Создание авторских украшений из меха оленя или как сохранить культурный код от Мандяш – оленя до наших дней

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание авторских украшений из меха оленя или как сохранить культурный код от Мандяш – оленя до наших дней

Тонких А.Е. 1
1МАОУ СОШ №3 , Мурманская область, Кандалакшский район с.Алакуртти
Сидорова В.Е. 1
1МАОУ СОШ №3 , Мурманская область, Кандалакшский район с.Алакуртти
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

1. Постановка проблемы

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Север? Наверное, большинство скажет, что это суровый край, где мало Солнца и тепла. А я своей работой хочу показать, что на Севере живут люди с горячим сердцем, которые чтут и уважают традиции своих предков, хранят свою непохожесть на других и являются частью культурного кода нашей нации.

Почему это стало так важно сейчас? Мы живем на стыке столетий, как будто стоим на краю обрыва, на стадии смены эпох.

Цифровизация, политические события в ряде стран мира, искусственный интеллект и переизбыток информации подготовили наш «прыжок» в будущее. Но как остаться при этом нацией, не потерять себя?

Такую сложную, но очень важную проблему я хочу попробовать решить в своей творческо - исследовательской работе. И сделать это я хочу через создание своих собственных авторских украшений из меха оленя, так как это делали мои северные предки, построить мостик между прошлым и настоящим, ведь нация, которая не помнит своих корней, традиций и обычаев не имеет будущего.

2. Актуальность выбранной темы

Нашими предками, живущими на Кольском полуострове, были саами. Приобщаясь к богатой российской культуре, они старались не раствориться среди других народов, не исчезнуть как этнос. По языковому признаку саами являются представителями финно-угорской группы народов. Многие века саамский народ сохраняет свой традиционный уклад, фольклор, ремёсла. Сохранение культурного наследия саами является актуальной задачей для всех стран Баренц-региона, но особенную остроту эта проблема имеет в Мурманской области, где саамская этническая группа имеет наименьшую численность.

Саамское декоративно-прикладное искусство - явление глубоко оригинальное, самобытное. Во все времена народное творчество Кольских саамов интересовало как историков, так и искусствоведов, и исследователей. Мне захотелось узнать, в чем особенность этого творчества, что имело значимость для создания предметов искусства и как я могу интерпретировать эти знания и умения в современном мире, чтобы сохранить нашу уникальность, непохожесть. И в то же время продолжить писать наш культурный Северный код как часть целого большого кода всей нашей нации.

3. Цели, задачи и методы работы

Цель – развитие декоративно – прикладного искусства через создание авторских украшений из меха оленя, бисера, ракушек и камней, добываемых на Кольском полуострове. Привлечение интереса к культуре нашего края, сохранение традиций и новый взгляд на создание предметов искусства для связи поколений. Сохранение нашей уникальности, возрождение интереса к нашему культурному наследию. Я не ставлю перед собой цели в точности воссоздать технику, которой пользовались наши предки при использовании оленьего меха. Я хочу изучить и понять, насколько важным в их жизни было это животное и как в современном мире через создание уже своих авторских украшений можно прикоснуться к этому уникальному наследию, духовно обогатиться, рассказать о Севере так, как нельзя сделать это словами.

Чтобы достичь поставленных целей, мною должны быть решены следующие задачи:

  1. Изучить какие изделия из меха оленя традиционно создавали наши предки, и какую роль олень играл в их жизни;

  2. Создать авторские украшения из меха, по - новому взглянуть на обработку и использование меха, применить при изготовлении свое видение в рамках сохранения традиций;

  3. Оценить возможность рационального использования меха, ведь при создании моих украшений используется остатки шкурок, которые не пригодились на производстве;

  4. Cохранить, развить традиционную культуру народов Севера;

  5. Сформировать навыки работы с бисером, камнями, ракушками и мехом;

  6. Воспитать эстетический вкус, чувства уважения к истории коренных народов Севера;

  7. Создать условия для формирования навыков гуманного поведения, духовного развития во время своей работы;

  8. Развитие творческого потенциала и оценка возможности современного поколения хранить, беречь этот опыт как культурное наследие;

  9. Рассказать о Севере через произведения искусства, созданные своими руками с сохранением традиций и истории народов Севера

В своей работе я хочу сделать акцент на практическом, описательном методе и оценочном методе:

