Учитель вечен на земле

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учитель вечен на земле

Кутин А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" города Шумерля Чувашской Республики
Сивохина М.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" города Шумерля Чувашской Республики
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Родители дают человеку жизнь в его теле,

Бог дает душу и искру таланта, но судьбу

каждый выбирает для себя сам. В.И.Угрюмова

Россия – великая страна с многовековой историей, которую каждый день создаем мы – люди. В нашем городе живут и трудятся множество успешных, талантливых, целеустремленных, трудолюбивых граждан. Свою работу я посвятил учителю, поскольку это одна из самых благородных профессий. Труд педагога – это сложная и кропотливая работа. Антон Павлович Чехов говорил: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело».

Гордостью школы, в которой я учусь, называют выпускницу 1941 года - Клару Андреевну Кирель. У меня возник проблемный вопрос: чем прославила выпускница наше учебное заведение?

Цель работы: раскрыть важность профессии «учитель» и её популяризации через изучение биографии конкретных лиц.

Задачи:

  1. Изучить материалы из личного архива К.А. Кирель.

  2. Проанализировать информацию, сделать выводы.

  3. Оформить результаты исследования и презентовать полученную информацию для членов РДДМ «Движение первых»1

Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным год 2023 объявлен Годом педагога и наставника. Выбранная тема исследования несёт в себе несомненную актуальность, поскольку профессия учителя в современном мире становится всё менее популярной среди подрастающего поколения. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Данное исследование может послужить первым шагом к её популяризации среди школьников.

Предмет исследования: имя педагога, ветерана Великой Отечественной войны Клары Андреевной Кирель.

Гипотеза: предположу, что изучение жизненного пути великого педагога поможет при выборе профессии и научит людей более уважительно относиться к учителю.

Новизна для меня заключается в выбранных методах сбора информации и предоставления исследования в виде Видеофрагмента.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы и материалов сети Internet;, фотографирование; интервьюирование; анализ и описание фотоматериалов, изучение и обобщение полученных данных.

Этапы работы:

1

Подготовительный

постановка проблемы, определение цели и задач, планирование работы.

2

Основной

работа по реализации плана, поиск и отбор материалов, создание конечного продукта

3

Практический

Посетить библиотеки, краеведческий музей города Шумерля. Произвести анализ полученных данных, выполнить презентацию с целью донести до аудитории полноценную информацию об исследуемом объекте. Создать Видеообзо́р, 2. Освоить технологию и создать QR-код3.

4

Заключительный

защита результатов, выводы, подведение итогов, презентация исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    1. Школьные годы чудесные…

Проводя работу по реализации намеченного плана, я изучил различные источники и выяснил следующие факты: родилась Клара Андреевна в селе Карамыш Саратовской области 10 марта 1923 года в семье служащего. В 1935 году окончила школу 1 ступени в городе Вольске, в 1936 году переехала с родителями в Чувашию. Окончила среднюю школу №2 города Шумерля в 1941 году.

О своих школьных годах ветеран Клара Андреевна Кирель (Калинкина) говорила с восторгом и теплотой. Вот, что писала в своих воспоминаниях бывшая ученица школы №2, выпускница 1941 года: «…Любили мы свою школу, ее просторные светлые классы, широкие длинные коридоры. …Вечера были интересные, непременно с самодеятельностью, играми и с присутствием учителей, но атмосфера была теплой и доброжелательной. А какие у нас были учителя! Герман Степанович Лебедев4 имел скромное звание – учитель пения. «Очень любила это время, требовательных учителей, своих одноклассников… Я всегда была активисткой, первой из класса стала комсомолкой. С удовольствием посещала струнный оркестр, гимнастический кружок, летом отдыхала в пионерском лагере. Только вот детство закончилось очень рано, война все спутала…»5. Год окончания школы Клары Андреевны совпал с началом войны. Вчерашнюю школьницу весть о начале войны застала по пути с реки Суры, где после выпускного вечера одноклассники встречали рассвет.

