АППЛИКАЦИЯ. ПАННО «ТАТУИРОВКИ ПРИНЦЕССЫ УКОК»

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АППЛИКАЦИЯ. ПАННО «ТАТУИРОВКИ ПРИНЦЕССЫ УКОК»

Тысова А.А. 1
1МБОУ "Усть-Канская СОШ"
Сандыкова С.П. 1
1МБОУ "Усть-Канская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Цель и задачи.

Обобщить все имеющиеся в нашем распоряжении и в доступной литературе, а также ценные информации от мастеров и специалистов, данные об археологических раскопках на Пазырыкских курганах и выяснить особенности изготовления аппликации по мотивам татуировок Принцессы Укок, найденной на данных раскопках.

Объектом исследования стала аппликация. Приступая к ее выполнению, я поставила перед собой следующие задачи:

Раскрыть роль аппликации с исторической и экологической точки зрения.

Разработать дизайн панно.

Усовершенствовать свои умения и навыки в рукоделии.

Развить творческие способности, инициативу и самостоятельность.

Выполнить своими руками изделие которое я выбрала.

2.История.

С давних времен люди старались украсить свое жилище, одежду, посуду. Источником фантазии древних мастеров был удивительный мир окружающей природы. В свои причудливые узоры и орнаменты они вводили птиц и животных, богатство форм различных растений.

Самые ранние из сохранившихся аппликаций – это находки Пазырыкских курганов, датированные V-III вв. до н.э. Уже эти древние племена кочевников умело работали с кожаной аппликацией для украшения седел, шатра, меховых фляг.

Одним из замечательных открытий экспедиции С.И.Руденко была татуировка на теле погребенного мужчины из кургана Пазырыка. На теле изображены фантастические звери, имеющие самые различные элементы: рога, крылья хвост, оканчивающийся птичьей головкой, клюв, и тд. Наколоты также фигуры горных баранов, кулана или осла, рыбы. По мнению автора раскопок, татуировка отмечала его знатное происхождение или его мужество. В то же время допускали, что все эти изображения имели какое-то магическое значение или чисто декоративное. На теле погребенной в Укоке женщины татуировки присутствовали только на левой руке. Картины татуировок на теле женщины позволяет нам утверждать, что схема мирового древа здесь соблюдена, татуировки говорят, что она еще не полностью овладела подземным миром.

Татуировка на большом пальце особой фигуры на кисти, в которой угадываются черты пресмыкающегося с головой оленя, возможно, указывают на специфические возможности жрицы с Укока.

У некоторых народов аппликация выполняла эстетическую функцию, а также функцию оберега жилища, одежды человека от злых духов и грозных стихий природы. Свои узоры умельцы составляли из солярных знаков—это женская фигура, кони, птицы, древо жизни.

С началом производства бумаги многие умельцы обратили внимание на этот удивительный материал. Без эскизов и набросков мастера вырезали орнаменты, узоры, которые не повторялись. Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб. Наиболее простой способ вырезания — это складывание бумаги пополам. Таким способом вырезали симметричные изображения птиц, животных, растений.

Известны работы народного умельца Капитона—Акакия, жившего в 60-х годах XIX в., который вырезал из бумаги ажурные строения, деревья, птиц, орнаменты всех стилей.

Многие художники-профессионалы занимались вырезанием из бумаги. Этим увлекались еще в детстве И. Е. Репин, Е. Е. Лебедева и др. Искусство аппликации использовалось как украшение в домах русской знати.

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашивании их на другом материале, принятом за фон.

И сегодня искусство аппликации постоянно развивается и радует своей красотой и самобытностью.

3. Исследование и анализ проблемы.

Для успешной работы над выполнением проекта я должна была решить различные проблемы, поэтому составила для себя схему обдумывания.

 

Проблема потребности

Изучение имеющихся аналогов

Разработка дизайна

 

Панно «Татуировки принцессы Укок»

 

Инструменты и материалы

Технологи изготовления

 

Техника безопасности и охрана труда

Себестоимость

Рассмотрев все возможные варианты и проанализировав «банк идей», я выбрала самый необходимый и подходящий вариант аппликация из фольги. Для того чтобы выполнить работу, мне нужно подобрать необходимые материалы. Я буду использовать имеющиеся дома материалы, при необходимости подберу в магазине.

Для того чтобы мой проект был изготовлен качественно, мне необходимо продумать в какой технологической последовательности я буду изготавливать изделие.

Работая над изготовлением своего изделия мне нельзя забывать о безопасных приемах труда, чтобы не получить травму самой и не испортить готовое изделие. Я обязательно продумаю и учту все возможные опасные моменты и способы их устранения.

Мне очень хочется, чтоб моя работа над проектом принесла экономическую эффективность.

4. Требования к выполняемому проекту.

