ВВЕДЕНИЕ
Смотрю, не отрывая глаз,
На главки завитые…
Я видел церковь много раз,
Но близко так – впервые.
На купол солнце льёт и льёт
Сиянье золотое,
И кажется, что храм поёт
Застывшей красотою.
В Чувашской Республике очень много храмов, часовен, монастырей. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, вносят в неё гармонию, радуют глаз, умиротворяют душу. На Руси представления о высшей красоте, добре и гармонии из века в век связывали с храмом. Церкви на Руси всегда отличались от бытовых сооружений своей архитектурой и внутренним украшением. Изучение истории, культуры страны неразрывно связано с изучением храмов, как памятников архитектуры. Каждый храм несёт свою судьбу, свой неповторимый характер. Во время путешествий я обратила внимание на то, что все эти сооружения имеют различную цветовую гамму. У меня возник проблемный вопрос: почему храмы Чувашии имеют разную цветовую гамму? Я поставила перед собой цель: охарактеризовать принцип применения цветовой палитры храмов моей малой родины, создать проспект. Цель определила задачи:
1.Изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории храмов.
2. Отобрать и структурировать информацию необходимую для создания проспекта.
3.Провести социологический опрос, сделать выводы.
Объект исследования: храмы Чувашии.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что она касается изучения наших духовных корней, а это - история моей Родины.
Гипотеза: предположу, чтохудожникрасписывал храмы в различные цвета для того, чтобы раскрыть красоту окружающего мира и выразить к нему своё отношение.
Новизна исследования состоит в том, что мне впервые довелось верстать проспект «Храмы Чувашии – живая история».
Методы исследования: изучение и обобщение изученных материалов; поиск информации из разных источников; сбор и обработка данных; социологический опрос – анкетирование, фотографирование; сбор фотоматериалов; интервьюирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение при проведении внеурочной деятельности, поскольку знание истории своей малой родины необходимо подрастающему поколению, чтобы укрепить в себе чувство патриотизма.
Проектный продукт - Проспект «Храмы Чувашии». Мультимедийная презентация. Иллюстрации «Храмы моей малой родины».
ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ РАБОТЫ
Подготовительный этап: |
|
1 |
Выбор темы и обоснование её актуальности. |
2 |
Определение проблемной ситуации. |
3 |
Формулировка гипотезы. |
4 |
Определение цели проекта. |
5 |
Определение задач. |
6 |
Формирование конкретного плана действий, распределенных во времени. |
Основной этап: |
|
1 |
Сбор фактического материала: посещение архива, библиотеки. |
2 |
Осуществление плана действий: посещение библиотек, архива, выездные экскурсии к храмам моей малой родины. |
3 |
Составление библиографии, ознакомление с нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме проектной работы. |
4 |
Обработка и анализ полученной информации. |
Практическая часть проекта 1.Выполнение иллюстраций гуашью к проспекту «Храмы моей малой родины». 2. Создание проспекта «Храмы Чувашии – живая история». 3. Создание мультимедийной презентации. |
|
Заключительный этап: |
|
1 |
Формулирование выводов, оценка и выработка рекомендаций. |
2 |
Создание проспекта. |
3 |
Защита проекта. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Храмы моей Родины
Для того чтобы собрать фактический материал и узнать, что означает цвет православных храмов я посетила районный архив, библиотеки, изучила информацию в Интернете. Из источников выяснила, что на Руси испокон веков было много храмов. Революция и советские годы сократили их число, но по-прежнему во многих городах и селах именно храмы являются основными достопримечательностями. Часто лишь по ним мы можем судить о культуре, архитектуре и мастерстве наших предков. Не всегда и везде храмы красили. В древней Руси почти все храмы были белыми: сложили из известняка или из того, что было, покрыли известкой - красиво, нарядно, долговечно, заодно и огрехи кладки скрыли. На севере храмы и часовни строили из дерева и ничем не покрывали. Краска дорогая и в суровом климате долго не продержится, а дерево может стоять веками. Когда в архитектуре было добавлено разнообразие, тогда стали красить и здания, в том числе и храмы. Появились и закрепились новые традиции. Если храм с красными стенами, то чаще всего он освящен в честь мучеников.
Желтые стены храма говорят о том, что, скорее всего, он освящен в честь святителя. Зелеными стены раскрашивали, если храм посвящен преподобным святым, а голубые - в честь Богородицы.