а) Практический

- подобрать материалы, которые можно использовать при создании украшений из меха;

- продумать весь технологический процесс создания украшений;

- объединить всю коллекцию украшений общей художественной идеей и дать ей название;

- оценить лечебные свойства созданной коллекции, ведь мех оленя уникальный природный продукт и как это свойство можно использовать;

б) Описательный

- описать весь процесс создания авторских изделий из меха;

- подготовить фотоотчет по каждой стадии создания украшения и фото конечного изделия;

в) Оценочный

- оценить, как через создание таких произведений искусства можно приобщиться к богатому культурному наследию Севера;

- понять как современное поколение, со своим новым взглядом может сохранять традиции, передавать будущим поколениям, быть уникальной нацией со своим культурным кодом, но при этом оставаться частью большой мировой культуры;

- оценить перспективы развития моего проекта при создании новых изделий из меха оленя, например коллекции одежды

4. Объект и предмет моего исследования, значимость и уникальность работы

Объектом моего исследования является – мех оленя, который будет использован для создания украшений, а предметом - сам процесс создания украшений. Однако я хочу подчеркнуть, что целью моей работы в более глубоком смысле будут не сами украшения, а как через процесс их создания сохранить культуру нашего Края и внести в нее новый и современный взгляд. Не отделять себя от остального мира, а обогатить его, быть частью этого мира, но со своими особенностями и ценностями.

В своей гипотезе я предположила, что могу создать авторские украшения из меха по мотивам тех традиций, которые веками берегли наши предки, но при этом внести в этот процесс свое видение, художественный вкус и самобытность. Уникальность работы будет состоять в том, что вы нигде не встретите таких украшений, каждое изделие создано мной вручную, и его можно носить.

Особая значимость моей работы приобретается именно сейчас, ведь мы живем в таком мире, где каждый хочет отгородиться друг от друга, доказать, что его культура важнее или значимее. А я хочу свое работой показать, что каждый народ, какой численности он бы ни был, имеет свою уникальность, но он существует не сам по себе, а как часть большой Мировой культуры. И мы современное поколение, используя вековой опт предков, обогатив его своими новыми знаниями, можем передать следующим поколениям. Ведь главный вопрос, что мы оставим после себя?

II. Основная часть.

  1. Идеи создания авторских украшений из меха, уникальность изделий или почему мы все чаще обращаемся к традициям наших предков.

Кто такой этот Мандяш – олень, который вдохновил меня на создание украшений из меха? В саамской мифологии Олень занимает одно из первых мест. Из поколения в поколение передавались саамами сказания о Мяндаше – человеке-олене с золотыми рогами, сыне Солнца, которого саамы считали своим предком. Отмечен Мяндаш самим Солнцем, и тропа его – Солнца тропа. Мяндашу в охотничей трапезе приносили в жертву обетного оленя. Саамы верили, что, съев оленя, душа его оставалась жива и невредима, что через время вернется она на землю в своем настоящем виде на благо человеку. После трапезы все косточки раскладывались на правой половине шкуры убитого оленя в строго определенном порядке – точно так, как они располагались в теле животного, в его костяке. Полученный скелет покрывали левой половиной шкуры. Костяку и шкуре придавали позу спящего животного. Первого дикого оленя охотник обязательно приносил в жертву Мяндашу, которого ели только охотники, они верили, что он придаст им силы, обеспечит счастье и удачу. Остатки супа, плевны, связки, остальное, а так же кончик сердца и хвоста зарывали в землю под пепел очага. Затем молились, воздавая хвалу охоте. Остальную часть мяса относили домой. (Все Сказание о Мандяш – олене представлено в Приложении №1 к работе стр. 20)

Для наших предков сложно переоценить значение этого священного животного, оно было для них и Божеством, и едой, и спасением от холода.

Какие изделия изготавливали наши предки из оленьего меха, и чем я вдохновилась при создании своей коллекции украшений.

Использование оленьих шкур имеет давние традиции. Кожа была и сейчас является полезным и ценным материалом для одежды и других предметов в арктических регионах. Это старейшее сырье для изготовления одежды, и как его вычинять было известно на протяжении веков.

