Эволюция формы: от дворцовой классики к неоклассике

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эволюция формы: от дворцовой классики к неоклассике

Хазова П.Д. 1Галактионова Ю.А. 2Метелёв Е.А. 3
1МАОУ г.Новосибирск "Лицей № 12"
2МОАУ «Лицей №3»
3МАОУ СОШ номер 14 ИМ.В.Ф.ФУФАЧЕВА
Чужиков К.А. 1Архангельский Е.С. 1
1Новосибирский Государственный Университет Архитектуры, Дизайна и Искусств Имени А.Д. Крячкова, ФГБОУ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Неоклассицизм и классицизм представляют собой два важных направления в искусстве, которые оказали значительное влияние на развитие культуры. Оба стиля имеют свои уникальные характеристики, темы и методы выражения, которые заслуживают внимания и изучения. В данном научно-исследовательском проекте мы сравним неоклассицизм и классицизм, анализируя их основные черты, влияние на искусство и культуру, а также их взаимосвязь с социальными и историческими контекстами.

Наша цель - провести анализ этих двух стилей и выявить основные различия и сходства, чтобы лучше понять их значение и влияние на дизайн интерьеров. Стоит упомянуть, что в современном мире многие люди стали путать данные стили, тем самым из-за непонимания, куда подходит дворцовая классика, а где лучше воспользоваться современным аналогом, в связи с этим интерьер выглядит не эстетично и не гармонично. Проблема использования классического стиля и неоклассического в интерьере может возникнуть из-за сходства стилей, что может привести к путанице в выборе элементов декора и мебели. Классический стиль обычно характеризуется более тяжелыми и роскошными элементами, в то время как неоклассический стиль более умеренный и сдержанный. Для решения этой проблемы важно четко определить свои предпочтения и цели для интерьера.

Различие между классическим и неоклассическим стилями заключается в использовании деталей, цветовой гамме, формах и текстурах. При выборе мебели и декора следует учитывать эти различия и стремиться к созданию гармоничного сочетания элементов двух стилей. Также важно помнить, что классический стиль склонен к большему изобилию деталей, в то время как неоклассический стиль предпочитает простоту и минимализм. Поэтому при смешивании этих стилей следует быть осторожным, чтобы избежать перегруженности интерьера.

Нерациональное использование классического и неоклассического стилей в интерьере может возникнуть, если их элементы не сочетаются между собой или если они применяются без учета основных принципов дизайна. Например, использование излишне роскошных и тяжелых классических элементов в современном пространстве может создать диссонанс и визуальную перегруженность интерьера.

Кроме того, нерациональное использование стилей может проявиться в неправильном сочетании цветов, текстур и форм, что приводит к дизайнерскому хаосу и отсутствию гармонии в интерьере.

Для избегания нерационального использования классического и неоклассического стилей важно иметь четкое представление о том, какие элементы каждого стиля будут использоваться, и как они будут сочетаться друг с другом. Также необходимо учитывать основные принципы дизайна, такие как баланс, пропорции, гармония и функциональность, чтобы создать удачное сочетание классических и неоклассических элементов в интерьере.

Задачи:

  1. Собрать информацию в печатных изданиях.

  2. Провести анкетирование среди взрослых.

  3. Составить сравнительную характеристику архитектурных стилей неоклассицизма и классицизма

  4. Создать визуализаций на основе сравнительной характеристике для отражения всех особенностей неоклассического стиля и применения его в интерьере

Цель:

Анализ и выявление различий между неоклассическим и классическим стилями

Методы исследования:

  1. Сбор и изучение информации.

  2. Изучение и обобщение полученной информации.

  3. Анкетирование.

  4. Анализ и выводы.

Теоретическая часть.

Теоретические аспекты стилей дворцовой классики и неоклассики:

    1. Исторический контекст возникновения стилей.

Архитектурный классицизм сформировался во Франции XVII столетия — в период расцвета абсолютной монархии и во времена правления «короля-солнце» Людовика XIV. Из Франции вместе с модой на всё французское классицизм попал и в другие европейские страны.

