ЖАСМИН - ДРЕВО ЖИЗНИ МОЕЙ СЕМЬИ В ТЕХНИКЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЖАСМИН - ДРЕВО ЖИЗНИ МОЕЙ СЕМЬИ В ТЕХНИКЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

Максютов Б.М. 1
1МОБУ СОШ д. Шамонино
Муртазина Э.Б. 1
1МОБУ СОШ д. Шамонино
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Без корня и полынь не растет».

Народная мудрость.

Тема исследовательской работы «Жасмин - древо жизни моей семьи в технике пластилинографии» мною выбрана не случайно.  Рано или поздно у каждого человека возникает желание узнать и понять «Кто я?», «Кто мои предки?», «Откуда я родом?». Для меня необходимостью стало изучение и составление своего родословного древашежере́ - в переводе с арабского означает дерево, символизирует единство земли, неба и подземелья.

2024 год в Республике Башкортостан  объявлен Годом семьи, годом благополучного детства и укрепления семейных ценностей. Исторической ценностью и памятью для меня является моя мудрая бабушка, Мафтуха Валиевна Муртазина, которая и натолкнула мои мысли на этот интереснейший проект «Жасмин - древо жизни моей семьи». Задумавшись над этой темой, я решил раскрыть уникальные факты, истории, традиции моей семьи.

Материалом для создания своего шежере я выбрал восковой пластилин. Свою работу решила представить в технике пластилинографии.

Цель моего исследования – изучить свою родословную и создать достоверную историю своей семьи для будущих поколений.

На основе этой цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить и составить генеологическое древо жизни моей семьи в технике пластилинографии;

2) собрать исторический материал о моих родственниках с интересной биографией;

3) найти фотографический материал и с помощью воскового пластилина составить шежере.

В последнее время изучение родословной стала особенно актуальной и даже скажем так «модной». Актуальность исследования этой темы вызвана тем, что знание своих родственных корней для меня cтало очень значимо.

Объект моей работы – родословная - шежере́.

Предмет – моя личная родословная.

Гипотеза – узнать корни своей семьи и всех родных.

Исследованияс целью выяснения истории своего рода, провел поисковую работу: беседы с бабушкой, опросы родителей и родных.

Научная новизна заключается в продолжение кропотливой работы по созданию из пластилина макета и составлению родословной, воспитание чувства гордости за своих родственников, повышение самооценки в семье.

В первой главе дается краткая характеристика понятия пластилинографии, описывается: что представляет собой пластилинография и как можно оформить и хранить пластилиновые картинки.

Во второй главе рассматривается материал о том, как создавалась работа по исследованию родословной в технике пластилинографии, собранный и связанный с жизнью моей семьи и бабушки, в проведении исследования ее жизненного пути и оформлении проекта.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 ПОНЯТИЕ «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Что такое пластилинография?

Пластилинография – это относительно новая нетрадиционная техника рисования пластилином, еще один вид декоративно-прикладного искусства.

Понятие «Пластилинография» состоит из двух смысловых корней:

1) пластилин – материал для лепки. Раньше его изготавливали из размельченного порошка с добавлением воска, животных жиров, препятствующих высыханию. На сегодняшний день пластилин технологически усовершенствован и более приспособлен к изготовлению прикладных изделий. 2) «Графия» - создавать, изображать.

Техника пластилинографии заключается в изображении фона и персонажей с помощью вылепливания объектов более или менее выпуклыми, рельефными, а не с помощью рисования.

В первую очередь, пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и расслабления, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию и прививает детей к самостоятельности. Вообще, сама работа с пластилином помогает выразить эмоции, свой взгляд на окружающий мир и свое отношение к нему, развивает гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев и рук, что в свою очередь способствует речевому развитию.

Рекомендации по работе с пластилином в технике пластилинографии следующие:

  • в качестве основы брать плотный материал или картон;

  • покрытие бесцветным лаком или лаком для волос долше сохранит «жизнь» картинки:

Материалы для изготовления пластилинового проекта.

  1. Картон или плотная основа.

  2. Наборы восковых пластилинов, стеков, зубочисток.

  3. Доска для лепки и влажные салфетки.

  4. Фотографии родственников.

  5. Лак для волос для закрепления картины.

Техника пластилинографии очень проста: нужно отрывать небольшие кусочки пластилина от общего куска нужного нам размера, скатывать «шарики» или «колбаски» и затем успешно приклеивать на заранее изготовленной основе. Детали картины выкладываются на плотную основу либо плотный картон и прижимаются пальцем. Это очень удобная техника рисования, так как является многоразовой, исправить ошибка в изготовлении картины не составит труда.

Пластилинография – это уникальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев и рук, развитие творческих способностей у детей любого возраста.

КАК ЖЕ МОЖНО ОФОРМИТЬ И ХРАНИТЬ

ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНКИ?

