ТЕХНИКА ЭБРУ КАК ФАКТОР РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТЕХНИКА ЭБРУ КАК ФАКТОР РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Винс М.А. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №15" ГО г.Стерлитамак Республики Башкортостан
Винс Л.Ю. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №15" ГО г.Стерлитамак Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обоснована тем, что в настоящее время есть достаточно различных техник рисования как традиционных, так и нетрадиционных, которые позволяют раскрыть творческие способности, одной из них является техника нетрадиционного рисования Эбру.

Цель исследования: изучить влияние использования технологии рисования Эбру на учащихся 4б класса и раскрытия их творческих способностей.

Для достижения поставленной цели были поставлены такие задачи исследования, как:

1. Изучить историю происхождения и особенности техники рисования Эбру.

2. Научить учащихся 4б класса выполнять рисунки в технике Эбру; сравнить их первые рисунки и последние; выявить, действительно ли техника Эбру способствовала раскрытию творческих способностей.

Объект исследования – рисунки в технике Эбру.

Предмет исследования – влияние техники Эбру на развитие творческих способностей учащихся.

Большая часть научных трудов, посвящённых теме развития творческих способностей, через применение нетрадиционных методик рисования, носит ярко выраженный прикладной характер. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. Авторы предлагают методы развития творческих способностей, используя различные техники рисования.

Гипотеза: можно предположить, что многие дети любят рисовать, но не всегда у них получается это сделать на обычном листе бумаги с помощью кисти и красок, а вот рисование на воде будет способствовать раскрытию их творческих способностей и веры в свои силы.

Методы исследования. С целью достижения наиболее глубокой теоретической и практической значимости исследования, использовались следующие методы: метод теоретического анализа литературных источников, метод научного исследования (наблюдение за выполнением учащимися работ, сравнение рисунков учащихся).

Данные методы исследования позволили: осуществить анализ настоящих и потенциальных проблем по теме проекта.

Проведенные исследования подтверждают актуальность выбранной темы и обосновывают необходимость использования нетрадиционной техники рисования Эбру на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Практическая значимость работы заключается в том, что учащиеся легко осваивают технику рисования Эбру и раскрывают свои творческие способности (даже очень застенчивые и замкнутые учащиеся).

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ЭБРУ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1. История возникновения и особенности Эбру

Эбру (от перс. ebri‎ – воздушные облака) – техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу (дерево, ткань, керамику, кожу) (рис. 1.1) [2].

Рис.1.1.Эбру. Винс Мария «Зимнее окно»

Хотя Эбру считается турецким искусством рисования на воде, возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу (рис. 1.2) и ткани для украшения. Техника была настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных.

Рис. 1.2. Эбру. Фрагмент японского веерообразного альбома на бумаге

Cуществует множество версий, откуда пошло искусство рисования на воде: разные источники называют родиной технологии не только Китай и Японию, но и Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и ряд других стран. Например, в Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название Эбру стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи [1, 3, 4].

Эбру – это необычная техника живописи, которая требует от художника тщательной подготовки водной основы и умения досконально пользоваться специальными инструментами. Процесс создания рисунков в технике эбру включает несколько последовательных этапов:

• Подготовку основы для рисования посредством добавления в воду натурального загустителя – экстракта колючего растения гевеи. Полученный раствор аккуратно затем наливают в неглубокую емкость (ванночку).

• Создание фона будущего изображения на водной основе с помощью специального гребня, которым капельки краски равномерно распределяются по поверхности воды.

• Рисование кистью и шилом. Художник аккуратно передвигает капельки краски по поверхности воды, создавая всевозможные разноцветные узоры.

• Рисование кистью и шилом. Художник аккуратно передвигает капельки краски по поверхности воды, создавая всевозможные разноцветные узоры.

На заключительном этапе мастер аккуратно кладет на готовую поверхность рисунка лист бумаги, а затем снимает его и подвешивает для высыхания. После этого из ванночки тщательно удаляют все остатки краски, плавающей по поверхности воды, чтобы подготовить основу к созданию следующей композиции [8, 10].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что технология Эбру восходит к странам Востока, наибольшее распространение получает в Турции; изготовление рисунка в технике Эбру требует специальной подготовки материалов и не требует определенных навыков рисования.

Итак, чтобы рисовать на воде, будут необходимы:

– вода с загустителем;

– краски;

– емкость;

– кисти;

– гребни,

– шило, спицы или апельсиновые палочки;

– бумага [3].

1.2. Влияние Эбру на развитие творческих способностей

Все дети любят рисовать, но если у них не получается, то они могут навсегда отложить это занятие. Поэтому для детей необходимо подбирать такие техники рисования, которые будут способствовать раскрытию их способностей, способствовать ситуации успеха, желанию продолжать рисование.Использование нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть своё чувство страха перед неудачей в изображении своего рисунка. Одной из таких техник, которая приобретает все большую популярность, является нетрадиционная техника рисования Эбру [5,6].

Сам процесс детей завораживает. Смотреть, как капли краски растекаются по поверхности воды, как на один цвет ложится другой, – одно удовольствие. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь цветком, дельфином или причудливым узором. Вода постоянно изменяется и, воспринимая настроение художника, ведет себя все время по-разному. По-разному ведут себя и краски на поверхности воды, характер красок все время меняется, это настоящее волшебство! Краски распыляются, капаются и разбрызгиваются по поверхности воды. Последовательность таких действий может быть любой ребенок. Ориентироваться можно только на свои ощущения. Эбру – это танец красок на воде, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры [5,7].

