Создание игры-тренажера «Достопримечательности Тюмени»

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание игры-тренажера «Достопримечательности Тюмени»

Черкашин А.Д. 1
1МАОУ СОШ №22 г.Тюмени
Извина О.А. 1
1МАОУ СОШ №22 г.Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У каждого человека обязательно имеется своя маленькая родина – прекрасное место его появления на свет, где расположен его дом и где прошли счастливые годы детства. Каждый день мы ходим по улочкам, паркам, аллеям нашего города, не обращая внимание, что рядом с нами здания, дома, которые таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Богат наш город своими достопримечательностями, но не все, особенно школьники о них знают.

Актуальность. Достопримечательности города можно изучать по-разному - в виде лекций, посещение экскурсионных мероприятий и в игровой форме. Лекции не всегда пользуются успехом и бывают очень скучны для молодежи и детей. Экскурсионные маршруты требуют финансовых вложений, что ограничивает их использование. Таким образом оптимальным представляется изучение достопримечательностей Тюмени в игровой форме. Детям нравится играть, и мы решили скучное превратить в увлекательное и интересное. С помощью специально разработанной игры-тренажера мы сможем не только узнать информацию о достопримечательностях Тюмени, но и проверить свои знания, а также понять, насколько хорошо знакомы с историей нашего города.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что игра-тренажер может быть использована в школе на уроках истории, краеведения, окружающего мира, и через игру дети будут расширять свой кругозор.

Из всего выше сказанного, мы определили цель, задачи и гипотезу нашей работы.

Цель: разработать игру-тренажёр «Достопримечательности Тюмени»

Задачи:

  1. Узнать подробную информацию о известных и малоизвестных достопримечательностях г. Тюмени.

  2. Изучить научно-методическую и справочную информацию по созданию игр на основе программы PowerPoint.

  3. Разработать правила игры.

  4. Разработать алгоритм создания игры-тренажера «Достопримечательности Тюмени»

  5. Провести анкетирование среди учащихся класса с целью выявления интереса и знаний одноклассников об истории нашего города.

Гипотеза: мы предполагаем, что игра-тренажер, созданный на основе программы PowerPoint, поможет расширить свои знания о достопримечательностях города Тюмени и легко запомнить важные факты о городе.

Объект исследования: игра как вид деятельности.

Предмет исследования: игра-тренажер «Достопримечательности Тюмени».

Методы исследования: при поиске информации о достопримечательностях города Тюмени мы использовали теоретический метод, а именно сбор и анализ литературы, и интернет источников. Из практических методов – экскурсии в окрестностях города, где происходили исторические события.

При написании нашей работы мы опирались на разнообразные источники информации, включая интернет-ресурс «Краеведческий портал Тюмени-ГородТ», а также статьи, созданные В.А.Булатовой, А.Х. Юсуповым и В.Ф. Ефимовым.

Глава 1. Понятия и особенности игры-тренажера

Тренажёр (англ. train тренировать, обучать) установка, имитирующая важнейшие элементы какого-либо вида деятельности; применяется для выработки и тренировки профессиональных навыков [6].

Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» [8].

Среди тренажеров особое место занимают компьютерные тренажеры. Тренажеры, которые отражают элементы игровой формы называются учебными компьютерными играми [5].

Игра-тренажер — это программа, предназначенная для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме [7].

Игра - тренажер выполняет 3 функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

- Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений и помогает выявить проблемы и устранить их;

- Обучающая функция тренажера проявляется в стимулирование усвоения учебного материала, ведь тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки. Если ты ответил неверно, то после прохождения задания предоставляются ссылки на учебную статью, прочитав которую можно узнать правильный ответ;

- Воспитательная функция помогает развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность [4].

В процессе игры не только закрепляются ранее полученные знания, а также приобретаются новые умения, навыки, развиваются умственные способности.