Плоские пластилиновые картины лучше поместить под стекло в рамку или же хранить под прозрачной плёнкой. Самое главное – пластилиновые картины не должны деформироваться, поэтому их лучше хранить в прохладном месте, не подвергать попаданию прямого солнечного света и нагревания.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1 Я И МОЯ СЕМЬЯ.

Семья – это самое главное, что должно быть в жизни у каждого человека! Семья – это люди, которые всегда с тобой, и жизнь без них немыслима.

Мои родители впервые встретились в 5 мая 2006 года и с тех пор не расставались. В 2008 году родилась моя сестра, Максютова Земфира Марселевна. Она увлекается пением, любит рисовать и лепить. Учится играть на фортепиано, а мечтаю научиться играть на гитаре.

В 2012 году я, Байрас, емне 11 лет. Он с удовольствием рисую и люблю лепить из любого пластилина фигурки.

Его хобби – машинки и танцы. А еще, очень люблю играть! Мой папа – инженер, он работает на телевидении. Моя мама – учитель. Она работает в школе. Генеологическое древо жизни своей семьи я составил без труда.

Вообще, мои родители – и мама, и папа принадлежат к династии учителей. Да, да! Моя бабушка, папина мама, Кунафина Мавлиха Сафиулловна, работала в школе учителем математики, была директором школы, сейчас на пенсии. Мой дедушка, отец мамы, Муртазин Булат Хайбрахманович, учитель русского языка и литературы, тоже был директором школы. Его с нами нет вот уже 10 лет, но мы о нем много знаем и помним.

С тех пор, как не стало нашего дедушки, бабушка, Муртазина Мафтуха Валиевна, стала жить с нами. И чем старше я становился, тем я чаще начал задавать бабушке один и тот же вопрос: почему нас так много? Я всерьез начал вести исследовательскую работу о своих родных, пока со стороны мамы, ещё в третьем классе. Почему со стороны мамы, а не со стороны папы, как обычно принято? А ответ прост: со стороны папы из родных только тетя Динара, единственная сестренка папы. А вот со стороны мамы было очень тяжело узнать и запомнить всех родных мамы. И вот что я узнала на сегодняшний день. История моей бабушки, история семьи Муртазиных и почему нас так много?!

2.2 ПОЧЕМУ НАС ТАК МНОГО?

История о моей бабушке и дедушке.

Я не зря начинаю свой рассказ с описания красивейшего кустарника жасмин с ароматными цветами... Именно цветы жасмина впервые подарил мой дедушка бабушке на первом свидании. Жасмин издревле считался символом любви и страсти. Вообще, жасмин начинает цвести в июле, но этот год, 1963 –ий, выдался жарким и красивоцветущий жасмин манил своим ароматом уже в начале июня. В то время мой дед был студентом педагогического института, учился в филологическом факультете.

6 июня 1963 года, ему было 22 года, а бабушке едва исполнилось 18 лет, когда они заключили брак.

По рассказам бабушки я узнала, что их в семье было 13 детей, но... не все выжили, рождались и умирали. Чудом остались живы два брата Сибагат и Муллагали. После них родилось около 10-ти детей, но все они не доживали даже до года. Когда родилась моя бабушка, прабабушке, по поверьям, велели ходить по домам, собирать с каждого дома лоскутки, сшить платье из 40 лоскутков для новорожденного. Прабабушка до 3-х лет одевала ей платья, сшитые из 40 лоскутков, возможно, тем самым сохранила жизнь моей бабушке.

Жизнь шла своим чередом, один за другим рождались дети... Бабушка с дедушкой очень любили детей, поэтому, когда им говорили, зачем вам столько детишек, они отвечали, что детей много не бывает, сколько Бог даст, столько и вырастим. И вырастили 14 детей! 9 мальчиков и 5 девочек! Всем детям дали хорошее воспитание и образование. Семья Муртазиных не только в деревне, но и в районе была образцом крепкой и дружной семьи. 25 февраля 1980 года Муртазиной Мафтухе Валиевне, родившей и воспитавшей 10 детей, было присовоено почетное звание «Мать-героиня», вручен орден «Мать-героиня» и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.

Из 14 детей 4 детей пошли по стопам отца, стали учителями. Моя мама - девятая, с детства мечтала стать учителем, сейчас работает в 35-ой школе учителем начальных классов.

2.3 КАК ПОЯВИЛСЯ ДЕВИЗ СЕМЬИ МУРТАЗИНЫХ

«ЖАСМИН ВСЕГДА ЖИВ!»

Как появился девиз семьи «Жасмин всегда жив»

Самое интересное – как появился девиз семьи «Жасмин всегда жив»??? Ведь о жасмине в округе знали почти все и история не была секретом. Как-то вечером, дедушка писал список детей на подарки к Новому году. Второпях, он писал только начальные буквы имен детей по порядку. Что было удивлением, когда он прочитал слово, которое у него получилось?!

ЖАСМИН: Жавдат (Йәүҙәт на баш.яз.), Азамат, Самат, Мурат (Морат), Ильмира (Илмирә), Нуршат.

