирной организацией здравоохранения «здоровое питание – это питание обеспечивающие рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний» [2]. В данном определение прослеживается зависимость здоровья человека от правильного питания.
В.С. Голубев и М.И. Беркович сделали вывод о том, что «в основе здорового питания находятся именно энергетические потребности организма и их физиологическая норма» [1]. По их мнению, питание будет считаться оптимальным, если его энергетическая ёмкость не будет превышать требуемую физиологическую норму для потребителя. В результате употребление любых продуктов не позволит восполнить физиологическую потребность.
Руководство программы CINDI (Countrywide Integrated Noncommunicable Diseases Intervention Program) по здоровому питанию считает, что «здоровое питание – перечень продуктов, употребляемых в пищу в соответствие с физической активностью человека. Продукты разделены на группы и употребляются в пищу в зависимости от ИМТ (индекса массы тела) человека [4].
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Данная ситуация обусловлена нестабильностью социальной и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей за время обучения в образовательном учреждении.
Правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Основными причинами роста заболеваемости детей принято считать определенное ухудшение материального положения части семей и несбалансированность питания. Под несбалансированным питанием детей стоит рассматривать растущее увлечение фастфудом, употребление газированных напитков, сладостей. Но дети в один голос твердят: «Это же так вкусно!» Но не полезно! Хотя в своем гайде представлю быстрые и легкие рецепты вкусной и полезной еды для школьника. И главная задача родителей заключается в том, чтобы переубедить своих детей в их ложных убеждениях и приучить питаться правильно, тем самым обеспечить им «богатырское» здоровье. Из средств массовой информации мы знаем об экологических проблемах, которые стоят перед человечеством. В последнее время люди все чаще стали задумываться о своем будущем и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.
Следует предложить следующее определение: от здорового питания зависит здоровье ребёнка и взрослого человека и во всём мире занимает приоритетные позиции, поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые, что в первую очередь зависит от правильного и сбалансированного питания.
Таким образом, здоровое питание занимает важное место в жизнедеятельности человека.
1.2. Основные правила здорового питания
В настоящее время разработано значительное количество разнообразных правил здорового питания. Рассмотрим некоторые из них и попытаемся выделить основные достоинства и недостатки.
В здоровом теле - здоровый дух: почему важно соблюдать правила здорового питания.
По мнению Белоноговой Нарциссы Николаевны «человеческий организм получает почти все необходимые вещества именно через пищу и воду. Состав продуктов питания и свойства непосредственно влияют на здоровье, физическое развитие, трудоспособность, эмоциональное состояние и в целом на качество и продолжительность жизни. Трудно найти другой фактор, который бы оказывал такое серьезное воздействие на организм человека» [3].
Многие авторы выделяют основные правила здорового питания.
1. Обязательно соблюдайте режим питания. Редкие приемы пищи вредны так же, как постоянные перекусы и привычка все время что-нибудь жевать. Здоровому человеку оптимально есть 4–5 раз в день, промежуток между едой более 5 часов замедляет метаболизм и заставляет организм переходить на режим экономии. В результате начинают накапливаться жировые отложения. Постарайтесь не перекусывать на рабочем месте или у телевизора. Процесс потребления пищи в этом случае становится неконтролируемым, наступает не насыщение, а переедание.
2. Ежедневно съедайте немного свежих овощей и фруктов. Рекомендованное количество — по 300 г тех и других. Так вы получите все необходимые витамины и клетчатку. Очень удобно брать с собой на работу заранее порезанное яблоко или грушу, огурец или морковные палочки.
3. Школьникам необходимо есть продукты всех пищевых групп – чтобы удовлетворить нужду своего организма в питательных веществах с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, которое поможет их организму развиваться и оставаться здоровым.
Конечно, немедленно и полностью изменить свои привычки и отказаться от вкусного торта с чашечкой крепкого кофе очень сложно. НО! Если вы чувствуете, что ваш организм просит именно это, съешьте один маленький кусочек. Это может потребовать большого напряжения воли и привести к стрессу. Так что изредка можно позволить себе и бутерброд с колбасой, и пирожное. Главное, чтобы это не стало ежедневной пищей [5].