Белый - цвет Господа, это храмы Преображения, Вознесения или Богоявления.
Цвета куполов тоже носят символическое значение. Золотые купола символизируют божественный свет и силу, черные чаще встречаются в монастырях, голубые - Божьей Матери, а зеленые в честь Троицы и христианских святых. Исходя из полученных знаний можно сделать вывод о том, что хотя строгих правил и канонов на этот счёт нет, часто обнаруживается связь между цветом храма и отдельных его элементов и тем, кому он посвящён.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Следующим этапом моей работы стала поездка в село ХодарыШумерлинского муниципального округа. В нём находится Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Место это было выбрано не случайно, именно здесь я принимала обряд «крещения». Для детального изучения вопроса я встретилась с настоятелем храма протоиереем Алексеем Чумериным. Из беседы с ним я выяснила основные моменты создания церкви.
Село Ходары |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы |
Церковь |
Действует. |
Престолы |
14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; 12 июля — День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. |
Архитектурный стиль |
Эклектика (сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления зданий или художественных изделий, имеющих иной смысл и назначение). |
Цвет церкви- голубой |
В честь Богородицы. |
Купола золотые |
Символизируют божественный свет и силу. |
Год постройки |
1806 год, перестроена в 1895 году. |
Адрес |
Чувашская республика, Шумерлинский район, с. Ходары, ул. Красная Площадь, 30. |
Проезд: |
Автодорога Чебоксары- Шумерля |
1.3 Церковь Серафима Саровского города Шумерля
Следующим объектом для исследования стала церковь Серафима Саровского моего родного города Шумерля. В ней я встретилась со церковнослужителем Бубочкиной Натальей Николаевной. Из беседы с ней, выяснила, что к XX веку архитектура стала разнообразнее, тогда стали красить и здания, в том числе и храмы. Появились и закрепились новые традиции.
Город Шумерля |
Церковь Серафима Саровского |
Церковь |
Действует. |
Престолы |
15 января — Обретение (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима Саровского; 1 августа — Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (1903); 28 августа — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. |
Цвет церкви- с красными стенами |
Он освящён в честь мучеников. |
Купола золотые |
Символизируют божественный свет и силу. |
Год постройки |
В 1988 году началось строительство храма. 1 августа 1990 года состоялось торжественное освящение храма |
Адрес |
Чувашская Республика, город Шумерля, улица Фрунзе,78а |
1.4 Церковь-часовня Николая Чудотворца
Церковь - часовня Николая Чудотворца находится в городе Чебоксары, на улице Фёдора Гладкова, в крупном микрорайоне. Храм построен по проекту архитектора Лукиянова Сергея Пантелеймоновича. Небольшой, но уютный храм с прекрасной архитектурой расположился рядом с крупными медицинскими центрами, такими как Онкологический, кардиохирургический сосудистый, Эндопротезирования и ортопедии, Детская республиканская больница, Противотуберкулезный диспансер. Храм – это то место, куда мы входим с надеждой очистить душу, поставить свечу перед иконой, попросить у Бога помощи и защиты. А в этом особенно нуждаются люди, у которых возникли серьёзные проблемы со здоровьем. Храм на территории больничного комплекса - это храм веры и надежды. Веры в светлое будущее. Надежды на избавления от недуга. Двери храма всегда открыты молящимся о здравии.
Город Чебоксары |
Церковь-часовня Николая Чудотворца |
Церковь |
Действует. |
Престолы |
19 декабря |
Цвет церкви - голубой |
Преображения Господня |
Купола золотые |
Символизируют божественный свет и силу. |
Год постройки |
20 июля 2007 г. состоялась церемония закладки камня под строительство нового храма-часовни со звонницей в честь святителя Николая по 19 декабря 2009 года. |
Адрес |
улица Федора Гладкова, 29В |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучая тему, я задалась вопросом: а знают ли ответ на мой вопрос мои одноклассники? Мною были составлены вопросы и проведён опрос, в котором приняли участие 26 человек.