Далее он написал имена остальных детей.

ГАЛ: Гульнур (Гөлнур), Айгуль (Айгөл), Лиза (Элизабет полное имя по документу) .

ЯШИСМ: Ямал, Шафкат (Шәфҡәт), Идият (Һиҙиәт), Салават (Салауат), Марат.

ЖАСМИН ГАЛ ЯШИСМ на башкирском языке звучит так:

ЙӘСМИН ГЕЛ ЙӘШӘЙв переводе на русский язык означает:

ЖАСМИН ВСЕГДА ЖИВ. Это выражение крепко закрепилось и стало девизом семьи Муртазиных.

По нашим подсчетам, на сегодняшний день у бабушки 12 детей: 7 сыновей, (двоих не стало...), 7 невесток, 5 дочерей, 4 зятя, 27 внуков и внучек, 7 правнуков и 3 правнучки. Всего нас 66 человек с бабушкой.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Семья – это уникальное и самое интересное создание, что есть в жизни у каждого человека. Каждый человек на Земле, однажды имеет возможность прикоснуться к ней. В моей работе рассказывается о том, как мы на уроках по предмету «Технология» знакомимся с понятием «Родословная – Шэжэре».

Моя родословная пока небольшая, но здесь я постарался расположить всех родственников, о которых собрал сведения. Материалом для создания своего шежере я выбрал восковой пластилин. Свою работу решил представить в технике пластилинографии.

Материалы для изготовления пластилинового проекта.

  1. Картон или плотная основа.

  2. Наборы восковых пластилинов, стеков, зубочисток.

  3. Доска для лепки и влажные салфетки.

  4. Фотографии родственников.

  5. Лак для волос для закрепления картины.

И вот проект готов! Цель достигнута!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив историю своей семьи с помощью родителей и бабушки, я начал многое понимать, узнал много новых и интересных подробностей из личной жизни близких и дорогих мне людей, что позволило по-другому воспринимать их.

В ходе работы мы сделали следующие выводы:

  1. Восстановили древо семьи Максютовых и Муртазиных;

  2. Достоверно описали рождение бабушки, создание семьи Муртазиных и девиза их семьи;

  3. Я научился работать с разными видами исторических источников: письменными и устными, что будет для меня большим опытом и в дальнейших исследованиях истории моей семьи;

  4. Составил личный календарь дней рождения каждого родственника. Теперь с удовольствием и вовремя можно поздравлять каждого из родных;

  5. Исследовав и составив древо жизни моей семьи, я понял, что нужно бережнее относиться к своей семье, моим близким людям.

  6. В дальнейшем планирую продолжить работу над созданием древа семьи Максютовых, собрать больше сведений, обогатив ее сведениями из собственной жизни.

  7. Постараюсь узнать о родственниках до седьмого поколения и написать историю моей семьи, которую я люблю и которой я очень горжусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ,

ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ.

  1. Морозова О.А.  Волшебный пластилин. Рабочая тетрадь по художественному труду, М: «Мозаика – Синтез», 1998.

  2. Янушко Е.А. Пластилиновый мир. Маленький художник, 
    2008

  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - Москва, Творческий центр, 2006.

  4. Рылеева Е.А. Генеалогическое древо// Обруч: дошкольное начальное образование.-1998.-№4

  5. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005

  6. http://plast.me/classic/139-kratkaya-ist...

  7. http://k-na-r.ru 

  8. 3grushki.ru

  9. ru.wikipedia.org/wiki

  10. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22015/ 

  11. https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/plastilinoghrafiianietraditsionnaiatiekhnikaliepkidliadoshkolnikov.

  12. Семейный фотоархив Муртазиных.

Фотографический материал

Приложение А

Я И МОЯ СЕМЬЯ

СЕМЬЯ – ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ,

ЧТО ДОЛЖНО В ЖИЗНИ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА!

ДРЕВО ЖИЗНИ СЕМЬИ МАКСЮТОВЫХ.

Приложение Б

КРАСИВОЦВЕТУЩИЙ КУСТ ЖАСМИНА

Дедушка - Муртазин Булат Бабушка – Муртазина Мафтуха

Хайбрахманович 12.03.1941 г. Валиевна 03.04.1945 г.

Семья Муртазиных. 1980 г.

Семейное фото перед вручением ордена «Мать-героиня».

Общее фото во дворе. Июнь. 1984 г.

«ЖАСМИН ВСЕГДА ЖИВ!»

«ЖАСМИНЯТА» 25 ВНУКОВ, 1 ПРАВНУЧКА, 2 ПРАВНУКА

,

Процесс работы над исследовательским проектом.

Мои работы в технике пластилинографии

Проект на стадии завершения.

Проект готов! Цель достигнута!

А это – собственно Я!

Этот проект я посвящаю своей мудрой бабушке Муртазиной Мафтухе Валиевне.

И я желаю всем бодрости, оптимизма

и хорошего настроения!!!

Благодарю

за внимание!

Просмотров работы: 14