Введение
На сегодняшний день большинство людей не интересуются познанием живописной науки, для них этот процесс не является значимой частью жизни. Они начинают обесценивать творения великих художников прежних времён, которые вкладывали всю свою любовь, талант в картины. Через копирование же произведений человек XXI века больше углубляется в искусство, которое в данное время всё сильнее упрощается.
Сейчас искусством считают работы, размещённые на криптоплощадках. В большинстве случаях такие работы не представляют собой чего-то сложного и по-настоящему ценного.
Я выбрала тему «Постижение живописной науки через копирование произведения «Закат в степи» 1900 г.».
Почему же я выбрала именно эту тему?
Было очень интересно посмотреть, насколько я справлюсь с этой работой, так как раньше, несмотря на интерес к ним, я никогда не копировала живописные полотна. Передо мной был огромный выбор художников, через которых мне хотелось бы познать живопись.
Предпочла я именно Архипа Куинджи: через его живописные картины мне хотелось почувствовать себя великим художником, проникнуть в тайны его произведений. А. Куинджи понравился мне своей особой любовью к Родине, умением чувствовать ее красоту, проникать в глубину души зрителя-созерцателя, а также способностью придавать значение деталям, мелочам, которые и создают непередаваемую прелесть восприятия. У меня было множество вариантов для выбора картин Архипа Ивановича. Нельзя не заметить, что художник неоднократно обращается к теме заката. Он настолько увлекается изображением солнца, что однажды получает прозвище «солнцепоклонника». Куинджи изображает закат в разное время года и с разных ракурсов. Зритель может почувствовать особую восприимчивость Куинджи к настроениям светила: художник видит, как оно грустит, покидая на ночь любимый мир, как радуется возможности отдохнуть от ежечасного напряженного труда.
«Закат в степи» написан в 1900 г. Это произведение привлекло меня своей простотой и чувственностью одновременно. Пейзаж способствует глубокому погружению в него и неспешному наслаждению цветами. Цветовое решение же картины необычно: к прозрачности от тёмных оттенков зелёного до стремящегося голубого. Главная фигура, притягивающая взор, - это солнце, которое багрянцем опускается за горизонт, окрашивая небо в золотистые и розовые тона. Остывшее после тяжелого, полного борьбы дня солнце покраснело. Скоро звезда уйдет на ночной покой, наберется сил и наутро вернется посвежевшей, готовой к трудовому, вернее, световому дню. Среди потемневшей на закате зелёной травы проложена тропа, уходящая в застывший голубой туман. Кучевые облака уплывают вдаль на фоне полупрозрачных небес. Архипу Куинджи мастерски, очень неназойливо удаётся передать все свои чувства, что считается важным для профессионального живописца.
Таким образом, узнав об особенностях творчества известного русского пейзажиста А.И. Куинджи, испытав притяжение образов, созданных им на полотне 1900-го года «Закат в степи», я решила создать его копию.
Цель: изготовить копию картины Архипа Куинджи «Закат в степи».
На основе поставленной цели можно выделить следующие задачи:
изучить биографию Куинджи;
определить сюжет картины;
разобрать цветовые эскизы на бумаге;
выбрать материалы и инструменты для создания копии;
написать копию с картины;
провести анализ всей своей работы по созданию копии картины «Закат в степи».
Методы:
- наблюдения и анализа (наблюдательная работа с полотном, анализ материалов биографии художника А. Куинджи, изучение особенностей его творчества);
- отбора (отбор материалов и инструментов для создания копии).
Объект: картина Архипа Куинджи «Закат в степи». Предмет - особенности передачи заката художником А. Куинджи.
Основная часть
1. Особенности биографии художника Архипа Куинджи
1.1. Детские и юношеские годы. Стремление писать картины
Будущий художник родился 27 (15 по старому стилю) января в Мариуполе. Известны 3 варианта года рождения, так как после смерти в архиве Куинджи нашли три паспорта, в которых указаны – 1841, 1842 и 1843 г.р. Причина такого разночтения мне не известна. Его отца Ивана Христофоровича – грека по происхождению, сапожника по профессии – все звали еменджи (с турецкого – «трудовой человек»). А вот деда ювелира величали куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника. О матери никаких сведений нет. Мальчик рано осиротел и воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Он много работал: пас гусей, собирал кизяк. Будучи еще малышом, яро защищал животных от хулиганов и помогал тем, кто слабее.
Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику, поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холоста будущему пейзажисту подходило все: забор, стена, обрывок бумаги.
В 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время расписывал стены комнаты, в которой жил. После этого трудился у хлеботорговца. Рисовал мальчик постоянно, и ему посоветовали пойти в ученики к Ивану Айвазовскому.
Архип пешком отправился в Феодосию, где жил именитый маринист. Иван Константинович, не увидев таланта, учить ребенка не стал, но и не прогнал. Выделил ему место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого. И всё-таки встреча со знаменитым художником, несмотря на его строгий взгляд на наставничество, увенчалась успехом: родственник Айвазовского Адольф Фейсслер согласился заниматься с Архипом. И уже спустя пару месяцев Куинджи смог вернуться в Мариуполь, чтобы начать работу живописца с самого начала - ретушером у нескольких местных фотографов. При этом мечту о профессиональном обучении Архип Иванович не оставлял, поэтому немногим позже юный художник отправился поступать в Академию художеств.1 [1], [2] Поступил не сразу, но его упорство и целеустремлённость помогли осуществить мечту.
1.2. Влияние личной жизни Архипа Куинджи на особенности его творчества
В это же время Архип, 17-тилетний юноша, влюбился - впервые и навсегда. Избранницей стала такая же юная Вера Кетчерджи-Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки - зажиточного купца. Чувства оказались взаимными, но на пути к счастью молодых людей появилась суровая, труднопреодолимая преграда в облике отца Веры: замечая чувства дочери, он однажды спросил, уж не собирается ли она замуж за босяка, на что получил категоричный ответ: «Если не за Архипа, то только в монастырь».
Кетчерджи же поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение! На заработки этой суммы молодой художник отправился в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Но, когда жених заработал необходимую сумму, её отец изменил условия и потребовал больше денег. Удивительно, насколько смиренным казался Куинджи: молодой человек снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.
В 1875 году счастливые молодые люди наконец-то поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Поездка оказалась судьбоносной: когда в пути разыгрался сильный шторм и супруги сумели спастись, они решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.
После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Супруги же при этом вели скромный быт, не забывая помогать молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа во всех делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки. Таким образом, можно утверждать, что обстоятельства личной жизни напрямую связаны с творческим успехом Архипа Куинджи.
1.3. Расцвет творчества Архипа Куинджи (1860-1870-е)
Расцвет же творчества того художника приходится в 1860-1870-е годы. В этот период он начинает создавать самые известные картины, которые позже принесли ему славу и признание.
В 1865 году А. Куинджи принял решение поступить в Академию художеств и отправился в Санкт- Петербург. И уже в 1868 году художник создает картину «Татарская сакля в Крыму», написанную в стиле И. Айвазовского, а позже выставленную на академическую выставку. В итоге совет Академии художеств присвоил Архипу Куинджи класс свободного художника. А уже в 1870 году Архип Иванович получил звание неклассового живописца. В этом же году Куинджи знакомится с художниками-передвижниками, что очень сильно повлияло на его дальнейшее творчество. В картинах стал проявляться реализм: преобладание социальных идей, стремление выразить свои гражданские чувства, выраженные в тёмных, мрачных цветах. Позже художник побывает на острове Валаам и, вдохновившись энергетикой намоленного северного края, создаст картину «На острове Валааме». Полотно экспонировалось на академической выставке, затем — в Вене и, в конце концов, стало первой картиной А. Куинджи, которую купил для своей коллекции П.М. Третьяков. 1873 год ознаменовался выставкой в Обществе поощрения художеств картины «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне художник получил бронзовую медаль.
В 1875 году Куинджи наконец-то обвенчался со своей глубоко и горячо любимой Верой. В этот момент у художника начинается «романтический период», что приводит его к созданию новой декоративной системы. В этом же году Архипа Куинджи принимают в Товарищество передвижников, однако через год он отказывается от идей художников данного направления. Ему хочется наслаждаться жизнью, видеть красоту в природе, а не истолковывать её, подобно учёным, передвижникам.
Уже в 1878 году на Всемирной выставке в Париже были представлены произведения живописца, которые вызвали всеобщее восхищение как публики, так и критики. В 1879 году художник углубляется в изучение импрессионизма, создаёт картины «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя». Пейзажи Куинджи нередко строятся на интереснейшем контрасте света и тени, поэтому в первую очередь он считается гениальным колористом...2 [3]
А уже 21 марта 1879 года А.И. Куинджи снова был избран в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но уже к концу года окончательно рвёт с ними по принципиальным разногласиям, несмотря на уговоры остаться.
