Великая Победа в истории моей школы

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великая Победа в истории моей школы

Маштакова А.М. 1
1Школа №4
Горбушина Е.А. 1
1Школа №4
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

С каждым прожитым днём всё дальше отдаляемся мы от тех исторических событий. Всё меньше остается очевидцев и участников военного лихолетья, уходят в прошлое события и даты Великой Отечественной войны. Конечно, герои не могут быть забыты! Их имена в книгах памяти, на мемориальных досках. Памятные фотографии выпускников - это не только школьный архив, но и судьбы людей, моих ровесников.

В 1941 году ряд учителей и часть выпускников школы №4 ушли на фронт. Военная обстановка наложила отпечаток на жизнь школы, хотя она и находилась в глубоком тылу. «Все для фронта! Все для победы над врагом!» — это был главный лозунг тех лет. Вместе со всем советским народом учителя, и школьники упорно работали, терпеливо переносили трудности военного времени. Школа стойко пережила вместе со всей страной тяжелое военное лихолетье.

Для нас учеников современной школы №4 остаются открытыми вопросы- каким были наши ровесники, выпускники 1941 года? Как сложилась их юность, опаленная войной? Каков пример мужества и героизма учителей? По крупицам восстанавливая события прошлого, невольно задумываешься о том, что такие события не имеют срока давности, и передача памяти о них-это наша обязанность.

Цель исследования: исследовать боевой путь, подвиг выпускников 1941 г.- участников Великой Отечественной Войны средней школы №4

В соответствии с целью, объектом, предметом были определены задачи исследования:

  1. Проанализировать имеющиеся материалы об истории школы в годы войны, учителях и выпускниках 1941 года;

  2. Обобщить воспоминания земляков, ветеранов Великой Отечественной войны;

  3. Составить обобщающиеся таблицу о боевых судьбах выпускников 1941 года.

Методы исследования быливыбраны с учетом специфики предмета и объекта исследования, соответствовали цели, задачам.

Теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, классификация, синтез, обобщение.

Практические – сравнение, описание.

Обзор литературных источников: "Огонь памяти" - стихи ярославских поэтов-фронтовиков (в эту книгу вошли биографические очерки и стихи ярославских поэтов, участников Великой Отечественной войны; старые архивы и газеты школы №4; статья о ВОВ на официальном портале Ярославской области;

Место и сроки проведения исследования: Средняя школа №4 г. Ярославль,01.09.2022- 11.09.2023.

Новизна нашей работы заключается в том, что новые данные позволят расширить историю нашей школы в годы Великой Отечественной войны. Мы стали первыми, кто систематизировал и собрал данные о выпускниках четвертой школы, участвовавших в ВОВ, опираясь на старые архивы школы. Поэтому мы думаем, что результаты работы будут интересны учителям и школьникам школы №4.

Глава 1. Военные страницы школьной истории (1941-1945 гг.)

    1. Школа-госпиталь

С первого момента, когда мы переступаем порог школы, мы слышим фразу, что «школа – наш второй дом». А если задуматься над смыслом этой фразы, то, действительно, школа – особый дом. И, как у каждого дома, у неё есть свои традиции, своя история, свои герои.

В годы Великой Отечественной войны в здании школы №4 размещались военные госпитали №291, №5775. Эвакогоспиталь №291 находился с 15 июля 1941 года по 15 июля 1943 года, работал по специализации ранения грудной клетки. В нем находилось 800 коек. Эвакогоспиталь №5775 - с 17 апреля 1943 года по 02 октября 1945 года. Его специализации - терапевтическая, неврологическая, туберкулезная. Вместимость этого госпиталя - 500 коек. Другие отделения разместились в здании на улице Советской 17 (Дворец пионеров) и в общежитии на улице Кооперативной 12. [1]