Мир, в котором мы живем, состоит из различных предметов. Рисуя мир, я пытаюсь его понимать. С помощью рисунков я постаралась использовать творческий подход в исследовании. Для детального изучения темы я встретилась с директором Детской школы искусств №1, художником Сурковой Ольгой Вячеславовной. Она проконсультировала меня по изучаемой теме. Поскольку «Рисунок в искусстве представляет собой изображение предметов с помощью разнообразных графических средств: точек, линий, штрихов, пятен», то я пришла к выводу о том, что для изображения храмов мне нужно увидеть в них что- то особенное: форму, цвет, размер. Изображая гуашью эти уникальные архитектурные сооружения, я радовалась их красоте. Мне хотелось созданным проспектом украсить мир вокруг себя и подарить его людям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, я пришла к выводу о том, что у каждого народа своя история, своё настоящее и своё будущее. В результате полученных данных, выявленных путем:
можно сделать вывод о том, что не все храмы окрашивали. В Древней Руси почти все храмы были белыми. Храмы очень разнообразны, но есть закономерности, которые должны соблюдаться, хотя и не все о них знают. Гипотеза, выдвинутая мною, не подтвердилась. В храмовой росписи традиционно используются цвета: белый, красный, голубой, зеленый, жёлтый. Цвет в Православии несёт в себе важное символическое значение и глубокий духовный смысл. Это же касается и цветов росписи стен храмов внутри, и краски, нанесённой на купола. В этом случае цвет — это больше, чем средство выражения художественного замысла. На сегодняшний день храмы чаще всего расписывают акриловыми, силикатными и масляными красками.
Таким образом, цель, поставленная мною, была достигнута. Задачи решены в полном объёме. Участники опроса проявили интерес к данной теме, и я презентовала им свою работу. Практическая значимость творческого проекта заключается в том, что полученный продукт может быть использован в школьном курсе «Изобразительное искусство», «Культура родного края». Это поможет школьникам повысить образовательный уровень в направлении искусства и краеведения, поскольку церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.
Список использованной литературы:
1. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. [Текст] / под общ. ред. А. М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 2. – 768 с.
2. Браславский, Л. Ю. Православные храмы Чувашии. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – 350 с. [Текст] / Баженов, Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.: С приложением географической карты Симбирской епархии. – Симбирск, 1903. – 372 с.: 1 л. карт.
3. Волков, Я. Н. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Ходары, Шумерлинский район [Текст] / Яков Волков. – 2-е изд., перераб. и доп.- Шумерля, 2016. – 32 с.
4. Иосиф (Ключников), иеродиакон. Синодик Чебоксарско-Чувашской Епархии. Иллюстрированный сборник статей о пострадавших за православную веру в годы советской власти в Чувашии. [Текст]. – Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2012. – 416 с.: ил.
5. Нестеров, В. В. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева: сборник документов [Текст] / В. В. Нестеров. - Чебоксары, ЦГИА ЧР, фонд 2, оп. 2 дело 8, стр. 267-271, 292-293,302-301,310-311,359,373-374.
6. Скворцов, Петр (священник). Летопись Ходарской церкви Покрова Пресвятой Богородицы, 1879 - 1927 г. [Текст]: рукопись из личного архива Я. Н. Волкова. – Шумерлинский район.
7. Улисов, В. Н. Ходарская церковь-памятник архитектуры [Текст] / В. Н. Улисов // Вперед. – 2006. – №. 45-46. – С. 1-2
Интернет-источники:
Чувашская Митрополия русской православной церкви [Текст]: Интернет ресурс. – [http://www.cheb-eparhia.ru/info.aspx?org=147&type=news&id=9501] ; [http://www.cheb-eparhia.ru/info.aspx?org=147&type=news&id=9501]
«Храм - история родного края» [Текст]: Интернет ресурс. – [https://урок.рф/library_kids/hram_istoriya_rodnogo_kraya_185630.html]
Народный каталог православной архитектуры [Текст]: Интернет-ресурс. – [https://sobory.ru/article/?object=19753]
«Храм - история родного края» [Текст]: Интернет - ресурс. – [https://урок.рф/library_kids/hram_istoriya_rodnogo_kraya_185630.html]
Народный каталог православной архитектуры [Текст]: Интернет ресурс. – [https://sobory.ru/article/?object=19753]
Храм святителя Николая г. Чебоксары [Текст]: Интернет ресурс. – [https://cheb-eparhia.ru/orgs.aspx?type=Hram&id=35&unit=history]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Ходары