В настоящее время благодаря современным технологиям существует множество различных программ для создания интерактивных игр, одной из которых является широко известная программа Microsoft Office PowerPoint.

Игры-тренажеры созданные при помощи программы PowerPoint, очень яркие и помогают удерживать внимание с помощью картинок и звуков, это помогает восприятию информации и легкому её запоминанию.

Программа Microsoft PowerPoint — очень мощное и одновременнодостаточно простое в освоении средство для создания электронных презентаций, входит в основной пакет офисных программ Microsoft Office и доступна каждому пользователю. Но многие не знают, что при ее грамотном использовании возможно создание не только презентаций, но и интерактивных игр-тренажеров.

Электронная презентация (от латинского praesento – представление, англ. present – представлять) – это электронный документ с иллюстрационными материалами, предназначенный для публичных выступлений [1].

При изучении достопримечательностей через игровые тренажеры, включается в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчается процесс запоминания изучаемого материала, помогает «погрузиться» в предмет изучения, создать иллюзию присутствия, сопереживания с изучаемым объектом.

Использование Игры-тренажера «Достопримечательности Тюмени» позволит нам пробудить интерес к изучению малоизвестных, а порой кому-то совсем неизвестных фактов истории нашего города.

Глава 2. Механизм создание игры-тренажера «Достопримечательности Тюмени»

Изучив литературу, интернет-ресурсы и побеседовав с местными жителями, работниками музеев и краеведами, а также прогулявшись по улочкам города Тюмени, мы составили список уникальных и малоизвестных достопримечательностей. В этот список входят такие величественные сооружения, как памятник "Мост Победы", стела "Город трудовой доблести", дом "Давыдовой", удивительный музей "Царская пристань", Масловский взвоз и многие другие (Приложение №1).

Существует несколько путей, позволяющих познакомиться с достопримечательностями города: лекции, экскурсии и игровые формы. Изучение достопримечательностей может быть увлекательным и интересным, особенно если использовать игру-тренажер. Она позволяет пользователям погрузиться в увлекательную атмосферу посещения различных достопримечательностей, не выходя из дома. Благодаря этому, изучение старых и новых мест становится доступным для всех.

С помощью игры – тренажера можно будет не только получить информацию об объекте, а также ответить на вопросы и понять, насколько ты знаком с данной темой.

Таким образом игра – тренажер способствует: расширению кругозора учащихся, стремлению к изучению истории родного края, формированию ценностных ориентаций, умению работать в команде.

Прежде чем приступить к разработке игры-тренажера, мы провели анкетирование учащихся в своем классе с целью узнать, насколько ребята знакомы с достопримечательностями города. (Приложение 2. фото 1, фото 2). Учащимся было предложено ответить на несколько вопросов (Приложение3).

Затем мы предложили ученикам позаниматься на тренажере с целью знакомствас неизвестными им достопримечательностями или вспомнить факты, которые они ранее знали, но подзабыли (Приложение 3. фото 3, фото 4).

После знакомства с игрой – тренажером «Достопримечательности города Тюмени» ребята снова прошли анкетирование и ответили на те же вопросы, которые были им заданы до занятий на тренажере.

Результаты анкетирования до и после знакомства с тренажером приведены в таблице (Приложение 4).

По результатам анкетирования мы можем сделать вывод, что ученикам понравилось обучаться и играть. Если до применения игры-тренажера на вопрос: «Нравится ли тебе играть и одновременно обучаться?». Из 27 опрошенных положительно ответили 21, то после знакомства с тренажером их стало уже 26. Также после ознакомления с игровым тренажером варианты правильных ответов значительно увеличились. Это привело нас к выводу, что игры-тренажеры оказывают существенную помощь в образовательном процессе.

Чтобы разработанный тренажер можно было использовать для обучения, в нем должны быть два режима – «Обучение» и «Контроль».