Мое изделие должно отвечать следующим требованиям:

-эстетическое – должна быть красивой, яркой. Дизайн изделия должен соответствовать современной моде.

-экологическое – изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов, при изготовлении должно быть как можно меньше отходов;

-экономические – изделие должно быть изготовлено из доступных материалов и иметь невысокую себестоимость;

-эксплуатационные – иметь удобную для эксплуатации конструкцию и соответствовать назначению;

-технологические – технологические операции по изготовлению изделия должны быть рациональны, безопасны, доступны.

5. Банк идей.

Работу над выбором окончательного варианта аппликация я начала с изучения уже имеющих аналогов. Для этого я изучила ассортимент, который предлагает нам торговая сеть магазинов и рынков. Для их изготовления используют различные материалы, большим разнообразием отличается дизайн. Поэтому, прежде всего мне нужно было определиться с выбором изделия, материалом и дизайном.

Варианты

Достоинства

Недостатки

1

Вышивка крестиком

Красивый дизайн, яркость,

Требует кропотливой и аккуратной работы, дорогой материал.

2

Аппликация из фольги

Красивый дизайн

Высокая трудоёмкость работы.

3

Аппликация из ткани

Оригинальный дизайн, яркость, красочность. Высокая трудоемкость работы.

Высокая трудоемкость работы.

6.Анализ и синтез идей.

Просматривая журналы «Эпшилер», работы других мастеров, интернет – ресурсы, дополнительную литературу.

Для выполнения проекта я решила выбрать вариант № 2 (см. Приложение 2) так как она наиболее соответствует всем поставленным мною требованиям. Такая работа отлично подойдет к моему стилю. Разрабатывая дизайн, я сделала несколько эскизов (см. Приложение). Из трех возможных вариантов выбираю эскиз №2 как самый оригинальный и необходимый мне.

7. Выбор материалов для работы.

Материалы, инструменты и приспособления

Бумага
Аппликации из бархатной бумаги при работе , необходимо помнить, что её надо склеивать в несколько слоёв.

Картон
Отличными качествами обладает тонкий, глянцевый картон, который можно легко сгибать, вырезать, клеить.

Карандаш
При выполнении эскизов применяют карандаш средней твёрдости. Работают только правильно заточенным карандашом.

Ножницы
Для вырезания бумаги важно выбрать хорошие, острые ножницы. Удобно и аккуратно можно вырезать ножницами размером от оси до закругления 60-80 мм. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться на скрепляющем винте.

Клей
Большое значение при выполнении аппликации имеет качество клея. Самым лучшим и удобным для работы является синтетический клей ПВА.

Шаблон
Для его изготовления контур необходимой детали рисуют на тонком картоне и вырезают точно по линии карандаша. При обводке шаблона грифель карандаша плотно прижимают к краю шаблона, помня, что при обводке ошибка может достигнуть 2–3 мм и сильно изменить силуэт.

8. Правила техники безопасности.

При работе с колюще-режущими инструментами

•1. Ножницы нужно класть справа, лезвия должны быть сомкнуты.

•2. Следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол - они могут поранить тебя или твоего товарища, от падений у ножниц портятся лезвии.

•3. Передавать ножницы кольцами вперед, сомкнув лезвия.

При работе с электроутюгом.

•1. Утюг ставить на специальную подставку.

•2. Не ставить утюг на подставку без ограничителя. Он может упасть на ноги.

•3. Не отвлекаться во время утюжки, не оставлять утюг включённым в сеть без присмотра.

•4. Не работать с утюгом, у которого оголены провода.

•5. Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур; чтобы шнур во время работы не перекручивался; это приводит к излому шнура и короткому замыканию.

•6. После пользования утюгом выключить его из электросети. При этом надо браться за вилку, а не за шнур.

•7. Следить за исправностью электрического утюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его от электросети и сообщить учителю.

•8. После окончания работы дать утюгу полностью охладиться, затем шнур намотать на ручку. Хранить утюг в вертикальном положении.

9. Технология изготовления проектного изделия.

Выполняемая операция

Техника выполнения

Инструменты и приспособления

1

Подготовка материалов к работе. Закрепление эскиза для перевода

 

Закрепки, эскиз, карандаш, копировальная бумага, фольга

2

Перевод рисунка на фольгу с помощью копировальной бумаги

 

Карандаш, копировальная бумага, фольга

3

Эскиз переведен на фольгу с помощью копировальной бумаги

   

4

На заготовки наносим клей

 

Клей ПВА, кисточка

5

Оставляем на несколько минут, для полного высыхания

 

Заготовки

6

Вырезаем заготовки с помощью маникюрных ножниц

 

Заготовки, маникюрные ножницы с острыми лезвиями

7

Орнаменты готовы

   

8

Создаем композицию панно. Заготавливаем фон.

