Можно ли получить живописную картину, рисуя кляксами?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Можно ли получить живописную картину, рисуя кляксами?

Новикова П.С. 1
1МБОУ "Арктический лицей"
Тазетдинова Г.З. 1
1МБОУ "Арктический лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Люди всегда вели наблюдение за миром и явлениями природы, это созерцание помогало человеку выживать, а куклы были частью этого видения, помощниками человека в сохранении жизни, здоровья и достижения счастливой судьбы. Само создание и способы изготовления кукол несут в себе это знание и отражают видение действительного мира. Сегодня мы на многое  начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. Считаю выбранную тему актуальной потому, что, к большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши прабабушки и прадедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Аесть ли сегодня заинтересованные люди, которые возрождают и сохраняют традиции наших предков?

Уверена, что народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и желающими сохранить народные традиции.

В народном мировоззрении основой было наблюдение за миром и явлениями природы, это видение мира природы и законов мироздания помогало человеку выживать, а куклы были частью этого видения, помощниками человека в сохранении жизни, здоровья и достижения счастливой судьбы. Само создание и способы изготовления кукол несут в себе это знание и отражают видение действительного мира.

Проблемный вопрос: есть ли сегодня заинтересованные люди, которые возрождают и сохраняют традиции наших предков?

Объект исследования – куклы-обереги.

Предмет исследования – роль куклы-оберега в жизни современного человека.

Цель: изучить историю возникновения куклы - оберега, её место в жизни современного человека.

Задачи:

1. Исследовать материал по истории возникновения куклы-оберега.

2. Провести анкетирование и проанализировать результаты.

3. Сделать вывод на основе проведенного исследования.

Гипотеза: предполагаю, что народная кукла возрождается и возвращается в жизнь людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций.

Основная часть.

Глава 1. Кукла из глубины веков.

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.

Куклы эти не шили, не вязали. Их сворачивали из кусочков тканей и палочек, связывали из соломы, сматывали из нитей и пряжи. Детали, из которых делали «куколок», связывали и скручивали между собою. А так же «свивали», приматывали нитками, учитывая направление с востока на запад. Молились в процессе работы над оберегом.

В изготовлении этих кукол не использовались режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную. Ещё интересно то, что ткани для изготовления оберегов брали «ношеные». И не какие–то любые, первые попавшиеся под руку, а лишь с той одежды, которая при «жизни» своей приносила хозяину радость, одевалась на праздники и моления. Поэтому люди верили, что магическая сила этих маленьких фигурок будет положительной и доброй.

Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особы. И, что, если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».

Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.

Изготовлением кукол - «берегинь» занимались в основном долгими зимними вечерами или по большой необходимости. В праздники, в выходные и «работные» дни (то есть в страду), а так же в среду и пятницу заниматься рукоделием не разрешалось, и даже более того, считалось делом греховным. Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей.  Их делали «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

Глава 2. Разновидности кукол.

У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. Куколке можно было рассказать о горе и печали, пожаловаться, о чем-то попросить. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза».

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Куклу – «Стригушку» использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», т.е. не рвалась, портилась. Это «вепсская кукла». Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не «резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато, хозяйка дома делала куклу «зернушку». Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Крупеничка - тяжеленькая кукла, наполненная ароматной гречей. Когда-то эта кукла стояла в красном углу дома, сохраняя ценное зерно гречихи и являлась символом достатка семьи, благополучия и отсутствия нужды. Крупеничка - лучший подарок хозяйке.

Кубышка-Травница. Тряпичная кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом и др. Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или наоборот бодряще.

Кукла-скрутка – это еще один из оберегов настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древнейшие образцы таких кукол найдены в Египте - в захоронениях пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол.

Ткань очень ценилась в древности: вырастить лен, вычесать его, спрясть, скрутить нить - длинный трудоёмкий процесс. Поэтому пустой забавы ради такие куклы не делали.

Куклы-скрутки - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Кукла-скрутка изготавливается так же без использования иглы и ножниц.Если же по необходимости всё-таки приходится использовать ножницы, то приговариваем: «Режу не по хотенью, по Божьему веленью, творю красоту, унимаю беду».

И смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой - и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. И для разных целей куклы изготавливались разные, например, Кувадки – делали мужчины чтобы защитить рожавшую жену и младенца, лихоманок, чтобы освободить человека от болезни (Капустка, Рожаница, Кормилка, Берегиня, Микошь и др.). Но каждое имя, так или иначе, раскрывает глубинную женскую сущность, воплощает в себе образ Материнства и Заботы. Зайчика на пальчик делали детям с трёх лет. Это и друг ребёнка, и одновременно его оберег. Эту игрушку в старину родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему не было страшно.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него защитницей и оберегом.

Глава 3. Я и моё возрождение обрядовой куклы.