В режиме «Обучение» будет предоставлено фото объекта и краткий рассказ о нем, а в режиме «Контроль» будут заданы вопросы и варианты ответов. Если есть затруднения с ответом, всегда есть возможность вернуться в режим «Обучения» и еще раз ознакомиться с информацией об интересующем объекте.

В ходе разработки игры-тренажера мы решили, что она будет предназначена для детей младшего школьного возраста. Исходя из этого были придуманы правила игры, понятные для данной возрастной категории.

Для начала в режиме «Обучения» мы познакомимся с достопримечательностями нашего города или просто их вспомним. Затем перейдем в режим «Контроль», где поиграем и проверим свои знания.

В игре может участвовать от двух и более учащихся или команд. Игроки по очереди отвечают на вопросы. Проверить себя можно, нажав на карточку с ответом. Если ответ неверный, то на карточке будет написано - «Переход хода» и на этот вопрос отвечает следующий участник или команда. Если ответ верный, то на карточке будет написано «Верно + 1». Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.

Вопросы для игры-тренажера были подобраны таким образом, чтобы они не вызывали затруднений у участников игры, благодаря предварительному ознакомлению с информацией в режиме «Обучение». В случае, если возникнут трудности с каким – либо вопросом всегда есть возможность перейти в режим «Обучение» и повторить неизвестные им факты. (Приложение 5).

Рассмотрим основные этапы создания игры-тренажера на основе программы PowerPoint

Этап 1. Создаем игровое поле.

1. Открываем PowerPoint и создаем новую презентацию.

2. На вкладке «Дизайн» выбираем и применяем понравившуюся тему оформления.

3. Для создания фона слайда, производим следующие действия: нажимаем правой кнопкой мыши на поле слайда, выберите опцию «Формат фона», далее «Рисунок или текстура», затем «Добавить рисунок из источника». Из представленного списка выбираем папку, в которой хранится нужный нам фон, а затем сам фон. Далее, кликаем левой кнопкой мыши на кнопку «Вставить» и нажмите «Применить ко всем».

4. Создаем необходимое количество слайдов (для этого нажимаем левой клавишей мыши под слайдом и нажимаем – «Создать слайд». Делаем так столько раз, сколько слайдов нам нужно).

Этап 2. Создаем макеты слайдов с вопросами и ответами.

1. Первый слайд будет титульным. Здесь мы разместим название игры и автора.

2. На втором слайде будут размещены правила игры.

3. Содержание с перечислением достопримечательностей города будет на третьем слайде. При клике на интересующую нас достопримечательность, мы будем перенаправлены на соответствующий слайд, где получим дополнительную информацию о ней. На данный слайд будет всегда возвращать кнопка «МЕНЮ», которая будет на каждой странице. На слайде «МЕНЮ» мы разместили управляющую кнопку: «СТАРТ» - кликнув по которой начинается игра.

4. После слайдов с информацией об объектах, будет начинаться игра с вопросами. Проверить себя, можно нажать на карточку с ответом. Ответили верно - заработали балл, если ответ неверен, то переход хода к другому участнику.

5. Для того, чтобы выложить на слайд нужные картинки, на панели задач кликаем «Вставка» - «Рисунок» – выбираем нужную нам папку с картинками – «Открыть» – выбираем картинку – «Вставить». С помощью мыши изменяем размер рисунка, наводя на угловые точки. Располагаем рисунки в нужном нам порядке, перетаскивая мышкой.

6. Чтобы вставить надпись, на панели задач кликаем «Вставка»-«Текст»-«Надпись». Выбираем место на слайде, где будет текст и двойным щелчком мыши ставим курсор и начинаем печатать текст или вставляем скопированный текст.

Этап 3. Создаем управляющие кнопки.