Старшеклассники дежурил в госпитале, строили оборонительные сооружения, собирали тёплые вещи для солдат. А занятия не прекращались, они просто проходили в другом здании. Уроки шли в три смены, не было тепла, света, не хватало учебников тетрадей. [3] В эти годы школой руководили: Михаил Павлович Зарубин, Валентина Васильевна Хорохорина, Надежда Александровна Кононова. В школьном архиве хранится книга приказов по школе тех, военных лет. Приказ № 244: За активную работу в деле руководства школьными отрядами на сельхоз. работах в колхозах и на заводах объявить благодарность следующим работникам: Троицкой, Абиссовой, Родзянко, Зачесовой, Власьевой. За организованность, трудолюбие и высокие показатели в работе объявить благодарность группе учащихся в количестве 8 человек, работавших в течение всего лета на полшефном заводе. За перевыполнение оборонных заказов объявить благодарность группе учащихся, работающих на складе HKO № 1005.За активную работу в концертной бригаде по обслуживанию полеводческих бригад в колхозах объявить благодарность следующим учащимся: Астромировой Татьяне. Получистовой Светлане, Цирлиной Инне, Шидловской Нине. Только за 1942 год агитбригада Дворца пионеров, в состав которой входили ученики нашей школы, провела около тысячи концертов в госпиталях, воинских частях, колхозах и сельских школах, порадовав своими выступлениями 290 000 зрителей. Кроме занятий в школе учащиеся привлекались к сельскохозяйственным работам, к расчистке железнодорожных путей, к сушке и уборке торфа, к сбору лекарственных трав и т.д. [6]

Война – это тяжёлое время, трудные жизненные условия способствовали росту заболеваний среди учащихся. Кроме традиционных респираторных заболеваний в школах отмечались случаи тяжёлых инфекций: сыпной и брюшной тиф.

Таким образом не смотря, на трудности военного времени школа- продолжала свою работу. Учебные занятия не отменялись, а только проходили в другом здании. Школьники и их наставники поддерживали боевой дух военных, выполняли множество общественных полезных работ. Сохранись имена активистов, показывающих организованность, трудолюбие и высокие показатели в работе.

1.2 «Выпуск Победы»

Школа и война. Учитель и война… Как же далеки друг от друга эти понятия. Деятельность учителя - это символ жизни, ее преемственности и непрерывности, ее вечного движения вперед. Война же - символ смерти, беды, разрушения. И тут даже не надо что-то еще расшифровывать и пояснять. Но случались в истории тяжелые страницы, когда учитель и война оказывались лицом к лицу.

17 июня 1941 года на торжественной линейке выпускникам вручаются аттестаты о среднем образовании. А через 5 дней начинается Великая Отечественная война. И вчерашние школьники вместе со своими учителями уходят на фронт. "Война смешала все наши планы, вспоминает выпускник 1941 года майор в отставке Ю. Лесков - Армия дала нам военные специальности и разбросала по всем фронтам от Баренцева до Черного моря".

Многие из учителей нашей школы ушли на защиту Родины. Среди них С.В.Быков, А.Г.Титов, Н.М.Кузьмин, Ф.С.Попов, директор школы А.М.Коротков, ещё учительница, а в прошлом и ученица нашей школы Валентина Дмитриевна Губернаторова (Приложение №1, фото №8). Однажды, будучи учителем географии, показала ребятам из своего класса фотографию одноклассников. Она была одной из «Выпуска-Победы». Этот выпуск – ребята, которые выпустились из школы в 1941 году и ушли на фронт. Совсем молодые, жаждущие свободы и мирной жизни. Начало войны стало для них неожиданным ударом судьбы, как и для всех. Несмотря на свой юный возраст, они храбро сражались за нашу Родину. Кто-то из ребят вернулся, а кто-то оставил жизнь на войне, защищая Отчизну. (Приложение №1) [1]

1.3 Лида Цветкова: «…но, Родину я люблю больше»

Добровольцем ушла на фронт выпускница нашей школы, весёлая и жизнерадостная девушка Лида Цветкова (Приложение №1, фото №1) - медсестра, автоматчица, радистка, разведчица.

На фронт ушли её отец и брат. Вслед за ними тайком убежала на фронт и Лида. «Ты не обижайся, мамочка, - говорила она маме. - Я тебя очень, очень люблю, но Родину я люблю больше!» Её вернули, и некоторое время Лида работала в военном госпитале. Раненые очень любили Лиду, посвящали ей стихи. Но на фронт она всё-таки попала, стала разведчицей.

Однажды Лида полтора месяца провела в тылу врага, собирая нужные сведения и передавая их Балтийским морякам. Эти сведения помогли сохранить жизнь целого подразделения бойцов.

В другой раз ей пришлось двое суток прятаться в подбитом немецком танке. Кругом звучала немецкая речь, и, конечно, ей было страшно, но нужные сведения она доставила в штаб. Лида осуществила свою мечту и была зачислена и роту автоматчиков.