Таким образом, рассмотрев основные правила здорового питания, можно отметить, что в организм человека регулярно должны поступать, в необходимом количестве и оптимальных соотношениях многие питательные вещества белки, углеводы, жиры, вода, минеральные вещества и витамины. Здоровое питание дает возможность стабилизировать вес без насильственных ограничений, помогает предотвратить многие заболевания, содействует восстановлению интеллектуальной и физической энергии.
1.3. Зависимость здоровья от питания школьника
Рассмотрим зависимость здоровья от питания школьников, какие заболевания могут возникнуть от неправильного питания, как с помощью питания можно улучшить здоровье школьников.
Еда и здоровье – два понятия, которые тесно связанны друг с другом.
Для формирования и сохранения физического и психического здоровья и полноценного усвоения школьной программы важно грамотно организовать питание школьника.
От неправильного питания у школьников могут возникнуть различные заболевания. В случае употребления неправильной пищи у человека нарушаются процессы обмена веществ в организме, наступает преждевременное старение, слабнет иммунитет и проявляются различные заболевания.
Избыточное питание – основная причина заболевания системы кровообращения, атеросклероза, ожирения, диабета, полиостеохондроза.
Если в рацион школьника включать очень малое количество белковой пищи, у него могут возникнуть такие недуги, как замедление умственного развития, роста, изменения в печени и поджелудочной железе.
Татьяна Коробейникова выделила 5 факторов здорового питания влияющих на здоровье школьников:
− большинство детей любит употреблять десерты, хорошо, если это будут фрукты, которые весьма полезны благодаря большому содержанию витаминов и минералов, биофлавоноидов, антиоксидантов;
− питание в школе составляет примерно 50 % ежедневного рациона учащегося, качество и эффективность школьного питания очень важны;
− но важно и домашнее питание ребенка. Меню школьников должно быть разнообразным, чтобы полностью удовлетворить все потребности организма ребенка и вкусным, в противном случае у школьника будет большее желание попробовать не совсем полезные продукты;
− родителям следуем учесть, что при приготовлении пищи недопустимо использовать такой вид термической обработки, как жарка, необходимо продукты отваривать, готовить на пару или запекать, с целью сохранения желудочно-кишечного тракта ребенка;
− в рацион нежелательно добавлять маринованные уксусом продукты (возможно замена уксуса лимонной кислотой), исключить острые продукты (майонез, горчица и хрен) и большое количество соли и специй в пищи. [7].
Таким образом, здоровье школьника зависит от его питания. Неправильное питание может привести к плохому самочувствию или к серьезным проблемам со здоровьем.
Выводы по первой главе:
Здоровое питание — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на улучшение организма, что в конечном итоге приводит к положительным внешним и внутренним результатам. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы правильного питания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.
Здоровое питание следует прививать и начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни. Правильно питающиеся дети и взрослые меньше подвержены многим заболеваниям желудка, сердечно - сосудистыми заболеваниями.
Доступность средств здорового питания заключается в том, что они всегда под рукой, они не требуют сложностей и особо больших затрат; способы их применения не представляют затруднений.
Современные дети сегодня ведут активный и очень загруженный образ жизни: занимаются в различных секциях, участвуют в школьных мероприятиях, посещают кружки. Чтобы работоспособность и здоровье ребенка не ухудшались, нужно правильно составить распорядок дня и подобрать питание.
2.Рацион питания современного школьника и разработка гайда.
Пищевое поведение школьника
Пищевое поведения школьников формирует уровень здоровья подростков, питанию принадлежит одно из ведущих мест в развитии. Хронически неправильное питание ведет к недополучению организмом жизненно необходимых витаминов и микроэлементов, что снижает иммунозащитные реакции организма, а это влечет за собой восприимчивость к различным заболеваниям. Кроме того, на таком фоне все болезни протекают значительно тяжелее.