Для добавления кнопок «СТАРТ», «ДАЛЕЕ», «МЕНЮ», «ВОЗВРАТ В ИГРУ», на слайд в PowerPoint, следуем этим шагам:

1. После открытия презентации в PowerPoint нужно перейти на вкладку «Вставка» на панели инструментов. В разделе "Фигуры» в нижней части меню найти опцию «Управляющие кнопки" и выбрать форму кнопки, которая соответствует нашим требованиям и щелкнуть на нее. На слайде щелкаем то место, где будет располагаться кнопка. Она автоматически появляется в выбранном месте.

2. После появления кнопки откроется диалоговое окно: «Настройка действия». В нём мы можем выбрать, что должно произойти с кнопкой при щелчке. Далее выбираем опцию – «Перейти по гиперссылке». Выпадающем меню выбираем: «Следующий слайд» или «Предыдущий слайд» или «Слайд…» т.д. После выбора действий нажмем «ОК», чтобы завершить настройку кнопки. Теперь у нас есть копка на слайде, которая будет выполнять выбранные нами действия при щелчке мыши на нее.

3. Чтобы придать кнопке нужный размер и цвет, нужно выделить фигуру. Затем нажать правую клавишу мыши и выбрать на панели инструментов "Формат"и настроить цвет кнопки по нашему желанию.

4. Для добавления надписи на кнопку нужно щелкнуть фигуру и перейдите на вкладку "Вставка". Далее выбрать опцию "Надпись" и вставить соответствующую надпись, которая будет отображаться на кнопке. Мы также можем отредактировать надпись: увеличив шрифт, изменяя шрифт или меняя цвет шрифта. При нажатии на данную кнопку мы будем переходить на нужный нам слайд.

Аналогичным образом можно создать кнопки с названиями достопримечательностей и кнопку «УЗНАТЬ ОБ ОБЬЕКТЕ».

Этап 4. Создание эффекта переворачивающихся картинок.

Для создания эффекта переворачивающиеся картинки, комбинирующих изображение и текст, мы прибегаем к использованию функции «Анимация».

1. На панели инструментов выбираем вкладку «Вставка» и нажимаем на «Фигуры». В выпадающем списке выбираем кнопку «Прямоугольник» и добавляем его на слайд, придав ему форму квадрата.

2. Щелкаем правой кнопкой мыши на созданном «Квадрате» и выбираем вкладку «Заливка», а затем «Рисунок». Из папки с картинками мы выбираем нужное нам изображение.

3. Выбранное изображение появляется внутри «Квадрата». Затем мы копируем «Квадрат» и создаем его дубликат. В новой копии мы удалим изображение, добавим новый цвет заливки и введем текст, дважды щелкнув по этой фигуре.

4. Щелкнув на «Квадрат» с картинкой, выбираем на панели инструментов вкладку «Формат», а затем «Область выделения». С правой стороны на рабочем столе появится панель со списком фигур, которые мы добавили на слайд. Переименуем их для нашего удобства (Приложение 2 фото 6).

5. Для создания анимации к выбранному объекту, нужно выполнить несколько шагов. Сначала переходим на вкладку «Анимации» и выбираем эффект «Возникновение». Затем кликаем на рабочем столе вкладку «Область анимации» и выбираем «Запускать после предыдущего» (Приложение 2 фото 7).

6. Чтобы создать анимацию вращения при нажатии на изображение, нужно выбрать его и перейти на вкладку "Анимации". Затем, нажав кнопку «Добавить анимацию», выбираем «Вращение». В «Области анимации» на правой панели инструментов появится еще одно действие для нашего изображения. Нажав на в списке, выбираем «Время»-«Начать выполнение эффекта при щелчке» и выбираем какая картинка или текст должен вращаться при щелчке мыши (Приложение 2 фото 8).

7. Теперь выделяемкартинку со словом и устанавливаем на него анимацию «Возникновение». Нажимаем «Анимация»-«Возникновение». Наше новое действие теперь появилось на панели инструментов справа. Нажав на в списке, выбираем «Запускать после предыдущего» при щелчке мыши. Картинку со словом перемещаем сверху на картинкус фото. (Приложение 2 фото 9).