1.2. В годы великих испытаний

Драматической страницей вошла в нашу историю Великая Отечественная война. В  истории человечества было немало событий, которые оставили в ней неизгладимый след. Вот и для Клары Андреевной началась совершенно другая жизнь. В августе 1941 года она начала работать в билетной кассе железнодорожного вокзала. Когда в марте 1942 года был объявлен первый призыв, по которому стали призывать на военную службу женщин, Клара Андреевна пошла добровольцем. Военную учебу проходила в Казани. Роты и наблюдательные посты ВНОС располагались на территории Чувашской, Марийской и Татарской автономных республик: 1-я рота – в Канаше, 2-я рота – в Чебоксарах, 3-я рота – в Алатыре, 4-я – в Лаишеве. Служила в 101-м отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи, затем с 1943 года в 1303-й отдельной Ордена Красной Звезды телеграфно-эксплуатационной роте. Рота находилась в первом эшелоне во время активного наступления Первого Украинского фронта. Как она вспоминала, первой трудностью для девчонок в армии оказался быт. Ведь весь уклад армейской жизни был рассчитан на мужчин, и одежда тоже. «Выдали нам военную одежду. Я надела и заплакала, — говорит Клара Андреевна. — Гимнастерки нам были как платья. Затем мне дали другую гимнастерку, но и ее, прежде чем надеть, пришлось перешивать».

Участвовала в освобождении Киева, Житомира, Польши, Германии. Была в Белоруссии и на Украине. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом.Клара Андреевна награждена: Орденом Отечественной войны II степени, Медалью «За победу над Германией 1941 – 1945 гг.», Знаком «25 лет победы в войне 1941-1945 гг.», Знаком «Фронтовик 1941 - 1945 гг.», юбилейными медалями, Медалью Георгия Жукова, которой более всего гордится Клара Андреевна. В июле женский батальон перебазировался на Украину и вошел в состав ПВО 1-го Украинского фронта. К.А. Кирель принимала участие в освобождении Киева, затем Польши и дошла до Берлина.

Из воспоминаний К.А. Кирель: «О том, что закончилась война, узнала 7 мая. Я была на своей смене и мне позвонили из другой точки связи: «Клара, включай быстрей линию». Я включила и услышала сообщение о заключении мира. Мы стали кричать «Ура!», радовались, по щекам текли слёзы радости и боли за погибших».

Вернулась с фронта в августе 1945 года. В 1946 году поступила в Чувашский учительский институт на отделение русского языка и литературы.

1.3. Время перемен

Победу Клара Андреевна встретила под Берлином. После демобилизации в августе 1945 года вернулась в Шумерлю. Получила высшее педагогическое образование. Вышла замуж за фронтовика, с которым познакомилась еще в 10 классе. С мужем они воспитали двух прекрасных детей: сына и дочь.

После окончания войны она продолжала служить Родине, но уже в качестве педагога, преподаваярусский язык и литературу. В 1951 году пришла работать учителем русского языка и литературы в школу №3, затем в школах № 5 и № 6  Шумерли. С этого времени начинается её трудовая деятельность в педагогической отрасли. «Школа была моим вторым домом – говорила Клара Андреевна. – Коллектив во всем мне помогал, подсказывал, а ученики были моими вторыми детьми».

Неподдельная любовь к детям и бесконечная преданность профессии были отличительными чертами. Будучи по складу характера человеком неравнодушным, она упорно, год за годом, творила свой педагогический подвиг, закладывая добрые семена в детские сердца. Ученики Клары Андреевны подчеркнули, что её уроки были для них уроками жизни. Она буквально заводила класс своей любовью к литературе. Из беседы с директором школьного музея Андреевой Т.Н. я выяснил, что выпускники разных лет не забывали своего любимого учителя. Они часто навещали её. Коллеги, с которыми она работала долгие годы, рассказывают: «Клара Андреевна - удивительный человек. Педагог - фронтовик активно участвовала в общественной жизни города, приходила в школы на «Линейки Памяти», «Уроки Мужества». Она была участником митингов и парадов, состояла в Совете ветеранов. Совместно с фронтовой подругой посещала творческие встречи и вечера, концерты коллективов художественной самодеятельности. К тому же, Клара Андреевна очень любила читать. После неё осталось много книг. Произведений собственного сочинения нет, но есть тетрадь с воспоминаниями, которая хранится в музее города Шумерля.

В 2012 году ей была присуждена премия администрации города Шумерля «Общественное признание».

Можно с полной уверенностью сказать, что Клара Андреевна Кирель - лицо города Шумерли, символ его самобытности и выразительности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мой творческий проект позволяет сделать вывод о том, что этапы жизненного пути Клары Андреевны Кирель являются примером для всех нас, как нужно работать, жить, любить. Она - хранитель мудрости, опыта и традиций.Это педагог, который был новатором, наставником. Она вела за собой и учеников, и педагогов. Неутомимая труженица, несмотря на свой преклонный возраст, была полна энергии и оптимизма, вела активный образ жизни, встречалась с молодым поколением, являлась постоянным участником всех городских мероприятий. Практическая значимость моего исследования состоит в том, что данный материал можно использовать на уроках истории и внеурочной деятельности. Цель, поставленная мною, была достигнута. Задачи решены в полном объёме. Гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась.