Моё увлечение народными обрядовыми куклами началось в детском саду. Мы с мамой сделали несколько таких кукол. Воспитательнице очень понравился наш проект, и она предложила мне научить других детей. Оказалось это очень увлекательное занятие. На занятии мы с детьми сделали несколько обережных кукол, так и получилась первая небольшая выставка. Мне нравится, создавая новое и необычное, видеть, как из небольшого кусочка ткани и моточка ниток получается кукла, в создание которой вкладываешь часть души. Кукол можно делать из разных материалов: в основном ткань (бязь, ситец), цветные нити, солома, крупа, ветви, разнотравье и многое другое. При наличии всех материалов и идеи в голове на изготовление куклы времени уходит немного. Время уходит на поиск необходимых кусочков для оформления, на переделку, если что-то не так. Например, обереги «День и Ночь» делаются в течение дня, а вот на обрядовую куклу Масленица уходит намного больше времени. Хочется чего-то нового, необычного, я ведь не повторяюсь никогда, и вот в ход идут разные материалы.

На уроках технологии в нашем классе я научила делать одноклассников народную обрядовую куклу-мартеничку. А потом мне в голову пришла идея: если я могу научить этому других, может быть и другие ребята могут и хотят. Я провела исследование на данную тему. Ученикам 4б, 4г, 2г классов были предложены вопросы: Играли вы в детстве самодельными куклами? Можете научить их делать других? В какой форме можете это провести? Если не можете, то почему?

Приложение 2,3.

Результат меня очень удивили, оказывается, играли в самодельные куклы 90%-(76 человек) опрошенных, а вот научить их делать других ребят из школ могут только 5%-(4 человека). Все остальные сослались на занятость, стеснение, отсутствие интереса к данному виду рукоделия.

И тогда я решила подать пример «скромным и занятым» ребятам нашей школы: я и мой учитель технологии прошли с этим мастер-классом по 3 классам в нашей школе (4а,4б,4г). Во всех классах нас встречали тепло, ребятам понравилось так работать, когда не взрослый объясняет и показывает, а твой ровесник. На следующий учебный год мы планируем провести еще такие же мастер-классы.

Заключение:

Кукла не рождается сама, её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Создавая игрушки, отцы и матери, бабушки и дедушки вкладывали в куколки всю свою жизненную мудрость и любовь к детям. А дети чувствовали это и относились к рукотворным игрушкам очень бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь, заботу и ласку?

Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

В любом случае, каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с куклой.

На основе проведенного исследования, можно сделать вывод, что кукла является неотделимой частью нашей жизни. Кто-то играет в куклы в детстве и, вырастая, забывает о любимой игрушке, для других кукла превращается в хобби – на такое увлечение уходит немало времени и денег, а кто-то сам придумывает куклы, создавая уникальные объекты искусства.

Нельзя сказать, что народные куклы – это только наше прошлое. Народное творчество привлекает и современных людей, вызывая большой интерес к традициям создания кукол. В настоящее время открываются студии народного творчества, проводятся мастер-классы по созданию кукол, выпускается много обучающей литературы, а это значит, что даже в наш век интернета и компьютерных игр есть место простым и красивым игрушкам, которые сделаны своими руками. Считаю, моя гипотеза о том, что народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми увлеченными, и радеющими за сохранение народных традиций подтвердилась.

 Список литературы и источников:

1. Лоскутики.- Максимова М.В. Кузьмина М.А. (серия «Заботы маленькой хозяйки») – ЗАО «Издательство» ЭКСМО-Пресс»,1998.

2. Мягкая игрушка.- М.:РИПОЛ КЛАССИК; СПб.: «Валери СПД», 2002.- (Энциклопедия рукоделия).

3. Ожегов С.И. СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. – Изд.7-е, стереотип. М., «Сов. Энциклопедия», 1980г.

4 .Поисковая система Google по запросу «Куклы берегини, куклы-обереги».

5. Детская энциклопедия «Я познаю мир» Культура Москва АСТ 1998.

Приложение 1

Полезные советы для изготовления куклы-оберега:

- Помните песенку со словами «если кукла выйдет плохо, назову ее дуреха»? Так вот, плохо кукла выйти не должна. Если уж дурехой получилась, следовательно, в хозяйку пошла. Посему советуют: при чистых и светлых помыслах делать кукол, радоваться им, радоваться вместе с ними, дарить их тепло и свет. 

-Изготавливая куколку, закройте глазки и мысленно пошлите нашим предкам телеграмму: «Уважаем, изучаем, чтим».

-Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.

- Можно поставить свою куколку высоко на шкаф, пусть сидит высоко, всё видит и оберегает ваш дом от всего плохого.

- Можно подарить своей куколке красивые бусы. «Посмотри, куколка, какая ты красивая! Теперь исполни моё желание (прошептать своё желание на ушко кукле)». Потом спрятать куколку подальше с глаз. И каждый раз в ответ на ваш подарок куколка Желаньица будет исполнять ваше желание.

- А можно дома привязать к ручкам куколки мешочек с монеткой и пшеницей. Пусть в вашем доме всегда будет достаток.

- Можно посадить свою куколку на спинку дивана. Ей там будет весело, и пусть охраняет ваши счастливые сны.

Приложение 2

Приложение 3

Анкета

1.Вы в детстве играли самодельными игрушками?

2.Можете научить других их изготавливать?

3.Если можете, то что Вам для этого необходимо?

4.Не могу ,потому что…..

Просмотров работы: 5