Работа с мехом, начиная с выделки шкур, и по сей день является женским занятием. К изделиям народных промыслов из меха у северных народов относятся одежда и обувь, мешки и сумки. В числе особенностей меховых изделий можно назвать ручную выделку шкур, дубление органическими составами, раскрой без лекал, ручное сшивание сухожильными нитками, приемы украшения. Основные декоративные отделки: контрастные полоски, орнаментальные вставки, выполненные в технике меховой мозаики с использованием орнамента.

В настоящее время наиболее распространенной является традиционная одежда из оленьего меха, из которого шьют шубы, малицы (верхняя одежда с пришитым капюшоном и рукавицами), парки, обувь, капоры. Женские шубы и мужские парки украшаются полосами меховой мозаики, вставками в швы суконного канта. Меховую обувь (торбаза и унты) изготавливают из оленьих лап - камуса. Украшают орнаментальными полосками и чередованием светлых и темных полос. Встречается обувь, украшенная мозаикой из меха. Широко распространены меховые мешки и сумки, традиционно используемые для хранения рукоделия и одежды. Применяются различные способы декорирования: орнаментация, чередование темно-белых полос, бахрома, пучки бечевок, нитки бус, металлические подвески и нашивки.

Использование оленьих шкур в декоративных целях очень популярно в наше время. Северные мастерицы украшают свои изделия не только бисером, но и меховой мозаикой. Для изготовления меховой мозаики берут камус с оленя, забитого в августе. В это время ворс у шкуры оленя гладкий и блестящий. Естественно, что камус, идущий, на меховую мозаику, делают особо мягким, чтобы мездра легко протыкалась иглой.

Проанализировав опыт использования оленьего меха, я поняла, что в настоящее время его больше используют именно в одежде или для ее украшения, поэтому мне захотелось попробовать себя в той области, которая сейчас мало развита, создание авторских украшений серег, колье, накладных воротников – ожерелий, ободков и даже настенных панно. Сделать свою уникальную современную коллекцию, но в тоже время использовать опыт и традиции предков. Обратиться к истокам, к натуральным материалам, к тем богатствам, что хранит наша Северная Земля. Для меня это самый важный аспект в моей работе. Чтоб каждый, кто прочтет мою работу, через эти украшения почувствовал дыхание моего Севера, захотел носить такие украшения, приобщиться к культуре этноса, сохранять и развивать то уникальное, что есть у нас. А на основе этого создавать и новое, чтобы не прервать «культурный мост» между поколениями.

2. Процесс изготовления авторских украшений из меха: специфика, инструменты, материалы.

В своей работе я использовала то, чем богат наш край:

- обрезки оленьих шкур;

- натуральные камни, которые добываются на Кольском полуострове и которые в соответствии с моей художественной задумкой наиболее подходят для создания коллекции украшений.

Какие натуральные камни я использовала в свое работе, и какими свойствами они обладают:

А

Крупнейшее в мире месторождение — Хибинское на Кольском полуострове в России, где добывают апатитонефелиновую руду, состоящую из фторапатита и нефелина. Апатит обладает лечебными свойствами.

патит - имеет греческое название, которое в переводе означает «обман». Действительно этот полудрагоценный камень легко спутать с турмалином, топазом, бериллом, аметистом, диопсидом или аквамарином.

А

Самые крупные в РФ месторождения амазонита находятся в Кольском регионе в Западных Кейвах. Причём месторождение представляет собой сплошные пласты ярко зелёногокамня. Люди со времен древности были убеждены в том, что этот уникальный минерал представляет собой настоящий эликсир бессмертия — позволяет пожилым людям вернуть утраченную внешнюю привлекательность и лёгкость.

мазонит – камень природного происхождения, обладающий невероятно красивым оттенками лазурной морской воды. Его особенность заключается в практически полном отсутствии возможности подделать материал – природа наградила его уникальным рисунком. 

Аметист - разновидность кварца - в природе встречается не часто и относится к полудрагоценным минералам. Их формирование происходило на протяжении миллионов лет.

Самое известное месторождение аметиста находится у нас, на Кольском полуострове. Это аметистовый берег Мыса Корабль на Терском берегу, известный ещё с 16 века. Вначале добыча щеток и кристаллов велась старателями из числа поморов и монахов Соловецкого монастыря, в 1960-е годы началась промышленная разработка месторождения. Древние народы использовали кристаллы для лечения физических, эмоциональных и духовных недугов. 