Данный индивидуальный проект имеет цель изучение и исследование рациона питания и влияния питания на здоровье школьников исследуемой выборки - обучающиеся 6-7 классов ГАОУ «Школа Иннополис» г.Иннополис из них 42% - юноши, и 58% - девушки.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что здоровое питание способствует улучшению успеваемости школьников, повышению их работоспособности, настроения, укреплению здоровья. Неправильное и несбалансированное питание приведёт к развитию различных заболеваний.
Используя опытно-экспериментальные материалы нам необходимо выявить предпочтение подростков к различным продуктам и рациону питания влияющим на здоровое питание.
Мы подобрали вопросы тестирования «Что я знаю о ЗОЖ?» (Приложение 1), позволяющие выявить у школьников пищевое поведение. В качестве основного метода исследования мы использовали авторскую анонимною анкету из 11 пунктов. Тест включал разные вопросы о характере и структуре рациона питания. На вопросы респонденты отвечали письменно, самостоятельно, ориентируясь на свои знания и свой повседневный опыт.
По результатам анкетирования, проведенного среди обучающихся, сделаны выводы о здоровом питании подростков. В настоящее время большинство подростков имеют представления о здоровом питании и стараются питаться правильно. Далее проанализируем ответы обучающихся, связанные со значением здорового питания в их рационе. Результаты исследования в начале эксперимента наглядно показаны на рисунке 2.1.
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента в 6- 7-х классах
№ |
Учащиеся |
Количество баллов |
Результат |
1 |
А-ов Я. |
17 |
средний |
2 |
А-ов А. |
20 |
средний |
3 |
Б-ва А. |
16 |
высокий |
4 |
Е-н Г. |
25 |
низкий |
5 |
К-ва А. |
27 |
низкий |
6 |
Л-ов С. |
27 |
низкий |
7 |
М-ва О. |
26 |
низкий |
8 |
М-ва М. |
15 |
высокий |
9 |
Н-н Д. |
22 |
средний |
10 |
П-о Е. |
24 |
низкий |
11 |
У-ов М. |
12 |
высокий |
12 |
Ч-на А. |
30 |
низкий |
13 |
Ш-ов М. |
28 |
низкий |
14 |
Ш-ва А. |
24 |
низкий |
15 |
Я-ев Н. |
30 |
средний |
Низкий результат, % |
53% |
8 |
|
Средний результат, % |
27% |
4 |
|
Высокий результат, % |
20% |
3 |
Рис. 2.1 Результаты тестирования школьников в начале эксперимента.
Рис. 2.1.1. Мнение подростков о здоровом питании
Изучив результаты, мы видим, что 8 опрошенных не знают необходимости соблюдения определенного режима питания и 4 стараются его соблюдать, другие 3 ученика стараются питаться правильно, соблюдают количество приемов пищи.
В настоящее время рацион подростков состоит из фастфуда, чипсов, газированных напитков и т.п., что оказывает влияние на их здоровье. Поэтому гайд поможет ребятам разобраться почему они переедают и питаются неправильно (Приложение 2.).
Комплекс мер для повышения здорового питания школьника
Изучив тему «Здоровое питание школьников», статистику по заболеваемости, проведённое нами тестирование «Что я знаю о ЗОЖ?» нами предложено несколько правил, для повышения здорового питания школьников.
Изучать и читать литературу, хотя бы гайд, где кратко изложена информация;
Знать о современных производителях и читать этикетки товаров;
Найти причину неправильного пищевого поведения и работать на благо своего здоровья;
Знать о перееданиях и их причинах;
Не ругать себя в случае переедания;
Учиться есть без гаджетов и телевизоров;
Научиться готовить по моему гайду вкусную и здоровую еду.
Контрольный эксперимент после внедрения гайда среди тестируемых школьников
В завершении эксперимента на контрольном этапе выявлены качественные и количественные различия в критериальных параметрах, была проведена выходная диагностика в виде тестирования (Приложение 1) по пройденным гайду топового школьника 6-7 класс. Низкий уровень от 24 – 30 баллов, средний 17 – 23 балла и высокий от 10 до 16 баллов. Рис. 2.2.