Основа философии классицизма — рационализм. Он исходил из представления о превосходстве рационального над эмоциональным. Поэтому художественное произведение, в том числе здание, воспринималось как торжество разума и логики, победа над хаосом и текучестью чувственной жизни.

В европейской историографии выделяют три этапа развития классицизма:

  1. Стиль второй половины XVII века.

  2. Палладианство XVII–XVIII столетий.

  3. Ампир первой трети XIX века.

Неоклассицизм — стиль в архитектуре, который опирается на образцы архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, а также на наследие Возрождения и классицизма.

Второй этап развития стиля начался в 1910-е годы и характеризовался более глубоким изучением архитектурного наследия. Этому способствовали научные исследования, публиковавшиеся в журналах «Старые годы» и «Аполлон», а также монументальный труд «История искусств» И. Э. Грабаря.

    1. Основные характеристики и принципы дворцовой классики.

Основные характеристики и принципы классического стиля в интерьере:

  1. Применение правильных форм, строгих пропорций, симметричности и гармоничности всего пространства.

  2. Цветовая гамма состоит из светлых природных оттенков (молочный, пыльно-розовый, жемчужно-серый, бежевый) в сочетании с благородными насыщенными цветами (бордовый, коричневый, ягодный, зеленый, индиго).

  3. Основные материалы для отделки — натуральная древесина, камень, текстиль, мрамор, хрусталь, металл, фарфор, гипс.

  4. Классическая мебель изготавливается из ценных пород дерева с украшениями в виде резьбы.

  5. Лепнина используется на стыках стен и потолка, а розетка вокруг люстры может быть выполнена из гипса с симметричным орнаментом.

  6. Натуральные ткани обязательны в оформлении, обязательны тяжелые плотные портьеры или шторы с драпировкой.

  7. Массивные кованные люстры строго по центру помещения. Для дополнительного освещения вешают парные бра или ставят торшеры и лампы с текстильными абажурами.

  8. Декор обычно заключается в картинах с пейзажами, портретами или академическими сюжетами, оформленных в широкие рамы. Также приветствуются статуэтки, зеркала, шкатулки, подсвечники, шелковые подушки и изящные вазы.

    1. Основные характеристики и принципы неоклассики.

Неоклассика в интерьере - это стиль, который возник в конце 18 века как реакция на избыток декоративности и излишнюю сложность стиля рококо. Основные характеристики и принципы неоклассического стиля в интерьере включают в себя:

  1. Простота и элегантность: неоклассический интерьер характеризуется минималистичным декором, чистыми линиями и элегантными формами мебели.

  2. Классические элементы: столбы, пилястры, карнизы, карнизные плинтусы, колонны, арки и другие элементы архитектурной декорации, заимствованные из античности и классицизма.

  3. Нейтральные цвета: неоклассический интерьер часто использует нейтральные цвета, такие как белый, бежевый, серый, коричневый и черный. Это создает спокойную и уравновешенную атмосферу.

  4. Мебель: мебель в неоклассическом стиле обычно имеет прямые линии, гладкие поверхности и изящные детали. Дерево с темным оттенком (например, махагони) часто используется для создания мебели.

  5. Текстиль: шелк, бархат, льняные ткани и другие высококачественные материалы часто используются для обивки мебели и создания штор и драпировок.

  6. Симметрия: неоклассический стиль предпочитает симметричное расположение мебели и декоративных элементов.

  7. Использование антиквариата: в неоклассическом интерьере часто используются антикварные предметы и репродукции классических произведений искусства.

Неоклассический стиль в интерьере отличается изысканностью, элегантностью и утонченностью, создавая атмосферу изыска и респектабельности.

Анализ интерьеров в стиле дворцовой классики и неоклассики:

2.1. Выбранный пример интерьера в стиле дворцовой классики.

Интерьер в классическом стиле с антикварной мебелью, камином и золочёными деталями. Помещение украшено лепниной и панелями, в нём расположены диваны, кресла, столики и декоративные предметы. (см. приложение)

Комната с изысканным декором: ковер, хрустальная люстра, портьеры. Предназначена для приема гостей в роскошной обстановке.