1.4. Годы затворничества (1880-1900)
В 1880-м году художник очень ответственно подходит к выставке одной своей картины в Обществе поощрения художеств - «Лунная ночь на Днепре», которая производит приятное впечатление на зрителя. Полотно становится особенно желанным для коллекционеров, но приобретает его Великий князь Константин Константинович.
Затем состоялось ещё несколько выставок, однако внимание зрителя рассеялось, столкнувшись с разочарованием - картиной Куинджи «Днепр утром». Расстроившись, художник замолкает на целых двадцать лет. Публике сложно объяснить это молчание, в основном она ссылается на то, что Архип Иванович исчерпал себя и впал в творческий кризис. Но на самом деле Куинжди устал от постоянной суеты, что сопровождала выставки.
Он искал новые способы передавать цвета в своих работах, чтобы наслаждение жизнью в его полотнах было ещё доступнее. В это самое время художник обвиняется в стремлении создать дешёвый эффект и напускной пафос для своих картин, пряча за полотнами специальные подсветки.
В этот период поиска семья Куинджи живёт в посёлке Кикене, живёт очень сдержанно, едва ли не в шалаше. Дальше, живописец возводит там небольшое имение и в будущем часто посещает его.3 [5]
1.5. Благотворительность
Итак, супруги Куинджи живут небогато, много отдают на благотворительность, в частности, Академии искусств для выплаты премий. Параллельно Архип создаёт Общество художников своего имени и делает большие вложения в него. Императорское общество художеств не остаётся без финансовой помощи художника для вложений в премии. После смерти Архипа многие его картины передаются Таганрогскому музею.
То время, что предшествовало роковой болезни Куинджи, было плодоносным на такие картины, как: «Радуга», «Красный закат», «Ночное». Архип Куинджи был утверждён на должность профессора Академии искусств. А потом, в 1907 году художник внезапно начал заболевать, хотя находился в своём любимом имении в Крыму и по-прежнему занимался любимым делом.4 [6],[10]
1.6. Последние годы жизни. Смерть Архипа Куинджи
В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909-го, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно.
Следующей весной, во время поездки в Крым, Куинджи остановился в гостинице, где и настигла его болезнь. У него диагностировали воспаление легких. Художнику было 68 лет. В таком возрасте болезнь особенно коварна, а в сочетании с больным сердцем практически неизлечима. Миокардит постепенно убивал гения.
Врачи прописали полный покой, никаких встреч и бесед. Вера Леонтьевна в это время оставалась в Петербурге. Обеспокоенная отсутствием вестей, отправилась в Ялту. На тот момент Архипу Ивановичу стало лучше. Она вернулась в Северную столицу, куда должны были перевезти художника. Но, когда этого не произошло, она вернулась, чтобы самой организовать переезд. Врачи советовали лечиться на Кавказе, но мастер предпочел курортный Сестрорецк. Однако и туда ему попасть не удалось.
В Петербурге состояние Архипа Ивановича ухудшилось настолько, что стало понятно: дни его сочтены. Два месяца прошли в мучениях и философских беседах с друзьями. Спорили на темы искусства, религии и человеческой морали. Будучи добрейшим человеком с широкой душой, Куинджи умирал мучительно трудно.
Ранним утром 11 июля 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало. Гроб с телом поставили в Академии художеств, а оттуда до кладбища его несли на руках ученики. К процессии присоединились нищие, которым не раз помогал художник. Могила «художника света» - на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. К ее оформлению приложили руку архитектор А.В. Щусев, скульптор В.А. Беклемишев, художник Н.К. Рерих, мозаист В.А. Фролов. 5[7]
2. «Закат в степи» 1900 г.
Картина Архипа Куинджи «Закат в степи» выбрана мной не случайно. Художник написал эскиз к картине «Закат в степи» в 1900-м году. Прежде чем создать большое полотно, мастер выполнил множество подготовительных работ. В эскизах он старался передать изменчивое освещение при заходе солнца и смело экспериментировал с разными живописными решениями. Этот вариант — один из эскизов. Всего несколькими мазками краски мастер передал всполохи света, которые прорываются сквозь массивные облака. Он сумел отобразить закатное солнце с удивительной реалистичностью. Художник сместил линию горизонта вниз, чтобы акцентировать внимание на небе. При этом он тонко прописал мельницу вдалеке, освещенную багрянцем.