Краткая историческая справка: Первая церковь в Ходарово (так в старину называли Ходары) была построена предположительно в середине 40-х годов 18в., т.е. в 1745-1748 годах. Она начала действовать с 13 июня 1748г., о чем можно судить по надписи в напрестольном Евангелии выданном Синодом. Присвоение церкви почетного наименования Покрова Пресвятой Богородицы происходило с момента выдачи напрестольного Евангелия. Первая церковь была деревянная. В те годы в церковном строительстве преобладала практика сочетания традиционного ярусного и центрального построения церковных зданий с элементами барочного стиля и русского классицизма. Основная масса жителей села Ходарово христианскую веру приняли в 1743 и в 1745годах, о чем свидетельствуют записи в метрических книгах. Через 25 лет прихожане Ходарской церкви, в знак солидарности с действиями Пугачева, выступили против местных священнослужителей. Они начали все громить, что связано с церковью и предавать огню и даже убили священника Петра Кондратьева После этого события в Ходарово построено новое деревянное здание церкви. Эта церковь прослужила до конца 18в. Когда она пришла в ветхое состояние, прихожане решили построить новую каменную церковь. Каменное здание церкви вступило в строй в 1806г. В 1895г.произведен капитальный ремонт. Церковь 2-х престольная: Покрова Пресвятой Богородицы и святых апостолов Петра и Павла. Длина церкви с колокольней 38м., ширина 25.5м. Колокольня 2-х ярусная высотой 19м. Штат причта: 2 священника, диакон и два псаломщика. В начале 30-х годов XX в. церковь была закрыта. Вновь была открыта в начале 1945г. и прослужила до начала 60-х годов. С1961 по 1981гг. в церкви была открыта пекарня. В середине 80-х годов была организована «двадцатка». Люди обращались в Москву и в Чебоксары и, наконец, добились открытия церкви. В1990г. здание церкви было передано епархии. Весной 1991 г. после частичной реставрации церковь была освящена архиепископом Варнавой. В 2006 г. церковь отметила 200-летний юбилей. Приход зарегистрирован в 1999г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Храм преподобного Серафима Саровского город Шумерля
Шумерля – город молодой, ему 107 лет (с 1916 г.) и поэтому храма в городе не было. Среди жителей города много верующих людей, и люди вынуждены были ездить в другие города и села, где имелись церкви. В так называемое «советское время» получить разрешение на строительство новой церкви было чрезвычайно сложно. Верующие люди неоднократно ездили в Москву за разрешением. И вот, наконец, долгожданное разрешение на открытие молитвенного дома было получено. Вначале молитвенный дом располагался по адресу ул. Толстого, 44. Богослужения начались в январе 1988 г. Первым настоятелем был иерей Петр Филиппов. Небольшая площадь дома, конечно же, не позволяла вместить всех желающих. И вскоре был приобретен дом с участком земли по адресу ул. Фрунзе, 78. Богослужения и здесь вначале проводились в доме, но уже в конце 1988 г. началось строительство храма. Начало строительства церкви связано с назначением на должность настоятеля прихода иеромонаха Силуана (Чувашова). Строительство церкви велось за счет пожертвований прихожан и государственных организаций. Архитектором храма является Р. Башаров. Простые прихожане принимали самое активное участие в строительстве церкви. И в короткие сроки храм был воздвигнут. И вот 1 августа 1990 г. состоялось торжественное освящение храма. Чин освящения храма совершил архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава в сослужении многочисленного духовенства и при большом стечении народа. Храм освящен в честь великого подвижника земли Русской преподобного Серафима Саровского. Церковь каменная теплая. Длина с колокольней 22м., наибольшая ширина 14м. Колокольня 3-х ярусная высотой 27м. Большая радость бывает у людей, когда церковь восстанавливается из руин и многократно большую радость вызывает окончание строительства церкви в твоем городе, когда её здесь никогда не было. Постепенно внутренний вид церкви преображался. Она была расписана силами местных художников М. Колчиным и А. Шматкиным. Росписи были выполнены на Евангельские сюжеты, сюжеты из жития преподобного Серафима Саровского и другие. В 1993 г. Архиепископом Варнавой был освящен придел в честь Успения Божией Матери. В начале 1998 г. игумен Силуан был переведен на другой приход и настоятелем был назначен иерей Михаил Михаль. С 2000 г. и по настоящее время настоятелем храма является протоиерей Владимир Ильин. Одновременно он является благочинным 6-ого округа. В штате прихода состоят также: иеромонах Венедикт (Раков), иерей Анатолий Егоров.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Церковь-часовня Николая Чудотворца города Чебоксары
20 июля 2007 г. в г. Чебоксары при участии управляющего Чебоксарско-Чувашской епархией митрополита Варнавы, представителей органов власти, общественных организаций и бизнеса состоялась церемония закладки камня под строительство нового храма-часовни со звонницей в честь святителя Николая по улице Федора Гладкова.