Кроме того, для изготовления каждого украшения мной отдельно подбирались и другие материалы:

-деревянные заготовки;

-бисер, стеклярус, пайетки, блестки, проволока, нить для плетения бисером, специальные иглы;

-основа для закрепления украшений – фоамин, штифты для сережек;

- для панно были подобраны специальные пастельные краски

Изделия, которые я получу на выходе, должны быть

- экологически чистым;

- красивым;

- эстетичным;

- с оригинальным оформлением;

- соответствовать выбранной стилистике и содержать в себе мотивы Северных стилизаций;

- давать положительный эмоциональный настрой;

- благотворно влиять на здоровье человека, который будет их носить, то есть выполнять оздоравливающую функцию;

- решить проблему полного использования шкур на производстве;

- рассказать о нашем Крае, его культуре, обычаях, традициях;

-духовно обогатить, ведь процесс создания украшений очень трудоемкий, кропотливый и творчески уникальный

Свою коллекцию украшений я назвала «Там, на Краю Земли или год во власти пленительного Северного сияния». Этой коллекции я посвятила стихотворение своего собственного сочинения, которое называется «Посвящение Северу или ровно год как я живу во власти снега» (Приложение №2 к работе стр.22)

Технологическая последовательность изготовления авторских украшений

  1. Прорисовка шаблона идеи украшения

  2. Подбор цвета меха, его текстуры, формы для создания конкретного украшения

  3. Цветовое решение в зависимости от идеи автора

  4. Выбор техники бисеропления, долговременный и трудоемкий процесс самого плетения. Для каждого украшения я сама плела из бисера основы.

  5. Работа со стеклярусом и проволокой как формой художественной обработки готового изделия

  6. Подбор деревянных шаблонов для броши, предварительная их обработка и подготовка для использования

  7. Раскладка камней по цветовой гамме в зависимости от художественного замысла

  8. Соединение всех деталей для получения готового изделия

  9. Конечная обработка готового изделия для того, чтоб его можно было носить

В каждое свое изделие я вложила душу, сердце и много часов кропотливой работы!

3. Готовые авторские украшения и возможность их использования

Все фотографии изделий сделаны мной. Фотоотчет создания коллекции украшений представлен в Приложении №3 к работе стр. 23-25

Серьги «Сияние Севера»

Колье – пришивной воротник «Млечный путь»

Серьги и колье «Тайна Северного моллюска»

Колье и серьги «За Полярным кругом»

Настенное панно «Мандяш – олень»

Ободок для волос, украшение для головного убора «Северное солнце»

Броши «Тепло оленьего сердца»

Каждое созданное мной изделие уникально, второго такого нет. С помощью оленьего меха, натуральных камней, бисера я попыталась передать всю красоту Севера, его дыхание, непохожесть на другие регионы нашей огромной страны. Я прошла по следам культуры, традиций своих предков, но вдохнула в эти изделия свое собственное видение, стиль, красоту и понимание важности сохранения нашей самобытной культуры.

Все изделия можно носить, использовать для украшения одежды, создавать свой неповторимый образ, и в то же время, нести культуру, традиции и красоту своего Края, далеко за его пределами.

Кроме того, созданная мной коллекция обладает и лечебными, оздоровительными свойствами. Как только мех касается тела, то вы сразу чувствуете необычайное тепло, будто на вас положили грелку.

Самое известное и важное свойство — это идеальная теплоизоляция. Проще говоря, теплее оленьей шкуры из природных мехов ничего нет. Данное свойство возможно из-за структуры волосяного покрова на шкуре. Каждый волосок имеет внутри воздушную полость. Огромнейшее количество ворса и шерсти на коже северного оленя обладает одним из самых сильных тепло-сберегающих свойств в мире.

Поэтому надевая мое украшение, вы почувствуете необычное тепло, которое будет согревать вас зимой и благотворно влиять на весь организм.

III. Выводы и заключение

Начиная данную работу, я поставила перед собой важные цели и поскольку я впервые работала с мехом, сама придумала концепцию, идею и всю коллекцию, то до самого последнего момента не знала, какой будет результат моей работы.