В 2019 году в Третьяковской галерее состоялась выставка его картин. Среди работ, собранных со всей России, была и эта – «Закат в степи».
Позже посетители Национального музея республики Бурятия задерживались у нее, наслаждаясь гармонией и гадая, как это творение занесло так далеко от мест жизни художника. Талантливейшие реставраторы России работали, чтобы придать полотну его первозданный вид. Этой картине свойственна градация цвета: от тёмных оттенков зелёного до стремящегося к прозрачности голубого. Как во множестве других полотен, здесь имеется главная фигура, притягивающая взор наблюдателя. Это солнце, которое багрянцем опускается за горизонт, окрашивая небо в золотистые и розовые тона. Остывшее после тяжелого, полного борьбы дня солнце покраснело. Скоро звезда уйдет на ночной покой, наберется сил и наутро вернется посвежевшей, готовой к трудовому, вернее, световому дню. Среди потемневшей на закате зелёной травы проложена тропа, уходящая в застывший голубой туман. Кучевые облака уплывают на фоне полупрозрачных небес. Пламенное солнце, пламенные чувства – вот чем была наполнена жизнь Архипа Ивановича. Его творчество и сегодня по-прежнему вызывает отклик в наших сердцах. Передача чувств через расстояния и через времена – главная задача искусства, которую Куинджи, как настоящий мастер своего дела, выполнил безупречно. [8],[9]
3. Этапы написания картины
3.1. Технология работы над копией
Для написания картины мне потребовалось изобразить две пробные копии на альбомном листе А4, после я приступила уже к самому произведению - на листе А3 (оригинал картины написан на холсте 83x166 см). Сначала выложила цвета на палитру мастихином. Цвета, которые я использовала: белый, желтый, охра, теплый красный, краплак, кобальт, ультрамарин, изумрудный [1]. Покрыла лист бумаги охрой, чтобы картина была в более теплых оттенках [2]. Далее приступила к наброскам.
Чтобы работа не получилась грязной, я проигнорировала карандаш и ластик. Вместо карандаша использовала опять же цвет охра [3]. Затем, смешав кобальт и белый, приступила к изображению неба: нанесла плотным слоем, так как гуашь быстро теряет цвет [4]. Сделала переходы в небе. Далее взяла следующие цвета: краплак, кобальт, белый, ультрамарин. Работала исключительно мазками [5]. Горизонт возвела в более темные оттенки, добавила уже изумрудный цвет. После этого приступила к созданию облаков. Облака старалась делать объёмными, использовала в них все цвета [6]. Завершив небо, начала работу над солнцем. Возле солнца использовала тёплый красный, желтый и немного краплака. Рядом с солнцем обязательно должны быть яркие цвета. В конце поправила недочеты неба. Изобразила сушу. Суша покрыта зеленью, для этого я использовала изумрудный, ультрамарин, охру. Старалась не делать резкие перевалы [7]. Впоследствии писала тропу, используя самый тёмный свет. И напоследок расписала домик на заднем плане. По окончании всей живописи выписала мелкие детали и исправила ошибки [8].
3.2. Использованные материалы
Для выполнения картинной работы мне понадобились следующие материалы и инструменты:
альбом,
лист А3,
гуашь,
палитра,
кисти из натурального и синтетического материала,
также мастихин, тряпочка для промачивания кистей.
Для начала я написала две копии картины на альбомном листе А4. Альбом покупала в FixPrice за 99 рублей. Уже для полноценной работы использовала лист А3, покупала целую папку, цена 178 рублей на сайте Ozon. Использовала натуральные и синтетические кисти. Натуральные за 2 шт: 180 рублей, синтетические: набор 13 шт. 360 рублей на сайте Ozon. Краски гуашь «Престиж», ЛУЧ, 12 шт. 149 рублей в магазине FixPrice. Мастихин 1 шт. 420 рублей на сайте Wildberries.
Итого: я потратила 1386 рублей на материалы и инструменты.