2.2. Выбранный пример интерьера в стиле неоклассики.

Современная и элегантная гостиная с высокими потолками и классическими чертами. Круглый деревянный столик, зеленый диван и розовые кресла. Светильники с золотистым оттенком. Минимум декора: цветочная картина, подушки на диване. Белый камин создает уют и тепло.

Пространство светло благодаря естественному освещению и светлой отделке стен. Комната сочетает классическую архитектуру с современной мебелью, создавая комфорт и роскошь. (см. приложение)

2.3. Сравнительный анализ элементов дизайна, используемых в каждом стиле.

1. Исторический контекст: Классический стиль имеет свои корни в античной Греции и Риме, в то время как неоклассический стиль восходит к периоду Возрождения и классицизма XVIII века. Это означает, что оба стиля имеют глубокие исторические корни, но связаны с разными эпохами.

2. Уровень декоративности: Классический стиль обычно более декоративен и изобилует резьбой, узорами и украшениями, в то время как неоклассический стиль более умеренный и склоняется к более сдержанному использованию декоративных элементов.

3. Цветовая палитра: Классический стиль часто использует более темные и насыщенные цвета, в то время как неоклассический стиль предпочитает более светлые и нейтральные оттенки.

4. Мебель и формы: Классический стиль предпочитает более тяжелые и массивные формы мебели, в то время как неоклассический стиль чаще использует более изящные и легкие формы.

Неоклассика в интерьере имеет свою ценность и применение по нескольким причинам, даже если она проистекает из дворцового стиля:

1. Актуальность: неоклассический стиль в интерьере является современной интерпретацией классического стиля, что делает его более актуальным и соответствующим современным требованиям к комфорту и функциональности.

2. Универсальность: неоклассика в интерьере подходит для различных типов помещений, включая квартиры, дома, офисы и общественные здания. Она может быть адаптирована под разные потребности и стили жизни.

3. Эстетика: неоклассический стиль предлагает элегантные и изысканные интерьеры, которые могут придать помещению респектабельность и изысканность.

4. Комфорт: неоклассический интерьер может сочетать в себе изысканность классического стиля с удобством и функциональностью современного образа жизни.

5. Индивидуальность: неоклассический стиль позволяет создавать уникальные и персонализированные интерьеры, используя классические элементы в сочетании с современными тенденциями и материалами.

Таким образом, неоклассика в интерьере представляет собой гармоничное сочетание классической эстетики с современными потребностями, что делает её привлекательным выбором для создания изысканных и уютных интерьеров.

Практическая часть.

Основная цель проекта - создать интерьер библиотеки, который бы гармонично сочетал в себе классические элементы декора с современными архитектурными решениями, обеспечивая комфортное и вдохновляющее пространство для посетителей. Давайте же перейдем к его рассмотрению.

При разработке проекта мы опирались на следующие референсы и разработали эскизы (см. приложение).

За основу мы решили взять светлые оттенки и разбавить их акцентными цветами, такими как темно-синий и терракотовый, чтобы выдержать стиль неоклассицизма.

Концепция классического стиля заключается в простоте, использовании классических элементов и качественных материалов, ощущении роскоши, четкости, симметрии.

Принципы организации нашего пространства: уединение, коллектив, отдых, работа, ожидание и хранение.

Отталкиваясь от функций, которое должно выполнять пространство библиотеки, мы разделили площадь на следующие функциональные зоны: книжный магазин, зона индивидуального чтения, амфитеатр, зона хранения книг, коворкинг, детская зона, входная зона, санузел, тех.помещения, зимний сад, антресоль.

План с расстановкой мебели и оборудования первого и второго уровня представлены в приложении.

План освещения первого и второго уровня представлены в приложении. Было использовано трековое и точечное освещение.

Таким образом, основываясь, на всем вышеперечисленном, мы сделали визуализации в программе для 3-d моделирования Autodesk 3ds Max (см. приложение).

Входная зона. Центральное место занимает логотип нашей команды, расположенный на акцентной стене синего цвета.