Однако мне удалось покорить мех оленя, этот необычный материал, с которым я работала впервые и достичь важных целей:

- я создала коллекцию украшений из меха, которая расскажет лучше всяких слов о моем Севере;

-научилась работать с оленьим мехом и другими сопутствующими материалами;

-раскрыла потенциал использования таких изделий, не только для красоты, а еще в качестве лечебного, согревающего средства;

- показала рациональность в использовании оленьих шкур, все остатки производства могут превратиться в произведение искусства и использоваться, а не быть выброшенными;

- освоила технику плетения бисером, подобно тому, как наши северные мастерицы это традиционно делали на севере;

- создала условия для развития гуманного, духовного потенциала, ведь кропотливая многочасовая работа обогащает знаниями, умениями, навыками, дарит душе особое состояние

Но, я хотела бы подчеркнуть, что созданные мной украшения из меха – это лишь инструмент для понимания более важного смысла моей творческо – исследовательской работы.

Сейчас, наверное, мы больше всего нуждаемся в крепком фундаменте, который нас объединяет. И культура это то самое важное, что независимо от языка, веры, политических взглядов говорит сердцем, одинаковым для всех. Своей работой я хочу сделать шаг для сохранения традиций своего региона, для популяризации культуры, нашей самобытности, развития творческого потенциала, для изучения корней предков, то без чего мы оторваны от своей Родины. Заинтересовать и других молодых людей в этой идее, сделать ее движущей силой своего региона. Показать, что традиции это не скучные понятия из старых книг, а невероятно интересные знания и умения, которые позволяют создавать настоящие произведения искусства. Мне не хотелось в своей работе доподлинно подражать тому, что создавали ранее, хотелось, опираясь на полученные знания создать современное видение, которое было бы интересно и моему поколению.

Своей работой, я хочу показать, что надо продолжать писать свой культурный код – искать тот ключ, который объединит наше общество. Люди, которые не помнят своей истории и культуры обречены. Поэтому моя работа несет в себе больший смысл, чем просто создание украшений по мотивам традиций предков Севера. Созидая и сохраняя эту самобытность, мы заявляем о себе и как о части мировой культуры, не противопоставляя себя другим, а развиваясь параллельно, обогащая знаниями других и обогащаясь сами.

Список использованной литературы

1.Бажанов А. Белый олень [повесть] / Аскольд Бажанов. – Мурманск: Север, 2007г.

2. Большокова Н.П. Жизнь, обычаи, и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем [текст]/ Издатель. Мурманское книжное издательство, 2005 г.

3. Брэм А.Е. Жизнь животных [текст]: в 3-х т. Том 1: Млекопитающие. - М.: Терра, 1992 г.

4. Двинин Е.А. Край в котором мы живем [текст]/ Издание третье, исправленное и дополненное, Мурманск, Мурманское книжное издательство, 1966г

5. Дребенцов В.С., Сурков С.С. Животный мир Мурманской области [текст] - Мурманское книжное издательство, 1974 г.

6. Евгений Халдей. От Мурманска до Берлина [фотоальбом] - Мурманское книжное издательство, 1984 г.

7. Майстерман С.А. Кольский полуостров [фотоальбом] - Санкт-Петербург, 2002 г.

8. Парфенцева Ю. А. Чудеса Заполярья на уроках творчества [текст]: Учеб. - метод. пособие для учителей нач. кл. общеобразоват. шк. и учащихся пед. колледжей / Ю. А. Парфенцева; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, Мурм. пед. колледж. - 2-е изд., доп. - Мурманск : МОИПКРО, 2002 г.

9. Сборник стихов. - Мурманское книжное издательство [текст] / 1986г.

10. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки / Обраб. для детей Е. Пация. [текст] - Мурманск: Кн. изд-во, 1990 г.

11. Смирнов В. А. Я люблю моё Заполярье: избранные произведения [текст] / – Мурманск: Север, 2008г.

12.Солнце над тундрой. Сборник стихов [текст] / 1983 г.