Протестируем получившуюся игру-тренажер.

Нужно убедиться, что все ссылки и эффекты работают корректно. Запускаем презентацию, нажав F5и просмотрим игру целиком. Проверяем каждую гиперссылку на игровом поле и убеждаемся, что все они ведут в правильном направлении.

Заключение

Подводя итоги нашего исследования, отмечаем, гипотеза исследования полностью подтвердилась: тренажер – игра, созданный на основе программы PowerPoint, действительно способствует расширению знаний о достопримечательностях города Тюмени и упрощает запоминание важных фактов о нём.

Цель нашей работы достигнута. Мы разработали авторскую игру-тренажер «Достопримечательности Тюмени», которую опробовали на практике с учащимися нашей школы. Яркий дизайн игры и различные анимационные эффекты привлекает внимание пользователей и значительно облегчает запоминание информации. Правила игры достаточно просты, что не вызвало никаких затруднений с её использованием.

Выполнив опрос учащихся до и после использования игры-тренажера «Достопримечательности Тюмени», можно сделать вывод, что игры-тренажеры оказывают существенную помощь в образовательном процессе. Количество правильных ответов значительно увеличилось после прохождения игры, ведь участники не только вспомнили забытые факты о городе, но и познакомились с новыми, ранее не известными.

Кроме того, нашу игру можно постоянно обновлять, добавляя новые факты о городе и создавая новые задания. Следовательно, игра-тренажер никогда не потеряет своей актуальности и будет интересна пользователям.

Игра-тренажёр, которую мы разработалиспособствует повышению интереса обучающихся к изучению родного края, расширению историко-культурного кругозора, формированию ценностных ориентаций и умению работать в команде.

Список литературы

  1. Берман Н. Д. MS PowerPoint 2010 : учебное пособие / Н. Д. Берман, Т. А. Бочарова, Н. И. Шадрина. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. – 88 с.

  2. Булатова В. А. 35 архитектурных шедевров / В. А. Булатова — «Издательские решения», 2020. – 168 с.

  3. Булатова В.Путеводитель по Тюмени / В. Булатова — «Издательскиерешения», 2022. – 122 с.

  4. Ефимов. В.Ф. Использование информационно-коммутативных технологий в начальном образовании школьников/Начальная школа 2009 №2 стр. 38-43.

  5. Исламова. С.Ю. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе. Виды развивающих игр URL: https://агасу.рф/journal/wp-content/uploads/2019/01/sborka-mnpk-12-396-399.pdf

  6. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс] Медицинская энциклопедия:

https://gufo.me/dict/medical_encyclopedia/

  1. Юсупов. А.Х. Интерактивные тренажёры и их роль в учебном процессе / Инновационная наука 2019№1 стр.60-61.

  2. Яковлева. Е. В. Зачем ребенку играть / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 57-59.

  3. https://gorod-t.info/

Приложение 1

  1. Арт объекты, памятники, скульптуры

1. Памятник «С чего начинается Родина»

2.Мемориал погибшим ВОВ 1941-1945 гг.

3. Памятник «Копейка»

4.Памятник «Бронзовые тапочки»

5.Памятник «Мост Победы»

6.Стела «Город трудовой доблести»

7.Скульптура «Тюмень летящая»

II. Архитектурное наследие

1.Дом Иконникова

2.Дом Давыдовой

3.Государственный аграрный университет Северного Зауралья

4.Информационно-библиотечный центр ТГУ

III. Музеи, театры

1.Краеведческий музей «Городская Дума»

2. Музей «Царская пристань»

3. «Станция Тура»

4. Драматический театр

IV. Скверы, парки, прогулочные зоны

1.Сквер «Сибирских кошек»

2. «Дунькин сад»

3. «Александровский сад»

4. «Аптекарский сад»

5. Набережная реки Тура

6. Масловский взвоз

Приложение 2

фото 1 фото 2

фото 3

фото 4 фото 5

фото 6

фото7

фото 8

фото 9

Приложение 3

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Я провожу исследование и мне необходима твоя помощь.