В мероприятии приняли участие Руководитель Администрации Президента Чувашской Республики Энвер Аблякимов, заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министр здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Нина Суслонова, министр внутренних дел по Чувашской Республике Вадим Антонов, президент Фонда «Чувашия» Лев Смирнов и другие. Активную поддержку в возведении храма принял член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, председатель попечительского совета Фонда «Чувашия» Леонид Лебедев. При его содействии на счет строительства храма уже привлечено 4 млн. рублей. Чек на эту сумму владыке Варнаве вручил президент Фонда «Чувашия» Лев Смирнов. Управляющий Чебоксарско-Чувашской епархией митрополит Варнава вручил предпринимателю Владимиру Ермолаеву грамоту и орден Русской Православной Церкви за поддержку при возведении Покровско-Татианинского собора г. Чебоксары. Известный предприниматель принял активное участие и в строительстве нового храма-часовни в честь Святителя Николая. 19 декабря 2009 года в день праздника Святителя Николая Высокопреосвященнейший митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава совершил освящение храма в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца в новом жилом районе на улице Федора Гладкова г. Чебоксары.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результаты опроса
В ходе исследования было опрошено 26 обучающихся 5 класса.
Вопрос |
Результаты исследования и их анализ |
Посещаете ли вы храм? Диаграмма №1. |
|
Ответов да – 23, нет - 2, затрудняются ответить – 1 По результатам опроса выявлено, что большинство опрашиваемых посещают храм. |
|
Знаете ли вы историю нашего храма? Диаграмма №2. |
|
Ответов нет - 22, да –3, затрудняются ответить – 1 При проведении опроса выяснилось, что около 85 % опрошенных участников исследования не знают историю церкви Серафима Саровского находящегося в г. Шумерля. |
|
Хотели ли бы узнать больше о храме, если бы такая информация была в доступной среде? Диаграмма №3. |
|
Ответов да - 20, нет - 5, затрудняются ответить – 1 Данный вопрос показал, что участники опроса хотели бы подробнее узнать историю о церкви Серафима Саровского. После демонстрации презентации было выявлено, что у моих одноклассников возник интерес к теме моей исследовательской работы. На данном этапе была определена её практическая значимость. |
|
Знаете ли вы, почему храмы нашей Республики везде имеют разную цветовую палитру? Диаграмма №4. |
|
Ответов да - 1, нет - 24, затрудняются ответить – 1 По проблемному вопросу моего исследования установлено, что у большинства опрошенных одноклассников знания отсутствуют. |
|
Оказывает ли храм нравственное, духовное воздействие на человека? Диаграмма №5. |
|
Ответов да - 25, нет - 0, затрудняются ответить – 1 По результатам пятого вопроса мною установлено, что 96% опрошенных считают, что церковь воспитывает души людей, а люди должны менять жизнь к лучшему. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Что означает цвет храма
Красные стены |
Храмы, освященные в честь Преображения или Вознесения Господня |
Зеленые стены |
Посвящения преподобному (святому из монахов, сумевшему уподобиться Богу) |
Голубые стены |
Храмы в честь Пресвятой Богородицы |
Белые стены |
Храмы, освященные в честь Преображения или Вознесения Господня |
Желтые стены |
Бывают у храмов в честь одного из святителей |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Что означает цвет куполов
Позолоченный |
Этот цвет символизирует Божественную славу, поэтому по традиции золотые купола в нашей стране устанавливали на самых главных храмах, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. |
Зелёный цвет |
Олицетворяет Святую Троицу, поэтому храмы, освященные в её честь, часто имеют зелёные купола. |
Голубой цвет |
напоминает верующим о чистоте и непорочности Девы Марии. Именно такие купола чаще всего имеют храмы, освящённые в честь Богоматери. |
Чёрный |
Цвет монашества. Такие купола присутствуют на монастырях. |