Зона хранения книг. Отличительной чертой нашей библиотеки являются шкафы от пола до потолка, с характерными для классического стиля арочными углублениями под книги. Кроме того, некоторые из шкафов представляют собой технические помещения, поскольку оснащены тайным входом. Использовать данной пространство можно, как место хранение новых книг, так и книг, которые подлежат реставрации.

Зона чтения. Зона индивидуального чтения выполнена в виде капсул, напоминающих по силуэту арки, а также оснащена рабочими столами, что подчёркивает многофункциональность данного помещения. Для того чтобы выдержать классический стиль, мы разработали место отдыха в форме арки, а также используем в интерьере гипсовые скульптуры, которые идеально подходят под нашу концепцию. Кроме того, поставлены книжная инсталляция в виде сердца, символизирующую любовь к чтению, которую должна развивать наша библиотека. Стоит отметить, что данная зона предусматривает места для переговоров.

Коворкинг. Данная зона предусматривает совместную работу посетителей нашей библиотеки, в связи с чем, мы выделили зону для работы в команде и компьютерную зону. Особенностью этого пространства является наличие зимнего сада, которые олицетворяет связь природы и человека.

Детская зона. Библиотека – это пространство для всех, поэтому мы отдельно выделяем детскую зону. В детской зоне могут играть дети, родители которых заняты в других зонах библиотеки. Так же детская зона используется для детей и подростков, для разрядки или во время перерыва от занятий и чтения. Стоит отметить, что синий цвет, используемый в цветах данного пространства, по словам психологов, успокаивает и расслабляет.

Книжный магазин. Если вас заинтересовала какая-то книга и вы, чтобы она стала лично вашей, то на этот случай, мы предусмотрели книжный магазин, где вы сможете приобрести любую книгу.

Таким образом, данные визуализации отражают характерные черты неоклассического стиля (простота и элегантность, классические элементы, нейтральные цвета, мебель, текстиль, симметрия).

 

 

 

Заключение.

В заключение, при сравнении классического и неоклассического стилей в интерьере были выявлены следующие сходства и различия, представленные в виде таблицы.

 

Классический стиль

Неоклассический стиль

Сходства

Элегантность

Оба стиля отличаются элегантностью и роскошью. Они используют высококачественные материалы, изысканные отделочные элементы и детали, чтобы создать роскошное и утонченное пространство.

Пропорции

Классический и неоклассический стили оба придерживаются строгих пропорций и баланса в дизайне. Они используют классические архитектурные элементы, такие как колонны, арки, фризы и молдинги, чтобы создать гармоничное пространство.

Различия

Исторический контекст

Обычно ассоциируется с античной Грецией и Римом

Восходит к периоду Возрождения и классицизма XVIII века.

Уровень декоративности

Более декоративен и изобилен резьбой, узорами и украшениями

Более умеренный и склоняется к сдержанному использованию декоративных элементов

Цветовая палитра

Более темные и насыщенные цвета, такие как бордовый, темно-зеленый или синий

Более светлые и нейтральные оттенки.

Мебель и формы

Более тяжелые и массивные формы мебели

Более изящные и легкие формы

После детального рассмотрения и анализа стилевых особенностей дворцовой классики и неоклассики, особое внимание было уделено изучению их влияния на формирование интерьеров, что позволило выявить ключевые отличия и сходства между этими стилями.

Основываясь на полученных теоретических знаниях и глубоком понимании исторического и культурного контекста, в котором эти стили развивались, представляется целесообразным перейти к следующему этапу исследования - практической реализации проекта в рамках выбранной стилистики.

Проект библиотеки в неоклассическом стиле, который был создан нашей командой в образовательном центре Сириус, представляет собой попытку синтезировать теоретические знания и творческий подход к проектированию интерьеров, учитывая современные требования к функциональности и эстетике помещений. Этот проект является не просто демонстрацией стилистических приемов, но и их адаптацией к потребностям современного общества, подчеркивая универсальность и актуальность неоклассики в современности.

Таким образом, оба стиля имеют свои уникальные черты, которые могут быть использованы для создания прекрасного интерьера. Понимание различий между ними поможет выбрать подходящий стиль для конкретного проекта и создать интерьер, который будет соответствовать эстетическим предпочтениям заказчика.