Анализируя полученные данные по выполнению практической части, я пришёл к выводу о том, что освоить технологию для создания QR-кода весьма полезно. При помощи этого метода возможен мгновенный доступ к данным. QR-код используются для хранения данных: например, ссылок на сайты, номеров телефонов или текстов. Донести до аудитории полноценную информацию об исследуемом объекте гораздо эффективнее наглядно через видеофрагмент и презентацию.. После представления видеоролика своим одноклассникам мы пришли к выводу о том, что быть учителем - это не просто профессия, - это жизнь, судьба, призвание.

К сожалению,13 октября 2021 в возрасте 98 лет Клара Андреевна ушла из жизни. Её девиз «Люблю жить, жизнь люблю!» - хочется поддержать и равняться на таких замечательных людей, чьи судьбы являются примером мужества, стойкости, трудолюбия, любви и верности к своей профессии.

Список литературы

  1. Бадина М.Н, М.Л. Кукушкина. Бессмертный полк. Шумерлинцы на фронтах Великой Отечественной войны: библиографический сборник: Городская центральная библиотека им.Г.Н. Айги.- Шумерля:2021-564с.

  2. Кривошеев Г. Ф. Великая Отечественная война: цифры и факты. Книга для учащихся старших классов и студентов; Москва: Просвещение, 1995. – 109 с.

  3. Симсов В.К «Приближали, как могли…»- Шумерля: ГУП ЧР «Шумерлинский издательский дом». 2005.- 160с., ил.

  4. Архив семьи К.А.Кирель.

  5. Материалы историко-краеведческого музея Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» города Шумерля Чувашской Республики.

  6. Материалы Шумерлинского народного историко-краеведческого музея.

  7. Общественно политическая газета «Вперед» города Шумерля №24 от 23 февраля 1978 г. «Фронтовая юность».

Интернет источники

https://%D0%B2%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%91%D0%B421.%D1%80%D1%84/2021/10/13/ - Шумерлинская общественно – политическая газета «Вперёд»

http://www.победители21.рф/issledovatelskie-raboty/710-k-kirel-klara-andreevna.html - виртуальный кабинет

https://shumerlya.bezformata.com/listnews/shumerle-skonchalas-k-a-kirel-veteran/98499406/ - БеZФормата

https://www.google.com/search?sca_esv=581440190&sxsrf=AM9HkKmpwi26Sr7cJRUbqYQ9rgTm2- Фото Яргунина С.В.

http://muzey-boevoyslavy.21203s17.edusite.ru/p10aa1.html - сайт музея Боевой Славы 101-ГО отдельного батальона воздушного наблюдения оповещения связи

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Клара Андреевна Кирель – педагог, новатор, наставник, ветеран Великой Отечественной войны

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Из воспоминаний о Кларе Андреевне…

Б
ывший директор школы №3 Анастасия Афанасьевна Х., вспоминая годы работы Клары Андреевны, говорит, что работа этого учителя заслуживает только слов благодарности и восхищения.

Директор историко-краеведческого музея Мария Александровна К. назвала Клару Андреевну неутомимой, неугомонной, всегда готовой прийти на помощь.

Директор МБОУ «СОШ№3», глава города С.В. Яргунин, отмечает, что этот учитель является примером гордости и подражания школы, которой она отдала всю свою жизнь. Она с удовольствием приходила на встречи к молодому поколению и рассказывает о боевых сражениях.

Экс - глава администрации города Шумерля Алексей Дмитриевич Г.: «С каждым годом фронтовиков становится все меньше. Каждый должен помнить, что мы в неоплатном долгу перед людьми, которые ценой своей жизни принесли нам долгожданную победу».

Поздравительная речь в юбилейный 95 год для Клары Андреевны:

«Этапы вашего жизненного пути являются примером для всех нас, как нужно работать, жить, любить… Вы по праву снискали авторитет человека, душой болеющего за интересы дела. Вы – хранитель мудрости, опыта и традиций». «Вы всегда будете служить нам нравственным ориентиром, а воспоминания, которыми Вы щедро делитесь, помогают нам сохранить память, не потерять правду о Великой Отечественной войне»

1

2

3

4

5

Просмотров работы: 55