Природное наследие

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Природное наследие

Беляев К.Н. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Южно-Сахалинска
Мамоненко Т.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Южно-Сахалинска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Историко-этнографический материал дает основание полагать, что наши предки также, как и другие, осознавали неразрывную связь с природой. Отсюда следует, что человек обязан заботиться не только о спасении своей души, но и отвечать за состояние всей окружающей среды.

Каждый народ с самого раннего детства приобщал подрастающее поколение к данному процессу, формирующему в свою очередь аналогичное экологически-культурное отношение к природе.

Сахалинская область – единственный регион Российской Федерации, который полностью расположен на островах, находящихся в Тихом океане. Из-за такого расположения вся территория находится в зоне умеренного муссонного климата. Рядом с островами граничит государство Японии, а сама область входит в азиатскую часть света.

Хоть площадь самой области не слишком велика (всего 87101 квадратный километр), однако в данном регионе представлено несколько природных зон. Так на острове соседствуют тайга, хвойные леса, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, а также спящие и действующие вулканы. В связи с этим в регионе представлено большое разнообразие природы и фауны.

Также на территории острова проживает большое количество разных национальностей (нивхи, корейцы, русские и т. д.), а общая численность населения составляет 485,6 тысяч человек. На быт и традиции каждых из этих народов повлияла природа Сахалинской области.

Цель исследовательской работы: изучение коренных малочисленных народов севера, проживающих на территории Сахалинской области.

Задачи:

  1. Изучить коренные малочисленные народы севера, проживающие на территории Сахалина.

  2. Отметить этнические черты народа.

  3. Провести опрос среди учащихся МАОУ СОШ №22 г.Южно-Сахалинска.

  4. На примере двух народов (нивхи, орочи) раскрыть их самобытность.

Объект исследования: народы, населяющие остров Сахалин.

Предмет исследования: коренные малочисленные народны севера, населяющие Сахалин (нивхи,орочи).

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование учащихся.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы учащимися и учителями при подготовке к урокам окружающего мира для начальной школы и для уроков краеведения.

Методы, используемые в работе: сбор и обработка теоретического материла, синхронизация материала, метод исследования, анализ полученных результатов при проведении опроса.

Глава 1

Природное наследие острова

Сахалин — самый большой остров России, протянувшийся более чем на 900 км. с севера на юг. Ширина же острова не превышает 160 км. Берега острова то низменные с лагунами, то крутые и обрывистые. Сахалин имеет гористый рельеф, наивысшая точка острова— гора Лопатина (1609 м). Равнины и низменности составляют лишь четвертую часть территории острова. (Приложение 1)

На Сахалине множество рек и озер. Самые крупные реки— Тымь и Поронай, а наиболее крупные озера Сахалина–Буссе, Вавайское, Изменчивое, Тунайча. (Приложение 2). Леса Сахалина занимают 2/3 его территории. О мере подъема в горы елово-пихтовые леса сменяют леса из каменной березы. Открытые участки территории острова покрыты лугами, а прибрежное мелководье –подводными лугами из водорослей.

Богат животный мир Сахалина и морская фауна Сахалина. (Приложение 3). Единственным природным заповедником Сахалина является Поронайский заповедник.(Приложение 4)

К основным природным достопримечательностям Сахалина можно отнести (Приложение 5): грязевой вулкан рядом с Южно-Сахалинском; термальные и минеральные источники в заливе Даги и Синегорье; кукуры, скалы и рифы полуострова Шмидта (на севере острова); двухглавая гора Вайда и Вайдинская пещера (в верховьях рек Мелкая и Витница); мыс Великан на побережье Охотского моря; мыс Крильон на южной оконечности острова; остров Тюлений- лежбище морских котиков; остров Монерон- уникальный природный парк.