13. Лечебные свойства меха [электронный ресурс] // https://nature-heals.ru/celebnoe-dejstvie-mexa/

14. Полуостров сокровищ. Какие богатства таит под землей Кольский полуостров [электронный ресурс] // https://lenta.ru/articles/2016/05/05/geo/

15. Проект «Сохранение традиций производства изделий из оленьего меха и камусов народов Севера» [электронный ресурс] // https://journal.porarosta.ru/proekt-sohranenie-tradicij-proizvodstva-izdelij-iz-olenego-meha-i-kamusov-narodov-severa/

16. Саамские амулеты [электронный ресурс] // https://privorogi.ru/talismanyi-oberegi-amuletyi/saamskie.html

17. Саамская вышивка бисером [электронный ресурс]// https://theslide.ru/uncategorized/saamskaya-vyshivka-biserom

18. Сказание о Мандяш – Олене, прародителе народа саамского[электронный ресурс]// https://bolshakovarevda.ru/saamy/skazaniya-o-myandash-olene-br-praroditele-naroda-saamskogo

19. Чем уникален мех оленя[электронный ресурс]// https://etosibir.ru/chem-unikalen-meh-olenya/

Приложение №1

«Сказание о Мандяш-олене»

Авторская иллюстрация Анастасии Тонких (масло, акрил)

«Ловта о Мяндаше» считается у саамов самой популярной. Сюжет ее рассказывает о том, как старик со старухой сосватали своих трех дочерей ворону, тюленю и оленю, а через время решили те посмотреть, как дочки их живут. Пришли к гнезду ворона, а на встречу им полудети – полуворонята бегут, дочь с выклеванным глазом выходит. Пробыли день, не понравилось, пошли ко второй. Добрались до тюленьего логова, и встречают их наполовину внучата, наполовину тюлени, да дочь с отгрызенной рукой. Погостили день к третьей направились. Жена оленя Мяндаша родителей встречать из вежи вышла, опрятная в суконное платье одетая… Созывала из тундры полудетей, полуоленят, представила бабушке и дедушкой. Олень-муж о жене заботится, в доме все прибрано любо-дорого глядеть. Стали родители у младшей дочки гостить. Смотрит мать, как дочь ее шкуры мокрые после сна детей не сушит, а выбрасывает, стала бранить. Послушалась дочь матери, вывесила шкуру сохнуть, вернулся Мяндаш из тундры, почуял кислый запах и воскликнул жене, мол, зачем сушиться положила постель? – и, не выдержав запаха, из человека вновь обернулся в оленя и в тундру побежал, а за ним и дети следом тронулись.
Первое о чем говорит сказка, о том, что и сам Мяндаш охотником на диких оленей был, одевался в шкуры диких и спал на них. Только в чистых свежих оленьих шкурах он мог охотиться. Не зря же саамы перед охотой на диких оленей несколько дней спали в нежилом помещении, чтобы выветрить запах жилья с их одежд. Другой смысл заложен на географическом уровне. У коренного народа саамов есть Легенда, в которой говорится о том, что на Кольском полуострове были саамы морские, горные (воздух) и тундровые. Вот он семейный очаг Тюленя с домом в океане, Ворона – в небе и у Мяндаша – в тундре. И хоть сейчас саамы все имеют человеческий облик, но по духу, по восприятию жизни, они остаются ближе всего к оленям. И рассматривают жизнь с оленями в тундре как наиболее духовно возвышенную, проговаривая, что если олени исчезнут, самобытность их пропадет, да собственно исчезнет сам саамский народ.

Приложение №2

«Посвящение Северу или год как я во власти снега»

На кончиках пальцев своих, к тебе пронесу я любовь!

За Кругом Полярным, я крепко держу тебя вновь.

Мой Север, где мерзлая колом земля,

Свой норов не может никак приручить,

Но если ты сердцем пророс в ее суть бытия,

То сможешь ее покорить!

На край той Вселенной ты ступишь как маленький принц,

В волшебную сказку оленью войдя,

На гордом ките, что зовется Баренц,

В морские глубины скорее со мною ныряй!

По кромке пройди моего океана,

Где толщи воды разрывает сияние свет.

Подумаешь ты, что сияние этим явленьям причина,

А я расскажу тебе важный секрет…

Как только вдыхаешь ты легкими Севера воздух,

Увидишь глаза и услышишь невидимый пульс жарких душ северян,

Объятья лесного волшебника мха,

Тебя никогда не отпустят!

Мой Север, Мой Бог, Мой Холодный Суровый любви океан!

Анастасия Тонких

Приложение № 3

(фотоотчет процесса создания коллекции украшений из меха)

Колье, воротники, серьги, броши, панно

Просмотров работы: 32