 

Бархат, картон, заготовки

9

Готовое панно оформляем в рамочку

 

Рамка

 

10. Экономическое обоснование. Расчет себестоимости.

Себестоимость моего изделия включает в себя затраты на материалы.

Наименование используемых материалов

Единица измерения

Цена за единицу измерения, руб.

Расход на изделие в ед. измерения

Затраты, руб.

1

Бумага бархат или ткань

шт

см.

72

200

0,25

14,50

50

2

Фольга

шт

40

0,5

20

3

Клей ПВА

шт

25

0,25

25

4

Рамка

шт

100

 

100

         

209,0

11. Рекламный проспект.

Богато и разнообразно народное декоративно-прикладное искусство. Из года в год усиливается интерес к этому массовому творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремиться преобразить по законам геометрии и красоты свое непосредственное окружение. Человеку присуще желание творить, фантазировать, давать работу рукам. В современном мире часто используется ручные работы, они очень дорого ценятся и хорошо покупаются.

12. Самооценка работы над проектом.

Считаю что я справилась с поставленными целями и задачами, так как изготовила красивое панно в технике аппликация из фольги, которая мне очень нравится. Одноклассники оценили мою работу, некоторые девочки решили изготовить панно для себя.

Подведу итог моей работы. При выполнении творческого проекта я узнала интересные сведения из истории.

В процессе работы я научилась:

1. Проводить исследовательскую работу.

2. Изготавливать само изделие.

3. Подбирать материалы для обработки изделия.

4. Производить необходимые экономические расчеты.

Я изготовила неповторимое изделие, которое не уступает продукции промышленного производства, купленной в магазине. Получила изделие с низкой себестоимостью, так как использовала остаточные материалы. Кроме того, я получила удовлетворение от данной работы, и у меня появилось желание изготовить другие изделия. Теперь, у меня есть опыт работы в изготовлении панно, я планирую сделать работы для продажи.

13. Заключение.

Работая над проектом, мною была изучена история развития аппликации как вид декоративно-прикладного искусства. А также был изучен материал по выполнению поделок в технике аппликация.

Анализ изученной литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Аппликация - один из важных факторов эстетического развития личности. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве.

2. Декоративно-прикладное творчество, к которому относится и аппликация, является традиционным в любой стране мира.

Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать, некоторые делали замечательные игрушки из бумаги, ткани и т.д. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и аппликация вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

3. Аппликация дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Чем больше я узнаю об аппликации, тем больше появляется желание и потребность трудиться, т.к. эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое мною в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от этого процесса и результатов. Моё увлечение этим видом рукоделия помогло мне в выборе будущей профессии дизайнера костюма. Но даже если в дальнейшем я не свяжу свою жизнь с декоративно-прикладным искусством, полученные навыки, помогут мне в работе по любой специальности. Хочу отметить, что аппликация - один из наиболее любимых мною видов изобразительной деятельности: радует яркий цвет материала, удачное расположение фигур.

Аппликации в различных комбинациях дает бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, салфеток, украшение помещения, одежды, поделок и т. д. Эта классификация дает представление о богатстве изобразительно-выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Если вы человек творческий, и любите творить и выдумывать, предлагаю попробовать один из видов рукоделия - аппликация. Эти неповторимые изделия, сделанные в данной технике, будут радовать не только ваш глаз в детской комнате или на даче, но и приятно поразят ваших гостей.

В настоящее время традиционные костюмы надеваются в дни национальных праздников, театральных представлений и для проведения обрядовых церемоний. В современной одежде предпочтение отдаётся любимым издавна цветам: красному, белому, чёрному, серому, коричневому, зелёному, синему и жёлтому. Конечно, костюм алтайцев претерпел изменения, но, тем не менее, многовековые традиции, эстетические представления, идущие из глубокой древности, и в наши дни сохраняются, причудливо сочетаясь с представлениями современными.

Использованная литература:

1) Женский журнал «Эпшилер», «Чегедек-эпши кижинин кеби» 2006 Л. Абышева, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 38.

2) Симоненко В. Д. «Технология», 8 класс, Москва, Издательство: Вентана-Граф, 2010 г.

3) Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1992 г.

4) Методическая пособия для учителя

5) В.А.Бородулина «Основы художественного ремеса» Москва 1978г.

6) Бабрашев Т. К. Боконокова А. Н. «Загадки национальной одежды алтайцев», г. Горно-Алтайск 2010.

7) Дьяконова В.П. «Алтайцы», Горно-Алтайское книжное издательство «Юч-Сумер» 2001.

8) В.Э.Кыдыев «Тайны древних курганов Алтая» Горно-Алтайское «Ак-Чечек» 2000г.

9) Эдоков А. В. «Декоративное искусство Горного Алтая», Горно-Алтайск 2002.

Приложение.

1.

2.

3.

4.

5.

Просмотров работы: 8