Список использованных источников.

Книга А.С. КУЛИКОВ «ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

И ДИЗАЙНА»

Ян Л., & Фэй С. (2018). Анализ характеристик неоклассического искусства. , 62-65. https://doi.org/10.2991/MEESS-18.2018.13.

Палмер, А. (2011). Исторический словарь неоклассического искусства и архитектуры.

https://doi.org/10.5860/choice.48-6646

Vehse, E. (2011). Классицизм как основа архитектуры: Зал науки Ричарда Кинга Меллона Людвига Мис ван дер Роэ и Центр выпускников Эриксона Майкла Грейвса.

https://doi.org/10.33915/ETD.848

Приложение №1.

Интерьер в классическом стиле

Приложение №2.

Интерьер в неоклассическом стиле

Приложение №3.

Эскизы

Приложение №4.

Планы

Схема функционального зонирования 1 уровень (М 1:100)

Схема функционального зонирования 1 уровень (М 1:100)

План с расстановкой мебели и напольным покрытием (1 уровень) М 1:100

План с расстановкой мебели и напольным покрытием (2 уровень) М 1:100

План с расстановкой освещения (1 уровень) М 1:100

План с расстановкой освещения (2 уровень) М 1:100

Приложение №5.

Визуализации

Входная зона

Зона хранения книг

Зона чтения

Коворкинг

Детская зона

Книжный магазин

Приложение №6.

Анкетирование

Вопросы.

1. Как вы понимаете термины "неоклассицизм" и "классицизм"? Какие основные отличия между этими двумя художественными направлениями вы видите?

2. Какие художественные произведения (картины, скульптуры, архитектурные сооружения) вы ассоциируете с неоклассицизмом и классицизмом?

3. Какие идеи и ценности были важны для неоклассицизма и классицизма? Как они отражались в искусстве того времени?

4. Какие исторические события или общественные изменения способствовали развитию неоклассицизма и классицизма?

5. Какие известные художники, скульпторы или архитекторы были представителями неоклассицизма или классицизма? Какие произведения они создали?

6. Какие особенности стиля можно выделить в неоклассическом и классическом искусстве? Какие элементы декора, формы и композиции являются характерными для этих направлений?

7. Какие были реакции общества на неоклассицизм и классицизм в период их расцвета? Какое влияние они оказали на развитие культуры и искусства?

8. В чем заключается значение неоклассицизма и классицизма для современного искусства и культуры? В чем вы видите их влияние на современных художников, архитекторов и дизайнеров?

9. Какие аспекты античной культуры и искусства были особенно привлекательны для художников и архитекторов неоклассицизма и классицизма?

10. Каким образом неоклассицизм и классицизм отразились в архитектуре и градостроительстве своего времени? Какие здания и сооружения являются характерными примерами этого влияния?

11. В чем заключается роль и значение мифологии и истории в неоклассическом и классическом искусстве? Какие сюжеты и мотивы из античных мифов были популярны среди художников и скульпторов того времени?

12. Каким образом неоклассицизм и классицизм отразились в интерьерном дизайне и мебели? Какие элементы стиля можно увидеть в мебели, созданной в период неоклассицизма и классицизма?

13. Какие философские и эстетические идеи лежали в основе неоклассического и классического искусства? Как эти идеи проявлялись в произведениях художников и архитекторов того времени?

14. Какие тенденции в культурной жизни и общественном сознании способствовали возрождению интереса к античной культуре в период неоклассицизма и классицизма?

15. Какие технические инновации или новые материалы были использованы художниками, скульпторами и архитекторами в период неоклассицизма и классицизма для достижения своих художественных целей?

16. Каким образом неоклассицизм и классицизм оказали влияние на другие области культуры, такие как литература, музыка, театр и декоративно-прикладное искусство?

17. В чем заключается значение и актуальность неоклассицизма и классицизма для современного общества? Какие уроки и вдохновение можно извлечь из этих художественных направлений сегодня?

Результаты.

Просмотров работы: 32