Глава 2

Народы Сахалина

Этот дальневосточный многонациональный край с суровым климатом для многих непостижим. С глубокой древности здесь живут несколько тысяч представителей коренных малочисленных народов, относящихся к четырём основным этническим группам: нивхам, уильта, эвенкам и нанайцам. Коренные этносы, численность которых оставляет менее одного процента населения островного региона, до сих пор хранят тайны предков, а уклад их жизни не меняется столетиями. Они ловят рыбу, разводят оленей, собирают дикоросы, занимаются художественными промыслами и народными ремёслами. Обладая уникальной культурой, колоссальным жизненным потенциалом и историческим опытом, малочисленные народы придерживаются традиционного уклада жизни, сохраняя национальную идентичность.

2.1. Нивхи

Нивхи представляют собой самую многочисленную группу коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области. Добывая летом лосося, они строили жилища на сваях у моря и по берегам нерестовых рек, глубокой осенью переезжали в зимние землянки, устроенные в защищённой от ветра местности. Исторически разделены на две группы по региону проживания: амурскую и сахалинскую. Представители этих групп отличаются по диалектам и культурным особенностям. Значительная часть нивхского населения расселена в Хабаровском крае, образуя материковую группу. Вторая, островная группа, представлена на севере острова Сахалин. Старое название нивхов-гиляки. Слово «гиляки» происходит от названия «гилякэ», «гилями», что означает «люди, передвигающиеся парными веслами на больших лодках» (Приложение 6).

2.2. Ороки (Уильта)

Ороки (Уильта) — один из самых малочисленных этносов на планете, проживающий только на Сахалине (всего около 400 человек). В прошлом уильта занимали восточное побережье от полуострова Шмидта до залива Анива.

Ороки — тунгусо-маньчжурский народ. В 2002 году численность ороков в России составляла 346 человек, в 2010 году — 295 человек. Этнические названия «орочен», «орочён», «орочоны», «орочи», «орочолы», «ороки» происходят от слова «орон», которым в тунгусо-маньчжурских языках обозначается домашний олень. Ороки подразделяются на две исторически сложившиеся группы — доронени и суннени. (Приложение 7)

Глава 3

Природа и этнос Сахалина

3.1 Промысел коренных малочисленных народов севера

Традиционное хозяйство нивхов комплексное, промыслового характера, с использованием всех существующих на острове ресурсов. Их основными занятиями являлись рыболовство, морской зверобойный промысел и охота, а также собирательство, транспортное собаководство.

Образ жизни нивхов характеризовался значительной степенью подвижности, так как их хозяйственные заботы требовали внутриостровных сезонных перемещений. Традиционная одежда нивхов была как тканной, так и изготавливалась из рыбьей и тюленьей кожи, собачьих шкур.

Весь быт нивхов был связан с рыболовством. Их пища состояла в основном из продуктов этого промысла. Рыбу ели в сыром, варенном и вяленом виде. Особым лакомством считалась строганина, изготовляемая из сырой рыбы. Русские землепроходцы сообщали, что нивхи "кормятся рыбою". Из рыбьей кожи шили верхнюю одежду, обувь, рукавицы, подстилки для постели, различные сумки, полотна для парусов. Важное место в хозяйстве нивхов занимал и морской зверобойный промысел, благодаря которому они получали мясо, жир, а также корм для собак. Шкура морских животных шла на изготовление одежды, обуви, различных сумок, ремней для собачьих упряжек и для сетей (Приложение 8)

Глава 4.

Практическая часть «Что мы знаем о коренных малочисленных народах севера, населяющих остров Сахалин»

Среди учащихся 8-х классов школы №22 г. Южно-Сахалинска было проведено анкетирование.

В опросе приняло участие 45 респондентов.

Цель анкетирования: проверить знания учащихся 8-х классов о коренных народах Сахалина.

Опросник состоял из 3 вопросов.

1.Какие коренные народы Сахалина вам известны?

2. Где проживают нивхи сейчас на территории Сахалина?

3. Каков род деятельности сахалинских нивхов?