17 января 1944 года Лида погибла от пули немецкого снайпера... Чтобы увековечить память об этой удивительной девушке после войны сначала отряд Красных следопытов (Приложение №1, фото №12), а в 1980 году в год 35летия Победы всей пионерской организации нашей школы было присвоено имя Лидии Цветковой. Ее имя стоит первым в списке выпускников школы, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Эта девушка является гордостью нашей школы и примером воинской отваги для всех учеников. Она прошла очень тяжёлый путь на этой кровопролитной войне и отдала свою жизнь за победу. Эта личность обладала такими качествами как храбрость, отвага, целеустремлённость. Современное молодое поколение должно больше узнавать о таких героях, как Лида Цветкова.

1.4.Школьная дружба - самая крепкая

Ронзин Владимир Дмитриевич (Приложение№1, фото №2) был призван в армию в июле 1941. После учёбы в Ржевском аэроклубе в г. Сорочинске и службы в противовоздушных войсках, в октябре 1942 он был направлен на фронт в район юго-западнее Сталинграда. Владимир Дмитриевич участвовал в боях за освобождение Крыма, г. Ростова, принимал участие в разгроме немецких захватчиков в Литве и Латвии. За освобождение г. Калининграда он награждён орденом Красной Звезды.

Война всех разбросала, но случались и удивительные встречи. Летом 1943 года во время ожесточённых боёв за Ростов Владимир Дмитриевич Ронзин встретил своего одноклассника Павла Ивановича Хроменкова (Приложение№1, фото№3). Сколько воспоминаний о школе и школьных друзьях! В мае 1944 года в боях за Севастополь Павел Иванович был ранен, дороги школьных товарищей на время разошлись, но они всё равно старались поддерживать связь. Владимир Дмитриевич вспоминал, что после возвращения в родной Ярославль в первые же дня пришёл в свою школу. Школьную дружбу не смогла разрушить даже война. Бывшие одноклассники стали разыскивать друг друга. Несмотря на то, что все они стали уважаемыми солидными людьми, порог родной школы по- прежнему переступали с трепетом...

Пройти суровыми дорогами войны и при этом не ожесточиться сердцем, им, конечно, помогала школьная крепкая дружба. Многие годы спустя после войны Павел Николай Иванович Хроменков в письме ученикам нашей школы писал: «Разыщите Глеба Бабанова, он настоящий герой, его воля достойна подражания!» Из 9 класса нашей школы Глеб (Приложение№1, фото№4) ушёл в аэроклуб и стал военным лётчиком. Глеб Павлович на фронте был с первых дней войны, пилотировал тяжёлые бомбардировщики. Дважды был ранен. Два года с 1944 по 1946 годы он провёл в госпиталях, но не сдался. После окончания войны закончил институт и аспирантуру, стал доктором наук, преподавал и заведовал кафедрой в медицинском институте. Удивительную судьбу разделила с ним его одноклассница и жена Анна Ивановна Чернова.

В 19 лет отдал жизнь за родину одноклассник Лиды Цветковой Эммануил Блонкштейн (приложение№1, фото№6)-командир 490-го саперного батальона. Он храбро сражался под Киевом, был тяжело ранен и скончался в полевом госпитале, так и не осуществив мечту стать космонавтом. [1]

В 18,5 лет перестало биться сердце Юрия Максимова (Приложение№1, фото №5), выпускника 1942 года. Мечтая стать художником, он был призван на военную службу и отправился учиться в Калининское военное училище, находящееся тогда в городе Рыбинске. Свое увлечение живописью он не бросал и в армии, был постоянным оформителем стенных газет и боевых листков. В боях у города Калинина был ранен. После лечения снова отправился на фронт, снова ожесточенные бои за родную землю. Он похоронен в деревне Ефремово в районе Старой Руссы. [1]

Смертью храбрых в неравных боях с врагом в деревне Молоди Гдовского района Псковской области погиб Александр Назаров (Приложение №1, фото№7). Он окончил нашу школу в 1937 году. Был активным комсомольцем, спортсменом. В мае 1942 года Александр получил звание инженера-механика и был послан на командирские курсы одного из пехотных училищ. Лейтенант Назаров участвовал в боях под Ленинградом, бои были затяжные, но немцы не смогли одолеть нашу оборону и Ленинград продолжал бороться. [4]

«В первых числах февраля 1944 года,- как вспоминает командир 863 стрелкового полка,- полк был послан в тыл немцев для боевых действий в лесах, уничтожать немецкие гарнизоны.