Выводы
Итак, проведённая мной работа позволила сделать следующие выводы:
- Архип Куинджи был одной из самых ярких личностей в истории русской живописи. На протяжении всей своей сознательной жизни он был носителем замечательных человеческих и профессиональных качества;
- этот художник сам добился того, чтобы заложенный в нем огромный талант реализовался полностью с максимальной пользой для общества. Другой известный российский художник, И. Е. Репин, дал такую высокую оценку созданному Куинджи искусству: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». Полотна Архипа Куинджи производили неизгладимое впечатление на его современников, они и до сих пор завораживают зрителей своим цветом и светом, таинственностью изображенных им природных явлений;
- созданная мной копия его картины «Закат в степи», несомненно, поможет мне приблизиться к пониманиюособенностей необычной судьбы и замечательного наследия российского художника второй половины XIX в. Архипа Ивановича Куинджи.
Заключение
Итог всей работы: благодаря творчеству Куинджи мне захотелось всё больше и больше познавать искусство. Архипу Ивановичу удавалась передавать все его богатые чувства и эмоции. Его произведения искусства передают огромную любовь к Родине. Он, проделывая кропотливую работу, мастерски показывает, насколько многообразна, могуча и прекрасна природа. Во время написания картины я погрузилась в её создание, в сам процесс, как бы почувствовав себя великим художником. Его биография меня поразила, можно сказать, он был загадочной личностью (даже нет его точной даты рождения). Очень удивительный человек, c богатой биографией и по-настоящему великолепными произведениями. Над этой картиной я очень долго трудилась и старалась вкладывать всю себя. Ещё я создавала для себя саму обстановку, слушая музыку того времени. Это был для меня огромный опыт, ведь мной потрачено довольно много часов за работой, усилий, нервов, я испытала страх, что изображение совсем будет не похожа на оригинал. Было трудно подобрать цвет, для меня это была самая трудная часть. Всего на картину я потратила часов 10. Было достаточно сложно. Но, думаю, у меня получилось, я достигла своих целей и задач. Могу сказать огромное спасибо этому живописцу за его преданность своему делу и за то, что передал мне любовь к своему творчеству.
Библиография
1. Архип Иванович Куинджи: Альбом / Составитель альбома и автор вступительной статьи Н. Новоуспенский. — М.—Л.: Гос. изд-во изобразительного искусства, 1961. — 40 с. — (Мастера русского искусства). — 27 500 экз. (обл.)
2. Архип Куинджи — Третьяковская галерея : журнал. Специальный выпуск. — 2018. — № 3 (60).
3. Илюшин С. В. Юность Куинджи: Повесть. — Донецк: Донбасс, 1977. Дата обращения: 20 апреля 2012.
4. Кондаков C. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. :
5. Мельникова Л. Куинджи. — Киев, 2010. — 48 с. — (Великие художники. Т. 5).
6. Неведомский М. П., Репин И. Е. А. И. Куинджи. — СПб.: О-во имени А. И. Куинджи, 1913. — [6], 189, [3], 8 с., 30 л. ил.
7. Охапкина К. Повесть о Куинджи. — М.: Советский писатель, 1953.
Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2: Часть биографическая. — С. 105–106. — [4], VI, 454, [5] с. — OCLC 707072219.
8. Свет Куинджи: Роман / Виктор Шутов, Семён Илюшин; [Худож. И. А. Галюченко], 268 с. ил., 5 л. цв. ил. — Донецк: Донбасс, 1983.
9. Свет Куинджи : Роман / Виктор Шутов. — Киев: Дніпро, 1990. — 462,[2] с., [1] л. портр.
Приложения
Подготовка к написанию картины [1].
Подготовка поверхности [2].
Наброски [3].
Приступила к написанию неба [4].
Переходы [5].
Облака [6].
Солнце и суша [7].
Доработка недочётов. Конечный результат [8].
1Непризнанный художник Куинджи https://www.culture.ru/persons/8240/arkhip-kuindzhi?ysclid=lt3ehl1z4e574693779
2 70 интересных фактов об Архипе Куинджи https://obshe.net/posts/id5331.html
3 Архип Куинджи: история жизни в пяти картинах https://www.culture.ru/materials/167232/arkhip-kuindzhi-istoriya-zhizni-v-pyati-kartinakh
4 Алина Ефимова Малоизвестные страницы ИЗ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А.И. КУИНДЖИ | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» (tg-m.ru) https://www.tg-m.ru/articles/3-2018-60/maloizvestnye-stranitsy-iz-zhizni-i-tvorchestva-ai-kuindzhi
5 Архип Куинджи. Лучшие картины