Анализ полученных результатов отражён на диаграмме. (Приложение 9).

Таким образом, по результатам анкетирования было выявлено, что учащиеся знают, какие народы проживают на территории нашего острова. Большинство учащихся осведомлены о роде деятельности сахалинских нивхов, ответив, что он связан с рыбной ловлей, морским промыслом и сбором дикоросов.

Заключение

Природа и климат острова сильно влияли на жизнь и быт народов острова. В зависимости от проживания каждый народ использовал подручные материалы: растения, животных, полезные ископаемые, особенно это касается народов, которые проживают на севере острова, так как там суровый климат. Также народы могли пересекаться между собой, смешивая языки и традиции, которые дошли до наших дней.

В проведенном исследовании удалось установить, что культура коренных народов севера уникальна.

Глубокое внутреннее проникновение основных элементов культуры позволяют отметить особую спаянность, синтетичность и неразрывность ее. Древние национальные традиции в XXI веке имеют современное оригинальное прочтение, песни и танцы исполняются под современные музыкальные инструменты, при этом самобытность и духовное начало бережно сохраняются и передаются потомкам.

Мир коренных этносов тесно связан с природой, которую они издревле считают своим домом. Для малочисленных народов Сахалина, традиционно передающих молодёжи знания о её силе, природа — это ещё и источник вдохновения для декоративно-прикладного творчества: пошива национальной одежды, резьбы по дереву, изготовления посуды и амулетов, художественной вышивки, создания орнаментов с использованием меха, замши, кожи рыбы, бересты. Следует согласиться со словами великого поэта, писателя Чингиза Айтматова: «Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества».

Цель работы достигнута, задачи выполнены.

Список использованной литературы

  1. Аболтин В.Я. Остров сокровищ: Северный Сахалин. Сборник документов и материалов/ Мин. культуры и архивного дела Сах. обл., Государственный исторический архив Сах. обл. / М.В. Гридяева, Ю.Д. Дин, Ким Чан Ок]. – М.: Буки Веди- 2016. – 376 с.

  2. Высоков М.С., Василевский А.А., Костанов А.И., Ищенко М.И.. История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История» /. М.С. Высоков. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. – 712 с

  3. Роон Т.П. Естественная история Сахалина и Курильских островов. Коренные народы. / М.М. Прокофьева, М.: Энерджи Пресс, 2010. – 68 с.

  4. Роон Т.П.. Культурное наследие народов Дальнего Востока России. Сахалинская область. Нивхи.. – М.: «Энерджи Пресс», 2011. – 226 с.

  5. Таксами Ч.М. Нивхи / под ред. И.С. Вдовин, Ленинград: Наука, 1967.- 270 с.

13.Официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области. [электронный ресурс].

Приложение 1

Остров Сахалин

Приложение 2

Озеро Изменчивое

Озеро Буссе

   

Приложение 3

Животный, растительный мир острова Сахалин. Морская фауна острова.

Приложение 4

Поронайский заповедник Сахалина

Приложение 5

Природные достопримечательности Сахалина

Кукуры

Хребет Джанко

Мыс Великан

Приложение 6

Народы Сахалина. Нивхи. Народные промыслы народа. Детали одежды.

Народный промысел- рыболовство

Одежда. Элементы орнамента одежды.

Приложение 7

Ороки. Промыслы народа. Элементы одежды.

Приложение 8

Промыслы коренных малочисленных народов севера, населяющих остров Сахалин

Оленеводство. Рыболовство.

Приложение 9

«Что мы знаем о коренных малочисленных народах севера, населяющих остров Сахалин»

Результат анкетирования учащихся. В опросе приняло участие 45 респондентов. Опросник состоял из 3 вопросов.

1.Какие коренные народы Сахалина вам известны?

2. Где проживают нивхи сейчас на территории Сахалина?

3. Каков род деятельности сахалинских нивхов?

Просмотров работы: 30