Прошу тебя ответить на вопросы анкеты:

1. Нравится ли тебе играть и одновременно обучаться:

а) да

б) нет

2. В честь каких животных построен сквер в городе, которые в годы войны, спасли Ленинград (Санкт-Петербург) от нашествия крыс?

а) «Сибирских кошек»

б) «Сиамских кошек»

в) «Домашних кошек»

3. Он в Тюмени является самым большим в России.

а) Аквапарк

б) Драматический театр

в) Кукольный театр

4. Чей самый большой скелет в России выставлен в краеведческом музее Тюмени?

а) кит

б) мамонт

в) динозавр

5. В каком городе Тюменской области находится музей «Царская пристань»?

а) Ялуторовск

б) Тюмень

в) Тобольск

6. Масловский взвоз в Тюмени это…

а) парк на берегу Туры

б) часть дороги

в) завод по производству масла

7. Как называется Мемориальный комплекс, находящийся на Исторической площади города Тюмени около музей Городская Дума?

а) Мемориал погибшим воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

б) «Борцам Революции»

в) «Памятник учащимся школ города Тюмени, не вернувшимся с войны»

8. Где в Тюмени находится памятник «С чего начинается Родина»?

а) Тюменская набережная

б) Площадь имени И. М. Губкина

в) Площадь возле цирка

9. Какой памятник самый маленький в Тюмени?

а) Памятник «Бронзовые тапочки»

б) Памятник «Лягушке-путешественнице»

в) Памятник «Бездомной собаке»

10. Какой монете есть памятник в Тюмени?

а) «Гривенник»

б) «Копейка»

в) «Рубль»

Приложение 4

Приложение 5

Вопросы к игре-тренажеру «Достопримечательности Тюмени»

1. Какой сквер изображен на фото?

2. Это учреждение культуры является самым большим в России среди аналогов?

3. Где в Тюмени находится самый большой в России скелет мамонта?

4. Вдоль какой реки расположена Тюменская набережная?

5. Как называется пешеходный мост через реку Тура?

6. Здание какого музея Тюмени украшают старинные часы-куранты?

7. Что сделало район Масловского взвоза в 19 веке престижным и очень оживленным?

8. Почему музей «Царская пристань» в Тюмени носит такое название?

9. Где в Тюмени находится данный барельеф?

10. На какой иллюстрации изображен памятник «С чего начинается Родина»?

11. Где в Тюмени установлен памятник «Бронзовые тапочки»?

12 Что в руках у женщины в скульптуре «Тюмень летящая»?

13. Недалеко от ДК "Железнодорожник", по улице Первомайской, стоит уникальный памятник, который, скорее всего, является единственным в России. Чем отличается этот памятник от остальных?

14. Где располагался Дунькин сад?

15. Почему был разобрана лестница и танцплощадка в Никольском саду?

16. Кто посетил Тюмень в мае 1837 года и после этого парк был назван его именем?

17. Какими объектами был оборудован Александровский сад в далекие времена?

18. Кто был хозяином Аптекарского сада в Тюмени?

19. Какова высота стелы мемориала «Город трудовой доблести»?

20. Кто был первым владельцем деревянной усадьбы на иллюстрации в Тюмени?

21. Что организовали Колокольниковы в доме в годы гражданской войны?

22. Кто организовал в своем доме первую гостиницу в Тюмени?

23. На какой иллюстрации изображен Информационно-библиотечный центр ТГУ?

24. Что находилось на месте Информационно-библиотечного центра ТГУ в 1937-1938гг прошлого века?

25. Где в городе Тюмени хранилось тело Ленина во время Великой Отечественной войны?

Просмотров работы: 120