Первая рота, которой командовал старший лейтенант Назаров, была в головном боевом охранении. У перекрестка дорог, возле деревни Молоди, рота была внезапно атакована немцами. Бой был короткий, все немцы были уничтожены, в том бою погиб командир роты Назаров.»

Перечислять эти имена и рассказывать истории можно бесконечное количество времени. Самое главное это помнить и понимать, что эти ребята были детьми. Они были не подготовлены к этому тяжёлому и несправедливому испытанию. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо. Для своих юных лет они совершили грандиозные подвиги, которыми может гордиться каждый ученик нашей школы. [7]

Глава 2. Прошлое в настоящее.

2. 1. После войны…

В таблице №1 представлены данные, полученные в ходе исследовательской работы, об учащихся школы №4, участвовавших в Великой Отечественной Войне. Нам удалось обобщить знания о боевом пути наших выпускников. Выявить в каких родах войск они находились, а также, какие звания и награды имели. [2]

В 1963 году появилась школьная организация Красные следопыты. И как результат их работы к 20-летию Победы торжественно открывается Мемориальная доска "Они учились в нашей школе. Они погибли в боях за Родину в 1941-1945 годах». А вскоре состоялась первая торжественная встреча выпускников1941 года. [5] Не все выпускники смогли прийти на эту встречу. Для многих из них будущее, о котором мечталось на выпускном вечере, так и не наступило. Выпуск 1941 года принимал участие в 30-летнем юбилее школы, в 1976 году-об этом нам напоминает памятная фотография, сделанная выпускниками. (Приложение №1, фото №13) [8]

2.2. Памяти наших выпускников.

В настоящее время очень важно рассказывать молодому поколению о тяжёлом времени, которое переживали люди во время ВОВ. Чтобы распространить информацию, собранную нами, был проведён ряд встреч, принимали участие в конкурсах, конференциях, мероприятиях разного уровня.

В период с марта по май 2023 г. были проведены, мероприятия в 5-11 классах, посвященные выпускникам нашей школы в годы ВОВ с демонстрацией документального фильма (Приложение №4, ссылка №1) и систематизированного материала в виде таблиц. (Фото №16, таблица№1)

Совместно с городским отделением Ярославской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил в средних классах нашей школы проводилась ролевая образовательная игра «Судьбы солдатские» (Приложение №2, фото №19).Участникам предлагалось выступить в роли бойцов Красной армии и пройти боевой путь от лейтенанта до генерала. В процессе ролевой игры обучающиеся делились воспоминаниями о своей семье в годы ВОВ, о выпускниках нашей школы принимавших участие в разных военных конфликтах. Было принято решение о проведении ежегодного мероприятия « Судьбы солдатские школы №4». (Приложение №2, фото №18)

Было подготовлено выступление для восьмой городской поисково-исследовательской конференция «как наши деды воевали» (Приложение №2, фото №17). Призовое место в XXI международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» при Российской Академии Естествознания и  победа в городском дистанционном конкурсе исследовательских и творческих работ обучающихся «В едином строю» (Приложение №2, фото №20), продемонстрировали нам, что тема исследования будет актуальна во все времена. Исследование будет продолжено и память о наших выпускникам будет сохранена.

Заключение

Решая первую и вторую задачи, нам удалось проанализировать имеющиеся материалы об истории школы в годы войны, учителях и выпускниках 1941 года. В военное время школа продолжала функционировать. Школьники и учителя испытывали большие трудности в связи с нехваткой учебников и письменных принадлежностей. Принимали активное участие в мероприятиях культурной и социальной направленности.

Мы пришли к выводу, что большинство выпускников школы были призваны в 1941-1942 годах, среди них Баталов, Егорычев, Коралев, Лесков, Виллерт, Лаврентьев, Максимов, Изветкова, Цветкова, и Ронзин. Были и ребята призваны в 1939,1940 и 1943гг.