№ |
Ф.И. учащихся |
Количество баллов |
Результат |
А-ов Я-в |
16 |
высокий |
|
А- в А-н |
15 |
высокий |
|
Б- ва А-а |
16 |
высокий |
|
Е-н Г-а |
19 |
средний |
|
К-ва А-у |
14 |
высокий |
|
Л-в С-й |
20 |
средний |
|
М-а О-а |
22 |
средний |
|
М-а М-а |
16 |
высокий |
|
Н-н Д-р |
22 |
средний |
|
П-о Е-а |
15 |
высокий |
|
У-в М-к |
14 |
высокий |
|
Ч-на А-я |
11 |
высокий |
|
Ш-в М-л |
19 |
седний |
|
Ш-а А-ль |
12 |
высокий |
|
Я-в Н-а |
13 |
высокий |
|
Низкий результат % |
0% |
0 |
|
Средний результат % |
33% |
5 |
|
Высокий результат% |
67% |
10 |
Рис.2.2. Результаты контрольного эксперимента.
Динамику знаний и умений по правильному питанию у учеников школы Иннополис можно увидеть благодаря сравнительной диаграмме.
Рис. 2.3. Сравнительная диаграмма результатов учащихся 6-7 класса до и после эксперимента.
По результатам сравнительной диагностики (рис. 2.3.) можно сделать вывод, что произошло увеличение количества учащихся с высоким уровнем: в экспериментальной группе с 20% до 67 % (прирост 47 %), количество учеников с низким уровнем сократилось до нуля. Следовательно, использование гайда топового школьника положительно влияет на уровень знаний о ЗОЖ и правильном питании. Кроме того, учащиеся экспериментальной группы стали относиться серьезнее к своему здровью, занялись спортом, стали готовить сами.
Таким образом, результаты эксперимента подтверждают гипотезу исследования и эффективность «Гайда топового подростка».
Заключение
Тема индивидуального проекта «Гайд топового подростка» Приложение 2, при изучении данной темы были изучены две главы.
В первой главе нами изучены теоретические основы здорового питания. В частности, раскрыто такое понятие как здоровое питание школьника. Изучен вопрос о том, что от здорового питания зависит здоровье школьника и во всём мире занимает приоритетные позиции, поскольку в любой стране нужны личности творческие, активные и здоровые, что в первую очередь зависит от правильного и сбалансированного питания.
Проанализированы и определены основные правила здорового питания, в частности здоровое питание дает возможность стабилизировать вес без насильственных ограничений, помогает предотвратить многие заболевания, содействует восстановлению интеллектуальной и физической энергии.
Во второй главе осуществлен анализ пищевого поведения школьников и разработан гайд топового подростка (школьника).
Анализ пищевого поведения школьников показал, что часть подростков не следят за своим питанием и не прислушиваются к мнению родителей о соблюдении рациона питания, считая это необязательным и в этом нет смысла. Данная категория школьников отметили, что они испытывают боль в желудке, быстро утомляются и у них бывает слабость.
На наш взгляд в воспитательную функцию родителей входит обязанность по формированию навыков здорового образа жизни, в том числе здорового, сбалансированного питания.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, так как здоровье и развитие современных школьников зависит от того, чем и как он питается. Поставленные цели и задачи достигнуты.
Здоровое питание - это одно из основ здорового образа жизни. Следуйте правилам здорового питания и будете чувствовать себя гораздо лучше. Невыполнение правил режима правильного питания, является одной из главных причин развития заболеваний пищевых органов. Если мы будем правильно питаться, у нас появится возможность снизить появление хронических заболеваний, которые нас сопровождают на протяжении многих лет.
Мы пришли к выводу, что «правильное здоровое питание — залог здоровья и успеха».
Литература
Голубев В.С., Беркович М.И. Здоровое питание: восприятие, динамика, популяризация. - Журнал «Теоретическая экономика» №3, 2020, С. 98-104.
Здоровое питание: план действий по разработке региональных программ в России. — М.: Всемирная организация здравоохранения, 2001. — 67 с.
Комсомольская правда. Правильное питание — для здорового образа жизни: правила составления сбалансированного рациона / [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/zdorovoe-pitanie.html, свободный - дата обращения 25.02.2021.