Для детей эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эбру – не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а также один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Тайна эбру заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно [5, 6] !

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:

– при изготовлении рисунка в технике Эбру нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать;

– освоить технологию рисования Эбру может любой человек.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 4Б КЛАССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЭБРУ

2.1. Освоение учащимися 4б класса техники Эбру

Прежде чем приступить к выполнению работ в нетрадиционной технике Эбру, учащиеся были ознакомлены с материалами и инструментами, которые необходимы для создания рисунка и техникой безопасности при работе с ними [9].

Первый этап работы – это создание фона. Необходимо было нанести краску разных цветов на поверхность раствора.

Рис. 2.1. Нанесение капель краски на поверхность воды (специального раствора)

Рис. 2.2. Нанесение разноцветных красок на поверхность воды

После того, как дети нанесли основу, приступаем к прорисовыванию элементов с помощью деревянной палочки или гребня. В данный момент создание рисунка увлекает детей. Они полностью погружаются в процесс творчества.

Рис. 2.3. Использование деревянной лопаточки

Рис. 2.4 Использование гребня

Следующий этап – это перенос рисунка на бумагу.

Первые рисунки детей демонстрировали буйство красок и представляли что-то космическое и фантастическое. Дети были в восторге от своих работ и поспешили домой показать их родителям.

Рис. 2.5. Первые работы детей

Чем больше дети учились рисовать, тем более тематические рисунки у них стали получаться. Они продумывали сюжет, фон, композицию.

Рис. 2.6. «Весенние цветы»

Рис. 2.7. «Вселенная» Рис. 2.8. «Волшебная яичница»

Но мы не только с детьми рисовали картины, но и изготовили веер.

Рис. 2.9. «Веер»

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод:

– при использовании нетрадиционной техники Эбру у учащихся развиваются творческие способности;

– учащиеся хотят творить.

2.2. Оценка эффективности использования техники Эбру

Перед началом работы я предложила ответить на вопросы:

  1. Нравится ли вам рисовать?

  2. Умеете ли вы рисовать?

    1. Результаты опроса отобразим в виде диаграммы

Как видим 24% учащихся не нравится рисовать, 40% учащихся считают, что рисовать совсем не умеют.

После того, как учащиеся познакомились с техникой Эбру, научились рисовать картины, им было предложено ответить на вопросы:

  1. Понравилось ли вам рисовать в технике Эбру?

  2. Хотите ли продолжать рисовать в технике Эбру?

    1. Вот какие результаты получили

Как видим, теперь 96% понравилась техника нетрадиционного рисования Эбру и 100% учащихся хотят продолжать ее использовать.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод:

– учащиеся поверили в себя, у них получаются фантастические рисунки;

– работу в этом направлении необходимо продолжать.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, я делаю вывод, что моя цель достигнута. Я познакомила учащихся 4б класса с нетрадиционной техникой рисования Эбру, увидела их в творчестве, увидела их горящие глаза при создании своего рисунка. Рисунки детей становились с каждым разом все лучше и лучше. Даже самые застенчивые и неуверенные в себе учащиеся, которые изначально считали, что не умеют рисовать, убедились, что и они могут рисовать. Считаю, что нетрадиционная техника рисования Эбру помогла раскрыть у учащихся творческие способности и предоставила безграничные возможности для творчества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Борзенкова, В. Н. Нетрадиционная техника рисования эбру – эффективное средство развития творческих способностей учащихся / В. Н. Борзенкова, И. Б. Крец. – Текст: непосредственный // Юный ученый. – 2020. – № 2.1 (32.1). – С. 9-11. – URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа –https://moluch.ru/young/archive/32/1911/ – (Дата обращения: 13.11.2023).

2.Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа –https://ru.wikipedia.org/wiki/Эбру – (Дата обращения: 13.11.2023).

 

3. Все о рисовании на воде Эбру [Электронный ресурс]. Режим доступа –https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/risovanie-na-vode-ebru – (Дата обращения: 17.01.2023).

4. Минаева М. И. «Эбру как фактор актуализации творческих способностей дошкольников», 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-minaeva/yebru-kak-faktor-aktualizaci-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnikov.html– (Дата обращения: 13.11.2023).

5. Окульская, Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру / Л. В. Окульская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65. — URL: [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10385/– (Дата обращения: 13.11.2023).

6. Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования – эбру. [Электронный ресурс]. Режим доступа –https://укцсон.рф/blog/detail/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-detey-cherez-netraditsionnuyu-tekhniku-risovaniya-ebru/ – (Дата обращения: 13.11.2023).

7. Мария Майя. «Эбру. Приёмы и пошаговые инструкции создания рисунков на воде в технике эбру» [Электронный ресурс]. Режим доступа –https://litmir.club/bd/?b=709166 – (Дата обращения: 13.11.2023).

8. Эбру. Мировая художественная литература [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://pedportal.net/starshie-klassy/mirovaya-hudozhestvennaya-literatura/ebru-903354 – (Дата обращения: 13.11.2023).

9. Методическая разработка мастер-класса к программе "Эбру-мир", тема: "Удивительный мир эбру. Рисование на воде" (для педагогов детских садов), 2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-master-klassa-k-programme-ebru-mir-tema-udivitelnyj-mir-ebru-risovanie-na-vode-dlya-pedagogov-detskih--6362655.html – (Дата обращения: 13.11.2023).

Просмотров работы: 121