Судьбы солдат четвёртой школы сложилось по-разному. Великая Отечественная Война не пощадила никого. Кто-то вернулся с этой кровопролитной жестокой войны, а кто-то погиб в бою, кто-то скончался в госпитале, кто-то потерял семью, друзей.…В школьном архиве содержится множество фотоснимков разных эпох. Все они являются ярким подтверждением имеющихся письменных источников о военных страницах истории школы.

В результате решения третьей задачи нам удалось составить обобщающую таблицу о боевых судьбах выпускников 1941 года. Большое количество наших ребят служили в пехоте, было много летчиков, артиллеристов. Не все солдаты вернулись с войны некоторые погибли в возрасте 17-18 лет. Многие имели боевые награды.

В ходе работы, мы соприкоснулись с судьбами людей, я стала лучше понимать то трудное для нашей страны время. Выяснила, что во время Великой Отечественной войны победа ковалась трудом каждого человека.

Данная тема требует дальнейшего изучения. Перспективность работы заключается в дальнейшем ее использовании во внеурочной работе и на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война». Интересно будет также рассмотреть материалы по истории школы в годы войны и сравнить их с современным развитием образовательного учреждения.

Будут исследованы другие страницы военной истории школы, поиск будет продолжен!  

Список литературы:

1. Воспоминания Добровольской Ирины Ремовны, заместитель директора по воспитательной работе школы №4, г. Ярославль.

2. Ярославская хроника Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.-Обновляется в течение суток-Ярославль- URL: https://yarwiki.ru/article/36/yaroslavskaya-oblast-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-19411945-gg дата обращения ( 12.11.2023)

3. Четыре военных учебных года. Героические будни ярославских школ". По материалам, предоставленным О. Кузнецовой, главным архивистом ГАЯО - Ярославль- URL: http://yaroslavl-v-godi-vov.tilda.ws/students (дата обращения 10.11.2023)

4.М. А. Нянковский.Ярославль – город трудовой доблести / составитель М. А. Нянковский. – Ярославль: Академия, 76, 2020. – 64 с.: ил. – (Альманах Ярославского регионального отделения Российского военно-исторического общества; вып. 3).

5.Музей комплекс «Дорогая памяти» - Москва- URL: https://1418museum.ru/heroes/ (дата обращения 01.11.2023)

6. Прифронтовая полоса: Ярославская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: сб. статей, документов и материалов. Ярославль, 2005

7. М.В.Александрова,М. Д. Кербиков. Великая Отечественная война и Ярославский край / авт. текста: М. В. Александрова, М. Д. Кербиков; под общ. ред. В. В. Горошникова; науч. ред.: Андрей Данилов, Александр Ермаков. – Рыбинск: Медиарост, 2015. – 223 с. (Библиотека ярославской семьи, кн. 23.)

8.Фотографии из личного архива Средняя общеобразовательная школа №4, г. Ярославль.

Приложения

Приложение№1.Фотографии выпусков

1941 года.

Фото №1.Лидия Цветкова Фото №2. Ронзин Владимир

Фото №3.Павел Хроменков Фото №4.Глеб Бабанов

Фото №5.Юрий Максимов Фото №6 Эммануил Блонкштейн

Фото №7. Александр Назаров Фото. №8. В.Д. Губернаторова

Фото №9. Концертная бригада в годы войны, 1941 г.

Фото №10. Лидия Цветкова, 1940 г.

 

Фото №11. Спортсменки – красавицы среди них и Лидия Цветкова.

Фото №12. Отряд Красные следопыты

Фото №13. Выпуск 1941 года на 30-летие школы в 1976 году

Фото №14. Выпуск 1941 года в 1991 году.

Приложение №2.Фотографии с

мероприятий 2023 г.

Ф ото №15. Март, 2023 год. Выступление Алёны Маштаковой перед 8 классом.

Фото №16. Апрель, 2023 год. Выступление учеников 9 «в» класса перед 5 классом.

Фото №17. Выступление на восьмой городской поисково-исследовательской конференции «как наши деды воевали».

Фото №18. Проведение ежегодного мероприятия «Судьбы солдатские школы №4»

Фото №19. Игра «Судьбы солдатские».

Фото №20. Победа в конкурсе «В едином строю»

Приложение №3. Таблица №1

«Данные о выпускниках школы №4»

Приложение №4 . Ссылка №1. на документальный

фильм «Слезы на глаза идут»: уникальная черно-белая хроника «Этот День Победы»»

https://youtu.be/1ngnNSE3UcI

Просмотров работы: 34