Макклиен Д. Руководство программы СИНДИ по питанию. – ВОЗ. 2019. – 39 с
Развитие без граний. Правильное питание школьника / – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://smartum.by/about_us/blog/vospitanie-detej/pravilnoe-pitanie-shkolnika/, свободный – дата обращения 25.02.2022.
РБК, Роспотребнадзор заявил о росте в 2 раза хронических болезней у школьников Роспотребнадзорзаявил о росте в 2 раза хронических заболеваний у школьников / – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/13/09/2017/59b8cf269a7947f56eeeaf5b, свободный – дата обращения 05.05.2022.
Росконтроль. Правила здорового питания для школьников: объясняет эксперт НИИ детского питания/ – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://roscontrol.com/community/article/chem-i-kak-chasto-kormit-shkolnika-rekomendatsii-ot-nauchnogo-sotrudnika-nii-detskogo-pitaniya/, свободный – дата обращения 25.11.2021.
https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-guide-dlya-chego-i-gde-ispolzuetsya/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Что я знаю о ЗОЖ»
1. Ежедневно ли вы завтракаете, обедаете и ужинаете?
а) Да. 1
б) Зависит от моей занятости в конкретный день. 2
в) Нет, далеко не всегда. 3
3. Родители пытаются навязать Вам правильный рацион и здоровое питания, но Вы считают, что в этом нет смысла.
1.Да
2. Нет
3. И как вы выбираете блюда?
а) Ем то, что есть под рукой. 3
б) Исходя из их питательной ценности. 1
в) Ем все, что нравится. 2
4. Обычно во время приема пищи, вы:
а) придерживаюсь правила: «Когда я ем, я глух и нем». 1
б) отвлекаюсь на всевозможные разговоры. 2
в) читаю прессу или смотрю телевизор. 3
5. Всегда ли вы тщательно пережевываете пищу?
а) Нет, это не про меня. 3
б) Раз на раз не приходится, во многом зависит от времени, которым я располагаю. 2
в) Разумеется, да. 1
6. После приема горячей пищи вы, как правило, сразу переходите к чаепитию?
а) Нет, откладываю чаепитие минимум на полчаса–час. 1
б) По-разному. 2
в) Да, сразу. 3
7. Едите ли вы на ночь?
а) Да, бывает. 3
б) Позднее шести вечера не ем. 1
в) Прекращаю прием пищи не менее чем за два часа до сна. 2
8. Вы следуете принципу раздельного питания?
а) Да. 1
б) Время от времени, но в целом не придаю этому большого значения. 2
в) Нет. 3
9. Часто ли питаетесь всухомятку?
а) Такое случается нередко. 3
б) Иногда. 2
в) Практически никогда. 1
10. Вы стараетесь придерживаться правила: «В течение дня не ограничивать себя в еде, но есть небольшими порциями»?
а) Да, конечно. 1
б) Правило мне известно, но следую ему не всегда. 2
в) Нет. 3
11. Посещаете ли вы школьную столовую?
А. Каждый день Б. Иногда В. Никогда
Подсчитайте баллы
Высокий уровень 10–16 баллов. Остроумный Сократ заметил: «Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Вы, вероятно, прилежны в вопросе, как и когда есть, тем самым помогая вашему организму жить и работать с максимальной отдачей.
Средний уровень правильного питания 17–23 балла. Вам знакома истина, что чрезмерное увлечение едой, так же, как и высокомерное невнимание к ней, неразумно, но иногда вы об этом забываете. Вам не помешает относиться к тому, как вы едите, более ответственно, чтобы гарантировать себя в будущем от проблем со здоровьем, связанных с неправильным питанием.
Низкий уровень правильного питания 24–30 баллов. Пришла пора задуматься над тем, чтобы начать менять свои привычки, потому что, судя по всему, вы не очень заботитесь о том, как едите. В качестве первых шагов старайтесь не садиться за стол, когда очень устали или раздражены. Такой прием пищи не пойдет впрок. Не ешьте наскоро, это позволит вам не переедать. Возьмите себе за правило, минимум дважды в день не пренебрегать горячей пищей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2